1044

Счётчики. Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10. Синхронный счётчик на JK-триггерах и К=10. Создание субблока счётчика. Счётчик с Ксч=100 на D- и JK- триггерах. Овладение методом синтеза синхронных счетчиков, анализ работоспособности проектируемых схем.

Русский

2013-01-06

341 KB

313 чел.

Минобрнауки России

Федеральное Государственное Бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный университет
приборостроения и информатики”

Отчёт по лабораторной работе №5

На тему:

«Счётчики»


Содержание

  1.  Формулировка задания
  2.  Синхронный счётчик на JK-триггерах и К=10
  3.  Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10
  4.  Создание субблока счётчика
  5.  Счётчик с Ксч=100 на D- и JK- триггерах
  6.  Общий вывод
  7.  Список используемой литературы

1.Формулировка задания

Вариант №11:

1.1 Цель работы: овладеть методом синтеза синхронных счетчиков; приобрести практические навыки анализа работоспособности проектируемых схем.

1.2 Задание:

  1.  Создать и проверить десятичную декаду (0,1,2,3,4,5,6,7,12,13) на        JK-триггерах.
  2.  Создать и проверить десятичную декаду (0,1,2,3,4,5,6,7,12,13) на         D-триггерах.
  3.  Создать дешифратор для пункта п.1 и п.2.
  4.  Из схем п.1 и п.2 создать субблоки
  5.  Два блока включить последовательно, чтобы получить счётчик с   Ксч=100

2. Синхронный счётчик на JK-триггерах и К=10.

Определение №1: Счетчиком называют схему, предназначенную для хранения числа и позволяющую увеличивать (уменьшать) это число на единицу или заданную константу. Счетчик часто имеет цепи предварительной установки заданной величины, в частности нуля. Число разрешенных устойчивых состояний счетчика называют его коэффициентом счета K.

1) Определим число триггеров, необходимых для составления счётчика по формуле n=]logK[.Согласно представленной формуле, необходимо 4 триггера. Таблица переходов одного разряда двоично–десятичного счетчика в коде 2421 представлена колонками 1–8 табл. 2. Для составления функций возбуждения каждого триггера десятичного разряда счетчика на JK–триггерах воспользуемся таблицей входов JK–триггера (табл. 1).

Таблица 1

Qt  Qt+1

J  К

0   0

0   –

0   1

1 –

1   0

– 1

1   1

–   0

Таблица 2  

Таблица функций возбуждения триггеров счетчика

Десятичная цифра

Номер  набора

Выходы триггеров

Функции возбуждения

JKтриггеров

Старые значения

Новые значения

Т4

Т3

Т2

Т1

Q4

Q3

Q2

Q1

Q4

Q3

Q2

Q1

J4

K4

J3

K3

J2

K2

J1

K1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

-

0

-

0

-

1

-

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

0

-

0

-

1

-

-

1

2

2

0

0

1

0

0

0

1

1

0

-

0

-

-

0

1

-

3

3

0

0

1

1

0

1

0

0

0

-

1

-

-

1

-

1

4

4

0

1

0

0

0

1

0

1

0

-

-

0

0

-

1

-

5

5

0

1

0

1

0

1

1

0

0

-

-

0

1

-

-

1

6

6

0

1

1

0

0

1

1

1

0

-

-

0

-

0

1

-

7

7

0

1

1

1

1

1

0

0

1

-

-

0

-

1

-

1

8

12

1

1

0

0

1

1

0

1

-

0

-

0

0

-

1

-

9

13

1

1

0

1

0

0

0

0

-

1

-

1

0

-

-

1

Для получения минимальных дизъюнктивных нормальных форм функций возбуждения триггеров занесем эти функции на карты Карно,которые приведены в таблице 3.

Таблица 3

J1

K1

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

1

-

-

1

00

1

1

01

1

-

-

1

01

-

1

1

-

11

1

-

*

*

11

1

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

J2

K2

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

1

-

-

00

-

-

1

0

01

0

1

-

-

01

-

-

1

0

11

0

0

*

*

11

-

-

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

J3

K3

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

1

0

00

-

-

-

-

01

-

-

-

-

01

0

0

0

0

11

-

-

*

*

11

0

1

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

Таблица 3(продолжение)

J4

K4

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

0

00

-

-

-

-

01

0

0

1

0

01

-

-

-

-

11

-

-

*

*

11

0

1

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

После минимизации функций, получим формулы функций J1-J4,K1-K4:

2) На основе полученных функций составим схему счетчика на JK-триггерах

Рисунок 1 «Счетчик на JK-триггерах»

Рисунок 2 «Временная диаграмма счётчика на JK-триггерах»

3.Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10.

1)На основе синтеза, приведенный в пункте 2. «Синхронный счётчик на JK-триггерах и К=10» ,спроектируем заданный счётчик на D-триггерах. Число триггеров остаётся тем же. Запишем таблицу переходов D-триггера(табл. 4)

Таблица 4

Qt  Qt+1

D

0   0

0

0   1

1

1   0

0

1   1

1

Таблица 5

Таблица функций возбуждения триггеров счетчика

Десятичная цифра

Номер  набора

Выходы триггеров

Функции

возбуждения

Dтриггеров

Старые значения

Новые значения

Т4

Т3

Т2

Т1

Q4

Q3

Q2

Q1

Q4

Q3

Q2

Q1

D4

D3

D2

D1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

1

0

2

2

0

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

1

3

3

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

0

0

4

4

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

5

5

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

0

6

6

0

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

7

7

0

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

8

12

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

0

1

9

13

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2)Согласно таблице 5 составим карты Карно и минимизируем функции D1-D4

Таблица 6

Счетчик на D–триггерах

D1

D2

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

1

0

0

1

00

0

1

0

1

01

1

0

0

1

01

0

1

0

1

11

1

0

*

*

11

0

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

D3

D4

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

1

0

00

0

0

0

0

01

1

1

1

1

01

0

0

1

0

11

1

0

*

*

11

1

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

3) На основе полученных формул составим схему счётчика

Рисунок 3 «Счётчик на D-триггерах»

Рисунок 4 «Временная диаграмма счётчика на D-триггерах»

4.Дешифратор десятичного кода DC 4→10.

Данный дешифратор получается неполным, так как у него 4 входа и 10 выходов (у полного дешифратора при четырех входах будет 24 = 16 выходов). Учет того, что в коде используются не все 16 возможных наборов, а только 10, позволяет упростить схему дешифратора. Составим таблицу истинности для данного дешифратора.

Таблица 7

Q4

Q3

Q2

Q1

Y0

Y1

Y2

Y3

Y4

Y5

Y6

Y7

Y8

Y9

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

3

0

0

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

4

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

5

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

6

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

7

0

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

8

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

9

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Минимизируем функции y0-y9 ,используя карты Карно.

Таблица 7.1

Таблица 7.2

Карта Карно Y0

Карта Карно Y1

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

1

0

0

0

00

0

1

0

0

01

0

0

0

0

01

0

0

0

0

11

0

0

*

*

11

0

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

Таблица 7.3

Таблица 7.4

Карта Карно Y2

Карта Карно Y3

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

1

00

0

0

1

0

01

0

0

0

0

01

0

0

0

0

11

0

0

*

*

11

0

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

Таблица 7.5

Таблица 7.6

Карта Карно Y4

Карта Карно Y5

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

0

00

0

0

0

0

01

1

0

0

0

01

0

1

0

0

11

0

0

*

*

11

0

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

Таблица 7.7

Таблица 7.8

Карта Карно Y6

Карта Карно Y7

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

0

00

0

0

0

0

01

0

0

0

1

01

0

0

1

0

11

0

0

*

*

11

0

0

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

Таблица 7.9

Таблица 7.10

Карта Карно Y8

Карта Карно Y9

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

0

00

0

0

0

0

01

0

0

0

0

01

0

0

0

0

11

1

0

*

*

11

0

1

*

*

10

*

*

*

*

10

*

*

*

*

В результате минимизации получаем

;;;;;;;;;

Составим схему дешифратора с помощью минимизированных функций:

Рисунок 5 «Дешифратор  DC 4→10»

Рисунок 6 «Временная диаграмма дешифратора»

Сложность схемы С=61,Время формирования сигнала T=4tз

4.Создание субблока счётчика.

В каждом десятичном разряде при переходе из состояния 9 в состояние 0 необходимо вырабатывать сигнал переноса в следующий разряд (для возможности каскадирования счётчиков).Для этого, объединим конституенту единицы 13-ого набора с запрещенными комбинациями счётчика(в таблице 8 приведён пример для JK-триггера, пример для D-триггера аналогичен):

Таблица 8

Q2Q1

Q4Q3

00

01

11

10

00

0

0

0

0

01

0

0

0

0

11

0

1

*

*

10

*

*

*

*

Полученная схема с переносом представлена на рисунке 1.

Для того, чтобы создать субблок в среде Electronics Workbench , необходимо:

1.Выделить схему, которую вы хотите объединить в субблок (схема не должна содержать такие блоки, как Word Generator и Logic Analyzer)

2.На панели меню ,в разделе Circuit воспользоваться функцией Create Subcircuit

3.В появившемся меню необходимо дать название субблоку и нажать на кнопку Copy from Circuit.

4.Полученный субблок можно использовать для дальнейшего проектирования

Рисунок 7 «Субблок счётчика»

На рис.7 представлен субблок счётчика, где С – вход для синхросигнала, R’ – вход для установки нуля, S’ – вход для установки единицы.Q1-Q4 – информационные выходы, Ci – переход.

5.Счётчик с Ксч=100 на D- и JK- триггерах.

Чтобы увеличить Ксч счётчика необходимо совместить вход для синхросигнала второго счётчика с выходом переноса первого счётчика. Полученная схема представлена на рисунке 8:

Рисунок 8 «Счётчик Ксч=100»

Рисунок 9 «Временная диаграмма Ксч=100»

6.Общий вывод:

После выполнения данной лабораторной работы, я овладел методом синтеза синхронных счетчиков; приобрел практические навыки анализа работоспособности проектируемых схем, а также навыки построения дешифраторов десятичного кода.

7.Список используемой литературы

  1.  Лекции по курсу «Схемотехника»,Федоров В.Н.
  2.  лабораторный практикум по курсу «Схемотехника ЭВМ»: Учебно–методическое пособие по выполнению лабораторных работ  М.: МГУПИ, 2012. Федоров В.Н.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36670. ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Линейные системы управления 5.19 MB
  В учебном пособии излагаются методы анализа и синтеза линейных линеаризованных систем автоматического управления САУ базирующиеся на применении принципа обратной связи по выходной управляемой координате или по вектору координат состояния объекта управления. Продемонстрированы современные методы математического описания линейных объектов и систем во временной и частотной области показана взаимосвязь различных методов описания приведены наиболее распространенные в инженерной практике методы анализа и синтеза непрерывных и дискретных...
36671. СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА 2.13 MB
  Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Проблема воспитания в семье ребенка с нарушением зрения182 6. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Семейное воспитание ребенка с ДЦП в раннем возрасте .
36672. Лекции и исследования по древней истории русского права 7.31 MB
  Но под источником права можно разуметь и продукт этой силы в данном случае самый закон; это на том основании что судья берет норму для решения известного случая прямо из закона который является для него источником права отдельных лиц. Начичность обычая проявлятся в том что известные юридические действия совершаются постоянно по единообразной норме. Чтобы доказать что в данное время действует известный обычай нужно привести ряд единообразных действий определяемых одним какимлибо юридическим началом. Если нет повода думать что...
36673. Информационная безопасность и конфиденциальность информации 36.23 KB
  Причины утери информации может быть выделено четыре: эксплуатационные поломки носителей информации, стихийные и техногенные бедствия, вредоносные программы, человеческий фактор.
36674. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специа 1.72 MB
  Кушнер Особенности обучения грамоте детей с речевыми нарушениями на примере дизартрии. Поваляева Раннее обучение чтению детей имеющих речевые нарушения. Красикова Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Буденная Логоритмические занятия в старших группах для детей с дизартрией.
36675. МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРСОНАЛУ 791 KB
  В умовах становлення ринкової економіки в нашій державі особливого значення набуває питання практичного застосування сучасних форм управління персоналом які дозволяють підвищити соціальноекономічну ефективність будьякого підприємства. Управління персоналом завжди належало до однієї з найскладніших видів людської діяльності яка вимагає спеціальних знань і без яких неможливе управління. В свою чергу ця здатність в більшості залежить від компетенції керівників всіх рівнів і спеціалістів по управлінню персоналом:...
36676. Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие 640.5 KB
  В результате изучения дисциплины студенты должны знать базовые психологические категории психологические факты и закономерности; уметь выявлять закономерные связи и раскрывать конкретные механизмы поведения и деятельности человека; иметь представление об установлении механизмов психической деятельности посредством которых закономерность может проявиться. Еще древний мудрец сказал что нет для человека интереснее объекта изучения чем другой человек и он не ошибся. Предметом психологии являются механизм закономерности психики как...
36677. Моделювання електронних систем методичний посібник 2.66 MB
  Дані методичні вказівки призначені для практичних, самостійних робіт, виконання контрольних робіт, підготовки до модульного контролю студентів денного та заочного відділення професійного рівня навчання «Магістр» зі спеціальності «Електронні системи» денної та заочної форм навчання.
36678. МАРКСИЗМ ТА НЕОМАРКСИЗМ 46.5 KB
  Виникнення та сутність марксизму. Виникнення та сутність марксизму Класична німецька філософія завершує класичний етап розвитку філософії. Філософія марксизму відрізняється від учень його послідовників: І. Віддаючи належне теорії марксизму яка націлила класову боротьбу пролетаріату на завоювання політичної влади і організацію соціалістичного...