10524

Обязанности перевозчика. Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности

Лекция

Логистика и транспорт

Обязанности перевозчика 2. Забота о грузе на всех этапах перевозки. Была: если груз в непрочной упаковке - то капитан должен проявлять всю осторожность. Вопрос: когда начинается ответственность Правила ГВ: от погрузки до выгрузки. Но - это долгий процесс. По ГВ: е

Русский

2013-03-27

56 KB

2 чел.

Обязанности перевозчика

2. Забота о грузе на всех этапах перевозки.

Была: если груз в непрочной упаковке ─ то капитан должен проявлять всю осторожность.

Вопрос: когда начинается ответственность? Правила Г-В: от погрузки до выгрузки. Но ─ это долгий процесс.

По Г-В: если судно грузится своими средствами, то от застропки в порту погрузки до отстропки в порту выгрузки: т.е. от талей до талей (от гака до гака).

Если береговым краном ─ от рейлинга до рейлинга. Отвечает оператор терминала. Но он часто является субподрядчиком перевозчика ─ регресс.

В Гамбургских правилах: от фактического приема до фактической сдачи. Там четко обозначено, от кого кому.

Но эти фактический прием и сдача должны происходить в порту.

Достаточно четко установлены обстоятельства случайного (непреодолимого) характера, которые освобождают от ответственности (иммунитеты).

Навигационная ошибка:

это обстоятельство выделяют в отдельную статью: «перевозчик не несет ответственности за потерю и повреждение груза, вызванные ошибками капитана, лоцмана или членов команды в судовождении и в управлении судном».

Судовладелец не может «отследить» действия капитана в море.

Навигационная ошибка ─ это любая ошибка в действиях, направленных на судно как на технический объект (моторист открыл не тот кран и залил груз; если двигатель встал и судно выбросило на берег).

Коммерческая ошибка ─ это любая ошибка в обращении с грузом. За такую ошибку перевозчик всегда несет ответственность (на рефе реф.уст. вышла из строя, сильный шторм ─ судно не снизило скорости и не изменило курс).

Необходимо обеспечивать мореходность.

Часто, что касается коммерческой ошибки ─ результат немореходности ( если на камни в Ф.З. ─ не было карты ─ к.о.; если из строя вышел двигатель ─ судно выбр. на берег ─ если была изношенная деталь ─ немореходное состояние ─ коммерческая ошибка).

Навигационная ошибка может быть не принята во внимание, если экипаж недостаточно квалифицирован (механику ─ вода не поступала в бал.танк─10 мин ─ в трюм ─ к.о. Надо было сразу проверить).

Навигационная ошибка была исключена из правил Афинской конвенции (о перевозке пассажиров).

Она не применяется в России в каботаже и в Гамбургских правилах.

Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности:

  1.  Форс-мажорные обстоятельства:

Такая «погода», которую никто и никогда не мог бы приодолеть.

Шторм и ураган ─ не относятся.

  1.  Морские опасности (присущие морю риски):

Гибель судна во время шторма рассматривается как это.

Невозможность вентилировать груз в течение долгого периода.

Столкновение с неопознанными предметами.

  1.  Непреодолимые обстоятельства социального характера:
    1.  военные действия;
    2.  захват судна;
    3.  реквизиция или конфискация;
    4.  забастовка;
    5.  карантин;
    6.  арест.

В последнее время к аресту стали относится двойственно:

─ если долги старые и они привели к аресту ─ считается;

─ если новые долги ─ освобождает.

  1.  Пожар:

Не по вине и содействию перевозчика. Действия экипажа не приравниваются к деятельности перевозчика.

  1.  Особые свойства груза:
    1.  естественная убыль: неизбежные потери груза, которые все равно будут при соблюдении технологии. Правила Г-В не относятся к перевозке животных.
    2.  Упущения грузоотправителя, получателя или экспедитора;
      1.  неправильное наименование груза: если груз не проименован правильно ─ не несут ответственности. Если умышленно – то и возм. ущерб. Если объявлен как МОПОГ ─ можно указать только, когда начнет проявлять свойства;
      2.  неправильная маркировка;
      3.  недостатки внутренней упаковки: это рискованно для отправителя, т.к. перевозчик не видит. Страхов. комп. ─ тоже не знает о что, что внутри;
      4.  получатель не забрал.

Гамбургские правила не приводят этот список. Ограничение ответственности: четкие требования к перевозчику.

Основные принципы доказывания при претензиях по грузу.

  1.  В случае потери/порче груза создается презумпция виновности морского перевозчика, которая может быть опровергнута.
  2.  Каждая сторона должна доказать только ту информацию, которой она располагает. Получатель не знает, как транспортировался груз. Грузоотправитель ─ как упакован.
  3.  Доказательства не должны быть неопровержимыми. Должны носить предположительный характер. Вербальные утверждения тоже как свидетельство.
    Если в рейсе были обстоятельства, которые могли привести к повреждению груза, то по прибытию в течение 24 часов заявление о морском протесте ─ нотариусу или консулу ─ они заверяют. Это своего рода свидетельские показания.
  4.  Если одна из сторон скрывает или фальсифицирует факты, все ее аргументы подвергаются сомнению (суд требует черновой журнал ─ если его нет, то считается, что записи сделаны задним числом).


Порядок доказывания.

Факт несохранной перевозки груза: кто и что должен доказать.

Первые шаги делает получатель:

  1.  Доказателю нужно доказать факт несохранной перевозки. Если его нет, то предполагается, что груз довезен целым. В русских портах это АКТ ИЗВЕЩНИЕ. Оно должно быть сделано в момент сдачи груза. В течение 24 часов с момента обнаружения.
    Если экспедитор не сделал уведомления, то это облегчает жизнь: презумпция сохранной перевозки. Но ее можно опровергнуть.
    Перевозчик просит расписку в сохранной перевозке груза.
    Капитан заинтересован в максимум конкретности описания повреждений.
  2.  Доказать свое право заявлять претензию:
    Основных истцов 2:

─ либо держатель коносамента;

─ страховая компания, выплатившая грузовладельцу возмещения по этому грузу: суброгация;

─ если груз недоставлен ─ то претензии может заявлять грузоотправитель.

  1.  Правильно установить ответчика: ответчиком является тот, кто подписывал коносамент.
    Но это не всегда просто: линия ─ 1 агент ─ много компаний ─ он подписывает от имени.
    Капитан должен сделать оговорки, от чьего имени подписан коносамент.
  2.  Определить физический объем ущерба (сюрвейры).
  3.  Оценить ущерб в деньгах. Для этого привлекаются эксперты «Торгово-промышленной палаты» и «Бюро товарных экспертиз РФ».

Последние два пункта перевозчик может оспорить.

Срок исковой давности ─ 1 год.

Если перевозчик отклоняет претензию, то тогда возникает иск в суд.

Обязанности перевозчика:

  1.  Определить истинную причину ущерб:
    1.  перевозчик признает вину;
    2.  не удается установить причину ─ вина перевозчика;
    3.  перспективный: появляется причина, освобождающая от ответственности.
  2.  Доказать (предположительно) прчинно-следственную связь между характером причины и характером ущерба.
    Карантин ─ это не причина недостачи.
  3.  Судно было приведено в мореходное состояние.
  4.  Перевозчик принял все необходимые меры по сохранению груза в конкретных обстоятельствах.
    Истцы могут опровергнуть мои доказательства.

Перевозчик должен разделить (убедительно доказать) ущерб: что по его вине, а что ─ по объективным причинам.


Коммерческая сущность комбинированных перевозок.

В классической схеме: экспедитор от имени перевозчика заключает договор.

Ошибки при ответе на вопрос, зачем нужна комбинированная перевозка:

  1.  упрощают систему документооборота;
  2.  от двери до двери.

Надо так организовать перевозку, чтобы сразу после отгрузки получить товарораспорядительный докумет.

NVO: non vessel operator (non vessel common carrier).

ОКП заключает договор перевозки ─ но эта перевозка комбинированная.

Этот договор включает в себя перевозку груза всеми видами от двери до двери, все сопутствующие операции и полное экспедиторское обслуживание.

Отличие: он включает много всего.

ОКП (договорный перевозчик) от своего имени обращается к транспортным организациям ─ фактическим перевозчиками.

ОКП по отношению к ФП является грузоотправителем.

ФП могут не знать, что перевозка комбинированная.

Приняв груз ОКП выдает документ комбинированной перевозки:

 ─ это расписка в приеме груза на свою ответственность;

 ─ доказательство наличия договора комбинированной перевозки.

Несколько международных конвенций решили, что ДКМ надо дать функции оборотного документа.

1991 ─ ООН ─ конвенция о придании статуса. Но конвенция не вступила в силу. По ней ─ предел ответственности 950 SDR за место.

В настоящее время нет конвенциональной основы.

Это ─ общественная практика, подкрепленная двумя общественными организациями: FIATS и ICC.

Сверху ─ оборотный или необоротный документ.

Выдавать оборотный документ экспедитор может только по разрешению FIATA.

К нему нельзя применить правила Гаага-Визби.

В аккредитиве надо указать, что платить надо против Fiata/BL.

Данный документ подтверждает, что перевозка от двери до двери происходит:

─ одним перевозчиком;

─ по одному транспортному договору;

─ по одному документу.

Выдавая коносамент, ф.п. должен сделать его именным.

Интермодальная перевозка ─ перевозка «от двери до двери» одним оператором, под одному транспортному договору, по одному транспортному документу.

Платеж. Ответственность.

Оператор получает с грузовладельца сквозную ставку.


больше            меньше

Ответственность ОКП:

две системы ответственности:

  1.  сетевая (транспортная конвенция);
  2.  базисная (договор комбинированной перевозки).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27269. Предмет і функції політичної економії. Роль теоретичної і економічної науки у формуванні сучасного економічного мислення 20.56 KB
  Роль теоретичної і економічної науки у формуванні сучасного економічного мислення. Мислення це психологічний процес із відкриттям нового знання вирішення проблеми на основі переробки отриманої інформації. Мислення є найбільш загальною і опосередкованою формою психологічного відображення що встановлює звязок між пізнаваними обєктами. Економічне мислення складова мислення людини взагалі.
27270. Головні методологічні підходи до вивчення економічних явищ і процесів. Загальнонаукові та специфічні методи досліджень економічної дійсності 25.05 KB
  Як метод науки воно означає сукупність або систему прийомів та операцій які застосовуються економістами для збору систематизації та аналізу економічних фактів явищ і процесів. Під індукцією розуміємо виведення принципів законів э аналізу фактів. Метод індукції означає хід думок від аналізу фактів до теорії від часткового до загального. Важливим засобом пізнання економічних процесів і явищ є використання методів аналізу і синтезу.
27271. Закони, принципи і категорії політичної економіки. Етапи пізнання економічної діяльності. Позитивна і нормативна економіка 18.25 KB
  Кожна наука у процесі пізнання об'єктивної реальності займається систематизацією фактів подій процесів щоб виявити певні причини і наслідкові зв'язки між ними та відкрити і сформулювати економічні категорії закони і принципи. Економічні закони відображають внутрішні найсуттєвіші стабільні такі що постійно повторюються причиннонаслідкові взаємозв'язки і взаємозалежності між економічними процесами і явищами. Вони як і закони природи мають об'єктивний характер і виражають причиннопослідовний зв'язок між компонентами явища що...
27272. Процес праці та його основні елементи.Виробництво і праця.Суспільний характер виробництва 19.77 KB
  Процес праці та його основні елементи. Завдяки праці накопичено потенціал продуктивних сил суспільні багатства сформовано сучасну цивілізацію. Прогрес людства неможливий без праці. Отже технічний прояв праці у виробництві відображає її зміст під яким розуміється сукупність трудових функцій працівників.
27273. Економічні ресурси та їх класифікація.Фактори виробництва 17.54 KB
  Обмеженість ресурсів. У певній країні або у масштабі планети обсяги економічних ресурсів природно обмежені.Про обмеженість людських ресурсів у межах планети говорити недоцільно оскільки у світі налічується до 800 млн. Отже обмеженість людських ресурсів і засобів виробництва зумовлена сутністю природою економічної системи.
27274. Економічна система, її структурні елементи та цілі. Типи і еволюція економічних систем 25.31 KB
  їх зміст виявляється у взаємодії людини і природи яка здійснюється у процесі праці виробництва матеріальних і нематеріальних або економічних благ. У такій взаємодії суб'єктом є трудовий колектив сукупний працівник людство а об'єктом природа. Продуктивні сили фактори які забезпечують перетворення речовини природи відповідно до потреб людей створюють матеріальні й духовні блага визначають зростання продуктивності суспільної праці завдяки своєму рівню та характеру порізному впливають на еволюцію певних типів форм власності. Вона...
27275. Власність та її місце в економічній системі. Система відносин власності 88.24 KB
  Система відносин власності. Місце власності в економічній системі Спочатку власність розглядалась як відношення людини до речі тобто як фізична наявність цієї речі у людини і можливість її використання. Це стосується і власності. Інакше кажучи соціальноекономічна сутність власності розкривається і реалізується не в системі зв'язків людина річ а в площині взаємодії людина людина з приводу привласнення об'єктів власності.
27276. акон рідкості та основні проблеми економіки.проблеми раціонального вибору і межі виробничих можливостей суспільства 20.1 KB
  Обмеженість виробничих ресурсів є однією з важливих передумов розвитку і формування ринку. Об'єктивною її основою є дія закону рідкості знання якого дає можливість зрозуміти необхідність подолання суперечностей між зростанням потреб і обмеженістю виробничих ресурсів. Причиною існування закону рідкості є суперечності між безмежними потребами виробничих ресурсів. Зростання людських потреб весь час наштовхується на обмеженість економічних ресурсів.
27277. Форми організації суспільного виробництва. Натуральне господарство. Товарне виробництво 50.9 KB
  Форми організації суспільного виробництва. Форма суспільного виробництва це певний спосіб організації господарської діяльності. Людство пройшло довгий історичний шлях розвитку і знало дві основні форми організації суспільного виробництва: натуральну і товарну. Історично першою формою суспільного виробництва було натуральне господарство рис.