1044

Счётчики. Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10. Синхронный счётчик на JK-триггерах и К=10. Создание субблока счётчика. Счётчик с Ксч=100 на D- и JK- триггерах. Овладение методом синтеза синхронных счетчиков, анализ работоспособности проектируемых схем.

Русский

2013-01-06

341 KB

351 чел.

Минобрнауки России

Федеральное Государственное Бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный университет
приборостроения и информатики”

Отчёт по лабораторной работе №5

На тему:

«Счётчики»


Содержание

  1.  Формулировка задания
  2.  Синхронный счётчик на JK-триггерах и К=10
  3.  Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10
  4.  Создание субблока счётчика
  5.  Счётчик с Ксч=100 на D- и JK- триггерах
  6.  Общий вывод
  7.  Список используемой литературы

1.Формулировка задания

Вариант №11:

1.1 Цель работы: овладеть методом синтеза синхронных счетчиков; приобрести практические навыки анализа работоспособности проектируемых схем.

1.2 Задание:

  1.  Создать и проверить десятичную декаду (0,1,2,3,4,5,6,7,12,13) на        JK-триггерах.
  2.  Создать и проверить десятичную декаду (0,1,2,3,4,5,6,7,12,13) на         D-триггерах.
  3.  Создать дешифратор для пункта п.1 и п.2.
  4.  Из схем п.1 и п.2 создать субблоки
  5.  Два блока включить последовательно, чтобы получить счётчик с   Ксч=100

2. Синхронный счётчик на JK-триггерах и К=10.

Определение №1: Счетчиком называют схему, предназначенную для хранения числа и позволяющую увеличивать (уменьшать) это число на единицу или заданную константу. Счетчик часто имеет цепи предварительной установки заданной величины, в частности нуля. Число разрешенных устойчивых состояний счетчика называют его коэффициентом счета K.

1) Определим число триггеров, необходимых для составления счётчика по формуле n=]logK[.Согласно представленной формуле, необходимо 4 триггера. Таблица переходов одного разряда двоично–десятичного счетчика в коде 2421 представлена колонками 1–8 табл. 2. Для составления функций возбуждения каждого триггера десятичного разряда счетчика на JK–триггерах воспользуемся таблицей входов JK–триггера (табл. 1).

Таблица 1

Qt  Qt+1

J  К

0   0

0   –

0   1

1 –

1   0

– 1

1   1

–   0

Таблица 2  

Таблица функций возбуждения триггеров счетчика

Десятичная цифра

Номер  набора

Выходы триггеров

Функции возбуждения

JKтриггеров

Старые значения

Новые значения

Т4

Т3

Т2

Т1

Q4

Q3

Q2

Q1

Q4

Q3

Q2

Q1

J4

K4

J3

K3

J2

K2

J1

K1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

-

0

-

0

-

1

-

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

0

-

0

-

1

-

-

1

2

2

0

0

1

0

0

0

1

1

0

-

0

-

-

0

1

-

3

3

0

0

1

1

0

1

0

0

0

-

1

-

-

1

-

1

4

4

0

1

0

0

0

1

0

1

0

-

-

0

0

-

1

-

5

5

0

1

0

1

0

1

1

0

0

-

-

0

1

-

-

1

6

6

0

1

1

0

0

1

1

1

0

-

-

0

-

0

1

-

7

7

0

1

1

1

1

1

0

0

1

-

-

0

-

1

-

1

8

12

1

1

0

0

1

1

0

1

-

0

-

0

0

-

1

-

9

13

1

1

0

1

0

0

0

0

-

1

-

1

0

-

-

1

Для получения минимальных дизъюнктивных нормальных форм функций возбуждения триггеров занесем эти функции на карты Карно,которые приведены в таблице 3.

Таблица 3

J1

K1

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

1

-

-

1

00

1

1

01

1

-

-

1

01

-

1

1

-

11

1

-

*

*

11

1

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

J2

K2

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

1

-

-

00

-

-

1

0

01

0

1

-

-

01

-

-

1

0

11

0

0

*

*

11

-

-

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

J3

K3

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

1

0

00

-

-

-

-

01

-

-

-

-

01

0

0

0

0

11

-

-

*

*

11

0

1

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

Таблица 3(продолжение)

J4

K4

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

0

00

-

-

-

-

01

0

0

1

0

01

-

-

-

-

11

-

-

*

*

11

0

1

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

После минимизации функций, получим формулы функций J1-J4,K1-K4:

2) На основе полученных функций составим схему счетчика на JK-триггерах

Рисунок 1 «Счетчик на JK-триггерах»

Рисунок 2 «Временная диаграмма счётчика на JK-триггерах»

3.Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10.

1)На основе синтеза, приведенный в пункте 2. «Синхронный счётчик на JK-триггерах и К=10» ,спроектируем заданный счётчик на D-триггерах. Число триггеров остаётся тем же. Запишем таблицу переходов D-триггера(табл. 4)

Таблица 4

Qt  Qt+1

D

0   0

0

0   1

1

1   0

0

1   1

1

Таблица 5

Таблица функций возбуждения триггеров счетчика

Десятичная цифра

Номер  набора

Выходы триггеров

Функции

возбуждения

Dтриггеров

Старые значения

Новые значения

Т4

Т3

Т2

Т1

Q4

Q3

Q2

Q1

Q4

Q3

Q2

Q1

D4

D3

D2

D1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

1

0

2

2

0

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

1

3

3

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

0

0

4

4

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

5

5

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

0

6

6

0

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

7

7

0

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

8

12

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

0

1

9

13

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2)Согласно таблице 5 составим карты Карно и минимизируем функции D1-D4

Таблица 6

Счетчик на D–триггерах

D1

D2

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

1

0

0

1

00

0

1

0

1

01

1

0

0

1

01

0

1

0

1

11

1

0

*

*

11

0

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

D3

D4

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

1

0

00

0

0

0

0

01

1

1

1

1

01

0

0

1

0

11

1

0

*

*

11

1

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

3) На основе полученных формул составим схему счётчика

Рисунок 3 «Счётчик на D-триггерах»

Рисунок 4 «Временная диаграмма счётчика на D-триггерах»

4.Дешифратор десятичного кода DC 4→10.

Данный дешифратор получается неполным, так как у него 4 входа и 10 выходов (у полного дешифратора при четырех входах будет 24 = 16 выходов). Учет того, что в коде используются не все 16 возможных наборов, а только 10, позволяет упростить схему дешифратора. Составим таблицу истинности для данного дешифратора.

Таблица 7

Q4

Q3

Q2

Q1

Y0

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

Y6

Y7

Y8

Y9

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

3

0

0

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

4

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

5

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

6

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

7

0

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

8

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

9

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Минимизируем функции y0-y9 ,используя карты Карно.

Таблица 7.1

Таблица 7.2

Карта Карно Y0

Карта Карно Y1

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

1

0

0

0

00

0

1

0

0

01

0

0

0

0

01

0

0

0

0

11

0

0

*

*

11

0

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

Таблица 7.3

Таблица 7.4

Карта Карно Y2

Карта Карно Y3

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

1

00

0

0

1

0

01

0

0

0

0

01

0

0

0

0

11

0

0

*

*

11

0

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

Таблица 7.5

Таблица 7.6

Карта Карно Y4

Карта Карно Y5

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

0

00

0

0

0

0

01

1

0

0

0

01

0

1

0

0

11

0

0

*

*

11

0

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

Таблица 7.7

Таблица 7.8

Карта Карно Y6

Карта Карно Y7

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

0

00

0

0

0

0

01

0

0

0

1

01

0

0

1

0

11

0

0

*

*

11

0

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

Таблица 7.9

Таблица 7.10

Карта Карно Y8

Карта Карно Y9

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

0

00

0

0

0

0

01

0

0

0

0

01

0

0

0

0

11

1

0

*

*

11

0

1

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

В результате минимизации получаем

;;;;;;;;;

Составим схему дешифратора с помощью минимизированных функций:

Рисунок 5 «Дешифратор  DC 4→10»

Рисунок 6 «Временная диаграмма дешифратора»

Сложность схемы С=61,Время формирования сигнала T=4tз

4.Создание субблока счётчика.

В каждом десятичном разряде при переходе из состояния 9 в состояние 0 необходимо вырабатывать сигнал переноса в следующий разряд (для возможности каскадирования счётчиков).Для этого, объединим конституенту единицы 13-ого набора с запрещенными комбинациями счётчика(в таблице 8 приведён пример для JK-триггера, пример для D-триггера аналогичен):

Таблица 8

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

0

01

0

0

0

0

11

0

1

*

*

10

*

*

*

*

Полученная схема с переносом представлена на рисунке 1.

Для того, чтобы создать субблок в среде Electronics Workbench , необходимо:

1.Выделить схему, которую вы хотите объединить в субблок (схема не должна содержать такие блоки, как Word Generator и Logic Analyzer)

2.На панели меню ,в разделе Circuit воспользоваться функцией Create Subcircuit

3.В появившемся меню необходимо дать название субблоку и нажать на кнопку Copy from Circuit.

4.Полученный субблок можно использовать для дальнейшего проектирования

Рисунок 7 «Субблок счётчика»

На рис.7 представлен субблок счётчика, где С – вход для синхросигнала, R’ – вход для установки нуля, S’ – вход для установки единицы.Q1-Q4 – информационные выходы, Ci – переход.

5.Счётчик с Ксч=100 на D- и JK- триггерах.

Чтобы увеличить Ксч счётчика необходимо совместить вход для синхросигнала второго счётчика с выходом переноса первого счётчика. Полученная схема представлена на рисунке 8:

Рисунок 8 «Счётчик Ксч=100»

Рисунок 9 «Временная диаграмма Ксч=100»

6.Общий вывод:

После выполнения данной лабораторной работы, я овладел методом синтеза синхронных счетчиков; приобрел практические навыки анализа работоспособности проектируемых схем, а также навыки построения дешифраторов десятичного кода.

7.Список используемой литературы

  1.  Лекции по курсу «Схемотехника»,Федоров В.Н.
  2.  лабораторный практикум по курсу «Схемотехника ЭВМ»: Учебно–методическое пособие по выполнению лабораторных работ  М.: МГУПИ, 2012. Федоров В.Н.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52164. Зелений агресор – амброзія полинолиста 100 KB
  Цілі: На прикладі амброзії полинолистої показати роль рослин в екосистемах. Тип уроку: практична робота з елементами бесіди Обладнання: гербарій амброзії полинолистої мультимедійна презентація робочий зошит Організаційний момент Мотивація навчальної діяльності Учитель. На мультимедійній дошці зявляється слайд з зображенням амброзії полинолистої Як ви здогадалися це амброзія полинолиста.Розглянути слайд презентації та гербарний екземпляр амброзії полинолистої.
52165. Північна Америка. Загальні відомості, особливості фізико-географічного положення, Історія відкриття та освоєння Північної Америки 46 KB
  Тема уроку: Північна Америка. Обладнання: атласи контурні карти стінні карти Північна Америка Карта півкуль підручник слайди для мультимедійної дошки. Отже ми починаємо вивчати материк Північна Америка. Розповідь вчителя За своєю площею 204 млн км2а з островами 244 млн км2 Північна Америка посідає третє місце серед континентів планети.
52166. ПІВНІЧНА АМЕРИКА 67 KB
  Завдання етапу: Назвіть і покажіть на карті крайні точки материка. За яким планом вивчають материк Розкажіть план характеристики географічного положення материка та поясніть чому опис материка починається з характеристики його географічного положення 4.Опишіть географічне положення материка.Яка площа Північної Америки Порівняйте з іншими материками.
52167. Населення та політична карта Північної Америки. Українська діаспора 69.5 KB
  Міхелі фізична карта світу політична карта світу атласи таблиці картини про США та Канаду. Найбільші країни це США Канада Мексика а також на крайньому півдні та островах Карибського моря багато дрібних за площею держав та залежних територій.197 Виписати країни та їх столиці учні виписують к стовпчик за зразком США Вашингтон Канада Оттава...
52168. Геологічна будова та рельєф Північної Америки. Корисні копалини 50 KB
  Мета: сформувати нові поняття; дати знання про особливості будови земної кори Північної Америки та залежність рельєфу від геологічної будови материки; сформувати знання про вплив на рельєф материка ендогенних і екзогенних сил; закріпити знання про зв'язок між складом гірських порід і розміщенням родовищ...
52169. Геологічна будова та рельєф Північної Америки. Корисні копалини 310.5 KB
  Мета: сформувати нові поняття; дати знання про особливості будові земної кори Північної Америки та залежність рельєфу від геологічної будови материка; ; сформувати знання про впив на рельєф материка ендогенних та екзогенних сил; закріпити знання про зв`язок між складом гірських пород і розміщення родовищ корисних копалин; продовжувати формування навичок аналізу тематичних карт; розвивати увагу спостередливість творчі здібності. Обладнання: фізична карта Північної Америки атлас підручник. Географічне положення Північної Америки.
52170. Население и политическая карта Северной Америки 121.5 KB
  Цель: дать характеристику населения Северной Америки численность неравномерность размещения по территории расовый состав и политической карты материка. Прерии Северной Америки расположены: а в Кордильерах; б на Великих и Центральных равнинах; в на побережье Атлантического океана; г на севере материка. Какие факторы нарушают зональность природы материка а морские течения; б рельеф; в изрезанность береговой линии. Кем и в каком году была открыта Америка Колонизация материка изменила состав населения.
52171. Географічне положення Північної Америки. Історія відкриття та освоєння материка 31 KB
  Історія відкриття та освоєння материка. Практична робота №8 продовження Мета: cформувати в учнів знання про основні риси географічного положення материка удосконалювати роботу з картами; розвивати пізнавальний інтерес вміння працювати в колективі аналізувати робити висновки; виховувати культуру спілкування самостійність розширювати кругозір дітей щодо історії відкриття та освоєння материка. Колумба план вивчення материка відео...
52172. Нові індустріальні країни Латинської Америки 667.5 KB
  Мета: узагальнення і систематизація знань по темі: Латинська Америка методом формування географічного мислення і творчих здібностей шляхом розвитку умінь самостійно працювати з географічним матеріалом; вирішення проблеми відторгнутих в класному колективі підвищення їх соціального статусу методом зацікавленості особи в участі в ігрових видах діяльності; виховання пізнавального інтересу пошани до народів інших країн самостійності і цивільної...