10381

Ресурсы и легитимность политической власти

Доклад

Политология и государственное регулирование

Ресурсы и легитимность политической власти. Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится ее законности признанию обществом ее права на руководящую роль. В политологии данная характеристика обозначае...

Русский

2013-03-25

31.5 KB

28 чел.

Ресурсы и легитимность политической власти.

Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится ее законности, признанию обществом ее права на руководящую роль. В политологии данная характеристика обозначается понятием "легитимность" (от лат. legitimus — законный). Понятие "легитимность власти" в политике впервые было введено немецким политологом Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получить легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть передается по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качество законности в связи с огромной популярностью политического лидера, возглавляющего государственную власть. Такой тип власти Вебер называл харизматическим. Харизма (от греч harisma) означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которыми обладает лидер и которые позволяют ему вы-

ступать в качестве вождя. В-третьих, легитимность власти может иметь в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом прежде всего потому, что он сам участвует в создании ее представительных органов (на выборах), и потому, что она основывается на рациональных, признаваемых им законах.

Легитимности политической власти придается большое значение. История развития человеческого общества свидетельствует, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия граждан к ней является важным фактором ее эффективности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. Для этого используются все ресурсы, которыми власть располагает.

Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства. Важнейшей причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В политологии существует несколько подходов к классификации ресурсов власти. Сторонники одного из самых распространенных делят эти ресурсы на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы включают материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью государственная власть может "покупать" не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные — применяются в случае, когда утилитарные ресурсы не срабатывают. В качестве их выступают все средства и меры административного воздействия и наказания вплоть до привлечения к суду.

Нормативные — включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Нормативные ресурсы влияют на сознание человека, на его внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения, убеждая его в общности интересов руководителя и подчиненных, в необходимости одобрения действий субъекта власти, принятия его требований.

Сторонники другого подхода делят ресурсы власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, как всеобщий эквивалент, средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т.п.

Социальные ресурсы — это повышение (или снижение) социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами, так как изменение

социального статуса неизбежно связано с изменением материальных благ: снижение статуса — с их уменьшением, повышение статуса — с увеличением материальных благ. Социальный ресурс включает:

должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации (СМИ) и др. По мере развития СМИ, средств коммуникации именно эти ресурсы становятся важнейшими атрибутами власти, особенно для развитых стран.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди: армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их атрибутами. Этот вид ресурсов самый примитивный, но традиционно наиболее эффективный источник власти, так как его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы, имущества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22445. ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОБЪЕДИНЕНИЯХ 123 KB
  Средства этого фонда подлежат распределению меду членами трудового коллектива арендаторов и зачислению на их лицевые счета пропорционально трудовому вкладу. На величину долевого фонда могут начисляться дивиденды размер которых ежегодно устанавливается общим собранием собранием уполномоченных. В этой связи следует в организационном и методическом отношениях решить ряд вопросов выбрать критерий и обосновать методику расчета паевого фонда установить статус и порядок учета индивидуального пая разработать методику начисления дивидендов....
22446. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 54.5 KB
  Организация производства на предприятиях отрасли. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях Под ред. Организация сельскохозяйственного производства.
22447. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА» 37.5 KB
  и науки Организация производства. Организация производства есть наука изучающая закономерности рационального построения и ведения в них производства с целью повышения его эффективности и обеспечения дальнейшего роста народного благополучия. Закон планомерного и пропорционального развития требует установления в них оптимальных пропорций между всеми элементами производства.
22448. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 102 KB
  Понятие предприятия и производственной системы. Унитарные предприятия. Понятие предприятия и производственной системы. Главной целью предприятия является получение максимальной прибыли в долгосрочной перспективе.
22449. РАЗМЕРЫ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 39 KB
  Показатели размеров сельхозпредприятий Опыт преобразований сельского хозяйства в республике Беларусь и за ее пределами показывает что нельзя противопоставлять крупное производство мелкому. Поэтому рациональная организация производства предполагает определение наиболее целесообразного размера хозяйства. Крупные хозяйства обладают определенными преимуществами однако при этом следует иметь в виду то что с увеличением земельной площади увеличиваются и транспортные расходы усложняется управление что к сожалению отрицательно влияет на...
22450. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ 53 KB
  Организация угодий и севооборотов. на каждый гектар сельскохозяйственных угодий необходимо иметь определённое число работников основных средств производства материальноденежных средств. Характер использования земли зависит от вида угодий. Пашня в Республике Беларусь она занимает около 60 от площади сельскохозяйственных угодий.
22451. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА 152.5 KB
  Производство сельскохозяйственной и других видов продукции осуществляется работниками воздействующими на предметы труда средствами труда. Уровень оснащенности сельского хозяйства основными фондами характеризуют следующие показатели: фондообеспеченность фондооснащенность это стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий; фондовооруженность труда это стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения на 1 работника хозяйства; ...