10409

Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ.

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ. Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройству. Растет многообразие политического экономического и культурного развития стран идет поиск на национальном и ре...

Русский

2013-03-26

40 KB

10 чел.

Понятие национального интереса.

Приоритеты внутренней и внешней политики РФ.

Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройству. Растет многообразие политического, экономического и культурного развития стран, идет поиск на национальном и региональном уровнях их новой самобытности. Складываются новые центры экономического и политического влияния в мире, одновременно усиливается взаимопереплетение интересов различных государств и народов. Перед мировым сообществом в этих условиях возникают новые требования. Это прежде всего утверждение идеалов взаимозависимости и партнерства в межгосударственных отношениях, предотвращение образования новых блоков и разделительных линий между ними, неуклонное соблюдение всеми государствами норм и принципов международного права. Система международных отношений имеет самостоятельное значение, развивается по только ей присущим закономерностям Главным компонентом системы международных отношений является внешняя политика государств. Она издревле являлась одной из важнейших функций и сфер любого государства и занимает важное место в современной системе международных отношений

Внешняя политика, ее характер и направленность зависит от внутреннего положения государства, тесно связана с внутренней политикой и ситуацией на международной арене. Внешняя политика, в отличие от внутренней, осуществляется в другой среде, гораздо более сложной и разнородной, в значительно меньшей мере управляемой и контролируемой со стороны внутренних политических сил

В мировой политической мысли существует несколько концепций внешней политики. Одна из них — теория политического реализма, связанная с именем известного американского политолога Г. Моргентау. Эта теория была разработана им сразу же после окончания второй мировой войны. В ее основе лежит библейская концепция об изначальной греховности и склонности человека ко злу, вследствие его постоянного стремления достичь большего, чем он может на самом деле. Так Моргентау объясняет борьб\ людей между собой за власть и силу. Эта борьба, по его мнению, может привести к подрыву и самоуничтожению общества и государства Поэтому внутри каждой страны и общества для всех устанавливаются правила и нормы, границы действий Для этого существует центральная власть. полицейские законы и судебные органы, которые подавляют, приглушают конфликты в обществе, государстве. На международной арене, по мнению Моргентау, борьба за власть, силу и выживание разворачивается в еще более широких масштабах.

Подчеркивая важнейшую роль "национальных интересов"' во внешней политике государств, Ганс Моргентау и другие представители теории политического реализма попытались классифицировать их. С одной стороны, они выделяли постоянные, основополагающие интересы:

• защита территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;

• развитие внешней торговли и рост инвестиций;

• защита интересов частного капитала за границей;

• взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса;

С другой стороны, они различали промежуточные интересы:

• интересы выживания (угроза самому существованию государства);

• жизненные интересы (возможность нанесения серьезного ущерба безопасности благосостояния наций),

• важные интересы (потенциально серьезный ущерб для страны);

• периферийные или мелкие интересы (интересы локального характера).

Объявляя национальные интересы стержнем внешней политики любого государства, Г. Моргентау отдавал особое предпочтение американским национальным интересам. Разрабатывая "теорию национальных интересов", первостепенное значение он придавал силе. Исходя из того, что только тогда внешняя политика будет успешной, если она опирается на силу, именно эту силу он считал необходимой предпосылкой политического преобладания США в Европе, Азии и во всем мире.

Среди зарубежных политологов, занимающихся проблемами внешней политики, ее теорией, весьма популярным является Джордж Розенау — профессор политических наук университета Огайо. Особенно известны его работы, посвященные взаимосвязи национальной и международной политических систем, внутренним источникам внешней политики, соотношению международной политики и внешней политики государств. Конструируя свой вариант теории внешней политики, Розенау объединяет многочисленные факторы, подчас очень разнообразные, в единую систему, состоящую из пяти групп.

1. Индивидуальные факторы, включающие личные качества, таланты, предшествующий опыт политических деятелей, которые отличают их внешнеполитический выбор от внешнеполитического выбора современных политических деятелей.

2 Ролевые факторы, имеющие отношение к внешнему поведению государственных деятелей, обусловленному исключительно рочями. которые они выполняют, и осуществляемому независимо от индивидуальных характеристик этих деятелей

3 Правительственные факторы — аспекты правительственной структуры, ограничивающие или расширяющие диапазон внешнеполитического выбора политических деятелей

4. Общественные переменные, которые включают в себя неправительственные аспекты общества, влияющие на его внешнее поведение: основные ценности общества, степень национального единства, степень промышленного развития и др

5. Системные переменные, охватывающие те аспекты внешнего окружения общества или любых действий, происходящих за рубежом, которые впияют на внешний политический выбор (решения) политических деятелей (географические реальности, '"идеологические" вызовы со стороны потенциальных агрессоров, стабильность правительства в странах—объектах внешней политики данного государства) и т д

По мнению самого автора, его теория не в состоянии охватить все аспекты внешней политики государств, он справедливо утверждает, что лучше иметь несовершенную теорию, чем не иметь никакой

В 50—60-х годах среди западных ученых получила широкое распространение попытка осмысления государственной, в том числе и внешней, политики с помощью кибернетики. Государство, страна, нация описываются как кибернетическая система, имеющая "входы", "выходы" и управляющаяся с помощью механизма обратной связи Взаимодействие между государствами описывается в терминах движения и обмена информацией.

Американский политолог К. Дойч создал на этой базе "кибернетическую" модель внешней политики, соединив теорию коммуникаций с исследованиями в рамках политической науки. Он изображает страну в качестве многостороннего рынка товаров и ресурсов, основанного на рынке факторов производства. Граница между рассматриваемой системой — страной и внешней средой определяется Дойчем как нарушение непрерывности в потоке деловых контактов и согласованности действий.

Для сильного государства имеет смысл не разрушать связи, а укреплять их, расширяя таким образом свое влияние во внешнем мире, чтобы не прибегать к грубым методам насилия.

Исходя из определения страны, Дойч дает определение автономии и суверенитета Подход Дойча вносит новые идеи в анализ внешней политики "как большой системы" и является полезным для практики. Следует однако признать, что ни одна из существующих теорий и концепций не дает полного и окончательного представления о внешней политике государств, между тем все вместе они проливают свет на сложную и противоречивую проблему внешней политики.

В современных международных отношениях активное участие принимают различные политические силы — общественные движения, политические партии, многонациональные корпорации и международные организации В то же время каждое государство для реализации своих внешнеполитических целей располагает своей системой специально предназначенных для этого органов. Они, как правило, состоят из центральных органов и зарубежных представительств. Центральные конституционные органы включают:

• высшие законодательные органы власти;

• главу государства — личность или коллективный орган;

• правительство, министра иностранных дел и аппарат его министерства.

Во всех государствах с республиканской формой правления высшим государственным органом в области как внешней, так и внутренней политики является высшая законодательная власть.

XX век в истории человеческой цивилизации сыграл огромную роль. Он богат международными событиями. Но в то же время он продемонстрировал, что по мере развития человечества возникает огромное количество проблем, решение которых требует международного сотрудничества государств. Одна из самых важных среди них — предотвращение войны Однако XX в. прошел под знаком непрерывных войн: две мировые войны, огромное количество локальных войн и конфликтов, унесших в общей сложности более 100 млн. человеческих жизней.

В 1945 г. была создана Организация Объединенных наций, призванная объединить усилия народов мира для предотвращения войн. Однако после окончания второй мировой войны началась холодная война, развернувшая гонку вооружений, противостояние, биполярный мир, создание блоков, НТР, ускоренное развитие средств вооруженной борьбы. В результате возникли новые проблемы, решение которых возможно только в результате международного сотрудничества государств. Основные из них следующие: ядерная опасность, экологическая опасность, рост безработицы, демографический фактор.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69942. История электродинамики 184 KB
  В среду вводится покоящаяся ортогональная система координат в которой определена покоящаяся точка наблюдения. В частности в декартовой системе координат ДСК. В математическом смысле непрерывные функции координат описывают реально существующее физическое поле в каждой точке.
69943. Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии 213.36 KB
  Сообщение это форма представления информации для ее последующей передачи в одном из следующих видов: числовая форма представленная цифрами; текстовая форма представленная текстами составленными из символов того или иного языка; кодовая форма представленная кодами...
69944. Начертательная геометрия 6.38 MB
  Методом начертательной геометрии является метод проекций. Аппарат центрального проецирования состоит из: плоскости проекций центра проекций S проецирующих прямых проходящих через центр проекций S объектов проецирования точек А В С D и т.
69945. СООТВЕТСТВИЯ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА. СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ МНОЖЕСТВАМИ 1.74 MB
  Множества и операции над ними Основными неопределяемыми понятиями математики являются множество элемент множества. Множества представляют собой совокупность каких-либо предметов объектов обладающих общим свойством. Договоримся называть их элементами множества.
69946. Медицина катастроф: понятие, цели, задачи. Виды поражений при катастрофах. Служба медицины катастроф 68 KB
  Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды...
69947. Дошкольники. Формирование монологической речи у дошкольников 51.5 KB
  Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи воспитателям необходимо руководствоваться прежде всего данными современной лингвистики текста которая пытается ответить на вопросы: Как сделан текст Как он организован; Что превращает определённую последовательность...
69948. Медицинская генетика как наука 83 KB
  Место генетики в практической медицине Исторические этапы развития генетики Предмет изучения медицинской генетики 4. Основы медицинской генетики 4. Практические достижения генетики Основы цитологии 5. Менделя генетика прошла путь от натурфилософского понимания законов наследственности...
69949. Понятие о первой медицинской помощи. Асептика и антисептика 75 KB
  Первая медицинская помощь – комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение.