10366

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп

Доклад

Педагогика и дидактика

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп. Планирование и организация работы классного руководителя. Особенности организации взаимодействия учителя с семьей школьника. Формы виды ра...

Русский

2013-03-25

45 KB

39 чел.

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп. Планирование и организация работы классного руководителя. Особенности организации взаимодействия учителя с семьей школьника. Формы, виды работы педагога с родителями.

Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Педагог, выступающий в качестве классного руководителя, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализация ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активации усилий детей по решению собственных проблем.

Типы классного руководства:

  •  учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
  •  классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель – классный воспитатель);
  •  в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника, а также классного куратора (от лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (от лат. защитник, покровитель, опекун).

Функции КР:

  •  организаторская;
  •  идейно-воспитательная;
  •  координационно-информационная;
  •  коммуникативная);
  •  корекционная;
  •  экологическая (защита здоровья);
  •  административная.

Важной задачей КР по обеспечению целостности уч-восп-ого процесса явл-ся координация деятельности и налаживание взаимоотношений 4 коллективов: детского воспитательного; учителей, работающих с классом; родителей; трудового. В детском коллективе КР способствует организации ученич-го самоуправления, установлению деловых отношений, ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. С коллективом учителей КР обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных формах работы. Взаимодействие с род-ким коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении род-го пед-го всеобуча, участии род-лей в отдельных формах пед-кой работы с детьми.

Малая группа – это небольшое объединение людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей.

Классификация малых социальных групп:

  1.  По общественному статусу:
  •  формальные (имеют социально организованную структуру извне);
  •  неформальные (созданы на основе личных симпатий)
  1.  По времени:
    •  долговременные
    •  недолговременные
  2.  По значимости для человека:
  •  референтные
  •  группа принадлежности (членства)

Референтная группа – это группа, с мнением которой человек считается.

  1.  По уровню развития:
  •  слаборазвитые (диффузная группа; группа-ассоциация)
  •  высокоразвитые (коллектив)

В диффузной группе отсутствует организация, сплоченность и совместная деятельность.

При проявлении четкого распределения ролей появляется еще один уровень группы – корпорация.

  1.  По общественной направленности:
  •  асоциальные
  •  просоциальные.

Динамические процессы в малых группах:

1. Групповое давление и конформизм

2. Лидерство и руководство

3. Групповая сплоченность, принятие группового решения.

Классный руководитель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в В. личности школьника; будучи специалистом в области пед-ки и псих-гии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного В., в корректировке воспит. воздействий окружающей соц. среды. Эти задачи определены статусом КР. Но семейное В. – дело сугубо личное, поэтому КР выступает в роли советчика и консультанта.

Можно выделить 5 функций работы КР с родителями:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. Обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определ-х целей и задач В. В начале уч. года КР знакомит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года. Перед введением в классе новых учебных предметов, обладающих высоким воспит. потенциалом, КР проводит ознакомительную работу с содержанием и методикой этих предметов.

2) психолого-пед. просвещение родителей. Школой накоплен опыт пед-ого всеобуча родителей. Задача КР выбрать для него подходящую форму:

  •  народные университеты при ДК, ВУЗах, кинотеатрах и др. Имеют свою программу, в них проводятся лекции, семинары, консультации для родителей силами специалистов.
  •  Школьные лектории для род-лей. Привлекаются специалисты и подготовленные педагоги школы.
  •  Школьные и тематические конференции. Посвящены отдельным воспит-ным проблемам.
  •  Родительские лектории по микрогруппам. Организуются на основе групповых интересов: для род-лей трудных детей, одаренных и т.д.
  •  Поклассное просвещение род-лей.
  •  Индивидуальные консультации;
  •  Читательские конференции (обзоры и выставки для родителей);

3) вовлечение род-лей в совместную деятельность с детьми;

4) корректировка В. в семьях отдельных уч-ся;

5) взаимодействие с общественными организациями родителей (оказание мат. помощи школе, отдельным семьям уч-ся; решение отдельных вопросов жизни школы).

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К индивидуальным формам относятся посещение семьи, педагогическое поручение, педагогическая консультация. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.  

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75883. Проблеми створення комп’ютерних систем розпізнавання усного мовлення. Методи виділення й упізнавання елементів мови при обробці усного мовлення 29.83 KB
  Задача распознавания речи состоит в автоматическом восстановлении текста произносимых человеком слов фраз или предложений на естественном языке. Только в последние десятилетия компьютерная техника достигла такого уровня когда стала осмысленной задача распознавания слитной или даже спонтанной устной речи. На этом этапе выяснилось что для решения задачи распознавания речи недостаточно уметь распознавать отдельные звуки и слова команды с надежностью сравнимой с надежностью распознавания отдельных команд человеком. Поэтому задачу...
75884. Структурні компоненти словників. Особливості словникових статей нетрадиційних лінгвістичних словників 282.5 KB
  Каждая зона содержит особый тип словарной информации. Первая зона – лексический вход словарной статьи вокабула или лемма. Лексический вход обычно выделяют полужирным шрифтом и поэтому в жаргоне лексикографов и редакторов эта зона часто называется черным словом. В толковом словаре после лексического входа чаще всего следуют зона грамматической информации и зона стилистических помет.
75885. Структурні компоненти словників. Особливості словникових статей нетрадиційних лінгвістичних словників. Основные структурные компоненты словаря 37.09 KB
  Каждая зона содержит особый тип словарной информации. Первая зона лексический вход словарной статьи вокабула заголовок словарной статьи или лемма син. Поэтому в жаргоне лексикографов и редакторов эта зона часто называется черное слово. В толковом словаре после лексического входа чаще всего следует зона грамматической информации и зона стилистических помет.
75886. Гіпертекст. Базові функції гіпертексту. Види гіпертексту 28.87 KB
  Общеизвестным и ярко выраженным примером гипертекста служат вебстраницы документы HTML язык разметки гипертекста размещённые в Сети. Узлы связаны разнообразными отношениями типы которых задаются разработчиками программного обеспечения гипертекста или самим читателем. Компьютерные реализации гипертекста бывают иерархическими или сетевыми. Иерархическое – древовидное – строение гипертекста существенно ограничивает возможности перехода между его компонентами.
75887. Морфологічний та синтаксичний аналіз письмової сови. Кількісні характеристики морфем, граматичних категорій та синтаксичних конструкцій 25.93 KB
  МОРФОЛОГИЯ как часть грамматики это учение о слове о его грамматических классах частях речи морфологических категориях и формах. ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол наречие категория состояния традиционно выделяют по совокупности признаков к которым относят: 1 обобщенное грамматическое частеречное значение отвлеченное от лексических и частных морфологических значений слов данной части речи; 2 характерный для каждого класса комплекс морфологических категорий и...
75888. Комп’ютерні технології і сучасна лексикографічна наука 26.72 KB
  Множество различных компьютерных лексикографических программ можно разделить на две больших группы: программы поддержки лексикографических работ и автоматические словари АС различных типов включающие лексикографические базы данных. Автоматические словари. Иными словами различаются автоматические словари конечного...
75889. Когнітивний інструментарій когнітивної лінгвістики 26.47 KB
  В основе этого языка лежит теория знаний разработанная в искусственном интеллекте и образующая важный раздел когнитивной науки. Онтологически разделение декларативных и процедурных знаний соответствует различным типам знаний когнитивной системы человека. В теории знаний для изучения и представления знания используются различные структуры знаний фреймы сценарии планы. Минскому фрейм это структура данных предназначенная для представления стереотипной ситуации Более развернуто можно сказать что фрейм является концептуальной структурой...
75890. Понятие «империя» и многообразие его трактовок. Континентальные и морские империи 15.44 KB
  Континентальные и морские империи. Исторически такая трактовка империи оформилась не сразу. Понятие империи было тесно связано с завоеваниями территориальными захватами. Развитие империи как агрессивного расширяющегося государства всегда сопровождалось развитием личной диктатуры тиранической власти единоличного правителя.
75891. Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании. «Внутренний колониализм» 18.63 KB
  Сравнительный анализ Российской империи АвстроВенгрии Великобритании. Характер интеграции присоединенных территорий материальные духовные связи метрополии с завоеванными территориями определяют будущее империи. Сравним Британскую Российскую и АвстроВенгерскую империи.