10381

Ресурсы и легитимность политической власти

Доклад

Политология и государственное регулирование

Ресурсы и легитимность политической власти. Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится ее законности признанию обществом ее права на руководящую роль. В политологии данная характеристика обозначае...

Русский

2013-03-25

31.5 KB

28 чел.

Ресурсы и легитимность политической власти.

Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится ее законности, признанию обществом ее права на руководящую роль. В политологии данная характеристика обозначается понятием "легитимность" (от лат. legitimus — законный). Понятие "легитимность власти" в политике впервые было введено немецким политологом Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получить легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть передается по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качество законности в связи с огромной популярностью политического лидера, возглавляющего государственную власть. Такой тип власти Вебер называл харизматическим. Харизма (от греч harisma) означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которыми обладает лидер и которые позволяют ему вы-

ступать в качестве вождя. В-третьих, легитимность власти может иметь в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом прежде всего потому, что он сам участвует в создании ее представительных органов (на выборах), и потому, что она основывается на рациональных, признаваемых им законах.

Легитимности политической власти придается большое значение. История развития человеческого общества свидетельствует, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия граждан к ней является важным фактором ее эффективности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. Для этого используются все ресурсы, которыми власть располагает.

Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства. Важнейшей причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В политологии существует несколько подходов к классификации ресурсов власти. Сторонники одного из самых распространенных делят эти ресурсы на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы включают материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью государственная власть может "покупать" не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные — применяются в случае, когда утилитарные ресурсы не срабатывают. В качестве их выступают все средства и меры административного воздействия и наказания вплоть до привлечения к суду.

Нормативные — включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Нормативные ресурсы влияют на сознание человека, на его внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения, убеждая его в общности интересов руководителя и подчиненных, в необходимости одобрения действий субъекта власти, принятия его требований.

Сторонники другого подхода делят ресурсы власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, как всеобщий эквивалент, средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т.п.

Социальные ресурсы — это повышение (или снижение) социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами, так как изменение

социального статуса неизбежно связано с изменением материальных благ: снижение статуса — с их уменьшением, повышение статуса — с увеличением материальных благ. Социальный ресурс включает:

должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации (СМИ) и др. По мере развития СМИ, средств коммуникации именно эти ресурсы становятся важнейшими атрибутами власти, особенно для развитых стран.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди: армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их атрибутами. Этот вид ресурсов самый примитивный, но традиционно наиболее эффективный источник власти, так как его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы, имущества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33266. Предмет науки управления (менеджмента) 41.5 KB
  Содержание функций управления. Менеджмент это процесс управления руководства отдельным работником рабочей группой коллективом для достижения цели организации. Менеджмент подразумевает определенную категорию людей получивших профессиональное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством.
33267. Характеристика основных принципов управления организацией 58.5 KB
  творчества менеджеров основаны на определенных законах Законы управления Законы управления Содержание 1. Организация управления 4. Законы присущие всем сторонам управления 1.
33268. Эволюия основных подходов к менеджменту, характеристика школ 49 KB
  Эволюия основных подходов к менеджменту характеристика школ Основные положения школ менеджмента: Школа научного управления. Школа административного управления. Ее основные принципы: Развитие принципов управления. Описание функций управления.
33269. Характеристика современных концепций менеджмента (системный , ситуационный , количественные подходы). Сущность целевого и стратегического подхода в менеджменте 30.5 KB
  При ситуационном подходе возникшем в конце 60х годов не считается что концепции традиционной теории управления. школы человеческих отношений и школы науки управления неверны. Считая концепцию процесса управления применимой ко всем организациям сторонники ситуационного подхода нашего столетия признают что. хотя общий процесс одинаков специфические приемы которые должен использовать руководитель для эффективного управления могут значительно варьироваться.
33270. Классификация и общая характеристика управления методов управления персоналом 56.5 KB
  Классификация и общая характеристика управления методов управления персоналом Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов способов воздействия на сотрудников. Экономические методы Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных...
33271. Управленческое решение: содержание, виды . Стадии и технологии принятия управленческих решений 68.5 KB
  Классификация управленческих решений Классификационный признак Группы Управленческих решений Степень повторяемости проблемы Традиционные Нетипичные Значимость цели Стратегические Тактические Сфера воздействия Глобальные Локальные Длительность реализации Долгосрочные Краткосрочные Прогнозируемые последствия решения...
33272. Элементы налога на имущество организаций и их характеристика 26 KB
  Элементы налога на имущество организаций и их характеристика. Налог на имущество организаций является наиболее весомым в региональных налогах. Плательщиками налога на имущество являются: организации включая банки и кредитные учреждения в том числе с иностранными инвестициями являющиеся юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ; филиалы и другие аналогичные подразделения организаций имеющие отдельный баланс и расчетный счет; организации с иностранными инвестициями иностранные компании фирмы международные объединения и...
33273. Элементы транспортного налога и их характеристика 25.5 KB
  Объектом налогообложения являются транспортные средства подлежащие регистрации в соответствии с постановлением Правительства РФ №938 от 12. Налоговой базой является мощность двигателя которая указана в технологическом паспорте транспортного средства в лошадиных силах или киловаттах мощности. Налог исчисляется в рублях с каждой лошадиной силы киловатта мощности каждого транспортного средства по ставкам. Налог уплачивается раз в год по месту нахождения плательщика или регистрации транспортного средства и зачисляется в территориальный...
33274. Элементы налога на имущество физических лиц и их характеристика 25.5 KB
  Элементы налога на имущество физических лиц и их характеристика. Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ иностранные граждане и лица без гражданства имеющие на территории РФ в собственности движимое и недвижимое имущество. Объектом обложения являются находящиеся в собственности физического лица недвижимое и движимое имущество которое соответственно можно разделить на две группы: 1. При исчислении налога на недвижимое имущество налогооблагаемой базой является оценочная стоимость имущества которая может быть...