10428

Внешняя политика государств: основные принципы, их эволюция

Доклад

Политология и государственное регулирование

Внешняя политика государств: основные принципы их эволюция Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройств. Растет многообразие политического экономического и культурного развития стран идет поиск на национальном и региональном уровнях и...

Русский

2013-03-26

40.5 KB

10 чел.

Внешняя политика государств: основные принципы, их эволюция

Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройств. Растет многообразие политического, экономического и культурного развития стран, идет поиск на национальном и региональном уровнях их новой самобытности Складываются новые центры экономического и политического влияния в мире, одновременно усиливается взаимопереплетение интересов различных государств и народов. Перед мировым сообществом в этих условиях возникают новые требования. Это прежде всего утверждение идеалов взаимозависимости и партнерства в межгосударственных отношениях, предотвращение образования новых блоков и разделительных линий между ними, неуклонное соблюдение всеми государствами норм и принципов международного права. Система международных отношений имеет самостоятельное значение, развивается по только ей присущим закономерностям Главным компонентом системы международных отношений является внешняя политика государств. Она издревле являлась одной из важнейших функций и сфер любого государства и занимает важное место в современной системе международных отношений

Внешняя политика, ее характер и направленность зависит от внутреннего положения государства, тесно связана с внутренней политикой и ситуацией на международной арене. Внешняя политика, в отличие от внутренней, осуществляется в другой среде, гораздо более сложной и разнородной, в значительно меньшей мере управляемой и контролируемой со стороны внутренних политических сил

В мировой политической мысли существует несколько концепций внешней политики. Одна из них — теория политического реализма, связанная с именем известного американского политолога Г. Мор-гентау. Эта теория была разработана им сразу же после окончания второй мировой войны. В ее основе лежит библейская концепция об изначальной греховности и склонности человека ко злу, вследствие его постоянного стремления достичь большего, чем он может на самом деле Так Моргентау объясняет борьб\ людей между собой за власть и силу. Эта борьба, по его мнению, может привести к подрыву и самоуничтожению общества и государства Поэтому внутри каждой страны и общества для всех устанавливаются правила и нормы, границы действий Для этого существует центральная власть. полицейские законы и судебные органы, которые подавляют, приглушают конфликты в обществе, государстве. На международной арене, по мнению Моргентау, борьба за власть, силу и выживание разворачивается в еще более широких масштабах.

Подчеркивая важнейшую роль "национальных интересов"' во внешней политике государств, Ганс Моргентау и другие представители теории политического реализма попытались классифицировать их. С одной стороны, они выделяли постоянные, основополагающие интересы:

• защита территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;

• развитие внешней торговли и рост инвестиций;

• защита интересов частного капитала за границей;

• взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса;

С другой стороны, они различали промежуточные интересы:

• интересы выживания (угроза самому существованию государства);

• жизненные интересы (возможность нанесения серьезного ущерба безопасности благосостояния наций),

• важные интересы (потенциально серьезный ущерб для страны);

• периферийные или мелкие интересы (интересы локального характера).

Объявляя национальные интересы стержнем внешней политики любого государства, Г. Моргентау отдавал особое предпочтение американским национальным интересам. Разрабатывая "теорию национальных интересов", первостепенное значение он придавал силе. Исходя из того, что только тогда внешняя политика будет успешной, если она опирается на силу, именно эту силу он считал необходимой предпосылкой политического преобладания США в Европе, Азии и во всем мире.

Среди зарубежных политологов, занимающихся проблемами внешней политики, ее теорией, весьма популярным является Джордж Розенау — профессор политических наук университета Огайо. Особенно известны его работы, посвященные взаимосвязи национальной и международной политических систем, внутренним источникам внешней политики, соотношению международной политики и внешней политики государств. Конструируя свой вариант теории внешней политики, Розенау объединяет многочисленные факторы, подчас очень разнообразные, в единую систему, состоящую из пяти групп.

  1.  Индивидуальные факторы, включающие личные качества, таланты, предшествующий опыт политических деятелей, которые отличают их внешнеполитический выбор от внешнеполитического выбора современных политических деятелей.
  2.  Ролевые факторы, имеющие отношение к внешнему поведению государственных деятелей, обусловленному исключительно ролями, которые они выполняют, и осуществляемому независимо от индивидуальных характеристик этих деятелей
  3.  Правительственные факторы — аспекты правительственной структуры, ограничивающие или расширяющие диапазон внешнеполитического выбора политических деятелей
  4.  Общественные переменные, которые включают в себя неправительственные аспекты общества, влияющие на его внешнее поведение: основные ценности общества, степень национального единства, степень промышленного развития и др
  5.  Системные переменные, охватывающие те аспекты внешнего окружения общества или любых действий, происходящих за рубежом, которые влияют на внешний политический выбор (решения) политических деятелей (географические реальности, '"идеологические" вызовы со стороны потенциальных агрессоров, стабильность правительства в странах—объектах внешней политики данного государства) и т.д.

По мнению самого автора, его теория не в состоянии охватить все аспекты внешней политики государств, он справедливо утверждает, что лучше иметь несовершенную теорию, чем не иметь никакой.

В 50—60-х годах среди западных ученых получила широкое распространение попытка осмысления государственной, в том числе и внешней, политики с помощью кибернетики. Государство, страна, нация описываются как кибернетическая система, имеющая "входы", "выходы" и управляющаяся с помощью механизма обратной связи Взаимодействие между государствами описывается в терминах движения и обмена информацией.

Американский политолог К. Дойч создал на этой базе "кибернетическую" модель внешней политики, соединив теорию коммуникаций с исследованиями в рамках политической науки. Он изображает страну в качестве многостороннего рынка товаров и ресурсов, основанного на рынке факторов производства. Граница между рассматриваемой системой — страной и внешней средой определяется Дойчем как нарушение непрерывности в потоке деловых контактов и согласованности действий

Для сильного государства имеет смысл не разрушать связи, а укреплять их, расширяя таким образом свое влияние во внешнем мире, чтобы не прибегать к грубым методам насилия

Исходя из определения страны, Дойч дает определение автономии и суверенитета Подход Дойча вносит новые идеи в анализ внешней политики "как большой системы" и является полезным для практики. Следует однако признать, что ни одна из существующих теорий и концепций не дает полного и окончательного представления о внешней политике государств, между тем все вместе они проливают свет на сложную и противоречивую проблему внешней политики.

В современных международных отношениях активное участие принимают различные политические силы — общественные движения, политические партии, многонациональные корпорации и международные организации. В то же время каждое государство для реализации своих внешнеполитических целей располагает своей системой специально предназначенных для этого органов. Они, как правило, состоят из центральных органов и зарубежных представительств. Центральные конституционные органы включают:

• высшие законодательные органы власти;

• главу государства — личность или коллективный орган;

• правительство, министра иностранных дел и аппарат его министерства.

Во всех государствах с республиканской формой правления высшим государственным органом в области как внешней, так и внутренней политики является высшая законодательная власть.

XX век в истории человеческой цивилизации сыграл огромную роль. Он богат международными событиями. Но в то же время он продемонстрировал, что по мере развития человечества возникает огромное количество проблем, решение которых требует международного сотрудничества государств. Одна из самых важных среди них — предотвращение войны. Однако XX в. прошел под знаком непрерывных войн: две мировые войны, огромное количество локальных войн и конфликтов, унесших в общей сложности более 100 млн. человеческих жизней.

В 1945 г. была создана Организация Объединенных наций, призванная объединить усилия народов мира для предотвращения войн. Однако после окончания второй мировой войны началась холодная война, развернувшая гонку вооружений, противостояние, биполярный мир, создание блоков, НТР, ускоренное развитие средств вооруженной борьбы. В результате возникли новые проблемы, решение которых возможно только в результате международного сотрудничества государств. Основные из них следующие: ядерная опасность, экологическая опасность, рост безработицы, демографический фактор.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20389. ДОКАЗЫВАНИЕ В СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ 672 KB
  66 УПК УССР и И. 66 и 97 УПК УССР ст. 70 и 109 УПК РСФСР. Здесь были высказаны суждения как о том что их применение допустимо и по действующему за кону так как они объединяют в себе свойства соответ ственно киносъемки звукозаписи и фотоснимков так и о том что сначала нужно урегулировать в УПК возмож ность и порядок их применения.
20390. Высшая мера наказания: История, современность, будущее 962 KB
  Высшая мера наказания: История современность будущее Хотите предупредить преступление Сделайте так чтобы люди боялись законов но никого кроме законов не боялись Екатерина II Введение Вряд ли есть такая проблема в уголовном праве по которой было больше споров среди ученых политиков и практиков чем проблема смертной казни. За истекшее время смертной казни были посвящены тысячи работ авторы которых либо требовали ее немедленной отмены либо доказывали настоятельную необходимость. Законодательства разных стран мира также относятся...
20391. Конституционное (государственное) право зарубежных стран 1.32 MB
  Известен его политикоправовой комментарий к Конституции США 1985 подготовленный совместно с В. Основным источником конституционного государственного права являются конституции но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. 25бис конституции Швейцарии которая запрещает выпускать кровь у мясного скота не оглушив...
20392. Международный правопорядок 614.5 KB
  2 В книге анализируются различные подходы юристов и политиков к пониманию международного и мирового порядка дается понятие международного правового порядка исследуется процесс становления современного международного правопорядка раскрывается его сущность и значение как единого и юридически обязательного порядка для всех государств . Автор доктор юридических наук профессор возглавлял Отдел кодификации в ООН принимал участие в работе органов ООН и международных конференций по прогрессивному развитию международного права. был...
20393. Правовые основы деятельности акционерных обществ 2.27 MB
  За изданием Кодекса последовало принятие ряда федеральных законов которые развивали и детализировали положения Кодекса применительно к конкретным разновидностям юридических лиц: Об акционерных обществах О некоммерческих организациях Об обществах с ограниченной ответственностью и др. Федеральный закон Об акционерных обществах в значительной мере способствовал упорядочению деятельности акционерных обществ однако отдельные пробелы а также отсутствие детальной проработки ряда вопросов в Законе требовали дальнейшего совершенствования...
20394. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности 2.91 MB
  2128 обществами Уст. Кашанина отмечала что если взять за основу характеристики форму имущественной обособленности организаций то оказывается что к числу корпораций относятся только те которые основаны на акционерном капитале и по своему правовому положению напоминают акционерные общества стран континентального права 30. Торговые корпорации Англии именуются компаниями company и подразделяются на публичные аналог открытого акционерного общества континентального права и частные аналог закрытого акционерного общества. Кашанина...
20395. Взрывчатка и наркотики: Особенности назначения экспертиз: Пособие для следователей и оперативных работников 370.5 KB
  В пособии изложены рекомендации по назначению экспертиз при расследовании фактов незаконного оборота наркотиков и взрывчатых веществ а также преступлений совершаемых путем взрыва. Наряду с этим дефицит знаний в этих областях ощущался и ощущается у работников правоохранительных органов столкнувшихся с тенденциями роста преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков и ВВ использованием взрыва в преступных целях. Научные работы экспертов этого института по методам экспертного исследования самодельных взрывных устройств СВУ...
20396. Меры пресечения в российском уголовном процессе 1.45 MB
  Меры пресечения в российском уголовном процессе. В издании рассматривaются цели виды основания и процессуальный порядок применения органами расследования прокурорами и судами мер пресечения. Особое внимание уделено наиболее строгой и ответственной мере пресечения заключению под стражу в том числе процессуальному механизму продления сроков содержания под стражей обжалованию и судебной проверке законности задержания ареста и продления сроков содержания под стражей Книга по курсу €œУголовный процесс€ адресована студентам аспирантам...
20397. ТЕРРОРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 370.5 KB
  ПОНЯТИЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ТЕРРОРИЗМА 1. Понятие и сущность терроризма 2. Виды терроризма 3. Формы проявления терроризма 4.