10368

Регионализация образования. Состояние и развитие Тульской областной системы образования. Региональная программа развития образования

Научная статья

Педагогика и дидактика

Регионализация образования. Состояние и развитие Тульской областной системы образования. Региональная программа развития образования. Основные направления экспериментальной инновационной работы в учреждениях образования Тульской области. Регионализация системы ...

Русский

2013-03-25

38 KB

67 чел.

Регионализация образования. Состояние и развитие Тульской областной системы образования. Региональная программа развития образования. Основные направления экспериментальной инновационной работы в учреждениях образования Тульской области.

Регионализация системы образования – это учет при отборе содержания образования и воспитания и определение технологий учебно-воспитательного процесса, исторических, социально-политических, этнических, экономических, географических и др. особенностей территории (т. е. учет особенностей территории).

Регионализация началась с 1992 г., после законодательного разделения законом «Об образовании» прав и обязанностей федеральных и местных властей, учреждений образования.

Конституционно данные положения  закреплены в Конституции РФ. Для реализации принципа регионализации каждая территория должна иметь постоянно обновляющиеся программы развития образования, характеризующие все направления деятельности учреждений образования разл. уровней.

Обязанностью региона является определение содержания регионального компонента стандарта образования.

Тульская система образования:

    1. –  абсолютное сокращение численности коренного населения, в т. ч. детского;

  –  стабильный рост количества сельских школьников;

  –  около 85 % детей имеют отклонения в состоянии здоровья, 45 % - патологию.

2. На развитие собственно русской национальной школы, освоение ценностей родной, общероссийской и мировой культуры направлено содержание «Толстовских школ», комплекса детский сад – школа «Возрождение», средних школ № 27, 63  г. Тулы, «Русской школы», «Школы народных ремесел» и др.

Своеобразная особенность Тульской области – разнообразие конфессиональных ориентаций населения. Наиболее мощные конфессии стремятся к открытию своих учебных заведений.        

3. Дошкольное образование.

В области функционирует 562 ДОУ. За год их количество сократилось на 14 единиц. ДОУ посещают 43,5 тыс. детей. Тульская область в этом направлении не является характерной. По сравнению с городскими наполняемость ДОУ на селе значительно ниже. Если в городе по сравнению с планом укомплектованность почти 88 %, то на селе она составляет 48 %.

Возникла проблема дошкольной подготовки детей. 60 % готовятся в ДОУ; на базе школ – 8%; на базе учреждений дополнительного образования – 1 %; в группах кратковременного пребывания на базе ДОУ – 0,2 %.

Более 12 тыс. детей в прошедшем году пришли в первый класс без подготовки.

Предстоит изменить систему подготовки детей к обучению в школе и развивать различные формы дошкольного образования.

Общее образование.

В области функционирует 741 образовательное учреждение, в т. ч. 3 вечерние школы и 42 учреждения НПО.

В очно/заочной форме работает 12 школ и 17 школ УКП (учебно-консультационные пункты).

В регионе на селе функционирует 410 образовательных учреждений (55 % от общего количества), а учатся в них около 30 тыс. детей (16 % от общего количества обучающихся). Производится переход на душевое финансирование (в зависимости от количества обучающихся).

В связи с большой стоимостью обучения детей в сельской школе и их малой наполняемостью предполагается проведение оптимизации региональной системы образования при сохранении и поддержке малокомплектных школ при обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации дошкольного и начального образования.

Для среднего и старшего возраста используется программа «Школьный автобус», при этом в области функционирует только 10 пришкольных интернатов. Резко ухудшилась ситуация с горячим питанием школьников, т. к. в хозяйствах закрылись столовые. Где питались дети. А свои столовые есть только в 50 % школ. Это доказывает необходимость разработки в регионе специальной программы «сельская школа».

Профессиональное образование.

Профессиональное образование в регионе представлено учреждениями различных уровней.

НПО осуществляется в 51 учреждении при контингенте 18,5 тыс. человек, в т. ч. функционирует ряд профессиональных лицеев. В связи с переводом подавляющего числа учреждений на региональный бюджет встал вопрос реструктуризации их сети, что на практике оборачивается не всегда обоснованным закрытием этих учреждений. Показатель деятельности учреждения в первую очередь – трудоустройство. В прошлом году на работу направлено 55 % выпускников, 17 % призвано на военную службу, 8%  поступили учиться дальше, у остальных – право свободного трудоустройства.

Результаты показывают необходимость изменения структуры подготовки.

На сегодня готовится 20 % рабочих для промышленности, 21 % - для транспорта, 9,5% - для строительства, для сельского хозяйства – 6,5%, для общественного питания и торговли – 24 %.

Среднее профессиональное образование в регионе представлено 19 гос. и 2 негос. колледжами, 18 техникумами и 5 училищами. Конкурс на обучение в учреждениях СПО приближается к 3 человекам на место. Подготовка по отрасли распределяется:

–  промышленность, строительство и транспорт – 50,5 %;

–  сельское хозяйство – 12 %;

–  просвещение – 14 %;

–  здравоохранение – 11 %.

Трудоустройство выпускников является серьезной проблемой. В прошлом году получили направление на работу 13 % выпускников. В службе занятости как ненашедшие работу зарегистрировано 20 % выпускников СПУЗов последних лет.

Высшее профессиональное образование представлено ТулГУ и ТГПУ, ТАИИ, Новомосковским институтом РХТУ, действует 8 филиалов гос. ВУЗов, 6 негос. ВУЗов, 5 филиалов негос. учреждений и более 10 представительств. В них обучается около 45 тыс. человек, в т. ч. за счет бюджета более 25 тыс. человек.

Задача высшей школы заключается в оптимизации направлений подготовки специалистов, повышении качества образования и усилении инновационной деятельности.

 Основные направления экспериментальной инновационной работы в учреждениях образования Тульской области.

Инновационные процессы – процессы создания новшеств, их освоение педагогическим сообществом и использование в практике обучения и воспитания.

Нововведения в Тульской региональной системе образования:

1) новая философия, идеология образования, в основу которой положен личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса (создание социально-психологической службы при областном комитете образования и высшей школе, в районах области и отдельных учебно-воспитательных учреждениях);

2) новые типы образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, т. е. учебные заведения, типичные для обновляемого российского образования, а также школы, характерные только для Тульского региона: «школа Толстого», «школа Поленова» и др.;

3) обновление содержания образования, включающее в себя  переход на базисный учебный план, авторские учебные планы и авторские учебные программы, большинство из которых имеют регионально-краеведческую направленность;

4) новые формы и методы организации учебно-воспитательной работы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, стимулирующие их трансформацию в субъект образовательного процесса;

5) новые механизмы и структуры управления (например, образовательный округ в Центральном районе г. Тулы), отражающие процессы децентрализации управления. Большую самостоятельность территорий в проведении образовательной политики, компьютеризацию управленческой деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45672. Креатив. Формы творческих идей 36 KB
  Формы творческих идей В основе многих креативных идей лежат яркие запоминающиеся фразы – слоганы. Формирование творческих идей Под формированием творческой идеи подразумевается процесс получения оригинальной идеи. 1 мозговой штурм для определения общего стратегического направления рекламной кампании; 2 релаксация; 3 результаты мозгового штурма перерабатываются посредством индивидуального построения ассоциаций; 4 обсуждение готовых идей коллективом творческой группы. Основные свойства метода: разделение процессов генерации и критики во...
45674. Политическая и социальная реклама 36 KB
  Политическая и социальная реклама. Политическая реклама используется как инструмент пропаганды определенных политических идей партий деятелей и т. Как и коммерческая реклама реклама политическая благодаря своей многотиражности многообразию возможности повторения лаконизму и эмоциональности обладает значительными возможностями воздействия на массовое сознание. Политическая реклама не только оправдана – она крайне необходима в нашем обществе.
45675. Рекламный бюджет организации 33.5 KB
  Интуитивный метод Первый метод интуитивный. Метод остаточных средств Еще один метод близкий к интуитивному метод остаточных средств или все что нам по карману. Остаточный метод не учитывает того что на разных этапах развития перед компанией могут стоять разные цели и задачи на достижение которых может просто не хватить средств. Процент от продаж Третьим в рейтинге популярности рекламодателей идет метод определения рекламного бюджета как процента от объема продаж иногда как процента от выручки или товарооборота.
45677. Рекламный текст как коммуникативная единица. Специфика рекламной коммуникации. Методика анализа рекламного текста 41.5 KB
  Рекламный текст как коммуникативная единица. Методика анализа рекламного текста. Сегодня не существует единства понимания что есть рекламный текст. Под рекламным текстом чаще подразумевают только его вербальный компонент.
45678. Разработка концепции и идеи рекламной кампании. Оценка эффективности рекламной кампании 40.5 KB
  Информативная реклама: преобладает на основном этапе выведения товара на рынок когда стоит задача создания первичного спроса. Увещевательная реклама: приобретает особую значимость на этапе роста когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Напоминающая реклама: чрезвычайно важна на этапе зрелости чтобы заставить потребителей вспомнить о товаре. импульсивная подача – СМИ используются периодически через равные интервалы независимо от времени года; неравномерные импульсы – реклама размещается через неравные интервалы...
45679. Рекламная кампания 61 KB
  Итак рекламную кампанию следует планировать в следующей последовательности: Анализ маркетинговой ситуации; Определение целей рекламы; Определение целевой аудитории; Составление сметы расходов на рекламу и контроль за ее выполнением; Выбор средств распространения рекламы; Составление рекламного сообщения или текста. Цель рекламы как правило сводится к тому чтобы убедить потенциальных покупателей в полезности товара и привести к мысли о необходимости купить его. Таким образом исследования играют роль основного рабочего...