10425

Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности

Доклад

Политология и государственное регулирование

Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности. Ведущим жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Главный региональный интерес России в настоящее время должен быт...

Русский

2013-03-26

38 KB

20 чел.

Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности.

Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение  необратимой  территориальной  дезинтеграции   государства.

Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан  как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов  Федерации,  как  поддержка местных преобразований,  как  создание общероссийских условий для

того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи.

Только с  сознанием  общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится  возможность  к решению общероссийских проблем:  начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных  структур власти и управления с общегосударственными; национально-этническое развитие и  дополнительное  обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;  формирование собственной региональной  ресурсной  базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий);  выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.

Распад Федерации рассматривается администрацией как постоянная угроза.  Для удержания под контролем  центробежных  тенденций главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституционных принципов (равноправие субъектов  Федерации,  единство  государственного строя,  отсутствие внутренних экономических границ).

Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих  принципов не  реально,  ставка делается на разработку и осуществление "новой региональной стратегии российского  государства",  направленной на  преодоление  дифференциации  регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также "переход от узко - экономических к  более  широким - общественным и социальным целям".

Реалистичность постановки  таких  целей  весьма сомнительна. Единственное, что можно серьезно обсуждать в идеологических построениях президентских экспертов, - это необходимость быстрого реформирования налоговой системы с разделением налоговых баз бюджетов городов, регионов и Федерации. Сотрудники президентской администрации считают,  что в этом случае "каждый  уровень  государственной власти  будет  по-настоящему независим от других" (именно в этом случае единство Федерации будет соблюдаться  неукоснительно). Для  укрепления  такого единства намечается также обеспечить приорететное развитие единой инфраструктуры и окончательно  разграничить федеральную и региональную собственность.

Наиболее противоречива позиция президентской команды относительно определения  реального статуса регионов.  С одной стороны, утверждается, что регионы не  являются  субъектами  экономических отношений, с другой - что регионы обладают определенными полномочиями в регулировании экономического поведения на их  административной территории. Возможный выход из такого конфликтного положения видится в создании Федерального фонда регионального развития, ориентированного на поддержку экономических депрессивных регионов и формируемого за счет территориальной ренты,  изымаемой в  более благоприятных регионах.

В отличие  от  президентской администрации правительственные структуры в качестве  приорететных  целей  региональной  политики выдвигают в основном экономические.  Ключевым элементом такой политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических  отношений  ради  скорейшего  преодоления

кризиса переходного периода.

Правительство также  занимает  более жесткую позицию относительно претензий региональных  властей  на  руководство  деятельностью экономических субъектов.

Региональная политика правительства,  блокирована межведомственными противоречиями.

В итого региональная политики свелась к разрешению межнациональных проблем.      Несмотря на предположение о том,  что новые структуры представительной власти  на федеральном уровне станут лоббистскими машинами региональной администрации, пока что нет подтверждения таким опасениям.

Государственная дума отличается лоббированием интересов  отдельных отраслей  (в основном АПК,  ТЭК и финансовые структуры).

Совет Федерации все глубже увязает  в  разбирательстве  межнациональных проблем.  Частично это объясняется согласием исполнительных структур на своего рода разделение сфер влияния и ответственности.

Отсутствие скоординированной региональной политики  обусловлено не только внутренними противоречиями федеральных властей, но и отсутствием давления со стороны регионов.  С одной стороны, федеральным властям  удалось уверить региональные элиты в своей готовности к компромиссам по конкретным вопросам (что снизило  уровень претензий  на  общее изменение курса),  с другой – произошли существенные изменения в структуре местных элит. Положение отраслевых элит  в  регионах ослабло в связи с продолжающимся экономическим спадом и приватизацией,  меняющими "статусные веса" участников. Отраслевые проблемы фактически становятся проблемами регионов, однако при этом не превращаются в региональные  по  крайней мере в сознании правящих элит.  Руководители регионов обеспокоены проблемами локальных рынков труда,  неплатежей и кризисом сбыта на местных предприятиях, однако считают, что локально данные проблемы решены быть не могут. В то  время  как  в 1992-1993 годах реформистское крыло российского правительства боролось с традиционалистами в  парламенте и в самом правительстве, оно также находилось в конфликте с региональными элитами и выборными региональными органами власти.  Ос-

новной конфликт  разворачивался не столько по поводу приватизации или открытия экономики внешнему миру,  столько в  отношении  двух базовых элементов экономической трансформации: стабилизации и либерализации цен.

Позицию многих  представителей местной элиты - бывшие работника аппарата,  коммунистической партии, директора крупных предприятий, господствующие  на  провинциальной  политической  арене можно выразить так:  "Стабилизация,  но не на  моей  территории".

Местные политические  руководители в России оказывают давление на центр с целью сохранения дотаций производителям в своих  регионах и склонны оттягивать начало структурной перестройки в них.

Можно предположить, что разные регионы должны были бы проводить различную экономическую политику, отражающую исходные уровни

их развития и наличие ресурсов,  перспективы адаптации к рыночной экономике, а  также политические предпочтения местных руководителей. В определенной степени эти различия существуют, хотя вызывающие их конкретные факторы не вполне очевидны.

В ходе статистического анализа факторов,  влияющих на  темпы малой приватизации в 77 регионах России в 1992 году, было обнаружено, что статистически значимыми оказались лишь различные  политических  ориентаций местных руководителей и удельный вес нерусских во всем населении. Влияние других факторов оказалось незначительным.  Это же справедливо в отношении индекса региональной зависимости от таких отраслей промышленности, как металлургия и машиностроение,  которые, как считается, серьезно "страдают" от реформ. В любом случае различия в отношении руководителей на местах к проводимым преобразованиям имеют ограниченное влияние, поскольку лишь очень небольшое  количество  административных  территорий возглавляют местные руководители с устоявшейся репутацией сторонников реформ.  В настоящее время это города Москва,  Санкт-Петербург, Нижегородская, а также Волгоградская области.

Естественно предположить,  что бюджетные перечисления  между разными уровнями  управления России характеризуются существенными различиями. Формально имеет место процесс "дележа снизу вверх", в ходе которого предположительно стандартные (общенациональные) доли доходов от отдельных налогов, собранных на местном уровне, передаются центру, а затем перераспределяются из центра в регионы.

Финансовые механизмы региональной политики сегодня  являются мощнейшим рычагом ее действительного становления.

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18588. Спецификации проектов программных систем 42 KB
  Спецификации проектов программных систем Важное значение в процессе разработки ПО имеют средства спецификации проектов ПО. Средства спецификации в значительной мере определяют суть методов CASE. Способы и средства спецификации классифицируют по базовой методологии
18589. Среды быстрой разработки приложений 36 KB
  Среды быстрой разработки приложений CASEсистемы часто отождествляют с инструментальными средами разработки ПО называемыми средами быстрой разработки приложений RAD Rapid Application Development. Примерами широко известных инструментальных сред RAD являются Visual Basic Delphi PowerBuilder фи
18590. Компонентно-ориентированные технологии 53.5 KB
  Компонентноориентированные технологии Появление компонентноориентированных технологий вызвано необходимостью повышения эффективности разработки сложных программных систем являющихся в условиях использования корпоративных и глобальных вычислительных сетей рас...
18591. Пример реализации компонентно-ориентированной технологии в САПР 36 KB
  Пример реализации компонентноориентированной технологии в САПР Основные идеи компонентноориентированной объектной технологии с созданием расширенных специализированных библиотек компонентов реализованы в системе CAS.CADE Computer Aided Software / Computer Aided Design Engineering фирмы Ma...
18592. Системные среды автоматизированных систем. Назначение системных сред автоматизированных систем 30.5 KB
  Системные среды автоматизированных систем Назначение системных сред автоматизированных систем Системы автоматизированного проектирования относятся к числу наиболее сложных и наукоемких АС. Наряду с выполнением собственно проектных процедур необходимо автоматизи...
18593. Системы управления базами данных 37.5 KB
  Системы управления базами данных В большинстве автоматизированных информационных систем применяют СУБД поддерживающие реляционные модели данных. Среди общих требований к СУБД можно отметить: 1 обеспечение целостности данных их полноты и достоверности; 2 защита дан
18594. Распределенные базы данных 35 KB
  Распределенные базы данных В крупных АС построенных на основе корпоративных сетей не всегда удается организовать централизованное размещение всех баз данных и СУБД на одном узле сети. Поэтому появляются распределенные базы данных РБД. При построении РБД приходитс
18595. Системные среды автоматизированных систем 30 KB
  Системные среды автоматизированных систем Применяют два способа тиражирования. Способ называемый репликацией первой копии основан на выделении среди серверов с копиями базы данных одного первичного сервера репликатора. Внесение изменений пользователями возможно
18596. Интеллектуальные средства поддержки принятия решений 26.5 KB
  Интеллектуальные средства поддержки принятия решений В общем случае полная формализация управления проектированием не может быть достигнута поэтому полезную роль играют системы DSS Decision Support Systems поддержки решений принимаемых людьми. В качестве таких систем часто и