10544

Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема: Социальнопедагогический процесс и пути его совершенствования. План. Понятие сущность и содержание социальнопедагогического процесса. Общая характеристика основных компонентов социальнопедагогического процесса. Литература. Галагузова ...

Русский

2013-03-29

71 KB

103 чел.

Тема: Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования.

План.

  1.  Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса.
  2.  Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.

Литература.

  1.   Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. 1992. № 6.

2. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики, М., 1996. 

4. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса

Понятие «процесс» обозначает прохождение, продвижение.

Под процессом понимается последовательная смена состояний,  закономерно следующих друг за другом, представляющих непрерывное единое движение.

Единство движения сохраняется за счет сохранения изменяющегося объекта в процессе.

Если изменяющийся объект педагогический, то и процесс называется педагогический.

Определения понятия «педагогический процесс»:

а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин);

б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т.А. Стефановская).

Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849—1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).

Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.

                                         Идеал

Фазы движения к идеалу как к цели процесса имеют внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, предтавляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».

Внутренний педагогический процесс может отражать:

а) общую картину развития человека, как его движение к идеалу (образцу, цели) процесса (это теоретический подход к понятию «процесс» - общее);

б) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности (практический подход – единичное);

в) своеобразие развития человека, относящегося к нетипичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии (специфическое, как исключения из единичного).

Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему».

По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:

а) процесс воспитания – как воздействия на человека (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще, решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;

б) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи — реализация частной технологии воспитательной работы;

в) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности.

Как связаны внешний и внутренний процессы?

Социально педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды.

Целью процесса, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему.

Социально-педагогический процесс, это целесообразная последовательность действий (социально-педагогическая деятельность) социального работника взаимодействия его с клиентом. Последовательность действий и взаимодействие обеспечивают достижение социально-педагогической цели (внешний процесс). Достижение цели приводит к развитию (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр. - внутренний процесс).

                                                                                                 

                     М                                                     Орг.

Клиент                        Э                                Социальный педагог

М – мотивация. Орг. – организация. Э – эмпатия. СД – совместная деятельность. Р – рефлексия. С – соорганизация.

Схема социально-педагогического процесса представлена на рисунке.

Социально-педагогический процесс представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов.

При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразнее развитие.

Системообразующим, фактором социально-педагогическою процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная его соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его — это социально-педагогическая задача и способы ее решения.

2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса

Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс состоит из стадий, периодов его развития (изменения).

Исследования возрастной периодизации психического развития человека с использованием моральных диллем продолжил Л. Колберг. Он выделял следующие уровни нравственного развития:

Преднравстпвенный уровень (от 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается.

1. На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будет ли поступок наказан или удостоится похвалы.

2. На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую благодаря ему можно будет извлечь.

Конвенциональный уровень (от 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей.

3. На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей.

4. На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития.

5. На пятой стадии суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм.

6. На шестой стадии основным судьей является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм.

У детей, начиная с 13-летнего возраста, преднравственный уровень вытесняется конвенциональным и, в меньшей мере, постконвенциональным. Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16-летнего возраста.

Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом.

Внешний СПП (социально-педагогический процесс) имеет следующую структуру:

  1.  Подготовительный этап (исследовательско-диагностический).
  2.  Моделирование, прогнозирование, проектирование, практическая реализация.
  3.  Анализ результата (итоги).

Исследование, диагностика и выявление индивидуальности объекта воздействия. Социально-педагогическая деятельность адресна, ориентирована на конкретного клиента. Диагностика состоит из:

- выявление индивидуальных особенностей социальной проблемы, в которую попал клиент;

- индивидуальные возможности клиента, его внутренние ресурсы;

- особенности позиции человека по отношению к самореализации;

- условия среды, в которых находится клиент.

Часто необходима комплексная диагностика (врач, психолог, соц.раб.).

На основе результатов диагностики можно:

- создать социально-педагогическую характеристику клиента;

- описать основные социально-педагогические проблемы;

- определить рекомендации по работе с клиентом (проявление клиентом своей проблемы; предостережения; советы для оптимального взаимодействия).

Моделирование, прогнозирование, проектирование. 

Основываясь на информации исследования и диагностики, на личном опыте и интуиции, социальный педагог строит модель ситуации.

На основе анализа процессов модели прогнозирует:

- динамику внутренней позиции клиента по отношению к своему саморазвитию;

- целостное или частичное изменение позиции клиента к собственному саморазвитию;

- способность соц. педагога обеспечить достижение прогнозируемой цели.

В проектные действия входят: целеполагание, выбор средств (технологий). 

Цель социально-педагогического процесса – это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Цель, это социальный идеал, к которому нужно приблизить клиента. В соответствии с целью определяются задачи.

Технология – путь достижения цели.

Для выбора (разработки) технологии необходимо знать:

- социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

- индивидуальные особенности клиента;

- цель и основные задачи, которые необходимо решить;

- условия реализации технологии (дома, в центре);

- свои возможности;

- временные возможности.

Далее необходимо спланировать свою деятельность. График по времени, месту и видам занятий.

Реализация плана.

Анализ полученных результатов.

Изменение позиции клиента.

Изменение внутренних ресурсов.

Активность клиента.

Понятия для контроля.

  1.  Педагогический процесс, социально-педагогический процесс.
  2.  Внешний и внутренний педагогический процесс, их связь.
  3.  Компоненты социально-педагогического процесса и их характеристики.

Вопросы и задания.

  1.  Приведите примеры социально-педагогических процессов.
  2.  Приведите примеры постановки социальных целей (идеалы).
  3.  Какими методами диагностики клиентов вы владеете?
  4.  Каким приемами мотивации клиентов вы владеете?
  5.  В какой степени развита ваша эмпатичность?

   

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61094. Домик 2.81 MB
  Надеюсь что вытирать будете с помощью шифта. С помощью Ctrlt ставим прямоугольник на место. На новом слое с помощью рисуем забор. С помощью CtrlT устанавливаем его на место.
61095. Открытый урок по теме: Князь Владимир Святославич 79.5 KB
  Преподаватель перед вами художественный портрет Владимира Святославича в котором воссоздан облик индивидуальности его личности. 1 вариант составляет исторический портрет Владимира Святославича самостоятельно по рабочему листу.
61096. Внутрішня політика Володимира Великого. Прийняття християнства 31.5 KB
  Володимир проводив широкомаштабну і далекоглядну внутрішню політику спрямовану на зміцнення могутності Київської Русі через концентрацію державної влади у руках князя. Адміністративна: всю країну було поділено на вісім округів округи на волості на чолі яких стояли довірені особи...
61097. Київська Русь за часів князя Володимира Великого 98 KB
  Київська Русь за часів князя Володимира Великого. Проаналізувати основні напрямки політики князя Володимира визначити роль його діяльності для зміцнення держави на Русі.
61098. ПИСЬМОВИЙ ТВІР-ОПИС МІСЦЕВОСТІ (ВУЛИЦІ, СЕЛА, МІСТА) НА ОСНОВІ ОСОБИСТИХ СПОСТЕРЕЖЕНЬ І ВРАЖЕНЬ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 44.5 KB
  З якою метою їх можна використовувати Яку структуру має текстопис місцевості У яких стилях мовлення використовується опис місцевості Навести приклади. З’ясувати які з них належать текстамописам місцевості.
61099. Київська Русь за часів правління князя Ярослава Мудрого 115 KB
  Київська Русь за часів правління князя Ярослава Мудрого. У цікавій формі уявної подорожі ознайомити учнів з життям та діяльністю великого князя Ярослава Мудрого визначити його роль і місце в історії України.
61100. РЕЧЕННЯ ДВОСКЛАДНІ Й ОДНОСКЛАДНІ, ПРОСТІ І СКЛАДНІ 1.82 MB
  Правопис: розділові знаки в кінці речення повторення. Використовуючи подане висловлювання і власні знання розгорнути зміст останнього речення. Усно схарактеризувати речення в тексті за наявністю головних і другорядних членів.
61101. Політичний, соціальний устрій та господарське життя Київської Русі 17.65 MB
  Мета: формувати в учнів знання про політичний та соціальний устрій, господарське життя Київської, Русі; удосконалювати навички роботи з історичними джерелами та на їх основі аналізувати історичні факти...