10425

Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности

Доклад

Политология и государственное регулирование

Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности. Ведущим жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Главный региональный интерес России в настоящее время должен быт...

Русский

2013-03-26

38 KB

20 чел.

Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности.

Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение  необратимой  территориальной  дезинтеграции   государства.

Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан  как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов  Федерации,  как  поддержка местных преобразований,  как  создание общероссийских условий для

того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи.

Только с  сознанием  общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится  возможность  к решению общероссийских проблем:  начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных  структур власти и управления с общегосударственными; национально-этническое развитие и  дополнительное  обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;  формирование собственной региональной  ресурсной  базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий);  выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.

Распад Федерации рассматривается администрацией как постоянная угроза.  Для удержания под контролем  центробежных  тенденций главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституционных принципов (равноправие субъектов  Федерации,  единство  государственного строя,  отсутствие внутренних экономических границ).

Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих  принципов не  реально,  ставка делается на разработку и осуществление "новой региональной стратегии российского  государства",  направленной на  преодоление  дифференциации  регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также "переход от узко - экономических к  более  широким - общественным и социальным целям".

Реалистичность постановки  таких  целей  весьма сомнительна. Единственное, что можно серьезно обсуждать в идеологических построениях президентских экспертов, - это необходимость быстрого реформирования налоговой системы с разделением налоговых баз бюджетов городов, регионов и Федерации. Сотрудники президентской администрации считают,  что в этом случае "каждый  уровень  государственной власти  будет  по-настоящему независим от других" (именно в этом случае единство Федерации будет соблюдаться  неукоснительно). Для  укрепления  такого единства намечается также обеспечить приорететное развитие единой инфраструктуры и окончательно  разграничить федеральную и региональную собственность.

Наиболее противоречива позиция президентской команды относительно определения  реального статуса регионов.  С одной стороны, утверждается, что регионы не  являются  субъектами  экономических отношений, с другой - что регионы обладают определенными полномочиями в регулировании экономического поведения на их  административной территории. Возможный выход из такого конфликтного положения видится в создании Федерального фонда регионального развития, ориентированного на поддержку экономических депрессивных регионов и формируемого за счет территориальной ренты,  изымаемой в  более благоприятных регионах.

В отличие  от  президентской администрации правительственные структуры в качестве  приорететных  целей  региональной  политики выдвигают в основном экономические.  Ключевым элементом такой политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических  отношений  ради  скорейшего  преодоления

кризиса переходного периода.

Правительство также  занимает  более жесткую позицию относительно претензий региональных  властей  на  руководство  деятельностью экономических субъектов.

Региональная политика правительства,  блокирована межведомственными противоречиями.

В итого региональная политики свелась к разрешению межнациональных проблем.      Несмотря на предположение о том,  что новые структуры представительной власти  на федеральном уровне станут лоббистскими машинами региональной администрации, пока что нет подтверждения таким опасениям.

Государственная дума отличается лоббированием интересов  отдельных отраслей  (в основном АПК,  ТЭК и финансовые структуры).

Совет Федерации все глубже увязает  в  разбирательстве  межнациональных проблем.  Частично это объясняется согласием исполнительных структур на своего рода разделение сфер влияния и ответственности.

Отсутствие скоординированной региональной политики  обусловлено не только внутренними противоречиями федеральных властей, но и отсутствием давления со стороны регионов.  С одной стороны, федеральным властям  удалось уверить региональные элиты в своей готовности к компромиссам по конкретным вопросам (что снизило  уровень претензий  на  общее изменение курса),  с другой – произошли существенные изменения в структуре местных элит. Положение отраслевых элит  в  регионах ослабло в связи с продолжающимся экономическим спадом и приватизацией,  меняющими "статусные веса" участников. Отраслевые проблемы фактически становятся проблемами регионов, однако при этом не превращаются в региональные  по  крайней мере в сознании правящих элит.  Руководители регионов обеспокоены проблемами локальных рынков труда,  неплатежей и кризисом сбыта на местных предприятиях, однако считают, что локально данные проблемы решены быть не могут. В то  время  как  в 1992-1993 годах реформистское крыло российского правительства боролось с традиционалистами в  парламенте и в самом правительстве, оно также находилось в конфликте с региональными элитами и выборными региональными органами власти.  Ос-

новной конфликт  разворачивался не столько по поводу приватизации или открытия экономики внешнему миру,  столько в  отношении  двух базовых элементов экономической трансформации: стабилизации и либерализации цен.

Позицию многих  представителей местной элиты - бывшие работника аппарата,  коммунистической партии, директора крупных предприятий, господствующие  на  провинциальной  политической  арене можно выразить так:  "Стабилизация,  но не на  моей  территории".

Местные политические  руководители в России оказывают давление на центр с целью сохранения дотаций производителям в своих  регионах и склонны оттягивать начало структурной перестройки в них.

Можно предположить, что разные регионы должны были бы проводить различную экономическую политику, отражающую исходные уровни

их развития и наличие ресурсов,  перспективы адаптации к рыночной экономике, а  также политические предпочтения местных руководителей. В определенной степени эти различия существуют, хотя вызывающие их конкретные факторы не вполне очевидны.

В ходе статистического анализа факторов,  влияющих на  темпы малой приватизации в 77 регионах России в 1992 году, было обнаружено, что статистически значимыми оказались лишь различные  политических  ориентаций местных руководителей и удельный вес нерусских во всем населении. Влияние других факторов оказалось незначительным.  Это же справедливо в отношении индекса региональной зависимости от таких отраслей промышленности, как металлургия и машиностроение,  которые, как считается, серьезно "страдают" от реформ. В любом случае различия в отношении руководителей на местах к проводимым преобразованиям имеют ограниченное влияние, поскольку лишь очень небольшое  количество  административных  территорий возглавляют местные руководители с устоявшейся репутацией сторонников реформ.  В настоящее время это города Москва,  Санкт-Петербург, Нижегородская, а также Волгоградская области.

Естественно предположить,  что бюджетные перечисления  между разными уровнями  управления России характеризуются существенными различиями. Формально имеет место процесс "дележа снизу вверх", в ходе которого предположительно стандартные (общенациональные) доли доходов от отдельных налогов, собранных на местном уровне, передаются центру, а затем перераспределяются из центра в регионы.

Финансовые механизмы региональной политики сегодня  являются мощнейшим рычагом ее действительного становления.

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82263. Язык социально-гуманитарных наук. Языковая картина мира и «языковые игры» 34.44 KB
  проблемы природы языка принципов и законов его функционирования начинают изучаться лингвистами логиками психологами и философами. Таким образом для языкознания важными вопросами становятся вопросы семантики а также проблемы взаимосвязи языка и мышления языка и предметного мира. Так швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр 1857–1913 указывает на то что предметом изучения лингвистики становится имманентная реальность языка. Также проблемы языка в первую очередь выдвигаются в логике.
82264. Интерпритация как придание смысла, значения высказываниям, текстам, явлениям, событиям 40.1 KB
  Это внешняя сторона интерпретации. Выделяя к качестве предмета изучения исторического познания текст мы не должны сводить процедуру интерпретации к набору грамматических языковых игр Л. Объективный план интерпретации как операции мышления представлен с одной стороны предметом исследования а с другой операциональным или формально логическим каркасом своего рода алгоритмом системой стандартных шагов правит принципов и приемов субъекта познания в ходе познавательной деятельности. Общепризнанным каноном процесса интерпретации в...
82265. Вера и знание, достоверность и сомнение. Диалектика веры и сомнения в процессе познания 32.72 KB
  В социальногуманитарных науках знание всегда сочетается с верой и сомнением так как вера ориентирована на преувеличение роли абсолютного момента в знании а сомнение – роли относительного – в нем. Вера присутствует в социальногуманитарных науках прежде всего в силу незавершенности познания социальных явлений как допущение возможности соответствия социальной реальности и его отражения в знании. Она также может присутствовать в социальногуманитарных науках: как вера ученогогуманитария в Бога ученый привносит в науку свою веру как его...
82266. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн) Вера и верования 31.72 KB
  Витгенштейн Вера и верования. Вера возникает как необходимое следствие бытия среди людей утверждает Витгенштейн имеет социальнокоммуникативную природу. Вера – субъективная уверенность. Вера и знание имеют различные основания противоположно направленные.
82267. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Типы обоснования веры и знания. Соотношение веры и истины 36.66 KB
  Типы обоснования веры и знания. Одной из основных предпосылок философскометодологического анализа социальногуманитарного знания является рассмотрение научного познания в контексте культуры его связь с историческими особенностями и ценностными установками общества. Тема веры достоверности сомнения оказывается одной из фундаментальных в самых разных областях и на разных этапах научного познания. Соотношение различных духовноценностных установок веры и научного знания поразному влияло на развитие науки.
82268. Натуралистическая исследовательская программа 38.77 KB
  Сегодня вопрос об исследовательской программе или близком к ней понятии парадигмы в социальных науках сталкивается с двумя трудностями: 1 избрания масштаба исследования; 2 многообразия исследовательских программ господствующего сегодня в социальногуманитарных науках. Какие исследовательские программы парадигмы можно выделять 1 Классическая философия были ориентирована на природу и изучающие ее науки на следующую отсюда натуралистическую парадигму. Последователи натуралистической исследовательской программы полагают: либо предмет наук...
82269. Антинатуралистическая исследовательская программа и ее общенаучное значение 36.58 KB
  Природа остается в качестве предпосылки деятельности человека но культур центризмом не схватывается оставляя место натурализму Другой причиной жизненности натуралистической исследовательской программы является вызванное объективными социальными изменениями крушение классических рационалистических установок. Она по существу указала на границы натуралистической программы. Натуралистическая и антинатуралистическая программы направлены на изучение одного и того же объекта но в соответствии со своей методологией исследовательской программой...
82270. Применение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ ва социально –гуманитарных науках 33.52 KB
  В них присутствуют: натуралистическая парадигма общества основные варианты: механицизм физикализм биологизм географический детерминизм демографический детерминизм – общество понимается как жестко-детерминированная система обусловленная влиянием определенных природных факторов климата полезных ископаемых территории и т. оно рассматривается с редукционистских позиций; антинатуралистическая парадигма общества основные варианты: социологизм экономизм психологизм антипсихологизм – общество понимается как...
82271. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук пол предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам 34.01 KB
  В настоящее время считается что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие так и различные характеристики. Естественные и социально-гуманитарные науки обладают всеми признаками науки как особого феномена познание нового наличие эмпирического и теоретического уровней оформленность в понятиях и т. Вместе с тем социально-гуманитарные науки отличаются от естественно-математических и технических наук по следующим основаниям: по объекту исследования – естественные науки изучают природную реальность т. то что существует...