10413

Социально-политические и этнические конфликты

Доклад

Политология и государственное регулирование

Социальнополитические и этнические конфликты. Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества приводящего к столкновениям различных сил и общностей обостряются социальные проти

Русский

2013-03-26

51.5 KB

0 чел.

Социально-политические и этнические конфликты.

Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.

Социально-политические конфликты.

Следуя народной мудрости: "Один в  поле не  воин" -  естественно  заключить,  что  на  ход событий,  сколько-нибудь   интересный  для   социологии,   может повлиять только  группировка людей  так или  иначе  объединившая часть своих  качеств и  направившая их  на  строго  определенные общественные  цели.   Поэтому   известный   философский   вопрос Л. Н. Толстого:"...кто влияет  на историю  -  народные  массы  или сильная  личность  ?"-  поставлен  на  столько  некорректно,  на сколько трудно  ответить, что  окажется сильнее  -  стая  львов, возглавляемая бараном, или стадо баранов, возглавляемое львом.1

Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах общества:

  •  конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;
  •  роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;
  •  роль государственной власти во многих случаях как посредника.

Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступают как:

  •  конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной);
  •  конфликты внутри парламента, между Государственной Думой и Советом Федерации, конфликты внутри них самих;
  •  конфликты между политическими партиями и движениями;
  •  конфликты между звеньями управленческого аппарата и др.

Эти конфликты могут развиваться и протекать то спокойно, сглажено, то могут разгораться до формы ожесточенных схваток. Потенциальным источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные группы, претендующие на более высокое положение в политической жизни, на обладание материальными благами и властью.

В 1993 году победила исполнительная власть, в руках которой сейчас сосредоточена вся полнота реальной власти. Но эта борьба носила верхушечный, элитарный характер и разрешилась не компромиссом, а силовым методом с вооруженным столкновением и кровопролитием.

Сложилась реальность, когда для проведения реформ требуется достаточная свобода для исполнительной власти, но с другой стороны - неконтролируемая исполнительная власть может выбрать неправильный курс, который невозможно будет исправить.

Исполнительная власть все в большей степени осуществляет политику, базирующуюся на своем понимании ситуации и в интересах самосохранения. Официальные теоретики называют политический режим как «контролируемая демократия», «президентская демократия» и т.д.

Социологические опросы показывают, что степень недоверия к нынешним властям не просто высока, но уже переходит черту для общественного сознания стереотипа «враги».

Обратимся к истории России и вспомним самое начало двадцатого столетия - 1905 год – время правления Николая II. Сторонники монархии поют дифирамбы последнему русскому царю, рассказывая только лишь о его лучших качествах. Но попробуем посмотреть на это с другой стороны. Основываясь на исторических фактах, опираясь на монографию Э. Радзинского, я делаю вывод о том, что Николай был одним из самых слабых, безвольных русских царей. Детская доверчивость – чарующее качество для человека обычного, но роковое для правителя. Основным жизненным приоритетом для него была его семья, а вовсе не Россия, он тяготился своей должностью государя.

Рассмотрим одну из ветвей возникшего тогда конфликта – конфликта власти. «Перед революцией они (так называемая «камарилья») толкали царя вправо. А он вдруг начал упираться. Вместо этого он заговорил о реформах… И тогда они поняли: слабый царь не может сдержать революцию – он решил уступить. Это и заставило «камарилью» действовать… К концу 1904 года при дворе возник тайный заговор. И Кровавое воскресенье было его частью…»2. Версия заговора высказывается в монографии Радзинского. «Если допустить версию о том, что заговор действительно существовал, - зачем была эта кровавая бойня? Может быть, задумали просто попугать царя, чтобы сдвинуть его вправо и заодно осадить все общество?

Или все было еще серьезнее? Слабый царь, проигранная война, грядущая революция, а тут еще мираж ненавистной конституции… И они решили: довольно. И начали в лучших традициях спецслужбы – с кровавой провокации, чтобы одним ударом дискредитировать слабого царя. И тогда?.. Тогда Кровавое воскресенье было началом действий, которые должны были привести к замене Николая.

Дестабилизация, затеянная ради будущей стабилизации – прихода сильного монарха? Во всяком случае, в последующих событиях можно найти странную связь, будто некий общий замысел. Интригу. Игру»3

Волна, поднятая Кровавым воскресеньем, была сразу похожа на цунами. «Просто не верится, какими быстрыми шагами мы идем навстречу неведомым, неизвестным бедствиям. Всюду разнузданность, все сбиты с толку… Сильной руки правительства уже не чувствуют. Да ее и нет»4 (из дневника К.Р. 06.02.05).

Таким образом, мы проследили развитие конфликта, начавшегося в высших политических кругах и вылившегося  в конфликт всего российского общества.

Социально-экономические конфликты.

 « ... надо бастовать, а то не успеем, отдадут деньги или шахтерам, или оборонщикам »

Из разговоров на улице. Москва  27 марта 1997 года.

На Западе в социальных конфликтах фигурирует противоречие между системой благосостояния и системой труда. В России же раздел борьбы идет не по линии «Работники-предприниматели», а по линии «трудовые коллективы-правительство». Наряду с требованиями о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженностей неуклонно растут требования коллективов, связанные с отстаиванием своего права на имущество предприятий. Поскольку основным субьектом перераспределения собственности являются органы государственной власти, а сама собственность сосредоточена в их руках, то социально-экономические выступления своим острием направлены против политики правительства в центре и на местах.

Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Причины: коррупция; неопределенность функций многих государственных служащих; неоднозначность толкования законов.

Проблемы шахтерских забастовок  выходят далеко за рамки одной лишь угольной промышленности и являются болезнью всех бюджетных (датируемых) отраслей. Их наибольшая «видимость» связана с такими причинами как:

распространенность профессии по всей стране (Кемеровский регион, Воркута, Подмосковье, Воронеж)   

наибольшая сплоченность и лучшая организация по отношению к другим отраслям (наибольшее количество отраслевых профсоюзов)

преобладание мужчин в отрасли (98 % - мужчины)

невозможность частичной занятости на другом производстве (угольная отрасль в большинстве случаев является краеобразующей, и поэтому, если стоят « шахты », « стоит » и все остальное производство)

выпуск первоочередной, стратегической продукции для нужд государства (Студенты, артисты, преподаватели не контролируют никаких дефицитных ресурсов, поэтому их забастовка вряд ли окажет на правительство такое влияние как забастовка шахтеров )

Основным социальным противоречием, служащим базой для возникновения производственных конфликтов (забастовок), по-моему, является несоответствие уровня развития производственных отношений в бюджетных отраслях (угольная отрасль), уровню развития экономики  России в целом. Экономически целесообразно закрытие нерентабельных шахт, но с социальной точки зрения невозможно предложить шахтерам какую либо иную работу.

Забастовки (трудовые конфликты) могут иметь разную напряженность: они либо содействуют сохранению существующей социально-экономической системы, либо разрушают ее. Забастовка  имеет Экономический, социально-психологический и политический аспекты. В экономическом аспекте ее сущность определяет взаимоотношение рынка труда и капитала. Известно три типа трудовых отношений. В первом прибыль достигается за счет интереса работников и относительного или абсолютного их обнищания. Второй тип трудовых отношений характеризуется тем, что прибыль формируется  и за счет вложения в работников, т. е. здесь уже наблюдается сочетание интересов работника и работодателя. При третьем типе трудовых отношений прибыль получается за счет гармонизации интересов собственника, средств производства и собственника рабочей силы, которое достигается с помощью системы участия в прибылях и принятия решения, т.е. самоуправления.

Социальный аспект трудовых  конфликтов - это прежде всего взаимоотношение социальных групп и отдельных лиц. Со стороны собственника в нем участвуют слои предпринимателей и управляющих, каждый из которых имеет сложную социальную структуру. Со стороны работников в конфликтах также участвуют далеко не однородная масса, их субъектом являются и отдельный работник и трудовой коллектив ( профсоюз ).

Социально-психологический аспект трудовых конфликтов выражается в поведении людей в кризисной ситуации. Для одного ( собственник, предприниматель ) - это стремление  сохранить свою социальную позицию даже путем потери определенных ценностей ( потери рабочего времени и продукции в результате приостановки работы ) , для других ( работников ) изменить свой социальный статус. В период перехода от экономических требований к политическим рабочие постепенно включаются в другую систему социальных отношений.

Политический аспект трудовых отношений охватывает область взаимоотношения рабочего движения, государства и различных политических партий. Если государство выступает одновременно и в роли собственника (работодателя) и в роли посредника, и в роли защитника интересов, то конфликт с рабочими может перерасти в глобальный, что по сути и происходит сейчас. Взаимоотношения рабочего движения с политическими партиями могут осуществляться по двум сценариям. В первом случае партии контролируют рабочие и используют их в своих целях. Но, этот вариант носит больше теоретический характер чем прикладной.  В большинстве же случаев происходит другое. Партии манипулируют профсоюзными лидерами, а через них и рабочим движением посредством денег, либо политического шантажа.

В связи с тем, что политические и экономические требования часто воспринимают как идентичные важно делать различия между ними. Так, первые предполагают требования смены формы правления государством (замены социализма капитализмом), вторые, даже в случае требований смены Правительства, остаются в рамках данного строя и предполагают переход власти от одной части элиты к другой.

Вот еще один яркий пример сложнейшего социального конфликта и его рассмотрения. Франция 1968 год. Волнения студентов, борющихся за свои права, а за ними трудящихся и интеллигенции, грозящее перерасти в гражданскую войну и приведшее к смене правящих кругов.

Кризис был открыт массовым студенческим выступлением, которое, по словам В. Роше, «явилось детонатором массового забастовочного движения рабочих инженерно-технических работников, служащих». Эти волнения студенчества имели несколько причин, как внешнего, так и глубинного характера. Они были вызваны сохранившимися с наполеоновских времен консервативными порядками в системе образования Франции, особенно в высшей школе, которая отстала  от современных требований, запрещением политической деятельности в университетах, отстранение студентов от какого-либо участия в решениях университетских дел. Молодежь отвергла ценности генерала де Голля. Последней каплей стала проведенная в 1965 -1966 гг. «реформа Фуше»,которая предусматривала создание 2-годичных технологических институтов при университетах, которые должны были обеспечить более быструю подготовку специалистов среднего звена, не устранив основных недостатков французской системы высшего образования, еще более усугубила классовый характер отбора студентов.

Студенты выдвигали ультра коммунистические лозунги. Позже их поддержали профсоюзы. Перспектива анархии не устраивало большинство населения и, использовав страх перед революцией, де Голль добился стабилизации положения. Но доверие было утрачено и через год он ушел в отставку.

«...К концу 60 годов Франция пережила наиболее серьезный за весь послевоенный период социально политический кризис. Этот кризис, обнажив глубину и силу протеста, накопившегося в недрах французского общества, охватил основные слои и группы населения. В ходе этого кризиса самой жизнью были подняты проблемы социально-экономической политики правительства Пятой республики...» - так пишут советские учебники 70-80 годов - «... В результате более строгих условий перевода студентов на старшие курсы пострадали в первую очередь те, кто в силу своего материального и социального положения  вынужден был совмещать учебу с работой». Все советские газеты того времени трубили на всю страну о том, как коммунистически настроенная молодежь и рабоче-крестьянские массы, еще  не сломленные оковами империализма, строят баррикады и под красным знаменем с антиправительственными лозунгами доблестно сражаются  против  капитализма. Все просто ликовало в преддверии французской коммунистической революции. Это пример использования конфликта в определенных целях. Какие же это цели? Советское правительство так интерпретируя события, обманывая миллионы, хотело показать, что единственная сила есть коммунизм.  

1 Л. Н. Толстой. Война и мир. -  Тула, Приокское книжное издательство, 1977. Т3 стр. 83-85

2 Эдвард Радзинский Сочинения в семи томах. Том первый. Николай II: жизнь и смерть., Издательство «ВАГРИУС», 1998 г., с. 99.

3 Там же. С. 101.

4 Там же. С. 105.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57780. Экстремальные задачи 2.81 MB
  Цель: ознакомить учащихся с понятием экстремальные задачи; составить алгоритм их решения с помощью производной; раскрыть область применения производной, показать, что производная – способ исследования процессов действительности и современного производства.
57781. Застосування похідної до дослідження функції 582.5 KB
  На дошці учень виконую вправу: знайти максимум функції. Перше завдання детектива Кожен учень отримує картку із завдання дослідити функцію. За виконання цього завдання учень отримує різну зарплатню оцінку в залежності від складності завдання...
57782. Похідна та її застосування 76 KB
  Мета проекту: показати широке застосування похідної; довести що похідна засіб дослідження процесів дійсності і сучасного виробництва; розвивати вміння досліджувати систематизувати вивчені факти...
57783. Применение производной к исследованию функции 1.89 MB
  Цели урока: сформировать навыки исследования и построения графиков функции с помощью производной. Учитель записывает на доске а ученики в тетради: Применение производной при исследовании функции.
57784. Похідна та її застосування 89 KB
  Мета: Узагальнення та систематизація знань, вмінь та навичок учнів з теми; формування вмінь працювати самостійно, спілкуватись, допомагати іншим, аналізувати ситуацію; розвиток загально навчальних навичок, творчого...
57785. Застосування похідної в різних галузях науки 1.1 MB
  Мета: Навчальна: дати учням всебічні поглиблені і розширені знання про предмет вивчення його цілісну картину досягти засвоєння учнями систематичних знань про поняття похідної її геометричний та фізичний зміст.
57786. Польща в 20-х роках ХХ століття 76.5 KB
  Мета уроку: охарактеризувати процес відновлення державної незалежності Польщі; розкрити роль Ю. Очікуванні результати: Після уроку учні зможуть: пояснювати обставини за яких відбулося відновлення Польщі...
57787. Пошук інформації в Інтернеті 113 KB
  Мета: розглянути пошукові системи мережі Інтернет правила пошуку інформації в глобальній мережі Інтернет сформувати вміння пошуку необхідної інформації розвивати навички роботи у мережі виховувати інформаційну культуру учнів.
57788. Права ребенка, согласно с международным законодательством 58 KB
  В представленной методической разработке предполагается закрепить знания учащихся о правах детей полученных на уроках правоведения из СМИ; сформировать правовую позицию по проблеме прав ребенка...