10366

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп

Доклад

Педагогика и дидактика

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп. Планирование и организация работы классного руководителя. Особенности организации взаимодействия учителя с семьей школьника. Формы виды ра...

Русский

2013-03-25

45 KB

43 чел.

Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп. Планирование и организация работы классного руководителя. Особенности организации взаимодействия учителя с семьей школьника. Формы, виды работы педагога с родителями.

Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Педагог, выступающий в качестве классного руководителя, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализация ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активации усилий детей по решению собственных проблем.

Типы классного руководства:

  •  учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
  •  классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель – классный воспитатель);
  •  в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника, а также классного куратора (от лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (от лат. защитник, покровитель, опекун).

Функции КР:

  •  организаторская;
  •  идейно-воспитательная;
  •  координационно-информационная;
  •  коммуникативная);
  •  корекционная;
  •  экологическая (защита здоровья);
  •  административная.

Важной задачей КР по обеспечению целостности уч-восп-ого процесса явл-ся координация деятельности и налаживание взаимоотношений 4 коллективов: детского воспитательного; учителей, работающих с классом; родителей; трудового. В детском коллективе КР способствует организации ученич-го самоуправления, установлению деловых отношений, ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. С коллективом учителей КР обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных формах работы. Взаимодействие с род-ким коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении род-го пед-го всеобуча, участии род-лей в отдельных формах пед-кой работы с детьми.

Малая группа – это небольшое объединение людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей.

Классификация малых социальных групп:

  1.  По общественному статусу:
  •  формальные (имеют социально организованную структуру извне);
  •  неформальные (созданы на основе личных симпатий)
  1.  По времени:
    •  долговременные
    •  недолговременные
  2.  По значимости для человека:
  •  референтные
  •  группа принадлежности (членства)

Референтная группа – это группа, с мнением которой человек считается.

  1.  По уровню развития:
  •  слаборазвитые (диффузная группа; группа-ассоциация)
  •  высокоразвитые (коллектив)

В диффузной группе отсутствует организация, сплоченность и совместная деятельность.

При проявлении четкого распределения ролей появляется еще один уровень группы – корпорация.

  1.  По общественной направленности:
  •  асоциальные
  •  просоциальные.

Динамические процессы в малых группах:

1. Групповое давление и конформизм

2. Лидерство и руководство

3. Групповая сплоченность, принятие группового решения.

Классный руководитель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в В. личности школьника; будучи специалистом в области пед-ки и псих-гии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного В., в корректировке воспит. воздействий окружающей соц. среды. Эти задачи определены статусом КР. Но семейное В. – дело сугубо личное, поэтому КР выступает в роли советчика и консультанта.

Можно выделить 5 функций работы КР с родителями:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. Обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определ-х целей и задач В. В начале уч. года КР знакомит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года. Перед введением в классе новых учебных предметов, обладающих высоким воспит. потенциалом, КР проводит ознакомительную работу с содержанием и методикой этих предметов.

2) психолого-пед. просвещение родителей. Школой накоплен опыт пед-ого всеобуча родителей. Задача КР выбрать для него подходящую форму:

  •  народные университеты при ДК, ВУЗах, кинотеатрах и др. Имеют свою программу, в них проводятся лекции, семинары, консультации для родителей силами специалистов.
  •  Школьные лектории для род-лей. Привлекаются специалисты и подготовленные педагоги школы.
  •  Школьные и тематические конференции. Посвящены отдельным воспит-ным проблемам.
  •  Родительские лектории по микрогруппам. Организуются на основе групповых интересов: для род-лей трудных детей, одаренных и т.д.
  •  Поклассное просвещение род-лей.
  •  Индивидуальные консультации;
  •  Читательские конференции (обзоры и выставки для родителей);

3) вовлечение род-лей в совместную деятельность с детьми;

4) корректировка В. в семьях отдельных уч-ся;

5) взаимодействие с общественными организациями родителей (оказание мат. помощи школе, отдельным семьям уч-ся; решение отдельных вопросов жизни школы).

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К индивидуальным формам относятся посещение семьи, педагогическое поручение, педагогическая консультация. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.  

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2518. Определение ускорения силы тяжести при помощи оборотного маятника 307 KB
  Большинство косвенных методов измерения ускорения силы тяжести g основано на использовании известной формулы для: периода Т колебаний физического маятника. Измерение ускорения силы тяжести при помощи оборотного маятника.
2519. Способы определение удельного заряда электрона методом магнетрона 48.15 KB
  В пределах точности эксперимента электрон – стабильная частица. Характер движения и траектория заряженной частицы зависят не от ее заряда или массы в отдельности. Измеряя скорости и траектории частиц, движущихся в электрических и магнитных полях, можно определить величину и знак удельного заряда.
2520. Изучение абсолютно упругого удара шаров 270.56 KB
  Изучение способов определения скорости тел до и после удара на основе законов сохранения, обоснование в процессе выполнения третьего закона Ньютона при упругом ударе тел.
2521. Определение концентрации носителей заряда и подвижности в полупроводниках различного типа 208.6 KB
  Измерили концентрацию носителей заряда и подвижности в полупроводниках различного типа. Установка для измерения концентрации и подвижности носителей заряда.
2522. Определение момента инерции Волочка 49.45 KB
  Изучение динамики сложного движения, сочетающего вращательное движение тела его поступательным перемещением, и определение его момента инерции.
2523. Эффект Рамзауэра 145.76 KB
  Цель работы: познакомиться с сутью эффекта Рамзауэра, изучить рассеяние электронов на атомах ксенона и определить глубину и ширину потенциальной ямы.
2524. Соотношение неопределенностей для фотонов 186.65 KB
  Цель работы: исследовать дифракцию света на узкой щели, объяснить дифракционную картину с волновой точки зрения и с помощью соотношения неопределенностей.
2525. Интерференция света. Кольца Ньютона 138.29 KB
  Цель работы: Получить на экране кольца Ньютона, используя красный и зеленый светофильтры, измерить радиусы нескольких колец, расстояния d1 и d2, рассчитать радиус кривизны линзы.
2526. Электропроводность полупроводников и металлов 130.25 KB
  Цель работы: изучить основы теории электропроводности полупроводников и металлов. Исследовать температурные зависимости для Cu (меди) и Si (кремния), качественно их сравнить.