10366

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп

Доклад

Педагогика и дидактика

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп. Планирование и организация работы классного руководителя. Особенности организации взаимодействия учителя с семьей школьника. Формы виды ра...

Русский

2013-03-25

45 KB

45 чел.

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп. Планирование и организация работы классного руководителя. Особенности организации взаимодействия учителя с семьей школьника. Формы, виды работы педагога с родителями.

Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Педагог, выступающий в качестве классного руководителя, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализация ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активации усилий детей по решению собственных проблем.

Типы классного руководства:

  •  учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
  •  классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель – классный воспитатель);
  •  в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника, а также классного куратора (от лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (от лат. защитник, покровитель, опекун).

Функции КР:

  •  организаторская;
  •  идейно-воспитательная;
  •  координационно-информационная;
  •  коммуникативная);
  •  корекционная;
  •  экологическая (защита здоровья);
  •  административная.

Важной задачей КР по обеспечению целостности уч-восп-ого процесса явл-ся координация деятельности и налаживание взаимоотношений 4 коллективов: детского воспитательного; учителей, работающих с классом; родителей; трудового. В детском коллективе КР способствует организации ученич-го самоуправления, установлению деловых отношений, ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. С коллективом учителей КР обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных формах работы. Взаимодействие с род-ким коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении род-го пед-го всеобуча, участии род-лей в отдельных формах пед-кой работы с детьми.

Малая группа – это небольшое объединение людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей.

Классификация малых социальных групп:

  1.  По общественному статусу:
  •  формальные (имеют социально организованную структуру извне);
  •  неформальные (созданы на основе личных симпатий)
  1.  По времени:
    •  долговременные
    •  недолговременные
  2.  По значимости для человека:
  •  референтные
  •  группа принадлежности (членства)

Референтная группа – это группа, с мнением которой человек считается.

  1.  По уровню развития:
  •  слаборазвитые (диффузная группа; группа-ассоциация)
  •  высокоразвитые (коллектив)

В диффузной группе отсутствует организация, сплоченность и совместная деятельность.

При проявлении четкого распределения ролей появляется еще один уровень группы – корпорация.

  1.  По общественной направленности:
  •  асоциальные
  •  просоциальные.

Динамические процессы в малых группах:

1. Групповое давление и конформизм

2. Лидерство и руководство

3. Групповая сплоченность, принятие группового решения.

Классный руководитель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в В. личности школьника; будучи специалистом в области пед-ки и псих-гии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного В., в корректировке воспит. воздействий окружающей соц. среды. Эти задачи определены статусом КР. Но семейное В. – дело сугубо личное, поэтому КР выступает в роли советчика и консультанта.

Можно выделить 5 функций работы КР с родителями:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. Обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определ-х целей и задач В. В начале уч. года КР знакомит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года. Перед введением в классе новых учебных предметов, обладающих высоким воспит. потенциалом, КР проводит ознакомительную работу с содержанием и методикой этих предметов.

2) психолого-пед. просвещение родителей. Школой накоплен опыт пед-ого всеобуча родителей. Задача КР выбрать для него подходящую форму:

  •  народные университеты при ДК, ВУЗах, кинотеатрах и др. Имеют свою программу, в них проводятся лекции, семинары, консультации для родителей силами специалистов.
  •  Школьные лектории для род-лей. Привлекаются специалисты и подготовленные педагоги школы.
  •  Школьные и тематические конференции. Посвящены отдельным воспит-ным проблемам.
  •  Родительские лектории по микрогруппам. Организуются на основе групповых интересов: для род-лей трудных детей, одаренных и т.д.
  •  Поклассное просвещение род-лей.
  •  Индивидуальные консультации;
  •  Читательские конференции (обзоры и выставки для родителей);

3) вовлечение род-лей в совместную деятельность с детьми;

4) корректировка В. в семьях отдельных уч-ся;

5) взаимодействие с общественными организациями родителей (оказание мат. помощи школе, отдельным семьям уч-ся; решение отдельных вопросов жизни школы).

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К индивидуальным формам относятся посещение семьи, педагогическое поручение, педагогическая консультация. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.  

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27567. Типология государства: формационный подход 31 KB
  Типология государства: формационный подход. Типология государства традиционно рассматривают как теория учение о типах государств когдалибо существовавших в истории человеческого общества или существующих в настоящее время. Типология государства это процесс систематизации государств с учетом их сущностных свойств для повышения эффективности в теоретической и практической деятельности по изучению государства и правоприменения. Тип государства и права ставится в зависимость от типа общественноэкономической формации.
27568. Тоталитаризм в системе антидемократических политических режимов 24.5 KB
  Тоталитаризм в системе антидемократических политических режимов. Государственнополитический режим это элемент формы государства характеризующий совокупность приемов методов способов и средств осуществления государственной власти. В научной литературе большинство авторов выделяют два вида политического режима: демократический и антидемократический. Антидемократический политический режим представляет собой противоположность демократическому и характеризуется отсутствием демократических прав и свобод; запретом деятельности политических...
27569. Укажите, какие из перечисленных событий и действий являются юридическими фактами (солнечное затмение, назначение на должность, создание литературного произведения) 26.5 KB
  Юридические факты это конкретные жизненные обстоятельства с которыми норма права связывает возникновение изменение и прекращение правоотношений. Виды ЮФ: По последствиям: правообразующие влекут возникновение правоотношений; правоизменяющие влекут изменение правоотношений; правопрекращающие влекут прекращение правоотношений. По форме проявления: положительные обстоятельства требующие их наличия для возникновения правоотношений; отрицательные обстоятельства требующие их отсутствия для возникновения правоотношений.
27570. Укажите, что является основанием деления права на отрасли 26 KB
  В основе деления права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок сферу общественных отношений однопорядкового характера однородных своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Но предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли так как общественные отношения разнообразны и часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.
27571. Федерация как особая форма государственного устройства 23.5 KB
  Федерация как особая форма государственного устройства. Форма государственного устройства территориальная организация государственной власти или иными словами внутреннее строение государства деление его на составные части. По форме государственного устройства государства могут быть простыми и сложными.
27572. Форма государственного устройства 26 KB
  Форма государственного устройства территориальная организация государственной власти или иными словами внутреннее строение государства деление его на составные части. По форме государственного устройства государства могут быть простыми и сложными. 1 Простые государства называют унитарными так как его составные части являются простыми административнотерриториальными единицами не обладающими суверенитетом. 2 Сложные государства представляют собой союз государств или состоят из обособленных государственных образований.
27573. Множественность преступлений, понятие и виды. Её отличие от продолжаемых и длящихся преступлений 29.5 KB
  Множественность преступлений понятие и виды. Её отличие от продолжаемых и длящихся преступлений. Множественность преступлений это совершение лицом двух или более преступлений независимо от того осуждалось ли лицо за предыдущие преступления. Признаки множественности: одно лицо совершает два или более преступлений; каждое из деяний должно быть установлено судом в приговоре; преступление не должно быть погашено сроком давности уголовной ответственности ст.
27574. Мошенничество, понятие и признаки. Отличие этого преступления от кражи и причинения имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием. Специальные виды мошенничества 47.5 KB
  Мошенничество 1. Обман в любой форме использованный для получения банковского кредита может квалифицироваться как мошенничество только в том случае если по делу будет установлено что обманное завладение денежными средствами совершено с целью обращения их в собственность виновного или других лиц т. Мошенничество может быть совершено только с прямым умыслом. Отличие между статьями по объективной стороне мошенничество это хищение а при причинении имущественного ущерба отсутствуют признаки хищения.