10548

Воспитание как педагогическое понятие

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема: Воспитание как педагогическое понятие. План. Сущность процесса воспитания. Содержание отношений которые формируются в системе воспитания. Литература. 1. Выгодский Л.С. Психологическая психология. – М.: Педагогика Пресс 1999. 536 с. 2. Щуркова Н.Е.

Русский

2013-03-29

55 KB

9 чел.

Тема: Воспитание как педагогическое понятие.

План.

  1.  Сущность процесса воспитания.
  2.  Содержание отношений, которые формируются в системе воспитания.

Литература.

1. Выгодский Л.С. Психологическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536с.

2. Щуркова Н.Е. Воспитание: НОВЫЙ ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРЫ. - М., 1997.

1. Сущность процесса воспитания.

В 1806 г. «воспитание» было выделено как педагогическое понятие. Понятие «воспитание» включили в словарь российской Академии наук.

Первоначально понятие «воспитание» ассоциировалось с понятием «образование» и фактически являлось его синонимом.  

Часть педагогов считала, что поскольку обучение и образование носят воспитательный характер, то,  в особой воспитательной работе школа не нуждается.

Данная точка зрения подвергалась критике со стороны педагогов, сторонников специализации области воспитания. В лекции «Проблемы школьного советского воспитания» (1938) А. С. Макаренко говорил: «У нас среди педагогических мыслителей нашего времени и отдельных организаторов нашей педагогической работы есть убеждение, что никакой особенной, отдельной методики воспитательной работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета должна заключать в себе и всю воспитательную мысль. Я с этим не согласен. Я считаю, что воспитательная область — область чистого воспитания — есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания».

Воспитание стало осознаваться как самостоятельное педагогическое явление.

В чем проявляется данная самостоятельность?

Одним из продуктов процесса обучения являются научные знания. В процессе обучения бытовые знания преобразуются в научные.

Продуктом процесса воспитания являются социальные и культурные отношения. Желания и рефлексы в процессе воспитания нормируются, приобретая статус собственно человеческих.

Человек появляется на свет самым беспомощным. Без помощи окружающих его людей он не сможет стать человеком. Первая помощь, которую оказывают новорожденному, окружающие его люди, это помощь в сохранении нормальных функций организма (рефлексов). Первая функция животного (рефлекс), это питание. Необходима организация регулярного и полноценного питания.

Особенность человека, как культурного, социального существа, заключается в проявлении отношений в окружающему миру и к себе. Это то, что находится рядом с питанием, т.е. вос – питание.

«Воспитание», это питание не пищей, а правилами регулирования своих желаний и рефлексов. Первые правила (нормы), которые осваивает потенциальный человек, это режим сна и приема пищи.

Первым и основным воспитателем для человека является мать.

Первая и основная воспитательная среда, это семья. Потенциальный человек осваивает нормы семьи, сохраняя их и память о них, всю жизнь.

Воспитательный процесс противоречив.

Основное противоречие воспитательного процесса заключается в характере взаимоотношений воспитателя и воспитанника.

Как воздействовать на воспитанника?

С одной стороны, для создания условий по освоению норм, необходимо воздействовать на воспитанника. С другой стороны, все воздействия воспитателя на воспитанника, не предсказуемы своими последствиями, т.к. человек живой организм.

Возникает противоречие: на воспитанника необходимо воздействовать; на воспитанника нельзя воздействовать.

Противоречие снимается эмпатическим воздействием воспитателя на воспитанника. Воспитатель воздействует на воспитанника как на самого себя. Эмпатичность, одно из профессиональных качеств воспитателя.

Противоречив сам процесс воспитания.

Для того, чтобы «увидеть» свою воспитанность (норму, правило), человек должен перейти в область «не воспитанности». Собственную честность можно увидеть только из области обмана. Увидев свою норму человек попадает в ситуацию выбора, ситуацию противоречивых норм. Ситуация выбора характеризует сущность воспитательного процесса.

Сущность явления воспитания заключается в сознательном выборе норм собственного поведения из альтернативных.  

Нормы управляют отношениями человека с окружающим миром.

Отношениям нельзя научить так же как знаниям. Отношения неотделимы от самого человека (от людей) и, могут быть освоены только в ситуациях вживания (прочувствования).

Специфические вопросы, которые исследуются в теории и методике воспитания:

а) сущность воспитания, как специфический способ формирования собственного лица (личности);

б) содержания воспитательной работы, какие нормы и правила необходимо рекомендовать для воспитательной работы;

в) методы воспитания, или как создавать воспитательные ситуации;

г) система воспитательной работы по освоению правил и норм. Система, как целостное образование (семья, школа, коллектив и т.д.).

Задание для самостоятельной работы: опишите правила, нормы, которыми вы пользуетесь в процессе взаимоотношений с друзьями, родственниками.

2. Содержание отношений, которые формируются в системе воспитания.

Окружающий человека мир разнообразен. Человек, осознавая это разнообразие, организует взаимодействие с элементами мира. В процессе взаимодействия могут появляться отношения. По причине большого количества взаимодействий, существует  большое разнообразие отношений, в которые вступает человек.

Эти отношения традиционно расчленяют на следующие группы.

Первую группу составляют социальные отношения человека. Это отношения, которые определяются социальной ролью (родитель, ребенок, взрослый), социальной целью (индивидуальная-общественная), средствами реализации целей.

Вторую группу составляют нравственные отношения, это:

отношение к Родине (патриотизм), к другим странам и народам (интернационализм);

отношение к труду (трудолюбие и т. д.);

отношение к общественному достоянию, охране природы и материальным ценностям общества (бережливость и т. д.);

отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);

отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, дружба, совесть, честь и т. д.).

Третью группу составляют эстетические отношения (понимание и любовь к искусству, стремление к творчеству в области искусства и т. д.).

Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности.

Сообразно выделенным группам отношений, содержание воспитательной работы в образовательных учреждениях включает в себя:

а) формирование мировоззрения;

б) нравственное развитие;

в) эстетическое развитие;

г) физическое воспитание.

Как проявляются отношения человека к окружающей его действительности? Отношения объективируются в деятельности или общении человека. Ученик, добросовестно относящийся к обучению, выполняет все задания преподавателя. Желающий вступать во взаимодействие, здоровается. Сочувствующий, помогает.

Отношение проявляется в активности человека.

З.Фрейд предложил два принципа, которым, по его мнению, подчиняется активность человека: принцип удовольствия и реальности.

Внутренний мир человека, это сумма желаний удовольствия и, опыт борьбы за их осуществление. Данный опыт начинает приобретать новорожденный ребенок, борясь за осуществление желаний быть сытым, засыпать, когда хочется, быть сухим.

Желания человека постоянно сталкиваются с требованиями реальной среды, с которой нужно взаимодействовать. От некоторых желаний организму приходиться оказываться.

Неосуществимые желания вытесняются в бессознательную область и там продолжают жить в скрытом виде.

Желание в удовольствии, не достигшее компромисса с реальностью, мстит человеку созданием особого мира – неосознанных, вытесненных, бессознательных влечений. Во внутреннем мире человека создаются две антагонистические реальности: осознаваемая внешняя реальность; неосознаваемая реальность, враждебная внешней, загнанная в подполье, неудовлетворенная, прорывающаяся наружу.

Как уже было сказано, ребенок рождается беспомощным. Родители, помогая ребенку, формируют инфантильность его поведения. Пытаясь помочь ребенку приспособиться, к окружающей среде, родители формируют и развивают эту инфантильность. Родители создают условия для формирования у ребенка отношений с опорой на удовольствия.

Отношения взрослого человека опирается на принцип реальности: ответственности и деятельности.

Переход из детства во взрослость является трагедией.  Сущность данной трагической ситуации в изменении характера отношений человека к окружающей действительности. Отношения, опирающиеся на принцип удовольствия, должны превратиться (дополниться) в отношения, опирающиеся на принцип соотнесения с реальностью. Это превращение возможно только в процессе борьбы данных принципов.

Для ослабления психологического напряжения в данной трагической ситуации можно использовать заторможенные рефлексы, ушедшие в бессознательную область.

Например. Учитель оскорбил ученика. У ученика появляется заторможенный рефлекс агрессии, т.к. он не может (в силу ролевых условий) ответить оскорблением учителю. Заторможенный рефлекс может сработать из-за какой-нибудь мелочи с друзьями, близкими. Заторможенный рефлекс, это мина, с неопределенным временем взрыва.

Педагогическая задача, создание условий для коррекции отношений. Для такой коррекции необходимо «разрядить» заторможенный рефлекс. Для этого формируются новые раздражители: статья в газету «Как мне удобно взаимодействовать с учителем», где ученик предъявляет свою позицию по отношению к обобщенному учителю; круглый стол о проблемах взаимоотношений людей (не только учителя и ученика). Заторможенный рефлекс находит организованный педагогический выход.

Отношения человека с окружающим его миром формируются и направляются специально созданными педагогическими ситуациями.

Одна из задач педагогических ситуаций – давать выход заторможенным рефлексам. Сам человек при этом понимается не как законченная форма, а как постоянно текущая изменяющаяся форма взаимодействия организма и окружающей среды.

Отношения человека с окружающей средой, это «живые» отношения. Данные отношения нельзя выработать один раз на всю жизнь. Человек вынужден постоянно вырабатывать свои отношения и бороться за их существование.  

Что является средством выработки отношений?

Можно предполагать, что часть отношений передается по наследству, а часть отношений приобретается.

Приобретенные отношения определяются структурой среды, в которой формируется и развивается организм. Вступая во взаимодействие со средой, человек переводит во внутрь (интериоризирует) то, что было во взаимодействии.

Правила отношений появляются на основании собственного опыта. Средством выработки отношений является собственный опыт человека.  

Личный опыт воспитанника, это основание воспитательной работы.

Нет опыта, невозможно воспитание.

В этом смысле ребенок воспитывает себя сам, а воспитатель создает для этого условия. Изменить свое отношение (реакции) можно только самому, через собственный опыт.

Активность человека, это его главный воспитатель.

Воспитатель организует, направляет, помогает воспитаннику, но не может воспитать его, в прямом смысле слова, т.е. из-вне изменить его отношение.

Отношение, как реакция организма, состоит из: восприятия взаимодействующего элемента (раздражителя); переработка восприятия; ответная активность.

Если остановиться только на первом элементе отношений (восприятии), то воспитатель будет пытаться превратить воспитанника в «сосуд, который нужно наполнить».

Воспитанник должен не только воспринимать, но и реагировать. Воспитать, это значит установить новые отношения, новые реакции, из которых складывается поведение.

Личный опыт воспитанника формируется воспитательной средой. Воспитатель является организатором воспитывающей среды, регулятором и контролером её взаимодействия с воспитанником. Воспитатель, по отношению к воспитаннику, это садовник, помогающий расти дерево. Дерево растет само. Воспитатель бессилен в непосредственном воздействии на ученик. Воспитатель всесилен при влиянии на ученика средствами окружающей среды (опосредованное влияние).

Воспитатель выступает в воспитательном процессе в двойной роли: организатор и управленец воспитательной среды; часть воспитательной среды. По этой причине воспитательная среда, которую создает воспитатель, полностью отражает нормы воспитателя. Воспитатель создает условия для рождения себе подобных.

Задание для самостоятельной работы: «Какие нормы отношений вы хотели бы повторить в своих воспитанниках?»

Воспитанник является частью воспитательной среды. Процесс установления отношений есть двусторонний активный процесс. С одной стороны воспитанник подвергается влиянию среды, с другой стороны, воспитанник каждой своей реакцией влияет на среду и через неё на самого себя.

Установление отношений, это разрешение противоречия (схватки) между внешней средой и воспитанником.

Воспитательная среда, как область взаимодействия людей, сама по себе активна и динамична. В воспитательном процессе активен учитель, как организатор процесса, активен ученик, как разрешающий противоречие, активна сама социальная среда.

Воспитательный процесс формирования отношений динамичный, эволюционный, напряженный, противоречивый.

Воспитание, это борьба человека с миром за самого себя в мире.

Не все новые отношения воспитанника с миром можно назвать воспитательными. Если родитель расскажет ребенку, чем отличается корова от лошади, то у ребенка появится новое знание различения копытных. Но это знание, а не формирование отношения (воспитание).

Ребенок, это потенциальная полифония личностей. Ребенок, это потенциальная возможность неограниченных возможностей.

Воспитание создает условия для формирования и социального отбора личности. Из человека как биологического существа (животного), воспитание создает условия для формирования человека как социального существа. Рефлексы животного существа в процессе воспитания нормируются, приобретая статус собственно человеческих. Животное, которое сумело подчинить свои рефлексы общим правилам отношений (нормам), становится человеком.

Задания для самостоятельной работы.

  1.  Познакомьтесь с работой «Щуркова Н.Е. Воспитание: НОВЫЙ ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРЫ. - М., 1997». Приготовьте ответы на вопросы: воспитание и культура, среда воспитания и участники воспитательного процесса, планируемые результаты воспитания, ценности воспитания.
  2.  Познакомьтесь в учебнике «Педагогика» по редакцией П.И.Пидкасистого с разделами «Общие закономерности и принципы воспитания» и «Содержание воспитательного процесса». Приготовьте ответы на вопросы: характеристика закономерностей воспитания; принципы воспитания; содержание воспитательного процесса; ценностные отношения в воспитательном процессе; программа воспитания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18201. Складові Windows 93.5 KB
  Лекція 6 Складові Windows Головне меню містить у собі такі пункти: Програми виведення списку інстальованих програм. Документи виведення списку недавно переглянутих документів. Настройки виведення списку компонентів системи настройка яких може бути зміне
18202. Операційна система Windows XP 120 KB
  Лекція 7 Операційна система Windows XP Windows XP з'явився 25 жовтня 2001 року. Це унікально потужна операційна система в основі якої лежить Windows 2000. Це нова OC від Microsoft починаючи з якої зроблена спроба об'єднати дві що раніше існували незалежно лінійки W9x і NT. Спочатку цей проект
18203. Операційна система Windows Server 2003 156 KB
  Лекція 8 Операційна система Windows Server 2003 Операційні системи сімейства Windows Server 2003 є еволюційним розвитком серверної платформи Windows 2000 Server що також включили в себе багато засобів систем Windows XP. Слід також нагадати що ОС Windows 2000 мають внутрішній номер версії 5.0 а системи Wi...
18204. Робота з WINDOWS SERVER 2003 192 KB
  Робота з WINDOWS SERVER 2003 Створювати розділи на жорсткому диску можна такими способами: Якщо на комп'ютері вже встановлена система Windows NT/2000/XP то розділи на жорсткому диску можна створити за допомогою адміністративних засобів самої операційної системи. Якщо на комп'ю
18205. Операційна система Linux: історія 85 KB
  Лекція 10 Операційна система Linux: історія Linux багатозадачна й багатокористуваться операційна система для бізнесу утворення й індивідуального програмування. Linux належить сімейству UNIXподібних операційних систем вона може працювати на комп'ютерах Intel 80386 80486 і Pen...
18206. Види операційної системи Linux 43 KB
  Лекція 11 Види операційної системи Linux Linux Mandriva One Ця редакція Linux Mandriva являє собою Live CD. Live CD операційна система яка завантажується й працює прямо з компактдиска без необхідності установки й без ризику внесення якихнебудь змін у систему. Крім того Mandriva One мож...
18207. Загальна характеристика права інтелектуальної власності 114.5 KB
  Тема: Загальна характеристика права інтелектуальної власності План Інтелектуальна діяльністьяк об’єкт правої охорони Поняття права інтелектуальної власності Субєкти та об’єкти права інтелектуальної власності Система права інтелектуальної власност
18208. Авторське право. Особливості і види договірних відносин у галузі реалізації результатів творчої діяльності 171.5 KB
  Тема №3. Авторське право Вступ 1. Поняття і джерела авторського права. 2. Об'єкти авторського права. 3. Суб'єкти авторських відносин. 4. Суб'єктивне авторське право його зміст і межі. 5. Особливості і види договірних відносин у галузі реалізації результатів творчої ді
18209. Право промислової власності 35.22 KB
  Тема: Право промислової власності. План Поняття промислової власності Патентне право: поняття юридичний механізм види патентів Реєстрація патентів. І. Поняття промислової власності За Паризькою конвенцією про охорону промислової власності від...