10419

Политическое мировоззрение как стержневой элемент политической культуры

Доклад

Политология и государственное регулирование

Политическое мировоззрение как стержневой элемент политической культуры. Тема политическая культура занимает особое место в курсе политологии. Она посвящена проблемам взаимоотношений власти и личности политического поведения субъектов политики. Политическая ку...

Русский

2013-03-26

32 KB

4 чел.

Политическое мировоззрение как стержневой элемент политической культуры.

Тема политическая культура занимает особое место в курсе политологии. Она посвящена проблемам взаимоотношений власти и личности, политического поведения субъектов политики.

Политическая культура — это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения субъектов политического процесса. К ней относятся:

- знания о политике;

- оценка политических явлений;

- политические ценности;

- политические настроения;

- признанные в данном обществе образцы политического поведения, которые определяют, как поступать в политической жизни;

- традиции и нормы политической жизни, регулирующие политические отношения.

1. Знания о политике.

Наиболее зримой приметой времени сегодня в российском обществе является политическая активность широких слоев населения. С середины 80-х годов в России начался процесс осмысливания каждым из нас собственного «Я», своего места в обществе, своих потенциальных возможностей воздействия на окружающую

3. Политические ценности.

Что такое политические ценности?

Ценность — это значимость предметов и явлений для человека, его деятельности, удовлетворения его потребностей. В соответствии с системой ценностей у субъекта формируются ценностные ориентации.

Политические ценности — это предпочтительное признание социальными субъектами значимости тех или иных явлений, процессов и норм политической жизни, закрепленное их социальным опытом (например, ценности и подходы к пониманию существа власти, государства, форм правления и т.д.)

Политические ценности направляют и мобилизуют политическую активность людей, вызывают стремление к их претворению в жизнь.

4. Политические настроения,

Это совокупность эмоций и чувств, которые определяют взаимоотношения граждан и власти. Восприятие людьми тех или иных политических явлений и процессов всегда носит эмоционально окрашенный характер. Эта окраска может быть как положительной, так и отрицательной.

Политические настроения, несмотря на изменчивость, играют важную роль как источник политической активности.

5. Образцы политического поведения.

Это приемы, способы и методы политической деятельности, которые рассматриваются как желательные и допустимые в данной политической системе.

6. Традиции и нормы политической жизни.

Политические традиции — это элементы политического наследия, выраженные идеями, нормами, учреждениями, которые переходят от поколения к поколению и включаются в реальные

политические процессы теми своими сторонами, которые соответствуют новым условиям. Благодаря этому в политической истории существуют связь и преемственность.

Политические нормы — это система определенных требований к политической деятельности личности, регулирующие ее социальное поведение. Они устанавливают порядок и границы осуществления определенных действий. Нарушение норм чревато использованием санкций против «нарушителей».

Нормы и ценности политической жизни закрепляются в Конституции и законах государства.

Политическая культура является выражением субъективной стороны политического процесса. Американские политологи Г. Алмонд и Б. Пауэлл отмечают: «Политическая культура служит образцом индивидуальных позиций и ориентаций в  отношении политики, проявляющихся среди членов политической системы. Она субъективна и лежит в основе политических действий».

Большой интерес в данной теме представляет изучение функций политической культуры. Основными функциями политической культуры являются:

1. Нормативная. Она состоит в выработке единообразных правил поведения, упорядочивающих в рамках данной политической системы действия ее элементов. Политические нормы направлены на исключение нежелательных случайностей и неожиданностей политического поведения.

2. Коммуникативная. Она обслуживает отношение субъектов политических отношений. Политическая культура призвана обеспечить между ними взаимопонимание и взаимодействие.

3. Сигнификативная. Эта функция связана с наименованием, обозначением, оценкой явлений и процессов в политике. Благодаря этому все политические действия, институты, обычаи приобретают соответствующее значение, получают оценку, что в немалой степени влияет на политическое поведение.

Важнейшей проблемой данной темы курса является типология политических культур. Существуют различные основания такой типологии. Классической считается типология предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Они выделили три «чистых» типа политических культур:

1. Патриархальная. Ее эквивалентом может быть политическая культура африканских племен. Отличительная черта патриархальной культуры — полное отсутствие у подданных интереса к политике.

2. Подданническая. Она отличается сильной ориентацией на политическую систему и результаты ее деятельности, но слабым стремлением к активному участию в функционировании политической системы.

3. Активистская (культура участия), в которой граждане активно заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, что они могут играть активную роль в этой системе.

Из смешения «чистых» типов возникают еще три типа политических культур: патриархально-подданническая, подданическо- активистская и патриархально-активистская. Именно смешанные типы преобладают в истории.

Для современных западных демократий характерна  «гражданская культура», которая содержит в себе элементы всех типов политических культур с преобладанием активистской.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53051. Інтерактивні методи на уроках французької мови 46 KB
  Схильність учня до активної творчої діяльності формується на уроках різних типів на яких учителі використовують досягнення передових педагогічних технологій інновації сучасні методи та прийоми навчання. Сучасне навчання це навчання мета якого розвиток гнучкого мислення учнів а знання є умовою реалізації цієї мети. Обов'язковими умовами такого навчання є висока активність учнів у навчальному процесі опора на їхній суб'єктний досвід створення на уроках проблемних ситуацій. Це й є інтерактивним навчанням.
53052. Різдво у Франції (La Fête de Noël, en France) 75.5 KB
  Мета: Ознайомити з традиціями та культурою країни, мова якої вивчається. Виховання добротою: перенести учнів у казковий світ зимової казки та чудових перетворень.
53053. Франція. Криза старого порядку і початок модернізації 88.5 KB
  Очікувані результати: учні зможуть називати час найвищої могутності абсолютизму у Франції імена найвидатніших представників епохи характерні риси абсолютизму пояснювати поняття протекціонізм описувати двір Людовіка 14 висловлювати думки щодо причин кризи абсолютизму. Абсолютна монархія Людовіка 14. Питання до класу: Пригадайте де розташовується Франція як географічне становище впливало на економічний розвиток країни в період нового часу На сьогоднішньому уроці ми дізнаємось про розвиток Франції в 17 на початку 18 століття за...
53054. СЦЕНАРИЙ МЕДИАУРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 113.5 KB
  Задачи урока: Повторить изученные фразеологизмы. Развивать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний. Развивать умение употреблять фразеологизмы в речи. Залезать в бутылку означает сердиться злиться упрямиться по пустякам Итак какие фразеологизмы вам встретились Объясните как вы понимаете их значение ответы и объяснения после каждого стихотворения для учителя Что вы знаете о фразеологии Ответы учащихся.
53055. У світі крилатих слів» (використання фразеологізмів при вивченні орфографії у 5 класі) 27 KB
  Завдання: запишіть слова у дві колонки: 1 слова з мяким знаком; 2 слова без мякого знака. Завдання: запишіть слова у дві колонки: 1 слова з мяким знаком; 2 слова без мякого знака. Завдання: запишіть слова у дві колонки: 1 слова з апострофом; 2 слова без апострофа. Відповідь: набитий гаманець Наведені вище вправи органічно вплітаються в будьякий урок мови а завдяки закодованим висловам учитель має можливість при відповідному доборі мовного матеріалу реалізувати виховний потенціал стійких виразів.
53056. Работа на уроках над фразеологизмами 54 KB
  На доске рисунок Незнайки и запись: Переливать из пустого в порожнее. брать себя в руки спустя рукава заварить кашу выходить из себя засучить рукава расхлёбывать кашу первым делом на худой конец в лучшем случае в последнюю очередь К данному выражению нарисовать рисунок: Спустя рукава А к какой части речи относится слово рукава 6. Составьте по данным словам и рисунку выражения фразеологизмы...
53057. Внедрение аутентичных фразеологизмов в процессе обучения французскому языку 71.5 KB
  Знание французских пословиц и поговорок помогает учащимся усвоить образный строй языка развивает память приобщает к народной мудрости. Работая над пословицами и поговорками интерпретируя их посвоему учащиеся постигают вариативность языка его выразительные средства и образное содержание воспринимают и что особенно ценно присваивают язык творчески откликаются привнося кроме адекватного понимания свое личное отношение. Такие упражнения позволяют учащимся почувствовать эмоциональную выразительность французского языка развивают память...
53058. FREE TIME ACTIVITY. THEME PARKS 149 KB
  EDUCATIONAL OBJECTIVES: COMMUNICATIVE COMPETENCES GOOD BREEDING AIM: LOVE TO THE NATIVE TOWN SKILLS DEVELOPMENT AIM: COMMUNICATION EQUIPMENT: DIDACTIC MATERIALS, RECORDS, PLACARDS, MULTIMEDIA
53059. АНГЛІЙСЬКА БЕЗ КОРДОНІВ підручник з англійської мови для студентів нефілологічних спеціальностей 19.12 MB
  Книга призначена для студентів усіх напрямів підготовки нефілологічних спеціальностей. Мета підручника – розвиток усних і писемних навичок, ознайомлення та засвоєння культурологічних особливостей країн, мову яких вивчають у межах дисципліни “Англійська мова”. Цей підручник знадобиться всім, хто прагне підвищити рівень володіння англійською мовою.