10408

Глобальный и региональный аспекты международной безопасности в мире

Доклад

Политология и государственное регулирование

Глобальный и региональный аспекты международной безопасности в мире. В наши дни в условиях все возрастающей взаимозависимости и взаимосвязи государств на мировой арене становится необходимым изучение не только политических систем отдельно взятых государств но и м...

Русский

2013-03-26

42 KB

9 чел.

Глобальный и региональный аспекты международной безопасности в мире.

В наши дни, в условиях все возрастающей взаимозависимости и взаимосвязи государств на мировой арене становится необходимым изучение не только политических систем отдельно взятых государств, но и мировой политической системы в целом. Одной из основных функций политики является регулирование отношений социальных субъектов в политической сфере. Таким образом, если внутренняя политика регулирует взаимоотношения различных субъектов внутри территории какого-либо государства, то внешняя политика — отношения между народами и государствами на международной арене.

Совокупность действий и взаимодействий политических субъектов на международной арене формирует мировой политический процесс. Основными и наиболее влиятельными участниками этого процесса являются государства. В настоящее время также возросла роль межгосударственных объединений, таких как:

- союзы государств (НАТО);

- международные организации (ОПЕК и т.п.);

- неправительственные организации, партии и движения;

- отдельные личности (влиятельные политические деятели и дипломаты).

В процессе взаимодействия участники международных отношений вовлекаются в сферу пересекающихся и совместимых интересов и требований, для защиты и удовлетворения которых используются различные средства и методы. Специфика средств, находящихся в распоряжении субъектов мировой политики, вытекает из особенностей международных отношений и, прежде всего, из того обстоятельства, что эти средства применяются по отношению к общностям, на которые распространяется власть отдельного государства. Говоря о внешнеполитической деятельности можно рассматривать различные способы достижения участниками международных отношений своих задач. Однако, в конечном итоге, их можно разделить на насильственные и ненасильственные. Каждое из названных понятий отражает достаточно широкую совокупность различных средств достижения внешнеполитических целей.

Сила — традиционное и наиболее древнее средство взаимодействия субъектов международных отношений. Это понятие включает в себя множество различных инструментов. В настоящее время возможности применения военной силы в мировой политике существенно снизились, в основном этот инструмент используется при разрешении региональных и внутренних конфликтов.

В наши дни на передний план в структуре силового давления все более выдвигаются факторы экономического порядка,  такие как, например, введение эмбарго на торговлю какой-либо продукцией, экономическая блокада или другие санкции. Следует отметить, что в 20 в. существенно возросла роль такого средства, как переговоры между главами государств и правительств, а также постоянные связи и контакты между государствами, осуществляемые посредством института дипломатического представительства.

Говоря о современном состоянии мирового политического процесса, необходимо обратить особое внимание на основные особенности международной политической системы, существовавшей в период с 1945 до второй половины 80-х годов (условно). Эта система (получившая название Ялтинско-Потсдамской) характеризуется следующими чертами:

- наличие двух ярко выраженных центров силы (СССР и США);

- иерархическая трактовка международного сообщества;

- противостояние двух военных блоков (ОВД и НАТО);

- идеологическое противостояние;

- изолированность (в первую очередь, экономическая) стран, находящихся за «железным занавесом»;

- постоянное наращивание военного потенциала.

Надо заметить, что распад послевоенной системы международных отношений произошел отнюдь не за несколько  лет конца 80-х. Уже в 50-60-е годы биполярная структура международной арены постепенно расшатывалась. Крупнейшие военные блоки давали трещину (например, агрессия Израиля, Англии и Франции в Египте в 1956 г., против которой одновременно выступили СССР и США; также в пример можно привести вторжение советских войск в Венгрию и Чехословакию). В 80-е годы заметно снизилось  могущество сверхдержав (СССР и США) — они перестают быть единственными обладателями атомного оружия, и также уже не являются первыми в экономической сфере, где приоритет приобретают, во-первых, Япония и ФРГ, как высокоразвитые в технологическом плане государства и, во-вторых, арабские страны — экспортеры нефти.

Курс на сближение со странами «капиталистического лагеря» был взят еще в 1985 г. М. Горбачевым. Крах коммунистических режимов в СССР и странах Восточной Европы только ускорил этот процесс.

Любая политика - это цели и задачи,  преследуемые и решаемые людьми в связи с  их  конкретными  интересами,  а  также  методы, средства и институты,  с помощью который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются.

Региональной политикой  можно считать лишь такую систему намерений и действий,  которая реализует интересы государства в отношении  регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами,  учитывающими природу современных региональных процессов,  и  которая осуществляет все это преимущественно в структуре

меж- и внутрирегиональных связей.

Всякая политика хороша настолько,  насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов.  Региональная политика – не исключение.  Она  в той мере политика и в той мере эффективна,  в какой достигнут и стабилизирован компромисс  между  региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Объединительной идеей и государственной,  и  местной  региональной политики может и должна стать устойчивость,  стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.

Главным  же интересом каждого региона - блокирование необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных  и иных отношений;  обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов  локализованной сферы,  соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и  иного  общего  потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал,  который можно  реализовать  исключительно  на местном уровне - и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.

Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами.

Местные интересы  определяются  обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на  данной  территории  человека, общества и  природы,  гарантирование  их согласованного воспроизводства на базе задействования ресурсов и  полномочий,  государственно признаваемых местными.

Фундаментальными методами региональной политики  можно  считать разъяснение  ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон,  согласительно-договорные процедуры с развернутым закреплением условий,  обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.

Взаимодействия региональных  и  центральных органов власти в 1992 - 1993 годах определялись в основном  стремлением  центра  к системному реформированию  экономики,  а  регионов  - к защите от "негативных" последствий реформ.  При этом часть регионов стремилась максимально  использовать возникающие в процессе реформ возможности для экономического продвижения,  другая  часть  пыталась скорректировать само направление экономического реформирования. Эти взаимодействия проходят в  весьма  сложной  политической обстановке открытой конфронтации примерно равных по потенциальным возможностям ветвей власти,  в условиях ослабленности  институтов национальной государственности,  высокого  уровня социальной направленности, ограниченной  лояльности   силовых   государственных структур. Как разворачивалось это противостояние, какова динамика взаимодействия центра и регионов?  Особая острота проблемы в том, что во-первых,  качественно  видоизменяются экономические отношения, которые находятся в  начале  длительного  этапа  становления рынка; во-вторых,  качественно  обновляются  и также находятся на начальном этапе не менее  длительного  становления  федерализм  и местное самоуправление.

Структуризация власти  на  федеральном  уровне   традиционно рассматривалось как производная противоречий между представительной и исполнительной ее ветвями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74101. Қазан Хандығы 21.84 KB
  Қазанға орнығып бұл хандықтың дербес болуына негіз салды. Қазан Хандығы тұрғындарының негізгі кәсібі егіншілік болды; оған қосымша мал шаруашылығы баубақша жабайы араның балын жинау аңшылық балықшылық кәсіптерімен айналысты. Қазан Хандығында жоғары өкімет билігі ханның қолында болды бірақ оған ірі ақсүйектер кеңесі диуан бағыт сілтеп бақылау жүргізіп отырды.
74102. Қазақстан жеріндегі әскери қозғалыстар мен соғысқа кіруі 21.52 KB
  Қазақстан азамат соғысы жылдарында 19181920 жж. Ленин қол қойған халық комитетінің декреті бойынша қырғыз қазақ революциялық комитеті қүрылды. Оның қарамағына Қазақ Совет автономиясы жарияланып өлке Советтерінщ құрылтай съезі шақырылғанға дейін қазақ тұрғындары мекендеген Орал ТорғайАқмола Семей облысы мен Астрахань губерниясы жерівдегі барлық жоғарғы әскериазаматтық басқармалар берілді.
74103. Көтерілістің шығу себептері 21.34 KB
  Қатардағы қарапайым қазақтар жерді солардан жалға алып пайдаланды. Қазақ ақсүйектері орыс помещиктерінен жалға алған жерлерді өздерінің жеке қалауы бойынша қазақ ауылдарынакөтеріңкі қымбат бағаға тағы да қайыра жалға беріп отырды. Сөйтіп қазақтардан әр түрлі айыппұлдар мен алымсалықты еселеп алып тұрды 1836 жылы халық көтерілісі басталды.
74104. соты және олардың қазақ қоғамы өміріндегі атқарған рөлі 21.14 KB
  XIX ғасырдың 20жылдарынан бастап патша үБилер билер соты және олардың қазақ қоғамы өміріндегі атқарған рөлі[өңдеу] Ресей Қазақстан аумағына азаматтық және әскери сот жүйесін енгізгенге дейін мұнда дәстүрлі билер соты болатын. Қазақ қоғамында билер ешқашан сайланып та тағайындалып та қойылмаған. Ондай билердің атақдаңқы жөніндегі хабар дала тұрғындары арасына тез таралатын.
74105. Түрік қағандығы 20.71 KB
  Түрік немесе қажыр қайраттылар деген атпен белгілі болды. Түрік қағанаты Түрік Қағандығының қоғамдық өмірінде әскери іс маңызды орын алды. Түріктер мал шмен аңшылықпен айналысты.
74107. Қыпшақ хандығы 19.99 KB
  Қыпшақтар туралы алғашқы хабар Қытайдың жазба деректерінде кездеседі. Қыпшақтар ең әуелі Алтай Саян тауларының баурайларын мекендеген. VIIX ғасырларда Қазақстан аумағында қыпшақ этникалық қауымдастығының ұзаққа созылған қалыптасу процесі жүрді.
74108. Жәңгірұлы Тәуке хан 19.7 KB
  Тәуке ел ағасы жасына келіп ақыл тоқтатқан мемлекет ісіне араласып мол тәжірибе жинақтаған білікті жан болатын. Тәукені өзге қазақ хандарынан ерекшелеп оның шын мәнінде көреген басшы ақылды реформатор екенін танытанын қасиеті де осы өзіндік жолмен жүруінде. Тәуке ханның елі үшін сіңірген ерен еңбегі екі қырымен айрықша назар аударады.
74109. Шығыс Түрік қағанаты 19.42 KB
  Түрік қағанатында саясиәлеуметтік қайшылықтардың шиеленісуі оның дербестікке ұмтылған жеке бөліктерінде оқшаулану үрдісінің күшеюі Шығыс және Батыс қағанаттарының құрылуына алып келді. Шығыс түріктері Қытаймен жүргізген қиянкесті соғыстың нәтижесінде 682 жылы Монғолияда өз мемлекетін қалпына келтірді. Шығыс Түрік қағандығы 682744 Қазақстан Орталық Азия Шығыс Түркістан Оңтүстік Сібір жерлерін алып жатты.