10422

Современные формы национально-государственного устройства

Доклад

Политология и государственное регулирование

Современные формы национально-государственного устройства. Современный мир представляет собой конгломерат многообразия форм государственного устройства. С точки зрения особенностей взаимопонимания государства и личности воплощения в государственном устройстве р...

Русский

2013-03-26

39.5 KB

1 чел.

Современные формы национально-государственного устройства.

Современный мир представляет собой конгломерат многообразия форм государственного устройства. С точки зрения особенностей взаимопонимания государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов прав и свобод человека, в развитии государства можно выделить два важнейших этапа: традиционный и конституционный.

Подавляющее большинство государств современного мира строятся и функционируют на базе конституций. Конституция - это система зафиксированных в социальном документе (или в нескольких) относительно стабильных правил (законов), которые определяют устройство государства, принципы его организации, способы его политического волеобразования, принятия решений, а также положение личности в государстве. В современных демократических государствах конституции состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство граждан и запрет дискриминации. Во второй части конституции описывается характер государства, статус различных ветвей власти, правила взаимоотношений между ними, а также порядок функционирования органов управления. Конституция предназначена для регулирования политической жизни общества в течение длительного времени. Она является важным показателем цивилизованного государства только в том случае, если неукоснительно выполняется всеми органами власти, учреждениями и гражданами.

Устройство государства характеризуют его формы, через которые реализуется организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Традиционно выделяют формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман), где управление осуществляется без конституции, нередко и без парламента; конституционная монархия, где король или королева царствуют, но не правят. В стране, где формой правления является конституционная монархия, полномочия главы государства ограничены конституцией. Конституционная монархия может быть дуалистической (Иордания, Кувейт, Марокко), где монарх хотя и наделен преимущественно исполнительной властью, имеет частично и законодательные права; и парламентской, в которой монарх, считаясь главой государства, фактически обладает лишь представительными функциями и иногда имеет право вето относительно решений парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские (Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Люксембург). Формы правления в этих странах мало чем отличаются от республиканских.

В отличие от монархий, в республиках, где высшие органы власти избираются гражданами, источником власти считается народное большинство. Различают три современных формы республиканского правления: парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую).

Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, который назначает правительство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается правительство перед парламентом. Парламент утверждает бюджет и таким образом устанавливает финансовые рамки деятельности правительства. Правительство обладает исполнительной властью, в отдельных случаях и законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (канцлер, премьер-министр) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в парламентской республике более чем скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков. либо непосредственно народом. Роль президента в парламентской республике мало чем отличается от роли главы государства в парламентских монархиях.

Президентская республика отличается от парламентской тем, что и президент, и парламент избираются независимо друг от друга на отдельных выборах, чем усиливается самостоятельность каждой из ветвей власти. Президент формирует правительство, назначает членов кабинета и министров, которые отчитываются перед президентом, а не перед парламентом. Он руководит внешней и внутренней политикой правительства и государства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент не вправе распускать парламент, а парламент не может вынести правительству вотум недоверия. Лишь в случае серьезных нарушений конституции страны со стороны президента парламент может выразить ему им-пичмент—он досрочно отстраняется от власти (как это было с Никсоном, в связи с «уотергейтским делом»). Отношения между парламентом и президентом основываются на продуманной и взвешенной системе сдержек и противовесов, а также на взаимозависимости. Объединяют все структуры власти государственные интересы страны. В интересах государства президент до 60% рабочего времени уделяет работе с парламентом с целью достижения согласованных действий. Парламент утверждает бюджет на очередной финансовый год и обладает правом контроля расходов по всем его статьям. Кроме того, он может ограничить действия президента с помощью законов. Президент же обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Наличие таких механизмов взаимодействия вынуждают и президента, и парламент находить общий язык, искать пути к сотрудничеству. Эта форма правления не нашла распространения в Западной Европе, а в Африке, Латинской Америке и в Азии она предстает в виде "суперпрезидентской республики", где вся власть сосредоточена в руках президента, который выходит из-под контроля парламента и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями. Ярким примером тому могут служить отдельные республики Африки и исламские республики азиатского континента. Образцом президентской республики являются США.

Следующей разновидностью республики является смешанная рес-пубчика Такая форма правления существует в Австралии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и некоторых других странах. Особенность ее состоит в том, что при такой форме правления общество стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта в двойной ответственности правительства — перед парламентом и перед президентом

Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция, которая сейчас живет по 16-й конституции, принятой при президенте де Голле. В ней парламент и президент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, а президент может распустить парламент с обязательным объявлением даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства, верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом введения чрезвычайного положения в стране (утрачивая при этом право распустить парламент).

Президент без согласования с парламентом, но учитывая в нем расклад политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и таким образом контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, который несет всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также обладает правом вынесения ему вотума недоверия.

Кроме упомянутых разновидностей республик история знает рабовладельческие, аристократические, советскую и теократическую. В качестве критерия для данной классификации принята общественно-экономическая формация.

Существует еще один принцип классификации форм государственного устройства — национально-территориальный. В соответствии с ним различают государства унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарные — это единые государства с единой конституцией, с единым гражданством, единой системой высших органов власти. права и судопроизводства. Как правило, это мононациональные государства.

Федерациями являются государства, которые имеют в своем составе государственные образования (республики, штаты, колонии), обладающие определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением и законодательством. В федеративных государствах — двухпалатный парламент.

Конфедерации — более рыхлые объединения государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран (Германия, Швейцария, США и Соединенные Штаты Европы на этапе формирования).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3539. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. 1.53 MB
  Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Рассмотрены и проанализированы основные направления использования современных компьютерных технологий в социально-культурном сервисе и туризме. Показаны роль и влияние информационны...
3540. Рынок земли 435.5 KB
  Термин «земля» охватывает все блага, данные природой в определенном объеме, регулировать который человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. Для фермера участок земли служит средством для возделывания сельскохозяйственных культур, для горожанина – территориальной площадкой для размещения жилых и производственных зданий
3542. Открытие и развитие нового производства на примере ООО Ариран 706 KB
  Хотя планирование успешно применяется в корпорациях и компаниях развитых стран мира уже столетия и считается необходимой предпосылкой эффективного и стабильного бизнеса, в России при переходе к рыночным отношениям оно оказалось практи...
3543. Тенденции развития печатной техники 342.84 KB
  Тенденции современного рынка печатной продукции оказали большое влияние и на развитие полиграфической техники. Всем понятно, что типографии будут приобретать то оборудование, которое позволит им успешнее работать на рынке в сложившейся ситу...
3544. СМИ как инструмент PR в условиях региона (на примере города Брянска) 1.48 MB
  Актуальность исследования. Одной из основных форм PR-деятельности является подготовка текстовых материалов для целевой общественности и для СМИ. PR-материалы любой организации создаются с целью продвижения информации для достижения понимани...
3545. Реконструкция газоочистных устройств ТЭЦ г. Анжеро-Судженск 2.9 MB
  Энергия – это движущая сила любого производства. Тот факт, что в распоряжении человека оказалось большое количество относительно дешевой энергии, в значительной степени способствовало индустриализации и развитию общества. Топливно-энер...
3546. Холодная штамповка 142.5 KB
  Холодная штамповка - одна из самых прогрессивных технологий получения заготовок, ;а в ряде случаев и готовых деталей изделий машиностроения, приборостроения, радиоэлектронных и вычислительных средств. По данным приборостроительных и ма...
3547. Машины для дробления, сортировки и мойки каменных материалов 131 KB
  Строительные машины в настоящее время неотъемлемая часть в любой сфере косвенно или прямо связанной со строительством. Позволяют улучшить и проконтролировать качество строительства. Ускорить сроки строительства. Облегчить труд человека в ка...