10379

Разработка идей естественного права в трудах мыслителей эпохи просвещения

Доклад

Политология и государственное регулирование

Разработка идей естественного права в трудах мыслителей эпохи просвещения. Уже в XIX в. нормативно ценностный подход дал повод для критического к нему отношения. С одной стороны политической мыслью был сформулирован ряд идей которые выражали постепенное движение обще

Русский

2013-03-25

36.5 KB

1 чел.

Разработка идей естественного права в трудах мыслителей эпохи просвещения.

Уже в XIX в. нормативно - ценностный подход дал повод для критического к нему отношения. С одной стороны, политической мыслью был сформулирован ряд идей, которые выражали постепенное движение обществ Запада к демократии, к гуманистической организации власти и ее отношений с обществом. С другой стороны, политическая мысль исторгала и такие идеи, которые увлекали, объединяли, но, как оказывалось впоследствии, отбрасывали общество на националистические, конфронтационные позиции.

нормативизм оказался противоречивым по своим последствиям. В его русле рождались различного рода утопии, ведущие к романтическим, но опасным проектам, к обоснованию общественных перемен, для которых нет реальной почвы.

Главный недостаток нормативно - ценностного подхода в политологии состоит в оценке действительности с позиций идеала, обоснованность которого всегда под вопросом, оторванность идеалов от реалий жизни, от конкретных эмпирических знаний вызывало скептическое отношение к ним, особенно после революционных потрясений.

Социологический подход позволил открыть наиболее существенные неполитические факторы политического развития. Но абсолютизация этого подхода вела к умалению значения природы политических механизмов.

Реакцией на недостаточность нормативизма и социологизма, на рост успехов естественных наук явилось развитие позитивистского подхода к политическим явлениям, акцентирование  внимания  на реальностях, а  не метатеории, на конкретных процессах, а не только общих принципах.

Ростки позитивизма в политической мысли существовали во все эпохи. Это четко проявляется у Аристотеля, Н.Макиавелли. Т.Гоббс подчеркивал ценность прежде всего эмпирического материала, его рациональную интеpпpитацию, высказал догадку о том, что политические явления поддаются математическому вычислению. Но позитивизм как принцип, основа поиска парадигм в социологии и политологии связан с О.Контом (1798- 1857). Он первым предложил очертить границы научного знания об обществе фиксированием точных связей между конкретными явлениями, действиями, функциями, институтами. Контовские понятия, законы функционирования и развития общества носили по преимуществу феноменологический характер, то есть основывались только на непосредственном наблюдении. Поиск истоков явлений, которые лежат за пределами видимого, отвергался Контом.

А.Токвилль (1805 - 1859) вошел в историю политической науки, как исследователь реальной демократии. Он обнаружил, что демократия - конкретно - политическое и социокультуpное явление. И она повсюду имеет как свои достоинства, так и недостатки. Токвилль разработал тезис об условии национального кризиса. Революция происходит не тогда, когда массам живется очень плохо, а когда изменения, в том числе и улучшение положения, пробуждают в них стремления и надежды. Говоря современным языком, предпосылкой политической революции является революция ожиданий.

Под влиянием позитивизма в политической науке утвердился принцип многофакторности, мнение, что различные факторы действуют отчасти независимо друг от друга и без очевидной субординации.

В наше время остался неизменным основной принцип позитивизма - поиск законов за пределами непосредственного наблюдения отвергается и оценивается как псевдопpоблема. Однако сегодня позитивизм обновлен, сформировался принцип неопозитивизма. Его особенность в акцентировании внимания на сциентизме, то есть точности метода политического анализа, их сближении с методами, используемыми в естественных науках.

принцип сциентизма означает, что в исследовании должно господствовать специальное, профессиональное и математически точное знание, не только отделенное от идеологии, аксиологических подходов, но и свободное от каких-либо политических влияний.

Для сциентизма характерно предположение, что исходное начало политики должно быть устойчивым и определенным. Если в основе экономического анализа  находится «экономический человек», которым движет воля потребления и владения, то в основе «политического человека» - воля властвовать. Для развития политического знания необходимо найти точную единицу измерения, позволяющую проводить исследования, осуществлять расчеты.

Незыблемый принцип исследования - верификация. Это означает, что научную ценность представляют только эмпирические достоверные факты, которые можно проверить наблюдением, анкетированием и интеpвьюиpованием, изучением документов.

принципом веpифициpуемости обусловлено требование эксплицитности, предполагающее воспpоизводимость исследовательских процедур. Это означает, что веpфициpуемость распространяется также на процесс исследования.

В американской политической науке широко распространен математический метод обобщения информации. Возрастает роль социальной и политической статистики, информации о мировом знании. Развились количественные методы исследований, которые опираются, прежде всего, на банк машиночитаемых данных (МЧД).

Благодаря накоплению огромных массивов данных и их математической обработке возникли новые условия развития политической науки. эмпирические знания становятся источником нормы , а не ее иллюстрациями. Однако сциентизм не ликвидировал главного, с точки зрения К.Манхейма, недостатка позитивизма - стремления устранить конкретного человека с его оценками и желаниями. Более того, абсолютизация математических методов анализа оказалась чреватой формализацией знаний, превращением в объект исследования не реальностей, а их муляжей.

Разработке математических моделей мешает субъективность, то есть присутствие в политических отношениях живых людей с их волей, своим видением и позициями,   объяснение  которых  не укладывается в рационально -логические формулы.

Параллельно с позитивизмом в ХХ в. сформировался прагматизм. Вначале развился утилитаризм. Наиболее влиятельными представителями этого направления были
И. Бентам (1748  - 1832) и Д.Милль (1806 - 1873).

Основой исследования Бентама были не идеалы далекого будущего, а практика, участником которой он был. Он не верил в существование общих законов развития общества. Предлагал устраивать жизнь, исходя из интересов реального человека, действительной меры оценки всех вещей. Человек стремится к меньшим страданиям и большим удовольствиям. Соответственно достижимая цель политики не в постижении высших законов и следовании им, а в обеспечении счастья для большинства. Эта идея легла в основу концепции позитивного закона и активного законодательства. Для государственного закона важна  не общая концепция справедливости, а прагматическое обоснование конкретных шагов. Отсюда утилитарный подход к политике.  Бентам считал, что пользу политики в целом, законов и реформ в частности можно вычислять. Правда процедура вычисления у Бентама была громоздкой (14 категорий счастья, 12 - страданья, 7 - стандартов измерений). Но сама идея измерения результатов деятельности прочно вошла в западную политологию, стала началом теоретического обоснования последовательной и поэтапной демократизации политических отношений.

Д.Милль в духе  Бентама развивал этическую систему, введя термин «утилитаризм». Согласно последнему моральная ценность поступка определяется его пользой. Тем самым создавалась идейная предпосылка для преодоления разрыва между моралью и политикой. Макиавелли решал эту проблему, отделяя политические оценки от нравственных, Милль - через модернизацию морали. Он был одним из первых сторонников равноправия женщин, создания идейных предпосылок для торжества в ХХ в. всеобщего избирательного права.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79557. Социально-экономическое развитие СССР в середине 60-х - середине 80-х годов. Достижения и проблемы 25.38 KB
  Социальноэкономическое развитие СССР. он занимал еще один пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. проводившаяся под руководством Председателя Совета Министров СССР А.
79558. Советский Союз в годы перестройки. Распад СССР и его последствия 24.41 KB
  Распад СССР и его последствия. Перестройка общее название нового курса советского партийного руководства совокупности политических и экономических перемен происходивших в СССР с 1987 по 1991 годы. Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политикоэкономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными компаниями административного характера лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва провозглашённый 20 апреля 1985 на апрельском пленуме ЦК КПСС одно из...
79559. Государственно-политическое развитие после распада СССР (конец 20 века - начало 21 века). 21.38 KB
  Первым президентом России был избран в 1991 г. Ельцин вицепрезидентом А. началась борьба за власть и изменение Конституции между президентом Ельциным и Верховным Советом кончившаяся незаконным роспуском последнего 21 сентября 1993 г.
79560. Глобальные проблемы человечества и роль России в их решении 21.17 KB
  Понятие глобальные проблемы появилось в международном лексиконе в последней трети XX в. Благодаря обмену информацией общению на международных конференциях и в международных организациях постепенно пришло понимание того что многие проблемы являются действительно глобальными. Проблемы межнациональных отношений Россия является крупнейшей ядерной державой с огромным промышленным научнотехническим интеллектуальным и культурным потенциалом.
79561. История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории 20.8 KB
  Предмет принципы изучения и значение истории. Место истории в системе наук. История России неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные принципы изучения истории: Принцип дополнительности Нильс Бор: ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом чтобы полностью исключить возможность других подходов.
79562. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории 22.6 KB
  Сущность История рассматривается с одной стороны как процесс развития природы и человечества а с другой как система наук изучающих прошлое и настоящее природы и общества. История выполняет несколько социально значимых функций: познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса. Сущность её в том что история как наука выявляя на основе...
79563. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Этапы развития исторической науки 21.47 KB
  Историография в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории посвящённых определённой теме или исторической эпохе например историография эпохи Крестовых походов или совокупность исторических работ обладающих внутренним единством в идеологическом языковом или национальном отношении например марксистская англоязычная или французская историография. В более широком смысле слова историография это вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю исторической науки. Историография проверяет насколько...
79564. Россия в мировом человеческом сообществе. Факторы самобытности Русской истории 20.08 KB
  Факторы самобытности Русской истории. В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории. Сторонники первой из них придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории считают что те или иные особенности российской истории проявляются как отсталость России и русских.Историкипрофессионалы придерживаются термина отсталости России Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития.
79565. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности 20.74 KB
  Постижение высшего сакрального смысла а не реализация конкретных целей главная ценность бытия народов Востока. Общества Востока построены на принципах коллективизма.