10372

ФОМА АКВЙНСКИЙ, (Thomas Aquinas)

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

ФОМА АКВЙНСКИЙ Thomas Aquinas 1225 или 122i замок Роккасекка близ Акуино Юж. Италия 7. 3. 1274 монастырь Фоссануова Юж. Италия ср.век философ и теолог систематизатор ортодоксальной схоластики основатель томизма; монахдоминиканец с 1244. В 1567 признан пятым учителем ...

Русский

2013-03-25

47.64 KB

0 чел.

ФОМА АКВЙНСКИЙ, (Thomas Aquinas) (1225 или 122(i, замок Роккасекка близ Акуи-но, Юж. Италия,7. 3. 1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), ср.-век, философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244). В 1567 признан пятым «учителем церкви».

В осн. трудах «Сумма теологии)) и «Сумма против язычников» подведены итоги тео л огич.-рациона листич. поисков зрелой схоластики, направленных на отработку вероучения в формах здравого смысла. Культуру здравого смысла, упорядочение «естеств.» рассудка, над

к-рым надстраивается ярус «сверхъестеств.» догмы, Ф. А. вслед за Альбертом Великим нашёл у Аристотеля. Задача, к-рую ставит себе Ф. А.,ото упорядочение множества в единство, а не просто созерцание единства, отрешённого от всякой множественности; он как бы стремится вывести бытие бога из бытия вещей. В этом мышление Ф. А. отличается от абстрактного умозрения ранней схоластики (Ансельм Кентерберийский), ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм и Августина. В рубриках «Суммы теологии» один и те же схемы мысли накладываются на бесконечную пестроту конкретных вопросовот пяти доказательств бытия бога до определения границ допустимого и недопустимого в финансовой деятельности и т. п.

В основе онтологии Ф. А.восходящая к Аристотелю антитеза «потенциального» (возможного) и «актуального» (действительного). «Потенциальное» — колеблющаяся, неустановившаяся, открытая для перемен незавершенность и постольку несовершенство. «Чистая потенциальность» — материя, «слабейший вид бытия»; она характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. «Актуальное» — это реа-лизованность, осуществлённость, завершённость и тем самым совершенство. «Актуальна» в своей противоположности материи формапринцип порядка и чёткости; абс. актуальность, не допускающая к.-л. потенциальности,бог, источник всякого оформления. Материя вносит в форму и присущую форме идеальную всеобщность конкретизирующий «принцип индивидуа-ции». Во всём сущем Ф. А. вслед за Аристотелем различает «субстанцию» (сущность) и «акциденции». Онтология Ф. А., как это вообще характерно для ср.-век. философии, ценностно окрашена: «сущее и благое есть понятия взаимозаменимые» (Summa Ihoologiao II q. 18, а. 3).

Антропология Ф. А., особенно связанная с острыми идеологич. конфликтами его эпохи, исходит из представления о человеч. индивиде как личностном соединении души и тела. Душа нематериальна и субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через пело. Эту идею Ф. А. защищал как против плато-ническо-августиновского спиритуализма, пак- а против аверроизма (Сигер Брабантский), учившего о единой безличной интеллектуальной душе во всех мыслящих существах мироздания. Учение Оригена о сущностном тождестве ангельской и человеч. природы, с т. зр. Ф. А., ложно. Человеч. душане просто «двигатель» тела, но его субстанциальная форма. Эта концепция вызвала противодействие августинистско-франциеканских оппонентов Ф. А., пока не была принята на Вьеннском соборе в 1314 в качестве ортодоксальной доктрины католич. церкви. В аверроизме Ф. А. видел ниспровержение христ. эсхатологии, апеллирующей к судьбам личной души. Личность для Ф. А.— «самое благородное во всей разумной" природе» (там же I q. 20, а. 1), интеллектэто всегда личный интеллект и постольку не абс. начало, но часть целого. Только в боге интеллект есть сущность, в человеке жепотенция сущности, так что не «интеллект мыслит», но человек мыслит «при посредстве» интеллекта. Это включение интеллекта в душевно-телесную индивидуальность и отрицание его абсолютности, вытекающее из .христ. догматич. предпосылок, сочетается у Ф. А. с утверждением примата интеллекта над волей. Ф. А. считает, что разум сам по себе выше ноли, однако делает оговорку, что it жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем познание бога. Для этики Ф. А. характерно учение о «естеств. законе», вложенном богом в сердце людей и описываемом в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается «божеств, закон», к-рый превосходит «естеств. закон», но не может ему противоречить. В трактате «О правлении государей» Ф. А. соединяет восходящие к Аристотелю представления о человеке как' обществ, существе, об общем благе как цели гос. власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями и т. д. с

христ. догматами и доктриной о верховном авторитете рим. папы. <1). Л. с оговорками признаёт право народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35697. Соломоплетение. Творческий проект 1.55 MB
  Работа из соломки украшение для дома или ёлки Лапти выполнено в рамках творческого проекта по курсу Народные художественные ремёсла. Цель работы: создание украшения из соломки Лапти используя разные техники и приёмы соломоплетения. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ На Беларуси плетением соломки занимались издавна. Соломенные пауки одно из самых древних творений из соломки и пожалуй самое загадочное.
35698. Авторская кукла. Творческая работа 2.81 MB
  Поэтому авторы работы считают что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы но и игрушки изготовленные своими руками а не машинами. Цель работы: создание авторской куклы Сластёна . Задачи работы: изучение авторской куклы; практическое освоение. В отличие от театральной куклы и куклы предназначенной для игры авторская кукла предназначена исключительно для созерцания и создается с декоративной целью.
35699. Мастер-класс по бисеру. Твореский проект 6.54 MB
  Так же многие занимаются таким видом этого искусства как плетение из бисера в отличии от обычной вышивки. Те кто уже более опытен делают иконы из бисера. Все девушкам и женщинам обязательно должны понравится цветы из бисера. История бисероплетения Бисероплетение вид декоративноприкладного искусства рукоделия; создание украшений художественных изделий из бисера в котором в отличие от других техник где он применяется ткачество с бисером вязание с бисером плетение из проволоки с бисером так называемых бисерных плетений бисерной...
35704. Подставка для планшета. Творческий проект 123.5 KB
  Почему я выбрал именно это изделие: Планшет удобно стоит на подставке. Изделие простое в изготовлении. Саморез крепёжное изделие в виде стержня с головкой и специальной наружной резьбой образующей внутреннюю резьбу в отверстии соединяемого предмета. Разметить изделие карандашом.