10375

Место политологии среди других обществоведческих дисциплин

Доклад

Политология и государственное регулирование

Место политологии среди других обществоведческих дисциплин. Политики представляя собой очевидную сторону общественной жизни детерминируется множеством явных и скрытых от глаз мене ощутимых факторов и процессов в совокупности составляющих ее социологические основ...

Русский

2013-03-25

29 KB

1 чел.

Место политологии среди других обществоведческих дисциплин.

Политики, представляя собой очевидную сторону общественной жизни, детерминируется множеством явных и скрытых от глаз, мене ощутимых факторов и процессов, в совокупности составляющих ее социологические основы. Среди них социально-экономические, социально-культурные, научные, образовательные, духовные, этно-национальные, религиозные и т.д. факторы и феномены, то есть все, что относится к подсистеме гражданского общества.

Каждая из важнейших подсистем и сфер человеческого социума может сохранить жизнеспособность и функционировать лишь при условии, что все остальные исправно выполняют свои функции. Так, например, гражданское общество и государство составляют две стороны одной и той же медали, они неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Более того, существует целый ряд инструментов и феноменов, которые могут быть отнесены одновременно и к сфере гражданского общества, и к политической сфере, служа в качестве связующих звеньев между ними. Причем именно от структур и институтов, находящихся на стыке двух образований, в решающей степени зависит нормальное функционирование гражданского общества, его жизнеспособность, динамика развития. К ним относятся политические партии, механизмы избирательного процесса, политические объединения, клубы, политическая культура, средства массовой информации. В этом плане основовпологающее значение имеет институт политического представительства, в котором в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи представительской демократии: с одной стороны, - что ни один человек не вправе править другим человеком без согласия последнего; с другой стороны - что поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, интересы различных категорий населения могут быть представлены в системе власти особые уполномоченные, которым делегированы соответствующие права и прерогативы.

Принципы представительности и выбор нести представителей различных социальных групп в законодательные или иные органы власти по самой логике вещей поставили вопрос об инструментах в средствах политической реализации этих принципов. В качестве таких инструментов постепенно во всех индустриально развитых странах возникли и утвердились политические партии, которые выступают одновременно как несущие конструкции и гражданского общества, и политической системы.

Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в из совокупный политический интерес. В политической структуре общества они выступают в качестве носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя под сомнение законность существующего конституционного режима. Путем представительства различных социальных групп, слоев, сословий, интересов с помощью партий общество как бы интегрально проникает в государство. Политические партии в целом помогают кристаллизовать и четко очертить конфликтующие интересы, скрытые различия и противоречия в обществе. Они подталкивают граждан группироваться, пересекая мнения, разграничивающие их друг от друга по мнению электората, и определять те приоритеты, которые делают их политическими единомышленниками и союзниками.

С принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции связан принцип выборности должностных лиц в важнейшие представительные и законодательные органы власти. Он призван обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения, в совокупности составляющих избирательный корпус, в системе власти через партии. Он осуществляется через избирательную систему и избирательный процесс, в задачу которых входят формализация и институанализация политического участия граждан в политической жизни. Поэтому очевидно, что механизму существвавания представительства, партийные системы и избирательные системы могут оставить самостоятельный блок в качестве предмете политологического исследования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28966. Россия на пути социально-экономической модернизации. Октябрьские события 1993, завершающий этап ликвидации советской власти 30.5 KB
  явились следствием противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти Российской Федерации. Ельцин издал указ О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации в соответствии с которым Верховный Совет и Съезд народных депутатов прекращали свою деятельность. Конституционный суд РФ пришел к заключению о несоответствии данного указа российской Конституции однако Ельцин его не отменил. В 1994 арестованные участники этих драматических событий были амнистированы Государственной думой Российской Федерации.
28967. Принятие конституции РФ 1993г. Качественные изменения социально политической жизни страны 36.5 KB
  Качественные изменения социально политической жизни страны Работа Конституционной комиссии Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен но и опубликован для всеобщего обсуждения. Седьмой съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум но восьмой...
28968. Реформы 60-70-х гг. XIXв., их цели и содержание 36.5 KB
  их цели и содержание Реформа местного самоуправления земская и городская Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. по типу земской была проведена городская реформа. Военная реформа Поражение России в Крымской войне показало что необходимо реконструировать всю военную систему. Военная реформа проводилась до 1874 г.
28969. Революционное народничество, его идеология и политическая практика 37 KB
  Революционное народничество его идеология и политическая практика Возникновение народничества. Три течения в народничестве Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллигенции народничества. Народники рассматривали народ крестьянство как реальную политическую силу хотели поднять его на революцию полагали что Россия может прийти к новому справедливому строю социализму минуя капитализм. Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении оно имело свою...
28970. Реформы и контрреформы Александра III 26.5 KB
  Реформы и контрреформы Александра III 1. Александр III правил с 1881 по 1894 гг. После убийства отца Александр III выдвинул программу своего царствования: подавление оппозиции революционного движения; укрепление основ российской жизни самодержавия православия народности. Александру III было известно что перед смертью его отец одобрил проект либеральных реформ М.
28971. Характер и особенности социально-экономического развития России во второй половине XIX в. 55 KB
  Характер и особенности социальноэкономического развития России во второй половине XIX в. Промышленный переворот в России начался в конце 30х годов XIX века он имел 2 стороны: техническую переход от мануфактуры к фабрике замена ручного труда машинным; социальную формирование промышленного рабочего класса и класса буржуазии. К 80м годам сформировались основные промышленные районы России: Московский; Петербургский; Прибалтийский; Уральский; Южный Донбасс и Криворожье; Бакинский....
28972. Внешняя политика России во второй половине XIX в. 34 KB
  Внешняя политика России во второй половине XIX в. Кроме того ввиду усиления позиций Англии Франции Германии и Японии в Китае важной задачей стало укрепление позиций России в этом регионе. По договорам с Японией было закреплено право России на Курильские острова. Его фраза: €œРоссия не сердится она сосредотачивается€ – образно выражала принципы внешней политики России того времени.
28973. Россия в начале XX века. Обострение социально- экономических и политических противоречий в стране 29 KB
  Россия в начале XX века. Геостратегическое положение было очень уязвимым и следовательно Россия была вынуждена содержать самую большую армию. Россия была многонациональным государством однако крупных конфликтов на национальной почве не было. По длине железных дорог Россия занимала 2 место в мире уступая только США однако качество было очень низким.
28974. Первая российская революция 1905-1907гг.: причины, характер, итоги 18.41 KB
  Причины: Нерешенность аграрного вопроса Противоречие между трудом и капиталом ухудшение положения рабочих Отсутствие политических свобод Кризис системы отношений между центром и провинцией национальными районами Поражение в русскояпонской войне Характер: Первая русская революция была – буржуазнодемократической. Революционные выступления – стачка рабочих в Иваново – Вознесенске. Возникновение Совета уполномоченных депутатов – нового органа власти рабочих. Консервативномонархические круги создают в ноябре Союз русского народа...