10543

Основные принципы социальной педагогики

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема: Основные принципы социальной педагогики. План Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики. Литература Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педаго

Русский

2013-03-29

76.5 KB

109 чел.

Тема:  Основные принципы социальной педагогики.

План

  1.  Понятие и сущность принципов в социальной педагогике.
  2.  Общая характеристика основных принципов социальной педагогики.

Литература

  1.   Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. 1992. № 6.

2 Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики// Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике

Понятие «принцип» (от лат.) означает первоначало, основу, определяющую позицию социального педагога.

Принципы реализуются с помощью правил. Правило — это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста.

Принцип является способом формирования определенной позиции социального педагога. В начале своей практической деятельности Вы используете имеющиеся принципы. Приобретая опыт работы, начинаете формировать собственные принципы и собственную позицию. Принципы, как реализация правил, являются обобщением эмпирических явлений.

Знание принципов позволяет подходить к социально-педагогическим процессам обобщенно и единично одновременно. Опираться на теоретические закономерности и учитывать индивидуальные проявления.

2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования

Принципы, это обобщение практического опыта. Опыт социального педагога, это профилактическая, защитно-охранная, организационная деятельности. В связи с тем, что практический опыт многообразен, существуют различные системы принципов. Мы не будем оценивать правильность тех или иных принципов. Нам важно следующее: можно ли использовать принцип практически, если можно, то, как выглядит процедура использования; насколько принципы эффективны в системе работы социального педагога; насколько объявленные принципы соответствуют принципам социального педагога (вашим принципам).   

Принципы относятся к процессу и результату этой деятельности. На процесс и результат влияет:

А - отношение к объекту социального воздействия,

Б - отношение к субъекту социального воздействия,

В - условия среды,

Г - технологии воздействия субъекта на объект.

             ССС

Сообразно данным влияниям выделяются группы принципов.

А. Принципы, регулирующие отношение к объекту социального воздействия.

Отношение, это видение социального объекта, реакции на него, способы воздействия. Что видит, как относится педагог к объекту? На формирование отношения влияет понимание:

- природосообразности социального объекта (социальный объект имеет собственную природу),

- индивидуальная особенность социального объекта (видение единичного),

- гуманизм по отношению к объекту (видение в нем своих аналогий).

Принципы, регулирующие отношение социального педагога к объекту своего воздействия.

Принцип природосообразности.

Человек — природное и социальное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Отношение к человеку должно быть как  к социально-природному существу.

Правила реализации принципа.  

На человека следует воздействовать только с учетом его природных и социальных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить (навредить).

Например.

Социальная возможность – желание человека. Вы проводите упражнение для знакомства незнакомых ребят. Как будете давать задание на собственное представление? Это можно делать только по желанию детей!

Основные  правила реализации принципа природосообразности:

знать законы и закономерности развития и воспитания человека
и уметь строить в соответствии с ними всю социально-педагогическую работу (законы: деятельность всегда мотивирована; зона ближайшего развития; ООД; мышление возможно только в рефлексивной позиции; сензетивные периоды);

ближайшие и перспективные возможности человека — объекта социально-педагогической работы (уметь исследовать внутренние ресурсы человека);

соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы
с задатками ребенка, средства их достижения — с его индивидуальны
ми возможностями (выбирать цели адекватно возможностям);

в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования.

Принцип индивидуального подхода в работе.

В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками (эмпатия и рефлексия).

Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:

человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности (конституционные особенности, мимика, жесты, речь);

изучать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу (соорганизация целей и методов деятельности; степень совпадения деятельностей);

создавать условия для человека на пределе его возможностей, для раскрытия внутреннего потенциала.

Принцип гуманизма.

Слово «гуманизм», «гуманность» (человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья.

Основные правила реализации принципа:

создавать ситуации для обогащения внутреннего опыта, самоопределения (выбора), что способствует его самосовершенствованию;

гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;

в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство (ситуации для освоения диалогического взаимодействия, а не монологического).

Б. Отношение к субъекту социального воздействия или субъектный фактор — это принцип, обусловливающий своеобразие организации или осуществление социально-педагогической деятельности субъектом.

Трактовка принципа - кому следует поручись конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный принцип нужен при оценке (анализе) процесса и (или) результата этой деятельности.

Главными направлениями реализации принципа, являются: личностная обусловленность, взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.

Принцип личностной обусловленности, зависимость результата от личных качеств социального педагога. 

Личные качества социального педагога (на основе стандарта специальности):

1. умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью;

2. умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации;

3. умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;

4. умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы;

5. умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия;

6. умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз;

7. умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных ;

8. умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;

9. умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;

10. умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;

11. умение обеспечивать межведомственные связи;

12. умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация,  финансовые органы, общественные организации).

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника.

Основные правила реализации принципа:

—в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект. На практике это требование  звучит так, специалист для решения проблемы должен иметь опыт её решения (хотя бы в имитационной форме - игре);

специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;

в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.

В. Средовый принцип — это влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат.

Средовой фактор либо усиливает действенность практики социального педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогика рекомендует использовать позитивное влияние средовых факторов на процесс социально-педагогической деятельности либо нейтрализовать или существенно снизить их негативное влияние. Наиболее важными правилами при этом являются: культуросообразность, социальная обусловленность.

Принцип культуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.

Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулирован А. Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своего времени и его культуры.

Основные правила реализации принципа:

приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре (опишите национальные ценности);

использовать в воспитательной деятельности своеобразие народного воспитания, возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.) (примеры языкового воспитания, песня). Начинать социальное воспитание с родного языка, активно включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучать на фоне родного языка и культуры;

активно использовать культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры (какие культурные наследия региона вы знаете).

       Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.

       Данный принцип имеет место при:

организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);

социально-педагогической экспертизе работы учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);

социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;

социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

— экспертизе  социально-педагогической деятельности  партии, движения.

Г. Технологии воздействия субъекта на объект, это технологический принцип, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности. Какое воздействие наиболее эффективно в данной ситуации?

Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности.

По сути эти принципы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.

Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Ни один из них, ни какая-либо группа еще не определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон деятельности, выделяя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить.

Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неизбежно ведет к снижению результатов социально-педагогической деятельности.

Понятия для контроля.

  1.  Принцип, характеристика принципов.
  2.  Условия успешной реализации принципов социальной педагогики.

Вопросы для самостоятельной работы.

  1.   Опишите принципы противоположные гуманизму, индивидуального подхода, природосообразности.
  2.   Опишите набор собственных принципов.
  3.   Как будет выглядеть работа социального педагога, который не опирается на принципы?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74505. Модель OSI. Принцип взаимодействия компьютеров в сети 211 KB
  В модели OSI все протоколы сети делятся на семь уровней: физический канальный сетевой транспортный сеансовый представительный и прикладной Рис. Основной задачей канального уровня является прием кадра из сети и отправка его в сеть. Кадр может быть доставлен по сети к другому компьютеру только в том случае если протокол соответствует той топологии для которой он был разработан. Сетевой уровень Network lyer служит для образования единой системы объединяющей несколько сетей причем эти сети могут быть различной топологии...
74506. История развития компьютерных сетей. Глобальные и локальные сети 263 KB
  История развития компьютерных сетей Компьютерные сети являются логическим результатом эволюции развития компьютерных технологий. Такие многотерминальные централизованные системы внешне напоминали локальные вычислительные сети до создания которых в действительности нужно было пройти еще большой путь. Терминалы в этом случае соединялись с компьютером через телефонные сети с помощью специальных устройств модемов. Компьютеры получили возможность обмениваться данными в автоматическом режиме что является базовым механизмом любой компьютерной сети.
74507. Технические средства и системное программное обеспечение корпоративных информационных систем 5.37 MB
  Описание архитектуры фон Неймана В настоящее время используются разнообразные принципы логической и структурной организации ЭВМ. Исторически первыми но не утратившими своего значения являются однопроцессорные ЭВМ фоннеймановской архитектуры. В основу архитектуры положены традиционные принципы построения однопроцессорной ЭВМ сформулированные Дж. Как показывает дальнейшее развитие и совершенствование компьютеров такая архитектура построения ЭВМ является препятствием для дальнейшего роста производительности компьютера.
74508. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 1.09 MB
  Весь процесс производства с точки зрения информатики представляет собой непрерывный процесс порождения обработки изменения хранения и распространения информации. Современное предприятие можно рассматривать как эффективный информационный центр источниками информации которого являются внешняя и внутренняя деловая среда.
74509. Предмет и основные понятия корпоративных информационных систем 1.1 MB
  Понятие информационной системы. Корпоративные информационные системы. Структура корпоративной информационной системы. Цель изучения дисциплины Корпоративные информационные системы подготовка к использованию современных информационных технологий в рамках КИС как инструмента для решения научных и практических задач в своей предметной области на высоком профессиональном уровне а также к участию в разработке и внедрении этих систем.
74510. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 2.7 MB
  Посмотрим каким критериям должна удовлетворить концепция КИС: концепция КИС должна быть полностью формализована и ясна с точки зрения реализации обеспечивается технологиями ООП; созданная КИС не должна требовать частых переделок КИС меняется Пользователем на пользовательском уровне Разработчик в этом участвует значительно реже только подменяя ядро КИС на более эффективное; КИС должна иметь форму коробочного продукта КИС реализованная на принципах ООП близка этой форме; КИС должна требовать минимальной настройки под конкретное...
74511. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 192.5 KB
  Более подробно жизненный цикл КИС корпоративной информационной системы можно представить следующим образом: Этап анализа на котором происходит сбор предложений требований пожеланий аналогий фактов примеров эскизов сценариев и т. Этап управления вариантами системы необходим чтобы не утонуть в накапливаемом аналитическом материале. Этап конструирования знаменуют собой начало синтеза первых очертаний системы. Здесь происходит разработка вариантов архитектуры системы концептуальных моделей системы диаграмм взаимодействия подсистем...
74512. Сетевое обеспечение корпоративных информационных систем 6.39 MB
  Корпоративные сети. Целесообразность создания компьютерной сети обуславливается следующим: возможностью использования территориально распределенного программного обеспечения информационных баз данных и баз знаний находящихся у различных пользователей; возможностью организации распределенной обработки данных путем привлечения ресурсов многих вычислительных машин; оперативному перераспределению нагрузки между компьютерами включенными в сеть и ликвидации пиковой нагрузки за счет перераспределения ее с учетом часовых поясов; специализацией...