10427

Классические теории элит и политического лидерства

Доклад

Политология и государственное регулирование

Классические теории элит и политического лидерства. Известно что любое общество с момента его возникновения и до настоящего времени представлено управляющими и управляемыми т. е. теми кто осуществляет политическую власть и теми по отношении к кому эта власть осущес

Русский

2013-03-26

45 KB

9 чел.

Классические теории элит и политического лидерства.

Известно, что любое общество с момента его возникновения и до настоящего времени представлено управляющими и управляемыми, т. е. теми, кто осуществляет политическую власть, и теми, по отношении к кому эта власть осуществляется.

Понятие "элита" происходит от латинского eligere и французского elite, что в переводе означает лучшее, отборное, избранное. Это понятие в политологии применяется для характеристики тех, кто управляет обществом. Истоки элитарной теории, взгляды на особую роль элиты уходят в глубь веков и берут свое начало с распада родового строя. Наиболее последовательно эти взгляды были изложены в трудах Конфуция, Платона, Макиавелли, Ницше.

На рубеже XIX и начала XX в. возникли и получили свое развитие в трудах Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса современные, классические концепции элит. Главное в этих концепциях состоит в том, что поскольку любое общество сохраняет иерархическую структуру, а в процессе его длительной эволюции сохраняется тенденция разделения общественного труда, то в результате возникает особый вид профессиональной деятельности — управленческий труд, требующий специальной подготовки, компетентности, особых знаний и способностей.

Итальянские социологи Г. Моска, В. Парето и немецкий политолог Р. Михельс работали независимо друг от друга, но практически в одно и то же время высказали схожие идеи. Так, Г.  Моска принадлежит мысль, что любое общество делится на господствующее меньшинство и политически зависимое, управляемое большинство. По его мнению, фундаментом общественного развития является не экономика, а политика, и с переходом общества из одной исторической эпохи в другую состав правящего, господствующего класса меняется, но его господствующие политические функции неизменны. Залогом здоровья общества Моска считал изменения в составе элиты, приток в ее состав новых людей из масс, способных к управлению, обладающих организаторскими способностями, материальным, моральным и интеллектуальным превосходством.

В отличие от Г Моска, В Парето рассматривал общество как большую систему, находящуюся в состоянии постоянно нарушаемого равновесия. А равновесие в любом обществе, по его мнению, достигается сменой господствующих элит. К тому же он делит элиту на две части, «львов» — решительных политиков, опирающихся на силу, и «лис» — гибких политиков, для которых характерны ловкость, притворство, лживость, закулисные интриги. Каждому типу элит присущ свой стиль правления: элите львов — агрессивность, авторитарность, склонность к применению силы; элите лис — лавирование, спекуляции, обман, интриги. Ключ к объяснению взлета и падения определенного типа элит следует искать во взаимоисключающем характере двух типов правления. Для вычленения элиты он предлагает использовать статистический метод. Более высокий балл по десятибалльной шкале он предлагает дать лицам, обладающим более высокими способностями

История, по мнению Парето, — это постоянный процесс сменяемости элит, а революции — кульминационные моменты этого процесса. Первопричиной столкновения элит и контрэлит он считает борьбу за политическую власть.

Третий из основоположников элитологии Р Михельс, родившийся и получивший образование в Германии, в зрелом возрасте переехал в Италию, получил гражданство и кафедру в Турине. Его труд «Социология политических партий в условиях демократии» вышел в 1911 г в Лейпциге. Исследуя политические механизмы, порождающие элитарность в обществе, он подчеркивал, что существующие иерархические структуры стимулируют элитарность и способствуют возвышению управляющего слоя. По его мнению, в обществе действует «железный закон олигархических тенденций», суть которого состоит в том, что создание крупных организаций неизбежно ведет к их олигархизации и формированию элиты.

Михельс считал, что происходит все это вследствие действия целого ряда взаимообусловленных факторов. К ним от относит прежде всего такой объективный фактор, что современная человеческая цивилизация не может существовать без создания крупных организаций и руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами. Создание организационного ядра, аппарата управления приводит к тому, что он неизбежно выходит из-под контроля рядовых членов организации и подчиняет политику своим интересам, сохраняя при этом свое привилегированное положение Михельс подчеркивает, что масса, делегируя свой суверенитет, перестает быть суверенной. Но интересы масс никогда не совпадают с интересами лидеров бюрократических организаций. Это приводит к тому, что вожди становятся независимыми, освобождаясь от влияния масс.

Рассматривая теории Г Моска, В Парето и Р Михельса, можно выделить в них следующие общие положения:

1 Признание элитарности общества, его деление на правящее меньшинство и управляемое большинство

2 Элита по сравнению с массами обладает более высокими психологическими данными, интеллектуальными, организационными способностями, образованием и воспитанием

3 Элита обладает групповой сплоченностью, она объединяется не только в результате осознания своего статуса, но и потому, что осознает себя призванной руководить обществом

4 Легитимность элиты, признание ее права на руководство

5 Структурное постоянство элиты, особенно ее властных отношений, которые остаются присущими ей, несмотря на сменность элит

6 Формирование и смена элит сопровождается острейшей борьбой за власть. Именно эта борьба является причиной смены элит. К занятию привилегированного положения стремятся многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами, поэтому за место в элите идет скрытая и явная борьба. Добровольно власть никто не уступает.

Взгляды, изложенные Г Моска, В Порето и Р Михельсом, получили свою трансформацию в современных условиях. Это прежде всего теории демократического элитизма, ценностные теории, концепции плюрализма элит, леволиберальные концепции элит.

Понятие "лидер" происходит от английского "leader", что означает ведущий, управляющий другими людьми. Нас в данном случае интересует только политическое лидерство, так как это понятие в сущности есть проявление власти и властных отношений. В полито-логии существует несколько подходов к трактовке политического лидерства. Наиболее распространенным из них является рассмотрение лидерства как способности влиять на других люден с помощью авторитета, власти и контроля. Для такого подхода характерно соблюдение следующих условий: во-первых, влияние лидера на людей должно быть постоянным на протяжении длительного времени; во-вторых, руководящее воздействие должно осуществляться не на отдельную группу лиц. организацию, а на все общество, при этом учитывается и обратное воздействие общества на лидера; в-третьих, общество или организация ощущают приоритетное воздействие лидера. Таким образом, сторонники этого подхода рассматривают политическое лидерство как постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица (лидера) на все общество, организацию, группу.

Сторонники другого подхода рассматривают лидерство как управленческий статус, социальную позицию, связанную с принятием властных решений, это по существу руководящая должность. Такой подход обусловлен рассмотрением общества как сложной иерархической организационной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. В этом случае лидерство рассматривается как такое положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов.

Сторонники еще одного, третьего подхода рассматривают политическое лидерство как особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации политического товара, его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании его товара как "общего блага". Такое толкование понятия "политическое лидерство" вполне применимо к демократическим организациям: государствам, партиям.

В политологии различают несколько теорий, объясняющих политическое лидерство. Одна из них — теория черт. Она создавалась на основе анализа и выявления качеств, присущих идеальным лидерам — героям. Суть теории сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Сторонники этой теории утверждают, что незаурядные интеллектуальные дарования предоставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству. Среди черт, присущих лидеру-политику, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, превосходные организаторские способности, умение нравиться людям и особенно — компетентность и готовность брать на себя ответственность. В демократических странах кроме этих качеств обычно добавляют внешнюю привлекательность, фотогеничность, ораторские способности.

Часто, особенно в демократических государствах, лидерами становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью. Это в значительной мере способствовало появлению еще одной теории — ситуационной. Ее суть в том, что, следуя ей, различают чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижениями определенных политических целей. В теорию лидерства вводится понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей вырабатывается стиль его поведения (стиль лидерства), составляющий его вторую природу.

Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но и не абсолютизирует их, отдавая приоритет в объяснении природы политического лидерства требованиям объективных обстоятельств. На основе этой теории ряд ученых пришли к выводу, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру. Существенные недостатки уже приведенных теории потребовали их совершенствования, и как результат этих усилии появилась еще одна теория — теория конституентов.

Теория конституентов является по существу уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной теории. Она объясняет феномен лидера через его последователей и конституентов. Достоинством такого подхода является рассмотрение особого рода отношений между руководителями и их последователями, выступающими в виде взаимосвязанных звеньев, последователи — активисты — лидер. Таким образом, лидер и конституенты составляют систему. В этой системе особая роль отводится активистам. Именно они достаточно компетентно оценивают личные качества лидера, его возможности, организуют кампании в его поддержку, выступают своего рода приводными ремнями, связывающими лидера с массами, т.е. по существу они делают лидера.

Поскольку природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначному объяснению, появилась еще одна — психологическая концепция лидерства, которая позволяет в определенной степени объяснить природу лидерства Основоположники психологической концепции объясняют стремление к лидерству подавлением либидо. По Фрейду, у многих людей обладание властью, руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности Именно этими обстоятельствами можно объяснить лидерство таких политиков, как Бонапарт, Гитлер, Сталин и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5689. Психологічні основи навчання та виховання 222.47 KB
  Психологічні основи навчання та виховання Загальні поняття про навчання та виховання. Сутність і види навчання. Принципи навчання. Психологічні особливості виховання особистості...
5690. Унификация методов количественного определения лекарственных средств 139 KB
  Унификация методов количественного определения лекарственных средств Количественное определение - это заключительный этап фармацевтического анализа. Выбор оптимального метода количественного определения зависит от возможности оценить лекарствен...
5691. Генетика вирусов. Структурная организация генома клетки 138.5 KB
  Величайшие достижения середины XX века - открытие дискретных единиц наследственности (генов), разработка хромосомной теории наследственности, развитие биохимической генетики микроорганизмов и установление принципа один ген...
5692. Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.) 59.64 KB
  Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.) Переход к рыночным реформам. - Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ. Первая Чеченская война. Второй срок президентства Б. Ельцина и углубление кризиса. Вторая Чеченская война. И...
5693. Ответственность за нарушение экологического законодательства 155.5 KB
  Введение. Понятие и состав экологического правонарушения. Понятие и состав экологического преступления. Административная и гражданско-правовая ответственность за экологическое правонарушения. Заключение. Цель лекции: ознакомить сту...
5694. Организация производства мясных полуфабрикатов и мясоперерабатывающего цеха 747.55 KB
  Тема данной курсовой работы в настоящее время является актуальной, так как в России на долю пищевой и перерабатывающей промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота страны. В состав этой отрасли входит более 30 подотраслей...
5695. Организация технологического процесса по приготовлению блюд Азу по-татарски и Сочни с творогом 484.94 KB
  Организация технологического процесса по приготовлению блюд Азу по-татарски и Сочни с творогом Общая характеристика кулинарии как науки Известно ли вам, что есть на свете две профессии, которые мы знаем с самого детства? Не просто знаем, а сразу...
5696. Технология татарской кухни и ее изучение в средней общеобразовательной школе 514.84 KB
  В настоящее время наряду с традиционными кухнями люди используют в своей жизнедеятельности достижения национальных кухонь. Многочисленные путешественники называли татарскую национальную кухню сытной и вкусной,простой и изысканной...
5697. Фінансове планування. Зміст та задачі фінансового планування 442.78 KB
  Зміст та задачі фінансового планування Лекція Сутність та задачі фінансового планування на підприємстві Логічна послідовність процесу фінансового планування Інтегроване фінансове планування Види фінансового планування ...