10398

Власть и общественные интересы. Формы и средства выражения в политике

Доклад

Политология и государственное регулирование

Власть и общественные интересы. Формы и средства выражения в политике. Понятие власть является одним из центральных в политологии дающим ключ к пониманию политических институтов политических движений и самой политики. Под властью понимают возможность и способно

Русский

2013-03-26

28.5 KB

2 чел.

Власть и общественные интересы. Формы и средства выражения в политике.

Понятие "власть" является одним из центральных в политологии, дающим ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.

Под властью понимают возможность и способность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью воли, авторитета, права, норм насилия (принуждения), а также других средств.

В политической науке существуют разнообразные определения власти, что связано, прежде всего, со сложностью и многоаспектностью этого явления. Важнейшими из этих определений являются:

1. Бихевиористское. Его сторонники рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, другие подчиняются. Данный подход индивидуализирует понимание власти, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. По мнению сторонников этого похода, первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "политической энергией". Человек видит во власти средство "улучшения жизни": приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.д. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.

Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

2. Телеологическое (с точки зрения цели). Власть рассматривается как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Сторонники этого направления трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающей средой. В этом смысле они утверждают положение о власти человека над природой.

3. Инструменталистское. При этом подходе власть трактуется как возможность использования определенных средств, в том числе и насилия.

4. Системное. Приверженцы этого направления исходят из производности власти от социальной системы, считают ее свойством системы, проявляющимся во взаимодействии частей и целого. Иногда власть трактуется как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

5. Структуралистское Власть расценивается как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и подчинения. При этом считается, что без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность сообщества. Последователи такого подхода утверждают, что сообщество построено иерархично, что управленческие и исполнительские функции, а также социальные позиции и роли должны быть дифференцированы. Власть они рассматривают как средство социальных статусов, ролей, позволяющих контролировать ресурсы и средства влияния.

6. Реляционистское (от франц. relation — отношение). Власть рассматривается как отношение между двумя партнерами (агентами), при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого, т.е. имеет место взаимодействие ее объекта и субъекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Масштабы отношений субъекта и объекта власти простираются от ожесточенного сопротивления, сокрушительной борьбы до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе.

Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Важным источником силы власти является убежденность людей в необходимости власти и авторитета властителя. Авторитет основывается на согласии. Он означает уважение к руководящей личности (институту), доверие к ней.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11318. Регистры и их применение. 109.5 KB
  Занятие 6. Регистры Учебные методические и воспитательные цели: 1.Изучить принципы построения последовательных и параллельных регистров. 2. Показать методику увязки изучаемых вопросов с применением в технике связи. 3. Воспитывать уважение к изучаемой дисципли...
11319. Счетчики и их применение 142.5 KB
  Занятие 7. Счетчики Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и разновидности цифровых счетчиков импульсов. 2. Показать методику увязки учебного материала с ранее изученным. 3. Воспитывать умение выделять главное при конспектиро
11320. Запоминающие устройства и их применения 163.5 KB
  Занятие 9 Запоминающие устройства Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и разновидности запоминающих устройств. 2. Показать методику увязки учебного материала с ранее изученным. 3. Воспитывать умение выделять главное при консп...
11321. Аналого-цифровые преобразователи 125.5 KB
  Занятие 10 Аналогоцифровые преобразователи Учебные и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения цифроаналоговых и аналогоцифровых преобразователей. 2. Воспитывать инженерное мышление. План лекции №№ п/п У
11322. Микропроцессор К580ВМ80 87.5 KB
  Занятие 1 Микропроцессор К580ВМ80 Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить особенности построения универсального 8разрядного микропроцессора К580ВМ80. 2. Совершенствовать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного материала. ...
11323. Микропроцессор К1810ВМ86 110 KB
  Занятие 2 Микропроцессор К1810ВМ86 Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить особенности построения универсального 16разрядного микропроцессора К1810ВМ86 и принципы адресации его памяти.. 2. Формировать творческое мышление. 3. Прививать любовь к професси
11324. Применение универсальных микропроцессоров 102 KB
  Занятие 3 Применение универсальных микропроцессоров Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и работы персонального компьютера и применение его для моделирования различных процессов. 2. Формировать творческое мышление. 3. Прив...
11325. Сигнальный процессор 144 KB
  Занятие 5 Сигнальный процессор Учебные и воспитательные цели: Изучить устройство и принципы функционирования сигнального процессора. Прививать умение выделять главное для качественного конспектирования учебного материала. Прививать интерес к дисцип
11326. Маркетингове дослідження ринку дезінфектантів та антисептиків 776 KB
  Антисептичні засоби для профілактики і лікування місцевих інфекційних захворювань (гнійних ран, опіків, пролежнів, виразок, фурункулів і т. п.) використовувалися з давніх часів. Гіппократ і Ібн Сіна, Парацельс і Гален застосовували в цих цілях бальзамічні мазі, винний і яблучний оцет, вапно, мурашину кислоту і різні спирти.