10373

Предмет и задачи политологии. Методы изучения политических явлений

Доклад

Политология и государственное регулирование

Предмет и задачи политологии. Методы изучения политических явлений. Политология это наука о политической власти и управлении о закономерностях развития политических отношений и процессов функционирования политических систем и институтов политического поведения и...

Русский

2013-03-25

55.5 KB

9 чел.

Предмет и задачи политологии. Методы изучения политических явлений.

Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности  людей.

Всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных раздела. Это, во нервы, социально-филосовские и идейно-теоретические основания политики,  системообразующие признаки и характеристики системы политического, политической парадишгммы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.

Во-вторых, политические системы, различия и сходства между ними, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменений и смены и т.д.

В-третьих, политические институты, политический процесс, политическая культура, политическое поведение и т.д.

Политическое включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое и теоретическое начала. Политическое институты, отношения, процессы с политологической точки зрения, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Здесь задача политолога состоит в выявлении их стрекутуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, того, как они соотносятся и взаимодействуют друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно их сущность без учета их исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки. Здесь речь идет о мире политического как в  рамках отельною взятой страны, так и мирового сообщества в целом.

Предметом политологии в общей сложности является политическое в его тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействие и переплетение социальных сил, социо-культурного и политико-культурного опыта.

В фокусе ее внимания - такие разные по своему характеру интстуитуты, феномены и процессы, как политическая система, государственная власть и властные отношения, госудасртвеный строй, политическое поведения, политическая культура, история политических учений. Эти проблемы изучаются в тех или иных планах и измерениях также философии, социологи, государственно-правовой наукой и т.д.

Интегрируя в себя отдельные аспекты этим дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.

Особенно большую актуальность и значимость приобретает вопрос о соотношении и разграничении социологии, политической социологии и собственно политологии в силу очевидного совмещения их предмета исследования. Строго говоря, гражданское общество является объектом исследования социологии, а мир политический политологии. Промежуточное пространство между гражданским обществом и миром политического входит в сферы политической социологии, представляющей собой область пересечения политической науки и социологии. Естественно,, такое разграничение, как и всякая другая классификация, носит условный характер, поскольку свае названные сферы немыслимы друг без друга. Политология в целом сформировалось как «государственная» дисциплина, призванная изучить предназначение и функции государственных и политических институтов. Политическая социология - это своеобразный синтез социологии и политологии. Первая, в большой степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтов и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и диск функциональных аспектах политики. В мирском смысле слова в центре внимания политической социологии -  социологическое измерение политических феноменов.

МЕТОДЫ  ПОЛИТОЛОГИИ

  Методы

     На чем акцентируют

Как изучают политику

Политологии

              внимание

Институци-

На функционировании и

Анализ официальных

ональный

взаимодействии  политичес-

структур и формаль-

ких институтов: права, госу-

ных правил  принятия

дарства, политических  пар-

решений

тий  и движений и т.д.

Историче-

На политических явлениях

Анализ изменений по-

ский

и процессах во времени и

литических норм,  от-

пространстве

ношений, институтов в

контексте связи прош-

лого, настоящего и бу-

дущего

Социологи-

На зависимости политики

Анализ политики как

ческий

от  социальных  факторов:

сферы целенаправлен-

экономики,  социальной

ных взаимодействий

структуры, культуры и т.д.

социальных  групп,

преследующих свои

интересы

Бихевио-

На личностном измерении

Анализ систематичес-

ристский

политики,  поведении  от-

ки  наблюдаемого  по-

дельного  человека

ведения индивида, воз-

можность измерения

его мотивации

Психологи-

На субъективных механиз-

Анализ индивидуаль-

ческий

мах политического поведе-

ных качеств, черт ха-

ния: побуждения, желания,

рактера, бессознатель-

страсти и т.д.

ных психических про-

цессов, влияющих на

политическое  пове-

дение

Системный

На целостности политики и

Анализ характера вну-

характере ее взаимоотноше-

тренних связей между

ний с внешней средой

составляющими поли-

тику элементами


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7692. Педагогические способности 36.45 KB
  Педагогические способности. Педагогические способности - сложное целостно-структурное психическое образование, складывающееся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под её воздействием. Условно (чисто рабочее дел...
7693. Средства обучения и их классификации 79.5 KB
  ТЕМА: Средства обучения и их классификации. План: Понятие о средствах обучения и их сущность. Классификации средств обучения. Виды средств обучения и их характеристика. Современные информационные средства обучения. Электронные журналы и эл...
7694. Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку 253.18 KB
  Тема:Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку. ПЛАН Общая характеристика классно-урочной системы. Характеристика урока как основной формы организацииобучения. Современные требования...
7695. Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий 84.5 KB
  Тема: Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий. План Сущность экскурсий. Функции экскурсий. Виды экскурсий. Методика проведения экскурсий. Виды экскурсий (примеры). Сущность экскурсий Наряд...
7696. Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями 65.5 KB
  Тема: Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями. План Сущность домашней работы учащихся и её роль в овладении знаниями. Основные недостатки домашней работы школьников. Правила домашней работы школьников.Сущность домаш...
7697. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе 58.5 KB
  Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе. Форма обучения - это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме это способ внешней организации дея...
7698. Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения 55.5 KB
  Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения. План Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения структура процесса обучения. Основы деятельности учителя и учащихся в процессе обучения...
7699. Закономерности физического и духовного развития 30.5 KB
  Закономерности физического и духовного развития. Развитие - 1. процесс и результат количественных и качественных изменений человека 2. процесс физического, психического, социального с...
7700. Исторический обзор организационных форм обучения 65.5 KB
  Тема: Исторический обзор организационных форм обучения Под организационной формой обучения понимают способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения (например: урок, факультатив, экскурсия, консультация, дополнительные ...