10402

Государство как институт политической системы общества, его основные черты и формы

Доклад

Политология и государственное регулирование

Государство как институт политической системы общества его основные черты и формы. Центральным институтом политической системы является государство. Именно в его деятельности концентрируется основное содержание политики. Исследованием проблем государства заним

Русский

2013-03-26

43 KB

10 чел.

Государство как институт политической системы общества,

его основные черты и формы.

Центральным институтом политической системы является государство. Именно в его деятельности концентрируется основное содержание политики. Исследованием проблем государства занимались многие мыслители как западной, так и отечественной политологии  В итоге сформировалось понимание сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории. Основные составные элементы государства —территория, население, власть. Без этих элементов государство просто не может существовать. Важнейшими признаками государства являются: отделение публичной власти от общества и появление слоя профессионалов-управленцев; суверенитет государственной власти на определенной территории, т.е. преобладание ее над всеми другими видами власти; монополия на легальное применение силы. физического принуждения; исключительное право на издание законов, обязательных для всего населения;

право на взимание налогов.

Функции государства принято подразделять на внутренние и внешние. К внутренний функциям относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны, поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатических), осуществлением внешней торговли, участием в решении проблем глобальной безопасности.

Существуя на протяжении тысячелетий, государство меняется вместе с развитием всего общества. По отношению к обществу государство вторично, по существу оно является продуктом развития общества. Оно появилось, когда общество достигло определенного уровня развития.

Современный мир представляет собой конгломерат многообразия форм государственного устройства. С точки зрения особенностей взаимопонимания государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов прав и свобод человека, в развитии государства можно выделить два важнейших этапа: традиционный и конституционный.

Подавляющее большинство государств современного мира строятся и функционируют на базе конституций. Конституция —это система зафиксированных в социальном документе (или в нескольких) относительно стабильных правил (законов), которые определяют устройство государства, принципы его организации, способы его политического волеобразования, принятия решений, а также положение личности в государстве. В современных демократических государствах конституции состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство граждан и запрет дискриминации. Во второй части конституции описывается характер государства, статус различных ветвей власти, правила взаимоотношений между ними, а также порядок функционирования органов управления. Конституция предназначена для регулирования политической жизни общества в течение длительного времени. Она является важным показателем цивилизованного государства только в том случае, если неукоснительно выполняется всеми органами власти, учреждениями и гражданами.

Устройство государства характеризуют его формы, через которые реализуется организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Традиционно выделяют формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман), где управление осуществляется без конституции, нередко и без парламента; конституционная монархия, где король или королева царствуют, но не правят. В стране, где формой правления является конституционная монархия, полномочия главы государства ограничены конституцией. Конституционная монархия может быть дуалистической (Иордания, Кувейт, Марокко), где монарх хотя и наделен преимущественно исполнительной властью, имеет частично и законодательные права; и парламентской, в которой монарх, считаясь главой государства, фактически обладает лишь представительными функциями и иногда имеет право вето относительно решений парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские (Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Люксембург). Формы правления в этих странах мало чем отличаются от республиканских.

В отличие от монархий, в республиках, где высшие органы власти избираются гражданами, источником власти считается народное большинство. Различают три современных формы республиканского правления: парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую).

Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, который назначает правительство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается правительство перед парламентом Парламент утверждает бюджет и таким образом устанавливает финансовые рамки деятельности правительства Правительство обладает исполнительной властью, в отдельных случаях и законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента Хотя руководитель правительства (канцлер, премьер-министр) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в парламентской республике более чем скромное место Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков. либо непосредственно народом Роль президента в парламентской республике мало чем отличается от роли главы государства в парламентских монархиях.

Президентская республика отличается от парламентской тем, что и президент, и парламент избираются независимо друг от друга на отдельных выборах, чем усиливается самостоятельность каждой из ветвей власти. Президент формирует правительство, назначает членов кабинета и министров, которые отчитываются перед президентом, а не перед парламентом Он руководит внешней и внутренней политикой правительства и государства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами Президент не вправе распускать парламент, а парламент не может вынести правительству вотум недоверия Лишь в случае серьезных нарушений конституции страны со стороны президента парламент может выразить ему им-пичмент—он досрочно отстраняется от власти (как это было с Никсоном, в связи с «уотергейтским делом») Отношения между парламентом и президентом основываются на продуманной и взвешенной системе сдержек и противовесов, а также на взаимозависимости Объединяют все структуры власти государственные интересы страны В интересах государства президент до 60% рабочего времени уделяет работе с парламентом с целью достижения согласованных действий. Парламент утверждает бюджет на очередной финансовый год и обладает правом контроля расходов по всем его статьям Кроме того, он может ограничить действия президента с помощью законов Президент же обладает правом отлагательного вето на решения парламента Наличие таких механизмов взаимодействия вынуждают и президента, и парламент находить общий язык, искать пути к сотрудничеству Эта форма правления не нашла распространения в Западной Европе, а в Африке, Латинской Америке и в Азии она предстает в виде "суперпрезидентской республики", где вся власть сосредоточена в руках президента, который выходит из-под контроля парламента и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями Ярким примером тому могут служить отдельные республики Африки и исламские республики азиатского континента Образцом президентской республики являются США

Следующей разновидностью республики является смешанная рес-пубчика Такая форма правления существует в Австралии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и некоторых других странах Особенность ее состоит в том, что при такой форме правления общество стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства Ее главная отличительная черта в двойной ответственности правительства — перед парламентом и перед президентом

Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция, которая сейчас живет по 16-й конституции, принятой при президенте де Голле В ней парламент и президент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, а президент может распустить парламент с обязательным объявлением даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства, верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом введения чрезвычайного положения в стране (утрачивая при этом право распустить парламент)

Президент без согласования с парламентом, но учитывая в нем расклад политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и таким образом контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, который несет всю ответственность за деятельность правительства Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также обладает правом вынесения ему вотума недоверия

Кроме упомянутых разновидностей республик история знает рабовладельческие, аристократические, советскую и теократическую В качестве критерия для данной классификации принята общественно-экономическая формация

Существует еще один принцип классификации форм государственного устройства — национально-территориальный В соответствии с ним различают государства унитарные, федеративные и конфедерации Унитарные — это единые государства с единой конституцией, с единым гражданством, единой системой высших органов власти. права и судопроизводства. Как правило, это мононациональные государства.

Федерациями являются государства, которые имеют в своем составе государственные образования (республики, штаты, колонии), обладающие определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением и законодательством. В федеративных государствах — двухпалатный парламент.

Конфедерации — более рыхлые объединения государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран (Германия, Швейцария, США и Соединенные Штаты Европы на этапе формирования).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31818. Организация процесса разработки, принятия и выполнения управленческих решений 26 KB
  Фактор виляющие на организацию проц ЛПР: 1Степень структурированности проблемы 2Степень загрузки ЛПР 3Налич инфи 4Степень неопределенности 5Наличие ресв 6Масштабность проц принимаемого решения 7 организационная культура предприятия Особенности разработки запрограммированных и не запрограммированных решений: Алгоритм разрки запрогго решения: 1Распредеелние ресв на разработку решения 2Назаначение ответственных за выполнение УР Алгоритм разрки не запрогго решения: 1Создание временного труд колва по РУР 2Координация проц РУР 3Контроль хода...
31819. Использование власти и личностного влияния в процессе принятия управленческих решений 24 KB
  Управленческие отношения формируются самим рукм в сфере его воздействия в поле его влияния. Формализованные УР ориентируют рукля на жесткие требования а работников на подчинение этим требованиям. Персонализированные ориентируют руководителя на мягкие требования а работников на самостоятельное решение проблем. Виды: 1Атхократические подчиняются силе воли рукля 2Технократические – рабки подчиняются производственному проц 3Бюрократические – подчиняются организационному порядку в ущерб делу Персонализированные упре отношения:...
31820. Современные программные средства, используемые для поддержки принятия решений 24 KB
  Продукт SS Wrehouse dministrtor позволяет реализовать хранилища данных на верхнем уровне и SS OLP ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ В РЕЖИМЕ реального времени. Продукт Orcle Wrehouse Builder OWB – средства для проектирования и развертывания хранилищ данных витрин данных и приложений по деловому интеллекту в Интернет. Система Business Objects – предназначен для создания самых сложных консолидирующих упрх и аналитических отчетов на основе накопленных в организации разнородных данных рассылки этих отчетов корпоративным сервером. Система...
31821. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем в управлении 28.5 KB
  Автоматизированная информационная система АИС совокупность программноаппаратных средств предназначенных для автоматизации деятельности связанной с хранением передачей и обработкой информации. АИС являются с одной стороны разновидностью информационных систем ИС с другой автоматизированных систем АС вследствие чего их часто называют ИС или АС. В АИС за хранение информации отвечают: на физическом уровне встроенные устройства памяти RM внешние накопители дисковые массивы на программном уровне файловая система ОС СУБД...
31822. Реформа армии Петра I 595 KB
  Для приверженцев первой точки зрения в военной историографии характерна уверенность в том, что военное дело в допетровской России было безнадежно отсталым, устаревшим и к моменту воцарения Петра I находилось в состоянии полного развала и запустения, армия была дезорганизована и небоеспособна
31823. Создание плана озеленения с использованием древесно-кустарниковых и травянистых растений, исключительно имеющих лечебные свойства 150.18 KB
  Фитотерапия с лечебной и профилактической целью использует либо растения в целом либо их отдельные части: корни корневища клубни луковицы листья цветки стебли кору почки ягоды плоды и семена. Цветет в мае плоды созревают в июле августе. Плоды черемухи использовались человеком каменного века о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. Используя их в пищу люди не могли не отметить их специфического вяжущего действия поэтому плоды черемухи можно считать одним из древнейших лекарственных средств.
31824. СВИНЦОВО-КИСЛОТНИЙ АКАМУЛЯТОР 6-СТ-90 550.5 KB
  Приготовление пасты. Расчёт объема пасты осуществляется по формуле. Поэтому при формировании очередной партии пластин отрицательной и положительной пасты меняются местами и следовательно изменяется полярность подачи напряжения на шины.3 Приготовление пасты Активная масса свинцовых аккумуляторов образуется в результате электрохимических процессов окисления или восстановления протекающих в электродных пастах при формировании намазных этими пастами пластин.
31825. Разработка информационно-справочного ресурса культурно-развлекательного центра «Мистик» способного представлять текстовую и графическую информацию пользователю 8.37 MB
  3 Анализ достоинств и недостатков имеющихся технологий 3 Техническое задание на создание ресурса 22 4 Проектирование работы ресурса с помощью UML 32 5 Реализация информационного ресурса 5.1 Разработка информационного ресурса 5.2 Описание интерфейса 6 Тестирование работы ресурса и контрольный пример работы 6.1 Тестирование интернет ресурса 6.
31826. Создание электронного ресурса, который поможет сделать процесс управления образованием более оперативным и удобным 4.53 MB
  3 Описание языка [2] PHP англ. PHP: Hypertext Preprocessor PHP: препроцессор гипертекста англ. [4] В области программирования для Сети PHP один из популярных скриптовых языков наряду с JSP Perl и языками используемыми в SP.NET благодаря своей простоте скорости выполнения богатой функциональности кроссплатформенности и распространению исходных кодов на основе лицензии PHP.