10541

Структура деятельности социального педагога

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема. Структура деятельности социального педагога. План. Общая схема структуры деятельности социального педагога. Понятие педагогическая цель. Примеры социальных целей и задач в педагогической деятельности известных педагогов. Литература ...

Русский

2013-03-29

135 KB

33 чел.

Тема. Структура деятельности социального педагога.

План.

  1.  Общая схема структуры деятельности социального педагога.
  2.  Понятие «педагогическая цель».
  3.  Примеры социальных целей и задач в педагогической деятельности известных педагогов.

Литература

  1.  Российская федерация. Закон об образовании.  (в ред. Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ)
  2.  Государственный стандарт высшего профессионального образования. Педагогическое образование России. Сб. нормативных документов. М., 1994.
  3.  Бушканец М.Г., Леухин Б.Д. ХРЕСТОМАТИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. д-ра пед. наук, проф. З.И. Равкина. - М., «Просвещение», 1976
  4.   Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. Изд. 2-е., М, 1956
  5.   Сухомлинский В.А. Симон Соловейчик. Вечная радость. Очерки жизни и школы. М.: Педагогика, 1986.
  6.  Щетинин Михаил Петрович. Объять необъятное: Записки педагога. - М.: Педагогика. 1986. -176 с.
  7.  Русаков Б.А. Как воспитать самого себя. Новосибирск, Зап. Сиб. Книжное изд-во, 1975.
  8.  Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991.
  9.  Казанский О.А. ПЕДАГОГИКА КАК ЛЮБОВЬ. - М., 1996.

  1.  Общая схема структуры деятельности социального педагога.

Любая деятельность имеет свою структуру, как связь составляющих её элементов.

Структура деятельности социального педагога, состоит из компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

Схематично это можно представить следующим образом:

В схематической картинке педагогического процесса отобразим это место, рис. 7:

Схема педагогического процесса.

                              Со                           Пр

                                                                   Цель      Продукт        Результат    

                              Су                          Ср

Со – субъект организации

Су – субъект управления

Пр – предмет организации и управления

Ср – средство организации, управления и воздействия на предмет

Рис. 7

Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту. Разберем последовательно каждый элемент схемы, начиная с  — объекта.

Объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации.

К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом — ДЦП, умственно отсталые и др.).

Цель деятельности социального педагога - помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами — помощь в социализации ребенка. Эта деятельность направлена на изменение условий в жизни ребенка.

Спектр этих условий:

- психологический комфорт и безопасность ребенка,

- удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов

- предупреждение и преодоление негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении.

Цель ставится методами экстраполяции, моделирования, экспертных оценок (учебный курс «Проектирование, прогнозирование и моделирование социальных процессов»).

Средства деятельности социального педагога: методы обучения и воспитания (курс общей педагогики); методы исследования (курсы педагогики, психологии, методы исследования, технология социальной работы); методы организации (курс социального менеджмента).

  1.  Понятие цели образования и воспитания

Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, начинается с осознания цели деятельности. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как процесс обучения или воспитания.

Цель – элемент любой человеческой деятельности, в том числе и, педагогической.

Умение ставить цель, это свойство человека. К.Маркс писал: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска,   он уже построил ее в своей голове..." (К.Маркс., Ф.Энгельс. Соч. Т. 23. С. 184).

Цель - это представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей действительностью.

Представление о результате рождается в идеальном мире человека, как идея, противоположная материальному миру.

Представление о результате имеет идеальность и в другом смысле – как недостижимость в реальности, как совершенство.

Цель опирается на опыт деятельности человека (апперцепция), который человек черпает из процесса взаимодействия с окружающей действительностью. Это объективная сторона процесса целеполагания. Опора целеполагания на имеющийся опыт не позволяет ставить целей, которые бы резко отличали будущее от настоящего. Самая «спокойная» для человека цель, репродуктивная, в которой будущее представлено как копия настоящего.

Но, в одни и те же формы, человек, ставящий цель, вкладывает разный смысл. Это субъективная сторона целеполагания.

У педагога и ученика (воспитанника) разный опыт деятельности и они вкладывают разные смыслы в свою деятельность. Появляется противоположные тенденции: у педагога и ученика должны быть согласованные цели; цели педагога и ученика не согласованы. Решение данных противоречивых тенденций происходит при общении или общей деятельности педагога с учеником.

Цель воспитания подрастающих поколений формулирует государство, которое при широком участии науки и общественности использует ее как главный компонент своей педагогической политики.

Государство обязано конституировать, узаконить обеспечение экономических, правовых и организационных условий достижения декларируемых воспитательных целей.

Иначе говоря, на достижение законодательно закрепляемых целей воспитания должны быть направлены все необходимые ресурсы общества при соответствующем контроле.

«Под образованием     в     настоящем     Законе     понимается целенаправленный  процесс  воспитания  и  обучения   в   интересах   человека,  общества,  государства,  сопровождающийся  констатацией   достижения гражданином  (обучающимся)  установленных  государством   образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением    гражданином    (обучающимся)     образования   понимается    достижение    и   подтверждение   им   определенного   образовательного  ценза,  которое  удостоверяется  соответствующим   документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых   конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в   Российской    Федерации    осуществляется    в   соответствии  с  законодательством  Российской Федерации и нормами   международного права». РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ (в ред. Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ)

Чем же определяется основная содержательная часть цели воспитания?

Мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры цели воспитания подрастающих поколений понятие комплексное и, отражает:

  •  уровень цивилизации общества;
  •  демократические – антидемократичные нормы;
  •  экономические возможности;
  •  компетентность правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Формулирование государством целей воспитания подрастающего поколения детерминировано экономическими, политическими, научными, правовыми и организационными условиями. Существенную роль играет результат политического противоборства правящих сил. В результате такой борьбы может появиться поддержка материальных усилий государства по воспитанию или придание воспитанию второстепенного значения.

Возможен противоположный подход к определению содержания цели воспитания.

Формулирование государственных целей воспитания происходит не благодаря внешним условиям, а вопреки внешним условиям. Цель, как идея овладевшая массами, будет играть роль организатора и управления. СССР развивался вопреки экономическим условиям, благодаря идее коммунизма. Идея компьютеризации обучения осуществлялась при отсутствии самих компьютеров.

Цель как продукт идеальный (нематериальный) очень подвижна, динамична, так как порождается сознанием деятельного человека, постоянно взаимодействующего с изменяющимся миром и постоянно меняющегося самого. Опыт, знания, события, анализ, эксперимент обогащают человека, и потому он носитель динамичного сознания, и его цель в ходе деятельного движения к ней преобразуется постоянно и незаметно для самого субъекта.

Динамичность жизни обусловливает динамичность цели.

Общий же характер цели как конечного результата позволяет сохранять преемственность возрастных достижений и варьировать индивидуальный образ «воспитанного человека». Общий характер цели сохраняет целостность педагогической деятельности.

Подвижность цели предполагает недостижимость ее.

Цель — звезда, отодвигающаяся от приближающегося к ней человека. Достижение цели означает смерть, духовную либо физическую. Понять блоковское "Покой нам только снится" — это значит принять идею остановки в развитии при достижении цели. Тут нет ничего мистического. Цель развивается вместе с субъектом, который ее ставит, ибо она существует в субъекте, который ее выдвигает, и она так же, как субъект, восходит вверх, как только такое восхождение совершает субъект.

Чтобы недостижимая цель оставалась целью, она должна иметь общий характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестает оставаться ориентиром деятельности.

Цель воспитания должна иметь общий характер, чтобы исполнить свои целевые функции. И тогда место цели воспитания по отношению ко всему процессу воспитания очевидно: цель — исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога.

Цель образования и воспитания полностью определяет системы образования и воспитания т.к., она:

  •  определяет содержание образовательного и воспитательного процессов;
  •  является проектом образовательного и воспитательного продукта;
  •  служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога;
  •  является объектом осмысления, к которому постоянно возвращается сознание педагога.

Целеполагание — это процесс проектирования будущего на базе прошлого и настоящего (рис. 8).

Будущее присутствует в прошлом и настоящем.

  1.  

                           Рис. 8

Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в рант требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран, входивших в блок социалистического содружества, варьируясь с учетом национальных традиций.

Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела интернациональное значение. В одном из опубликованных документов ЮНЕСКО ("Международная стратегия действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы". Часть 4. Рекомендация № 78) описаны общепринятые рекомендации.

Под образованием и воспитанием понимается "осуществление процесса всестороннего развития человека, который протекает на протяжении всей его жизни и направлен на наиболее полное раскрытие его способностей в интеллектуальном, физическом, эмоциональном, моральном и духовном отношениях". При этом предполагается, что "образование должно не только передавать знания, умения и навыки, ценности и другие составные элементы культуры, к которой принадлежит индивидуум, но также развивать его самостоятельность, способствовать его творческой деятельности...".

Существуют национальные варианты формул целей воспитания. В них отражаются традиции обособленных культур и педагогической политики. О своеобразии формулировок целей воспитания свидетельствуют опубликованные документы различных стран.

Немецкие авторы формулируют цель воспитания, как подготовку человека, "способного поступать продуктивно с сознанием ответственности".

В публикациях американских авторов встречается такая формулировка целей воспитания, как воспитание "хорошего гражданина США".

В послевоенной Японии велась борьба двух представлений о стратегии воспитания: должно ли воспитание и образование развивать только способности или формировать всесторонне развитую личность? В одном из документов провозглашалась цель воспитания японской молодежи как формирование в каждом японском гражданине независимости, индивидуализма, самореализации, дружбы и свободы.

Технократизм и экономический фетишизм породили формулировку цели воспитания следующего порядка: "Личность, способная достичь карьеры".

Ход исторического развития и высокая культура опровергают такого рода решения проблемы цели путем постановки одного единственного вопроса: что есть средство и что есть содержание жизни? Карьера. Успех, добро, истина, красота, всестороннее развитие — это все область средства жизни. И ничто из этого не может заместить собою цель жизни человека. А значит, и не может выступать в роли цели воспитания.

Цель современного воспитания — "Личность, способная строить жизнь, достойную Человека".

Имея общий характер, цель воспитания обретает свое гуманистическое назначение, предотвращая своевольную педагогическую распорядительность, насилие над личностью, подавление индивидуальности. Но именно общий характер цели воспитания требует от педагога высочайшего профессионального и педагогического мастерства в работе с детьми в самых разных условиях, обстоятельствах, ситуациях, т.к. педагог самостоятельно проецирует в практике эту общую цель на конкретную действительность.

Разбиение цели воспитания на задачи может совершаться разными путями.

Путь социально-психологический выявляет три задачи воспитания, создать условия для:

  •  освоения ребенком знаний о мире,
  •  выработки умений взаимодействовать с миром,
  •  формирования системы ценностей и ценностных отношений к миру.

Путь индивидуального становления личности ребенка указывает на другой вариант задач, создание условий для формирования:

  •  способности жить по социально-культурным нормам,
  •  способности выполнять роль человека,
  •  способности вступать в социальные отношения,
  •  формирование образа достойной жизни, жизненной позиции и способности регулировать содержание своей жизни.

Если посмотреть на  выдвинутую цель воспитания в ракурсе функций современного человека, то другая совокупность задач предстанет перед нами:

  •  готовить к труду жизни,
  •  готовить к семейной жизни,
  •  готовить к свободному досугу,
  •  готовить к творческому самовыражению.

Понятно, что от ракурса рассмотрения цели зависит процесс определения задач. При условии высокого уровня профессионализма выявление круга воспитательных задач может быть предоставлено педагогическому коллективу отдельного воспитательного учреждения. Иногда круг воспитательных задач определяется органами управления отдельного региона (тогда говорят о так называемой региональной программе воспитания), чтобы использовать максимально специфику социально-психологической среды данного региона.

4. Цели и задачи педагогической деятельности в опыте известных педагогов.

Условия социализации детей должны создаваться всей системой образования, а не отдельными её элементами. Рассмотрим социальные идеи из опыта известных педагогов, которые они предлагали для всех элементов системы образования: обучения, воспитания, взаимоотношений, требований к ученику и учителю.

Педагогические идеи Щетинина Михаила Петровича.

«Я понял, что мой метод, метод проб и ошибок, - от незнания главного - твоих возможностей» М.П.Щетинин.

Во многих профессиях не нужно задумываться над своими возможностями. Например, профессия «водитель автомобиля», если нет возможности различать цветовую гамму (это можно проверить), то человека не допускают к профессии водителя. Какими же возможностями должен обладать педагог? Уметь говорить, приказывать, наказывать, хвалить? Но данные умения относятся к обычному самодеятельному взаимодействию людей.

Задание: опишите свои возможности, которые вы будете использовать как средства профессиональной педагогической деятельности.

«Может быть, и не бывает способностей в одном без способностей во многом?» М.П.Щетинин.

В работах Михаила Петровича описано эмпирическое подтверждение предположению о том, что развитие способностей в одном виде деятельности приводят к развитию способностей в другом виде деятельности. Он говорит о том, что когда сопоставили результаты обучения одних и тех же учащихся в музыкальной школе с их успехами в общеобразовательной, то оказалось, что из 100 процентов наших отличников и «хорошистов» 98,3 процента учились на «4» и «5» по общеобразовательным предметам.

Задание: Спроектируйте эксперимент для проверки выдвинутой гипотезы. Какие теоретические обоснования можно привести в поддержку или опровержение гипотезы?

М.П.Щетинин: «Если преподаватель-предметник скажет об ученике: «У него не получается», то учитель-психолог подчеркнет «У нас не получается», себя от него не отделяя».  

Михаил Петрович считал, что несмотря на то что предметники все силы концентрировали на профессиональной подготовке, стремились оградить учеников от всего "отвлекающего", "побочного", они терпели поражение именно по специальности. У учителя-психолога быстро росли успехи учеников, в его классе отсев становился исключительным, чрезвычайным происшествием.

Задание: Согласны вы с приведенными аргументами? Что является предметом педагогической деятельности преподавателя-предметника, учителя-психолога? Какая из позиций наиболее эффективна в обучении? Можно ли совместить эти позиции?

Ссылаясь на Я.Корчака, Михаил  Петрович утверждал, что "Дети князья чувств." Это главное и существенное отличие ребенка от взрослого.

Он считает, что развивать и совершенствовать мыслительные способности – значит, прежде всего, развивать и совершенствовать их корни - чувственные формы восприятия. Последнее означает включение всех форм чувственного восприятия и, прежде всего зрительного, двигательного и слухового, в активную деятельность, а в условиях школы  - в учебно-тренировочную среду. В противном случае способности отражать внешние воздействия угаснут, органы чувств придут в вялое, пассивное состояние. И снизится активность мышления.

Щетинин приводит слова известного французского философа Мишеля Монтеня: "В тех, кто ставит своей неизменной целью домогаться возможно большей учености, кто берется за писание учебных трудов и за другие дела, требующие постоянного общения с книгами, - в тех обнаруживается столько чванства и умственного бессилия, как ни в какой другой породе людей".  

Адресованные непосредственно ко второй сигнальной системе, математика, чтение и письмо даже в первых классах, не считая дополнительных и домашних занятий, занимают 3/4 всего обязательного учебного времени. На развитие же форм восприятия, от которых зависят мыслительные, познавательные возможности учащихся, в особенности их образное мышление, отводится всего по 1/24 (музыка, изо) или по 1/12 (физкультура, труд) части общего обязательного недельного учебного времени. В учебных программах старших классов еще меньше внимания уделяется живому чувству, организму ученика. Ведущие человеческие формы восприятия (слуховое, зрительное и двигательное) совершенствуются неполно. Огромные "пласты" головного мозга, на которые могла бы опираться вторая сигнальная система, не получают стимулирующей учебной тренировки, остаются за пределами внимания школы.

Задание: Не кажется ли вам, что М.П.Щетинин опровергает известный афоризм «Книга лучший друг человека»? Ваше отношение к высказанной идее (при поиске ответа воспользуйтесь знаниями по психологии). Придумайте проект системы обучения, которая опирается на формы чувственного восприятия.

М.П.Щетинин пользовался правилом: «Если ты не чувствуешь гнева, а изображаешь его, то гнева нет. Если ты сам не веришь своим словам, как же поверит в них ученик». В подтверждение данного правила он описывает эпизод.

"Что с тобой? Кто тебя обидел?" спрашиваю дрожащую всем телом от громких рыданий ученицу 10 класса Татьяну Васильеву. Но Таня, закрывая одной рукой мокрое от слез лицо, а другой разорванную на плече кофточку, отрицательно качает головой... "Ты же сейчас должна быть на занятиях? Это случилось на уроке?" По-прежнему не говоря ни слова, девушка еще ниже опустила голову. В ее вздрагивающих худеньких плечах, во всей ее сгорбленной, будто придавленной невидимым тяжелым грузом фигуре - кричащее отчаяние, обида и безысходность... "Тебя били?!" Таня на мгновение открыла лицо, силясь что-то сказать, но не смогла, вновь захлебнувшись рыданием. "Это произошло только что?" Девушка кивнула головой... "Значит на уроке?.." Теряясь в догадках, до конца не веря, что в нашей школе, да еще и на уроке, кто-то мог ударить девушку, надеясь на то, что, может быть, что-то не так понял, преувеличиваю, я открыл дверь класса, где училась Васильева... "Извините, что врываюсь на урок", - сказал я поднявшимся выпускникам, которые явно старались не смотреть мне в глаза, - но..." И тут увидел, что на задней парте сидит, развалившись, вытянув далеко в проход ноги, Олег Сеничкин. На красном лице расплылась презрительная ухмылка. В прищуренных глазах - вызов. "Сеничкин! Ты что, притомился?" "А я плевал... на ваши речи..." - растягивая слова, вызывающе нагло произнес он... Взглянув на его крепкие в татуировке руки, почему-то вспомнил первый свой день в школе, тех лохматых... "Так что же все-таки здесь произошло?" - повернувшись к классу, мрачно спросил я. "Да здесь была одна храбрая..." - развязно и громко, победно оглядывая класс, процедил сквозь зубы Сенечкин. - Была, да схлопотала... за избыток общественной активности". "Так это... ты-ы-ы?" - отказываясь понимать и верить цинизму десятиклассника, протянул я. Внутри у меня будто вскипел вихрь. Я быстро подошел к Сенечкину, крепко сжав его дернувшееся навстречу плечо, резко повернулся к классу... - "И вы позволили..." - Я с трудом подбирал от захлестывающего меня гнева слова... - "И вы позволили, чтобы на ваших глазах здоровый детина бил девушку?! Как это понимать?! Парни! На ваших глазах бьют человека, девушку, а вы спокойны... вы не выбросили вот этого... вон из класса, не пресекли, не прекратили это бесчестие, этот позор?!".

Сенечкин выскочил из-за парты. Глаза его налились кровью, в них было что-то чужое, злое, жестокое. "Коротким - снизу", -  как молния ударило в мозгу. Все остальное было сделано автоматически... Когда я подошел к сидевшему на полу рядом с учительским столом Сенечкину, он негромко, но внятно произнес: "Вот теперь понятно, батя..." Ученик понял и попросил прощения у Тани, сказал, что это для него урок на всю жизнь.

По предположению Михаила Петровича причина положительного педагогического эффекта - в убежденности и искренности реакции на то, что считаю отвратительным в людях и их поступках.

Задание: Как вы оцениваете описанный эпизод? Как бы вы поступили на месте педагога?

Еще одна идея: «Ученику можно передать только то, чем ты сам наполнен. И еще я думал о том, что наше воспитание стало в основном словесным. Не отсюда ли многие наши беды? Нам сегодня крайне не хватает воспитывающей деятельности». «Высказывая тревогу о том, что наше воспитание стало в основном словесным, я имел в виду слово формальное, казенное, не находящее отклика у детей».

Задание: Каким, на ваш взгляд, должно быть воспитание «словесным» или «деятельностным»?

Следующая идея: «Есть, думаю, только один путь воспитания творческого коллектива  - предоставление возможности высказывать и отстаивать свои мысли каждому, и ученику и учителю».

Педагогом описана реализация данной идеи: «Вначале робко, а затем все смелей и смелей высказывались девятиклассники: так организовать учебу, чтобы все делать на уроках, чтобы не было домашних заданий, чтобы ученики и учителя с уважением относились друг к другу, чтобы было побольше самых разнообразных кружков, чтобы каждому нашлось любимое дело; создать свое подсобное хозяйство, мастерские, чтобы еще до окончания школы приобрести специальность, купить автобусы, катера и каждое лето путешествовать вместе по стране; организовать свой лагерь где-нибудь в лесу или на берегу моря, чтобы отдыхали в нем и октябрята, и пионеры, и комсомольцы.

В сентябре 1975 год наш комплекс начал работу в таком составе: общеобразовательная, спортивная, хореографическая, музыкальная  школы; клубы юных техников и натуралистов.

Пока ребята занимаются хореографией, музыкой, педагоги  экспериментальных классов успевают проверить рабочие тетради каждого ученика по каждому предмету. Отметки ребята узнают после всех уроков, во время ежедневного анализа итогов дня. Такой анализ дисциплинирует учеников, каждый на них чувствствует к себе постоянное внимание, может сравнивать свои успехи с достижениями товарищей».

Задание: Какие результаты можно получить при реализации описанной школы-комплекса? Какие возможные отрицательные последствия нужно учесть при реализации идеи?

Идея успеха: «Успех в одном дает силы идти к победе в любом деле».

Реализация данной идеи описана следующим образом: «Чувство собственного достоинства - энергоисточник развития  личности, а двигателем развития можно было бы назвать успех в той или иной деятельности. Человека ценят по делам. Успех, пусть самый малый, в конкретном деле и есть шаг к самоутверждению.

Поэтому первоочередная задача школы наряду с обучением  основам наук - предоставить каждому ученику возможность иметь любимое дело. От ее решения зависит способность школы воспитывать.

Ученик, включенный в разностороннюю деятельность, проходит через цепь поражений и удач, а не только через одни победы или поражения. Жизнь его в школе - сумма, состоявшая из  побед и поражений. Она воспитывает в ребенке бойцовский характер, волю, оптимизм, стремление преодолевать трудности.  

Познавая успехи и поражения, он становится чутким к успехам и неудачам товарищей. В нем крепнет основа доброго, ценнейшее   качество коллективиста - сопереживание, способность прийти на помощь».

Задание: Каков, на ваш взгляд, механизм преодоления трудностей? Как помочь ученикам освоить данный механизм?

Идея отношений педагога к Родине: «Учитель начинается не с любви к детям, а с любви к Родине. Учитель - полпред своего народа, ответственный полпред будущего, бескомпромиссный и верный борец за коммунистические идеалы. Когда любовь к детям вырастает на основе гражданственности,  когда суть любви к ребенку - забота о будущем Родины,  духовное возвышение человеческой сущности ученика, только тогда мы можем сказать: перед нами педагог».

Задание: Как проявляется любовь к Родине у педагога? Как вы проявляете свое отношение к Родине?

Главное дело учителя – ваять личность ученика: «Дать интересный урок, когда «лес рук» всего лишь минимум. Глубоко, даже блестяще знать свой предмет еще не значит быть педагогом. Это тоже минимум. Без знаний и мастерства  в школу не ходить. Учитель-неуч (а такое случается) вообще вне рассмотрения. Но хорошо вести уроки и быть в стороне от жизни, от борьбы за переустройство мира и человека значит, плохо делать свое главное учительское дело - ваяние личности учеников».

Задание: Понятие «личность» имеет корень «лицо». Человек приобретает собственное социальное и культурное лицо только с помощью собственных усилий. Есть ли у учителя возможность «ваять личность ученика»?

Традиционная педагогика опирается на насилие: «Однажды я слышал, как учительница после выпада в адрес "не слухов" расхваливала ученика: "Он хороший мальчик, редко когда слово поперек скажет, сидит себе на уроке и помалкивает..."  Учительница эта - крепкий специалист, знающая свой предмет. У нее на уроках тишина... гробовая. Большинство ребят "отсель досель" учебник знают. Педагог любит, как она  сама призналась, "брать на страх". У нее годами отработанный  арсенал психологического давления, вернее – подавления».  

По мнению М.П.Щетинина: «Учитель, что бы он ни преподавал, должен учить  главному предмету - постижению смысла жизни и подлинного  человеческого счастья». Постижение смысла жизни и человеческого счастья не может происходить с помощью насилия. Можно ли совместить традиционные педагогические средства с задачами постижения и смысла и счастья?

Место творчества в педагогической деятельности: «Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда  тоже. Суть деятельности педагога - творчество, исследование,  успешная работа сегодня не дает никакой гарантии, что завтра она будет такой же. Ибо завтра - новое испытание». Получается, что заниматься педагогической деятельностью можно без изучения специального учебного курса «Педагогика». Как вы относитесь в такому тезису?

Педагогу часто приходится взаимодействовать со своими коллегами как с оппонентами. Щетинин советует: «Слушайте оппонентов, по доброму анализируйте их возражения.  Оппонент оттачивает вашу мысль. Вы нужны друг другу, если оба искренни и честны. Чаше анализируйте свое поведение. Вы доброжелательны в споре? Очень хорошо! Вы раздражены? Это плохо, в вас проснулся себялюбец. У такого главное не идеи, а он сам. Умейте сдаваться перед истиной. Побитым в споре быть не страшно, страшно изменить себе».

 Задание: Что такое истина? Для чего нужен педагогу оппонент? Как вы относитесь к своим оппонентам?

Психологическая напряженность педагогического труда сравнима с напряженностью работы космонавта. Михаил Петрович так описывает проявление напряженности педагогов: «Мы либо молчим, либо спорим так, будто идем на эшафот. Надо снять эту напряженность».

Задание: Какие приемы вы используете для снятия напряженности во взаимодействии?  

Пожелание педагога: «Не спеши, учитель. Скорочтение твое равносильно легкомыслию  и профессиональной некомпетентности.

Неспешность общения исключает равнодушие. Она требует от учителя смотреть активно, слушать активно, думать активно, действовать активно и побуждает к тому же учеников».

Задание: Приведите примеры в которых люди активно: смотрят, слушают, думают, действуют.

Педагогический опыт позволяет приобрести учителю не только положительные качества, но и отрицательные: «Педагоги, как никто другой, годами приобретая опыт, свои представления о жизни, невольно идеализируют их и крайне болезненно реагируют на любую ревизию. Не случайно профессиональная болезнь многих учителей - неумение, я бы даже сказал, неспособность слышать другого. Это абсолютизирование себя - одна на причин разобщения с учениками и друг  с другом».

Задание: Предложите приемы устранения описанных недостатков в педагогической работе.

Педагогические идеи Сухомлинского Василия Александровича.

"Эмоциональное пробуждение разума" - вот метод Сухомлинского и его коллег - учителей Павлшыской школы. Детский ум они пробуждают, обращаясь не к уму, а к чувству - и лишь через чувства к уму.

Эмоциональность для Сухомлинского не добавка к другим, основным "сторонам" обучения, не десятый пункт в перечне  требований к уроку, не средство заинтересовать ребенка, а необходимое условие, чтобы развивать его ум, реальная возможность обучать детей и сохранять им детство.

Кажется, прямая дорога: знание учителя - знание ученика. Да не выходит, кратчайшая эта дорога оказывается самой длинной  и самой трудной, если не обратиться к проводнику - к чувству. "Знание учителя - чувство учителя - чувство ученика- знание ученика" - так выходит короче...

"Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества,- таким будет обучение моих питомцев",- размышляет  В.А. Сухомлинский, когда его дети переходят из школы радости в первый класс.

Задание: Не преувеличена ли роль эмоций в педагогической деятельности?

Ведущий вид деятельности у дошкольников «игра». Дети в школе что-то теряют от своей детскости.  У Сухомлинского они только в школе и становятся настоящими  детьми. Школа не обращает детство, а продлевает его. Больше того - она возвращает детство тем ребятам, которые по  каким-то причинам не получили его в семье.  

И вот первоклашки, второклассники, третьеклассники месяцами  играют на "Острове чудес" в Робинзона, сочиняют "сказки  вечерних сумерек", строят из камыша и фанеры "страну лилипутию", высаживают розовые кусты в "уголке красоты", выкладывают из розовых стеколышек "подземное изумрудное царство"  (под впечатлением от "Малахитовой шкатулки") и в специально созданной учителем комнате сказок, где Соловей-разбойник, Илья-Муромец, где живут Красная Шапочка, Мышка-Норушка, читают  вслух о Робинзоне, Мюнхгаузене, Гулливере, царе Салтане, читают и перечитывают по десять раз сказки Андерсена, Л. Толстого,  Ушинского, братьев Гримм, Чуковоского, Маршака... Тут же и девочки и мальчики играют в куклы. У каждого - своя, любимая. У Сухомлинского дети играют в куклы до десяти лет, и это нисколько не мешает им уже с первого класса выращивать на делянке хлеб, много работать руками, заботиться о деревьях, птицах, рыбах, мастерить арифметические "электрины", строить модель ветровой электростанции и тридцать других таких же сл ожных моделей, всем до одного играть в шахматы ("без шахмат  нельзя представить себе полноценного воспитания умственных  способностей и памяти"), проводить математическую олимпиаду  уже в третьем (!) классе и свободно употреблять такие слова,  как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, различие, сходство...

Нет, "не мешает" - это сказано плохо. Именно сказки, игры, педагогики – именно это и открывает кратчайший путь к самому  современному в науке, к абстрактным представлениям, ибо  пробуждает, развивает, обогащает мышление.

Задание: Опишите роль игры в процессах обучения и воспитания. Приведите примеры игр, которые вы можете организовать.

Со всех сторон раздаются требования "повысить эффективность урока", причем на практике эффективность часто оборачивается  перенапряжением детей.

Дети Сухомлинского не торопятся. Учитель старается сохранить их душевное равновесие - чувство полноты жизни, ясность мысли,  уверенность в своих силах. Они и к школьному-то режиму привыкают вовсе не с первого дня (чем так гордятся многие хорошие  учителя), а лишь спустя 3-4 месяца; некоторым из них разрешено  поначалу выходить из класса когда захочется - учитель воспитывает детей, а не ломает их привычки.  И почти половину уроков он провопит на воздухе, в беседке или на лугу, потому что - так считает Сухомлинский - 85 процентов  неуспевающих ребят отстают в учении из-за каких-то скрытых недугов, и он очень заботиться о здоровье детей. У  Сухомлинского все дети дома нормально завтракают перед школой,  спят на открытом воздухе, домашние уроки делают в специально  выстроенных для них старшими ребятами беседках. У его детей не бывает бледных щек, синих жилок под глазами, они все румяные, загорелые, "кровь с молоком". И сказки учитель рассказывает не только для умственного развития  детей - для их здоровья, потому что он установил связь между радостью и здоровьем, между скукой и нездоровьем. Он гордится успехами своих учеников, но, быть может, вот главный  его успех: уже в третьем-четвертом классах ни один из ребят ни разу не простудился!

Задание: Какова роль здорового образа жизни для ученика? Являетесь ли вы примером здорового образа жизни? Приготовьте беседу для убеждения учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни.

Одна из проблем в обучении, объективность оценки знаний. В школе В.А.Сухомлиснкого никто из учеников ни разу не расплакался из-за неуспехов в учении,  из-за двоек. Сухомлинский не ставит своим ученикам плохих отметок. Его ребята вышли в пятый класс, не получив ни одной двойки, в глаза ее, двойку, не видав! Этот учитель не представляет  себе, как можно поставить маленькому ребенку двойку. Он, говоря словами Корчака, "уважает детское незнание", он терпелив:  год, два, три года у ребенка "Может что-нибудь не получаться, но придет время - научится". Детское сознание -  могучая, но медленная река. Если что-то не выходит, учитель вообще не ставит отметки. Ребенок не опозорен, не наказан, он просто старается заслужить отметку.

У Сухомлинского отметка всегда оптимистична, это вознаграждение  за трудолюбие, а не наказание за лень. Он всего шесть раз не поставил отметки в четверти, но половина его ребят кончила четвертый класс с похвальными грамотами, а почти все остальные - без троек. Сухомлинский добился, чтобы и родители его учеников не требовали от ребятишек высоких отметок. Его школа не знает "психоза погони за отличными отметками"; "отличники не чувствовали себя счастливчикам, успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности".

Задание: Оценка используется в традиционной школе не только для поощрения, но и для наказания. Можно ли в педагогической работе обойтись без наказания?

Школа всегда взаимодействует с родителями учеников. Родители в школе Сухомлинского особые: они 12 лет два раза в месяц приходят в школу и изучают здесь курс психологии и педагогики - 350 часов, больше любого институтского или университетского курса.

Задание: Родителя не являются профессиональными педагогами. Есть ли необходимость столь объемных курсов психологии и педагогики для родителей?

«Как строить свои отношения с учителями?» – это одна из самых острых проблем директора школы. Сухомлинский считал, что свободное время учителя - корень, питающий ветви педагогического  творчества. Никаких письменных отчетов, никаких дежурств; не хиреть над тетрадками - проверять их выборочно; и все собрания и семинары в школе отменяются, если по телевизору -  опера или симфонический концерт.  

Учитель должен в учительской отдыхать. Здесь раз и навсегда запрещено говорить о недомоганиях, семейных неприятностях. В учительской должно царить бодрое, веселое, деловое настроение. Учитель идет на педагогический совет уверенный в том, что его не станут распекать при всех, что различные школьные неурядицы будут решены, так сказать,  в рабочем порядке, а не при всем коллективе, что на педсовете,  на психологическом семинаре всегда говорят только о принципиальном, если хотите, возвышенном.

Вот темы "Семинара педагогической культуры" из плана на  1970/71 учебный год:

"Как учить, чтобы дети верили учителю".  

"Уметь требовать и уметь прощать, уметь видеть и не все замечать".  

"Уметь снисходить к ребенку, уметь понимать детство и детские слабости".

"Как избежать предубежденности во взаимоотношениях со школьниками".

"Учитель - совесть народа".

"Конформизм и воспитание".

В конце семинара каждый раз обсуждается педагогико-психологическая характеристика одного из учеников: учителя учатся видеть и понимать детей.

Задание: Можно ли в современной школе реализовать идеи «освобождения учителя»? Почему нельзя «распекать» педагога при коллегах? Для чего педагогу видеть и понимать ребенка (о каком профессиональном качестве идет речь)?

Школа, которой руководил В.А.Сухомлинский, отличалась своим оформлением. Первый большой стенд, который бросается вам в  глаза, когда вы войдете в здание, обращен не к детям - к матерям: "Мать, помни, что ты главный педагог, главный воспитатель.  От тебя зависит будущее общества". Далее - картинки  с советами матерям. Первый совет: "Мамы, рассказывайте своим  детям родные сказки".  

Еще большой щит, на этот раз обращенный к детям: "Берегите ваших матерей?"  

В другом месте большими буквами выведено: "Без матери нет  ни поэта, ни героя"  /Горький/, на этом щите писанные маслом маленькие портреты М.А. Ульяновой, А.К. Тимирязевой, Т.С. Репиной, Л.Т. Космодемьянской, О.О. Островской, 3.М. Константиновой, А.А. Маяковской, А.Т. Гагариной. Сухомлинский считал, что чувство патриотизма вырастает из любви к матери...

Другие большие, главные щиты и стенды на стенах школы:

"Величайшая ценность в мире - человек".

"Доброму человеку всегда стыдно даже перед собакой" /А.П. Чехов/.

Задание: Каково значение оформления школы? Как вы относитесь в описанному оформлению школы?

Школа сложное социально-культурное образование. "...Школа становится подлинным очагом культуры, - писал Сухомлинский,- лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова". Может ли школа при других условиях (других культах) стать «подлинным очагом культуры»?

У детей в школе всегда есть успехи и неудачи. В описываемой школе нет родительских собраний в том смысле, к которому мы привыкли: Сухомлинский и представить себе не мог, чтобы об успехах или тем более недостатках детей могли говорить вслух, при всех.

(Из рукописи В.А.Сухомлинского "Сто практических советов учителю"):

Недопустимо делать предметом обсуждения в коллективе:

- предосудительное поведение ребенка в коллективе /подростка, юноши/, причиной которого являются явные или скрытые ненормальности в семье...

- предосудительное поведение или отдельные поступки детей, если причина их - душевный надлом у ребенка в связи с тем, что у него неродной отец или неродная мать. Каким бы злостным  нарушителем дисциплины ни казался ребенок, если у него нет  отца и матери, разбирательство его поведения коллективом  никогда не может быть объективным;

- поведение или отдельные проступки, которые являются протестом  против грубости, произвола родителей или кого либо  из взрослых, в том числе и педагогов...  

- предосудительный поступок - реакция на то, что учитель допустил необъективность в оценке знаний ученика. Как и во  многих других случаях, здесь мы имеем дело с детской обидой, а  это очень нежная, капризная ранка: чем больше о ней беспокоишься,  чем чаще прикасаешься к месту ранения, тем больнее. Ранку-обиду лучше всего оставить в покое...

- поступок, объяснение которого требует рассказа о глубоко личных, дружеских отношениях ученика со своим ровесником или старшим или младшим другом. Наталкивание на откровенность в таких случаях осознается и переживается учеником как побуждение  к измене, выдаче друга... У детей свои понятия, свои убеждений  о чести и бесчестии, и эти понятия и убеждения надо уважать.

У читателя может возникнуть вопрос, - продолжает Сухомлинский,- что же следует, что допустимо разбирать в коллективе?

Ничего.

Задание: Каковы функции и методы коллектива в борьбе с недостатками отдельных его членов?

От этой очень трудной проблемы - не только педагогической, но и социальной, - писал В.А. Сухомлинский, - никуда не уйдешь: в общеобразовательной школе в нашей стране учатся не меньше двух миллионов малоспособных детей, будущих наших граждан, тружеников, отцов и матерей, все, что бы не говорилось о всестороннем развитии, о благоприятных условиях, созданиях нашим обществом для полного развития способностей и дарований  каждого человека, будет лицемерием, если в нашей стране будут  миллионы несчастных людей, обездоленных из-за неполноценности  своего умственного развития... Их надо воспитывать настоящими  людьми - другого выхода нет! Учить этих детей надо в общеобразовательной школе; создавать для них какие-то специальные учебные заведения было бы попиранием элементарной гуманности. Эти дети - не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветении человечества. Не их вина, что они приходят в школу хилыми, слабыми, беззащитными. Виноваты в этом и природа, и весь род человеческий,  и многовековая социальная несправедливость, уничтоженная,  но оставившая свои плоды на многие годы, и наше общество,  не сумевшее у к сожалению, предотвратить некоторые социальные бедствия, среди которых на первом месте стоят алкоголизм и непрочность семьи".

Задание: В традиционной образовательной системе создаются специальные школы для малоспособных (умственно отсталых) детей. Как вы относитесь в идее обучения данных детей в общеобразовательной школе?

Но ему все в жизни давалось трудно. Прошли годы, прежде чем он собрал 19 тысяч книг своей библиотеки и знания,  соответствующие этим тысячам. У него было много друзей, его работу и его поиски крепко поддерживали, но человек такой смелости не мог не иметь противников. Сухомлинский никогда не писал о борьбе, которую ему приходилось вести. Его книги критиковали за бесконфликтность: действительно, все у него вроде получалось само собой, все шло отлично, без каких бы то ни было препятствий. Но надо понять особенность этого человека: он вообще никогда никому не жаловался и физически не мог написать о том, что ему трудно. Если его рукопись не принимали к печати, он прятал ее в шкаф и садился за новую работу. Он был весел, по-детски смеялся, его никогда не видели хмурым или в плохом настроении, и ни один человек в школе не знал о трагедии, которая всю жизнь стояла перед глазами Василия Александровича.

Задание: Можно ли педагогу жить без конфликтов?

У каждого человека есть жизнь видимая и жизнь невидимая, духовная, проявляющаяся в его творчестве, характере, борьбе.

У Сухомлинского была еще одна жизнь, запрятанная в  такие глубины души и так прочно закрытая от мира, что и понять невозможно, как он держался.

Из его книги "Письма к сыну".

"... Я не могу согласиться с тем, что ребенка надо любить с какой-то оглядкой, что в человечности, чуткости, ласковости, сердечности заключена какая-то опасность... Ведь я учитель, воспитатель детей, я продолжаю себя в своих питомцах. Я люблю  их безоговорочно и без какой бы то ни было оглядки. Я убежден,  что только человечностью, лаской, добротой - да, простой  человеческой добротой можно воспитать настоящего человека. Треть столетия работы в школе убедила меня в том, что нормальное,  абсолютно нормальное воспитание- может быть, оно пока еще идеальное - это воспитание без наказаний, без окрика,  без угроз, без повышения голоса. Хочу сделать оговорку, чтобы предотвратить недоразумение: не просто воспитание без наказаний, а воспитание без надобности в наказаниях. Я твердо верю, что наступит час, когда человек не будет знать, что такое ударить человека, что такое оскорбить его. Так, как подсказывает мне моя педагогическая вера, я и воспитываю детей...

Я начал свой педагогический труд в 1935 году. В 1940 году я женился. Через год, весной 1941 года, моя жена Вера Петровна  окончила учительский институт. Мы собирались работать в одной школе. Мы были молоды и полны надежд на будущее.

Наши надежды разрушила война. С первых дней войны я ушел на фронт. Никто тогда не мог предполагать, что через шесть недель на берега Днепра придут фашисты. Я верил, что скоро  вернусь с победой. Расставаясь, мы мечтали о том, что у нас  будет сын или дочь. Но пожар оказался не таким, как думалось Село над  Днепром, где у своих родителей жила Вера, было  захвачено фашистами. Жена с двумя подругами распространяла листовки... Нашелся изменник. Веру и ее подруг арестовало гестапо...

В застенке у Веры родился сын, лицемерно обещая сохранить ей жизнь, фашисты совершили страшное преступление. У меня вот уже двадцать лет горит сердце, когда я на мгновение представляю себе то, что произошло в фашистском застенке. Сын, которому было несколько дней от роду, фашистский офицер... поднес к жене и сказал: "Если не назовешь руководителей  организации, ребенка убьем". И убил.

...Потом Веру повесили. Это было как раз тогда, когда я, сражаясь на фронте, был тяжело ранен. У меня была прострелена  грудь, несколько осколков металла и сейчас еще сидят в легких.

Вот я и рассказал тебе, сын, о своей тайне. Мама твоя знает ее с тех пор, как мы: познакомились: она просила рассказать  тебе обо всем этом после того, как ты станешь совершеннолетним."

Цель является важным элементом структуры педагогической деятельности. Цель идеальна по своему содержанию, как противоположность материальному миру. Цель идеальна, как недостижимое, совершенное образование.

Цель образования задается заказчиком: государством, родителями.

Учитель, как исполнитель, ученик, как участник педагогического процесса имеют собственные цели. Для них главное осознание и наполнение собственным (личным) смыслом образовательных целей.

Государство оформляет цель образования в законах, стандартах образования. Родители оформляют свою цель путем выбора учебных образовательных учреждений.

Для освоения средств постановки собственных целей в образовании полезно исследовать опыт работы известных педагогов.

Понятия для контроля.

  1.  Цель, задачи.
  2.  Закон, стандарт.

Задания для самостоятельной работы.

  1.  Выделите цели образования из стандарта своей специальности. В каких учебных курсах и как они реализуются. Насколько вы достигли цели стандартов образования?
  2.  Насколько претворяются в жизнь цели образования определенные Законом РФ об образовании? Насколько вы их сами реализуете?
  3.  Каковы, на ваш взгляд, истоки «величия» педагогов В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко и др.? По какой причине педагоги стали новаторами?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11752. ПІД-РЕГУЛЮВАННЯ НЕЛІНІЙНИМ ОБ’ЄКТОМ 83.9 KB
  В данной лабораторной работе был рассмотрен пропорциональный интегрально-дифференциальный регулятор. При моделировании ПИД регулятора было установлено, что заданные по варианту параметры регулятора приводят к ухудшению переходной характеристики объекта регулирования.
11753. НЕЧІТКЕ РЕГУЛЮВАННЯ РІВНЯ ВОДИ У ТАНКУ 81.32 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 5CУ НЕЧІТКЕ РЕГУЛЮВАННЯ РІВНЯ ВОДИ У ТАНКУ Цель работы: исследование эффективности использования нечеткого регулятора в системе управления линейным объектом. Рис.1 Уровень жидкости в цистерне при синусоидальном управлении при задан
11754. НЕЙРОМЕРЕЖЕВЕ СЛІДКОВЕ КЕРУВАННЯ МАНІПУЛЯТОРОМ РОБОТА 63.05 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 6CУ НЕЙРОМЕРЕЖЕВЕ СЛІДКОВЕ КЕРУВАННЯ МАНІПУЛЯТОРОМ РОБОТА Цель работы: исследование эффективности использования нейросетевых регуляторов для управления манипулятором робота. Рис.1 Движения манипулятора при необученной сети и задан
11755. Изучение лабораторного оборудования и методики выполнения лабораторных работ 593 KB
  Изучение лабораторного оборудования и методики выполнения лабораторных работ Методические указания по выполнению лабораторной работы Изучение лабораторного оборудования и методики выполнения лабораторных работ по дисциплине Теория автоматического управлени
11756. Исследование автоматической измерительной системы (потенциометра) 725.5 KB
  Исследование автоматической измерительной системы потенциометра Методические указания по выполнению лабораторной работы Исследование автоматической измерительной системы потенциометра по дисциплине Теория автоматического управления для студентов о
11757. Моделирование динамических звеньев систем автоматического управления на аналоговом вычислительном комплексе АВК-6 479 KB
  Моделирование динамических звеньев систем автоматического управления на аналоговом вычислительном комплексе АВК6 Методические указания по выполнению лабораторной работы Моделирование динамических звеньев систем автоматического управления на аналоговом вычисл...
11758. Исследование авиационной приборной системы слежения за угловым положением вала 460 KB
  Исследование авиационной приборной системы слежения за угловым положением вала Методические указания по выполнению лабораторной работы Исследование авиационной приборной системы слежения за угловым положением вала по дисциплине Теория автоматического уп
11759. Исследование системы автоматического регулирования частоты вращения вала двигателя 797 KB
  Исследование системы автоматического регулирования частоты вращения вала двигателя Методические указания по выполнению лабораторной работы Исследование системы автоматического регулирования частоты вращения вала двигателя по дисциплине Теория автоматичес...
11760. ММДО Шпоры 6.32 MB
  Билет № 1 Загальна задача лінійного програмування. Линейное программирование – раздел математического программирования который изучает задачу определения экстремума линейной функции нескольких переменных при линейных ограничениях на переменные в виде рав...