10551

Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема. Адаптация дезадаптация и реадаптация человека 1. Адаптация человека ее место и роль в социальном развитии социализации 2. Дезадаптация человека ее причины предупреждение и преодоление 3. Взаимосвязь адаптации и социализации дезадаптации и десоциализации их...

Русский

2013-03-29

77 KB

153 чел.

Тема. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека

1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление

3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками.

Социальное развитие человека от его активности в самопроявлении. Чем активнее самопроявление, тем эффективнее социальное развитие.

Активность проявления определяется ощущением, в какой степени чувствует комфортно себя  или некомфортно в среде.

Чем более комфортно чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, а значит к социальному развитию.

      1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном
развитии, социализации

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание.

Адаптация, это сохранение деятельности человека при изменившихся условиях жизни. Условия изменились – человек к ним приспособился – сохранил способность действовать в новых условиях. Не приспособился – не сохранил способность действовать.

Социальная адаптация — активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности).

Социальная адаптация создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. При адаптации усваиваются и принимаются цели, ценности, нормы и стили поведения, принятые в обществе. Усвоение и принятие ценностей – чувство комфорта для самопроявления.

Социальная адаптация ребенка:

- процесс и результат согласования норм ребенка с нормами окружающего мира (какие нормы у нас согласованы – одинаковы, какие не согласованы);

- приспособление его к изменившейся среде (выработка новых норм человека адекватных новым нормам среды).

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения социализации человека, для его социального самосовершенствования.

Показателями успешной социальной адаптации человека являются его:

- удовлетворенность этой средой (неудовлетворенность),

- активность самопроявления (не активен),

- принятие нового опыта (не принятие).

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс - развитие (изменение) адаптационных возможностей человека (знания, психические свойства: рефлексия, эмпатия, как средства понимания себя и окружающего мира). Развитие происходит в различных условиях среды его жизнедеятельности в: детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр..

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение (пользование социальными нормами). Стереотипы деятельности и поведения.

Адаптация как результат – степень (уровень) приспособления ребенка к среде жизнедеятельности, данным условиям. Результат, это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту.

Предрасположенность человека к адаптации зависят от его:

- индивидуального своеобразия,

- опыта приспособления к той или иной обстановке,

- временного перерыва в проявлении опыта,

- мотив (желания и устремленности),

- самоактивности.

Индивидуальное своеобразие человека — это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации.
С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или
утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости.

Опыт адаптации способствует формированию качеств личности,
которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним.

Опыт храниться в виде сценариев, которые человек усвоил, либо спроектировал сам. Чем богаче веер данных сценариев, тем успешнее будет адаптироваться человек к изменяющимся условиям.

Временный перерыв в проявлении опыта влияет на память. Чем больше перерыв, тем больше забывает человек свой опыт, тем труднее его использовать.

Мотив – диспозиция и ситуация.

Самоактивность – это способ обнаружения себя (своих возможностей) и свойств окружающего мира.

Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Существуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адаптации определенной категории людей.

Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста. Пример школы В.А.Сухомлинского.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут
снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей
характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение
и преодоление

Дезадаптация (от лат приставки de... или фр. des...) — означает
исчезновение, уничтожение, полное отсутствие или понижение, уменьшение.

Используется термин «дизадаптация» (от лат. dis — в первом значении — нарушение, искажение, деформация, значительно реже — исчезновение).

«Дезадапиация» и «дизадаптация» в отечественной литературе и на практике рассматриваются как синонимы.

  Дезадаптациея (дизадаптациея), это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности.

Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, проявление и результат.

Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности.

Самый опасный случай дезадаптации – латентный (скрытый). Незаметно вырастая такая дезадаптация может привести к трагическим последствиям.

Дезадаптация как проявление - внешняя характеристика
какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в
его нетипичном поведении. Формы ее проявления у каждого ребенка
свои.

Дезадаптация как результат - свидетельство качественно нового состояния и проявления, не соответствующего средовым условиям.

В специальной литературе и на практике встречается использование категории дезадаптированный по отношению к определенной категории людей: дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок,
дезадаптированная группа,
а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дезадаптация и др.

Дезадаптированные дети. Это дети, которые по различным причинам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.). Дезадаптация негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении.

Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги начальных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью.

Она характерна для детей 6—8-летнего возраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познавательной деятельности или его темпы снижены.

Основные причины дезадаптации человека: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие.

Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как
личности. К ним можно отнести:

длительную болезнь;

ограниченные возможности ребенка для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных   особенностей) общения с ним со стороны его окружения;
        • длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности.

Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с
тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт,
в той или иной степени сдерживающий личностное проявление.

К ним следует отнести:

нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»;
семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие над ребенком;

отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком
со стороны родителей, сверстников;

подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в
детский сад, школу, смена группы, класса);

подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — не-
приятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие
над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление
жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстникам — явление частое;

негативное проявление «рыночного воспитания», когда успешность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея
обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном
1
состоянии;

негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формирование интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов
социального  благополучия  и  легкости  их  достижения.   Реальная
жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию,
дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и боевики формируют у незрелого человека представление о смерти, как
чем-то туманном и идеализированном;

дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии
которой  ребенок испытывает  большое  напряжение,  дискомфорт.
Такая личность называется  
дезадаптирующей (дезадаптирующий
ребенок
группа) — это человек (группа), который (которая) в определенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдельной личности выступает фактором дезадаптации  (влияющим  на
самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, способность наиболее полно реализовать себя.

Дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:

• личностные деформации;

-  недостаточное физическое развитие;

• задержка психического развития;

• возможные мозговые дисфункции;

• типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность);

- одиночество — человек оказывается один на один со своими
проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением чело-
века либо с самоотчуждением;

проблемы   во  взаимоотношениях  со   сверстниками,  другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся
условиях, человек может пойти на крайние меры — суицид.

Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие качественного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка
девиантного поведения.

Задание.

К какой категории вы отнесете «детей улицы» адаптивным или дезадаптированным?

К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков, относятся:

создание оптимальных для ребенка средовых условий;

недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебного процесса;

поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;

побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в
среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;

создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения,
оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;

обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению дезадаптации и преодолению ее последствий;

подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации.

Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодоление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально- педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.

3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации
и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками

Преодоление дезадаптации представляет собой реадаптацию.

Термин «реадаптация» (от лат. ге... — приставка, обозначающая возобновление или повторность действия; противоположное действие или противодействие и adaptatio — приспособление, прилаживание) означает
восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов.

Реадаптация человека рассматривается как процесс,
проявление и результат.

Как процесс, это «реабилитационная деятельность». Это комплекс мер, направленный на стимулирование приспособления человека (группы) на том или ином уровне к определенным условиям внешней среды, восстановление его (ее) адаптационных возможностей.

Как проявление – восстановленные адаптационные возможности человека.

Как результат – степень восстановленности адаптационных возможностей.

Реадаптированный — человек, преодолевший дезадаптацию.

По отношению к группе наблюдается такое явление, которое
можно назвать «коадаптация» (от лат. со... — приставка — вместе и
adaptare — приспособлять) — общее и взаимное приспособление к из-
менившимся жизненным условиям.

Адаптация, дезадаптация и реадаптация свойственны каждому человеку.

Данные процессы не существуют «в чистом» виде. Они всегда связаны друг с другом.

Усваивая что-то новое, мы перестраиваем старый опыт, теряем его.

Адаптируясь к новому, дезадаптируемся к старому.

Адаптация может вести как к социализации, так и десоциализации. Точно также с дезадаптацией.

Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать
для них иную (новую) среду жизнедеятельности.

В этой среде каждый ребенок проявляет себя в соответствии с новыми условиями, выполняет другие нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения.

Ребенок адаптируется к новой среде и дезадаптируется к старой. Происходит одновременно социализация (к новому) и десоциализация (к старому). Приобретая человек должен отказываться! Рождаясь умирают.

По своей сущности иная обстановка способствует дезадаптации, стимулирующей снижение негативного опыта поведения, отношений, деятельности и постепенного приобретения нового, позитивного.

В практической деятельности воспитателей подобную ситуацию
специально создают для организации перевоспитательной работы с
детьми и подростками.

Однако сама среда не воспитывает, необходимо превратить ее в воспитательную среду. Это имеет место только
тогда, когда воспитанник принимает ее и становится активным
участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом воспитателя. Искусство воспитателя и заключается в том,
чтобы сделать воспитанника соучастником воспитательного процесса, выполняющим (в основном) все требования воспитательной
среды.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Приведите собственный пример адаптации и дезадаптации человека.

2. Предложите варианты адаптации выпускников школы к обучению в вузе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79293. Работа с кадровым резервом 17.89 KB
  Работа с кадровым резервом Принципы формирования и источники кадрового резерва Формирование кадрового резерва основывается на следующих принципах: актуальность резерва потребность в замещении должностей должна быть реальной; соответствие кандидата должности и типу резерва требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности; перспективность кандидата ориентация на профессиональный рост требования к образованию возрастной ценз стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом состояние здоровья. Источниками...
79294. Теории мотивации трудовой деятельности 43.01 KB
  Различают первичные и вторичные потребности. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Маслоу существует пять основных типов потребностей: физиологические потребности уровень 1; потребность в безопасности уровень 2; социальные потребности уровень 3; потребность в уважении и самоутверждении уровень 4; потребность в самовыражении уровень 5. Маслоу Эти потребности образуют иерархическую структуру которая определяет поведение человека причем потребности высшего уровня не мотивируют человека пока хотя бы частично не...
79295. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала 45.96 KB
  Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала Система стимулирования труда персонала: общие положения и составные части. Система материального стиулирования труда и ее элементы. Основным компонентом материального стимулирования труда является система его оплаты которая осуществляется в двух формах – повременной и сдельной рис. Формы оплаты труда Система оплаты труда комплекс взаимосвязанных принципов и методов определления уровня оплаты труда персонала на основе учета количественных и или качественных характеристик...
79296. Оценка результатов труда персонала организации 16.86 KB
  Оценка результатов труда персонала организации Оценка результатов труда одна из функций по управлению персоналом направленная на определение уровня эффективности выполнения работы. Оценка результатов труда является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его профессионального поведения и личностных качеств и состоит в определении соответствия результатов труда работника поставленным целям запланированным показателям нормативным требованиям. Оценка труда мероприятия по определению соответствия количества и качества...
79297. Оценка результатов деятельности подразделений управления персоналом и организации в целом 17.65 KB
  Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того насколько она способствует достижению целей организации и выполнению поставленных перед ней задач. Показатели оценки эффективности деятельности подразделений управления персоналом Показатели собственно экономической эффективности Показатели степени укомплектованности кадрового состава Показатели степени удовлетворенности работников Косвенные показатели эффективности Соотношение издержек необходимых для обеспечения организации квалифицированной рабочей силой...
79298. Оценка затрат на персонал 77.93 KB
  Они выступают в виде выплаты денежных вознаграждений дополнительных расходов на содержание персонала осуществляемых в соответствии с действующими законами и тарифными соглашениями или добровольных социальных услуг предприятия. В составе расходов на персонал можно выделить следующие группы: Общие расходы на рабочую силу складываются из прямых и косвенных затрат. Косвенные затраты обусловлены необходимостью возмещения дополнительных расходов по выплате страховых взносов в социальные фонды в том числе в фонды защиты от безработицы в связи...
79299. Оценка социальной и экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом 47 KB
  Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
79300. Аудит персонала 14.12 KB
  Аудит персонала Аудит персонала система консультационной поддержки аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации. Задачи аудита персонала: определить соответствие организационного и кадрового потенциала целям и стратегии развития организации; выявить соответствие деятельности персонала и структуру управления организации существующей нормативноправовой базе; определить эффективность работы с персоналом по решению задач стоящих перед персоналом организации ее руководством отдельными структурными...
79301. Теории управления о роли человека в организации 15.74 KB
  В связи с тем что теории управления персоналом человеческими ресурсами развивались вместе с различными школами управления последние наложили отпечаток на название первых. За более чем столетие период промышленной революции роль человека в организации существенно менялась поэтому развивались уточнялись и теории управления персоналом. В настоящее время различают три группы теорий: классические теории теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.