10543

Основные принципы социальной педагогики

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема: Основные принципы социальной педагогики. План Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики. Литература Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педаго

Русский

2013-03-29

76.5 KB

110 чел.

Тема:  Основные принципы социальной педагогики.

План

  1.  Понятие и сущность принципов в социальной педагогике.
  2.  Общая характеристика основных принципов социальной педагогики.

Литература

  1.   Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. 1992. № 6.

2 Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики// Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике

Понятие «принцип» (от лат.) означает первоначало, основу, определяющую позицию социального педагога.

Принципы реализуются с помощью правил. Правило — это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста.

Принцип является способом формирования определенной позиции социального педагога. В начале своей практической деятельности Вы используете имеющиеся принципы. Приобретая опыт работы, начинаете формировать собственные принципы и собственную позицию. Принципы, как реализация правил, являются обобщением эмпирических явлений.

Знание принципов позволяет подходить к социально-педагогическим процессам обобщенно и единично одновременно. Опираться на теоретические закономерности и учитывать индивидуальные проявления.

2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования

Принципы, это обобщение практического опыта. Опыт социального педагога, это профилактическая, защитно-охранная, организационная деятельности. В связи с тем, что практический опыт многообразен, существуют различные системы принципов. Мы не будем оценивать правильность тех или иных принципов. Нам важно следующее: можно ли использовать принцип практически, если можно, то, как выглядит процедура использования; насколько принципы эффективны в системе работы социального педагога; насколько объявленные принципы соответствуют принципам социального педагога (вашим принципам).   

Принципы относятся к процессу и результату этой деятельности. На процесс и результат влияет:

А - отношение к объекту социального воздействия,

Б - отношение к субъекту социального воздействия,

В - условия среды,

Г - технологии воздействия субъекта на объект.

             ССС

Сообразно данным влияниям выделяются группы принципов.

А. Принципы, регулирующие отношение к объекту социального воздействия.

Отношение, это видение социального объекта, реакции на него, способы воздействия. Что видит, как относится педагог к объекту? На формирование отношения влияет понимание:

- природосообразности социального объекта (социальный объект имеет собственную природу),

- индивидуальная особенность социального объекта (видение единичного),

- гуманизм по отношению к объекту (видение в нем своих аналогий).

Принципы, регулирующие отношение социального педагога к объекту своего воздействия.

Принцип природосообразности.

Человек — природное и социальное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Отношение к человеку должно быть как  к социально-природному существу.

Правила реализации принципа.  

На человека следует воздействовать только с учетом его природных и социальных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить (навредить).

Например.

Социальная возможность – желание человека. Вы проводите упражнение для знакомства незнакомых ребят. Как будете давать задание на собственное представление? Это можно делать только по желанию детей!

Основные  правила реализации принципа природосообразности:

знать законы и закономерности развития и воспитания человека
и уметь строить в соответствии с ними всю социально-педагогическую работу (законы: деятельность всегда мотивирована; зона ближайшего развития; ООД; мышление возможно только в рефлексивной позиции; сензетивные периоды);

ближайшие и перспективные возможности человека — объекта социально-педагогической работы (уметь исследовать внутренние ресурсы человека);

соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы
с задатками ребенка, средства их достижения — с его индивидуальны
ми возможностями (выбирать цели адекватно возможностям);

в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования.

Принцип индивидуального подхода в работе.

В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками (эмпатия и рефлексия).

Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:

человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности (конституционные особенности, мимика, жесты, речь);

изучать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу (соорганизация целей и методов деятельности; степень совпадения деятельностей);

создавать условия для человека на пределе его возможностей, для раскрытия внутреннего потенциала.

Принцип гуманизма.

Слово «гуманизм», «гуманность» (человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья.

Основные правила реализации принципа:

создавать ситуации для обогащения внутреннего опыта, самоопределения (выбора), что способствует его самосовершенствованию;

гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;

в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство (ситуации для освоения диалогического взаимодействия, а не монологического).

Б. Отношение к субъекту социального воздействия или субъектный фактор — это принцип, обусловливающий своеобразие организации или осуществление социально-педагогической деятельности субъектом.

Трактовка принципа - кому следует поручись конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный принцип нужен при оценке (анализе) процесса и (или) результата этой деятельности.

Главными направлениями реализации принципа, являются: личностная обусловленность, взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.

Принцип личностной обусловленности, зависимость результата от личных качеств социального педагога. 

Личные качества социального педагога (на основе стандарта специальности):

1. умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью;

2. умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации;

3. умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;

4. умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы;

5. умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия;

6. умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз;

7. умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных ;

8. умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;

9. умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;

10. умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;

11. умение обеспечивать межведомственные связи;

12. умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация,  финансовые органы, общественные организации).

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника.

Основные правила реализации принципа:

—в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект. На практике это требование  звучит так, специалист для решения проблемы должен иметь опыт её решения (хотя бы в имитационной форме - игре);

специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;

в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.

В. Средовый принцип — это влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат.

Средовой фактор либо усиливает действенность практики социального педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогика рекомендует использовать позитивное влияние средовых факторов на процесс социально-педагогической деятельности либо нейтрализовать или существенно снизить их негативное влияние. Наиболее важными правилами при этом являются: культуросообразность, социальная обусловленность.

Принцип культуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.

Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулирован А. Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своего времени и его культуры.

Основные правила реализации принципа:

приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре (опишите национальные ценности);

использовать в воспитательной деятельности своеобразие народного воспитания, возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.) (примеры языкового воспитания, песня). Начинать социальное воспитание с родного языка, активно включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучать на фоне родного языка и культуры;

активно использовать культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры (какие культурные наследия региона вы знаете).

       Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.

       Данный принцип имеет место при:

организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);

социально-педагогической экспертизе работы учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);

социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;

социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

— экспертизе  социально-педагогической деятельности  партии, движения.

Г. Технологии воздействия субъекта на объект, это технологический принцип, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности. Какое воздействие наиболее эффективно в данной ситуации?

Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности.

По сути эти принципы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.

Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Ни один из них, ни какая-либо группа еще не определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон деятельности, выделяя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить.

Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неизбежно ведет к снижению результатов социально-педагогической деятельности.

Понятия для контроля.

  1.  Принцип, характеристика принципов.
  2.  Условия успешной реализации принципов социальной педагогики.

Вопросы для самостоятельной работы.

  1.   Опишите принципы противоположные гуманизму, индивидуального подхода, природосообразности.
  2.   Опишите набор собственных принципов.
  3.   Как будет выглядеть работа социального педагога, который не опирается на принципы?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34558. Молодежная проблематика в современной литературе (Д. Селинджер, Д. Осборн, Р. Мерль и др.) 18.16 KB
  стал неоднозанчный образ главного героя Холдена Колфилда. Возраст героя выбран С. В образе героя причудливо переплетаются жизненная мудрость и инфантилизм. Окружающую действительность он воспринимает через соотнесение с идеалом которым для героя является свобода.
34559. Проза французского Сопротивления 19.28 KB
  Арагона сбки Нож в сердце 1941 Глаза Эльзы 1942 Паноптикум 1943 Французская заря 1945 в стихах других поэтовкоммунистов Л. Арагон Ф. За порчу сукна штраф 200 франков 1945 Арагона К. Луи Арагон 18971982 начинает свою литературную деятельность в 1917 году а после возвращения с фронта примыкает к дадаистам сборник стихов Фейерверк 1920.
34560. Экзистенциализм во французской литературе. Его влияние на литературный процесс. Спор Сартра и Камю 15.46 KB
  Спор Сартра и Камю. Хотите философствовать пишите романы рекомендовал соотечественникам Альбер Камю. Спор Камю с Сартром не менее важен. В отличие от Сартра изображающего человеческую сущность чистой возможностью Камю считает что бытие человека изначально определено человеческой природой и содержит в себе набор возможностей ограничивающих человеческую свободу.
34561. Драматургия французского экзистенциализма, ее идейные и стилевые особенности (Ж. Ануй, Ж. П. Сартр, А. Камю) 19.51 KB
  Камю. Все дозволено Ивана Карамазова единственное выражение свободы писал Альбер Камю 1913 1960. С юности Камю зачитывался Достоевским Ницше Мальро. Мысли об абсурде абсурд царит о всевластии смерти познание себя познание смерти ощущение одиночества и отчуждения от омерзительного внешнего мира все мне чуждо постоянны и неизменны в эссеистике прозе и драматургии Камю.
34562. Сюжет и герой романа А. Камю («Посторонний», «Чума») 18.47 KB
  Мерсо взрывается выкрикивает что всю жизнь ощущал дыхание мрака смерти. Гораздо больше Мерсо любит природу особенно море. Суд над Мерсо. Те кто судят Мерсо продолжают верить что бытие изначально имеет высший позитивный смысл.
34563. Конфликт в романе Сартра «Тошнота» 18.68 KB
  И он решает что будет описывать и исследовать состояния мира разумеется как они даны преобразованы его Рокантена сознанием а еще более сами эти состояния сознания. Но если Гуссерль выделяет описывает феномены сознания чтобы зафиксировать их безличные всеобщие структуры то Сартр в духе Ясперса Хайдеггера Марселя использует описание феноменов сознания для анализа таких экзистенциальных состояний как одиночество страх отчаяние отвращение и других поистине трагических мироощущений личности. Существовать значит сознавать...
34564. «Театр абсурда»(С.Беккет , Э.Ионеско) 18.84 KB
  Наиболее полно принципы абсурдизма были воплощены в драмах Лысая певица L cnttrice chuve 1950 драматурга Эжена Ионеско и В ожидании Годо Сэмюэла Беккета. Эжен Ионеско зачинатель абсурдизма во французской драматургии. Сюрреализм пьес Ионеско ведет свое происхождение от цирковой клоунады фильмов Ч. Ионеско отвергает но пьесы были вызваны к жизни глубокой тревогой за судьбы языка и его носителей.
34565. «Новый роман». Смысл названия А. Роб-Грийе «В лабиринте» 18.03 KB
  Исходный замысел показать вещи такими какими они есть на самом деле. Мы не видим сами вещи они в идеологическом ряду. Автор стремится осовободить вещи от человеческой перспективы но быстро понимает что всерьез это сделать невозможно. Человеческое видение нагружает мир смыслами от него и пытается освободить вещи продолжает мощную модернистскую установку.
34566. Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы 19.27 KB
  Барт различает не письмо и текст литературное произведение которое было основой классики. Текст вторичен соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность. Барт: каждый текст является интертекстомпредставляет собой новую ткань сотканную из старых цитат.