10368

Регионализация образования. Состояние и развитие Тульской областной системы образования. Региональная программа развития образования

Научная статья

Педагогика и дидактика

Регионализация образования. Состояние и развитие Тульской областной системы образования. Региональная программа развития образования. Основные направления экспериментальной инновационной работы в учреждениях образования Тульской области. Регионализация системы ...

Русский

2013-03-25

38 KB

78 чел.

Регионализация образования. Состояние и развитие Тульской областной системы образования. Региональная программа развития образования. Основные направления экспериментальной инновационной работы в учреждениях образования Тульской области.

Регионализация системы образования – это учет при отборе содержания образования и воспитания и определение технологий учебно-воспитательного процесса, исторических, социально-политических, этнических, экономических, географических и др. особенностей территории (т. е. учет особенностей территории).

Регионализация началась с 1992 г., после законодательного разделения законом «Об образовании» прав и обязанностей федеральных и местных властей, учреждений образования.

Конституционно данные положения  закреплены в Конституции РФ. Для реализации принципа регионализации каждая территория должна иметь постоянно обновляющиеся программы развития образования, характеризующие все направления деятельности учреждений образования разл. уровней.

Обязанностью региона является определение содержания регионального компонента стандарта образования.

Тульская система образования:

    1. –  абсолютное сокращение численности коренного населения, в т. ч. детского;

  –  стабильный рост количества сельских школьников;

  –  около 85 % детей имеют отклонения в состоянии здоровья, 45 % - патологию.

2. На развитие собственно русской национальной школы, освоение ценностей родной, общероссийской и мировой культуры направлено содержание «Толстовских школ», комплекса детский сад – школа «Возрождение», средних школ № 27, 63  г. Тулы, «Русской школы», «Школы народных ремесел» и др.

Своеобразная особенность Тульской области – разнообразие конфессиональных ориентаций населения. Наиболее мощные конфессии стремятся к открытию своих учебных заведений.        

3. Дошкольное образование.

В области функционирует 562 ДОУ. За год их количество сократилось на 14 единиц. ДОУ посещают 43,5 тыс. детей. Тульская область в этом направлении не является характерной. По сравнению с городскими наполняемость ДОУ на селе значительно ниже. Если в городе по сравнению с планом укомплектованность почти 88 %, то на селе она составляет 48 %.

Возникла проблема дошкольной подготовки детей. 60 % готовятся в ДОУ; на базе школ – 8%; на базе учреждений дополнительного образования – 1 %; в группах кратковременного пребывания на базе ДОУ – 0,2 %.

Более 12 тыс. детей в прошедшем году пришли в первый класс без подготовки.

Предстоит изменить систему подготовки детей к обучению в школе и развивать различные формы дошкольного образования.

Общее образование.

В области функционирует 741 образовательное учреждение, в т. ч. 3 вечерние школы и 42 учреждения НПО.

В очно/заочной форме работает 12 школ и 17 школ УКП (учебно-консультационные пункты).

В регионе на селе функционирует 410 образовательных учреждений (55 % от общего количества), а учатся в них около 30 тыс. детей (16 % от общего количества обучающихся). Производится переход на душевое финансирование (в зависимости от количества обучающихся).

В связи с большой стоимостью обучения детей в сельской школе и их малой наполняемостью предполагается проведение оптимизации региональной системы образования при сохранении и поддержке малокомплектных школ при обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации дошкольного и начального образования.

Для среднего и старшего возраста используется программа «Школьный автобус», при этом в области функционирует только 10 пришкольных интернатов. Резко ухудшилась ситуация с горячим питанием школьников, т. к. в хозяйствах закрылись столовые. Где питались дети. А свои столовые есть только в 50 % школ. Это доказывает необходимость разработки в регионе специальной программы «сельская школа».

Профессиональное образование.

Профессиональное образование в регионе представлено учреждениями различных уровней.

НПО осуществляется в 51 учреждении при контингенте 18,5 тыс. человек, в т. ч. функционирует ряд профессиональных лицеев. В связи с переводом подавляющего числа учреждений на региональный бюджет встал вопрос реструктуризации их сети, что на практике оборачивается не всегда обоснованным закрытием этих учреждений. Показатель деятельности учреждения в первую очередь – трудоустройство. В прошлом году на работу направлено 55 % выпускников, 17 % призвано на военную службу, 8%  поступили учиться дальше, у остальных – право свободного трудоустройства.

Результаты показывают необходимость изменения структуры подготовки.

На сегодня готовится 20 % рабочих для промышленности, 21 % - для транспорта, 9,5% - для строительства, для сельского хозяйства – 6,5%, для общественного питания и торговли – 24 %.

Среднее профессиональное образование в регионе представлено 19 гос. и 2 негос. колледжами, 18 техникумами и 5 училищами. Конкурс на обучение в учреждениях СПО приближается к 3 человекам на место. Подготовка по отрасли распределяется:

–  промышленность, строительство и транспорт – 50,5 %;

–  сельское хозяйство – 12 %;

–  просвещение – 14 %;

–  здравоохранение – 11 %.

Трудоустройство выпускников является серьезной проблемой. В прошлом году получили направление на работу 13 % выпускников. В службе занятости как ненашедшие работу зарегистрировано 20 % выпускников СПУЗов последних лет.

Высшее профессиональное образование представлено ТулГУ и ТГПУ, ТАИИ, Новомосковским институтом РХТУ, действует 8 филиалов гос. ВУЗов, 6 негос. ВУЗов, 5 филиалов негос. учреждений и более 10 представительств. В них обучается около 45 тыс. человек, в т. ч. за счет бюджета более 25 тыс. человек.

Задача высшей школы заключается в оптимизации направлений подготовки специалистов, повышении качества образования и усилении инновационной деятельности.

 Основные направления экспериментальной инновационной работы в учреждениях образования Тульской области.

Инновационные процессы – процессы создания новшеств, их освоение педагогическим сообществом и использование в практике обучения и воспитания.

Нововведения в Тульской региональной системе образования:

1) новая философия, идеология образования, в основу которой положен личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса (создание социально-психологической службы при областном комитете образования и высшей школе, в районах области и отдельных учебно-воспитательных учреждениях);

2) новые типы образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, т. е. учебные заведения, типичные для обновляемого российского образования, а также школы, характерные только для Тульского региона: «школа Толстого», «школа Поленова» и др.;

3) обновление содержания образования, включающее в себя  переход на базисный учебный план, авторские учебные планы и авторские учебные программы, большинство из которых имеют регионально-краеведческую направленность;

4) новые формы и методы организации учебно-воспитательной работы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, стимулирующие их трансформацию в субъект образовательного процесса;

5) новые механизмы и структуры управления (например, образовательный округ в Центральном районе г. Тулы), отражающие процессы децентрализации управления. Большую самостоятельность территорий в проведении образовательной политики, компьютеризацию управленческой деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75398. Что такое «части речи»? Принципы их выделения. Л.В.Щерба о частях речи в русском языке. Современные классификации русских частей речи 34 KB
  Что такое части речи Принципы их выделения. Щерба о частях речи в русском языке. Современные классификации русских частей речи по АГ80 и Грамматическому словарю А. Зализняка Части речи ЧР классы слов языка выделяемые на основании общности их синтаксических морфологических и семантических свойств.
75399. Основные позиции в высказывании и категориальное значение частей речи. Признаки, определяющие грамматическое поведение слова. Основные трудности, возникающие при определении части речи 40.36 KB
  Основные позиции в высказывании и категориальное значение частей речи. Основные трудности возникающие при определении части речи. Человек может ничего может не знать о частях речи но он сможет задать к слову адекватный вопрос что делал бежал и это является главным обоснованием существования естественной классификации на части речи. какие значения вы обязаны выразить у этого слова если оно занимает эту позицию относится к этой части речи.
75402. Типы информации о числе предметов и выражение этой информации формамми единственного и множественного числа. Неноминативное употребление форм числа в русском языке 25.8 KB
  Характерны различия в ударении В зависимости от того к какому лексико-грамматическому разряду принадлежит существительное все существительные делятся на слова которые имеют формы ед. и слова имеющие формы только ед. Существительные лексические значения которых не предполагают противопоставления по признаку единичность множественность названия отвлеченных качеств и действий веществ совокупностей предметов или лиц имеют формы или только ед. Существительные имеющие формы ед.
75404. Общая характеристика категории падежа. Количество падежей и принципы их выделения. Типы информации, передаваемой падежами. Особые падежные конструкции в русском языке 47.5 KB
  Общая характеристика категории падежа. Количество падежей и принципы их выделения. Типы информации передаваемой падежами. Особые падежные конструкции в русском языке.
75405. Типы склонения существительных 15.83 KB
  Изменение слова по падежам называется склонением. Склонение – 1) класс слов, объединенных общностью словоизменения, 2) отвлеченный образец, по которому изменяются слова этого класса. В современном русском языке существует три таких класса (три склонения) – первое, второе и третье
75406. Степени сравнения прилагательных. Проблема их включения в состав форм прилагательных. Вопрос о существовании простой превосходной степени 14.71 KB
  Степени сравнения прилагательных. Вопрос о существовании простой превосходной степени. Категория степени сравнения у прилагательных это словоизменительная морфологическая категория образуемая двумя рядами противопоставленных друг другу форм с морфологическими значениями положительной и сравнительной степени. В формах положительной степени заключено морфологическое значение представляющее названный прилагательным признак вне сравнения по степени его проявления.