10381

Ресурсы и легитимность политической власти

Доклад

Политология и государственное регулирование

Ресурсы и легитимность политической власти. Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится ее законности признанию обществом ее права на руководящую роль. В политологии данная характеристика обозначае...

Русский

2013-03-25

31.5 KB

28 чел.

Ресурсы и легитимность политической власти.

Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится ее законности, признанию обществом ее права на руководящую роль. В политологии данная характеристика обозначается понятием "легитимность" (от лат. legitimus — законный). Понятие "легитимность власти" в политике впервые было введено немецким политологом Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получить легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть передается по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качество законности в связи с огромной популярностью политического лидера, возглавляющего государственную власть. Такой тип власти Вебер называл харизматическим. Харизма (от греч harisma) означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которыми обладает лидер и которые позволяют ему вы-

ступать в качестве вождя. В-третьих, легитимность власти может иметь в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом прежде всего потому, что он сам участвует в создании ее представительных органов (на выборах), и потому, что она основывается на рациональных, признаваемых им законах.

Легитимности политической власти придается большое значение. История развития человеческого общества свидетельствует, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия граждан к ней является важным фактором ее эффективности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. Для этого используются все ресурсы, которыми власть располагает.

Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства. Важнейшей причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В политологии существует несколько подходов к классификации ресурсов власти. Сторонники одного из самых распространенных делят эти ресурсы на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы включают материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью государственная власть может "покупать" не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные — применяются в случае, когда утилитарные ресурсы не срабатывают. В качестве их выступают все средства и меры административного воздействия и наказания вплоть до привлечения к суду.

Нормативные — включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Нормативные ресурсы влияют на сознание человека, на его внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения, убеждая его в общности интересов руководителя и подчиненных, в необходимости одобрения действий субъекта власти, принятия его требований.

Сторонники другого подхода делят ресурсы власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, как всеобщий эквивалент, средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т.п.

Социальные ресурсы — это повышение (или снижение) социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами, так как изменение

социального статуса неизбежно связано с изменением материальных благ: снижение статуса — с их уменьшением, повышение статуса — с увеличением материальных благ. Социальный ресурс включает:

должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации (СМИ) и др. По мере развития СМИ, средств коммуникации именно эти ресурсы становятся важнейшими атрибутами власти, особенно для развитых стран.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди: армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их атрибутами. Этот вид ресурсов самый примитивный, но традиционно наиболее эффективный источник власти, так как его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы, имущества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38321. Микроэкономика и ее теория 599.5 KB
  Издержки производства в краткосрочном периоде. Издержки производства в долгосрочном периоде. Выбор монополистом цены и объёма производства. Конкурентные рынки факторов производства.
38323. ПРОГРАМНІ ЕКЗАМЕНАЦІЙНІ ПИТАННЯ З МІКРОЕКОНОМІКИ 408.5 KB
  Визначення предмета мікроекономіки; субєкти економічних відносин на мікрорівні; позитивний та нормативний мікроекономічний аналіз; застосування та межі мікроекономічної теорії. Мікроекономічний аналіз являє собою комплекс знань, поглядів, ідей, спрямованих на пояснення поведінки окремих суб’єктів ринку (індивіда, фірми, галузі) в процесі здійснення економічного вибору.
38324. Концепции социальной стратификации 15.62 KB
  Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место занимают статус и власть.
38325. Философия права 994 KB
  ПРЕДМЕТ МЕТОД И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА 1. Предмет философии права Философия права занимается поисками и установлением истины о праве истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. В философии права исследуется право в целом право как определенная универсальная целостность весь правовой универсум весь мир права все правовое охватывающее и сущность права и формы внешнего проявления этой сущности правовые явления. Такое понимание права как некоторой целостности состоящей из...
38326. Современное право международных договоров. Том II. Действие международных договоров 2.38 MB
  Из него вытекает юридическая обязательность любого договора контракта. К таким договорам относится в частности конституционный акт мирового сообщества Устав ООН. В подобных случаях отношение к договорам мало чем отличается от практики обычного права международного права в целом 17. Сочетание воль государств необходимо для заключения договора.
38328. Маркетинговые исследования 698 KB
  Сущность маркетинговых исследований Маркетинговые исследования mrketing reserch это систематическое и объективное выявление сбор анализ распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем и использования маркетинговых возможностей.Маркетинговые исследования предусматривают идентификацию сбор анализ распространение и использование информации. Следует иметь в виду что как маркетинговая проблема так и маркетинговая возможность трансформируются затем в проблему...