10420

Политическое управление и политические процессы в обществе

Доклад

Политология и государственное регулирование

Политическое управление и политические процессы в обществе. Существует множество интерпретаций понятия политический процесс Но по существу все они признают что политический процесс раскрывает движение динамику эволюцию политической системы Он представляет собо

Русский

2013-03-26

37 KB

23 чел.

Политическое управление и политические процессы в обществе.

Существует множество интерпретаций понятия "политический процесс" Но по существу все они признают, что политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы Он представляет собой совокупность действий институтов власти и общественных организаций (партий, движений) по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию (или упадку) политической системы общества

С содержательной точки зрения осуществление политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение и перераспределение ресурсов власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль за элитами и другие формы политической активности групп и граждан По существу все формы политического поведения субъектов системы в конечном счете объединены одной и той же внутренней потребностью повлиять на принимаемые государственной властью решения. Поэтому главная проблема политического процесса состоит в принятии (и реализации) таких политических решений, которые бы интегрировали интересы различных социальных групп, классов, слоев. Центральную роль в этом процессе играют высшие институты государственной власти

Важной тенденцией мирового политического процесса является движение по пути демократизации. При всей несхожести этих процессов для всех регионов характерно стремление упразднить авторитарные режимы, создать правовое государство, которое обеспечивает верховенство закона, соблюдение прав и свобод граждан, политический плюрализм, разделение властей, национальную автономию, местное самоуправление. В России и других странах СНГ завершается трудный, не имеющий аналогов в мировой истории процесс перехода от государственного социализма к новым формам экономической, социальной и политической жизни, представляющим собой слияние социалистической и капиталистической систем (процесс конвергенции), очевидно, судя по происходящим во всех странах процессам, на капиталистической основе.

При этом следует отметить, что в России отсутствуют характерные для западных стран механизмы взаимосвязи в системе общество — партии — власть Партии не имеют прямого выхода на власть, их платформы размыты, главное различие между ними проходит главным образом по линии лояльности или враждебности к существующей власти. Общество фактически не имеет механизмов воздействия на власть. Выборы, и президентские, и парламентские, как форма влияния на политику власти носят эпизодический характер.

В системах с демократическими формами правления политический процесс формируется и функционирует, как правило, в связи с избирательными циклами. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В содержании политического процесса представляется возможным показать крупные структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу. В качестве первого такого звена можно рассматривать процесс представления политических интересов групп и граждан институтами, принимающими политические решения. Вторым элементом политического процесса является этап выработки и принятия политических решений, выражающих коллективные цели политической системы и социума в целом. Третий элемент политического процесса — этап реализации политических решений.

Различают три режима политического процесса. Первый — режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. Второй — режим развития, заключающийся в том, что механизмы и структуры власти выводят политику государства на новый уровень, прогнозируя возможные вызовы времени. Этот режим свидетельствует о возможности властных структур адаптироваться к новым условиям обстановки. Третья разновидность—режим упадка, распада политической целостности общества и государства.

Преобладание того или иного режима существования политического процесса зависит от эффективности политического управления. Под политическим управлением в политологии понимают любое целенаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы на другую с целью вызвать желаемое изменение процессов, происходящих в управляемой системе. Политические процессы, происходящие в общественных системах, носят относительно самостоятельный характер, а управление ими, их регулирование осуществляется на трех уровнях.

Первый и главный уровень—государственно-административное управление, которое включает законодательные, исполнительные, правовые, бюрократические и другие публичные властные институты. Оно формирует организационные рамки всего общества, необходимые для поддержания порядка и стабильного социально-экономического развития.

Вторым уровнем является партийно-политическое управление. Сущность его состоит в том. что каждая из партий выражает интересы определенных социальных групп, обязательно стремится к власти, а получив ее, стремится удержать с целью реализации интересов поддерживающих ее социальных групп.

И, наконец, третий уровень —управление со стороны общества. Обширные сферы общественных отношений, существующих в обществе и государстве, регулируются через политическую активность граждан и вовлечение их в политику, они остаются вне контроля со стороны государства. Эта деятельность носит общественный характер.

Стратегической целью политического управления процессами в обществе является обеспечение социального прогресса, снижение элементов стихийности и конфликтное™ и, наоборот, повышение их целенаправленного развития вплоть до саморегулирования. Эффективность политического управления обществом определяется равновесием между стабильностью и переменами. В функциональном плане задачи политического управления состоят в регулировании социальных и экономических процессов, сфер духовной жизни общества, национальной безопасности и международного сотрудничества.

Объектом политического управления является все общество, но реализуется оно в рамках различных типов политических процессов.

Субъектами политического управления выступают различные политические институты, и прежде всего центр принятия политических решений (парламент, совет безопасности, правительство), которые оказывают реальное влияние или определенные виды воздействия на государство, политические и общественные организации и человека, в результате которых вся система управления обществом либо приобретает устойчивость, либо вступает в кризисное развитие и начинает трансформироваться в новую модель. Взаимодействие между центрами принятия решений и институтами власти отражают динамику в политике.

Процесс выработки и принятия решений дает возможность выделить в нем крупные структурные звенья, а именнно: представление политических интересов групп и граждан институтами, принимающими политические решения; этап выработки и принятия политических решений; реализация политических решений.

Анализ политических процессов в странах со стабильными режимами развития позволяет выделить ряд научных принципов управления политическими процессами.

Важнейшими из них являются

1. Систематический анализ политических процессов в обществе (особенности, структура, результаты) и их прогнозирование

2. Сочетание преемственности и выработка новых моделей административно-государственного управления, адекватных стратегическими задачам в политике, особенно при проведении реформ

3. Сочетание текущих задач в управлении и стратегических целей (без противопоставления и не отождествляя их).

4. Применение принципа "внешнего дополнения", предусматривающего определенный механизм компенсации последствий принятых политических решений

5. Использование принципа "гарантированной устойчивости" управления, который достигается посредством правовой регламентации и эффективной системой контроля за реализацией принятых решений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26096. Человек в современной культуре. Культурная модернизация 18.66 KB
  Формирование личности в современных условиях: рост независимости от власти традиционных факторов как семья религия; открытость новой практике и в отношениях с людьми; вера в могущество науки и отказ от пассивности и фатализма; стремление индивида к повышению образовательного и профессионального статуса; возрастание интереса к социальной и политической жизни и активное участие в ней; долгосрочное планирование дел и действий стремление к точности во времени. Проблема идентичности Проблема идентичности тесно связана с темой субъекта...
26097. Культурология как наука: междисциплинарные связи, предмет, объект, содержательная область и проблемные поля, структура 19.48 KB
  Лесли Элвин Уайт Открытие культуры когданибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни. проясняет природу и смыслы культуры раскрывает ее роль в общественной жизни А. помогает прояснить то подлинное значение культуры которое присутствует в трудах выдающихся мыслителей как прошлого так и настоящего вскрывает причины искажений в их теоретических позициях С. предлагает иную интерпретацию взаимоотношений культуры и природы которая коренным образом...
26098. Происхождения термина 21.88 KB
  написал трактат о земледелии перевод названия которого по латыни звучит примерно так: агрокультура. Отсюда первоначально слово культура применялось как агротехнический термин – обработка земли возделывание почвы. В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста С.
26099. Философские и научные основания постижения культуры 13.42 KB
  Имеет смысл лишь в границах определенной культуры философские идеи свойством культурной уникальности и самобытности философ же пытается постичь его в прямой и непосредственной связи с человеческой субъективностью всегда культурно обусловленной Смотреть философскими глазами на мир значит смотреть на него как на мир культуры своей культуры видеть в нем отражение собственной исторически и общественно сформированной индивидуальности. Восприятие через призму культуры философия как знание о мире не выходит за культурный горизонт своей...
26100. Культура как система 20.17 KB
  Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе Первобытная культура. На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма – специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы которая связывала в единую целостность весь его практический...
26101. Методология, методы и методика исследования культуры 13.43 KB
  Методология – система базовых мировоззренческих принципов исследования включающая методы методики способы и средства реализации поставленных целей и задач. Методология исследования культуры: Феноменологические Функционализм Структурализм Постструктурализм Системный Синергетический Постмодернизм Диалектический Семиотический Органицизм Диффузионизм Цивилизационный Аксиологический и др. Методология: Универсалистская Индивидуалистическая Конструктивистская Метод – последовательность шагов действий которые необходимо...
26102. Основные подходы в изучении культуры 17.67 KB
  Ценности нормы и значения Предметные и организационные формы Главная функция Креативная творение бытия человеком или для человека Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей Латентность поддержание образца и социализация Воспроизводство и обновление самой деятельности Приоритетный метод исследования Диалектический Эволюционный Структурнофункциональный Системнодеятельностный Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия глубин самосознания...
26103. Проблема типологии культуры: основные принципы построения 17.54 KB
  Этническая культура совокупность черт культуры касающихся преимущественно обыденной жизни бытовой культуры. Этническая культура включает орудия труда нравы обычаи нормы обычного права ценности постройки одежду пищу средства передвижений жилище знания верования виды народного искусства. Национальная культура имеет соционормативную структуру которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним и...
26104. Культура как способ самореализации человека 14.83 KB
  Человек выступает одновременно и как субъект культуры ее творец и как объект ее воздействия. Воспитание определенного типа личности главная цель в функционировании духовной культуры. В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей а также деятельность по овладению этими ценностями.