10409

Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ.

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ. Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройству. Растет многообразие политического экономического и культурного развития стран идет поиск на национальном и ре...

Русский

2013-03-26

40 KB

8 чел.

Понятие национального интереса.

Приоритеты внутренней и внешней политики РФ.

Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройству. Растет многообразие политического, экономического и культурного развития стран, идет поиск на национальном и региональном уровнях их новой самобытности. Складываются новые центры экономического и политического влияния в мире, одновременно усиливается взаимопереплетение интересов различных государств и народов. Перед мировым сообществом в этих условиях возникают новые требования. Это прежде всего утверждение идеалов взаимозависимости и партнерства в межгосударственных отношениях, предотвращение образования новых блоков и разделительных линий между ними, неуклонное соблюдение всеми государствами норм и принципов международного права. Система международных отношений имеет самостоятельное значение, развивается по только ей присущим закономерностям Главным компонентом системы международных отношений является внешняя политика государств. Она издревле являлась одной из важнейших функций и сфер любого государства и занимает важное место в современной системе международных отношений

Внешняя политика, ее характер и направленность зависит от внутреннего положения государства, тесно связана с внутренней политикой и ситуацией на международной арене. Внешняя политика, в отличие от внутренней, осуществляется в другой среде, гораздо более сложной и разнородной, в значительно меньшей мере управляемой и контролируемой со стороны внутренних политических сил

В мировой политической мысли существует несколько концепций внешней политики. Одна из них — теория политического реализма, связанная с именем известного американского политолога Г. Моргентау. Эта теория была разработана им сразу же после окончания второй мировой войны. В ее основе лежит библейская концепция об изначальной греховности и склонности человека ко злу, вследствие его постоянного стремления достичь большего, чем он может на самом деле. Так Моргентау объясняет борьб\ людей между собой за власть и силу. Эта борьба, по его мнению, может привести к подрыву и самоуничтожению общества и государства Поэтому внутри каждой страны и общества для всех устанавливаются правила и нормы, границы действий Для этого существует центральная власть. полицейские законы и судебные органы, которые подавляют, приглушают конфликты в обществе, государстве. На международной арене, по мнению Моргентау, борьба за власть, силу и выживание разворачивается в еще более широких масштабах.

Подчеркивая важнейшую роль "национальных интересов"' во внешней политике государств, Ганс Моргентау и другие представители теории политического реализма попытались классифицировать их. С одной стороны, они выделяли постоянные, основополагающие интересы:

• защита территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;

• развитие внешней торговли и рост инвестиций;

• защита интересов частного капитала за границей;

• взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса;

С другой стороны, они различали промежуточные интересы:

• интересы выживания (угроза самому существованию государства);

• жизненные интересы (возможность нанесения серьезного ущерба безопасности благосостояния наций),

• важные интересы (потенциально серьезный ущерб для страны);

• периферийные или мелкие интересы (интересы локального характера).

Объявляя национальные интересы стержнем внешней политики любого государства, Г. Моргентау отдавал особое предпочтение американским национальным интересам. Разрабатывая "теорию национальных интересов", первостепенное значение он придавал силе. Исходя из того, что только тогда внешняя политика будет успешной, если она опирается на силу, именно эту силу он считал необходимой предпосылкой политического преобладания США в Европе, Азии и во всем мире.

Среди зарубежных политологов, занимающихся проблемами внешней политики, ее теорией, весьма популярным является Джордж Розенау — профессор политических наук университета Огайо. Особенно известны его работы, посвященные взаимосвязи национальной и международной политических систем, внутренним источникам внешней политики, соотношению международной политики и внешней политики государств. Конструируя свой вариант теории внешней политики, Розенау объединяет многочисленные факторы, подчас очень разнообразные, в единую систему, состоящую из пяти групп.

1. Индивидуальные факторы, включающие личные качества, таланты, предшествующий опыт политических деятелей, которые отличают их внешнеполитический выбор от внешнеполитического выбора современных политических деятелей.

2 Ролевые факторы, имеющие отношение к внешнему поведению государственных деятелей, обусловленному исключительно рочями. которые они выполняют, и осуществляемому независимо от индивидуальных характеристик этих деятелей

3 Правительственные факторы — аспекты правительственной структуры, ограничивающие или расширяющие диапазон внешнеполитического выбора политических деятелей

4. Общественные переменные, которые включают в себя неправительственные аспекты общества, влияющие на его внешнее поведение: основные ценности общества, степень национального единства, степень промышленного развития и др

5. Системные переменные, охватывающие те аспекты внешнего окружения общества или любых действий, происходящих за рубежом, которые впияют на внешний политический выбор (решения) политических деятелей (географические реальности, '"идеологические" вызовы со стороны потенциальных агрессоров, стабильность правительства в странах—объектах внешней политики данного государства) и т д

По мнению самого автора, его теория не в состоянии охватить все аспекты внешней политики государств, он справедливо утверждает, что лучше иметь несовершенную теорию, чем не иметь никакой

В 50—60-х годах среди западных ученых получила широкое распространение попытка осмысления государственной, в том числе и внешней, политики с помощью кибернетики. Государство, страна, нация описываются как кибернетическая система, имеющая "входы", "выходы" и управляющаяся с помощью механизма обратной связи Взаимодействие между государствами описывается в терминах движения и обмена информацией.

Американский политолог К. Дойч создал на этой базе "кибернетическую" модель внешней политики, соединив теорию коммуникаций с исследованиями в рамках политической науки. Он изображает страну в качестве многостороннего рынка товаров и ресурсов, основанного на рынке факторов производства. Граница между рассматриваемой системой — страной и внешней средой определяется Дойчем как нарушение непрерывности в потоке деловых контактов и согласованности действий.

Для сильного государства имеет смысл не разрушать связи, а укреплять их, расширяя таким образом свое влияние во внешнем мире, чтобы не прибегать к грубым методам насилия.

Исходя из определения страны, Дойч дает определение автономии и суверенитета Подход Дойча вносит новые идеи в анализ внешней политики "как большой системы" и является полезным для практики. Следует однако признать, что ни одна из существующих теорий и концепций не дает полного и окончательного представления о внешней политике государств, между тем все вместе они проливают свет на сложную и противоречивую проблему внешней политики.

В современных международных отношениях активное участие принимают различные политические силы — общественные движения, политические партии, многонациональные корпорации и международные организации В то же время каждое государство для реализации своих внешнеполитических целей располагает своей системой специально предназначенных для этого органов. Они, как правило, состоят из центральных органов и зарубежных представительств. Центральные конституционные органы включают:

• высшие законодательные органы власти;

• главу государства — личность или коллективный орган;

• правительство, министра иностранных дел и аппарат его министерства.

Во всех государствах с республиканской формой правления высшим государственным органом в области как внешней, так и внутренней политики является высшая законодательная власть.

XX век в истории человеческой цивилизации сыграл огромную роль. Он богат международными событиями. Но в то же время он продемонстрировал, что по мере развития человечества возникает огромное количество проблем, решение которых требует международного сотрудничества государств. Одна из самых важных среди них — предотвращение войны Однако XX в. прошел под знаком непрерывных войн: две мировые войны, огромное количество локальных войн и конфликтов, унесших в общей сложности более 100 млн. человеческих жизней.

В 1945 г. была создана Организация Объединенных наций, призванная объединить усилия народов мира для предотвращения войн. Однако после окончания второй мировой войны началась холодная война, развернувшая гонку вооружений, противостояние, биполярный мир, создание блоков, НТР, ускоренное развитие средств вооруженной борьбы. В результате возникли новые проблемы, решение которых возможно только в результате международного сотрудничества государств. Основные из них следующие: ядерная опасность, экологическая опасность, рост безработицы, демографический фактор.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81271. Историческая школа права 38.03 KB
  Основные положения Представители исторической школы права исходили из консервативного исторического понимания права. Их идеи были своеобразным противопоставлением концепции естественного права являвшейся идеологическим оружием революционной буржуазии. Историческая школа права выступала в защиту феодальных порядков против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства объясняя это тем что право должно складываться исторически.
81272. Социологическая школа права 34.87 KB
  Сторонники социологической школы права считали что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. Основные положения социологической теории права сводятся к следующему: Теория подходит к праву не формальноюридически а с позиций реальной жизни. Обращаясь к ней как к источнику права становится возможным понять его сущность.
81273. Психологическая теория права 37.25 KB
  Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лее Иосифович Петражицкий 18671931 профессор юридического факультета Петербургского университета депутат I Государственной Думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге Теория права и государства в связи с теорией нравственности 1907 г. Интерпретация права с позиций психологии позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний полученных путем самонаблюдения либо наблюдений за поступками других лиц.
81274. Нормативистская школа права 35.26 KB
  Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой чистую науку. Суть нормативистской теории составляют следующие положения: право является пирамидой норм; во главе данной пирамиды стоит суверенная норма определяющая смысл остальных норм конституция; каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и в конечном итоге от суверенной нормы; сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы; право живет только в кодифицированных юридических нормах то есть не...
81275. Право и политика 37.71 KB
  Мицкевич зародилось и понятие политики как общественного светского института выражавшего общие дела интересы полиса городагосударства типичного для государственности Древней Греции и Рима . Поэтому политики не существовало в первобытном обществе где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины. Государство главный политик центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики политические партии профсоюзы отдельные политики и др. выражают...
81276. Право и экономика 36.48 KB
  Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности. В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса экономической структуры общества экономического строя которая складывается независимо от воли и сознания людей и надстройки идеологических отношений и институтов. В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов других частей...
81277. Право и мораль. Единство права и морали 38.26 KB
  Соотношение между правом и моралью сложное оно включает в себя четыре компонента: единство различие взаимодействие и противоречия. Единство права и морали состоит в том что: право и мораль представляют собой разновидности социальных норм образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами у них единая нормативная основа; право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи упорядочение и совершенствование общественной жизни внесение в нее...
81278. Формы (источники) права 38.83 KB
  Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли форму в которой содержится правовое решение государства. Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт судебный прецедент санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание правовую идеологию а также деятельность юристов.
81279. Нормативно-правовой акт: понятие, виды 39.43 KB
  Нормативные акты создаются в основном государственными органами имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам которые переданы им для разрешения. Нормативные акты характеризуются следующими признаками. Нормативные акты это носители хранилища жилища правовых норм из них мы черпаем знания о правовых нормах. 2 Нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений между которыми возможны...