1053

Финансовое состояние деятельности Харьковского государственного авиационного предприятия

Дипломная

Финансы и кредитные отношения

Общая характеристика предприятия и продукции, которая производится. Взаимодействие предприятия с внешними контрагентами. Анализ производства и реализации продукции. Анализ использования основных производственных фондов. Оценка финансовой устойчивости предприятия.

Русский

2013-01-06

361 KB

40 чел.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях становления экономики  Украины развитие отечественного бизнеса осуществляется особо динамично. Это объясняется, прежде всего, наличием особо жёсткой конкуренцией, как со стороны украинских, так и со стороны иностранных конкурентов, увеличение требований потребителей к товарам и услугам, которые предлагаются на рынке, а с другой стороны, всевозможные предприятия являются также потребителями всевозможных видов ресурсов. Поэтому предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности пересекаются со многими контрагентами. Для того чтобы занять своё место на рынке успешно функционировать, предприятие должно учитывать много факторов, которые влияют на его деятельность, планировать и прогнозировать собственные действия. На современном этапе развития всё больше весомое значение приобретает именно управление финансовой системой предприятия, поскольку устойчивое финансовое состояние является фундаментом функционирования предприятия.

В процессе производственной, снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный кругооборот капитала, изменяется структура средств и источников их финансирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого является платежеспособность, а внутренним – финансовая устойчивость.

Поэтому целью данной дипломной работы является теоретическое обоснование проекта обеспечения финансовой устойчивости предприятия на основе разработки мероприятий, способствующих стабильной финансовой устойчивости предприятия.

Объектом исследования дипломной работы является финансовое состояние деятельности предприятия, а предметом – финансовая устойчивость предприятия. Базой исследования является Харьковское государственное авиационное предприятие, по которому производится анализ производственно-хозяйственной деятельности за 2010 – 2011 года.

РАЗДЕЛ 1

ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО ВНЕШНЯЯ СРЕДА

1.1. Общая характеристика предприятия и продукции, которая производится

Харьковское авиационное предприятие более 75 лет работает на рынке авиационной техники и известна во всем мире. Это предприятие строило не только новые самолеты, оно создавало нечто большее – авиационное могущество страны.

Первые упоминание о создании в Харькове авиамастерских относится к 1923 году. Проходит всего три года, и ремонтные мастерские становятся заводом.

Очень скоро к авиамастерским Харькова приходит слава и международное признание. Опытные самолеты ХГАПП участвуют в дальних перелетах, побеждают на зарубежных выставках, а в дальнейшем, когда завод переходит на серийное производство авиатехники, его крылатые машины становятся основой пассажирской авиации СССР.

Следующим значительным этапом в жизни предприятия стал выпуск военной техники. ХГАПП строило истребители, на которых впервые в истории авиации применялись реактивные пушки. Разведчики, штурмовики, ближние бомбардировщики, выпущенные ХГАПП, принимала участие во всех локальных конфликтах конца 30-х годов.

Накануне Великой Отечественной войны и в первые месяцы после ее начала предприятие построило для советских ВВС несколько сотен многоцелевых самолетов Су-2, которые до 1942 года являлись основой фронтовой бомбардировочной авиации.

ХГАПП славится постройкой серийных лайнеров Ту-104, после чего СССР заявил о себе как о державе с огромным потенциалом.

Вслед за прославленным лайнером пошли в серию другие самолеты туполевской маркировки ближнемагистральный Ту-124, а затем самый массовый в Аэрофлоте, экономичный и надежный Ту-134.

Особую роль в становлении авиазавода, как высокотехнологичного предприятия, сыграли основание и серийный выпуск беспилотных летательных аппаратов Ту-141 и сверхточных крылатых ракет Х-55. Эти секретные (для своего времени) специзделия служили для укрепления оборонной мощи страны. Те же функции они выполняют и сейчас, находясь на вооружении ВВС Украины и России.

Новой ответственной задачей, решенной коллективом ХГАПП в творческом содружестве с ОКБ О.К. Антонова, стал серийный выпуск «летающего грузовика» Ан-72 и созданного на его базе Ан-74, в конструкции которого идея легкого транспортника, общая отличительная черта – универсальность.

Предназначенные, в основном, для коммерческой авиации, многочисленные модификации Ан-74 предусматривают возможность конвертации машины из грузовой в пассажирскую и наоборот, а также в самолет для выполнения специальных функций. Уникальный по своим взлетно-посадочным характеристикам, Ан-74 обладает и многими другими достоинствами: экономичность, всепогодность, маневренность, широкий диапазон скоростей, исключительная надежность всех систем и оборудования сочетаются у Ан-74 с исключительной неприхотливостью в обслуживании и возможностью эксплуатации с коротких, необорудованных ВВП.

Наработки ХГАПП в области освоения прогрессивных технологий в сфере оказания сервисных услуг, в изучении современных запросов мирового рынка авиатехники сыграли значительную роль при запуске в серийное производство нового изделия – пассажирского ближнемагистрального лайнера Ан-140, который предназначен для пассажирских и смешанных грузов в условиях высокогорного, жаркого и холодного климата.

1.2. Организационная структура предприятия

В основу организационной структуры управления ХГАПП положены следующие принципы: полномочие и ответственность, четкое разделение труда, поддержание дисциплины и порядка, использование мотивации, обеспечение равной справедливости для всех, уверенность в постоянстве и стабильности работы, поддержание отношений с работниками согласной иерархической цепочки.

По своей внутренней организации структура управления ХГАПП является бюрократической. Эта форма организационной структуры характеризуется высокой степенью разделения труда, развитая иерархия управления, цепью команд, наличием многочисленных правил норм поведения персоналом и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.

Одним из вариантов бюрократической организационной модели является линейная структура, которая представлена на ХГАПП, т. е.  высшим органом на предприятии является генеральный директор, которому подчинены структурные подразделения (зам. генерального директора, главный инженер, технический директор, директор департамента по производству, зам. генерального директора по экономике, директор департамента по финансово-экономическим вопросам, директор департамента по коммерческим вопросам, директор департамента по маркетингу, директор департамента по управлению персоналом и режиму, директор департамента по технологическому контролю и сертификации производства. Они наделены всеми полномочиями и осуществляют руководство подчиненными и сосредотачивают в своих руках все функции управления.

Так как на ХГАПП решения передаются «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется иерархия руководителя предприятия. Подчиненный выполняет распоряжение только одного руководителя.

1.3. Взаимодействие предприятия с внешними контрагентами

От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли.

Прежде чем перейти непосредственно к потребителям авиапродукции ХГАПП, необходимо рассмотреть поставщиков, так как 60% себестоимости мамолета приходится на материалы, комплектующие, которые предприятие закупает. Большая часть поставок приходится на Россию, несколько украинских предприятий выпускают изделия для харьковских самолетов и незначительный процент поставок приходится на страны из Западной Европы.

В Украине для ХГАПП выпускают и проектируют двигатели (АНТК им. О.К. Антонова, ПО «Мотор Січ», и КБ «Прогресс»), а также предприятия Сумской области выпускают стеклосоты и клеевые пленки.

Список российских поставщиков более обширен. Здесь присутствуют предприятия и Москвы, и Самары, и Владимира, Ярославля, Екатеринбурга, Ижевска, Санкт-Петербурга, Омска, а также предприятия Алтайского края, Краснодарского края, которые поставляют вентиляторы, насосы, всевозможные изделия из алюминиевых сплавов, гидроусилители, силовые установки, листы, трубы, заклепки, проволки и многое другое.

Что касается Западной Европы, то поставки идут, в основном, из Франции проводов для новых самолетов, интерьер для VIP-салонов, а также осуществляются поставки кресел из Голландии.

Говоря о потребителях харьковской авиапродукции необходимо отметить, что клиентами ХГАПП являются Иран (заключен долгосрочный контракт не только на продукцию, но и на технологию: ХГАПП участвует в строительстве завода в Иране по производству самолетов), Россия, Азербайджан, страны Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Украина.

В табл. 1.1 рассмотрим структуру рынков сбыта и уровень их доходности.

Таким образом, из табл. 1.1 видно, что наибольшую прибыль ХГАПП получает от продажи авиакомпаниям Украины, так как здесь наибольшее количество заказов и отсутствие таможенной пошлины. Также в 2011 году увеличилась прибыль от продажи самолетов в Северную Африку, Юго-Восточную Азию, Азербайджан, Россию. Прибыль от экспорта в Иран в 2011 году уменьшилась, по сравнению с 2010 годом, что свидетельствует об уменьшении заказов на харьковскую авиапродукцию в связи с тем, что в 2010 году было заключено много контрактов на харьковские самолеты, а также базы обслуживания и поэтому в 2011 году потребность в харьковской авиапродукции снизилась. В 2010 году экспорт в Иран занимал 2-е место (после Украины), что свидетельствует о довольно высоком проценте прибыли (22,1%) от экспорта в общем удельном весе. В 2011 году этот процент снизился до 13,2% в общем удельном весе, что свидетельствует об уменьшении прибыли от экспорта в данную страну.

Таблица 1.1

Доля рынков сбыта в прибыли предприятия

Рынки сбыта

Себестоимость

Прибыль

Удельный вес прибыли, %

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Иран

25000

27427

4540

3940,5

22,1

13,2

Россия

23100

25150

2570

3350

12,5

1,3

Украина

21600

23200

6400

8378,4

31,1

28,1

Азербайджан

11800

19000

1000

1487

4,9

5

Северная Африка

22380

33450

4020

7822,2

19,5

26,3

Юго-Восточная Азия

17992,9

30208,3

2057,5

4791,7

10

16,1

Итого:

121872,2

158435,3

20581,5

29769,8

100

100

Прибыль от экспорта авиапродукции в Россию увеличилась в связи с заключением нескольких контрактов на самолет Ан-74 и его модификации. Однако удельный вес прибыли, приходящейся от экспорта в Россию в 2011 году уменьшился, по сравнению с 2010 годом, так как прибыль от экспорта в Россию увеличилась не так значительно, как от экспорта в некоторые страны Африки.

В 2011 году прибыль от продажи самолетов авиакомпаниям Украины значительно увеличилась из-за большого количества заказов и отсутствия таможенной пошлины. Удельный вес прибыли в 2011 году от экспорта на внутренний рынок остается самым высоким в общем удельном весе прибыли в связи с наибольшим количеством заказов. Что касается Азербайджана, то прибыль увеличилась в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, в связи с тем, что купленные в 2010 году харьковские самолеты себя зарекомендовали. Поэтому Азербайджан заключил в 2011 году новые контракты. Однако удельный вес прибыли от данного экспорта небольшой, так как ХГАПП только недавно начало сотрудничество с этой страной.

Прибыль от экспорта в Северную Африку увеличилась значительно (3902,2 тыс. грн.) в 2011 году, по сравнению с 2010 годом в связи расширением рынков сбыта в данном регионе. Удельный вес прибыли от экспорта в данный регион увеличился с 19,5% до 26,3% в связи с тем, что наибольшую прибыль (после Украины) стал приносить экспорт в Северную Африку.

Что касается Юго-Восточной Азии, то прибыль от экспорта в 2011 году увеличилась также значительно (на 2734,2 тыс. грн.) в связи с расширением рынков сбыта в данном регионе.

Анализируя рынки сбыта, нельзя не сказать о конкурентах. Основные конкуренты представлены в табл. 1.2.

Таким образом, можно сделать вывод, что у ХГАПП достаточно много конкурентов. Особенно реальными конкурентами являются Канада, Бразилия, так как авиапродукция очень похожа на продукцию ХГАПП, однако у ХГАПП перед данными конкурентами есть очень важное преимущество  –  сравнительно  низкая   цена,   что   позволит   харьковскому

Таблица 2.2

Основные конкуренты

Конкурент

Пункт дифференциации

Bombardier (Канада)

Скорость и дальность полета у самолета выше

Embraer (Бразилия)

Выгодные условия оплаты

Fokker Airer (Голландия)

Соответствие цены и качества продукции

SAAB (Швеция)

Техническая поддержка высокого уровня

CASA (Испания)

Приемлемые условия платежа

Воронежский авиазавод

Качественное послепродажное обслуживание

Авиакомпании США и Западной Европы

Высокое качество

авиапредприятию занять довольно сильные позиции на рынках, где продукция Канады и Бразилии пользуется спросом. Нельзя недооценивать и остальных конкурентов, так как их главное преимущество – качество особенно это касается США и Западной Европы). Однако США и Западную Европу считать конкурентами не совсем правильно, так как авиапредприятия этих стран значительно превосходят по многим характеристикам предприятие ХГАПП. Что касается России, то она выступает больше как партнер ХГАПП, чем конкурент. Однако небольшая конкуренция преобладает.

РАЗДЕЛ 2

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Анализ производства и реализации продукции

Главная цель ХГАПП – наиболее полное обеспечение потребительского спроса в высококачественной продукции. Темпы роста объема производства продукции, повышение и качество непосредственно влияют на уровень затрат, прибыль и рентабельность предприятия.

Поэтому анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции, основными задачами которого являются выполнения плана и динамики производства и реализации продукции, определение влияния факторов на изменения величины этих показателей, выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции, разработка мероприятий выявленных резервов.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в ее состав не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.1).

Среднегодовой темп роста рассчитаем с помощью среднегеометрической взвешенной:

, (2.1)

где n – общее количество лет;

– темпы роста (цепные) соответственно в 2008, 2009 2010 годах.

Таблица 2.1

Динамика товарной продукции, тыс. грн.

Год

Товарная продукция, тыс. грн.

Темпы роста, %

базисные

цепные

2009

263708

100

100

2010

281305

106,7

106,7

2011

287216

108,9

102,1

Из проведенных расчетов видно, что за 3 годаобъем производства товарной продукции на ХГАПП увеличился на 8,9%, среднегодовой темп прироста составил 4%. Это связано с увеличением заказов на авиапродукцию ХГАПП.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей потребителей авиапродукции ХГАПП выполняет план не только по общему объему, но и по ассортименту.

Анализ выполнения плана по ассортименту проведем методом среднего процента по данным, приведенным в табл. 2.2.

Выполнение плана по ассортименту определяется по формуле:

 (2.2)

Таблица 2.2

Анализ выполнения плана по ассортименту за 2010-2011 года, тыс. грн.

Наименование продукции

План

Факт

Процент выполнения плана

Фактически в пределах плана

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

1. Самолеты,

в т.ч.

Ан-74

Ан-74Т-100

Ан-74Т-200

Ан-74ТК-200

Ан-74ТК-300

Ан-140

269135

41300

42250

44160

45570

46100

49755

247790

42300

43590

45000

46300

47200

50400

259856

40250

41000

43500

44789

45600

44717

263333

38300

42259

44415

45250

46100

47009

96,6

97,5

97,0

98,5

98,3

98,9

89,8

95,8

90,5

96,9

98,7

97,7

97,7

93,3

259856

40250

41000

43500

44789

45600

44717

263333

38300

42259

44415

45250

46100

47009

2. Готовые детали для экспорта

18180

18200

15149

16540

83,3

90,8

15149

16540

3. ТНП в отпускных ценах

8990

7599

6300

7343

70,1

96,6

6300

7343

Итого

296305

300589

281305

287216

94,9

95,6

281305

287216

Таким образом, план по ассортименту не довыполнен в 2010 году на 5,1%, в 2011 году – на 4,4%. Причинами недовыполнения плана по ассортименту на ХГАПП стали как внешние, так и внутренние. На недовыполнение план по ассортименту повлияли такие внешние причины: конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции (наблюдается тенденция в повышении спроса на Ан-140 и небольшом снижении на Ан-74 и его модификации). Кроме внешних причин, необходимо отметить и внутренние, такие как недостатки в организации производства, не очень удовлетворительное состояние оборудования.

Оценка выполнения плана по ассортименту дополняется оценкой плана по структуре. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, то есть соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.

Анализ выполнения плана по структуре проводим с помощью данных табл. 2.3.

Расчеты в табл. 2.3 проведены по следующим формулам:

Таблица 2.3

Анализ выполнения плана по структуре за 2010-2011 года, тыс. грн.

Наименование продукции

План

Факт

Пересчитанный план

Фактически в пределах плана

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

1. Самолеты

269135

274790

259856

2633333

255678,3

263798,4

255678,3

263333

2. Готовые детали для экспорта

18180

18200

15149

16540

17271

17472

15149

16540

3. ТНП в отпускных ценах

8990

7599

6300

7343

8540,5

7295

6300

7295

Итого

296305

300589

281305

287216

281489,8

288565,4

281305

287216

 (2.3)

 (2.4)

Таким образом, в соответствии с данными табл. 2.4 план по структуре в 2010 году выполнен на 99,9%, а в 2011 году – на 99,5%, то есть задание по плановой структуре в 2010 году недовыполнен на 0,1%, а в 2011 году – на 0,5%. Недовыполнение плана по структуре свидетельствует о том, что в 2011 году структурные соотношения немного изменились: увеличился удельный вес авиапродукции и уменьшился удельный вес ТНП. Из этого следует, что объем авиапродукции в стоимостном выражении возрастет, а ТНП – уменьшился.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.

В процессе анализа необходимо изучить не только изменение объема производства товарной продукции, но и проанализировать ее реализацию, так как от объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое состояние, платежеспособность.

Анализ реализации продукции проводится каждый месяц, полугодие, год: в эти периоды фактические данные сравниваются с плановыми показателями, с показателями предыдущих периодов, выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Анализ реализации продукции проведем с помощью данных, приведенных в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Анализ реализации продукции за 2010-2011 года

Показатели

План, тыс. грн.

Факт, тыс. грн.

Абсолютное отклонение

% выполнения плана

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

1. Остаток готовой продукции на складе на начало года

120070

100000

135259

100597

15259

597

112,7

100,6

2. Товарная продукция

296305

300589

281305

287216

-15000

-13373

94,9

95,6

3. Остаток готовой продукции на конец года

259596

209800

274105

199601

14509

-10199

105,6

95,1

4. Реализованная продукция (п.1 + п.2 – п.3)

156709

190789

142459

188205

-14250

27416

90,9

98,6

Из табл. 2.5 видно, что план реализованной продукции недовыполнен в 2010 году на 9,1%, а в 2011 году – на 1,4%. Недовыполнение плана в 2010 году произошло за счет увеличения остатков готовой продукции на складе на конец года на 5,6%. Однако в 2011 году наблюдается тенденция снижения остатков готовой продукции на складе на конец года, и следовательно в 2011 году недовыполнение плана по реализации продукции незначительное (1,4%). Одной из причин недовыполнения плана является несвоевременная отгрузка продукции из-за недостатков организации службы сбыта.

2.2. Анализ использования основных производственных фондов

Одним из важнейших факторов производства на предприятии является наличие основных фондов и эффективное их использование.

Выпуск продукции, снижение ее себестоимости во многом зависят от эффективности использования основных производственных фондов.

На ХГАПП каждый гож проводится учет основных фондов. Это обусловливается не только необходимостью знания того, какими основными фондами и в каком объеме предприятие обладает, но и требованиями производства.

Техническое состояние и движение ОПФ можно оценить, рассчитав соответствующие коэффициенты (износа, годности, обновления, выбытия, прироста) с помощью данных табл. 2.6.

Данные коэффициенты рассчитываются последующим формулам:

 (2.5)

где – коэффициент износа основных фондов;

– сумма начисленной амортизации;

– первоначальная стоимость ОПФ.

                                              (2.6)

где – коэффициент годности;

                                              (2.7)

где – коэффициент обновления;

– стоимость поступивших ОПФ;

– первоначальная стоимость ОПФ на конец года.

Таблица 2.6

Анализ состояния ОПФ за 2010-2011 года

Показатели

2010

2011

Темп роста, %

1. Первоначальная стоимость ОПФ на начало года, тыс. грн.

5618

5609

99,8

2. Первоначальная стоимость ОПФ на конец года, тыс. грн.

5609

5600

99,8

3. Износ основных фондов, тыс. грн.

4037

4052

100,4

4. Остаточная стоимость ОПФ на начало года, тыс. грн.

1713

1683

98,2

5. Остаточная стоимость ОПФ на конец года, тыс. грн.

1572

1492

94,9

6. Поступило, тыс. грн.

10

8

80,0

7. Выбыло, тыс. грн.

19

21

110,5

8. Коэффициент годности

0,28

0,28

100

9. Коэффициент износа

0,72

0,72

100

10. Коэффициент обновления

0,0018

0,0014

77,8

11. Коэффициент выбытия

0,0034

0,003

88,2

12. Коэффициент прироста

-0,0016

-0,2023

143,8

 (2.8)

где – коэффициент выбытия;

– стоимость выбывших ОПФ;

– первоначальная стоимость ОПФ на начало года.

 (2.9)

где – коэффициент прироста ОПФ;

Из табл. 2.6 видно, что на предприятии высокий уровень износа, при этом процессы обновления идут очень медленно. Коэффициент выбытия в пределах нормы, так как меньше 1,3, прирост же ОПФ имеет отрицательную тенденцию.

Обобщающими показателями, которые характеризуют использование основных фондов, является показатель фондоотдачи (ФО) и обратный ему показатель – фондоемкость (ФЕ).

Данные показатели рассчитываются по следующим формулам:

 (2.10)

где – объем произведенной продукции (товарной, валовой, реализованной);

– среднегодовая стоимость ОПФ.

 (2.11)

 (2.12)

При определении фондоотдачи и фондоемкости объем продукции вычисляется в стоимостных, натуральных и условных измерителях.

Фондоотдача по отдельным производствам колеблется в значительных пределах в зависимости от вида выпускаемой продукции, сложности технологического процесса и уровня использования ОПФ.

С помощью данных табл. 2.6 рассчитаем фондоотдачу и фондоемкость на ХГАПП.

Из расчетов видно, что фондоемкость в 2011 году по сравнению с 2010 годом не изменилась. Следовательно равную стоимость фондов необходимо затрачивать на получение 1 тыс. грн. продукции. А фондоотдача увеличилась на 1,1 тыс грн., что свидетельствует о более эффективном использовании основных фондов. Эти изменения связаны в основном с увеличением товарной продукции.

2.3. Анализ трудовых показателей

Достаточная обеспеченность предприятия необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышение эффективности производства. А также, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и цель других экономических показателей.

Проведем анализ трудовых показателей с помощью табл. 2.7.

Таблица 2.7

Анализ трудовых показателей за 2010-2011 года

Показатели

Ед. изм.

2010

2011

Отклонение

Объем производства

тыс. грн.

281305

287216

5911

Численность, в т.ч.

ППП, из них

рабочие

специалисты

служащие

непромышленная группа

чел.

чел.

чел.

чел.

чел.

чел.

6492

5777

3891

1836

50

715

7436

6618

3870

2698

50

818

944

841

-21

862

0

103

ФОТ

тыс. грн.

34519

38200

3681

Среднемесячная заработная плата

грн.

542

593

51

Средняя производительность одного работающего

43,33

38,63

-4,7

Таким образом, из табл. 2.7 можно сделать вывод, что численность работающих в целом в 2011 году увеличилась, но по сравнению с 2010 годом, на 944 человека в связи с освоением новой модели самолета, а также с увеличением выпуска товарной продукции. Однако произошли изменения в структуре персонала: количество специалистов, служащих увеличилось, а рабочих уменьшилось в связи с недостаточной организацией условий работы для рабочих, а также увеличилось количество персонала непромышленной группы.

Фонд оплаты труда в 2011 году увеличился на 3681 тыс. грн. в связи с повышением заработной платы. Вследствие этого увеличилась и среднемесячная заработная плата. Средняя производительность одного работающего снизилась на 4,7 тыс. грн. в 2011 году, по сравнению с 2010 годом в связи с тем, что рост численности персонала превышает рост объемов производства.

2.4. Анализ затрат на производство продукции

В период Украины к рыночным отношениям особо актуальна стала проблема регионального использования всех видов ресурсов, улучшения управления затратами для обеспечения устойчивой конкурентоспособности продукции.

Проведем группировку затрат по экономическим элементам, которая представлена в табл. 2.8.

Таблица 2.8

Структура затрат по экономическим элементам за 2010-2011 года

Элементы затрат

2010

2011

Отклонение

Сумма, тыс. грн.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. грн.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. грн.

Уд. вес, %

1. Материальные затраты

147000,3

68,9

150891,7

70,3

3891,4

2,6

2. Затраты на оплату труда

34519

16,2

38200

17,8

3681

10,7

3. Отчисления на социальные мероприятия

13117,2

6,1

14516

6,8

1398,8

10,7

4. Амортизация

7763,9

3,6

5913,4

2,3

-1850,5

-23,8

5. Другие затраты

11088,6

5,2

5096,9

2,4

-5991,7

-54,0

Всего:

213489

100

214618

100

1129

0,5

Из приведенных данных видно, что абсолютная сумма всех затрат на предприятии увеличилась на 1129 тыс. грн. (0,5%). Это говорит о незначительном подорожании продукции. Абсолютный размер материальных затрат в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 2,6% или 3891,4 тыс. грн., что свидетельствует про выпуск материалоемкой продукции. Затраты на оплату труда также увеличились на 3681 тыс. грн. или 10,7% в связи с ростом заработной платы. Из этого следует, что увеличился

размер отчислений на 1398,8 тыс. грн. или 10,7%. Затраты на амортизацию уменьшились на 1850,5 тыс. грн. (23,8%) в связи с отсутствием индексации стоимости основных средств. Также уменьшились прочие операционные затраты на 5991,7 тыс. грн. (54,0%) в связи с уменьшением накладных затрат.

Изучение структуры затрат по экономическим элементам, а также изменений за отчетный период позволяет дать оценку рациональности такой структуры, а также сделать вывод о необходимости и возможности изменения в направлении снижения материало-, фондо-, энерго- и трудоемкости производства. По результатам этого анализа определяется оценка рациональности такой структуры затрат, характера производства, а также определяются важнейшие направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.

В процессе анализа также необходимо выяснить резервы снижения затрат. Для этого необходимо изучить затраты в разрезе калькуляционных статей, представленных в табл. 2.9.

Таблица 2.9

Анализ себестоимости продукции в разрезе калькуляционных статей
за 2010-2011 года

№ п/п

Наименование статей калькуляции

2010

тыс. грн.

2011

тыс. грн.

Темп роста, %

1

2

3

4

5

1.

Материалы

28768,3

29268,6

101,7

2.

Покупные полуфабрикаты и услуги производственного характера

30000

31000

103,3

3.

Возвратные материалы

678,4

764,8

112,7

Окончание табл. 2.9

4.

Покупные готовые изделия

45000

47000

104,4

5.

Силовые установки

43910,4

44388,5

101,1

6.

Основная заработная плата

20711,4

28920

110,7

7.

Дополнительная заработная плата

13807,6

15280

110,7

8.

Отчисления на социальные мероприятия

13117,2

14516

110,7

9.

Транспортные расходы

1200

1467

122,3

10.

Общепроизводственные расходы

7278,4

3578,9

49,2

11.

Потери в результате технически неизбежного брака

1107,4

721,2

65,1

12.

Прочие производственные расходы, в т.ч.:

спецрасходы

износ инструментов и приспособлений (спецоснастка)

расходы на подготовку и освоение производства

250,5

675,1

4158,4

254,2

675,1

1964,8

101,5

100

47,2

производственная себестоимость

административные расходы

внепроизводственные расходы

полная себестоимость

208627,9

1650

3211,1

213489

211504,1

2400

713,9

214618

101,4

145,5

22,2

100,5

Таким образом, можно сделать вывод, что затраты предприятия в целом за год возросли на 0,5% (1129 тыс. грн.). Это произошло из-за увеличения затрат на материалы на 1,7% в связи с повышением цен, а также из-за увеличения заработной платы на 10,7%, увеличились расходы на подготовку и освоение производства на 52,8% в связи с выпуском новой модели самолета, административные расходы увеличились на 45,5% в связи с увеличением заработной платы аппарату управления и расходами командировки и прочие.

Внепроизвоственные расходы уменьшились на 77,8% в связи с уменьшением транспортных затрат, а также затрат на погрузку и разгрузку продукции.

2.5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Анализ финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия необходим для того, чтобы выяснить насколько эффективно работает предприятие, производственная, рыночная и финансовая деятельность ХГАПП получать необходимую оценку в системе показателей финансовых результатов.

Основными результатами анализа являются: оценка динамики показателей прибыли, выявление и измерение действия различных факторов на прибыль, оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации производства и издержек.

Для анализа и оценки уровня динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия воспользуемся данными табл. 2.10.

Таблица 2.10

Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия за 2010-2011 года

Показатели

2010

тыс. грн.

2011

тыс. грн.

Темп роста, %

Чистый доход (выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг))

142459,7

188205,1

132,1

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

121878,2

158435,3

130

Валовая прибыль (убыток)

20581,5

29769,8

144,6

Административные затраты

24178,2

27997,5

115,8

Финансовый результат от операционной деятельности

20072,5

28603,4

143

Финансовый результат от обычной деятельности

8654,1

13503

156

Чистая прибыль (убыток)

8654,1

13503

156

Из табл. 2.10 видно, что в 2011 г. ХГАПП значительно улучшило результат своей деятельности по сравнению с 2010 годом. Чистая прибыль увеличилась на 56%, на что повлияло увеличение валовой прибыли на 44,6%. Это произошло за счет увеличения выручки от реализации продукции на 32,1%, что в свою очередь может свидетельствовать об увеличении цен на готовую продукцию и комплектующие изделия, значительным ускорением реализации товарной продукции, что привлекает в хозяйственный оборот значительную сумму средств.

Эффективность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей.

С помощью абсолютных показателей можно проанализировать динамику разнообразных показателей за несколько лет.

Относительные показатели – это разнообразные соотношения прибыли, вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного).

Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции оно покрывает все свои затраты и, кроме того, получает прибыль.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия.

Анализ влияния факторов на рентабельность реализованной продукции проведем данных табл. 2.11.

Таблица 2.11

Анализ влияния факторов на рентабельность реализованной продукции за 2010-2011 года

Показатели

2010

2011

Отклонение, %

Чистый доход от реализации продукции (В), тыс. грн.

142459,7

188205,1

132,1

Себестоимость реализованной продукции (С), тыс. грн.

121878,2

158435,3

130

Валовая прибыль от реализации продукции (П), тыс. грн.

20581,5

29769,8

144,6

Рентабельность реализованной продукции (Р), %

14,4

15,8

1,1

Допустим, что рентабельность реализации продукции 2010 года и 2011 года выражена соответственно через P0 и P1.

Тогда:

 (2.13)

 (2.14)

 (2.15)

С помощью формул (2.13) и (2.14) рассчитана рентабельность реализованной продукции, а ее отклонение – с помощью формулы (2.15).

Определяем влияние факторов: влияние фактора изменения цены на продукцию определяется методом цепных подстановок:

 (2.16)

В отчетном периоде вследствие изменения цен на продукцию ее рентабельность увеличилась на 20,8%.

Соответственно влияние фактора изменения себестоимости продукции в сравнении с 2010 годом составило:

 (2.17)

Таким образом, в результате увеличения себестоимости продукции ее рентабельность снизилась 19,4%.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности реализованной продукции за период:

 (2.18)

Таким образом, рентабельность реализованной продукции в 2011 году увеличился на 1,4% за счет изменения цен на продукцию.

Кроме рентабельности реализованной продукции существуют также и другие виды рентабельности: рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность продукции.

Расчет рентабельности активов проведем с помощью следующей формулы:

 (2.19)

где – рентабельность активов;

– чистая прибыль;

– сумма активов предприятия (валюта баланса).

Таким образом, можно сделать вывод, что рентабельность активов в 2011 году увеличилась на 1,14% в связи увеличением чистой прибыли предприятия на 4848,9 тыс. грн. из-за увеличения заказов на авиапродукцию.

Определим влияние факторов: влияние фактора чистой прибыли по формуле (2.20):

 (2.20)

В отчетном периоде вследствие изменения чистой прибыли рентабельность активов увеличилась на 1,16%.

Соответственно влияние фактора изменения валюты баланса в сравнение с 2010 годом составило:

 (2.21)

Таким образом, в результате увеличения валюты баланса рентабельность активов снизилась на 0,02%.

Сумма факторных отклонений дает объем изменения рентабельности активов за период:

 (2.22)

Таким образом, рентабельность активов в 2011 году увеличилась на 1,12% за счет изменения чистой прибыли.

Рассмотрим следующий вид рентабельности – рентабельность собственного капитала, которая определяется по формуле:

 (2.23)

где – рентабельность собственного капитала;

– чистая прибыль;

– собственный капитал.

Определим влияние факторов: влияние фактора чистой прибыли по формуле (2.24).

 (2.24)

В отчетном периоде вследствие изменения чистой прибыли рентабельность собственного капитала увеличилась на 1,93%.

Соответственно влияние фактора изменения собственного капитала в сравнение с 2010 годом составило:

 (2.25)

Таким образом, в результате изменения собственного капитала его рентабельность уменьшилась на 0,17%.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности собственного капитала за период.

 (2.26)

Таким образом, рентабельность собственного капитала увеличилась на 1,76% за счет изменения чистой прибыли.

Рассчитаем рентабельности продукции по следующей формуле:

 (2.27)

где П – прибыль от реализации продукции;

С – себестоимость продукции.

Таким образом, рентабельность продукции в 2011 году увеличилась на 1,9% по сравнению с 2010 годом за счет увеличения прибыли, увеличение которой произошло за счет заключения новых контрактов на авиапродукцию.

2.6. Оценка финансовой устойчивости предприятия

Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, которая отображает состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к расширению своей деятельности.

Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

К первой группе относятся собственники средств предприятия, кредиторы (банки и др.), поставщики, налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Вторая группа (опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия): консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

Главная цель анализа на уровне предприятия – своевременно выявить и ликвидировать недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Оценка финансового состояния начинается с обзора баланса предприятия.

Анализ валюты баланса показал, что в 2010 году валюта баланса уменьшилась к концу периода по сравнению с началом на 73,9 тыс. грн. Уменьшение произошло за счет снижения необоротных активов на 3049,8 тыс. грн., что говорит об уменьшении дебиторской задолженности – этот факт является положительным моментом для предприятия, а также об уменьшении основных средств. Также произошло уменьшение за счет снижения долгосрочных обязательств на 611,3 тыс. грн., что говорит об эффективной деятельности предприятия, и за счет снижения текущих обязательств на конец периода на 4038,1 тыс. грн. Таким образом, снижение валюты баланса не всегда приводит к утрате платежеспособности, а является следствием так называемой «чистки» баланса, а именно освобождение от лишних связей с другими субъектами.

Анализ валюты баланса 2011 года показал, что произошло увеличение валюты баланса к концу периода по сравнению с началом на 3080,3 тыс. грн. за счет увеличения собственного капитала на 7999 тыс. грн., а также за счет снижения долгосрочных обязательств на 1288,5 тыс грн. и текущих обязательств на 4415,6 тыс. грн. Горизонтальный (временный) и вертикальный (структурный) анализ баланса можно провести с помощью табл. 2.12.

Анализируя расчетные данные можно сказать, что в 2010 году за отчетный период произошло уменьшение необоротных активов на 3049,8 тыс. грн., что составляет 3,3% к началу периода, в 2011 году также произошло уменьшение на 3285,8 тыс. грн., что составляет 3,7%.

Оборотные активы и в 2010 году увеличились на 1215,2 тыс. грн., и в 2011 году – на 3507,7 тыс. грн. Уменьшение валюты баланса произошло в 2010 году на 73,9 тыс. грн. (0,02%) за счет снижения необоротных активов. Однако в 2011 году валюта баланса увеличилась на 3080,3 тыс. грн. (0,7%) за счет увеличения оборотных активов на 3507,7 тыс. грн. (1,3%) и увеличение расходов будущих периодов на 2858,4 тыс. грн. (5,3%).

Абсолютный  размер  источников  собственных  средств  в   2010   году

Таблица 2.12

Анализ актива и пассива баланса за 2010-2011 года

Показатели

Абсолютная величина, тыс. грн.

Изменения

на начало периода

на конец периода

в абсолютном размере

в % к размеру на начало периода

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Актив

1. Необоротные активы

92559,1

89509,3

89509,3

86223,5

-3049,8

-3285,8

-3,3

-3,7

2. Оборотные активы

3. Расходы будущих периодов

278146,9

52081,3

279362,1

53842

279362,1

53842

282869,8

56700,4

1215,2

1760,7

3507,7

2858,4

0,4

3,4

1,3

5,3

Баланс

422787,3

422713,4

422713,4

425793,7

-73,9

3080,3

-0,02

0,7

Пассив

1. Собственный капитал

2. Расходы и другие пассивы, в т.ч. долгосрочные обязательства

246560,6

27626,1

8546,5

251091

27014,8

8751,2

251091

27014,8

8751,2

259090

25726,3

9498,3

4530,4

-611,3

204,7

7999

-1288,5

677,1

1,84

-2,2

2,4

3,2

-4,8

7,7

краткосрочные кредиты и обязательства

расчеты с кредиторами и др. расчеты

137273,7

133054,8

133054,8

127999,3

-4218,9

5055,5

-3,1

-3,8

3. Расходы будущих периодов

1,2

Баланс

422787,3

422713,4

422713,4

425793,7

-73,9

3080,3

-0,02

0,7

увеличился на 4530,4 тыс. грн., а в 2011 году на 7999 тыс. грн. Однако в структуре имущества произошли изменения. Данные изменения проследим с помощью табл. 2.13.

Таблица 2.13

Анализ структуры имущества и его источников за 2010-2011 года, %

Актив

на начало периода

на конец

Пассив

на начало периода

на конец

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Всего имущества,

в том числе:

необоротные активы

оборотные активы

расходы будущих периодов

100

21,9

65,8

12,3

100

21,2

66,1

12,7

100

21,2

66,1

12,7

100

20,3

66,4

13,3

Всего имущества,

в том числе:

собственные средства

долгосрочные кредиты и заемные средства

кредиторская задолженность

доходы будущих периодов

100

58,3

8,6

32,5

0,0028

100

59,4

8,5

31,5

100

59,4

8,5

31,5

100

60,8

8,3

30,1

Таким образом, данный анализ показал, что произошло увеличение оборотных средств, как в 2010 году, так и в 2011 году. Это произошло или за счет формирования более мобильной структуры активов, что, в свою очередь, ведет к улучшению финансового состояния предприятия, или содействует ускорению оборачиваемости оборотных средств, или благодаря

тому, что отвлекается часть текущих активов на кредитование потребителей продукции, других дебиторов, что свидетельствует про фактическую иммобилизацию части оборотных средств на производственные программы.

Однако произошло снижение необоротных активов и в 2010 году, и в 2011 году. Расходы будущих периодов увеличились, что свидетельствует об освоении производства нового вида продукции.

Анализ структуры пассива баланса свидетельствует об уменьшении кредиторской задолженности за два года: в 2010 году – на 1%, в 2011 году – на 1,4%, что характеризует эффективную деятельность предприятия.

Важными показателями структуры баланса, которые характеризуют финансовую устойчивость предприятия, являются: коэффициент финансовой независимости, который рассчитывается, как отношение суммы собственного капитала (П1) и приравненного к нему (П2) к валюте баланса; коэффициент финансовой зависимости, который определяется как отношение заемного капитала к валюте баланса; коэффициент финансового риска (плечо финансового рычага), который определяется как отношение заемного капитала к собственному.

Чем выше уровень первого показателя и ниже второго и третьего, тем более устойчивым является финансовое состояние предприятие.

Проанализируем структуру обязательств ХГАПП с помощью табл. 2.14.

Таблица 2.14

Структура обязательств предприятия за 2010-2011 гг.

Показатели

Порядок расчета

На начало периода

На конец периода

Изменения

2010

2011

2010

2011

2010

2011

1. Коэффициент финансовой автономии, %

58,3

59,4

59,4

60,8

1,1

1,4

2. Коэффициент финансовой зависимости, в т.ч.

долгосрочной

краткосрочной

41,1

6,5

34,5

40

6,4

33,6

40

6,4

33,6

38,4

6

32,3

-1,1

-0,1

-0,9

-1,6

-0,4

-1,3

3. Коэффициент финансового риска

0,7

0,67

0,67

0,6

-0,03

-0,07

Данные табл. 2.14 свидетельствуют о том, что плечо финансового рычага уменьшилось в 2010 году на 3%, а в 2011 году – на 7%, то есть финансовая зависимость предприятия уменьшилась от внешних инвесторов.

2.7. Анализ финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предусматривает способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, которые необходимы для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми возможностями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние является в том случае устойчивым, если все финансовые коэффициенты находятся в пределах нормативного значения.

Для характеристики финансовой устойчивости рассчитываются различные коэффициенты. В табл. 2.14 наведены данные коэффициенты.

Таблица 2.14

Оценка относительных показателей финансовой устойчивости за

2010-2011 года

Показатели

Порядок расчета

на начало периода

на конец периода

Нормативное значение

2010

2011

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

1. Коэффициент финансовой автономии

0,58

0,59

0,59

0,6

> 0,5

2. Коэффициент финансовой зависимости

1,7

1,7

1,7

1,6

< 2

Окончание табл. 2.14

3. Коэффициент маневренности капитала

0,54

0,55

0,55

0,56

> 0,5

4. Коэффициент финансовой устойчивости

1,4

1,5

1,5

1,6

> 1

5. Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала

0,7

0,67

0,67

0,63

< 0,7

6. Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами

0,56

0,6

0,6

0,6

> 0,1

7. Коэффициент текущих обязательств

0,8

0,8

0,8

0,8

> 0,5

8. Коэффициент концентрации заемного капитала

0,4

0,4

0,4

0,38

< 0,5

Таким образом, подведя итоги табл. 2.14 можно сделать следующий вывод:

в 2010 году и в 2011 году у предприятия наблюдается финансовая независимость от внешних источников;

в 2010 году в начале и конце периода на 1 грн. собственного капитала приходится 1,7 грн. в общей стоимости имущества предприятия, в 2011 в начале периода также 1,7 грн., а в конце – 1,6 грн.;

у предприятия в 2010 году в начале периода в обороте находилось 54% собственного капитала, к концу периода данное значение увеличилось до 55% и оставалось до начала периода 2011, к концу года в обороте находилось 56% собственного капитал;

у ХГАПП и в 2010 году, и в 2011 году наблюдалась финансовая устойчивость, так как предприятие ориентировалось, в основном, на собственные средства;

в 2010-2011 годах ХГАПП имело независимость от внешних источников, что означает быть финансовостабильным;

в 2010-2011 авиационное предприятие имело хорошее финансовое состояние и имело возможность проведения независимой финансовой политики;

в 2010-2011 годах на ХГАПП наблюдалась оптимальная сумма текущих обязательств в общей сумме источников формирования;

в 2010-3004 годах предприятие использовало 40% заемного капитала (в конце 2011 года 38%), ориентируясь на собственные средства.

Объективный и точный анализ финансово-экономического состояния играет важную роль в условиях массовой неплатежеспособности и применения ко многим предприятиям банкротства.

Основным критерием такого анализа является показатель платежеспособности и степень ликвидности предприятия.

Анализ ликвидности баланса состоит в сравнении средств по активам, сгруппированным по степени их ликвидности и расположенные в порядке снижения ликвидности, с обязательствами по пассивам, сгруппированных по срочности их оплаты и расположенные в порядке снижения ликвидности, с обязательствами по пассивам, сгруппированных по срочности их оплаты, и расположенных в порядке возрастания сроков. Группы активов и пассивов сведены в табл. 2.15.

Баланс  считается  абсолютно  ликвидным,  если  имеет  место  следующие

Таблица 2.15

Анализ ликвидности баланса за 2010-2011 года

Условные обозначения

Значение показателя

Количественная оценка, тыс. грн.

2010

2011

на начало

на конец

на начало

на конец

1

2

3

4

5

6

АI

Наиболее ликвидные активы (денежные средства и текущие финансовые инвестиции)

275,6

107,1

107,1

200,5

АII

Быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность, векселя полученные, др. оборотные активы)

164185,9

129272,9

129272,9

131541,3

АIII

Медленнореализуемые активы (запасы, долгосрочные финансовые инвестиции)

200843,6

203824,1

203824,1

207828,4

АIV

Труднореализуемые активы (основные средства, незавершенное строительство)

92559,1

89509,3

89509,3

86223,5

ПI

Краткосрочные пассивы

55679,3

56724,7

56724,7

57124,1

ПII

Среднесрочные пассивы

92921,3

87882,9

87882,9

83853,3

ПIII

Долгосрочные пассивы

30157,5

29591,3

29591,3

29088,2

ПIV

Постоянные пассивы

246560,6

251091,0

251091,0

259090

соотношения:

По приведенным в табл. 2.17 данным составляем неравенства:

на начало года (2010):  275,6 > 55679,3

    164185,9 > 92921,3

    200843,6 > 30157,5

    92559,1 < 246560,6

на конец года (2010):  56854,1 > 56724,7

    129272,9 > 87882,9

    203824,1 > 29591,3

    89509,3 < 251091,0

на начало года (2011):  107,1 > 56724,7

    129272,9 > 87882,9

    203824,1 > 29591,3

    89509,3 < 251091,0

на конец года (2011):  107,1 > 57124,1

    131541,3 > 83853,3

    207828,4 > 29088,2

    86223,5 < 259090

Таким образом, из соотношений видно, что на начало и наконец 2010 и 2011 годов лишь одно неравенство из четырех свидетельствует об удовлетворительном финансовом состоянии.

Для качественной оценки платежеспособности и ликвидности предприятия, кроме анализа ликвидности баланса, необходим расчет следующих коэффициентов ликвидности:

1) коэффициент текущей ликвидности:

 (2.28)

2) коэффициент срочной (критической) ликвидности:

 (2.29)

3) коэффициент абсолютной ликвидности:

 (2.30)

В табл. 2.16 приведены значения данных коэффициентов ликвидности, а также их нормативы.

Таблица 2.18

Коэффициенты ликвидности

Коэффициенты

2010

2011

Норматив

на начало периода

на конец периода

на начало периода

на конец периода

1. Текущей ликвидности

2,45

2,3

2,3

2,4

> 2

2. Срочной ликвидности

1,1

0,89

0,89

0,93

0,7-1,0

3. Абсолютной ликвидности

0,002

0,0007

0,0007

0,001

0,2-0,25

Таким образом, из табл. 2.16 видно, что коэффициент текущей ликвидности соответствует в 2010-2011 годах и на конец, и на начло периода, то есть у предприятия есть возможность оплатить краткосрочные обязательства в установленные сроки. Коэффициент срочной ликвидности в 2010 году на начало периода превышает норму, что говорит о невозможности предприятия в установленный срок рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. В 2010 году к концу периода и в 2011 году данный коэффициент соответствует норме, что говорит о возможности предприятия погашать свои краткосрочные обязательства в случае его критического состояния. Коэффициент абсолютной ликвидности ниже норматива, что свидетельствует о неспособности предприятия немедленно погасить свою задолженность из-за недостаточного количества денежных средств в кассе.

С целью детализации анализа финансового состояния необходимо определить тип финансовой устойчивости предприятия:

1) абсолютная финансовая устойчивость характеризуется следующим уравнением:

ПЗ<СОК (2.31)

где  ПЗ – производственные запасы и расходы;

СОК – собственный оборотный капитал.

, (2.32)

где  – итог I, II, III разделов пассива баланса;

– итог I раздела баланса

2) нормальная финансовая устойчивость характеризуется следующим уравнением:

СОК<ПЗ<ИФЗ (2.33)

где  ИФЗ – источники формирования запасов (собственный оборотный капитал, краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность).

3) неустойчивое финансовое состояние:

ПЗ>ИФЗ (2.34)

4) критическое состояние – это состояние характеризуется ситуацией, когда в дополнение к предыдущему уравнению предприятие имеет кредиты и займы, непогашенные в срок, а также просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженности.

В нашем примере по данным баланса сложилась следующая ситуация.

Приведем данные в табл. 2.19.

Таблица 2.19

Показатели, определяющие тип финансовой устойчивости

Показатели

2010

2011

на начало периода

на конец периода

на начало периода

на конец периода

Производственные запасы и расходы (ПЗ), тыс. грн.

169800,2

170139,2

170139,2

169568,5

Собственный оборотный капитал (СОК), тыс. грн.

184157,8

191173

191173

201954,7

Источники формирования запасов (ИФЗ), тыс. грн.

245853,4

254072,4

254072,4

265145,2

Таким образом, из расчетов видно, что финансовое состояние предприятия относится ко второму типу, то есть нормальная финансовая устойчивость: источниками покрытия закрат являются собственные средства, долгосрочные кредиты; на предприятии наблюдается нормальная платежеспособность, эффективное использование заемных средств.


ВЫВОДЫ

Проанализировав рынки сбыта продукции, можно отметить, что основными потребителями авиапродукции ХГАПП являются Украина, Россия, Иран, Азербайджан, Северная Африка, Юго-Восточная Азия, а конкурентами – Канада, Бразилия, Голландия, Швеция, Испания, Россия, США и Западная Европа.

В результате анализа трудовых показателей выяснили, что в целом численность в 2011 году увеличилась с 2010 годом на 944 чел. Однако произошли изменения в структуре персонала, что негативно повлияло на среднюю производительность одного работающего, в следствие чего она изменилась на 4,7 тыс. грн. Фонд оплаты труда в 2011 году увеличился на 3681 тыс. грн. в связи с повышением минимальной заработной платы.

Исходя из анализа реализованной продукции, можно сделать вывод, что в 2010 году план реализованной продукции был недовыполнен на 9,1%, а в 2011 году – на 1,4% из-за увеличения остатков готовой продукции на складе на конец года за счет несвоевременной отгрузки продукции по причине недостатков в организации службы сбыта.

В результате анализа основных производственных фондов можно сделать вывод, что фондоотдача увеличилась в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, на 1,1 грн./грн., что свидетельствует о более эффективном использовании основных фондов.

Проанализировав затраты на производство продукции, подведем такие итоги: затраты на материалы увеличились на 1,7% в связи с повышением цен, также увеличился фонд оплаты труда на 10,7% в связи повышением заработной платы, увеличились расходы на подготовку освоение производства на 52,8% в связи с выпуском новой модели самолета, административные расходы на 45,5% в связи с увеличением заработной платы аппарату управления и расходами на командировки и прочее.

В результате анализа финансовых результатов можно сделать вывод, что чистая прибыль увеличилась на 56% в связи с заключением новых контрактов. Рентабельность реализованной продукции в 2011 году на 1,4% за счет изменения цен на продукцию.

В результате анализа финансового состояния выяснили, что финансовое состояние ХГАПП относится ко второму типу, то есть к нормативной финансовой устойчивости, то есть источниками покрытия затрат являются собственные средства, долгосрочные кредиты; на предприятии наблюдается нормальная платежеспособность, эффективное использование заемных средств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80543. Надходження (доходи) підприємств, формування і розподіл прибутку 162 KB
  Внутрішні грошові надходження згідно з чинною практикою обліку та звітності включають: виручку від реалізації продукції робіт і послуг; виручку від іншої реалізації; доходи від позареалізаційних операцій. Виручка від реалізації продукції робіт і послуг залежить від основної діяльності підприємства тому на неї припадає найбільша частка внутрішніх грошових надходжень. Відповідно грошові надходження підприємств тепер включають: Доходи від основної операційної діяльності – виручка від реалізації продукції товарів робіт послуг. На...
80544. Система оподаткування юридичних осіб в Україні 122 KB
  Податковими платежами вважаються наступні форми платежів: податок збір і плата дають наступні визначеня податкових платежів: податок – це обов’язковий платіж який стягується до бюджетів усіх рівнів з фізичних та юридичних осіб у безпірному порядку; збір – це платіж який стягується в основному до державних цільових фондів та місцевих бюджетів; плата – це сума коштів яка повертається державі в основному за тимчасове або постійне користуваня ресурсамиrdquo;.Податки 1податок на додану вартість 2акцизний збір 3податок на прибуток...
80545. Основи організації та нормування оборотних активів підприємства 76 KB
  У процесі виробництва беруть участь засоби праці предмети праці і власне праця. Залежно від характеру функціонування та способу перенесення вартості на готову продукцію засоби виробництва поділяють на необоротні і оборотні. Існують різні думки фінансистів щодо визначення сутності оборотного капіталу: Оборотні кошти – грошові ресурси вкладені у оборотні фонди і фонди обігу для забезпечення безперервності виробництва і реалізації продукції. ОК – кошти авансовані у оборотні фонди і фонди обігу обертання для безперервності виробництва...
80546. Необхідність кредитування підприємств 140.5 KB
  Кредитування підприємств ТЕМА: Необхідність кредитування підприємств. Суть функції і принципи кредитування. Одержання кредиту. Таким чином виникнення і функціонування кредиту повязане з необхідністю забезпечення безперервного процесу відтворення.
80547. Основний капітал, його утворення, оцінка і використання на підприємствах 178.5 KB
  Поняття класифікація і оцінка основних засобів підприємства. Фінансування ремонту та полліпшень основних засобів на підприємствах. Вартісний критерій віднесення матеріальних необоротних активів до основних засобів...
80548. Сутність і основи організації фінансів підприємств 189.5 KB
  У фінансовій системі держави головною, визначальною її ланкою виступають фінанси підприємств. Тому що вони функціонують у тій сфері суспільного виробництва, де створюються матеріальні блага, валовий внутрішній продукт і національний доход суспільства, а також формується основна частина фінансових ресурсів держави.
80549. Організація розрахунків на підприємстві 275 KB
  Організація зберігання і обігу грошових коштів. Суть безготівкових розрахунків полягає в тому що платежі здійснюють шляхом списання коштів із банківського рахунку платника і зарахування їх на банківський рахунок одержувача тобто проведенням відповідних записів на банківських рахунках обох учасників розрахунків. Розрахунковий документ це відповідно оформлений документ на переказ грошових коштів. За часів переходу до ринкових відносин організація безготівкових розрахунків повинна сприяти вирішенню таких завдань: удосконалення...
80550. Оцінка фінансового стану підприємства 178 KB
  Оцінка фінансового стану підприємства. Фінансова звітність як інформаційне забезпечення оцінки фінансового стану підприємства. Фінансовою звітністю є зведенням інформації про фінансовий стан на визначену звітну дату результати діяльності рух коштів підприємства та власного капіталу за визначений звітний період на підставі даних бухгалтерського обліку. У фінансовій звітності відображаються показники діяльності дочірніх підприємств філій представництв відділень та інших відокремлених підрозділів; підприємства що функціонують у...
80551. Поточне фінансове планування та бюджетування 76.5 KB
  Фінансове планування на підприємствах. Вироблення управлінських рішень оцінка та вибір найбільш ефективних варіантів форм і засобів їхнього виконання здійснюється на основі планування розвитку економіки підприємства в цілому. Фінансове планування виражає розвиток підприємства у відповідних фінансових показниках Ринок ставить високі вимоги до якості фінансового планування оскільки нині за негативні наслідки своєї діяльності відповідальність нестиме само підприємство. Фінансове планування – це процес визначення обсягу фінансових ресурсів за...