10534

Идеалистическое и материалистическое понимание общественной жизни. Гегель и Маркс

Научная статья

Логика и философия

Идеалистическое и материалистическое понимание общественной жизни. Гегель и Маркс. Материалистическое понимание общества. Марксистский философский материализм неизбежно приводит к материалистическому пониманию истории к революционнокоммунистическим выводам. В

Русский

2013-03-28

39.5 KB

62 чел.

Идеалистическое и материалистическое понимание общественной жизни. Гегель и Маркс.

Материалистическое понимание общества.

Марксистский философский материализм неизбежно приводит к материалистическому пониманию истории, к революционно-коммунистическим выводам. Высшая форма материализма, созданная марксизмом, изгоняет идеализм из его последнего убежища - из социологии. В. И. Ленин характеризует марксистский философский материализм как “последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни...” .

Особенностью диалектико-материалистического решения вопроса об отношении сознания к бытию является то, что оно охватывает не только природу, но и общество.

Марксизм-ленинизм учит, что общественное бытие, способ производства материальных благ определяет лицо общества, служит основой исторического развития.

“Материализм вообще,- говорит В. И. Ленин,- признает объективно реальное бытие (материю) независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества”

Общественное сознание человека отражает общественное бытие. Рассмотрение общественного сознания как отражения общественного бытия в корне отличает диалектический материализм от материализма метафизического. При этом марксистский философский материализм показывает, что всякое, даже извращённое, ложное общественное сознание является порождением действительности. Французские материалисты, например, полагали, что религия и ничего не отражает в объективной реальности, поскольку она представляет ложное воззрение. Марксистский материализм, напротив, показывает, что религиозное сознание угнетённых и эксплуатируемых масс отражает в извращённой форме факт их порабощения, подавления эксплуататорами, выражает тот экономический, политический и духовный гнёт, которому они подвергаются в антагонистическом обществе.

Материалистическое понимание общественной жизни стало возможно благодаря преодолению свойственного старому материализму сведения материи к одной лишь физической, химической или какой-либо другой форме её существования. Марксистский философский материализм раскрывает специфический характер материальной жизни общества и соответствующую ему специфику общественного сознания. Материальная жизнь общества - это прежде всего производство материальных благ, двумя основными сторонами которого являются производительные силы и соответствующие им производственные отношения людей, складывающиеся и существующие независимо от сознания и воли людей. Изменение общественного производства обусловливает изменение общественного сознания. Таким образом, и в обществе в специфической фирмо проявляется, действует основная, установленная материализмом закономерность: материя первична, сознание вторично, производно.

Материалистически решив вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию, марксистско-ленинская философия создала на этой теоретической основе научное понимание всего исторического процесса общественной жизни. Марксизм рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, подчиняющийся законам, но только не зависящим от воли, сознания и намерений людей, а, напротив, определяющим их волю, сознание и намерения.

Материалистическое понимание истории обогащает теорию познания, раскрывая общественную природу познания, выявляя роль материальной, практической деятельности людей в процессе познания. Домарксистский материализм не понимал материальной, практической основы познания, не видел связи познания с материальным производством и общественно-политической жизнью людей. Даже в тех случаях, когда домарксовский материализм указывал на роль практики в познании, самая практика понималась ограниченно, преимущественно как деятельность, преследующая определённую выгоду или же как эксперимент. Материалистическое понимание истории раскрывает решающее значение основной формы практической деятельности людей - материального производства, показывая, как оно обусловливает развитие познания.

Марксистский философский материализм своим истолкованием явлений природы и общества теоретически обосновывает их революционное изменение. Благодаря материалистическому пониманию истории стало возможно полное и окончательное преодоление созерцательности, свойственной метафизическому материализму. Марксистский философский материализм покончил с метафизическим противопоставлением природы и общества, показав, что изменений природы людьми является материальной основой общественной жизни, основой познания и всей человеческой истории вообще. Таким образом, познание действительности было впервые понято как могущественное средство преобразования, было показано, что познание законов природы создаёт возможность практического овладения ими для использования их на благо человеку.

Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом",т.е. "абсолютной идеи",

преодолевшей свое "отчуждение", снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание

находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об

умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития,оказывается в конечном счете историей познания и самопознания.

Философия духа состоит из

- учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология),

- учения об объективном духе (право, нравственность, государство)

- учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания "абсолютной идеи" (искусство, религия, философия).

 

1) Нравственность

Понятие  "объективный дух" охватывает  правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество и государство. Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений, различные формы которой рассматриваются как необходимые стадии развития объективного нравственного духа. И здесь действительные отношения ставятся Гегелем с ног на голову. Однако в гегелевском понимании нравственности , несомненно, имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.

2)Право

Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой точки зрения право противопоставляется феодальному произволу. Однако Гегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего волю господствующего

класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциальное воплощение свободы.

3)Гражданское общество

Гегель выводит из понятия права основные черты "гражданского общества", ставя с ног на голову  ействительные отношения между экономическим строем и надстройкой. Государство он характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа и по длинную основу экономических отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелю идеалистическое понимание общественной жизни. В рамках этой идеалистической конструкции Гегель часто высказывает глубокие догадки относительно действительной сущности общественных отношений.

4)История

История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком, благодаря чему он и действительно становится свободным.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи:восточную, античную и германскую. В восточном мире человек еще не осознал, что свобода составляет его сущность, поэтому здесь, по утверждению Гегеля, все - рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность:

они то и свободны в отличие от тех, которые не осознают этого и поэтому остаются рабами. Как идеалист Гегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическими условиями. Он выводит рабство из сознания людей. В основе рабства лежит, следовательно, рабское сознание, действительное отношение

поставлено здесь на голову, бытие выводится из сознания.

Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется этотеоретическое мышление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65902. ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ — ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43.5 KB
  Субъективные права и юридические обязанности активно используются в ходе расследования уголовных дел равно как стороной обвинения так и стороной защиты. Исключать влияние конституционного права эволюции его норм на криминалистику и иные прикладные науки необоснованно.
65903. КРИМИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ ГЕНДЕРА 85 KB
  Объединяет же эти преломления их безусловная принадлежность к процессу порождения конкретного акта преступного поведения и к тому что мы называем обыденной средой обитания каждого из нас. Значение категории мотива в изучении характеристик и закономерностей индивидуального преступного поведения трудно переоценить.
65904. ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА: ВЕРСИЯ ОБОСНОВАНИЯ 73 KB
  Миф как единственно возможная форма восприятия мира на известной стадии развития общества. Эта проблема разрешается формированием жанра который и логически и исторически является модернизированной модификацией мифа его гомоморфным образом. Генезис жанра связан с архаическим ритуалом как языком мифо-поэтической модели мира...
65905. Разработка и реализация управленческих решений 48 KB
  Природа процесса принятия решения Принятие эффективных решений – одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации. Конечно существует ряд проблем касающихся отношений между людьми здоровья семейного бюджета неудачное решение которых может...
65906. НАРОДОЗНАВЧИЙ АСПЕКТ НАВЧАННЯ І ВИХОВАННЯ МОЛОДШИХ ШКОЛЯРІВ 43 KB
  В контексті розбудови незалежної України створення системи національної освіти і виховання особливого значення набуло науково обґрунтоване розв'зання навчальних і виховних завдань засобами української народної педагогіки.
65907. ПРОЛЕГОМЕНЫ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ ЖАНРА 139 KB
  Целью данной работы является попытка прелиминарно обозначить некоторые черты жанра повести о княжеских смертях с помощью сравнительного анализа повести о смерти Игоря Ольговича в Ипатьевской летописи под 1147 г. Повесть о смерти Игоря содержит синтез нескольких точек зрения на события в ней изложенные.
65908. Сущность и специфика рынка недвижимости 28.39 KB
  Рынок недвижимости это сектор национальной рыночной экономики представляющий собой взаимосвязанную систему рыночных механизмов обеспечивающих создание эксплуатацию передачу и финансирование объектов недвижимости передачу и защиту прав и интересов на эти объекты а также механизмов обеспечивающих функционирование рынка недвижимости инфраструктуру.
65909. ЖАНРОВАЯ МОДЕЛЬ НОВЕЛЛЫ В «ПИСЬМАХ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н. М. КАРАМЗИНА 58 KB
  Вставные эпизоды в свою очередь либо строятся по образцу новеллы либо близки идиллии хотя две эти жанровые модели взаимосвязаны и взаимопроницаемы. Мы будем ориентироваться на структуру новеллы как на наиболее формально организованную и послужившую автору Писем одной из моделей повествования.