10542

Планирование социально-педагогической работы

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема. Планирование социально-педагогической работы План. Проблемы социального педагога. Формы и содержание планов работы социального педагога. Условия и показатели работы социального педагога в образовательном учреждении. Литература. 1. Нага...

Русский

2013-03-29

197.5 KB

58 чел.

Тема.

Планирование социально-педагогической работы

План.

  1.  Проблемы  социального педагога.
  2.  Формы и содержание планов работы социального педагога.
  3.  Условия и показатели работы социального педагога в образовательном учреждении.

Литература.

1. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. – СПб.: КАРО, 2002.

1. Проблемы  социального педагога.

В сборнике материалов по введению в должность социального педагога описано анкетирование заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей и социальных педагогов.

В результате исследования выделили набор проблем социальных педагогов.

Для начинающих социальных педагогов (студентов) знакомство с материалами анализа содержания социально-педагогической работы может быть полезным, так как позволит подготовиться к вариантам решения проблем, с которыми придется встретиться в первую очередь.

В тесте исследования были два вопроса:

1. Решение каких из ниже перечисленных проблем входит, по Вашему мнению, в профессиональную компетенцию социального педагога?

2. Знаете ли Вы, как разрешаются эти проблемы?

При анализе ответов социальных педагогов, проходивших тестирование в последние два года, удалось решить следующие задачи:

- разделить все проблемы на четыре блока по их содержанию и условиям, в которых они возникают; - проранжировать блоки по степени включенности тех или иных проблем в компетенцию современных социальных педагогов;

выявить проблемы, которые вызывают наибольшие трудности у социальных педагогов;

определить ведущие функции в социально-педагогической работе;

- рассмотреть средства решения проблем социальной жизни ребенка и самооценку готовности к их применению социальным педагогом.

В самом общем виде перечень проблем и отнесение их к компетенции социального педагога можно представить следующим образом: «Название блока, содержание Процент от общего количества ответов».

Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде 74 %

- "трудные" дети (т. е. неуправляемые, педагогически запущенные, ведущие себя вызывающее, агрессивно); 83 %

— дурная компания, криминальный контакт, причастность к криминальным обстоятельствам, учет в милиции; 72 %

употребление детьми алкоголя, наркотиков;      69 %

адаптация к новой среде (в новом классе, в школе, в детском коллективе); 59 %

дезадаптация к нормам социальной жизни в коллективе и, как следствие, одиночество, дефицит общения 48 %

Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка и насилием       68 %

психологическое неблагополучие в семье, семьи    "социального риска", тяжелое материальное положение, беспризорность детей, алкоголизм и/или наркомания родителей; 85 %

соблюдение, охрана и защита прав детей и подростков, нуждающихся в правовой, социальной и педагогической, медицинской и психологической помощи;      83 %

опека, попечительство, сиротство; 78%

агрессия, насилие над детьми со стороны родителей, родственников, соседей 62 %

Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе 56 %

- агрессия учителей: придираются, кричат, конфликты между учителями и ученика ми, отказ учителей работать с учениками;      79 %

— угнетенность из-за непонимания учебного материала, низкая успеваемость, уклонение от обучения, отсутствие интереса; 63 %

- конфликты в среде сверстников (один на один, все на одного); 60 %

- многосторонние конфликтные ситуации с участием детей, родителей, учителей, администрации и т. д. 55 %

Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности, самоопределением детей и подростков  48 %

- профессиональное самоопределение подростков с учетом возможностей социальной среды; 72 %

психологическая дезадаптивность, тревожность, страхи; 59 %

саморазвитие ребенка и реализация его способностей в социосреде; 54 %

личностное самоопределение, рефлексия (Кто я? Какой я?) 45 %

Изучив проблемное поле профессиональной деятельности социальных педагогов, можно отметить, что наибольшие трудности они испытывают при решении следующих проблем:

- проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные    по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; это как правило, дети, имеющие криминальный контакт;

проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и/или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;

разрешение проблем психологического состояния ребенка при наличии многосторонних иерархических конфликтов между администрацией школы, родителями и учениками.

На основе изучения содержания профессиональной деятельности социальных педагогов были выявлены три ведущие функции социально-педагогической работы.

1. Профилактическая — профилактика проблемной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути к решению жизненно важных задач.

2. Защитно-охранная - защита и охрана прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее со стороны ребенка.

3. Организационная — координация действий или средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребенка и активное включение самого ребенка в эти связи.

Возвращаясь к схеме первой лекции, отметим, что профилактическая функция реализуется социальным педагогом в среде стандартных норм, а защитно-охранная и организационная в среде измененных норм функционирования (рис. ).

                                                                                                                                

                                                                                                                      

             1 – процесс выхода из области стандартных норм функционирования.

         2 – процесс возврата в область  стандартных норм функционирования.

                                                 Рис.

Как показывает опыт, при реализации этих функций социальный педагог соответственно выполняет роли:

- наставника,

- посредника,

- координатора.

Рассмотрим средства, которые используются социальными педагогами при реализации данных функций, а также отметим степень готовности социальных педагогов к их использованию.

Профилактическая функция.       Готовы к работе в %.

- Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определение уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи с по мощью социологических опросов, социометрических методик, методов
самооценки профессионального само определения, тестирования, валеологической экспертизы  86 %

— Первичная профессиональная диагностика с применением методик определения профессиональной направленности, интересов ребенка и семьи 74 %

Не готовы к работе.

Включение элементов социального воспитания в предметы базового учебного цикла. 64 %

Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся. 52 %

Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги 48 %

Защитно-охранная функция.

— Создание картотеки, банка данных наблюдаемых детей и семей о проблемных или конфликтных ситуациях. 76 %

Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных учреждениях социального обеспечения и в правоохранительных органах.      72 %

Оформление в ПТУ, сменную школу, помощь в трудоустройстве детей и подростков, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования. 70 %

Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками сложных и
конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта 68 %

Не готовы к работе.

Комплексный, многосторонний анализ проблемной ситуации на основе определенного концептуального подхода.        58 %

Подготовка семей, детей, учителей к оказанию самопомощи в критической ситуации 55 %

Организационная функция.

Организация групповых тематических консультаций специалистов с приглашением юристов, психологов, врачей.      59 %

Обеспечение индивидуальной конультативной и практической помощи родителям, учителям, учащимся.      58 %

- Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с родительскими общественными организациями школы, района, города.       55 %

Организация школьных мероприятий (бесплатное питание, льготные
проездные билеты для учащихся).         53 %

Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования 52 %

Не готовы к работе.

Выработка решений и рекомендаций, разработка  программы действий. 45 %

Разработка рекомендаций по организации социально-ориентированного учебно-воспитательного процесса в ОУ.      44 %

Связь со спонсорами, шефами, организация гуманитарной и материальной помощи 43 %

Таким образом, материалы исследования позволяют сделать следующие выводы:

социальные педагоги, по их мнению, в основном готовы применять конкретные средства для решения многих сложных задач, но надо заметить, что готовность отмечается ими там, где сама педагогическая реальность представляет им такую возможность, при этом решение задач часто рассматривается поверхностно;

оценка неготовности к использованию средств социально-педагогической деятельности носит скорее эмоциональный, субъективный характер, не является следствием тщательного изучения объектив
ной реальности, что не дает возможности социальным педагогам подходить рационально, системно к разрешению сложных жизненных ситуаций.

Чтобы более точно оценить готовность и неготовность специалистов к профессиональной социально-педагогической работе, необходимо более углубленно и длительно изучать значение, смыслы и причины применения тех или иных средств в конкретных ситуациях, что и предстоит осуществить в ближайшем будущем.

Как показывают наши наблюдения:

- все большее значение приобретает ориентация деятельности социального педагога на проблемы в жизни ребенка, а не на формальные признаки административного порядка. Это создает предпосылки для развития истинной гуманности в профессиональной деятельности социального педагога;

- упорядоченным становится содержание деятельности социальных педагогов, документация, отражающая ее течение, и результат;

четко определяется роль социального педагога и место его в социально-педагогической деятельности  разных типов образовательных учреждений;

значимыми становятся методы социологического исследования, социальный «портрет» школы, изучение социальных связей.

Эти тенденции указывают на развитие внутренних резервов специальности социального педагога. Существуют и другие, пока еще неиспользованные, ресурсы в становлении специальности.

Органы государственной власти разных уровней все чаще обращаются к вопросам социальной защиты детства, но им предстоит проделать большую работу по упрочению законодательного базиса социально-педагогической работы с детьми в государственной инфраструктуре.

Исполнительные органы также должны принять меры по социальной защите положения специалистов в системе образования, чтобы иметь возможность предъявлять более высокие требования к результату работы социальных педагогов.

С целью оказания помощи и поддержки социальным педагогам создается система методической службы на городском и районном уровнях, разрабатывается методическая база для их аттестаций и повышения квалификации.

Сегодня становление специальности «социальный педагог» в основном зависит от того, как складывается опыт социально-педагогической работы в каждом конкретном образовательном учреждении, ибо до настоящего времени этот процесс протекал стихийно, часто зависел от личностных качеств специалиста и общественного мнения среди субъектов образовательного процесса.

Поэтому очевидным становится тот факт, что профессиональное самоопределение является ведущим фактором на данном этапе становления специальности.

Объединение усилий социальных педагогов в этом направлении может принести ощутимый результат в общем деле. Так, каждый социальный педагог может сделать свой вклад в создании единого информационного банка данных; в обогащение арсенала социально-педагогических технологий путем использования активных форм взаимодействия с ребенком, переноса и адаптации отдельных форм социально-культурной, психолого-педагогической, валеологической работы в область социальной педагогики; могут быть приняты меры по оформлению профессиональных сообществ, например: ассоциация социальных педагогов детских домов, коррекционных учреждений; помимо уже созданного городского методического объединения, должны возникнуть и районные методические объединения необходимо возродить и постоянно действующие «круглые столы», создать городской научно-методический совет экспертов и консультантов по разработке целевых комплексных программ развития социально-педагогической деятельности.

  1.  Формы и содержание планов работы социального педагога.

Планирование определяет структуру и содержание социально-педагогической деятельности (СПД) на определенный период. Существует перспективное, календарное и текущее планирование, а также различные формы моделирования и проектирования социально-педагогической деятельности.

Формы планов

  1.  Перспективный план на год, на два и более.
  2.  Циклограмма.
  3.  Календарный план на полугодие, четверть, месяц.
  4.  План-график работы на месяц, неделю, день.
  5.  План-сетка на месяц и на неделю.

Структура и содержание плана

Перспективный план

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее, исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел. Перспективный план имеет следующие разделы: аналитическая записка, цели и задачи, содержание по направлениям работы

Аналитическая записка — состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и включенности других специалистов ОУ в решение проблем социальной жизни ребенка. Выводы о том, что же является объектом СПД сегодня и какие вопросы должны стать наиболее актуальными в ближайшем будущем.

Цели и задачи

Цель определяет стратегию работы социального педагога, отражает предмет СПД как двусторонний процесс:

процесс становления личности ребенка как субъекта социальной жизни;

процесс создания педагогически целесообразной среды.

Смысл целеполагания заключается в определении будущего результата на основе настоящего уровня возможностей. Таким образом, цель СПД — это создание условий для совершенствования возможностей ребенка и его окружения в решении проблем социальной жизни. Ведущая цель может быть уточнена в соответствии с функциональной структурой СПД, когда социальный педагог выступает в определенной профессиональной роли.

Цели по профилактике, предупреждению возникновения проблемных жизненных ситуаций, социальный педагог выступает в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.

Цели по защите и охране прав ребенка в уже возникшей трудной жизненной ситуации, социальный педагог выступает в роли посредника между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением.

Цели по управлению действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребенка; социальный педагог выступает в роли координатора.

Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направлении СПД; одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям. Направления работы могут быть определены в соответствии с необходимостью выявить и разрешить те или иные проблемы какой-то из социальных групп семей или социальных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (см. Закон о гарантиях прав ребенка). В каждом разделе плана указываются мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты ОУ.

В разделе "Профилактическая работа" учитывается содержание всех компонентов образовательного процесса данного ОУ. В содержании плана СПД должны быть отражены:

- меры по усилению социальной ориентации содержания, методов организации учебной деятельности в базовых предметах учебного плана и изменение отношений "учитель — ученик"; действия по включению в учебный план предметов по выбору школы, формирующих социальные знания; занятия в ходе дополнительного образования и в ходе событий школьной жизни, развивающих социальное чувство и поведение. Все это является средствами профилактики возникновения проблемных жизненных ситуаций ребенка.

В данный раздел входят и такие направления социально-педагогической деятельности специалистов образовательного учреждения, как:

- проведение социологических исследований и система учета проблем социального становления обучающихся;

- разработка социально-ориентированных учебных программ, проектов и планов мероприятий для обучающихся;

- обеспечение условий для создания системы социально-педагогического просвещения родителей, повышение квалификации педагогов. В том числе по следующим темам:

- профориентационная работа, профилактика наркозависимости, профилактика правонарушений и т. д.

Структуру раздела "Защитно-охранная деятельность" можно построить в соответствии с перечнем тех социальных групп, в отношении которых ОУ берет на себя ответственность по обеспечению гарантий социальных прав ребенка. Не все проблемы в трудной жизненной ситуации ребенка социальный педагог совместно с работниками ОУ в состоянии разрешить. При планировании необходимо четко очертить границы возможного и обозначить необходимость привлечения других государственных и общественных структур для решения проблемы. В разделы "Защитно-охранная деятельность" можно включить:

- создание или совершенствование системы сбора, анализа информации, учета и контроля за разрешением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а так же информации о тех структурах, которые способны оказать помощь ребенку и его семье;

— создание условий для совершенствования системы опеки и попечительства, в том числе и вопросы лишения родительских прав;

меры по выявлению новых возможностей по
жизнеобеспечению детей из малоимущих семей;

объединение усилий с представителями многодетных семей по решению проблем их социальной адаптации;

патронаж детей, стоящих на учете в органах ОППН, КДН и на внутришкольном контроле;

- учет и контроль всех случаев конфликтных отношений, соответствующая реакция на ситуации затянувшегося конфликта ребенка с его ближайшим окружением в семье, в школе, за ее пределами и т. д.;.

Перечень направлений СПД и задачи, которые ставит социальный педагог, необходимо соотнести с формулировками в нормативно-правовых документах, чтобы не превысить свои полномочия.

В разделе "Организационная или координационная деятельность" необходимо включить задачи и направления по установлению, развитию или совершенствованию социальных связей;

со специалистами данного ОУ;

с сотрудниками других ОУ;

с другими государственными учреждениями;

с администрацией муниципального округа, района и вышестоящими инстанциями;

с общественными организациями;

со спонсорами;

Здесь же можно указать, какие органы самоуправления, общественные организации берут на себя ответственность за решение проблем социальной жизни ребенка, обучающегося в данном ОУ, и какие связи с ними устанавливает социальный педагог.

Далее необходимо указать педагогические советы, профессиональные объединения и задачи, которые они ставят по методическому обеспечению социально-педагогической деятельности ОУ. Необходимо также перечислить программы и проекты по социально-педагогической работе, которые разрабатываются или осуществляются в данном образовательном учреждении. Каждое направление в разделах плана обозначается не только названием, но и указанием    задач, форм социально-педагогической работы, которые будут использованы в системе, в определенной последовательности как средства решения задачи в конкретный период времени.

При описании каждого направления СПД в любом разделе плана надо соблюдать определенную логику шагов:

- сбор информации и диагностика;

— прогнозирование результата и чего-то полагания;

- непосредственное осуществление действий и контроль за результативностью.

Для повышения эффективности и оперативности работы дополнительно используются и другие формы планирования.

Календарное планирование позволяет уточнить расположение событий, упорядочить действия социального педагога во времени и пространстве.

Циклограмма помогает распределить во времени работу по отдельным направлениям и согласовать между собой этапы СПД: изучение, целеполагание и проектирование, конструктивная реализация проекта и подведение итогов.

Календарный план составляется на полугодие, чаще всего на месяц, иногда — на неделю.

Календарный план помогает выявить последовательность действий социального педагога по каждому направлению, уточнить место и время проведения событий, ответственных за результат.

План-график на месяц, на неделю или на день - это форма текущего планирования, которая позволяет расположить регулярно повторяющиеся мероприятия в определенной последовательности.

План-график на день.

Существуют дни, когда необходимо провести много обязательных мероприятий и надо равномерно распределить время.

План-график на неделю или на месяц помогает распределить мероприятия, которые регулярно повторяются. Чтобы они не были сорваны, как показывает опыт, они не должны занимать более 30-40 % рабочего времени из 36-часовой недельной рабочей нагрузки социального педагога. В такой план-график включаются: консультации ( один день в 1,2,3,4 недели) для разных слоев населения, регулярные встречи с администрацией школы, организационно-педагогические совещания, обязательные выезды в государственные учреждения социальной защиты, еженедельные или ежемесячные совещания по планированию и подведению итогов работы с коллегами по СПД, своевременное оформление документации.

План-сетка на месяц — форма текущего планирования.

Оформляется матрица по месячному календарю, на основе традиционного плана-графика работы (он может пересниматься на ксероксе), далее идет наполнение дней другими событиями из календарного плана или формами текущей работы. С помощью индексов, символов достигается наглядное представление о комплексной организации СПД в рамках 36 рабочих часов в неделю, но и здесь треть времени нельзя занимать заранее. События школьной жизни лавиной сбрасывают на социального педагога проблемные ситуации, и надо иметь время для оперативного их решения.

Основные недостатки традиционного планирования заключаются в том, что:

- цели определяются с позиции воспроизводства, повторения имеющегося опыта, а не с позиции перспективы его развития;

- события, мероприятия включаются в план спонтанно, не отражают логику развития, последовательность включения резервов;

- не учитываются реальные и возможные средства ресурсного обеспечения.

Программирование состоит в том, чтобы рассматривать планирование как гибкую систему целей в движении к будущему результату, как разработку целостной системы целенаправленных совместных действий субъектов социальной жизни и СПД, как мобилизацию и концентрацию ресурсов для разрешения наиболее трудной или наиболее болезненной проблемной ситуации, как систему контрольных действий на пути к цели.

В процессе разработки программы можно выделить пять стадий:

  1.  Анализ проблем социальной жизни ребенка, социальной группы детей (объекты СПД) и имеющийся опыт их разрешения.
  2.  Выявление тех, кто в социальной жизни является участниками этой проблемной ситуации и тех, кто выступит субъектом СПД, их реальных возможностей.
  3.  Формулировка ведущих стратегических идей, определение предмета и цели обновления СПД.
  4.  Формирование плана действий на первом этапе
    осуществления программы.
  5.  Экспертиза программы.

На каждой стадии надо точно рассчитать шаги социального педагога, а затем включить его действия в общую-систему планирования рабочего времени. На каждом этапе реализации программы необходимо скрупулезно анализировать результат движения к цели, причины успеха и неудач, корректировать цели или изыскивать скрытые ресурсы для решения проблем данного типа и совершенствовать свое профессиональное мастерство.

  1.  Условия и показатели работы социального педагога в образовательном учреждении.

Специалист образовательного учреждения действует в предлагаемых условиях школьной жизни и вне пределов школы.

Образовательная система каждого учреждения имеет свои ценностно-смысловые ориентации.

Предполагается, что социальный педагог обеспечивает развитие социальных ориентиров в педагогическом процессе. Ведущим условием успеха в должностном самоопределении и в профессиональной деятельности начинающего социального педагога является соответствие их содержания уже сложившейся ориентации ОУ.

Как показывает опыт, признаками социальной ориентации образовательных учреждений являются:

социальный заказ данному типу ОУ;

социальные ожидания субъектов образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей);

социальная роль ОУ, которая подтверждена реальными возможностями, программами и планами;

проблемы социальной жизни обучающихся;

социальные функции педагогов, которые они берут на себя, включаясь в разрешение проблем социальной жизни детей.

Социальный заказ от общества и государства к образовательному учреждению предъявляется как требование, выраженное в нормативно-правовой форме и предполагающее соответствующее ресурсное обеспечение социальных функций ОУ.

Государство выдвигает эти требования через законодательную базу как государственный заказ. При этом определяющим отличием социального заказа разным типам современных образовательных учреждений является требование по реализации образовательного стандарта: общеобразовательные учреждения имеют социальный заказ — подготовить выпускников ОУ на уровне образовательного стандарта, гимназии — выше уровня образовательного стандарта, а коррекционные школы — возможность занизить требования к уровню подготовки выпускника в соответствии с особенностями его развития.

Может ли существовать социальный заказ со стороны одного человека или общественной группы? Да, если он выражен в соответствующей нормативно-правовой форме. Например, договоры между родителями как физическими лицами и образовательным учреждением в лице директора школы, "Протокол о намерениях" или "Договор о совместной деятельности" с другим государственным учреждением или общественной организацией как юридическим лицом. При этом важно, чтобы в договоре были точно оговорены сроки, результат и условия ресурсного обеспечения такого взаимодействия.

Социальные ожидания - выражение потребности субъектов в той или иной деятельности как партнеров взаимодействия.

Отличие социального заказа от социальных ожиданий в том, что во втором случае:

сохраняется равноправие партнеров и может быть
установлен паритетный диалог;

существует значительно большая свобода в действиях, но возникает и необходимость   предусмотреть реакцию партнера, быть гибким в отношениях с ними;

есть возможность координировать действия и запросы, обсуждать и находить общие решения в процессе реализации потребностей и интересов
социальных партнеров.

Кто является партнерами взаимодействия в школе?

Субъекты образовательного процесса: обучающиеся, родители, учителя, специалисты. Миссия социального педагога при современном положении — способствовать тому, чтобы каждый почувствовал, осознал и реализовал свои ожидания; чтобы все более равноправным становилось положение детей, учителей и родителей в школе; чтобы были приняты во внимание ожидания других структур: депутатов и исполнительных лиц муниципального округа, учреждений культуры, социальной защиты и прочих. Когда социальные ожидания субъектов образовательного процесса перерастают в социальный заказ, они на основе договора становятся социальными партнерами и на равных участвуют в решении проблем социальной жизни.

Каждое образовательное учреждение принимает на себя определенную социальную роль — меру ответственности за осуществление социального и образовательного права ребенка.

Признаки, по которым можно определить социальную роль ОУ:

образовательные цели и содержание образовательных программ относительно образовательного стандарта и показателей готовности выпускника к жизни;

исходный уровень готовности к обучению детей, стартовая позиция в индивидуальном образовательном маршруте;

ресурсное обеспечение образовательного процесса (исходя из средне-статистических норм);

объем дополнительных образовательных и социальных услуг;

участие общественности в создании условий для образовательной деятельности.

На основе этих признаков можно вычленить тип социальной роли ОУ: «средний общий», «элитный» и «смешанный». Определить социальную роль — это значит четко оценить возможности ОУ по оказанию социальных услуг тому или иному ребенку. Только тогда социальный педагог сможет точно сформулировать цели, определить реальные средства и силы, наметить пути разрешения конкретной жизненной проблемы. Ибо завысить прогноз в результате социально-педагогической работы и не обеспечить его достижение всегда означает — нанести вред ребенку и его семье, что несовместимо с понятием профессионализма.

Проблема социальной жизни ребенка — это главный объект внимания социального педагога.

Цель социально-педагогической работы - решение проблем, то есть преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, находящегося в проблемной жизненной ситуации. Для этого создаются условия благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды.

Более точное определение цели социально-педагогической работы в образовательном учреждении возможно лишь при внимательном изучении проблемного поля социальной жизни обучающихся и их социального окружения.

Как возникают и развиваются проблемы?

Проблемные ситуации в социальной жизни существуют у каждого ребенка как растущего организма. На каждом этапе развития ребенок и его окружение обнаруживают противоречия между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками, требованиям, предъявляемыми к ребенку. Если своевременно не изменяются нормы оценки, не создаются соответствующие условия на пути становления ребенка как субъекта социальной жизни, то возникают препятствия на пути самостоятельного решения жизненно важных задач, то есть "проблемная жизненная ситуация".

Если семья или ближайшее окружение не помогут ребенку преодолеть эти препятствия, если окружение ребенка только усиливает непреодолимые препятствия, то это может перерасти в "ситуацию риска".

Если здесь не вмешивается специалист, препятствия существенно возрастают, ребенок может оказаться в "социально опасном положении", и его уже относят к "группе риска".

 Кроме проблем роста современные дети переживают множество трудностей из-за неблагоприятных условий жизни в семье и в школе, т. е. трудных жизненных ситуаций.

Социально-педагогическая работа протекает плодотворно, а социальный педагог рационально использует ресурсы образовательного учреждения и свои силы тогда, когда соблюдает определенную логику в действиях:

1-й этап - изучается реальное состояние социальной жизни обучающихся;

2-й этап в соответствии с выводами по материалам
изучения формируются цели и задачи; учитываются возможности субъектов социальной жизни, включенных в проблемную ситуацию, и специалистов системы образования, планируется работа;

3-й этап - конструктивные действия по реализации плана и анализу результативности на каждом шаге и этапе социально-педагогической деятельности.

Поскольку у истоков продуктивного действия социального педагога лежит изучение реальной обстановки, то можно утверждать, что каждый социальный педагог — исследователь.

Социально-педагогическое исследование может быть определено как совокупность последовательно разворачиваемых действий в конкретной ситуации:

первичное знакомство с ситуацией, определение смысла и цели исследования;

более подробное изучение реальной картины проблемной жизненной ситуации, выбор методов и средств исследования; изучение состояния и условий протекания процесса социального становления
обучающихся;

изучение состояния социальной среды и условий развития ее педагогической целесообразности;

изучение предшествующего опыта социально-педагогической деятельности по разрешению подобных проблем социальной жизни детей;

сбор дополнительной информации, анализ и обобщение полученных данных;

формулировка выводов и разработка рекомендаций для разных категорий участников данной жизненной ситуации;.

создание программы социально-педагогической работы по разрешению данного типа проблем.

Опыт показывает, что результативность изучения социально-педагогической ситуации зависит от использования специалистом достижений современной науки и практики в постоянно изменяющихся условиях современной жизни. Для упрочения профессионализма особое значение имеет освоение методологии и овладение методикой исследования социально-педагогического явления. Это значит, что прежде всего необходимо осознать собственную позицию как субъекта социально-педагогической деятельности, на основе которой происходит определение смысла, цели и методов исследования.

При определении методологических основ социально-педагогического исследования нам видится возможным опора на основополагающие идеи, которые сложились в традиционной педагогике:

познание жизненного явления происходит как движение от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, как взаимодополняющее движение от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему;

познание реальности — это единство чувственного (интуитивного) и рационального, как взаимообогащение ступеней единого процесса;

любое педагогическое явление рассматривается во взаимодействии и взаимозависимости с другими жизненными процессами, все социальные
процессы рассматриваются с точки зрения их педагогической целесообразности.

Объект социально-педагогического исследования — всегда реальная жизненная ситуация, где субъекты социальной жизни оказались бессильны преодолеть препятствия на жизненном пути ребенка, и требуется вмешательство специалиста, как субъекта социально-педагогической работы. При изучении необходимо выявить состояние отношений, причины возникновения проблемы, возможности и невскрытые резервы самих участников этой жизненной ситуации, в том числе и специалистов, причастных к ней. Надо иметь в виду, что социально-педагогическая деятельность — это двусторонний процесс: процесс становления ребенка как субъекта социальной жизни и процесс создания педагогически целесообразной среды. Иначе говоря, когда мы рассматриваем проблемную ситуацию (объект исследования), мы должны увидеть и предмет исследования — те позитивные изменения, которые должны произойти, чтобы можно было преодолеть возникшие трудности. Рассматривая настоящее реальное состояние и прогноз на будущее в социальном развитии ребенка, а также характер взаимоотношений и перспективы развития связей между субъектами социальной жизни, предшествующий педагогический опыт и возможности в его совершенствовании, мы выявляем условия этого процесса.

Цель исследования: выявить настоящее состояние социально-педагогической деятельности, определить прогноз на будущее, возможность и целесообразность включения специалистов в процесс решения трудных, но жизненно важных для ребенка вопросов.

Нам удалось выявить некоторые условия результативности в достижении вышеназванной цели социально-педагогического исследования. Решение в каждой конкретной ситуации зависит от того, насколько выявлены причины возникновения трудностей, а они, в свою очередь, могут иметь глубокие исторические корни. Знание истории частной, общественной и государственной благотворительности в России, истории духовных основ российского милосердия, исторического опыта социального призрения детей помогает объяснить многие явления и принять более точное решение. Тогда действия социального педагога будут соответствовать национальным особенностям жизненного опыта, традициям определенной социальной группы.

При изучении постоянно изменяющихся обстоятельств необходимо быть готовым к социальному творчеству на разных уровнях жизненного процесса: рассматривать в единстве процессы развития человека и окружающей его среды, учитывать факторы развития и торможения, видеть объективные закономерности и конкретные факты субъективного характера, мыслить глобально, а действовать локально, формулируя выводы, принимая нетрадиционные решения на основе полученных данных.

Условием успеха должно быть объединение усилий разных специалистов и интеграция данных из разных областей знания о человеке: медико-валео-логических, психо-физиологических, культурологических, социальных и педагогических.

Восприятие человека как целостного явления позволяет принять более точные решения, хотя очевидно, что во всей полноте его качеств человека познать невозможно, поэтому не может быть самоуверенной позиции специалиста по формуле: "Я лучше знаю, что тебе нужно." Собственные потребности, интересы, желания и жизненные задачи подопечного, его семьи должны быть приоритетными для специалиста при выборе им целей и задач социально-педагогической работы.

При подборе методов исследования важно сочетать социологический и педагогический подходы, вводить бесстрастную статистическую констатацию фактов, но объяснять факты, выявлять значимость тех или иных действий необходимо на основе оценки их педагогической целесообразности.

Из всего многообразия социальных явлений надо уметь выбрать для рассмотрения те, которые имеют наибольшее жизненно важное значение для ребенка; выделить те ценностно-смысловые ориентиры в жизни ребенка, которые помогут реализовать его право и ответственность за свою жизнь; создать такие условия, чтобы все участники проблемной ситуации смогли вступить в паритетный диалог, признать равные права друг друга.

Как мы указывали ранее, первичное значение при исследовании имеет педагогический смысл полученных данных.

В современном опыте социально-педагогической работы наиболее часто используются следующие методы сбора информации: опрос и анкетирование, тестирование, социометрия, проективные методики, наблюдение, изучение деловой документации, материалов письменных и творческих работ детей, эксперимент.

В социально-педагогическом исследовании применяются и теоретические методы: анализ философской, специальной и методической литературы, построение научной гипотезы и прочие. Используются также методы математической обработки полученных данных: регистрация, ранжирование, шкалирование, определение средних величин. Все чаще применяются техническое, электронное, аудио- и видеооборудование.

Изучение социального заказа образовательного учреждения производится методом анализа нормативно-правовых документов, и прежде всего необходимо познакомиться с законами РФ ( см. Приложения). Поскольку каждое образовательное учреждение относится к определенному типу, то необходимо ознакомиться с "Типовым поло'жением", утвержденным Министерством образования РФ. Затем выяснить у директора школы, на какие основополагающие правовые документы администрации города и района опирается образовательное учреждение как государственное. Рассмотрев их, определить, какие социальные вопросы, раскрываемые во всех этих документах, для данного образовательного учреждения наиболее значимы. Нормативные документы надо не только знать, но и понимать, а также уметь их применять в практике социально-педагогической работы. Поэтому следующим шагом является анализ содержания Устава образовательного учреждения. В результате такого анализа необходимо установить соответствие между его текстом и текстами других нормативных документов, определить, насколько документ обеспечивает реализацию образовательных и социальных прав ребенка, а также выяснить, какими актами закреплены отношения между субъектами образовательного процесса. Если социальный педагог работает не первый год, то он в состоянии на основе такого анализа выдвинуть предложения, как более эффективно применить Устав для регулирования отношений и установления нормы социальной жизни в образовательном учреждении; можно также внести дополнения и изменения к его тексту.

Изучение социальных ожиданий детей, родителей и учителей можно производить разными методами. Прежде всего начинающему работнику надо опросить администрацию и других сотрудников, как они ведут сбор, обработку информации, кто, когда и какие делал выводы, выдвигал рекомендации на основе полученных данных, какие принимались меры по реализации этих рекомендаций, какой существует контроль за их исполнением.

Самостоятельное изучение социальных ожиданий лучше всего начать со сбора информации по обращениям родителей, детей, учителей. Они приходят к вам как клиенты и ожидают от вас как специалиста помощи. Вы можете начать вести свои записи с момента первого к вам обращения. Если же человек пришел посоветоваться, вы не смущайте его и сделайте запись после ухода. Важно, чтобы вы фиксировали те обстоятельства и причины, которые побудили человека обратиться к вам, оценку ситуации и необходимые решения. Это послужит началом дневника наблюдений, впоследствии вы сможете вести целенаправленное наблюдение. Можно подготовить вопросы для интервьюирования субъектов социальной жизни, которые причастны к данной ситуации, подготовиться к беседе, чтобы получить разъяснение по фактам наблюдений. Все ответы являются отражением социальных ожиданий тех или иных людей, даже если они впрямую на это не указывают.

Для изучения социальных ожиданий чаще всего применяются специальные опросы, для этого мы рекомендуем использовать "Социальный портрет выпускника Петербургской школы" (Вершиповский С. Г.) или другие опубликованные материалы социологических исследований выпускников школ на пороге взрослой жизни.

Существуют и другие поводы для регулярных, традиционных опросов родителей, учителей, детей, например:

поступление в первый класс;

окончание начальной, переход в среднюю школу
и ее окончание.

Подобные опросы определенных групп родителей и детей проводятся для того, чтобы более глубоко и широко охватить их интересы и проблемы социальной жизни, которые они хотели бы решить вместе со школой; опросы родителей или учителей — для выяснения их запросов по отношению к школе, для установления соответствия их социальному заказу и социальной роли образовательного учреждения, а значит — соответствия социальных ожиданий реальным возможностям школы как определенного типа образовательного учреждения.

Косвенным средством сбора информации о социальных ожиданиях могут послужить результаты любых социологических опросов, социометрии, анализа письменных и творческих работ. Часто социальные ожидания, не будучи осознанными, проявленными, все же вызывают трудности в жизни. Поэтому в ходе изучения социальных ожиданий необходимо создавать условия для рефлексии, самоопределения участников образовательного процесса в их отношении к школе и для определения ими собственных интересов.

На основе изучения социальных ожиданий можно определить группы людей с высоким уровнем социальной активности и предоставить возможность им реализовать ее в общественной жизни школы, например, в группах взаимоподдержки, в совете по профилактике, в попечительском совете. Тогда социальные ожидания не перерастут во взаимные претензии, а помогут людям стать равноправными участниками школьной жизни.

Изучение социальной роли образовательного учреждения можно определить по вышеуказанным признакам, которые, в свою очередь, могут быть изучены с помощью соответствующих методов.

Так, изучение содержания образовательных программ методом традиционного анализа документов может показать:

Какую роль играет содержание базовых предметов в социальном воспитании обучающихся?

Насколько в содержании этих учебных предметов отражены факты, подчеркивающие значение социальной активности человека, практическую
значимость изучаемого предмета и т. д.?

Какие методы обучения способствуют наибольшему развитию общения учащихся на уроке?

Как идет совершенствование отношений  «учитель — ученик»?

Какие специальные учебные предметы введены по выбору школы для обогащения процесса социализации учащихся?

Какие события или традиции школьной жизни способствуют воспитанию социальной активности учителей, учащихся и их родителей?

Каким образом дополнительное образование обеспечивает развитие профессионализма, создание среды общения и общественную направленность
деятельности обучающихся, их эффективную подготовку к жизни?

Исходный уровень готовности к обучению прежде всего определяется с помощью тестирования, например, используя метод "Экспресс-диагностики готовности к школе" И. А. Агафоновой. Но социальный педагог может просто ознакомиться с принципами к методами определения индивидуального образовательного маршрута, который уже сложился в школе, и оценить, насколько удачно реализуются образовательные и социальные права первоклассника.

Чтобы не строить замков на песке, не создавать утопических программ в своей работе, надо владеть информацией о ресурсном обеспечении школы. Сбор информации лучше всего производить на основе анализа документации. Можно использовать и метод "интервью" с администрацией. По заранее подготовленным вопросам, расположенным в определенной последовательности, открыто и точно записывая ответы, собирая данные как основу будущих действий, можно уточнить, какое возможно получить финансирование, помещения, оборудование, условия труда для привлекаемых специалистов, какие можно изыскать дополнительные источники информационного и социального обеспечения.

Для изучения объема дополнительных образовательных и социальных услуг, участия общественности в создании условий для образования детей прежде всего можно использовать анкеты — сбор массовых данных для выявления наличия таких услуг, соответствия их потребностям учащихся, определения тенденций в их совершенствовании и развитии. Но чаще всего анкеты используются для выявления отношения опрашиваемых к этим услугам. Анкетирование также проводится с целью изучения общественного мнения и возможностей отдельных людей в развитии самодеятельности, в создании инициативных групп, общественных объединений.

Изучение проблемного ноля социальной жизни учащихся в основном идет по трем направлениям:

- Состояние социальной зрелости и социальных условий для самореализации и самоусовершенствования каждого ученика.

- Условия жизни в семье и в школе всех обучающихся.

 - Проблемные, трудные жизненные ситуации отдельных социальных групп детей.

Надо еще раз вернуться к вышеизложенному описанию объекта, предмета и цели исследования, чтобы увидеть центральное место данного признака в социальной ориентации образовательного учреждения. Мы ставим цель определить возможный результат и условия для социально-педагогической деятельности специалиста, но источником, первопричиной и смыслом ее является жизненная проблема ребенка, путь выхода из нее и развитие ребенка как субъекта социальной жизни.

Рассмотрев ранее рекомендованные методы исследования, надо подумать о том, как применить их к подбору данных об уровне социального развития каждого ученика:

его ценностно-смысловых ориентации в жизни;

взаимооценки и самооценки социального статуса: "Я — сам", "Я — среди людей", "Я — в сравнении с другими людьми";

- освоение социальных ролей семьянина, члена детского сообщества, ученика, петербуржца, россиянина, Гражданина мира;

- отношения к различным социальным явлениям,
событиям и процессам.

На практике полезными оказываются многие методики: проективные методики, арт-методы, позволяющие определить эмоциональное состояние, характер отношения ребенка к чему-либо в данный момент; всевозможные опросы (устные и письменные), например: метод незаконченного предложения (Если бы я был ...(родителем, директором, губернатором)), ситуация выбора ("Цветик-семицветик"); анкеты: открытые (чаще анонимные), где дети сами формулируют ответы; закрытые, где они только обводят кружочком номер одного из предложенных вариантов ответа; полузакрытые, где дети, ориентируясь на предложенные варианты, могут дать и собственный ответ; оценочные методы — самооценка и взаимооценка детей в группе, детей и родителей, детей и педагогов, родителей в семье, педагогов в школе; цветопись — оценка собственного эмоционального состояния ребенка в короткий отрезок и в течение ' длительного периода времени; метод независимых характеристик, когда компетентные люди оценивают социальное явление, проблему со своей точки зрения, а социальный педагог представляет их оценки на педагогическом консилиуме, выявляя те общие черты, которые характеризуют положение ребенка, и то особое мнение, которое может оказаться и единственно верным по отношению к ребенку;  тестирование — выполнение заданий, требующих определенного уровня знаний, чувств, способностей к деятельности, личностных качеств. Примеры письменного тестирования: тест для выпускников "Готовность к выбору профессии", тест для родителей "Комфортность ребенка в семье (школе)". Тестирование можно проводить в устной, в игровой форме для изучения уровня, характера направленности в реакциях, в действиях, в поведении.

Изучение условий жизни ребенка проводится в семье и в школе с целью выявления факторов, положительно и отрицательно влияющих на развитие, обучение и воспитание; с целью поиска путей профилактики возникновения или классификации уже имеющихся трудностей: с целью определения задач и направлений социально-педагогической деятельности, способствующих разрешению проблем.

Рассматривая методы социально-педагогического исследования, необходимо назвать методы обработки полученных данных:

Регистрация — метод выявления наличия опрошенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует. Например: - количество пропускающих уроки по определенным причинам; - количество обращающихся за консультацией по определенным вопросам.

Ранжирование — метод ранжирования собранных данных до убыванию или нарастанию показателей, то есть определение ранга — места каждого исследуемого.

Например: составление списка детей, допустивших нарушения в поведении для постановки их на разные уровни контроля, применения к ним форм педагогического влияния и мер административного воздействия.

Шкалирование — метод количественной оценки социальных явлений, когда детям, родителям или учителям задаются вопросы, ответы на которые отражают степень или форму оценки, обозначенную цифровыми показателями. Отвечающий избирает один ответ, затем полученные результаты позволят определить норму, которая сложилась в данной группе, или соотнести с нормой по школе, городу и т. д., сложившейся в этом процессе, и выявить отклонения от допустимого.

Например: вопрос об отношении к алкоголю, употреблению наркотиков.

Набор ответов: а) считаю недопустимым; б) боюсь навредить здоровью; в) один раз можно попробовать; г) допускаю, когда надо расслабиться; д) имею право жить так, как мне хочется.

Определение средних величин — метод подсчета среднего арифметического, например, подсчет среднего количества пропущенных уроков, нарушений поведения, конфликтных ситуаций в отдельных классах, за месяц или за год.

Самый главный смысл социально-педагогического исследования — это применение результатов для профилактики или преодоления трудных жизненных ситуаций. Для этого полученные данные оперативно и широко должны быть использованы для информации и рекомендации в адрес педагогов, учащихся и их родителей с учетом принципа "Не навреди", Для этого первичные выводы, полученные одним методом, должны -быть проверены экспериментальным путем через другие методы; данные по одной группе респондентов должна быть сопоставлена с данными по другой группе, картина одной жизненной ситуации соотнесена с закономерностями социального и педагогического развития.

При этом не все полученные данные должны быть обнародованы, так как не каждый человек и даже не каждый педагог готов личностно и профессионально к грамотному их использованию с точки зрения нравственных и педагогических норм жизни.

Как показывает опыт и сегодня, только творческое содружество детей и взрослых, профессиональное сотрудничество специалистов, разумное социальное партнерство педагогов и родителей позволяют эффективно использовать на практике результаты социально-педагогического исследования.

Показатели работы социального педагога выделяются из логики действий социального педагога.

1-й этап - изучается реальное состояние социальной жизни обучающихся;

2-й этап в соответствии с выводами по материалам
изучения формируются цели и задачи; учитываются возможности субъектов социальной жизни, включенных в проблемную ситуацию, и специалистов системы образования, планируется работа;

3-й этап - конструктивные действия по реализации плана и анализу результативности на каждом шаге и этапе социально-педагогической деятельности.

Первый показатель: реальность и объективность проводимых исследований.

Второй показатель: достижимость целей и решаемость поставленных задач за счет ресурсов ОУ.

Третий показатель: организационное и управленческое обеспечение проектов и программ достижения целей и решения задач.

Все показатели измеряются экспертным путем. В группу экспертов входят учащиеся, родители, педагоги, представители правоохранительных учреждений и общественности.

Формы и методы экспертизы изучены в учебном курсе «Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе».

Понятия для контроля.

  1.  Функции социального педагога.
  2.  План, виды планов.
  3.  Показатели в работе социального педагога.

Вопросы для самостоятельной работы.

  1.  Какие, из выделенных проблем, вы готовы решать в роли социального педагога?
  2.  Какими методами исследования вы владеете для составления аналитической записки плана работы?
  3.  Перечислите методы экспертизы для измерения показателей работы социального педагога.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12005. Становление и развитие кредитных организаций в Республике Казахстан 891.07 KB
  Современное состояние и анализ развития кредитных организаций в Республике Казахстан. Анализ деятельности банков как кредитных организаций. Динамика развития небанковских кредитных организаций в Казахстане. Оценка деятельности кредитного учреждения АО Астана-Финанс
12006. Совершенствование банковского надзора в республике Казахстан 599.85 KB
  Регулирование и надзор деятельности банков второго уровня Содержание Введение. Теоретические основы регулирования и надзора банковской деятельности. Цели принципы и задачи государственного регулирования и надзора банковской
12007. Товар и товарная политика в маркетинге 288.5 KB
  Сердцевиной деятельности любого предприятия является товар – сложное социально-экономическое понятие рыночной экономики. «Если у Вас нет товара, у Вас ничего нет» – гласит первая заповедь маркетинга. Товар– изделие, которое характеризуется тремя основными особенностями
12008. Дослідження теоретичних та методологічних основ державного регулювання грошового обороту України 93.28 KB
  Вивчення наявного теоретичного матеріалу з даної теми; проведення аналізу сучасного стану грошового обороту України; дослідження особливостей державного регулювання грошового обороту України; виказання основних напрямків удосконалення державного регулювання грошового обороту України.
12009. Анализ действующей практики осуществления кредитных операций коммерческих банков на примере ОАО Банк Центр Кредит 126.26 KB
  Содержание Введение І. Виды кредитов и их характеристика 1.1 Необходимость сущность и значение кредита 1.2 Классификация банковских кредитов ссуд 1.3 Организация банковского кредитования ІІ. Анализ действующей практики кредитования банками второго уровня ЗК н...
12010. Обобщение теоретической и правовой базы ипотечного кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения 716.06 KB
  ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретические основы деятельности ипотечных банков в системе земельноипотечного кредитования предпринимательских структур аграрного сектора экономики 1.1 Ипотека: понятие сущность отличительные черты. Особенности земельной ипотек
12011. Система оценки финансового состояния деятельности коммерческого банка 454.94 KB
  СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Финансовое состояние коммерческого банка и организационнометодическое обеспечение его оценки 1.1 Финансовое состояние банка и факторы его определяющие 1.2 Организационные основы оценки финансового состояния банка 1.3 Направления оценки ф...
12012. Теория и методология формирования и реализации кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения. 844.85 KB
  СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 Теоретические основы земельноипотечного кредитования 1.1 Земельная ипотека: ретроспективный анализ 1.2 Экономическая сущность основные понятия и отличительные черты земельноипотечного кредитования 1.3 Анализ зарубежного и отечеств...
12013. Фінансова діяльність ХФ АКБ Правекс-Банк 425.91 KB
  68 ЗМІСТ Вступ 1. Теоретичні та правові основи забезпечення фінансової стійкості комерційного банку 1.1 Сутність фінансової стійкості як економічна категорія 1.2 Система економічних показників оцінки фінансового стану комерційного банку 1.3 Вплив ...