10420

Политическое управление и политические процессы в обществе

Доклад

Политология и государственное регулирование

Политическое управление и политические процессы в обществе. Существует множество интерпретаций понятия политический процесс Но по существу все они признают что политический процесс раскрывает движение динамику эволюцию политической системы Он представляет собо

Русский

2013-03-26

37 KB

23 чел.

Политическое управление и политические процессы в обществе.

Существует множество интерпретаций понятия "политический процесс" Но по существу все они признают, что политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы Он представляет собой совокупность действий институтов власти и общественных организаций (партий, движений) по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию (или упадку) политической системы общества

С содержательной точки зрения осуществление политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение и перераспределение ресурсов власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль за элитами и другие формы политической активности групп и граждан По существу все формы политического поведения субъектов системы в конечном счете объединены одной и той же внутренней потребностью повлиять на принимаемые государственной властью решения. Поэтому главная проблема политического процесса состоит в принятии (и реализации) таких политических решений, которые бы интегрировали интересы различных социальных групп, классов, слоев. Центральную роль в этом процессе играют высшие институты государственной власти

Важной тенденцией мирового политического процесса является движение по пути демократизации. При всей несхожести этих процессов для всех регионов характерно стремление упразднить авторитарные режимы, создать правовое государство, которое обеспечивает верховенство закона, соблюдение прав и свобод граждан, политический плюрализм, разделение властей, национальную автономию, местное самоуправление. В России и других странах СНГ завершается трудный, не имеющий аналогов в мировой истории процесс перехода от государственного социализма к новым формам экономической, социальной и политической жизни, представляющим собой слияние социалистической и капиталистической систем (процесс конвергенции), очевидно, судя по происходящим во всех странах процессам, на капиталистической основе.

При этом следует отметить, что в России отсутствуют характерные для западных стран механизмы взаимосвязи в системе общество — партии — власть Партии не имеют прямого выхода на власть, их платформы размыты, главное различие между ними проходит главным образом по линии лояльности или враждебности к существующей власти. Общество фактически не имеет механизмов воздействия на власть. Выборы, и президентские, и парламентские, как форма влияния на политику власти носят эпизодический характер.

В системах с демократическими формами правления политический процесс формируется и функционирует, как правило, в связи с избирательными циклами. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В содержании политического процесса представляется возможным показать крупные структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу. В качестве первого такого звена можно рассматривать процесс представления политических интересов групп и граждан институтами, принимающими политические решения. Вторым элементом политического процесса является этап выработки и принятия политических решений, выражающих коллективные цели политической системы и социума в целом. Третий элемент политического процесса — этап реализации политических решений.

Различают три режима политического процесса. Первый — режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. Второй — режим развития, заключающийся в том, что механизмы и структуры власти выводят политику государства на новый уровень, прогнозируя возможные вызовы времени. Этот режим свидетельствует о возможности властных структур адаптироваться к новым условиям обстановки. Третья разновидность—режим упадка, распада политической целостности общества и государства.

Преобладание того или иного режима существования политического процесса зависит от эффективности политического управления. Под политическим управлением в политологии понимают любое целенаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы на другую с целью вызвать желаемое изменение процессов, происходящих в управляемой системе. Политические процессы, происходящие в общественных системах, носят относительно самостоятельный характер, а управление ими, их регулирование осуществляется на трех уровнях.

Первый и главный уровень—государственно-административное управление, которое включает законодательные, исполнительные, правовые, бюрократические и другие публичные властные институты. Оно формирует организационные рамки всего общества, необходимые для поддержания порядка и стабильного социально-экономического развития.

Вторым уровнем является партийно-политическое управление. Сущность его состоит в том. что каждая из партий выражает интересы определенных социальных групп, обязательно стремится к власти, а получив ее, стремится удержать с целью реализации интересов поддерживающих ее социальных групп.

И, наконец, третий уровень —управление со стороны общества. Обширные сферы общественных отношений, существующих в обществе и государстве, регулируются через политическую активность граждан и вовлечение их в политику, они остаются вне контроля со стороны государства. Эта деятельность носит общественный характер.

Стратегической целью политического управления процессами в обществе является обеспечение социального прогресса, снижение элементов стихийности и конфликтное™ и, наоборот, повышение их целенаправленного развития вплоть до саморегулирования. Эффективность политического управления обществом определяется равновесием между стабильностью и переменами. В функциональном плане задачи политического управления состоят в регулировании социальных и экономических процессов, сфер духовной жизни общества, национальной безопасности и международного сотрудничества.

Объектом политического управления является все общество, но реализуется оно в рамках различных типов политических процессов.

Субъектами политического управления выступают различные политические институты, и прежде всего центр принятия политических решений (парламент, совет безопасности, правительство), которые оказывают реальное влияние или определенные виды воздействия на государство, политические и общественные организации и человека, в результате которых вся система управления обществом либо приобретает устойчивость, либо вступает в кризисное развитие и начинает трансформироваться в новую модель. Взаимодействие между центрами принятия решений и институтами власти отражают динамику в политике.

Процесс выработки и принятия решений дает возможность выделить в нем крупные структурные звенья, а именнно: представление политических интересов групп и граждан институтами, принимающими политические решения; этап выработки и принятия политических решений; реализация политических решений.

Анализ политических процессов в странах со стабильными режимами развития позволяет выделить ряд научных принципов управления политическими процессами.

Важнейшими из них являются

1. Систематический анализ политических процессов в обществе (особенности, структура, результаты) и их прогнозирование

2. Сочетание преемственности и выработка новых моделей административно-государственного управления, адекватных стратегическими задачам в политике, особенно при проведении реформ

3. Сочетание текущих задач в управлении и стратегических целей (без противопоставления и не отождествляя их).

4. Применение принципа "внешнего дополнения", предусматривающего определенный механизм компенсации последствий принятых политических решений

5. Использование принципа "гарантированной устойчивости" управления, который достигается посредством правовой регламентации и эффективной системой контроля за реализацией принятых решений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9829. Модернизация политической системы России в начале 20 века, политические партии, опыт думского парламента 48.2 KB
  Модернизация политической системы России в начале 20 века, политические партии, опыт думского парламента В политическом отношении Россия в конце XIX - начале XX века представляла собой монархию с неограниченным самодержавием, О свободе слова, собран...
9830. Происхождение восточных славян и проблемы становления древнерусского государственности 27.8 KB
  Происхождение восточных славян и проблемы становления древнерусского государственности Прежде чем ответить на вопрос о том, как сформировалось государство Российское, необходимо понять, кто такие славяне, откуда есть пошла Русская земля. Проблема пр...
9831. Российское общество в условиях форсирования модернизации начала 20 века: реформы Столыпина 24.55 KB
  Российское общество в условиях форсирования модернизации начала 20 века: реформы Столыпина. На рубеже XIX-XX веков Россия была великой мировой державой, территория которой занимала шестую часть земного шара, а население составляло около 130 млн. чел...
9832. Киевская Русь 9-11 веках особенности государственного строя и социально-политического развития 25.91 KB
  Киевская Русь 9-11 веках особенности государственного строя и социально-политического развития. В Киевской Руси, как и в других государствах Западной Европы, в X-XI веках начало складываться феодальное общество. Древнерусское государство было полиэт...
9833. Россия в первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. (1914-1917) 21.95 KB
  Россия в первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. (1914-1917). Наметившаяся после революции 1905-1907 гг. тенденция стабилизации общественной жизни не смогла в полной мере реализоваться не только из-за непоследовательности столыпински...
9834. Крещение Руси и его историческое значение 29.32 KB
  Крещение Руси и его историческое значение. Важнейшим событием в истории Древнерусского государства явилось принятие князем Владимиром христианства в его православном варианте. Для исторических исследований характерна общность взглядов на предпосылки...
9835. Советская модель модернизации: консервативная революция в экономике и становление нового хозяйственного механизма в 1930 годах 36.09 KB
  Советская модель модернизации: консервативная революция в экономике и становление нового хозяйственного механизма в 1930 годах. К весне 1921 г. советская республика оказалась в тяжелейшем кризисе. Внутриполитический кризис, проявился в возникновении...
9836. Политический распад Руси в 12 веке. Княжества - государства как различные модели развития общества 35.75 KB
  Политический распад Руси в 12 веке. Княжества – государства как различные модели развития общества. С рубежа XI-XII веков Русская земля вступает в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом в развитии раннесредневековый...
9837. Промышленный переворот в России 27.99 KB
  Промышленный переворот в России ХIХ век - время утверждения промышленного производства. Осуществление промышленного переворота являлось началом индустриальной цивилизации. Темпы, глубина технических преобразований в обществе зависели от политических...