10379

Разработка идей естественного права в трудах мыслителей эпохи просвещения

Доклад

Политология и государственное регулирование

Разработка идей естественного права в трудах мыслителей эпохи просвещения. Уже в XIX в. нормативно ценностный подход дал повод для критического к нему отношения. С одной стороны политической мыслью был сформулирован ряд идей которые выражали постепенное движение обще

Русский

2013-03-25

36.5 KB

1 чел.

Разработка идей естественного права в трудах мыслителей эпохи просвещения.

Уже в XIX в. нормативно - ценностный подход дал повод для критического к нему отношения. С одной стороны, политической мыслью был сформулирован ряд идей, которые выражали постепенное движение обществ Запада к демократии, к гуманистической организации власти и ее отношений с обществом. С другой стороны, политическая мысль исторгала и такие идеи, которые увлекали, объединяли, но, как оказывалось впоследствии, отбрасывали общество на националистические, конфронтационные позиции.

нормативизм оказался противоречивым по своим последствиям. В его русле рождались различного рода утопии, ведущие к романтическим, но опасным проектам, к обоснованию общественных перемен, для которых нет реальной почвы.

Главный недостаток нормативно - ценностного подхода в политологии состоит в оценке действительности с позиций идеала, обоснованность которого всегда под вопросом, оторванность идеалов от реалий жизни, от конкретных эмпирических знаний вызывало скептическое отношение к ним, особенно после революционных потрясений.

Социологический подход позволил открыть наиболее существенные неполитические факторы политического развития. Но абсолютизация этого подхода вела к умалению значения природы политических механизмов.

Реакцией на недостаточность нормативизма и социологизма, на рост успехов естественных наук явилось развитие позитивистского подхода к политическим явлениям, акцентирование  внимания  на реальностях, а  не метатеории, на конкретных процессах, а не только общих принципах.

Ростки позитивизма в политической мысли существовали во все эпохи. Это четко проявляется у Аристотеля, Н.Макиавелли. Т.Гоббс подчеркивал ценность прежде всего эмпирического материала, его рациональную интеpпpитацию, высказал догадку о том, что политические явления поддаются математическому вычислению. Но позитивизм как принцип, основа поиска парадигм в социологии и политологии связан с О.Контом (1798- 1857). Он первым предложил очертить границы научного знания об обществе фиксированием точных связей между конкретными явлениями, действиями, функциями, институтами. Контовские понятия, законы функционирования и развития общества носили по преимуществу феноменологический характер, то есть основывались только на непосредственном наблюдении. Поиск истоков явлений, которые лежат за пределами видимого, отвергался Контом.

А.Токвилль (1805 - 1859) вошел в историю политической науки, как исследователь реальной демократии. Он обнаружил, что демократия - конкретно - политическое и социокультуpное явление. И она повсюду имеет как свои достоинства, так и недостатки. Токвилль разработал тезис об условии национального кризиса. Революция происходит не тогда, когда массам живется очень плохо, а когда изменения, в том числе и улучшение положения, пробуждают в них стремления и надежды. Говоря современным языком, предпосылкой политической революции является революция ожиданий.

Под влиянием позитивизма в политической науке утвердился принцип многофакторности, мнение, что различные факторы действуют отчасти независимо друг от друга и без очевидной субординации.

В наше время остался неизменным основной принцип позитивизма - поиск законов за пределами непосредственного наблюдения отвергается и оценивается как псевдопpоблема. Однако сегодня позитивизм обновлен, сформировался принцип неопозитивизма. Его особенность в акцентировании внимания на сциентизме, то есть точности метода политического анализа, их сближении с методами, используемыми в естественных науках.

принцип сциентизма означает, что в исследовании должно господствовать специальное, профессиональное и математически точное знание, не только отделенное от идеологии, аксиологических подходов, но и свободное от каких-либо политических влияний.

Для сциентизма характерно предположение, что исходное начало политики должно быть устойчивым и определенным. Если в основе экономического анализа  находится «экономический человек», которым движет воля потребления и владения, то в основе «политического человека» - воля властвовать. Для развития политического знания необходимо найти точную единицу измерения, позволяющую проводить исследования, осуществлять расчеты.

Незыблемый принцип исследования - верификация. Это означает, что научную ценность представляют только эмпирические достоверные факты, которые можно проверить наблюдением, анкетированием и интеpвьюиpованием, изучением документов.

принципом веpифициpуемости обусловлено требование эксплицитности, предполагающее воспpоизводимость исследовательских процедур. Это означает, что веpфициpуемость распространяется также на процесс исследования.

В американской политической науке широко распространен математический метод обобщения информации. Возрастает роль социальной и политической статистики, информации о мировом знании. Развились количественные методы исследований, которые опираются, прежде всего, на банк машиночитаемых данных (МЧД).

Благодаря накоплению огромных массивов данных и их математической обработке возникли новые условия развития политической науки. эмпирические знания становятся источником нормы , а не ее иллюстрациями. Однако сциентизм не ликвидировал главного, с точки зрения К.Манхейма, недостатка позитивизма - стремления устранить конкретного человека с его оценками и желаниями. Более того, абсолютизация математических методов анализа оказалась чреватой формализацией знаний, превращением в объект исследования не реальностей, а их муляжей.

Разработке математических моделей мешает субъективность, то есть присутствие в политических отношениях живых людей с их волей, своим видением и позициями,   объяснение  которых  не укладывается в рационально -логические формулы.

Параллельно с позитивизмом в ХХ в. сформировался прагматизм. Вначале развился утилитаризм. Наиболее влиятельными представителями этого направления были
И. Бентам (1748  - 1832) и Д.Милль (1806 - 1873).

Основой исследования Бентама были не идеалы далекого будущего, а практика, участником которой он был. Он не верил в существование общих законов развития общества. Предлагал устраивать жизнь, исходя из интересов реального человека, действительной меры оценки всех вещей. Человек стремится к меньшим страданиям и большим удовольствиям. Соответственно достижимая цель политики не в постижении высших законов и следовании им, а в обеспечении счастья для большинства. Эта идея легла в основу концепции позитивного закона и активного законодательства. Для государственного закона важна  не общая концепция справедливости, а прагматическое обоснование конкретных шагов. Отсюда утилитарный подход к политике.  Бентам считал, что пользу политики в целом, законов и реформ в частности можно вычислять. Правда процедура вычисления у Бентама была громоздкой (14 категорий счастья, 12 - страданья, 7 - стандартов измерений). Но сама идея измерения результатов деятельности прочно вошла в западную политологию, стала началом теоретического обоснования последовательной и поэтапной демократизации политических отношений.

Д.Милль в духе  Бентама развивал этическую систему, введя термин «утилитаризм». Согласно последнему моральная ценность поступка определяется его пользой. Тем самым создавалась идейная предпосылка для преодоления разрыва между моралью и политикой. Макиавелли решал эту проблему, отделяя политические оценки от нравственных, Милль - через модернизацию морали. Он был одним из первых сторонников равноправия женщин, создания идейных предпосылок для торжества в ХХ в. всеобщего избирательного права.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83265. Поведінка з незнайомими людьми 662.5 KB
  Ознайомити і вивчити способи уникнення небезпеки. Розвивати здатність орієнтуватися у складних ситуаціях, вміння оцінювати небезпеку та вибирати дії самозахисту. Виховувати спостережливість, обачність, увагу, почуття обережності, дбайливе ставлення один до одного...
83266. Лісовий лікар – шипшина 129.5 KB
  Мета: забезпечувати ознайомлення дітей з корисними властивостями «лісового лікаря – шипшини»; збагачувати уявлення про звичаї українського народу, пов’язані з шипшиною; засобами поетичного слова торкатись струн дитячої душі, доносячи красу трояндового дива; виховувати потребу охороняти, доглядати...
83267. Безсмертна Леся Українка була і є, повік жива 1.22 MB
  Фотографії Лесі Українки малюнки до віршів музичний записказка Л. Олена Журлива Сьогодні 25 лютого День народження Лесі Українки. На фоні музики і демонстрації слайдів звучить вірш Олени Журливої Памяті Лесі Українки Я знала Лесю Українку Живу тривожну молоду Вона мов квітка у барвінку Цвіла в поліському саду.
83268. Як людина сприймає повідомлення. Інформація та повідомлення. Отримання людиною повідомлення 413.5 KB
  Мета уроку: формувати початкові уявлення про види повідомлень за способом її сприйняття; розвивати кругозір дітей, увагу, зорову пам’ять, логічне та операційне мислення; удосконалювати навички роботи на клавіатурі та з мишею; виховувати естетичний смак, любов до природи, бережливе ставлення до свого здоров’я.
83269. П’єса-казка Нелі Шейко-Медведєвої «Лисиця, що впала з неба» 39 KB
  Поглибити розуміння побудови тексту пєси; вчити знаходити за допомогою вибіркового читання уривки слова які характеризують дійових осіб вчити розрізняти характеристики дійових осіб за їхніми висловами вчинками; розвивати творчі здібності дітей дослідницькі якості; виховувати правдивість почуття...
83270. Розмноження рослин. Поширення плодів та насіння в природі 398.5 KB
  Поширення плодів та насіння в природі. Поглибити знання школярів про будову рослин; формувати в учнів уявлення про розмноження рослин плоди і насіння пристосування рослин до поширення плодів у природі; формувати уміння аналізувати порівнювати встановлювати причинно-наслідкові зв’язки між явищами...
83271. Розв’язування прикладів і задач, що містять множення числа 7. Рівняння на знаходження невідомого від’ємника 69 KB
  Мета: вправляти у розвязання задач та прикладів що містять множення числа 7 вивчені випадки арифметичних дій; закріпити вміння розвязувати рівняння на знаходження невідомого відємника; розвивати вміння що потребують нестандартного мислення винахідливості; формувати абстрактне мислення...
83272. Водойми України 395.5 KB
  Що ми називаємо водоймами це місця у природі з водою: річки озера джерела моря океани. Природа створила джерела озера річки моря океани. Тому під час танення снігу дощу частина води стікає в річки а решта проникає в землю і пісок до глини яка майже не пропускає воду.
83273. Велика буква у власних іменниках 182 KB
  На яку букву Ви не змогли дібрати слова Чому Складіть з поданих літер слово. Орфографічна хвилинка Учні відгадують загадки і записують словавідгадки. Якою частиною мови є ці слова На яке питання відповідають що означають Перевірте написання цих іменників за орфографічним словником.