10420

Политическое управление и политические процессы в обществе

Доклад

Политология и государственное регулирование

Политическое управление и политические процессы в обществе. Существует множество интерпретаций понятия политический процесс Но по существу все они признают что политический процесс раскрывает движение динамику эволюцию политической системы Он представляет собо

Русский

2013-03-26

37 KB

23 чел.

Политическое управление и политические процессы в обществе.

Существует множество интерпретаций понятия "политический процесс" Но по существу все они признают, что политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы Он представляет собой совокупность действий институтов власти и общественных организаций (партий, движений) по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию (или упадку) политической системы общества

С содержательной точки зрения осуществление политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение и перераспределение ресурсов власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль за элитами и другие формы политической активности групп и граждан По существу все формы политического поведения субъектов системы в конечном счете объединены одной и той же внутренней потребностью повлиять на принимаемые государственной властью решения. Поэтому главная проблема политического процесса состоит в принятии (и реализации) таких политических решений, которые бы интегрировали интересы различных социальных групп, классов, слоев. Центральную роль в этом процессе играют высшие институты государственной власти

Важной тенденцией мирового политического процесса является движение по пути демократизации. При всей несхожести этих процессов для всех регионов характерно стремление упразднить авторитарные режимы, создать правовое государство, которое обеспечивает верховенство закона, соблюдение прав и свобод граждан, политический плюрализм, разделение властей, национальную автономию, местное самоуправление. В России и других странах СНГ завершается трудный, не имеющий аналогов в мировой истории процесс перехода от государственного социализма к новым формам экономической, социальной и политической жизни, представляющим собой слияние социалистической и капиталистической систем (процесс конвергенции), очевидно, судя по происходящим во всех странах процессам, на капиталистической основе.

При этом следует отметить, что в России отсутствуют характерные для западных стран механизмы взаимосвязи в системе общество — партии — власть Партии не имеют прямого выхода на власть, их платформы размыты, главное различие между ними проходит главным образом по линии лояльности или враждебности к существующей власти. Общество фактически не имеет механизмов воздействия на власть. Выборы, и президентские, и парламентские, как форма влияния на политику власти носят эпизодический характер.

В системах с демократическими формами правления политический процесс формируется и функционирует, как правило, в связи с избирательными циклами. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В содержании политического процесса представляется возможным показать крупные структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу. В качестве первого такого звена можно рассматривать процесс представления политических интересов групп и граждан институтами, принимающими политические решения. Вторым элементом политического процесса является этап выработки и принятия политических решений, выражающих коллективные цели политической системы и социума в целом. Третий элемент политического процесса — этап реализации политических решений.

Различают три режима политического процесса. Первый — режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. Второй — режим развития, заключающийся в том, что механизмы и структуры власти выводят политику государства на новый уровень, прогнозируя возможные вызовы времени. Этот режим свидетельствует о возможности властных структур адаптироваться к новым условиям обстановки. Третья разновидность—режим упадка, распада политической целостности общества и государства.

Преобладание того или иного режима существования политического процесса зависит от эффективности политического управления. Под политическим управлением в политологии понимают любое целенаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы на другую с целью вызвать желаемое изменение процессов, происходящих в управляемой системе. Политические процессы, происходящие в общественных системах, носят относительно самостоятельный характер, а управление ими, их регулирование осуществляется на трех уровнях.

Первый и главный уровень—государственно-административное управление, которое включает законодательные, исполнительные, правовые, бюрократические и другие публичные властные институты. Оно формирует организационные рамки всего общества, необходимые для поддержания порядка и стабильного социально-экономического развития.

Вторым уровнем является партийно-политическое управление. Сущность его состоит в том. что каждая из партий выражает интересы определенных социальных групп, обязательно стремится к власти, а получив ее, стремится удержать с целью реализации интересов поддерживающих ее социальных групп.

И, наконец, третий уровень —управление со стороны общества. Обширные сферы общественных отношений, существующих в обществе и государстве, регулируются через политическую активность граждан и вовлечение их в политику, они остаются вне контроля со стороны государства. Эта деятельность носит общественный характер.

Стратегической целью политического управления процессами в обществе является обеспечение социального прогресса, снижение элементов стихийности и конфликтное™ и, наоборот, повышение их целенаправленного развития вплоть до саморегулирования. Эффективность политического управления обществом определяется равновесием между стабильностью и переменами. В функциональном плане задачи политического управления состоят в регулировании социальных и экономических процессов, сфер духовной жизни общества, национальной безопасности и международного сотрудничества.

Объектом политического управления является все общество, но реализуется оно в рамках различных типов политических процессов.

Субъектами политического управления выступают различные политические институты, и прежде всего центр принятия политических решений (парламент, совет безопасности, правительство), которые оказывают реальное влияние или определенные виды воздействия на государство, политические и общественные организации и человека, в результате которых вся система управления обществом либо приобретает устойчивость, либо вступает в кризисное развитие и начинает трансформироваться в новую модель. Взаимодействие между центрами принятия решений и институтами власти отражают динамику в политике.

Процесс выработки и принятия решений дает возможность выделить в нем крупные структурные звенья, а именнно: представление политических интересов групп и граждан институтами, принимающими политические решения; этап выработки и принятия политических решений; реализация политических решений.

Анализ политических процессов в странах со стабильными режимами развития позволяет выделить ряд научных принципов управления политическими процессами.

Важнейшими из них являются

1. Систематический анализ политических процессов в обществе (особенности, структура, результаты) и их прогнозирование

2. Сочетание преемственности и выработка новых моделей административно-государственного управления, адекватных стратегическими задачам в политике, особенно при проведении реформ

3. Сочетание текущих задач в управлении и стратегических целей (без противопоставления и не отождествляя их).

4. Применение принципа "внешнего дополнения", предусматривающего определенный механизм компенсации последствий принятых политических решений

5. Использование принципа "гарантированной устойчивости" управления, который достигается посредством правовой регламентации и эффективной системой контроля за реализацией принятых решений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32137. Les synonymes et les antonymes 11.8 KB
  Dns l stylistique il y le probleme du clssement des synonimes. EX Chrles Blly proposee le methode d’identifiction des synonymes cd u centre du groupe se trouve l’unitee principle le terme de l’identifiction. Il existe des synonymes ideogrphiques et stylistiques.
32138. LASPECT STYLISTIQUE La generalitee 12.8 KB
  La valeur grammaticale des faits de langue porte un caractere abstrait ; les normes de grammaire sont stables, unes et obligatoires pour tous les sujets parlants. Aussi, les faits de grammaire sont-ils pour la plupart dun usage general.
32140. LC {DL аббревиатура на звания известной консалтинговой фирмы rthur D. 27.5 KB
  Конкретные модели относящиеся к отмеченному концептуальному подходу в основном различаются по 3 ключевым характеристикам: 1 оценочные показатели по осям матрицы которые так или иначе определяют существенные характеристики каждого конкретного бизнеса; 2 содержание и форма самих матриц характеризующие уровень глубины и детализации позиционирования; 3 наборы типовых стратегических решений которые соответствуют различным позициям бизнеса на сетке матрицы а также различным маршрутам возможного движения бизнеса по разным позициям в...
32141. Производственная стратегия как подсистема корпоративных стратегий 27.5 KB
  Производственная стратегия это подсистема корпоративной стратегии представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта организации; подсистема предусматривает использование и развитие всех производственных мощностей организации в целях достижения стратегического конкурентного преимущества. Для многих промышленных компаний производство того или иного продукта как правило является наиболее сложной и масштабной деятельностью. При системной оценке производственных затрат как для...
32142. Стратегия управления персоналом 28.5 KB
  Стратегия управления персоналом Стратегия управления персоналом это подсистема стратегии организации представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по реализации концепции использования и развития потенциала персонала организации в целях обеспечения ее стратегического конкурентного преимущества. Стратегия использования и развития потенциала персонала наряду с продуктовомаркетинговой стратегией является ключевой функциональной стратегией организации. Стратегия реализующая принцип купить предполагает привлечение...
32143. Финансовая стратегия. Первичный формат. Особенности 32 KB
  Особенности Финансовая стратегия это подсистема корпоративной стратегии представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по использованию собственных и привлеченных внешних финансовых ресурсов в организации для достижения стратегического конкурентного преимущества. Первичный формат стратегии. Значение финансовой стратегии т. Определение основных целей финансовой стратегии.
32144. Основные этапы цикла реализации стратегии 31 KB
  Основные этапы цикла реализации стратегии Реализация стратегии в широком смысле это непрерывная цикличная деятельность когда одна корпоративная стратегия регулярно заменяется другой качественно новой. Другими словами при расширенном толковании понятия циклическая реализация стратегии и стратегический менеджмент понимаемая как постоянная профессиональная деятельность фактически совпадают. На стадии запуска корпоративной стратегии каждый уровень менеджмента организации должен решать свои особые задачи. Вовторых завершить...
32145. Сущность стратегической эффективности 32.5 KB
  Сущность стратегической эффективности и одну из коренных причин текущей и перспективной актуальности стратегического менеджмента раскрывает тезис: в современном бизнесе ошибки в стратегии неизбежно приводят к поражению в конкурентной борьбе и ослаблению позиций организации на рынке; при этом стратегические ошибки исправить сколь угодно эффективными приемами оперативного менеджмента нельзя в принципе. Основные задачи стратегической рефлексии: логическое завершение стратегии организации; предложения по совершенствованию...