10546

Механизмы и движущие силы социального развития ребенка

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема: Механизмы и движущие силы социального развития ребенка План. 1. Источники социального развития человека 2. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании ЛИТЕРАТУРА Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М 1993. Мардахаев Л.В. Психо

Русский

2013-03-29

104.5 KB

54 чел.

Тема: Механизмы и движущие силы социального развития ребенка

План.

1. Источники социального развития человека

2. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании

ЛИТЕРАТУРА

  1.   Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М , 1993.
  2.   Мардахаев Л.В. Психосоциальные основы реабилитации ребенка М., 2001.
  3.   Обухова Л.Ф. Возрастная психология М , 1996.
  4.   Социалыго-педагогическая реабилитация детей с ДЦП / Под ред. Л.В. Мардахаева. М., 2001.
  5.   Фридман Л.М. и др. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ И УЧЕНИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.

1. Источники социального развития человека

Источники — это то, что дает начало. Солнце – источник света. Источник зла – водка. Источник социального развития – то, что дает начало этому развитию.

Источники социального развития по месту нахождения разделяют на внутренние — переданные по наследству и внешние (окружающая среда).

Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком по наследству.

К внешним источникам социального развития ребенка относится все то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует. Четыре группы факторов среды  были описаны в предыдущей лекции.

Для описания источников социального развития ученика используют программы изучения. В опыте разных школ применяется несколько различных программ изучения личности учащихся и их коллективов. Заполнение карты-характеристики производится социальным педагогом, совместно с классным руководителем после обсуждения на педагогическом консилиуме учителей, работающих в данном классе. Карта-характеристика хранится в личном деле ученика в канцелярии школы. Приведу пример такой программы.

I. Семья

1. Члены семьи: отец, мать, другие члены, проживающие вместе с учеником Год рождения каждого, образование, профессия, занимаемая должность

2. Каков характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т. д.)?

3. Жилищные условия. Какие условия имеет ученик в квартире (отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий и т. д.)?

4. Материальная обеспеченность семьи.

II. Здоровье

Состояние здоровья ученика, физическое развитие, особенности физического развития, особые недостатки, заболевания.

III. Личность ученика

1. Вступает ли в конфликтные отношения (нет; если да, то редко или часто): а) с родителями; б) с учениками; в) с учителями (с кем именно)?

2. Характер общительности (отсутствует, избирательная, большая).

3. Черты какого типа темперамента преобладают (сангвинического, флегматического, холерического, меланхолического)?

4. Какую роль выполняет в общественном труде, учебе, играх со сверстниками (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель)?

5. Проявляет ли положительные качества и формы поведения (нет; если да, то редко, часто или всегда): а) уважение к старшим; б) внимательность, чуткость, доброту; в) скромность; г) трудолюбие; д) добросовестность; е) организованность; ж) самостоятельность; з) дисциплинированность; и) другие положительные качества поведения?

6. Проявляет ли отрицательные качества и особенности поведения (нет; если да, то редко, часто или всегда): а) грубость; б) индивидуализм, эгоизм; в) зазнайство, высокомерие; г) легкомыслие, беспечность; д) лживость; е) упрямство; ж) жестокость; з) другие отрицательные качества; и) вредные привычки (курит, сквернословит и пр.)?

7. Занимается ли самовоспитанием (нет; если да, то какие качества стремится воспитать)?

IV. Личность ученика в коллективе

1. Какое положение занимает в коллективе (лидер, популярный, принятый, непопулярный, изолированный, отверженный)?

2. Какие общественные поручения выполняет?

3. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно)?

4. Как выполняет общественные поручения (хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет)?

5. Стремится ли воздействовать на товарищей, воспитать их (нет, редко, часто)?

6. Имеются ли близкие друзья, кто они?

V. Учение

1. Какое отношение (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное) проявляет к учебным предметам (особо отметить, если есть особые способности к предмету): а) русскому языку; б) чтению, литературе; в) математике; г) природоведению, биологии; д) рисованию, черчению; е) физкультуре; ж) пению, ритмик?, бальным танцам; з) истории; и) географии; к) физике, астрономии; л) химии; м) иностранному языку; н) начальной военной подготовке; о) основам Российского государства и права, обществоведению; п) другим предметам?

2. Каков уровень развития внимания (высокий, средний, низкий)?

3. Как запоминает материал (медленно, быстро)?

4. Как забывает материал (медленно, быстро)?

5. Каков уровень развития мышления (высокий, средний, низкий)?

6. Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, нерегулярно, не выполняет)?

7. Какую активность проявляет на уроках (высокую, среднюю, низкую, не проявляет)?

8. Владеет ли знаниями и навыками самостоятельного умственного труда (да, частично, нет)?

9. Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям (активно-положительно, пассивно-положительно, пассивно-отрицательно, активно-отрицательно, безразлично)?

VI. Труд

1. Как относится к трудовому обучению (увлеченно, заинтересованно, добросовестно, безразлично, отрицательно)?

2. Как овладевает трудовыми навыками (быстро, средне, медленно)?

3. Участвует ли в общественно полезном труде (всегда, часто, редко, не участвует)?

4. Участвует ли в труде семьи (имеет постоянные обязанности, выполняет отдельные поручения, не участвует)?

VII. Досуг

1. Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо отрасли знаний, науке, области деятельности (нет; если да, то к какой)?

2. Проявляет ли потребность в творческой деятельности (да, нет): а) технической; б) литературной; в) изобразительной; г) музыкальной; д) другой (какой)?

3. Участвует ли в работе (нет; если да, то в какой и где): а) кружка; б) секции; в) факультатива?

4. Занимается ли самообразованием (нет; если да, то в каком направлении)?

5. Читает ли периодическую печать (какую, регулярно, изредка, не читает)?

VIII. Профессиональная направленность

1. Какими профессиями интересуется?

2. Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (нет; если да, то кем хочет быть)?

3. Имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии (да, частично, нет)?

4. Осведомлен ли о требованиях избранной профессии к человеку (да, частично, нет)?

5. К какому типу профессий имеет склонность (человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ)?

6. К какому типу деятельности имеет склонность (познавательному, изыскательному, преобразующему)?

7. Начал ли самостоятельную подготовку к будущей профессии?

8. Пытается ли осуществить активную практическую проверку своих профессиональных интересов, склонностей, способностей (нет; если да, то каким образом)?

9. Одобряют ли родители профессиональные намерения ученика (да; если нет, то что предлагают)?

Какие источники являются ведущими в социальном развитии человека? Ведущим является взаимодействие данных источников. При исследовании процесса взаимодействия внутренних и внешних источников социальному педагогу необходимо учитывать их особенности.

Первая особенность, заключается в том, что источники делятся на неосознаваемые и осознаваемые.

Неосознаваемые источники развития человека. Они функционируют на уровне подсознания (почти рефлекторно),  им присуща ранняя активность и стабильность. Их решающая роль в раннем возрасте. В
этот период динамика его развития в различных сферах (психической
и социальной) особенно велика. С возрастом их значение уменьшается.

К наиболее важным особенностям неосознаваемых механизмов человека, относятся:

- Устремленность в самом раннем возрасте преимущественно к
тому, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищенность — к матери, которая уделяет ему большее внимание. Со временем эта устремленность может усиливаться или ослабляться. Внутренняя потребность в защите при взаимодействии с внешней средой может развиться в полную опеку или неуправляемость, как невозможность внешней опеки.

- Эмоциональная заразительность ребенка (эмиатия - греч.
en... — приставка, означающая — находящийся внутри, в пределах
чего-либо и
pathos — чувство, переживание — ощущение понимания
и сопереживайте психологического состояния другого человека.).
Она проявляется рано. Уже на первом месяце жизни ребенка
можно наблюдать, когда вид улыбающейся мамы (лица, ее заменяющего), подходящей к нему, вызывает у него улыбку. Грустный
вид мамы вызывает слезы и у ребенка. Постепенно эмоциональная
чувствительность матери (лица, ее заменяющего) передается ее ребенку. Внутренняя эмоциональная заразительность, взаимодействуя с эмоциями матери (окружающей среды), формирует устойчивые эмоциональные реакции ребенка на окружающую среду.  

- Эмоциональная обусловленность активности и устремленности ребенка. Дитя нуждается во внимании и ласке, что способствует
поддержанию и укреплению эмоциональной обусловленности его поведения. Ребенка привлекают положительные эмоции в деятельности. Отрицательные эмоции формируют пассивность ребенка.

- Подражательность. Ребенку, присуща подражательность. Благодаря ей ребенок неосознанно усваивает первый (изначальный) социальный опыт: отношения к чему-либо, нормы поведения, действий и поступков.

Повседневно копируя тех, кто непосредственно и больше всего общается с ним, — мать (лицо, ее замещающее), сестра (брат), бабушка, ребенок усваивает их манеры, интонации, походку, своеобразие характера. Кого вы больше копируете из своих родственников?

- Внушаемость в раннем возрасте выступает значительным движителем действий и поступков ребенка, его отношения к различным
явлениям, реакции на что-либо и пр. Наибольшей внушающей силой
отличаются те, кто являются для него неоспоримым авторитетом.

В раннем возрасте — это мать (лицо, ее заменяющее), постоянно находящаяся с ним. С возрастом авторитет может изменяться и заменятъся. У мальчиков им становится отец или старший брат, у девочекмать или старшая сестра. У первоклашек, которых активно готовили и настраивали на учебу, — учительница, особенно если она им понравилась.

- Потребность человека в социальном общении появляется с рождения и требует удовлетворения. Именно в семье она получает наибольшую возможность в реализации. Мать, общаясь со своим ребенком с первых дней, стимулирует развитие у него этой потребности.
Не случайно после рождения рекомендуют как можно раньше приносить его к матери, чтобы она взяла его на руки и прижала к себе. Этим усиливается взаимная физиологическая и социальная потребность
матери и ребенка в общении. Не реализация этой потребности существенно сказывается на его социальном развитии.

- Любознательность, как и потребность в общении, существенно
влияет на социальное развитие человека. Эти потребности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любознательность — это стремление к познанию нового. Для ребенка все, что его окружает, новое. Желание взять, пощупать, «обыграть» естественно для него. С возрастом
любознательность не проходит. Она получает еще большее своеобразие Неудовлетворение ее в объеме, нужном этому ребенку, приводит
к ее затуханию (снижению уровня проявления), что негативно сказывается на его социальном развитии.

- Активность присуща ребенку с рождения, и с каждым днем, месяцем она приобретает все новое и новое содержание и направление.
Она обусловливает интенсивность социального саморазвития, а сфера
ее проявления — его направленность. Активность проявляется в
общей динамике поведения ребенка, способствуя формированию его
организма в целом.

Как было отмечено, существуют осознаваемые источники социального развития человека. Это те источники, которые человек может управлять, которые он может описать.

К осознаваемым механизмам относят:

1 Саморазвитие психики человека.

Ребенок слышит, когда взрослые говорят о том или
ином действии, и видит, что и как они после этого делают.

Он привыкает и знает если говорят, что будем есть, то он, естественно, получит еду, будем одеваться, чтобы идти на улицу, его одевают. Слово в наибольшей степени способствует формированию мысли, становит средством осмысления того, что происходит, регулятором действий и поступков.

Мыслительная деятельность способствует развитию сознания человека.

2. Эмоциональная восприимчивость. Эмоциональная восприимчивость человека активизирует индивидуальные возможности, волевые усилия, способствует направленному социальному развитию и дает эмоциональное удовлетворение. Если ребенку не нравится что-либо делать, то он активно этому coпротивляется, и наоборот, то, что нравится, — стимулирует ее проявление, увлеченность.

3. Волевая активность. Детей нужно тренировать в осуществлении выбора: «хочу» и «надо». Ведь то, что не дается ребенку для выполнения каких-либо действий, требует от него проявления волевого усилия — «надо».

В этом плане рекомендуется:

- создавать ребенку наиболее благоприятные условия для саморазвития на основе свободного воспитания.

Идеи свободного воспитания нашли отражение в трудах многих
педагогов прошлого. Среди них Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель и другие.

Свободное воспитание в большей степени стимулирует
развитие волевых возможностей личности. В режиме свободно воспитания ребенок должен освоить свои права и обязанности;

- уметь различать проявление каприза и настойчивости: «хочу»
и «надо».

Исключительно важно уметь пресекать, преодолевать каприз и, наоборот, поощрять, поддерживать настойчивость, позитивную
устремленность;

- максимальная поддержка позитивного самопроявления, активности в самообслуживании. Предусматривать, что кормление, одевание, игры, ползание, хождение и проч. обладают своим социальным потенциалом и их следует наиболее полно использовать в развитии и воспитании ребенка.

4. Интеллектуальные потребности, желания, интересы, устремления, цели, идеалы. Они определяют интеллектуальную предрасположенность человека к социальному развитию.

5. Самокритичность, самоуправление. Это отношение к себе характерно для человека, формируется с возрастом, развитием самосознания. Человек далеко не безразличен к тому, что и как он делает и как оценивают его самого и его деятельность. Самокритичность и самоуправление зависят от нравственных ориентиров человека, его Я и во многом определяют направленность и интенсивность работы человека
над собой по самосовершенствованию и самопроявлению. Самокритичность помогает ребенку оценить свою способность достижения
того или иного результата в самосовершенствовании.

Внешние источники, обеспечивающие реализацию потенциала
ребенка.

Внешние источники — это те, которые стимулируют, активизируют или сдерживают внутренние источники социального развития и воспитания человека.

К ним относятся:

А. Среда непосредственного воздействия на микроуровне: на раннем этапе — это уход за ребенком; среда жизнедеятельности и воспитание; семья, коллективы и группы, в которые попадает ребенок в первые годы жизни.

Уход за ребенком осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, в интересах обеспечения ребенку наиболее оптимальных
условий жизнедеятельности; по сути, это условия жизни ребенка:
комната, где он спит, играет, ее санитарно-гигиенические условия; питание; режим дня; физические упражнения; закаливание, прогулки
и пр. Правильный соответствующий индивидуальным особенностям ребенка уход за ним способствует его здоровому образу жизни, развитию.

Среда жизнедеятельности и воспитания.

К ней относятся: семья, государственное учреждение (детский дом, дом ребенка, приют, интернат и пр.), образовательное учреждение, в том числе специальное (детский сад, школа, высшее учебное заведение), улица. Для каждого средового фактора характерны типичные условия, существенно влияющие на социальное развитие и воспитание ребенка.

Семья — это та микросреда, в которой формируется личность ребенка. В ней все сказывается на развитии ребенка: микроклимат, взаимоотношения, отношения членов семьи к ребенку, материальные
условия и др. Семья определяет своеобразие ухода за ребенком, является примером для подражания во всем, помогает в реализации потребности в первичном социальном общении, удовлетворении интереса и любознательности и др.

Средовые коллективы, группы. Речь идет о группах, в которые попадает ребенок в процессе его развития и которые оказывают на него
существенное влияние. К ним относятся: группа детского сада,
школьные, трудовые коллективы; группы (сверстников) непосредственного взаимодействия; неформальные группы и объединения.
В них на ребенка оказывают влияние: микроклимат, который там
складывается, его личные устремления, общественное мнение, взаимопомощь и поддержка, настроение и пр. Они могут быть благоприятными для ребенка и стимулировать его самопроявление; нейтральными, безразличными, где каждый живет сам по себе (явление крайне редкое); агрессивными, подавляющими личность и не позволяющими
реализовать себя, свои возможности.

Отдельные личности, мнение и/или деятельность которых имеют
особое значение для ребенка.
В жизни каждого человека бывают личности, оказывающие большое влияние на его самопроявление, инициативу, творческое самосовершенствование. Это могут быть один из
родителей, старший брат (старшая сестра), бабушка (дедушка), родственник, учитель, воспитатель, а также герой фильма или книги, товарищ (старший товарищ) и др. Воздействие такой личности на ребенка
бывает разное — положительное и отрицательное. Данный факт свидетельствует о необходимости учитывать, кто реально окружает ребенка и как влияет на него.

Воспитание — деятельность воспитателей (родителей, лиц их заменяющих, воспитателей дошкольных учреждений, учителей), направленная на формирование и развитие у ребенка определенных качеств, свойств, привычек поведения, образа жизни, в соответствии с
принятыми в обществе социальными нормами и правилами.

Б. Среда непосредственного и опосредованного воздействия на ребенка на мезоуровне: средства массовой коммуникации — печать,
радио, телевидение, искусство, литература и пр.

Наиболее существенным фактором непосредственного и опосредованного влияния на ребенка в процессе его развития являются средства массовой информации. В первую очередь следует выделить телевидение. Оно может обогащать ребенка, процесс его воспитания и в
то же время вызывать ранний интерес к явлениям, к которым  ребенок еще не готов, негативно влиять на личность, создавая чувство страха, возбуждая неокрепшую психику, оставляя глубокий неизгладимый след в подсознании, формируя позитивные эмоциональные проявления к садистским явлениям и пр. Данный факт требует особой строгости в обеспечении управления процессом взаимодействия ребенка с телевидением с самого раннего детства, когда у него только формируется интерес, понимание того, какая информация предназначена для него, а какая — для родителей. Запреты здесь действуют плохо, нужны корректность и искусство воспитательного взаимодействия с ребенком.

Не менее существенным фактором воспитывающего воздействия
становится
компьютер с его информационными возможностями и
включением ребенка в процесс взаимодействия с ним. Компьютер обладает уникальными возможностями самовключения ребенка в отношения человека и техники, при которых он становится не просто
поглотителем информации, но и активным соучастником.

Однако компьютер оказывает не только негативное воздействие. Он
предоставляет возможность использовать его огромный позитивный
потенциал по различным направлениям: овладение навыками обращения с современной электронной техникой; получение широкой и разносторонней информации ребенком с ограниченными возможностями
взаимодействия со средой; направленное развитие с помощью специальных программ информационного и развивающего воздействия; осуществление частной реабилитации с использованием специальных программ, позволяющих преодолевать определенные патологические
явления; профориентационная работа с ребенком, подготовка его к последующей профессиональной деятельности, требующей знаний компьютерных технологий.

В. Социально-психологические факторы среды, выполняющие
роль внешних движущих сил: «эффект доверия»; групповые ожидания, референтная группа; взаимопомощь и поддержка, авторитет и др.
«Эффект доверия». В самопроявлении ребенка особое значение
имеет доверие со стороны старших, группы. Умение воспитателя устанавливать такие отношения создает благоприятные условия, стимулирующие самопроявление ребенка. Они окрыляют ребенка, побуждают его к активности, стремлению показать, что он может и сделает. Все это позитивно сказывается на взаимодействии ребенка с воспитателем.

Групповые ожидания — это ожидание от человека выполнения ролевых предписаний, оценочные стереотипы окружения. Они нередко
предписывают индивиду определенный образец поведения и могут
играть как позитивную, так и негативную роль в его социальном раз-
витии.

Референтная группа — это группа, имеющая особую значимость
при оценке поступков человека. Она бывает: условной, реальной,
сравнительной, нормативной, престижной. С ней сталкивается ребенок уже в детском саду. Особенно сильно ее влияние в подростковом и юношеском возрасте.

Взаимопомощь и поддержка. Наиболее благоприятные условия для
адаптации ребенка в среде и среды к нему создает взаимопомощь и
поддержка. В этих условиях ему легче проявлять себя, не бояться насмешек, неумелости и стремиться к наибольшему самопроявлению.
Взаимопомощь позволяет ребенку на определенном этапе включаться
в работу по оказанию помощи более слабому. В этом случае он при-
обретает особую значимость в своих глазах, происходит дальнейшее
развитие его возможностей.

Авторитет — степень влияния, оказываемого отдельными лицами в той или иной отрасли знания или сфере занятости. Авторитетной
личности легче строить свою работу с ребенком. Ему как бы больше
доверяют, в него верят и стараются сделать так, как требует именно
он. Такой авторитет могут иметь родители, воспитатели. Авторитет —
это «капитал» воспитателя, который нужно сохранять и заботиться о
его повышении. Эксплуатация его может быть кратковременной и постоянной. Все зависит от того, как о нем заботятся. Дети не всегда
прощают ошибки вследствие самоуверенности. Если воспитатель проявляет некорректность, необязательность, нечестность, сохранить авторитет в работе с ребенком ему практически невозможно.
Между всеми внутренними и внешними движущими силами социального развития человека существует тесная взаимосвязь. Они как
бы взаимодополняют друг друга в этом процессе. Характерно, что раз-
витие ребенка в одном направлении способствует (стимулирует) его
развитие и в других. Развитие ребенка в возможной для него сфере
способсгвует активизации его развития в целом. В то же время следу-
ет особо подчеркнуть, что направленная активность человека не озна-
чает разносторонность его становления. Она лишь создает условия
для этого. Необходимы направленные усилия по стимулированию
(самопроявлению) активности ребенка в других сферах, чтобы доби-
ваться его наиболее разностороннего развития.

     2. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании

Не менее важным, а подчас и самым главным фактором социального развития и воспитания является сама личность.

Включение ее в активную самосозидательную деятельность — важнейшее условие динамичного и направленного развития. Роль личности ребенка в его самосовершенствовании очень значительна, но она может быть совершенно разной.

Наиболее типичными формами самопроявления (позициями) личности являются: самодеятельно-творческая, безудержно-активная  гиперактивная), пассивно-исполнительская, безразлично-пассивная (гипоактивная), протестная (протестно-капризная, протестно-негативная).

Самодеятельно-творческая позиция формируется при «свободном воспитании».

Этому способствует педагогика сотрудничества. Она наиболее полно создает условия для проявления самостоятельности и
творчества с самого раннего детства. В воспитательной работе такая
позиция ребенка наиболее благоприятна. Следует подчеркнуть, что слишком нечетная грань проходит между сотрудничеством
и вседозволенностью в воспитательной работе.

Безудержно-активная (гиперактивная) позиция формируется при
определенной предрасположенности ребенка (как правило, холерического темперамента). При таких его особенностях она может проявляться в его высокой активности. В этом случае недостатки воспитания ведут к попустительству, вседозволенности.

Пассивно-исполнительская позиция личности формируется при
авторитарном стиле воспитания и определенной предрасположенности ребенка (как правило, меланхолического характера) и др.
В этом случае говорят, что воспитатель «лепит» ребенка по своему
образ} и подобию либо по тому «идеалу», которого ему самому хотелось бы достичь. Делается это «во имя ребенка», однако редко согласуется с его индивидуальными особенностями и возможностями.
Главным недостатком такой позиции является безынициативность
ребенка. У него мало оптимизма, стремления идти вперед, преодолевать трудности, что негативно сказывается на его развитии. В то
же время такая позиция скорее всего изменится при педагогически
умелой работе с ним, возможно и достижение положительных результатов.

Безразлично-пассивная (гипоактивная) позиция также формируется при определенной предрасположенности, заторможенности ребенка (как правило, меланхолического темперамента) и недостатках воспитания: попустительстве, вседозволенности. В работе с ним
воспитателю приходится сложнее. Переломить ситуацию довольно
трудно. Этому может способствовать стимулирование мотивации активности ребенка, активизации его самопроявления. При получении
позитивных результатов позиция ребенка может постепенно меняться. Однако ошибки во взаимодействии с ним будут вести к дальней-
шему укреплению безразличия, негативизма.

Протестная (протестно-капризная, протестно-негативная) позиция — чаще всего результат недостатков воспитания ребенка. Она
является либо внутренним протестом против любых попыток самопроявления, либо негативной реакцией по отношению к тому или
иному лицу. Им может быть родитель, который сумел сформировать
у ребенка капризность. Такая позиция может выражать отношение к
воспитателю, который проявил определенную некорректность в действиях, оценочных суждениях и пр. Изменить такую форму проявления ребенка сложнее, так как она является следствием не только свое-
образия его характера, но и результатом воспитания.

Всякая позиция ребенка может быть либо подспорьем в воспитательной работе с ним, либо препятствием, мешающим обеспечить полное использование возможностей, наиболее целесообразных в данной
ситуации.

Дайте экспертную оценку высказываниям.

Направленная работа с ребенком по его индивидуальному развитию способствует достижению им лучших результатов, и наоборот,
прекращение занятий, отсутствие прежней направленности и интенсивности приводят к «застою» и даже потере прежнего опыта.

Развитие ребенка в одной сфере (области) создает благоприятные условия для его более активного самопроявления и развития в
других.

Не рекомендуют увлекаться односторонними занятиями (развитием) с ребенком и считают целесообразным всячески добиваться
привлечения его к более широкому спектру деятельности в интересах
разностороннего развития;

Более развитый ребенок испытывает потребность в большей активности по самореализации.


99

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

I. Что представляют собой источники социального развития человека?
2 Что такое внутренние источники социального развития человека?

3. Назовите и дайте характеристику основных внутренних источников социального
развития человека.

4 Что такое внешние источники социального развития человека'

  1.  Назовите и дайте характеристику основных внешних источников социального
    развития человека.

6. Дайте определение неосознаваемым механизмам развития человека и их характеристику.

7. Дайте определение осознаваемым механизмам развития человека и их характеристику.

8. Каковы наиболее характерные рекомендации но учету осознаваемых механизмов в социально-педагогической работе с ребенком?

9. Какова роль самой личности ребенка в социальном самосовершенствовании.

10. Назовите и охарактеризуйте наиболее типичные формы самопроявления (позиции) личности в самосовершенствовании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1482. Дискурсивно-лингвистические аспекты искусственного билингвизма 343.72 KB
  Проанализировать существующие точки зрения по проблематике исследования, уточнив соотношение понятия билингвизм со смежным понятием диглоссия. Определить содержание понятия дискурсивно-лингвистическая компетенция билингвов. Установить и описать генезис переводческих механизмов у студентов-билингвов на разных ступенях обучения посредством уточнения понятия единицы перевода.
1483. КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ СУБСТАНДАРТНОЙ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДЕРИВАЦИИ 344.53 KB
  Цель диссертационной работы заключается в определении семантической структуры субстандартных дериватов английского и русского языков и установлении системы когнитивных моделей субстандартных глаголов умственной деятельности указанных языков с точки зрения когнитивной лингвистики.
1484. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ С КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДИСПОЗИЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ 1018.64 KB
  Теоретическое обоснование проблемы конституционально-психотипологической предиспозиции личности в российской психологии. Материал, методы исследования и психологического сопровождения выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, имеющих конституционально-психотипологическую предиспозицию личности. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ обследованных подростков.
1485. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ 1017.35 KB
  Научно-теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома. Организационно-содержательные условия психолого- педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома. Модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома.
1486. СИМВОЛИКА АРХИТЕКТУРНОГО ЛАНДШАФТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ И ОСТРОВА СИТЕ (ПАРИЖ) В ВОСПРИЯТИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ СУБКУЛЬТУР ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ. 1016.13 KB
  Восприятие символики архитектурных ландшафтов: теоретический обзор в контексте исследования Символика архитектурного ландшафта Московского Кремля в восприятии представителей французских субкультур начала - середины XIX в. Символика архитектурного ландшафта острова Сите в восприятии представителей российских субкультур начала ХIХ в.
1487. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1014.86 KB
  Инновационное развитие в современной экономике (теоретический аспект). Инновационное развитие в промышленности Хабаровского края. Формы и механизмы государственного регулирования инновационной деятельности.
1488. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ ЧУМНОГО МИКРОБА НА ОСНОВЕ СЫРЬЯ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 1010.59 KB
  Среды на основе сырья животного происхождения и их использование при культивировании чумного микроба. Разработка ускоренного способа приготовления ферментативных мясных гидролизатов. Оценка качества сред по пигменто- и индолообразованию тест-штаммов. Сравнительное изучение ростовых качеств питательных сред, приготовленных с использованием ферментативного гидролизата сои (бобов).
1489. Измерительные системы автоматизации работы железнодорожного транспорта 50.68 KB
  Внедрение современных многофункциональных и высокопроизводительных измерительных систем и мобильных комплексов (МИКАР) позволит автоматизировать многие технологические операции и, как следствие, сократить трудозатраты.
1490. Разработка схемы выпрямителя 119.13 KB
  Схема выпрямителя с П-образным LC-фильтром, номинальное напряжение нагрузки 600 Вольт, номинальная мощность 100 Ватт, допустимый коэффициент пульсации 1%, напряжение сети переменного тока 110 В при частоте 400 Гц.