10381

Ресурсы и легитимность политической власти

Доклад

Политология и государственное регулирование

Ресурсы и легитимность политической власти. Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится ее законности признанию обществом ее права на руководящую роль. В политологии данная характеристика обозначае...

Русский

2013-03-25

31.5 KB

28 чел.

Ресурсы и легитимность политической власти.

Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится ее законности, признанию обществом ее права на руководящую роль. В политологии данная характеристика обозначается понятием "легитимность" (от лат. legitimus — законный). Понятие "легитимность власти" в политике впервые было введено немецким политологом Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получить легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть передается по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качество законности в связи с огромной популярностью политического лидера, возглавляющего государственную власть. Такой тип власти Вебер называл харизматическим. Харизма (от греч harisma) означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которыми обладает лидер и которые позволяют ему вы-

ступать в качестве вождя. В-третьих, легитимность власти может иметь в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом прежде всего потому, что он сам участвует в создании ее представительных органов (на выборах), и потому, что она основывается на рациональных, признаваемых им законах.

Легитимности политической власти придается большое значение. История развития человеческого общества свидетельствует, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия граждан к ней является важным фактором ее эффективности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. Для этого используются все ресурсы, которыми власть располагает.

Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства. Важнейшей причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В политологии существует несколько подходов к классификации ресурсов власти. Сторонники одного из самых распространенных делят эти ресурсы на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы включают материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью государственная власть может "покупать" не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные — применяются в случае, когда утилитарные ресурсы не срабатывают. В качестве их выступают все средства и меры административного воздействия и наказания вплоть до привлечения к суду.

Нормативные — включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Нормативные ресурсы влияют на сознание человека, на его внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения, убеждая его в общности интересов руководителя и подчиненных, в необходимости одобрения действий субъекта власти, принятия его требований.

Сторонники другого подхода делят ресурсы власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, как всеобщий эквивалент, средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т.п.

Социальные ресурсы — это повышение (или снижение) социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами, так как изменение

социального статуса неизбежно связано с изменением материальных благ: снижение статуса — с их уменьшением, повышение статуса — с увеличением материальных благ. Социальный ресурс включает:

должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации (СМИ) и др. По мере развития СМИ, средств коммуникации именно эти ресурсы становятся важнейшими атрибутами власти, особенно для развитых стран.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди: армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их атрибутами. Этот вид ресурсов самый примитивный, но традиционно наиболее эффективный источник власти, так как его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы, имущества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7005. Документация и делопроизводство в системе управления 224.5 KB
  Документация и делопроизводство в системе управления В настоящей теме осваивающие профессию менеджера и заинтересованные читатели получат ответы на следующие вопросы: понятийный аппарат документа обозначение реквизитов в документах требования к бл...
7006. Управление персоналом. Персонал организации и его характеристика 417.5 KB
  Управление персоналом В этой теме осваивающие менеджмент и интересующиеся проблемами управления получат ответы на следующие вопросы: характеристика персонала организации основные параметры персонала оценка эффективности использов...
7007. Результативность управления 85.5 KB
  Результативность управления Результативность управления. Качество управления. Эффективность управления. I. Для того, чтобы быть успешной организацией в течении долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффектив...
7008. Тесты по экологии с ответами 134 KB
  1. Когда был принят закон Республики Узбекистан об охране природы? а) 10 декабря 1991 г б) 8 декабря 1994 г в) 9 ноября 1993 г г) 9 декабря 1992 г. д) 12 декабря 1993 г. 2. Когда отмечается Международный день охраны окружающей среды? а) ...
7009. Исследование электрического поля между двумя электродами в полупроводящей среде 962.5 KB
  Цель: Исследовать влияние формы электродов на картину поля, при изменении характеристик среды. Расчет электрических полей с помощью ЭВМ Для расчета электрических полей используем программу ElectField. В данной программе можно использовать электроды...
7010. Определение пробивного напряжения воздушного промежутка 106.5 KB
  Тема: Определение пробивного напряжения воздушного промежутка. Цель: Получить статистические характеристики электрической прочности воздуха. Рисунок 1. Принципиальная схема. Автомат АП 2. ЛАТР Т1 3. Выпрямительный мост 4. Преобразователи высок...
7011. Определение качества кабельной изоляции по токам абсорбции 42 KB
  Тема: Определение качества кабельной изоляции по токам абсорбции Цель: Изучение приборов и методов измерения сопротивления изоляции электрооборудования выработка навыков использования приборов и методов измерений. Рисунок 1. Упрощенная схема мегомм...
7012. Определение электрической прочности жидких диэлектриков 59.5 KB
  Тема: Определение электрической прочности жидких диэлектриков. Цель работы: Ознакомление с методами испытания жидких диэлектриков, определение пригодности испытываемой жидкости для применения в высоковольтных аппаратах путём сравнения опытных д...
7013. Измерение тангенса угла диэлектрических потерь трансформаторного масла 56 KB
  Измерение тангенса угла диэлектрических потерь трансформаторного масла. Цель: Ознакомиться с установкой измерения состояния трансформаторного масла. Приборы и оборудование: Мост переменного тока Р5026. Мост переменного тока Р5026 ...