10366

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп

Доклад

Педагогика и дидактика

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп. Планирование и организация работы классного руководителя. Особенности организации взаимодействия учителя с семьей школьника. Формы виды ра...

Русский

2013-03-25

45 KB

44 чел.

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп. Планирование и организация работы классного руководителя. Особенности организации взаимодействия учителя с семьей школьника. Формы, виды работы педагога с родителями.

Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Педагог, выступающий в качестве классного руководителя, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализация ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активации усилий детей по решению собственных проблем.

Типы классного руководства:

  •  учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
  •  классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель – классный воспитатель);
  •  в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника, а также классного куратора (от лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (от лат. защитник, покровитель, опекун).

Функции КР:

  •  организаторская;
  •  идейно-воспитательная;
  •  координационно-информационная;
  •  коммуникативная);
  •  корекционная;
  •  экологическая (защита здоровья);
  •  административная.

Важной задачей КР по обеспечению целостности уч-восп-ого процесса явл-ся координация деятельности и налаживание взаимоотношений 4 коллективов: детского воспитательного; учителей, работающих с классом; родителей; трудового. В детском коллективе КР способствует организации ученич-го самоуправления, установлению деловых отношений, ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. С коллективом учителей КР обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных формах работы. Взаимодействие с род-ким коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении род-го пед-го всеобуча, участии род-лей в отдельных формах пед-кой работы с детьми.

Малая группа – это небольшое объединение людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей.

Классификация малых социальных групп:

  1.  По общественному статусу:
  •  формальные (имеют социально организованную структуру извне);
  •  неформальные (созданы на основе личных симпатий)
  1.  По времени:
    •  долговременные
    •  недолговременные
  2.  По значимости для человека:
  •  референтные
  •  группа принадлежности (членства)

Референтная группа – это группа, с мнением которой человек считается.

  1.  По уровню развития:
  •  слаборазвитые (диффузная группа; группа-ассоциация)
  •  высокоразвитые (коллектив)

В диффузной группе отсутствует организация, сплоченность и совместная деятельность.

При проявлении четкого распределения ролей появляется еще один уровень группы – корпорация.

  1.  По общественной направленности:
  •  асоциальные
  •  просоциальные.

Динамические процессы в малых группах:

1. Групповое давление и конформизм

2. Лидерство и руководство

3. Групповая сплоченность, принятие группового решения.

Классный руководитель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в В. личности школьника; будучи специалистом в области пед-ки и псих-гии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного В., в корректировке воспит. воздействий окружающей соц. среды. Эти задачи определены статусом КР. Но семейное В. – дело сугубо личное, поэтому КР выступает в роли советчика и консультанта.

Можно выделить 5 функций работы КР с родителями:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. Обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определ-х целей и задач В. В начале уч. года КР знакомит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года. Перед введением в классе новых учебных предметов, обладающих высоким воспит. потенциалом, КР проводит ознакомительную работу с содержанием и методикой этих предметов.

2) психолого-пед. просвещение родителей. Школой накоплен опыт пед-ого всеобуча родителей. Задача КР выбрать для него подходящую форму:

  •  народные университеты при ДК, ВУЗах, кинотеатрах и др. Имеют свою программу, в них проводятся лекции, семинары, консультации для родителей силами специалистов.
  •  Школьные лектории для род-лей. Привлекаются специалисты и подготовленные педагоги школы.
  •  Школьные и тематические конференции. Посвящены отдельным воспит-ным проблемам.
  •  Родительские лектории по микрогруппам. Организуются на основе групповых интересов: для род-лей трудных детей, одаренных и т.д.
  •  Поклассное просвещение род-лей.
  •  Индивидуальные консультации;
  •  Читательские конференции (обзоры и выставки для родителей);

3) вовлечение род-лей в совместную деятельность с детьми;

4) корректировка В. в семьях отдельных уч-ся;

5) взаимодействие с общественными организациями родителей (оказание мат. помощи школе, отдельным семьям уч-ся; решение отдельных вопросов жизни школы).

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К индивидуальным формам относятся посещение семьи, педагогическое поручение, педагогическая консультация. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.  

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2596. Юные знатоки физики 30.35 KB
  Юные знатоки физики Цели: Воспитательные: Привитие навыков культурного общения. Выявление способностей детей. Развивающие: Формирование умений делать опыты и пользоваться измерительными приборами, Развивать умения творчески...
2597. Позакласне (додаткове) читання світової літератури в школі 25.07 KB
  Сутність поняття позакласне читання. Значення позакласного читання учнів. Принципи організації позакласного читання. Принципи добору творів для позакласного читання. Організація системи позакласного читання. Методичні прийоми орг...
2598. Електричний струм в напівпровідниках 147.83 KB
  Характеристика електропровідності. Провідність речовин. Власна і домішкова провідність напівпровідників. Електропровідність речовин характеризується наявністю великої кількості вільних зарядів та їх рухливістю. В провідниках є вели...
2599. Психологическая характеристика подросткового возраста 210.9 KB
  Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте Подростковый возраст 10-16 лет. Четких границ нет (13-16 мальчики и 12-15 девочки). Относится к числу переходных и критических периодо...
2600. Моя професія - бухгалтер. Професійна орієнтація 190 KB
  Професійна орієнтація — система організації та проведення навчально-виховної роботи, спрямованої на засвоєння студентами необхідних знань про соціально-економічні і психофізіологічні умови правильного вибору професії, формування у них уміння аналізувати вимоги професії до психологічної структури особистості
2601. День Соборності України – день єднання народу 42.08 KB
  Психолого-педагогічне обґрунтування обрання теми та форми виховного заходу. Було обрано тему День Соборності України – день єднання народу у формі класної години. Необхідність проведення заходу виникла  у зв’язку зі святом 22 січня...
2602. Внеклассное мероприятие по теме Весна пришла 88.61 KB
  Форма проведения: соревнование двух команд Цели: развитие памяти, внимания, наблюдательности, смекалки, активизация мыслительной деятельности, формирование у учащихся навыков самостоятельной работы; воспитание духа соревнования, честности, целе...
2603. Защитники Родины 28.24 KB
  Тема: Защитники Родины. Форма проведения: игра-соревнование; Цель: расширить представление детей об общенародном празднике, посвященном вооруженным Силам России, воспитывать у них любовь к защитникам Отечества и к своей Родине, создать атмосферу п...
2604. Масленица. Воспитательное мероприятие 29.91 KB
  Цели: Познакомить учащихся с русскими традициями масленичной недели. Задачи: -  Воспитывать уважение и интерес к культурному наследию нашей страны.- Формировать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности. Материалы и ...