10401

Типология партийных систем. Развитие многопартийности в России

Доклад

Политология и государственное регулирование

Типология партийных систем. Развитие многопартийности в России. В политологии принято различать партийные системы. В зависимости от положения и количества политических партий в политической системе взаимопонимания и взаимодействия между ними складывается партий

Русский

2013-03-26

31 KB

3 чел.

Типология партийных систем. Развитие многопартийности в России.

В политологии принято различать партийные системы. В зависимости от положения и количества политических партий в политической системе, взаимопонимания и взаимодействия между ними складывается партийная система, под которой понимают совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, взаимодействие этих партий между собой, а также с государственными институтами и другими организациями. Существуют различные классификации партийных систем. Наиболее распространенная зависит от количества партий: различают однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

Классическим примером однопартийной системы является партийная система с единственной разрешенной в стране партией, если она к тому же стоит у власти. В такой системе партийный аппарат срастается с госаппаратом, а партия с государством. Партия монополизирует политическую деятельность. Основные политические решения по всем вопросам принимаются высшими партийными органами. Такая система существует в Китае, КНДР, на Кубе, до недавних пор так было в СССР, Албании, Румынии.

Классическим образцом двухпартийной системы являются США и Великобритания. В США демократическая и республиканская партии периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти. Острых противоречий между партиями по существу нет.

Борьба между ними обостряется во время предвыборных кампании. Победившая на выборах партия формирует правительство, находится у власти. Проигравшая уходит в оппозицию, критикует правящую партию, ее лидера, заставляя их придерживаться принятых законов. Иногда получается так, что правящая партия не имеет большинства в парламенте, что создает определенный противовес гегемонии одной партии в политической жизни страны. Такой же порядок существует в Великобритании. Там периодически сменяют друг друга две партии — консервативная и лейбористская. Сейчас у власти находится лейбористская партия. Существование двухпартийной системы в этих странах не значит, что там нет других партий. Они есть, но решающего воздействия на политический процесс не оказывают.

Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править, определять политику. Подавляющее большинство стран Западной Европы имеют многопартийные системы. Многопартийность усложняет агрегирование интересов, затрудняет избирателям выбор определенной программы и участие в принятии крупных политических решений. Наличие множества партий затрудняет создание стабильного парламентского большинства, что в свою очередь порождает нестабильность правительства.

В России первая партия была создана на полстолетия позже, чем в Западных государствах. Это произошло в Минске в 1898 г. Демократическая общественность Москвы в марте 1998 г. отметила 100-летие создания Российской социал-демократической рабочей партии. К 1917 г. в России действовало 15 общенациональных и не менее 35 региональных политических партий и организаций партийного типа. По некоторым источникам, в стране существовало 75 политических партий. Наиболее многочисленными и влиятельными были: партия социал-революционеров (эсеры) — более 500 тыс. членов, РСДРП(б) — 350 тыс. членов, РСДРП (меньшевики) — 143 тыс. членов; конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты) — 70 тыс. членов. Затем, в связи с установлением в нашей стране однопартийной системы, процесс формирования многопартийной политической системы был приостановлен.

За последние годы в Российской Федерации происходит переход от однопартийной системы к многопартийной. Можно выделить три этапа в этом процессе. Первый (1985—1987) — этап возникновения различных "неформальных" движений, объединений, союзов, фронтов. На втором этапе (1987—1989) происходит институциализация и конституирование общественно-политических партий и движений.

С весны 1989 г. и по настоящее время идет процесс рождения политических партий различной направленности, создания партийных блоков, союзов, коалиций.

Принятый в 1990 г. Закон СССР «Об общественных объединениях» пока является единственным такого рода законом, действующим в Российской Федерации. В этом законе термином "общественные объединения" обозначаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, молодежные, ветеранские организации. Закон предусматривает общие положения, порядок образования, регистрации, условия работы общественных объединений, контроль за их деятельностью, определяя характер их международных связей. В марте 1991 г. началась регистрация партий. Перед президентскими выборами 1996 г. их было зарегистрировано более 70. Становление многопартийности происходит трудно. Часто партии создаются сверху, под самопровозглашенного лидера, нередко за ними никто не стоит. Они по существу никого, кроме себя самих, не представляют.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33612. Социальная инфраструктура муниципального образования: понятие и сущность 39 KB
  Социальная инфраструктура муниципального образования: понятие и сущность Три функциональноцелевых блока социальной инфраструктуры: общественнополитическая и интеллектуальнокультурная деятельность восстановление и сохранение физического здоровья коммунальнобытовое обслуживание. Целевые функции социальной инфраструктуры. Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры. Прогнозирование развития социальной инфраструктуры.
33613. Социальная инфраструктура муниципального образования как многоотраслевой комплекс 58.5 KB
  Целесообразное разделение функций по управлению ими между органами власти различных уровней определяется главным критерием функционирования социальной сферы улучшением условий жизни населения. На муниципальном уровне услуги социальной сферы доводятся непосредственно до потребителя. Воплощением их должны стать федеральная концепция развития отраслей социальной сферы и гарантируемые государством минимальные социальные стандарты реализуемые на уровне муниципальных образований как часть стратегии комплексного развития территории.
33614. Транспортная инфраструктура муниципальных образований 49.5 KB
  Классификация транспорта муниципального образования. Понятие транспорта. Виды городского транспорта. Особенности и недостатки городского транспорта.
33615. Жилищная инфраструктура муниципальных образований 39 KB
  Функции жилищной политики. Процесс реформирования жилищной сферы в России сталкивается с целым рядом проблем которые проявляются ярко и болезненно особенно в крупных городах в частности в г. Жилищная сфера содержит в себе огромный социально экономический потенциал исходя из этого социально экономическая роль жилья предопределяет необходимость глубокого исследования и теоретического переосмысления преобразований происходящих в жилищной сфере. Главная цель жилищной политики состоит в удовлетворении жилищных и эстетических потребностей...
33616. Понятие земельных ресурсов и собственность на землю. Категории земель 42.5 KB
  Категории земель Понятие земли и земельных ресурсов. Принципы управления земельными ресурсами установленные Земельным Кодексом РФ: 1Приоритет охраны земли перед использованием земли как недвижимого имущества. 2 Приоритет охраны жизни и здоровья человека который должен быть обеспечен при использовании земли даже если это требует больших затрат. 5 Сохранение особо ценных земель и охраняемых территорий изменение статуса которых не допускается или ограничивается к особо ценным землям и охраняемым территориям относятся ценные земли с х...
33617. Концепция национальной безопасности 49 KB
  безопасности РФ 2009 г. политики в области обеспечения безопасности личности общества и государства защищенности страны от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод в обеспечении личной безопасности в повышении качества и уровня жизни в физическом духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
33618. Управление национальной безопасностью в Российской Федерации 46 KB
  Политика обеспечения национальной безопасности. Система обеспечение национальной безопасности. Основная задача и функции системы обеспечения национальной безопасности.
33619. Антитеррористическая безопасность Российской Федерации 54.5 KB
  Правовые и организационные принципы противодействия терроризму. Основные понятия принципы противодействия терроризму правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма устанавливает ФЗ О противодействии терроризму от 06. Направления террористической деятельности: подготовка организация финансирование и реализация террористических актов; подстрекательство к терроризму; организация незаконных вооруженных формирований сообществ групп для реализации...
33620. СРАВНЕНИЕ РЕЖИМОВ DES 31 KB
  Режим ЕСВ Недостатки: Предоставление криптоаналитику более широких возможностей для криптоанализа по сравнению с другими криптографическими режимами. Если вам необходима главным образом простота и скорость режим ECB можно порекомендовать как самый простой и быстрый режим блочного шифра. Помимо уязвимости к вскрытию с повторной передачей алгоритм в режиме ЕСВ проще всех для криптоаналитиков.