10422

Современные формы национально-государственного устройства

Доклад

Политология и государственное регулирование

Современные формы национально-государственного устройства. Современный мир представляет собой конгломерат многообразия форм государственного устройства. С точки зрения особенностей взаимопонимания государства и личности воплощения в государственном устройстве р...

Русский

2013-03-26

39.5 KB

1 чел.

Современные формы национально-государственного устройства.

Современный мир представляет собой конгломерат многообразия форм государственного устройства. С точки зрения особенностей взаимопонимания государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов прав и свобод человека, в развитии государства можно выделить два важнейших этапа: традиционный и конституционный.

Подавляющее большинство государств современного мира строятся и функционируют на базе конституций. Конституция - это система зафиксированных в социальном документе (или в нескольких) относительно стабильных правил (законов), которые определяют устройство государства, принципы его организации, способы его политического волеобразования, принятия решений, а также положение личности в государстве. В современных демократических государствах конституции состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство граждан и запрет дискриминации. Во второй части конституции описывается характер государства, статус различных ветвей власти, правила взаимоотношений между ними, а также порядок функционирования органов управления. Конституция предназначена для регулирования политической жизни общества в течение длительного времени. Она является важным показателем цивилизованного государства только в том случае, если неукоснительно выполняется всеми органами власти, учреждениями и гражданами.

Устройство государства характеризуют его формы, через которые реализуется организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Традиционно выделяют формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман), где управление осуществляется без конституции, нередко и без парламента; конституционная монархия, где король или королева царствуют, но не правят. В стране, где формой правления является конституционная монархия, полномочия главы государства ограничены конституцией. Конституционная монархия может быть дуалистической (Иордания, Кувейт, Марокко), где монарх хотя и наделен преимущественно исполнительной властью, имеет частично и законодательные права; и парламентской, в которой монарх, считаясь главой государства, фактически обладает лишь представительными функциями и иногда имеет право вето относительно решений парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские (Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Люксембург). Формы правления в этих странах мало чем отличаются от республиканских.

В отличие от монархий, в республиках, где высшие органы власти избираются гражданами, источником власти считается народное большинство. Различают три современных формы республиканского правления: парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую).

Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, который назначает правительство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается правительство перед парламентом. Парламент утверждает бюджет и таким образом устанавливает финансовые рамки деятельности правительства. Правительство обладает исполнительной властью, в отдельных случаях и законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (канцлер, премьер-министр) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в парламентской республике более чем скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков. либо непосредственно народом. Роль президента в парламентской республике мало чем отличается от роли главы государства в парламентских монархиях.

Президентская республика отличается от парламентской тем, что и президент, и парламент избираются независимо друг от друга на отдельных выборах, чем усиливается самостоятельность каждой из ветвей власти. Президент формирует правительство, назначает членов кабинета и министров, которые отчитываются перед президентом, а не перед парламентом. Он руководит внешней и внутренней политикой правительства и государства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент не вправе распускать парламент, а парламент не может вынести правительству вотум недоверия. Лишь в случае серьезных нарушений конституции страны со стороны президента парламент может выразить ему им-пичмент—он досрочно отстраняется от власти (как это было с Никсоном, в связи с «уотергейтским делом»). Отношения между парламентом и президентом основываются на продуманной и взвешенной системе сдержек и противовесов, а также на взаимозависимости. Объединяют все структуры власти государственные интересы страны. В интересах государства президент до 60% рабочего времени уделяет работе с парламентом с целью достижения согласованных действий. Парламент утверждает бюджет на очередной финансовый год и обладает правом контроля расходов по всем его статьям. Кроме того, он может ограничить действия президента с помощью законов. Президент же обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Наличие таких механизмов взаимодействия вынуждают и президента, и парламент находить общий язык, искать пути к сотрудничеству. Эта форма правления не нашла распространения в Западной Европе, а в Африке, Латинской Америке и в Азии она предстает в виде "суперпрезидентской республики", где вся власть сосредоточена в руках президента, который выходит из-под контроля парламента и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями. Ярким примером тому могут служить отдельные республики Африки и исламские республики азиатского континента. Образцом президентской республики являются США.

Следующей разновидностью республики является смешанная рес-пубчика Такая форма правления существует в Австралии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и некоторых других странах. Особенность ее состоит в том, что при такой форме правления общество стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта в двойной ответственности правительства — перед парламентом и перед президентом

Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция, которая сейчас живет по 16-й конституции, принятой при президенте де Голле. В ней парламент и президент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, а президент может распустить парламент с обязательным объявлением даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства, верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом введения чрезвычайного положения в стране (утрачивая при этом право распустить парламент).

Президент без согласования с парламентом, но учитывая в нем расклад политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и таким образом контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, который несет всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также обладает правом вынесения ему вотума недоверия.

Кроме упомянутых разновидностей республик история знает рабовладельческие, аристократические, советскую и теократическую. В качестве критерия для данной классификации принята общественно-экономическая формация.

Существует еще один принцип классификации форм государственного устройства — национально-территориальный. В соответствии с ним различают государства унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарные — это единые государства с единой конституцией, с единым гражданством, единой системой высших органов власти. права и судопроизводства. Как правило, это мононациональные государства.

Федерациями являются государства, которые имеют в своем составе государственные образования (республики, штаты, колонии), обладающие определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением и законодательством. В федеративных государствах — двухпалатный парламент.

Конфедерации — более рыхлые объединения государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран (Германия, Швейцария, США и Соединенные Штаты Европы на этапе формирования).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82513. Научная, образовательная, практическая функции сравнительного правоведения 24.14 KB
  Сравнительное правоведение как и любая другая наука воздействует на общество. Научная функция Сравнительное правоведение является одним из важнейших поставщиков информации об иностранных правовых системах для всей юридической науки. Кроме этого сравнительное правоведение обладает и самостоятельной научной ценностью особенно в части разработки теории правовой системы. Сравнительное правоведение один из немногих курсов позволяющих более или менее подробно ознакомиться иными правовыми системами что существенно расширяет профессиональный...
82514. Правовая семья (правовая система) – основное понятие сравнительного правоведения 27.46 KB
  Правовая система как совокупность социальных институтов их функциональных связей и качественных характеристик посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Наиболее распространен в современной компаративистике термин правовая семья Категория правовая семья служит для обозначения группы правовых систем имеющих сходные юридические признаки позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Понятие правовая семья отражает те особенности некоторых правовых систем которые являются результатом...
82515. Критерии классификации правовых систем (семей) 25.42 KB
  Например в раннегосударственную эпоху критерий был более чем простым правовые системы делились на свои правильные и чужие неправильные. Так по этому критерию можно разграничить христианские мусульманские и языческие правовые системы. компаративистский Компаративистский подход основан на том что правовые системы отдельных государств можно объединить в правовые семьи на основе сходства по следующим критериям: 1. Сходство структуры системы права и системы законодательства системы применения права.
82516. Соотношение сравнительного правоведения с международным публичным и международным частным правом 25.76 KB
  Взаимодействие сравнительного правоведения и МЧП как особых научных дисциплин широкое понимание Все методы решения коллизии законов предусматривают применение в ряде случаев иностранного закона. Сравнительное правоведение предоставляет в распоряжение МЧП инструментарий позволяющий правильно построить соответствующие институты...
82517. Понятие, формирование и распространение романо-германской правовой семьи 27.53 KB
  К романогерманской правовой семье относятся правовые системы возникшие в континентальной Европе на основе римских канонических и местных правовых традиций. Романогерманская правовая семья это правовые системы созданные с использованием римского правового наследия и объединенные общностью структуры источников права и сходством понятийноюридического аппарата Формирование. Романогерманская правовая семья имеет весьма длинную юридическую историю.
82518. Структура романо-германской правовой семьи 26.68 KB
  Основным источником является нормативный правовой акт. Правоприменительные органы также построены по иерархическому принципу. Правовое регулирование строится на принципе строго разделения публично и частноправовой сфер в зависимости от принадлежности правоотношения к той или иной сфере определяются права и обязанности субъектов права.
82519. Источники романо-германского права 26.8 KB
  Среди нормативно-правовых актов главное место занимает закон. Среди законов наибольшей юридической силой обладают конституции. Затем следуют органические (конституционные) законы, которые, однако, существуют не во всех странах этой семьи.
82520. Задания, направленные на развитие логического мышления младших школьников с ЗПР 61.5 KB
  Примеры такого анализа: Данное упражнение можно использовать на уроках математики. Данное упражнение рекомендуется использовать на уроках математики ознакомления с окружающим миром а также труда 2. Упражнение можно использовать на уроках математики. Это задание рекомендуется использовать на уроках математики ознакомления с окружающим миром и труда.
82521. Развитие мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста 35.5 KB
  Особый интерес представляет метод обучения детей модельному конструированию разработанный А. Важным при таком способе обучения конструированию является то что мыслительные процессы детей приобретают опосредованный характер нежели при конструировании по образцу. Для этого необходим достаточно высокий уровень абстрагирования что дает возможность формированию у детей специфических способов соотнесения определенных свойств условий с соответствующими свойствами постройки.