10547

Деятельность и ее социально-педагогические возможности

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема. Деятельность и ее социально-педагогические возможности План. 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика 2. Виды деятельности их прогрессивное и регрессивное влияние на личность 3. Инстинкты и деятельность. В развитии человека как личности г...

Русский

2013-03-29

112.5 KB

3 чел.

Тема. Деятельность и ее социально-педагогические возможности

План.

1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика

2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное
влияние на личность

3. Инстинкты и деятельность.

В развитии человека как личности главное место принадлежит деятельности и общению, как форм взаимодействия человека с окружающим его миром. Рассмотрим возможности деятельности.

1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика

Деятельность — это целенаправленное преобразование человеком
природной и социальной действительности. Форма взаимоотношения человека с миром.

В структуру деятельности входят: цель, мотив, средства, действия по их применению и результат.

Всякая деятельность включает также определенные отношения в ней субъекта (см. схему 1).

Ц + М + С + (О+Д) = р

Схема 1. Структура деятельности

Примечание:

Ц — цель; М — мотив, С — средства; О — отношения в деятельности; Д — действия по применению средств; Р — (продукт) результат

Каждый компонент деятельности имеет свой социально-педагогический потенциал воздействия на субъекта ее осуществления. Это воздействие отражается на его личности и поведении.

Цель — идеальное представление результата своей деятельности.
Она определяется в соответствии с возрастом, индивидуальными
склонностями, развитием и воспитанием человека.

В ранние годы — это удовлетворение какой-либо потребности, познание. С взрослением цель начинает отражать особенности индивидуальности человека. Это, его интересы, увлечения, впоследствии в профессиональной деятельности целью становится профессионализм и мотивация специалиста.

По своей направленности цели могут соответствовать и не соответствовать принятым в обществе требованиям.

По направленности цели можно судить о ее влиянии на развивающуюся личность: о нормальном (ненормальном), соответствующем (не соответствующем) возрасту и полу развитии человека; деструктивном (асоциальном, антисоциальном) развитии и пр.

Задание.

Как вы представляете результат своей деятельности на лекции (семинаре)? При освоении специальности. Что общего и чем отличаются цели вашей семьи и ваши?

Характер целей деятельности способствует формированию особенностей человека: теоретик или практик; исполнитель или
руководитель.

Мотивы — это то, что побуждает человека к деятельности.

В основе мотивов лежат потребности (врожденные и
приобретенные).

Одним из теоретических объяснений появления мотивов является теория когнитивного диссонанса.

Основной тезис в когнитивных теорий (от англ. cognitive - познавательный) - поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях.

Какие представления, такова окружающая реальность!

Когнитивные теории мотивации, берут свое начало от широко известных работ Л.Фестингера (Festinger L. А., 1957).

Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса.

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция - это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения.

Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. Это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. С-Возникновение диссонанса мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа:

  •  изменить одну из когниций (в данном случае - перестать есть шоколад или прекратить диету);
  •  снизить значимость входящих в диссонантные отношения когниций (решить, что полнота - не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки веса);
  •  добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге - к изменению поведения. Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса.

Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо.

Если человек добровольно (без принуждения) соглашается сделать что-либо, несколько несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания, то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению.

Убеждение человека: чрезмерные возлияния спиртного вредны для организма.

Добровольно соглашается посидеть в компании, которая напивается (и он тоже).

Если нет внешних оправданий (чрезвычайная ситуация), то у человека есть шанс стать алкоголиком.

Внешнее оправдание защищает человека от повторения данного поведения.

Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности. (Уход с занятий, враждебное отношение к окружающим, отсутствие внимания к собственной порядочности).

Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследованиях когнитивного диссонанса, - диссонанс после трудного решения. Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности. В таких случаях, после принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.

Экспериментальные исследования последствий трудного решения показали, что после принятия такого решения (со временем) повышается субъективная привлекательность избранного варианта повышается и понижается субъективная привлекательность отвергнутого.

Человек, таким образом избавляется от когнитивного диссонанса: он убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое - вниз.

Трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту. Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями "А" и "Б", а в итоге предпочел "Б", то в дальнейшем вероятность выбора автомобилей типа "Б" будет выше, чем до покупки, так как относительная привлекательность последних вырастет. («Волга» лучше всех!)

Сценарии (скрипты) и контрфакты

Еще одна концепция мотивации, рожденная в когнитивной психологии.

Понятие "сценарий", впервые использованное Р.Шенком и Р.Абельсоном (Schank R. С., Abelsoh R" 1977) для обозначения информации, отражающей некоторую обычную, привычную последовательность событий.

Человек не только усваивает сценарии в готовом виде, но создает их сам, представляя будущий ход событий.

Сценарий играет регулятивную функцию по отношению к поведению. Есть соответствие между поведением и сценарием: если я детально и последовательно представил себе ссору с некоторым человеком, то вероятность возникновения ссоры в этом случае будет больше, чем если бы я вообще не формировал в голове подобного сценария.

Мысленное проигрывание сценария успешного выступления на собрании способствует успеху будущего выступления.

Экспериментально обоснованная идея сценария в психологии мотивации является концепция контрфактов.

Контрфактами называются представления об альтернативном реальности исходе события. Это мышление в сослагательном наклонении по типу "если бы…, то...". Например, после того как студент сдал экзамен на "три", он думает: "Если бы я не болтался по дискотекам, то я бы вполне мог сдать этот экзамен на "четыре" или даже "пять"", или "Если бы я вообще не заглянул в конспект, то мне бы и тройки не видать".

В первом случае наш нерадивый студент конструирует альтернативный сценарии событий, который привел бы к лучшему по сравнению с реальностью исходу.

Иначе говоря, это означает, что он рассматривает нынешнее свое положение как худшее по сравнению с тем, что могло бы быть.

Такого рода контрфакты называются идущими вверх.

Во втором случае, наоборот, нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Это контрфакт, идущий вниз.

В исследовании Н. Роса (Roese N.J., 1994) показано, что идущие вверх контрфакты ухудшают эмоциональное состояние, однако положительно влияют на будущую деятельность.

Контрфакты, идущие вниз, улучшают эмоциональное состояние, зато приводят к относительному ухудшению последующей деятельности.

Стиль (направление) контрфактического мышления оказывает влияние на последующую деятельность и эмоциональное состояние, т.е. является средством регуляции поведения с помощью самоинструкции или внешнего педагогического воздействия.

Ведущие мотивы развития личности.

Мотив самоутверждения

Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. 

Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Мотив самоутверждения является достаточно действенным побудительным фактором, который учителя, тренеры, руководители пытаются актуализировать у своих учеников (спортсменов, подчиненных), усиливая мотивацию к деятельности.

Например, ученик, которому учитель сказал, что он ни на что не способен, что он ничего не достигнет в жизни, пытается доказать другим (в первую очередь учителю), а также себе, что он способен достичь успеха. Стремление самоутвердиться побуждает его преодолевать значительные трудности и много работать ради самоутверждения и достижения поставленных целей.

Футболист школьной команды "провалился" на соревнованиях и подвел команду. Члены команды не воспринимают его всерьез, тренер отправил его на скамью запасных, не доверяя ему играть в основном составе. Стремление самоутвердиться, доказать свою значимость побуждает его к усиленной тренировке. 

Над молодым специалистом, который не производит впечатления компетентного человека, насмехаются коллеги. Затронуто чувство собственного достоинства, самолюбие юноши, а он хочет, чтобы его ценили, уважали, воспринимали как интеллектуала и специалиста. Стремление самоутвердиться будет побуждать его наверстывать упущенное, совершенствовать свои способности и навыки.

Для вас ценным является учебное и профессиональное самоутверждение.

Мотив идентификации

Идентификация с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.

Авторитет родителей, учителей, знакомых, стремление походить на кумира и наследовать его - существенный мотив деятельности, под влиянием которого ребенок или юноша стремится развиваться (совершенствоваться).

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с киногероем, подросток становится смелее, отождествляясь с отцом, малыш стремится быть таким же сильным и умным, как его папа.

Учителю, тренеру, руководителю очень важно знать, с кем стремится идентифицироваться ученик (подчиненный), чтобы использовать это для усиления мотивации к деятельности.

Мотив власти

Мотив власти - это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) - одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Руководителя к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности (т.е. не социальные мотивы), а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Мотив власти является едва ли не единственным мотивом деятельности, активность которого не следует усиливать, поскольку последствия могут быть ужасными. Актуализация мотива власти способна, конечно, увеличить общий уровень мотивации и побуждать человека к деятельности. Но принимая во внимание нежелательное влияние этого мотива на личность (и вред для коллектива), следует довольно осторожно (в случае невозможности увеличить силу других мотивов) актуализировать этот мотив. Не рекомендуется актуализировать данный мотив.

Процессуально - содержательные мотивы

Процессуально -содержательные мотивы - это побуждение к активности процессом содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. 

Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, они являются внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсивными (далее мы будем использовать последний термин). В случае же действия процессуально- содержательных мотивов человеку нравится (и побуждает к активности) процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные мотивы - это такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы).

Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

а) мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;

б) мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

в) стремление получить одобрение других людей;

г) стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально- содержательной мотивации) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность - к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;

д) мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) - это побуждения, вызывающиеся осознанием не которых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально- содержательными (т.е. интересом к содержанию и процессу деятельности), то они не обеспечат максимального эффекта. 

 Мотив саморазвития

Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию - это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. По мнению А.Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. (Футурофобия, презентизм)

Таким образом, человек часто как будто "разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности". С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой - страх перед опасностью и чем-то неизвестным и желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

А.Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели нам.

Саморазвитие, движение вперед часто сопровождается внутриличностным конфликтом, но не является насилием над собой. Движение вперед - это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность и важность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения

Мотив достижения - это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности.

У одного ученика сильная мотивация достижения (стремление достичь высоких результатов) на уроках математики и слабая - на уроках музыки и рисования.

Задание.

Ваши основные мотивы.

Средства — это то, что человек выбирает для использования в
процессе деятельности и посредством чего он добивается достижения
цели.

По социальной значимости средства могут быть:

- приемлемыми (неприемлемыми) для данного возраста человека, его возможностей;

- принятыми в обществе, в профессиональной среде (новыми, неординарными);

- социальными (асоциальными - любые средства хороши, лишь бы они обеспечивали достижение прогнозируемого результата).

Социально-педагогический фактор выбора средств деятельности
обусловливает своеобразие развития человека.

Выбранные средства характеризуют человека.

Нормально развитому человеку присущ выбор средств деятельности, соответствующих его возрасту и требованиям данного общества.

Неординарный выбирает новые средства, не противоречащие требованиям данного общества.

Асоциальный - для него приемлем выбор любых средств
деятельности, позволяющих быстро получить прогнозируемый результат. Преимущественный выбор средств деятельности человеком
может быть и его характеристическим показателем. По нему можно
судить, какова данная личность, какова направленность ее развития.

Американский социолог Р. Мертон еще в 1930-е гг. выдвинул теорию социальной аномии (от греч. а — отрицательная частица и
nomos — закон), которая обосновывала формирование отклоняющегося поведения индивида. Во всяком обществе господствуют определенные цели и средства их достижения. В зависимости от характера
целей и средств, которые преимущественно выбирает человек в процессе его жизнедеятельности, из него формируется и соответствующий тип личности. Он может соответствовать социальным нормам
конкретного общества и не соответствовать им, быть асоциальной
личностью.

Действия (применение средств), направленные на достижение
цели, получение прогнозируемого результата. Они непосредственно
способствуют развитию и закреплению у исполнителя умений и навыков действий, определенных качеств личности. Одновременно
практические действия подтверждают или опровергают прежние мировоззренческие установки, сложившийся (складывающийся) опыт.

Задание.

Какие действия вы осуществляете для достижения цели?

Отношение (общее) — это связь, которая характеризуется через проявление внутреннего расположения, потребности в самореализации человека в данной деятельности. Оно сопутствует всякой деятельности.
Это проявление чувственного отношения человека к самому себе в
деятельности, объекту деятельности, выполняемой деятельности и ее
результату.

Из общих отношений выделяют.

Отношение к самому себе в деятельности формируется у человека
со временем. Наиболее ярко оно выражается в профессиональной деятельности. Формы его проявления у разных людей могут быть самыми разнообразными: от ответственного, критичного и требовательного
у соответствующего человека до абсолютно безразличного у неспособного решать стоящие перед ним задачи, достигать поставленной цели
и даже негативного — у человека, не желающего действовать.

Человек может любить только себя, любить себя в деятельности, стоять как бы рад ней, быть очень требовательным к себе, своей деятельности, а также быть абсолютно безразличным к себе, к своей деятельности, не верить в себя, свои возможности и пр.

Отношение к себе, как средству собственной деятельности. Поддержание сбалансированной работы организма, для осуществления деятельности.

Отношение к объекту деятельности. Оно особенно характерно для
профессиональной деятельности специалиста, работающего с людьми, — социального работника. Позитивное, заинтересованное отношение создает некоторую гармонию, обеспечивающую высокую продуктивность совместной деятельности. Глубокое эмоциональное участие
специалиста ведет к сопереживанию, оставляющему соответствующий след и сказывающемуся на деформации его чувственной сферы.
Такое отношение к объекту деятельности часто имеет место в работе с
 людьми, имеющими особые нужды.

Задание. Кто похвалит группу лучше всех?

Отношение к выполняемой деятельности. В нем проявляется сам
человек, его стремление добиться качества, проявить свое профессиональное мастерство, индивидуальную технику. Оно показывает, как специалист относится к самой деятельности — заинтересованно, ответственно или формально, безразлично и пр.

Задание. В чем состоит индивидуальность вашего обучения?

Отношение к результату деятельности. И здесь можно наблюдать безразличие, когда деятельность осуществляется ради деятельности (выполнение ее по служебной необходимости), процесса деятельности (характерное для раннего детства); искреннюю и глубокую заинтересованность в результате. Чем больше заинтересованность специалиста в результате деятельности, тем большее влияние достижение (не достижение) оказывает на его личность.

Положительный результат укрепляет у специалиста уверенность в себе, своих возможностях, профессионализме; отрицательный ведет к растерянности, потере уверенности в себе, своих способностях, разочарованию в профессии и пр.

Чем большее чувство проявляется в деятельности человека, тем
значительнее его участие в ней и самоотверженность и наоборот.

Положительное отношение и результативность способствуют укреплению желания заниматься именно этой деятельностью, формированию уверенности в своих силах, увлеченности.

Негативное отношение, напротив, — отсутствию интереса, безразличию, неуверенности и пр.

Отношение к деятельности сильно влияет на развитие чувственной
сферы человека, его страстности.

Результат (продукт) — это то, чего достигает человек в итоге деятельности.
Он оказывает не менее важное влияние на развитие личности. В зависимости от того, что и как получает человек в процессе деятельности, у
него формируются уверенность в своих силах или, наоборот, неуверенность; способность прогнозировать результат и достигать его или действовать по ситуации, ориентируясь на то, что получится, и т.д.

Успех в одном виде деятельности трансформируется в успех в другом виде деятельности.

2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное
влияние на личность

Деятельность непосредственно и преимущественно влияют на развитие личности, ее свойств (направленности, черт характера, способностей),
эмоциональной сферы и профессионально важных качеств (обеспечивающих достижение определенного уровня и качества деятельности).

Всякая деятельность (кроме однообразной) меняет личность исполнителя.

Спектр таких изменений исключительно широк. Они могут носить прогрессивный (от нем. ргоgressiv — движение вперед, успех — постепенно усиливающийся, возрастающий) или регрессивный (от нем. regressiv — возвращение, движение назад — упадок в развитии чего-нибудь, движение назад, противоположное прогрессивному) характер.

Прогрессивное изменение человека вследствие профессиональной деятельности — это личностное и поведенческое качественное совершенствование, обеспечивающее его способность эффективно выполнять должностные обязанности, положительно меняться в отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результатам, другим людям.

Регрессивное - это также личностное и поведенческое качественное изменение специалиста, негативно сказывающееся на его отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результативности, другим людям.

Влияние деятельности на человека, его личностное и поведенческое изменение различно не только по направленности, но и по интенсивности. Чем больше и интенсивнее человек включен в деятельность,
тем большие перемены происходят в его личности и поведении.
На
определенных этапах это ведет к качественному изменению личности человека. Он становится другим по уровню профессионализма (умению выполнять эту деятельность), отношению к себе, объекту и самой
деятельности, другим людям и пр.

Характер и интенсивность изменений зависит от вида деятельности, отношения и активности в ней.

Выделяются профессиональная, педагогическая, социально-педа-
гогическая, социально-реабилитационная и другие
виды деятельнос-
ти.

Профессиональная — специально организованная и регламентированная деятельность специалиста с применением определенных
средств и направленная на достижение прогнозируемого общественно
важного результата.

Педагогическая — особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельным действиям в соответствии с
экономическими, политическими, нравственными и эстетическими
целями.

Социально-педагогическая — деятельность человека, имеющая
свои цели, средства, учитывающая социальные условия и решаемые
проблемы, соответствующий результат.

Социальная — это особый вид профессиональной деятельности,
направленной на решение социальных проблем объекта (клиента).
Социальный работник выступает субъектом; объектом его деятельности является человек, имеющий социальные проблемы и нуждающийся в помощи специалиста; средством — экономические, медицинские, психологические, социально-педагогические технологии, методы и педагогическая техника.

Таким образом, профессиональная деятельность по сравнению с
деятельностью вообще носит более сложный, целенаправленный, организованный, регламентированный характер. В зависимости от назначения специфики организации, регламентации и прогнозируемости профессиональной деятельности она имеет количественный и
качественный характер.

3. Инстинкты и деятельность. (Инстинкты как предмет, механизм и средство воспитания).

Инстинктивная деятельность человека самая загадочная область человеческой психики. Мы называем инстинктами все то, чего не понимаем.

Инстинктивная деятельность коренится в смутных позывах тела к органическому удовлетворению, в сложных растительно-химических процессах организма и является как бы результатом самых интимных запросов к миру.

Раздражителями инстинкта являются интимные процессы внутренней секреции. Инстинкт отличается от рефлекса тем, что в нем нет рефлекторной дуги. Инстинкт возникает благодаря раздражению, непосредственно приложенному к мозговому центру. Инстинкт, как реакция, носит автономный характер в отличие от ответного характера рефлекса.

Рефлексы сохраняются на протяжении всей жизни. Инстинкты изменяются в зависимости от возраста, физиологического состояния и т.п.

Инстинкт слеп. Он не замечает отсутствие раздражителя и может действовать, будучи перенесенным, в совершенно другую обстановку.

Инстинкт – реакция всего организма. Рефлекс – реакция отдельных органов.

9/10 нашего поведения совершается автоматически, как бы независимо от сознания. Мы дышим, ходим, говорим, читаем, одеваемся. Для этого не нужны волевые усилия.

Автоматизация поведения является необходимым условием возникновения высших типов деятельности. Центры, отвечающие за отдельные автоматические акты поведения, разгружают центральную нервную систему для выполнения более сложных функций. Оратор занимается композицией своей речи по той причине, что не нужно направлять сознание на правильное построение звуков, слов и предложений.

Рефлекс, как общий психологический фундамент, развился в самостоятельные и независимые формы поведения инстинкт и разум.

Инстинкты могут оказывать задерживающее влияние на рефлекс. Инстинкт выживания задерживает рефлекс частей организма на болевые ощущения.

Задерживающее действие на рефлекс может оказать сознание. Сильная эмоция, вызванная желанием сдать экзамен, искажает нормальное течение и воспроизведение реакций (поведения). Картина поведения экзаменуемого всегда искажена, в худшую (иногда в лучшую сторону), но искажена.

Воспитатель должен уметь соотносить свою деятельность с ресурсами развития человека, которые хранятся в инстинктах.

Инстинкт есть самый могучий импульс и стимул к деятельности. Инстинкт может дать ход самым разнообразным реакциям.

Невозможно подавить инстинкт.

Инстинкт вырабатывается в некоторых условиях. Страх перед незнакомым человеком (инстинкт опасности), нужно убегать. Инстинкт полезен только в тех условиях, в которых появился.

Условия изменились. Убегать от незнакомого человека не нужно. Появляется дисгармония между инстинктом и средой (условиями).

Задача воспитания устранить дисгармонию и привести инстинкт в согласие с новыми условиями. Страх перед незнакомцем снимается не бегством, а демонстрацией, что в руках нет оружия (рукопожатием).

 

Понятие о сублимации.

Психические явления, которые не осознаются человеком, но проявляются в сфере поведения, называют подсознательной сферой, т.е. находящейся за порогом сознания – сублимальной (limen – порог).

В основе подсознательной сферы лежат известные стремления, инстинктивные импульсы, которые почему-либо не могли получить своего удовлетворения, вступив в конфликт с другими психическими силами, и были оттеснены в бессознательную область. Этим самым они как бы устранились от влияние на наше поведение, но не уничтожились вовсе. Они продолжают оказывать влияние на наше поведение.

Это действие может быть разного характера.

В подсознании может быть враг, если конфликт принимает затяжные формы, тогда вытесненные стремления будут пользоваться удобным случаем для проникновения в сознание для овладения двигательными механизмами. Исход конфликта – невротическое заболевание.

Другая форма конфликта, когда вытесненные из сферы сознания влечения принимают более высокую форму. Это явление называется собственно сублимацией.

Сублимацией называется превращение посредством оттеснения в подсознантельное низших видов энергии в высшие.

Для воспитания инстинктов существует дилемма: или невроз, или сублимация.

1. Вечное столкновение неудовлетворенных влечений с нашим поведением.

2. Превращение неприемлемых влечений в более высокие и сложные формы деятельности.

 

Воспитание полового инстинкта.

Половой инстинкт самый могущественный биологический механизм сохранения рода. Мощный источник психических импульсов, страданий, наслаждений, желаний, болей и радостей.

В грудном возрасте проявляется детская сексуальность. Онанизм в раннем детстве и даже в грудном возрасте есть явление, давно установленное в медицинской практике.

Эти сексуальные переживания отличаются от переживаний взрослого. У ребенка это носит характер эротизма, ограниченного эротическими зонами, формами направленными на себя. Эротические возбуждения исходят из собственного тела (автоэротизм).

В следующий период детский эротизм принимает новые формы: он направлен на ближайших лиц из окружения. Чувство разницы пола отсутствует, но очень часто мы встречаемся с детской влюбленностью. Половой инстинкт принимает скрытые не обнаруживаемые формы.

В пору половой зрелости все становится сложнее.

Половое чувство принимает характер конфликта. Благополучный исход конфликта может быть в случае сублимации, т.е. если бурные силы инстинкта будут направлены по нужным каналам.

Основное расхождение (конфликт) этого инстинкта с условиями среды заключается в том, что инстинкт в его природной форме безличен, слеп и не связан с конечной целью, которой он служит. Половой инстинкт человека и животного направлен на всякую особь противоположного пола.

Культура вносит форму избирательности форму личного характера, которые принимает половой инстинкт у человека.

Как только этот инстинкт получает направление на одно определенное лицо и как бы затухает по отношению ко всем остальным, с той минуты он из животного инстинкта превращается в человеческое чувство.

Любовь в юношеском возрасте есть самая естественная и неизбежная форма сублимации полового инстинкта.

Цель воспитания – научить человека любви.

Необходимо избавиться от слепоты полового инстинкта, ввести его в общую сферу сознания, поставить в связь с поведением, связать с целью, которой он должен служить в человеческом обществе. Средством для такой деятельности является просвещение.

Но просвещение бессильно перед реальным влечением. Неумелое просвещение может только развить влечение.

Величайшее напряжение творчества возникают при созревании полового желания.

Сублимация полового инстинкта, т.е. оттеснение его другими интересами более высокого порядка в подсознание  – основная линия полового воспитания.  

Другим источником сублимации являются социальные отношения. Это канал по которому можно направить сублимированный половой инстинкт. Дружба и товарищество в юношеском периоде не могут повториться с той же силой ни в каком другом возрасте.

Задание.

Предложите варианты сублимации полового инстинкта для учащихся 9-10 классов общеобразовательной школы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1.  Что понимается под деятельностью?
  2.  Основные компоненты деятельности и их социально-педагогическая характеристика
  3.  В чем проявляется прогрессивный (развивающий) или регрессивный (негативно изменяющийся, разрушающий) характер деятельности?
  4.  Основные виды деятельности и их социалыю-педагогический характер.

В каких видах деятельностей проявляются ваши личностные качества?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32248. Скользящая опалубка 47.5 KB
  Основными элементами скользящей опалубки являются щиты домкратные рамы рабочий пол подвесные подмости домкратные стержни устанавливаемые по оси стен домкраты.Домкратные рамы являются основными несущими элементами на них устанавливают щиты опалубки которые воспринимают давление бетонной смеси. На домкратные рамы устанавливают домкраты которые опираясь на стержни поднимают всю конструкцию опалубки. Щиты опалубки устанавливают так чтобы расстояние между ними увеличивалось книзу образуя конусность в пределах высоты щитов или 5 7 мм на...
32249. Подъемно-переставная опалубка 21 KB
  Наружные и внутренние шиты опалубки закрепляют на подъемной головке которая устанавливается и поднимается по шахтоподъемнику. На подъемной головке закрепляют также рабочую площадку подвесные леса бункера для бетонной смеси лебедку лифтов и тепляк с юбкой тепляка. Щиты соседних ярусов закрепляют с помощью поперечных накладок.
32250. Объемно-переставная опалубка 49 KB
  Опалубка состоит из пространственных секций Побразной формы которые при соединении образуют туннели опалубки на квартиру или во всю ширину здания. Секции опалубки имеют переменную ширину в зависимости от принятого шага стен и различную длину. Бетонную смесь укладывают между туннелями опалубки для образования стен и на секции при бетонировании перекрытий. При демонтаже секции опалубки как бы сжимаются для чего сдвигают внутрь забетонированного туннеля боковые щиты опалубки щиты стен перемещают вниз горизонтальный щит перекрытий.
32251. Катучая опалубка 28.5 KB
  Каждый блок катучей опалубки состоит из нескольких металлических рам смонтированных на тележках передвигаемых на рельсах. Внешний контур металлических ферм и опалубки должен строго соответствовать очертанию бетонируемых конструкций.Применение подъемнокатучей опалубки снижает стоимость железобетонных работ по устройству покрытия здания на 20.Использование катучей опалубки прямоугольного сечения вдвое ускорило производство работ и позволило снизить трудоемкость 1 м3 железобетонных работ на 046 чел.
32252. ТЕХНОЛОГИЯ МОНТАЖА БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ Возведение зданий с каркасом рамного типа 50 KB
  В производственных зданиях вместо мостовых кранов устанавливают один или два многоопорных подвесных крана грузоподъемностью по 3050 т передвигающихся вдоль пролета по монорельсовым путям подвешенным в узлах нижнего пояса ригеля. В связи с большими постоянными и подвижными нагрузками конструктивное решение ригеля принимают аналогично тяжелым мостовым фермам с поясами и решеткой из двухступенчатых Нобразных сечений. При пролетах более 50 м масса стропильной конструкции ригеля достигает 60 т и более монтаж ее может быть выполнен либо...
32254. Монтаж стальных конструкций укрупненными блоками 63 KB
  Высота конструкций центрального блока доменной печи доходит до 70 м при массе стальных конструкций сконструированных на сравнительно небольшой площади до 5000 т и более. Монтаж таких конструкций может быть выполнен либо частями с применением временных промежуточных опор либо целиком укрупненными блоками. Укрупнительную сборку стальных конструкций выполняют на строительной площадке если целесообразно собрать монтажный блок из нескольких элементов до подъема и полнее использовать грузоподъемность монтажного крана.
32255. Возведение зданий с перекрестно-стержневыми покрытиями 628 KB
  Структурные плитыграни собирали на стройплощадке из отдельных короткомерных стержневых трубчатых элементов поставляемых на стройку в пакетах. Перемещать отдельные грани из предмонтажного положения в проектное предлагалось по рельсовым направляющим уложенным на монтажной площадке и опорахпилонах. Грани покрытия монтировали с помощью двух кранов ДЭК50 и одного крана СКГ100. При монтаже структурных граней ПР1 ПР2 ПР3 основания каждой грани стропили по линии расположения опорных узлов за две точки к кранам ДЭК50 и крану...
32256. Монтаж зданий с арочными и купольными покрытиями 862.5 KB
  Наиболее часто проектируют арки следующих статических схем: с затяжкой воспринимающей усилие горизонтального распора благодаря которой колонны здания воспринимают только вертикальные нагрузки; двух либо трехшарнирные передающие вертикальные нагрузки и распор на железобетонные фундаменты. Число временных опор зависит от пролета арки объемнопланировочного решения не всегда есть возможность установки опор в любом месте и имеющегося монтажного оборудования. Минимальное количество монтажных элементов будет достигнуто в том случае если...