10548

Воспитание как педагогическое понятие

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема: Воспитание как педагогическое понятие. План. Сущность процесса воспитания. Содержание отношений которые формируются в системе воспитания. Литература. 1. Выгодский Л.С. Психологическая психология. М.: Педагогика Пресс 1999. 536 с. 2. Щуркова Н.Е.

Русский

2013-03-29

55 KB

9 чел.

Тема: Воспитание как педагогическое понятие.

План.

  1.  Сущность процесса воспитания.
  2.  Содержание отношений, которые формируются в системе воспитания.

Литература.

1. Выгодский Л.С. Психологическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536с.

2. Щуркова Н.Е. Воспитание: НОВЫЙ ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРЫ. - М., 1997.

1. Сущность процесса воспитания.

В 1806 г. «воспитание» было выделено как педагогическое понятие. Понятие «воспитание» включили в словарь российской Академии наук.

Первоначально понятие «воспитание» ассоциировалось с понятием «образование» и фактически являлось его синонимом.  

Часть педагогов считала, что поскольку обучение и образование носят воспитательный характер, то,  в особой воспитательной работе школа не нуждается.

Данная точка зрения подвергалась критике со стороны педагогов, сторонников специализации области воспитания. В лекции «Проблемы школьного советского воспитания» (1938) А. С. Макаренко говорил: «У нас среди педагогических мыслителей нашего времени и отдельных организаторов нашей педагогической работы есть убеждение, что никакой особенной, отдельной методики воспитательной работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета должна заключать в себе и всю воспитательную мысль. Я с этим не согласен. Я считаю, что воспитательная область — область чистого воспитания — есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания».

Воспитание стало осознаваться как самостоятельное педагогическое явление.

В чем проявляется данная самостоятельность?

Одним из продуктов процесса обучения являются научные знания. В процессе обучения бытовые знания преобразуются в научные.

Продуктом процесса воспитания являются социальные и культурные отношения. Желания и рефлексы в процессе воспитания нормируются, приобретая статус собственно человеческих.

Человек появляется на свет самым беспомощным. Без помощи окружающих его людей он не сможет стать человеком. Первая помощь, которую оказывают новорожденному, окружающие его люди, это помощь в сохранении нормальных функций организма (рефлексов). Первая функция животного (рефлекс), это питание. Необходима организация регулярного и полноценного питания.

Особенность человека, как культурного, социального существа, заключается в проявлении отношений в окружающему миру и к себе. Это то, что находится рядом с питанием, т.е. вос – питание.

«Воспитание», это питание не пищей, а правилами регулирования своих желаний и рефлексов. Первые правила (нормы), которые осваивает потенциальный человек, это режим сна и приема пищи.

Первым и основным воспитателем для человека является мать.

Первая и основная воспитательная среда, это семья. Потенциальный человек осваивает нормы семьи, сохраняя их и память о них, всю жизнь.

Воспитательный процесс противоречив.

Основное противоречие воспитательного процесса заключается в характере взаимоотношений воспитателя и воспитанника.

Как воздействовать на воспитанника?

С одной стороны, для создания условий по освоению норм, необходимо воздействовать на воспитанника. С другой стороны, все воздействия воспитателя на воспитанника, не предсказуемы своими последствиями, т.к. человек живой организм.

Возникает противоречие: на воспитанника необходимо воздействовать; на воспитанника нельзя воздействовать.

Противоречие снимается эмпатическим воздействием воспитателя на воспитанника. Воспитатель воздействует на воспитанника как на самого себя. Эмпатичность, одно из профессиональных качеств воспитателя.

Противоречив сам процесс воспитания.

Для того, чтобы «увидеть» свою воспитанность (норму, правило), человек должен перейти в область «не воспитанности». Собственную честность можно увидеть только из области обмана. Увидев свою норму человек попадает в ситуацию выбора, ситуацию противоречивых норм. Ситуация выбора характеризует сущность воспитательного процесса.

Сущность явления воспитания заключается в сознательном выборе норм собственного поведения из альтернативных.  

Нормы управляют отношениями человека с окружающим миром.

Отношениям нельзя научить так же как знаниям. Отношения неотделимы от самого человека (от людей) и, могут быть освоены только в ситуациях вживания (прочувствования).

Специфические вопросы, которые исследуются в теории и методике воспитания:

а) сущность воспитания, как специфический способ формирования собственного лица (личности);

б) содержания воспитательной работы, какие нормы и правила необходимо рекомендовать для воспитательной работы;

в) методы воспитания, или как создавать воспитательные ситуации;

г) система воспитательной работы по освоению правил и норм. Система, как целостное образование (семья, школа, коллектив и т.д.).

Задание для самостоятельной работы: опишите правила, нормы, которыми вы пользуетесь в процессе взаимоотношений с друзьями, родственниками.

2. Содержание отношений, которые формируются в системе воспитания.

Окружающий человека мир разнообразен. Человек, осознавая это разнообразие, организует взаимодействие с элементами мира. В процессе взаимодействия могут появляться отношения. По причине большого количества взаимодействий, существует  большое разнообразие отношений, в которые вступает человек.

Эти отношения традиционно расчленяют на следующие группы.

Первую группу составляют социальные отношения человека. Это отношения, которые определяются социальной ролью (родитель, ребенок, взрослый), социальной целью (индивидуальная-общественная), средствами реализации целей.

Вторую группу составляют нравственные отношения, это:

отношение к Родине (патриотизм), к другим странам и народам (интернационализм);

отношение к труду (трудолюбие и т. д.);

отношение к общественному достоянию, охране природы и материальным ценностям общества (бережливость и т. д.);

отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);

отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, дружба, совесть, честь и т. д.).

Третью группу составляют эстетические отношения (понимание и любовь к искусству, стремление к творчеству в области искусства и т. д.).

Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности.

Сообразно выделенным группам отношений, содержание воспитательной работы в образовательных учреждениях включает в себя:

а) формирование мировоззрения;

б) нравственное развитие;

в) эстетическое развитие;

г) физическое воспитание.

Как проявляются отношения человека к окружающей его действительности? Отношения объективируются в деятельности или общении человека. Ученик, добросовестно относящийся к обучению, выполняет все задания преподавателя. Желающий вступать во взаимодействие, здоровается. Сочувствующий, помогает.

Отношение проявляется в активности человека.

З.Фрейд предложил два принципа, которым, по его мнению, подчиняется активность человека: принцип удовольствия и реальности.

Внутренний мир человека, это сумма желаний удовольствия и, опыт борьбы за их осуществление. Данный опыт начинает приобретать новорожденный ребенок, борясь за осуществление желаний быть сытым, засыпать, когда хочется, быть сухим.

Желания человека постоянно сталкиваются с требованиями реальной среды, с которой нужно взаимодействовать. От некоторых желаний организму приходиться оказываться.

Неосуществимые желания вытесняются в бессознательную область и там продолжают жить в скрытом виде.

Желание в удовольствии, не достигшее компромисса с реальностью, мстит человеку созданием особого мира – неосознанных, вытесненных, бессознательных влечений. Во внутреннем мире человека создаются две антагонистические реальности: осознаваемая внешняя реальность; неосознаваемая реальность, враждебная внешней, загнанная в подполье, неудовлетворенная, прорывающаяся наружу.

Как уже было сказано, ребенок рождается беспомощным. Родители, помогая ребенку, формируют инфантильность его поведения. Пытаясь помочь ребенку приспособиться, к окружающей среде, родители формируют и развивают эту инфантильность. Родители создают условия для формирования у ребенка отношений с опорой на удовольствия.

Отношения взрослого человека опирается на принцип реальности: ответственности и деятельности.

Переход из детства во взрослость является трагедией.  Сущность данной трагической ситуации в изменении характера отношений человека к окружающей действительности. Отношения, опирающиеся на принцип удовольствия, должны превратиться (дополниться) в отношения, опирающиеся на принцип соотнесения с реальностью. Это превращение возможно только в процессе борьбы данных принципов.

Для ослабления психологического напряжения в данной трагической ситуации можно использовать заторможенные рефлексы, ушедшие в бессознательную область.

Например. Учитель оскорбил ученика. У ученика появляется заторможенный рефлекс агрессии, т.к. он не может (в силу ролевых условий) ответить оскорблением учителю. Заторможенный рефлекс может сработать из-за какой-нибудь мелочи с друзьями, близкими. Заторможенный рефлекс, это мина, с неопределенным временем взрыва.

Педагогическая задача, создание условий для коррекции отношений. Для такой коррекции необходимо «разрядить» заторможенный рефлекс. Для этого формируются новые раздражители: статья в газету «Как мне удобно взаимодействовать с учителем», где ученик предъявляет свою позицию по отношению к обобщенному учителю; круглый стол о проблемах взаимоотношений людей (не только учителя и ученика). Заторможенный рефлекс находит организованный педагогический выход.

Отношения человека с окружающим его миром формируются и направляются специально созданными педагогическими ситуациями.

Одна из задач педагогических ситуаций – давать выход заторможенным рефлексам. Сам человек при этом понимается не как законченная форма, а как постоянно текущая изменяющаяся форма взаимодействия организма и окружающей среды.

Отношения человека с окружающей средой, это «живые» отношения. Данные отношения нельзя выработать один раз на всю жизнь. Человек вынужден постоянно вырабатывать свои отношения и бороться за их существование.  

Что является средством выработки отношений?

Можно предполагать, что часть отношений передается по наследству, а часть отношений приобретается.

Приобретенные отношения определяются структурой среды, в которой формируется и развивается организм. Вступая во взаимодействие со средой, человек переводит во внутрь (интериоризирует) то, что было во взаимодействии.

Правила отношений появляются на основании собственного опыта. Средством выработки отношений является собственный опыт человека.  

Личный опыт воспитанника, это основание воспитательной работы.

Нет опыта, невозможно воспитание.

В этом смысле ребенок воспитывает себя сам, а воспитатель создает для этого условия. Изменить свое отношение (реакции) можно только самому, через собственный опыт.

Активность человека, это его главный воспитатель.

Воспитатель организует, направляет, помогает воспитаннику, но не может воспитать его, в прямом смысле слова, т.е. из-вне изменить его отношение.

Отношение, как реакция организма, состоит из: восприятия взаимодействующего элемента (раздражителя); переработка восприятия; ответная активность.

Если остановиться только на первом элементе отношений (восприятии), то воспитатель будет пытаться превратить воспитанника в «сосуд, который нужно наполнить».

Воспитанник должен не только воспринимать, но и реагировать. Воспитать, это значит установить новые отношения, новые реакции, из которых складывается поведение.

Личный опыт воспитанника формируется воспитательной средой. Воспитатель является организатором воспитывающей среды, регулятором и контролером её взаимодействия с воспитанником. Воспитатель, по отношению к воспитаннику, это садовник, помогающий расти дерево. Дерево растет само. Воспитатель бессилен в непосредственном воздействии на ученик. Воспитатель всесилен при влиянии на ученика средствами окружающей среды (опосредованное влияние).

Воспитатель выступает в воспитательном процессе в двойной роли: организатор и управленец воспитательной среды; часть воспитательной среды. По этой причине воспитательная среда, которую создает воспитатель, полностью отражает нормы воспитателя. Воспитатель создает условия для рождения себе подобных.

Задание для самостоятельной работы: «Какие нормы отношений вы хотели бы повторить в своих воспитанниках?»

Воспитанник является частью воспитательной среды. Процесс установления отношений есть двусторонний активный процесс. С одной стороны воспитанник подвергается влиянию среды, с другой стороны, воспитанник каждой своей реакцией влияет на среду и через неё на самого себя.

Установление отношений, это разрешение противоречия (схватки) между внешней средой и воспитанником.

Воспитательная среда, как область взаимодействия людей, сама по себе активна и динамична. В воспитательном процессе активен учитель, как организатор процесса, активен ученик, как разрешающий противоречие, активна сама социальная среда.

Воспитательный процесс формирования отношений динамичный, эволюционный, напряженный, противоречивый.

Воспитание, это борьба человека с миром за самого себя в мире.

Не все новые отношения воспитанника с миром можно назвать воспитательными. Если родитель расскажет ребенку, чем отличается корова от лошади, то у ребенка появится новое знание различения копытных. Но это знание, а не формирование отношения (воспитание).

Ребенок, это потенциальная полифония личностей. Ребенок, это потенциальная возможность неограниченных возможностей.

Воспитание создает условия для формирования и социального отбора личности. Из человека как биологического существа (животного), воспитание создает условия для формирования человека как социального существа. Рефлексы животного существа в процессе воспитания нормируются, приобретая статус собственно человеческих. Животное, которое сумело подчинить свои рефлексы общим правилам отношений (нормам), становится человеком.

Задания для самостоятельной работы.

  1.  Познакомьтесь с работой «Щуркова Н.Е. Воспитание: НОВЫЙ ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРЫ. - М., 1997». Приготовьте ответы на вопросы: воспитание и культура, среда воспитания и участники воспитательного процесса, планируемые результаты воспитания, ценности воспитания.
  2.  Познакомьтесь в учебнике «Педагогика» по редакцией П.И.Пидкасистого с разделами «Общие закономерности и принципы воспитания» и «Содержание воспитательного процесса». Приготовьте ответы на вопросы: характеристика закономерностей воспитания; принципы воспитания; содержание воспитательного процесса; ценностные отношения в воспитательном процессе; программа воспитания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65544. Розширення функціональних можливостей верстатів-гексаподів шляхом визначення їх раціональних конструктивних параметрів 502.95 KB
  Актуальність дисертаційної роботи визначається обмеженою кількістю теоретичних розробок і практичних рекомендацій щодо особливостей будови та функціонування ВПК визначенню їх технічних та технологічних показників конкретних результатів досліджень...
65545. РЕГУЛЬОВАНІ ЕЛЕКТРОПРИВОДИ З АКТИВНИМИ ВИПРЯМЛЯЧАМИ 243.5 KB
  Формування вхідних струмів АВ може здійснюватись низькочастотним та високочастотним керуванням ШІМкерування. Системи керування АВ дуже різняться між собою деякі АВ можуть мати кілька варіантів системи керування ними як наприклад шестиключовий АВ напруги тому потребують більш детального...
65546. НАЦІОНАЛЬНО-ВИЗВОЛЬНА ІДЕЯ В ХУДОЖНЬОМУ ТРАКТУВАННІ УКРАЇНСЬКИХ ПИСЬМЕННИКІВ ПЕРШОЇ ЕМІГРАЦІЙНОЇ ХВИЛІ 157.5 KB
  Останнє набуло особливої значимості для формування національної ідеї збереження духовності нації. Своє бачення національної ідеї українства оприявнювала й література передусім через твори тих письменників доробок котрих мав виразне національне спрямування.
65547. АВТОМАТИЗОВАНЕ УПРАВЛІННЯ ПІДСИСТЕМАМИ ТЕХНОЛОГІЧНОГО КОМПЛЕКСУ ЦУКРОВОГО ЗАВОДУ З ВИКОРИСТАННЯМ МЕТОДІВ ДІАГНОСТИКИ І ПРОГНОЗУВАННЯ 937 KB
  Метою роботи є підвищення ефективності функціонування ТК цукрового заводу за рахунок удосконалення систем автоматизації шляхом використання алгоритмів діагностики і прогнозування. При вирішенні поставлених задач одержані нові наукові результати: вперше показано що для оцінки...
65548. МЕТОДИ ТА СИСТЕМИ ВІДТВОРЕННЯ ЗОБРАЖЕНЬ НА БАЗІ ЛОГІКО-ЧАСОВИХ ПЕРЕТВОРЕННЬ 857.65 KB
  Для візуального подання інформації та її реалістичного відображення необхідно створити системи відтворення зображень серед яких перспективними є світлодіодні матричні екрани які широко використовуються в професійних інсталяціях.
65549. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ОБРОБКИ НА СЕРЕДНІХ ТОКАРНИХ ВЕРСТАТАХ ЗА РАХУНОК ОПТИМІЗАЦІЇ КОНСТРУКТИВНИХ ПАРАМЕТРІВ РІЗЦІВ І РЕЖИМІВ РІЗАННЯ 868.5 KB
  В умовах ринкової економіки вибір типа конструкції інструменту його параметрів режимів різання має бути кількісно обґрунтований з урахуванням багатьох технічних економічних і ергономічних факторів причому рішення що приймаються мають бути оптимальними.
65550. ТЕХНОЛОГІЯ СТРУКТУРНИХ МОДИФІКАЦІЙ ДЕГРАДАЦІЙНО-РЕЛАКСАЦІЙНИХ ПЕРЕТВОРЕНЬ В ФУНКЦІОНАЛЬНИХ МАТЕРІАЛАХ НА ОСНОВІ СТЕКОЛ ТА КЕРАМІКИ ДЛЯ СЕНСОРІВ ЕЛЕКТРОННОЇ ТЕХНІКИ 376.5 KB
  Визначальним фактором прогресу сучасного людського суспільства є розвиток матеріалознавства, пошук, розробка та широке впровадження принципово нових та синтетичних матеріалів з унікальними функціональними властивостями, високою надійністю і технологічною відтворюваністю.
65551. ІНВЕСТИЦІЙНА ПРИВАБЛИВІСТЬ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКИХ ПІДПРИЄМСТВ 223 KB
  Тому одним із найважливіших завдань які стоять перед кожним з них зокрема та перед економікою країни в цілому є підвищення рівня інвестиційної привабливості. Особливої гостроти проблема підвищення інвестиційної привабливості набуває в сільському господарстві яке значно відстало...
65552. ПІДВИЩЕННЯ ТОЧНОСТІ ВИМІРЮВАННЯ ТЕМПЕРАТУРИ ТЕРМОПАРАМИ В ПРОЦЕСІ ЕКСПЛУАТАЦІЇ 1.36 MB
  Метою дисертації є розробка методу корекції похибки від набутої в процесі тривалої експлуатації термоелектричної неоднорідності електродів термопар на основі аналізу властивостей цієї похибки.