10367

Инновационные процессы в образовании. Типы инновационных учебных заведений и особен-ности организации в них учебно-воспитательного процесса

Доклад

Педагогика и дидактика

Инновационные процессы в образовании. Типы инновационных учебных заведений и особенности организации в них учебновоспитательного процесса. Негосударственные учебные заведения. Процедура создания и регламентация деятельности образовательных учреждений. Лицензионная...

Русский

2013-03-25

43 KB

143 чел.

Инновационные процессы в образовании. Типы инновационных учебных заведений и особенности организации в них учебно-воспитательного процесса. Негосударственные учебные заведения. Процедура создания и регламентация деятельности образовательных учреждений. Лицензионная экспертиза. Государственная аккредитация.

Инновация – введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся. Этот процесс не бывает стихийным, он нуждается в управлении. Результатом его бывает использование новшеств, как теоретических, так и практических.

Группы нововведений:

- в содержании;

- в методиках, технологиях, приемах;

- в организации учебно–воспитательного процесса;

- в управлении системой школьных дел по масштабам.

 Необходимость инновационной пед-й деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования, определяется рядом обстоятельств:

1) происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно–воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;

2) усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;

3) изменение характера отношения учителей к освоению и применению педагогических новшеств;

4)вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений.

Критерии пед. инноваций:

1) новизна. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения (Бургин);

2) оптимальность – минимизация средств учителей и учащихся для достижения результатов;

3)результативность – устойчивость положительных результатов в деятельности учителей;

4) возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.

Развитие школы – это процесс разработки и усвоения новшеств. Выделяют 5 инновационных путей:

1) развитие своего собственного опыта;

2) заимствование кем-то созданного;

3) освоение научных разработок;

3) путь проб и ошибок;

5) эксперимент.

Типы инновационных учебных заведений:

1. Колледж – государственное учреждение среднего профессионального образования, видоизмененный техникум.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса: 1) структура учебно-воспитательного процесса включает множество профессиональных направлений; 2) наличие пед. классов.

Обучение ступенчатое: 1) высококвалифицированные рабочие по сложным профессиям; 2) техники; 3) младшие инженеры. После последней ступени возникает возможность поступления в ВУЗ без экзаменов на 3 курс. «+»: ступенчатость, ликвидация дублирования предметов, «-»: размыв стандартов профессионального образования, многопредметность, недостаток времени на практические занятия, выбор в качестве базовых узкопрофильных профессий (токарь, фрезеровщик, маляр).

2. Лицей – является профессионально ориентированным учебным заведением.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса: 1) организация факультативов, проведение конкурсов, олимпиад; 2) подготовительные курсы (в т. ч. платные) для поступающих в лицей; 3) учебно-воспитательный процесс нацелен на поступление выпускников в ВУЗы, причем подготовка учащихся ориентирована на определенные факультеты.

Задача: дать общее (базовое или основное) образование и помочь реализовать учащимся свои склонности и способности в выбранной ими сфере профессиональной деятельности или отказаться от сделанного выбора после знакомства с ней в лицее. Набор в лицеи осуществляется на конкурсной основе, обучение двухступенчатое: 1) допрофессиональное (знакомство с профессией, 8-9 кл.); 2) профессиональное (10-11 кл., учащиеся убеждаются в правильности своего выбора и выбирают ВУЗ). В Туле: бизнес-лицей, лицей при ТГПУ, лицей №1,  лицей №2.

3. Гимназия – среднее общеобразовательное учебное заведение, в котором образование самоценно, т. е. оно должно быть ориентированно на воспитание, обучение и развитие учащихся, склонных к умственному труду.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса: 1) учебные планы и программы определяются профилем гимназии; 2) контингент учащихся формируется на конкурсной основе; 3) введение новых курсов, не изуч. в общеобразовательной школе; 4) индивидуальная работа с учащимися, составление и реализация индивидуальных программ; 5) взаимодействие  ВУЗами, НИИ и т. д.; 6) внеклассная и внешкольная воспитательная работа; 7) педагогический коллектив включает преподавателей ВУЗов.

Выявив способных к учению детей, гимназия дает им возможность освоить базовый компонент содержания образования, расширяя его за счет введения в учебный план гимназического и авторского компонентов; готовит учащихся к получению высшего универсального образования, к творческому интеллектуальному труду. В отличии от лицея, не дает профессиональных умений. Функции: 1) профориентационная работа по выявлению интереса к профессии и проф-х способностей; 2) развитие ребенка и формирование интеллекта; 3) повышение уровня самосознания и ответственности перед обществом. Направления: гуманитарное, физико-математическое, медико-биологическое, экономическое. Две ступени обучения: 1) собственно гимназия (6-11 кл.); 2) классы специализации (10-11 кл.).

Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, согласно Закону РФ для некоммерческих организаций. Руководство осуществляет непосредственно учредитель или, по его поручению, попечительский совет, который он формирует. Учредителями образовательных учреждений могут быть: органы гос-й власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности и фонды, общественные и религиозные организации, зарегистр-е на территории РФ; граждане РФ и иностранные граждане. Схема внутреннего управления, процедура назначения руководителя этого образовательного учреждения и его правомочия определяются учредителем по согласованию с пед. коллективом и фиксируются в уставе. Эти образ-е уч-я имеют право взимать плату за образовательные услуги. Образовательное учреждение подписывает договор с обучаемым или его родителями, в котором оговариваются их взаимоотношения.

Схема, отражающая процедуру создания образовательного учреждения (ОУ):

1) представление учредителем документов о создании ОУ (заявление учредителя на регистрацию, решение учредителя о создании ОУ или соответствующий договор учредителей, устав ОУ, документ об оплате гос. регистрационной пошлины);

2) регистрация ОУ уполномоченными органами местного самоуправления в месячный срок. В результате регистрации образовательное учреждение получает права юридического лица;

3) проведение лицензионной экспертизы. Лицензионная экспертиза – установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, гос. местным требованиям, не превышающих среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано учреждение;

4) выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности в зависимости от результатов экспертизы. Лицензия – разрешение на право ведения образовательной деятельности, в котором фиксируется контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников, срок действия. С моменты выдачи лицензии появляется право на образоват-ю деят-ть и льготы. Отказ в лицензии можно обжаловать в суде;

5) аттестация ОУ. Аттестация проводится государственной аттестационной службой 1 раз в пять лет. Затраты оплачивает образ-е учрежд-е. Условие аттестованности - положительные результаты итоговой аттестации не менее 50% выпускников в течение 3 последних лет. Процедура аттестации может быть обжалована в суде, повторную аттестацию можно провести через год;

6)  гос. аккредитация ОУ по итогам проведения аттестации. Гос. аккредитация позволяет выдавать выпускникам диплом госуд-го образца, который подтверждает статус образовательного учреждения. Проводится государственными и ведомственными органами на основе заявления и заключения об аттестации. Свидетельство о гос. аккредитации – документ, подтверждающий гос. статус ОУ.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85174. Буржуазные реформы 1860-1880 гг. в Российской империи и особенности их проведения в белорусских губерниях 29.45 KB
  Крестьяне получали гражданские права могли заниматься промыслами торговать приобретать имущество поступать на учебу и на службу; помещики не могли продавать и судить крестьян. Однако крестьяне не сразу становились лично свободными. Помещики признавались собственниками всей земли которая принадлежала им до реформы а крестьяне получали небольшие наделы в пользование которые должны были выкупить на протяжении 9 лет. Купить свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки.
85175. Восстание 1863-1864 гг. и его итоги 28.15 KB
  Белые рассчитывали этого путем переговоров с царем с помощью Франции других стран Запада а красные опирались на восстание населения на свои силы.Калиновский который готовил восстание издавал газету Мужицкая правда боролся за свободу народа. Восстание началось зимой 1863 Для руководства восстанием были созданы руководящие органы: Центральный нац.Калиновский возглавил восстание в Гродненской губернии.
85176. Развитие капитализма в Беларуси в 1860 - 1890-е годах 29.42 KB
  Ускорили развитие капиталистических отношений в эк. Сохранилась сельская община чересполосица что сдерживало развитие с х. Быстрое развитие всех форм хозяйствования и в первую очередь укрупнение промышленного прова потребовало создания кредитной системы.
85177. Общественно-политическое движение в белорусских губерниях в 1860-е гг. - начале XX века 27.66 KB
  Во второй половине XIX века в общественнополитическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословияразночинцы получившие название народников. С возникновением в Петербурге организации Земля и воля 1876 народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа Гомон. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации.
85178. Революция 1905-1907 гг. Белорусские земли в условиях ускорения буржуазной модернизации (начало XX в.) 29.88 KB
  Основными причинами революции 1905-07гг стали недовольство царизмом,нерешенность аграрного, рабочего и национального вопросов. Начало революции ускорило поражение России в войне с Японией (1904-05гг). Революция нач.9 янв 1905 в Петербкрге с расстрела мирной демонстрации рабочих (Кровавое воскресенье).
85179. Первая мировая война и Февральская революция 1917г. Борьба политических партий за выбор путей общественного развития 28.2 KB
  Значительная часть территории Беларуси стала ареной военных действий. Около половины территории Беларуси оказалась под немецкой оккупацией. На захваченной германскими войсками территории Беларуси был введен жесткий режим деспотизма грабежа и насилия. Тяжёлое положение сложилось и на неоккупированной территории Беларуси.
85180. Культура Беларуси во второй половине XIX - начале XX века 27.25 KB
  Начинается новый этап в развитии белорусской литературы. Писатели постепенно становились на путь создания развитой литературы. Шел процесс ее жанрового обогащения литературы совершенствовалась стихотворение. Вершиной развития белорусского литературы стало творчество Франтишка Богушевича.
85181. Становление белорусской нации: закономерности и особенности 27.44 KB
  Продолжался процесс формирования белорусского нации. Существование нации характеризовалась наличием следующих признаков: сообщество территории и экономической жизни культуры и литературного языка общностью черт национального характера. Формирование белорусской нации сдерживалось русификаторской политикой царизма: расширение российского землевладения переводом начальной школы полностью на русскую язык обучения отсутствием высших учебных заведений белорусской печати.
85182. Октябрьская революция 1917 г. и белорусские земли. Первые социалистические преобразования 29.63 KB
  Что касается крестьянских советов то их абсолютное большинство находилось под влиянием эсэров и БСГ. 26 октября 2ой Всероссийский съезд Советов объявил советскую власть в центре и на местах принял Декрет о мире и земле. Это были 1 съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов Западной области 3 съезд Советов крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний и 2 съезд армии Западного фронта.