10367

Инновационные процессы в образовании. Типы инновационных учебных заведений и особен-ности организации в них учебно-воспитательного процесса

Доклад

Педагогика и дидактика

Инновационные процессы в образовании. Типы инновационных учебных заведений и особенности организации в них учебновоспитательного процесса. Негосударственные учебные заведения. Процедура создания и регламентация деятельности образовательных учреждений. Лицензионная...

Русский

2013-03-25

43 KB

141 чел.

Инновационные процессы в образовании. Типы инновационных учебных заведений и особенности организации в них учебно-воспитательного процесса. Негосударственные учебные заведения. Процедура создания и регламентация деятельности образовательных учреждений. Лицензионная экспертиза. Государственная аккредитация.

Инновация – введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся. Этот процесс не бывает стихийным, он нуждается в управлении. Результатом его бывает использование новшеств, как теоретических, так и практических.

Группы нововведений:

- в содержании;

- в методиках, технологиях, приемах;

- в организации учебно–воспитательного процесса;

- в управлении системой школьных дел по масштабам.

 Необходимость инновационной пед-й деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования, определяется рядом обстоятельств:

1) происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно–воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;

2) усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;

3) изменение характера отношения учителей к освоению и применению педагогических новшеств;

4)вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений.

Критерии пед. инноваций:

1) новизна. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения (Бургин);

2) оптимальность – минимизация средств учителей и учащихся для достижения результатов;

3)результативность – устойчивость положительных результатов в деятельности учителей;

4) возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.

Развитие школы – это процесс разработки и усвоения новшеств. Выделяют 5 инновационных путей:

1) развитие своего собственного опыта;

2) заимствование кем-то созданного;

3) освоение научных разработок;

3) путь проб и ошибок;

5) эксперимент.

Типы инновационных учебных заведений:

1. Колледж – государственное учреждение среднего профессионального образования, видоизмененный техникум.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса: 1) структура учебно-воспитательного процесса включает множество профессиональных направлений; 2) наличие пед. классов.

Обучение ступенчатое: 1) высококвалифицированные рабочие по сложным профессиям; 2) техники; 3) младшие инженеры. После последней ступени возникает возможность поступления в ВУЗ без экзаменов на 3 курс. «+»: ступенчатость, ликвидация дублирования предметов, «-»: размыв стандартов профессионального образования, многопредметность, недостаток времени на практические занятия, выбор в качестве базовых узкопрофильных профессий (токарь, фрезеровщик, маляр).

2. Лицей – является профессионально ориентированным учебным заведением.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса: 1) организация факультативов, проведение конкурсов, олимпиад; 2) подготовительные курсы (в т. ч. платные) для поступающих в лицей; 3) учебно-воспитательный процесс нацелен на поступление выпускников в ВУЗы, причем подготовка учащихся ориентирована на определенные факультеты.

Задача: дать общее (базовое или основное) образование и помочь реализовать учащимся свои склонности и способности в выбранной ими сфере профессиональной деятельности или отказаться от сделанного выбора после знакомства с ней в лицее. Набор в лицеи осуществляется на конкурсной основе, обучение двухступенчатое: 1) допрофессиональное (знакомство с профессией, 8-9 кл.); 2) профессиональное (10-11 кл., учащиеся убеждаются в правильности своего выбора и выбирают ВУЗ). В Туле: бизнес-лицей, лицей при ТГПУ, лицей №1,  лицей №2.

3. Гимназия – среднее общеобразовательное учебное заведение, в котором образование самоценно, т. е. оно должно быть ориентированно на воспитание, обучение и развитие учащихся, склонных к умственному труду.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса: 1) учебные планы и программы определяются профилем гимназии; 2) контингент учащихся формируется на конкурсной основе; 3) введение новых курсов, не изуч. в общеобразовательной школе; 4) индивидуальная работа с учащимися, составление и реализация индивидуальных программ; 5) взаимодействие  ВУЗами, НИИ и т. д.; 6) внеклассная и внешкольная воспитательная работа; 7) педагогический коллектив включает преподавателей ВУЗов.

Выявив способных к учению детей, гимназия дает им возможность освоить базовый компонент содержания образования, расширяя его за счет введения в учебный план гимназического и авторского компонентов; готовит учащихся к получению высшего универсального образования, к творческому интеллектуальному труду. В отличии от лицея, не дает профессиональных умений. Функции: 1) профориентационная работа по выявлению интереса к профессии и проф-х способностей; 2) развитие ребенка и формирование интеллекта; 3) повышение уровня самосознания и ответственности перед обществом. Направления: гуманитарное, физико-математическое, медико-биологическое, экономическое. Две ступени обучения: 1) собственно гимназия (6-11 кл.); 2) классы специализации (10-11 кл.).

Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, согласно Закону РФ для некоммерческих организаций. Руководство осуществляет непосредственно учредитель или, по его поручению, попечительский совет, который он формирует. Учредителями образовательных учреждений могут быть: органы гос-й власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности и фонды, общественные и религиозные организации, зарегистр-е на территории РФ; граждане РФ и иностранные граждане. Схема внутреннего управления, процедура назначения руководителя этого образовательного учреждения и его правомочия определяются учредителем по согласованию с пед. коллективом и фиксируются в уставе. Эти образ-е уч-я имеют право взимать плату за образовательные услуги. Образовательное учреждение подписывает договор с обучаемым или его родителями, в котором оговариваются их взаимоотношения.

Схема, отражающая процедуру создания образовательного учреждения (ОУ):

1) представление учредителем документов о создании ОУ (заявление учредителя на регистрацию, решение учредителя о создании ОУ или соответствующий договор учредителей, устав ОУ, документ об оплате гос. регистрационной пошлины);

2) регистрация ОУ уполномоченными органами местного самоуправления в месячный срок. В результате регистрации образовательное учреждение получает права юридического лица;

3) проведение лицензионной экспертизы. Лицензионная экспертиза – установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, гос. местным требованиям, не превышающих среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано учреждение;

4) выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности в зависимости от результатов экспертизы. Лицензия – разрешение на право ведения образовательной деятельности, в котором фиксируется контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников, срок действия. С моменты выдачи лицензии появляется право на образоват-ю деят-ть и льготы. Отказ в лицензии можно обжаловать в суде;

5) аттестация ОУ. Аттестация проводится государственной аттестационной службой 1 раз в пять лет. Затраты оплачивает образ-е учрежд-е. Условие аттестованности - положительные результаты итоговой аттестации не менее 50% выпускников в течение 3 последних лет. Процедура аттестации может быть обжалована в суде, повторную аттестацию можно провести через год;

6)  гос. аккредитация ОУ по итогам проведения аттестации. Гос. аккредитация позволяет выдавать выпускникам диплом госуд-го образца, который подтверждает статус образовательного учреждения. Проводится государственными и ведомственными органами на основе заявления и заключения об аттестации. Свидетельство о гос. аккредитации – документ, подтверждающий гос. статус ОУ.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67071. ПОЛЕ ЧУДЕС «ПРОГНОЗ ПОГОДИ». СЕРІЯ ІГОР 101 KB
  Серію ігор міжпредметного характеру «Поле чудес «Прогноз погоди» проводять учні 10 – 11 класів під керівництвом вчителя фізики для учнів початкової та середньої ланок під час тижня фізики. Девіз заходу: навчився сам – навчи іншого. Мета серії ігор «Поле чудес «Прогноз погоди»: сформувати вміння орієнтуватися в оточуючому середовищі...
67072. Імен таємнича влада. Засідання мовного гуртка «Юний філолог» 83.5 KB
  Слово вчителя: У безкінечному ряді живих істот людини наділена одним незвичайним правом: вона і тільки вона має привілей вибирати наймення собі дітям своїм усьому навколишньому містам селам річкам звірам рослинам А хто знає як називається наука яка вивчає систему особових імен...
67073. Вправи на змінювання іменників за числами. Іменники, що вживаються лише в однині або лише в множині 41.5 KB
  То що ж називає іменник На які питання відповідає А чому ми ставимо до іменника питання хто і що Що ви ще можете сказати про іменник іменники бувають власні загальні. Перевірка А як ви думаєте які найважливіші іменники у житті кожної людини мама тато життя здоровя хліб мова праця хата батьківщина мир...
67074. Робота з комп’ютерними програмами на підтримку вивчення української мови. М’які і тверді приголосні 2.86 MB
  Мета. Продовжувати вчити дітей працювати з комп’ютерними програмами підтримки вивчення української мови, перевірити вміння диференціювати звуки на твердість та м’якість; закріплення навичок фонетичного аналізу слова; розвивати логічне мислення, увагу, зосередженість; виховувати дисциплінованість та культуру навчальної праці при роботі з комп’ютером.
67075. Як працювати з програмами на розвиток логічного мислення 2.13 MB
  Мета. Ознайомити учнів з видами логічних задач: ребусами, пазлами, танграмами, формувати уміння роботи з комп’ютером, користування мишею, розгадувати ребуси, працювати з головоломками «Пазл» і «Танграм». Розвиток уваги, логічного мислення, просторової уяви, пам’яті.
67076. Основні правила Інтернет-безпеки і Інтернет-етики 38 KB
  Протягом певного часу необхідно згадати якомога більше термінів, пов’язаних з роботою в Інтернеті; терміни записуються на аркушах фломастерами. По команді вчителя капітани вивішують аркуші на дошку. Далі проводиться обговорення термінів із наведенням командами їх означень. Балами оцінюються кількість згаданих термінів і їх чітке пояснення.
67077. Українські народні музичні інструменти 224.5 KB
  Добрий день! Сьогодні ми з вами поговоримо про українські народні музичні інструменти. Ми живемо в час, коли відроджуються національні традиції, а побудова суверенної України неможлива без виховання національної гідності, любові до народних святинь. Ви маєте можливість не тільки почути розповідь про музичні інструменти...
67078. Дерева, кущі, трав’янисті рослини. Якими бувають рослини. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання і віднімання пов’язані з нумерацією чисел. Задача на три дії 60 KB
  Сьогодні ми дізнаємося на які групи поділяються рослини. А також будемо вправлятися у записуванні трицифрових чисел, у додаванні та відніманні розрядних чисел, будемо розв’язувати задачу на три дії. III. Перевірка домашнього завдання. Біля входу в царство нас зустрічає принцеса.
67079. Змінювання іменників за зразком: один - багато 53 KB
  Мета: удосконалювати уміння розпізнавати слова, які означають назви предметів; вчити змінювати слова-назви предметів за зразком: один-багато; сприяти усвідомленню того факту, що всі люди мають рівні права; розвивати уміння працювати в парі та групі; виховувати почуття власної гідності, повагу до інших.