10531

Социальная педагогика: предмет и основные понятия

Реферат

Педагогика и дидактика

Социальная педагогика: предмет и основные понятия План. 1. Основная функция и предмет педагогики. 2. Основная функция и предмет социальной педагогики. 3. Основные понятия социальной педагогики. 1. Основная функция и предмет педагогики. Область любой проф

Русский

2013-03-27

109 KB

28 чел.

Социальная педагогика: предмет и основные понятия

План.

1. Основная функция и предмет педагогики.

2. Основная функция и предмет   социальной педагогики.

3. Основные понятия социальной педагогики.

1. Основная функция и предмет педагогики.

Область любой профессиональной деятельности задается двумя основными элементами: определением функции деятельности и наличием технологических процедур (алгоритмов) деятельности. Если один из элементов отсутствует (не определен), то отсутствует и область профессиональной деятельности.

Задание: задайте область профессиональной деятельности для «водителя автомобиля», «художника», «сапожника», «поэта».

Какова основная функция педагогики? Основная логико-историческая функция педагогики, как области практической деятельности: сохранение и трансляция норм культуры. Что это означает?   

                                            школа  

                                                

                                                                          

                                                                                                         

                                Рис. 3     

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождающий его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пей-дагогос» («пейда» - ребенок, «гогес» - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого - детовождение (2. с.9).

Педагогическое явление, это ведение одного человека другим. Ведущий знает куда ведет, ведомый готов идти за ведущим.

Задание: приведите примеры педагогических и не педагогических явлений.

На уровне процесса данное понимание наполняется более глубоким смыслом.

В определенном возрасте ребенка «вынимают» из семьи, из детства и помещают в школу (рис. 3). Школа исторически выступает как место хранения идеального мира человеческого общества. Необходимость такого хранения обусловлена тем, что существование человеческого общества сохраняется за счет существования идеального мира. Это единственное существенное отличие мира людей от мира вообще.

В мире идей хранятся нормы поведения людей, на которых основывается их общежитие, а также предметные знания.

Ребенка помещают в школу как потенциального человека. В этом варианте детовождение, это введение потенциального человека в собственно человеческую жизнь. Жизнь человека, это жизнь которой руководят не инстинкты (безусловные, условные), а нормы, правила, принципы. На уровне  процесса предмет педагогики представляется как процесс сохранения норм культуры.

В педагогике выделяют процессы, в которых транслируются нормы культуры: обучения, воспитания, образования. В процессе обучения транслируются предметные знания. В процессе воспитания нормы взаимоотношения людей. В процессе образования транслируются образцы личностных качеств. Понятия «обучение», «воспитание», «образование» являются основными категориями педагогики

Предмет педагогики: ситуации внедрения в человека культурных норм общества (предметных знаний, норм общежития). Педагогическая область, это область инженерного планирования и изготовления людей определенной культуры.

Внедрение в потенциального человека культурных норм необходимо для сохранения целостности человеческого общества. Внедрение норм происходит в процесс воспроизводства структур человеческого общества.

Воспроизводство социальных структур происходит по следующей схеме  (рис. 4).

                                S1 – исходная социальная структура

                                S2 –конечная социальная структура

Рис. 4

Цикл воспроизводства: S (1, 2) – состояния социальных структур.

Для нормального функционирования человеческого общества в целом, второе состояние должно воспроизводить первое. Для этого между состояниями должны существовать связи и средства, которые эти связи реализуют.

Какие элементы и компоненты состояний должны воспроизводиться?

Возможные составляющие исходного состояния социальной структуры: орудия и предметы труда; условия и предметы потребления; образцы личных качеств людей; отношения между людьми и организационные формы их деятельности. 

Простейшая форма механизма воспроизводства: «передача» «перетекание» функциональных элементов социальной структуры из одного (разрушающегося) состояния, в другое (складывающееся).

Так могут переходить орудия труда, продукты труда, организации.

Механизм воспроизводства усложняется, если элементы первого (разрушившегося) состояния не переходят сами непосредственно во второе состояние, не могут стать его элементами. Они служат образцами или эталонами для воспроизведения других точно таких же образований, появляющихся во втором состоянии.

Образцы или эталоны играют особую роль в социуме.

Их функция - запечатлеть в себе то, что содержится в первом состоянии, чтобы по ним можно было «отпечатать» то, что пойдет в другое состояние.

Следовательно, сами эталоны «живут» вне состояний (это не материальные объекты), они движутся как бы параллельно им, постоянно обеспечивая восстановление социальных структур (рис. 5).

 

                                S1 – исходная социальная структура

                                S2 –конечная социальная структура

                                  Э – эталон, образец

Рис. 5

Образцы хранятся в слое культуры.

Образцы или эталоны могут выполнять свою функцию только в том случае, если рядом будет человек, который может создавать по эталонам новые образования. Образец или эталон всегда деятельностный. Транслировать образец, значит, транслировать определенный вид деятельности.

Реальный механизм такой трансляции приобретение некоторыми людьми особой функции, позволяющей им формировать привычки, поступки, деятельность других людей.

Политические деятели, кинозвезды, известные люди, часто являются культурными образцами социума.

Появляется педагог.

Функция педагога – быть живым носителем определенных деятельностей, показывать (демонстрировать) их в качестве образцов для подражания, для «выращивания» их в новых состояниях общества (поколениях).

Деятельность может «выращиваться» (транслироваться) следующими средствами – в виде живого образца; в виде предметов-продуктов или знаковых средств (текстов), по которым можно восстановить деятельность.

Назначение (функция) учебных текстов – хранить описание деятельностей.

При воспроизводстве культуры человек должен уметь копировать деятельность других людей или восстанавливать её по продуктам и текстам.

Если такой способности у человека нет, то при воспроизводстве возникает разрыв процесса.

Для устранения данного разрыва исторически сложилась и развилась сфера педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность опредмечивается в нескольких процессах. Отличительным признаком процесса является изменяющийся объект. Для трансляции образцов в педагогике спроектированы процессы образования, обучения, воспитания, развития. Данные процессы являются предметом педагогической деятельности, это, то, на что направлена деятельность педагога.

В процессе образования формируются личностные качества человека, отличающие его от других людей, его лицо.

В процессе обучения происходит преобразования бытовых представлений в научные знания.

В процессе воспитания происходит освоения культурных норм поведения.

В процессе развития формируются и развиваются психологические качества человека: память, мышление, внимание и т.п.

Педагогические ситуации.

1. Вы начинаете преподавать экономику в 10 классе общеобразовательной школы. Ученик задает Вам вопрос: «Для чего мне изучать экономику, если я буду поступать на филологический факультет ОмГУ? Я ведь только время буду терять, отрывая его от своего любимого предмета».

Ответьте ученику.

2. Какие нормы воспитания Вы можете продемонстрировать (сохранить) для учеников (студентов)?

3. Выделите предмет исследования в следующих науках: математика, химия, физика, психология.

2. Основная функция и предмет   социальной педагогики.

                                                                                                                                

                                                                                                                      

             1 – процесс выхода из области стандартных норм функционирования.

         2 – процесс возврата в область  стандартных норм функционирования.

Рис. 6

На рисунке 6 изображена основная проблема, которую нужно решать социальному педагогу.

Какова основная функция социального педагога? Функция, это специфическая деятельность, обязанность, назначение, роль (4, с. 328).

Функция педагога – быть живым носителем определенных деятельностей, показывать (демонстрировать) их в качестве образцов для подражания, для «выращивания» их в новых состояниях общества (поколениях). Педагог работает в области разрыва двух состояний общества, не позволяя одному состоянию «забыть» другое состояние.

Социальный педагог работает в области размывания границ стандартов жизнедеятельности.

Основная функция социального педагога, поддержка области (удержание границ стандартной области) стандартных норм функционирования и жизнедеятельности людей. Для этого он создает условия для предотвращения нарушения стандартов и, возвращения в область стандартов тех, кто их нарушил. Стандарты социальный педагог определяет формальными средствами, это законы и правила. Использует свой опыт стандартной жизнедеятельности.

Отсутствие механизмов удержания границ стандартной области жизнедеятельности приводит к тому, что общество, как целостный организм, теряет возможность обнаруживать границу стандарта. Стирается граница между правилами и их нарушением. Само нарушение может стать правилом. Общественная структура, как нормированная система, распадается на «сожителей» без норм и правил. Появляется стая животных, в которой управляют рефлексы и инстинкты.  

На что направлена деятельность социального педагога? Что является предметом его деятельности? Чем отличаются предметы деятельности педагога и социального педагога?

Предмет социальной педагогики – процесс социального развития личности, социального становления человека на разных этапах его возраста (4, с. 219). Социальный педагог создается условия для освоения социальных ценностей общества: языка, норм поведения, норм отношения. Это похоже на процесс воспитания. Общее в процессах социального развития и воспитания – наличие норм. Отличное – в процессе воспитания нормы используются как «долженствование», как обобщенная категория: милосердие, ценность истории (памяти); гуманность. В процессе социального развития норма используется как «возможное» для данного человека здесь и сейчас. Как ребенок проявляет милосердие, что помнит, как проявляет свой гуманизм. Что в окружающей среде помогает ребенку или мешает развивать социальные нормы. Воспитатель занимается вечным, экзистенциальным, смыслообразующим. Социальный педагог занимается рождающимся и умирающим здесь и сейчас.

Как организовать процесс поддержки области стандартного функционирования?

Первая проблема - как относится к тем его членам общества, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, безработным, бомжам, социально и психологически проблемным.

На Руси традиции отношения к проблемной категории людей  закрепились в формах милосердия и благотворительности.

Понятия «благотворительность» и «милосердие» не являются синонимами.

Милосердие — это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания. По определению В. Даля, «любовь на деле, готовность делать добро всякому» (1). Русская православная церковь относится к милосердию как к способу исполнения христианской заповеди «возлюби ближнего как себя самого».

В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, к требованию подавать милостыню нуждающимся.

Благотворительность, это  форма проявления милосердия.

Благотворительность, это оказание частными лицами или организациями безвозмездной и регулярной помощи нуждающимся людям.

Каковы этапы развития благотворительности в России? Подробный ответ на данный вопрос описан в лекциях по социальной педагогике под редакцией М.А. Галагузовой (3).

Я остановлюсь только на самой логике развития благотворительности, а не на полном описании.

1этап 1Х-ХY1 вв. Особенность данного периода - благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.

Исторически данный этап развития России характеризуется как период междоусобиц и войн. Результат междоусобиц - огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи. Первым институтом оказания такой помощи стала церковь.

Церковь создала условия для приюта нищих, обездоленных. Русская церковь взяла на себя выполнение трех функций: обучения, лечения, призрения.

Задание. Найдите фамилии и имена священников, которые посвятили свою  жизнь помощи людям.

В догосударственный период в России появилась традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной. Данная традиция преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как «С миру — по нитке, а бедному сироте — сорочка», «Живой — не без места, а мертвый — не без могилы». В скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение.

К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. На Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

// этап с начала XVII в. до реформы 1861 г. Происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за «погубление зазорных младенцев» неминуема была смертная казнь.

Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для «зазорных младенцев».

В этот период начинают создаваться общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. При Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропическое «Воспитательное общество». В 1842 г., также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н. С. Трубецкая.

Церковь постепенно отходит от дел призрения, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

3 этап с 60-х гг. XIX в. до начала XX в. В этот период наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — «Императорское человеколюбивое общество», в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.

В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», руководила которым Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна. В 1893 г. в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

Благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связывается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.

Зарождается профессиональная помощь, появляются профессиональные специалисты. Примером профессиональной подготовки является «Социальная школа», которая была образована на юридическом факультете Психоневрологического института. Одна из кафедр данного института была «кафедра общественного призрения» (октябрь 1911 г.). В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности «общественное призрение». В 1910 и 1914 гг. состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы.

Вопросам исправления малолетних преступников путем психического воздействия на почве любви к ближнему были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних (с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов).

В начале XX в. в России успешно развивалась система различных социальных служб. В1902 г. действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое положительное отношение к благотворительности.

IV этап с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних — острейшие социальные и педагогические проблемы того периода, которые требовали своего решения.

Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Были созданы учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.

В этот период активно начала развиваться педология, которая ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т. д.

На 20-е гг. пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов — как ученых, так и практиков, в числе которых А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков (Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония им. М. Горького и др.) получили заслуженное международное признание.

Система социального воспитания и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педологии была инкриминирована роль «антиленинской теории отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.

С 30-х годов, названных в нашей истории «великим переломом», опустился «железный занавес», надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег.

Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. «Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, — писала газета «Правда», — их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта». Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям — к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан.

Наряду с этим фактически возрождается благотворительность (хотя это слово и не употребляется), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, в перечислении солдатами и офицерами денег для детей, в передаче личных сбережений населения на их нужды.

В 60-70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, связанных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании.

В 1991 г. в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога, а также внесены соответствующие дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практически были заложены основы новой профессии.

Возвращается в наше общество благотворительность, причем на новой законодательно закрепленной основе. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вызвал процесс бурного развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений.

Для организации процесса поддержки области стандартного функционирования детей, социальный педагог должен работать в системе координат культуры: милосердие и благотворительность. Направленность на милосердие и благотворительность создают почву для удержания границ стандартной жизнедеятельности. Такую почву социальный педагог может создать только с помощью коллектива педагогических работников соответствующего учреждения. Если коллектив педагогических работников в целом и в отдельности не проявляет милосердия и благотворительности, то усилия социального педагога будут напрасны. Основная и первая задача социального педагога, это создание социальной среды (почвы) для социального развития детей. Цветы не растут на железобетоне.

3. Основные понятия социальной педагогики.

Социальная среда. Во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, это непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование. Далекое и близкое окружение ребенка в котором он находится. Это формальное описание границ среды. Нас интересует целостность социальности среды. Понятие «социальность» используется для характеристики человека. «Социальность» - личное качество, характеризующее меру развития человека как общественного существа (4, с. 282). Целостность социальности среды задается общими нормами жизнедеятельности. Социальная среда, это совокупность общественных (общих) норм жизнедеятельности.

Социальное воспитание, это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений (4, с. 279).

Помочь человеку — это значит создать условия для поиска нового пути в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.

Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Это увлечение одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т.д.

Социальная работа означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улучшить их социальное положение. Познакомьтесь с определением, которое дано в словаре по социальной педагогике.

Социально-педагогическая работа по месту жительства  - создание условий в рамках жилищно-бытовой среды для нейтрализации отрицательных социальных факторов и поддержку положительных факторов, влияющих на формирование ребенка.

Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому
воспитывать в себе качества, приемлемые обществом: постоянное
самосовершенствование, умение организовать себя.

Для этого необходимо освоить область смежной профессиональной деятельности «социальную педагогику».

Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности, религиозное и общественное воспитание.

По этой причине в социальной педагогике присутствует межпредметный характер: семьеведения, психологии, педагогики, философии, истории.

Литература.

  1.  Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1956, Т. 2. - С. 327.
  2.  Дубенский Ю.П.  Педагогика: Курс лекций. - Омск: ОмГУ, 2004.
  3.  Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  4.  Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Авт.- сост. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78144. Крупнопанельные здания 1.2 MB
  Эффективные современные теплоизоляционные материалы Вес панелей снижают за счет эффективного утеплителя: λ коэффициент теплопроводности материала в ккал м час град. Форма и отделка панелей должна соответствовать архитектурным требованиям предъявляемым к зданию данного типа. Наиболее ответственные места это стыки наружных панелей между собой и с перекрытием. Применяемые для облицовки наружных панелей керамическая плитка стекломозаика различные каменные фактуры получили широкое распространение Крепление облицовочных материалов ...
78145. Жилые дома из объемно-пространственных блоков 917 KB
  При строительстве зданий из объемно пространственных блоков эти затраты сводятся к минимуму. Объемные блоки изготавливаются в цехах домостроительных заводов причем выполняют не только несущие конструкции но и все работы по отделке и внутреннему оборудованию. Здания из сборных блоков комнат и квартир Изготовленные на заводе пространственные блоки включающие однудве комнаты с полной их отделкой и внутренним санитарно техническим оборудованием доставляют специальными автодомовозами на постройку где их монтируют с колес мощным...
78146. Конструктивные решения зданий индустриальных строительных систем 1.77 MB
  Конструкции зданий монолитной и сборномонолитной строительных систем Очевидна тесная взаимосвязь объемно-планировочных решений избранной технологии возведения и конструкций зданий в монолитном домостроении. Конструкции скорлуп крепятся к монолитному слою на гибких стальных связях. Пространственные большепролетные конструкции передают на опорные элементы нагрузки направление и величина которых определяются статистической схемой работы данного покрытия его габаритами собственной массой временными нагрузками.
78147. Понятие о зданиях и их классификация 413 KB
  Здания предназначенные для всех видов жизнедеятельности людей: школы; детские сады; ясли; больницы; магазины и др. Здания государственного или большого культурного значения: театры; музеи; здания правительственных учреждений; дворцы культуры; спортивные сооружения.
78148. Основание под фундамент 1.91 MB
  Фундаменты Требования предъявляемые к фундаментам: прочность; устойчивость на опрокидывание и скольжение в плоскости подошвы фундамента; устойчивость к агрессивным грунтовым водам; стойкость к атмосферным факторам морозостойкость; пучение грунтов при замерзании; соответствие по долговечности сроку службы здания; индустриальность; экономичность. По конструктивной схеме фундаменты разделяются на: ленточные столбчатые или отдельно стоящие сплошные и свайные см. Ленточные фундаменты Монолитные ленточные фундаменты...
78149. Стены. Требования, предъявляемые к стенам 1.94 MB
  Кроме того стены должны иметь минимальный вес наименьшую стоимость и сооружаться по возможности из местных материалов. По роду материала различают стены: каменные деревянные и стены из других материалов в том числе синтетических в порядке эксперимента. Каменные подразделяются на: стены из каменной кладки; монолитные; крупнопанельные стены. Кирпичные стены по своей структуре подразделяются.
78150. Направленность личности 306.5 KB
  Понятие потребности. Желание как форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности но и возможных путей её удовлетворения. Интерес Интерес специфическая форма проявления познавательной потребности человека.
78151. Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития 88.88 KB
  Социокультурные тенденции оказывающее влияние на развитие образования науки культуры. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования. Две основные функции образования в обществе воспроизводство и развитие и соответствующие им модели образования.
78152. Развитие и воспитание личности 55.36 KB
  Структура учебной деятельности: учебнопознавательные мотивы цели задачи и учебные действия. Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных ориентаций убеждений личностных качеств в процессе усвоения социальнокультурного опыта и формировании мотивов учебной деятельности которые во многом определяют ее успешность. Используется в практике профессиональной подготовки и рассчитан на то...