10409

Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ.

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ. Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройству. Растет многообразие политического экономического и культурного развития стран идет поиск на национальном и ре...

Русский

2013-03-26

40 KB

7 чел.

Понятие национального интереса.

Приоритеты внутренней и внешней политики РФ.

Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройству. Растет многообразие политического, экономического и культурного развития стран, идет поиск на национальном и региональном уровнях их новой самобытности. Складываются новые центры экономического и политического влияния в мире, одновременно усиливается взаимопереплетение интересов различных государств и народов. Перед мировым сообществом в этих условиях возникают новые требования. Это прежде всего утверждение идеалов взаимозависимости и партнерства в межгосударственных отношениях, предотвращение образования новых блоков и разделительных линий между ними, неуклонное соблюдение всеми государствами норм и принципов международного права. Система международных отношений имеет самостоятельное значение, развивается по только ей присущим закономерностям Главным компонентом системы международных отношений является внешняя политика государств. Она издревле являлась одной из важнейших функций и сфер любого государства и занимает важное место в современной системе международных отношений

Внешняя политика, ее характер и направленность зависит от внутреннего положения государства, тесно связана с внутренней политикой и ситуацией на международной арене. Внешняя политика, в отличие от внутренней, осуществляется в другой среде, гораздо более сложной и разнородной, в значительно меньшей мере управляемой и контролируемой со стороны внутренних политических сил

В мировой политической мысли существует несколько концепций внешней политики. Одна из них — теория политического реализма, связанная с именем известного американского политолога Г. Моргентау. Эта теория была разработана им сразу же после окончания второй мировой войны. В ее основе лежит библейская концепция об изначальной греховности и склонности человека ко злу, вследствие его постоянного стремления достичь большего, чем он может на самом деле. Так Моргентау объясняет борьб\ людей между собой за власть и силу. Эта борьба, по его мнению, может привести к подрыву и самоуничтожению общества и государства Поэтому внутри каждой страны и общества для всех устанавливаются правила и нормы, границы действий Для этого существует центральная власть. полицейские законы и судебные органы, которые подавляют, приглушают конфликты в обществе, государстве. На международной арене, по мнению Моргентау, борьба за власть, силу и выживание разворачивается в еще более широких масштабах.

Подчеркивая важнейшую роль "национальных интересов"' во внешней политике государств, Ганс Моргентау и другие представители теории политического реализма попытались классифицировать их. С одной стороны, они выделяли постоянные, основополагающие интересы:

• защита территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;

• развитие внешней торговли и рост инвестиций;

• защита интересов частного капитала за границей;

• взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса;

С другой стороны, они различали промежуточные интересы:

• интересы выживания (угроза самому существованию государства);

• жизненные интересы (возможность нанесения серьезного ущерба безопасности благосостояния наций),

• важные интересы (потенциально серьезный ущерб для страны);

• периферийные или мелкие интересы (интересы локального характера).

Объявляя национальные интересы стержнем внешней политики любого государства, Г. Моргентау отдавал особое предпочтение американским национальным интересам. Разрабатывая "теорию национальных интересов", первостепенное значение он придавал силе. Исходя из того, что только тогда внешняя политика будет успешной, если она опирается на силу, именно эту силу он считал необходимой предпосылкой политического преобладания США в Европе, Азии и во всем мире.

Среди зарубежных политологов, занимающихся проблемами внешней политики, ее теорией, весьма популярным является Джордж Розенау — профессор политических наук университета Огайо. Особенно известны его работы, посвященные взаимосвязи национальной и международной политических систем, внутренним источникам внешней политики, соотношению международной политики и внешней политики государств. Конструируя свой вариант теории внешней политики, Розенау объединяет многочисленные факторы, подчас очень разнообразные, в единую систему, состоящую из пяти групп.

1. Индивидуальные факторы, включающие личные качества, таланты, предшествующий опыт политических деятелей, которые отличают их внешнеполитический выбор от внешнеполитического выбора современных политических деятелей.

2 Ролевые факторы, имеющие отношение к внешнему поведению государственных деятелей, обусловленному исключительно рочями. которые они выполняют, и осуществляемому независимо от индивидуальных характеристик этих деятелей

3 Правительственные факторы — аспекты правительственной структуры, ограничивающие или расширяющие диапазон внешнеполитического выбора политических деятелей

4. Общественные переменные, которые включают в себя неправительственные аспекты общества, влияющие на его внешнее поведение: основные ценности общества, степень национального единства, степень промышленного развития и др

5. Системные переменные, охватывающие те аспекты внешнего окружения общества или любых действий, происходящих за рубежом, которые впияют на внешний политический выбор (решения) политических деятелей (географические реальности, '"идеологические" вызовы со стороны потенциальных агрессоров, стабильность правительства в странах—объектах внешней политики данного государства) и т д

По мнению самого автора, его теория не в состоянии охватить все аспекты внешней политики государств, он справедливо утверждает, что лучше иметь несовершенную теорию, чем не иметь никакой

В 50—60-х годах среди западных ученых получила широкое распространение попытка осмысления государственной, в том числе и внешней, политики с помощью кибернетики. Государство, страна, нация описываются как кибернетическая система, имеющая "входы", "выходы" и управляющаяся с помощью механизма обратной связи Взаимодействие между государствами описывается в терминах движения и обмена информацией.

Американский политолог К. Дойч создал на этой базе "кибернетическую" модель внешней политики, соединив теорию коммуникаций с исследованиями в рамках политической науки. Он изображает страну в качестве многостороннего рынка товаров и ресурсов, основанного на рынке факторов производства. Граница между рассматриваемой системой — страной и внешней средой определяется Дойчем как нарушение непрерывности в потоке деловых контактов и согласованности действий.

Для сильного государства имеет смысл не разрушать связи, а укреплять их, расширяя таким образом свое влияние во внешнем мире, чтобы не прибегать к грубым методам насилия.

Исходя из определения страны, Дойч дает определение автономии и суверенитета Подход Дойча вносит новые идеи в анализ внешней политики "как большой системы" и является полезным для практики. Следует однако признать, что ни одна из существующих теорий и концепций не дает полного и окончательного представления о внешней политике государств, между тем все вместе они проливают свет на сложную и противоречивую проблему внешней политики.

В современных международных отношениях активное участие принимают различные политические силы — общественные движения, политические партии, многонациональные корпорации и международные организации В то же время каждое государство для реализации своих внешнеполитических целей располагает своей системой специально предназначенных для этого органов. Они, как правило, состоят из центральных органов и зарубежных представительств. Центральные конституционные органы включают:

• высшие законодательные органы власти;

• главу государства — личность или коллективный орган;

• правительство, министра иностранных дел и аппарат его министерства.

Во всех государствах с республиканской формой правления высшим государственным органом в области как внешней, так и внутренней политики является высшая законодательная власть.

XX век в истории человеческой цивилизации сыграл огромную роль. Он богат международными событиями. Но в то же время он продемонстрировал, что по мере развития человечества возникает огромное количество проблем, решение которых требует международного сотрудничества государств. Одна из самых важных среди них — предотвращение войны Однако XX в. прошел под знаком непрерывных войн: две мировые войны, огромное количество локальных войн и конфликтов, унесших в общей сложности более 100 млн. человеческих жизней.

В 1945 г. была создана Организация Объединенных наций, призванная объединить усилия народов мира для предотвращения войн. Однако после окончания второй мировой войны началась холодная война, развернувшая гонку вооружений, противостояние, биполярный мир, создание блоков, НТР, ускоренное развитие средств вооруженной борьбы. В результате возникли новые проблемы, решение которых возможно только в результате международного сотрудничества государств. Основные из них следующие: ядерная опасность, экологическая опасность, рост безработицы, демографический фактор.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83779. Правовой статус таможенных органов, финансовых органов, органов внутренних дел, следственных органов 44.78 KB
  Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле. При исполнении указанных функций таможенные органы и их должностные лица реализовывают в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов ст. В ходе проведения контрольных мероприятий таможенные органы вправе: – запрашивать документы и сведения в том числе в форме электронных...
83780. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Объекты налогообложения. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения 44.19 KB
  Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Налоговая обязанность возникает с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Так вот обстоятельствами с которыми налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности являются следующие: вопервых это наличие объекта конкретного налога или сбора; вовторых это наличие непосредственной связи между этим объектом и субъектом налогоплательщиком. И...
83781. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и соборов; порядок исчисления налогов; взыскание налога за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика 46.34 KB
  Основания возникновения изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и соборов; порядок исчисления налогов; взыскание налога за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика. Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов связано с несколькими обстоятельствами: с наличием конституционноправовой обязанности по уплате налогов по нормам законодательства о налогах и сборах в которых детализируется реализация обязанности по уплате налогов объектами налогообложения.  Основанием возникновения налогового обязательства...
83782. Изменение срока уплаты налога и сбора: общие условия изменения срока уплаты; обстоятельства исключающие изменение срока уплаты, органы, уполномоченные принимать решение об изменении сроков уплаты 41.84 KB
  Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Срок уплаты налога и или сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и или сбора либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки рассрочки инвестиционного налогового кредита.
83783. Порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора. Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления 48.98 KB
  Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты на срок не превышающий один год соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена заинтересованному лицу если имеются достаточные основания полагать что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока на который предоставляется отсрочка или рассрочка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1 причинение этому лицу ущерба в результате стихийного...
83784. Требование об уплате налогов и сборов. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов 48.4 KB
  Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу размере пеней начисленных на момент направления требования сроке...
83785. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм 39.45 KB
  В НК для налогоплательщиков плательщиков сборов налоговых агентов установлены единые правила зачета излишне уплаченных или взысканных налогов сборов и соответствующих пеней ст. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику плательщику сбора налоговому агенту о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного взысканного в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов свидетельствующих о возможной излишней уплате по предложению налогового органа или...
83786. Налоговая декларация: понятие, общие положения. Порядок внесения изменений и дополнений в налоговую декларацию 49.88 KB
  Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика плательщика сбора налогового агента по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации расчета представленной налогоплательщиком плательщиком сборов налоговым агентом по установленной форме установленному формату и обязан проставить по просьбе налогоплательщика плательщика сбора налогового агента на копии налоговой...
83787. Учет организаций и ФЛ. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и ФЛ. Идентификационный номер налогоплательщика 41.68 KB
  Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и ФЛ. Юридическое лицо становится субъектом налоговых отношений с момента его государственной регистрации вне зависимости от его постановки на налоговый учет с этого же момента возникает и налоговая обязанность. Постановка на учет в качестве налогоплательщика организации и индивидуального предпринимателя осуществляется вне зависимости от обстоятельств с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога т. Фактически НК РФ называет субъект налоговых...