10551

Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема. Адаптация дезадаптация и реадаптация человека 1. Адаптация человека ее место и роль в социальном развитии социализации 2. Дезадаптация человека ее причины предупреждение и преодоление 3. Взаимосвязь адаптации и социализации дезадаптации и десоциализации их...

Русский

2013-03-29

77 KB

153 чел.

Тема. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека

1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление

3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками.

Социальное развитие человека от его активности в самопроявлении. Чем активнее самопроявление, тем эффективнее социальное развитие.

Активность проявления определяется ощущением, в какой степени чувствует комфортно себя  или некомфортно в среде.

Чем более комфортно чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, а значит к социальному развитию.

      1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном
развитии, социализации

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание.

Адаптация, это сохранение деятельности человека при изменившихся условиях жизни. Условия изменились – человек к ним приспособился – сохранил способность действовать в новых условиях. Не приспособился – не сохранил способность действовать.

Социальная адаптация — активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности).

Социальная адаптация создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. При адаптации усваиваются и принимаются цели, ценности, нормы и стили поведения, принятые в обществе. Усвоение и принятие ценностей – чувство комфорта для самопроявления.

Социальная адаптация ребенка:

- процесс и результат согласования норм ребенка с нормами окружающего мира (какие нормы у нас согласованы – одинаковы, какие не согласованы);

- приспособление его к изменившейся среде (выработка новых норм человека адекватных новым нормам среды).

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения социализации человека, для его социального самосовершенствования.

Показателями успешной социальной адаптации человека являются его:

- удовлетворенность этой средой (неудовлетворенность),

- активность самопроявления (не активен),

- принятие нового опыта (не принятие).

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс - развитие (изменение) адаптационных возможностей человека (знания, психические свойства: рефлексия, эмпатия, как средства понимания себя и окружающего мира). Развитие происходит в различных условиях среды его жизнедеятельности в: детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр..

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение (пользование социальными нормами). Стереотипы деятельности и поведения.

Адаптация как результат – степень (уровень) приспособления ребенка к среде жизнедеятельности, данным условиям. Результат, это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту.

Предрасположенность человека к адаптации зависят от его:

- индивидуального своеобразия,

- опыта приспособления к той или иной обстановке,

- временного перерыва в проявлении опыта,

- мотив (желания и устремленности),

- самоактивности.

Индивидуальное своеобразие человека — это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации.
С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или
утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости.

Опыт адаптации способствует формированию качеств личности,
которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним.

Опыт храниться в виде сценариев, которые человек усвоил, либо спроектировал сам. Чем богаче веер данных сценариев, тем успешнее будет адаптироваться человек к изменяющимся условиям.

Временный перерыв в проявлении опыта влияет на память. Чем больше перерыв, тем больше забывает человек свой опыт, тем труднее его использовать.

Мотив – диспозиция и ситуация.

Самоактивность – это способ обнаружения себя (своих возможностей) и свойств окружающего мира.

Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Существуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адаптации определенной категории людей.

Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста. Пример школы В.А.Сухомлинского.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут
снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей
характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение
и преодоление

Дезадаптация (от лат приставки de... или фр. des...) — означает
исчезновение, уничтожение, полное отсутствие или понижение, уменьшение.

Используется термин «дизадаптация» (от лат. dis — в первом значении — нарушение, искажение, деформация, значительно реже — исчезновение).

«Дезадапиация» и «дизадаптация» в отечественной литературе и на практике рассматриваются как синонимы.

  Дезадаптациея (дизадаптациея), это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности.

Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, проявление и результат.

Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности.

Самый опасный случай дезадаптации – латентный (скрытый). Незаметно вырастая такая дезадаптация может привести к трагическим последствиям.

Дезадаптация как проявление - внешняя характеристика
какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в
его нетипичном поведении. Формы ее проявления у каждого ребенка
свои.

Дезадаптация как результат - свидетельство качественно нового состояния и проявления, не соответствующего средовым условиям.

В специальной литературе и на практике встречается использование категории дезадаптированный по отношению к определенной категории людей: дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок,
дезадаптированная группа,
а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дезадаптация и др.

Дезадаптированные дети. Это дети, которые по различным причинам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.). Дезадаптация негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении.

Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги начальных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью.

Она характерна для детей 6—8-летнего возраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познавательной деятельности или его темпы снижены.

Основные причины дезадаптации человека: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие.

Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как
личности. К ним можно отнести:

длительную болезнь;

ограниченные возможности ребенка для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных   особенностей) общения с ним со стороны его окружения;
        • длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности.

Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с
тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт,
в той или иной степени сдерживающий личностное проявление.

К ним следует отнести:

нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»;
семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие над ребенком;

отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком
со стороны родителей, сверстников;

подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в
детский сад, школу, смена группы, класса);

подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — не-
приятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие
над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление
жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстникам — явление частое;

негативное проявление «рыночного воспитания», когда успешность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея
обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном
1
состоянии;

негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формирование интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов
социального  благополучия  и  легкости  их  достижения.   Реальная
жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию,
дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и боевики формируют у незрелого человека представление о смерти, как
чем-то туманном и идеализированном;

дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии
которой  ребенок испытывает  большое  напряжение,  дискомфорт.
Такая личность называется  
дезадаптирующей (дезадаптирующий
ребенок
группа) — это человек (группа), который (которая) в определенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдельной личности выступает фактором дезадаптации  (влияющим  на
самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, способность наиболее полно реализовать себя.

Дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:

• личностные деформации;

-  недостаточное физическое развитие;

• задержка психического развития;

• возможные мозговые дисфункции;

• типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность);

- одиночество — человек оказывается один на один со своими
проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением чело-
века либо с самоотчуждением;

проблемы   во  взаимоотношениях  со   сверстниками,  другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся
условиях, человек может пойти на крайние меры — суицид.

Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие качественного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка
девиантного поведения.

Задание.

К какой категории вы отнесете «детей улицы» адаптивным или дезадаптированным?

К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков, относятся:

создание оптимальных для ребенка средовых условий;

недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебного процесса;

поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;

побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в
среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;

создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения,
оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;

обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению дезадаптации и преодолению ее последствий;

подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации.

Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодоление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально- педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.

3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации
и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками

Преодоление дезадаптации представляет собой реадаптацию.

Термин «реадаптация» (от лат. ге... — приставка, обозначающая возобновление или повторность действия; противоположное действие или противодействие и adaptatio — приспособление, прилаживание) означает
восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов.

Реадаптация человека рассматривается как процесс,
проявление и результат.

Как процесс, это «реабилитационная деятельность». Это комплекс мер, направленный на стимулирование приспособления человека (группы) на том или ином уровне к определенным условиям внешней среды, восстановление его (ее) адаптационных возможностей.

Как проявление – восстановленные адаптационные возможности человека.

Как результат – степень восстановленности адаптационных возможностей.

Реадаптированный — человек, преодолевший дезадаптацию.

По отношению к группе наблюдается такое явление, которое
можно назвать «коадаптация» (от лат. со... — приставка — вместе и
adaptare — приспособлять) — общее и взаимное приспособление к из-
менившимся жизненным условиям.

Адаптация, дезадаптация и реадаптация свойственны каждому человеку.

Данные процессы не существуют «в чистом» виде. Они всегда связаны друг с другом.

Усваивая что-то новое, мы перестраиваем старый опыт, теряем его.

Адаптируясь к новому, дезадаптируемся к старому.

Адаптация может вести как к социализации, так и десоциализации. Точно также с дезадаптацией.

Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать
для них иную (новую) среду жизнедеятельности.

В этой среде каждый ребенок проявляет себя в соответствии с новыми условиями, выполняет другие нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения.

Ребенок адаптируется к новой среде и дезадаптируется к старой. Происходит одновременно социализация (к новому) и десоциализация (к старому). Приобретая человек должен отказываться! Рождаясь умирают.

По своей сущности иная обстановка способствует дезадаптации, стимулирующей снижение негативного опыта поведения, отношений, деятельности и постепенного приобретения нового, позитивного.

В практической деятельности воспитателей подобную ситуацию
специально создают для организации перевоспитательной работы с
детьми и подростками.

Однако сама среда не воспитывает, необходимо превратить ее в воспитательную среду. Это имеет место только
тогда, когда воспитанник принимает ее и становится активным
участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом воспитателя. Искусство воспитателя и заключается в том,
чтобы сделать воспитанника соучастником воспитательного процесса, выполняющим (в основном) все требования воспитательной
среды.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Приведите собственный пример адаптации и дезадаптации человека.

2. Предложите варианты адаптации выпускников школы к обучению в вузе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44576. Комбинированные топологии 66 KB
  Звезда –шина strbus - это комбинация топологий шина и звезда Чаще всего это выглядит так: несколько сетей с топологией звезда объединяются при помощи магистральной шины. Топология €œзвезда-кольцо Звезда-кольцо strring – кажется похожей на звезду-шину И в том и в другом случае компьютеры подключены к концентратору который фактически формирует кольцо или шину.
44577. Сравнительные характеристики топологий 31.5 KB
  При значительных объемах трафика уменьшается пропускная способность; трудная локализация проблем; выход из строя кабеля остановит работу пользователей. выход из строя одной РС выводит из строя всю сеть; трудно локализовать проблемы; изменение конфигурации сети требует остановки всей сети. Звезда легко модифицировать сеть добавляя новые РС; централизованный контроль и управление; выход из строя РС не влияет на работу сети. Выход из стоя центрального концентратора выводит из стоя всю сеть.
44578. Методы доступа, Коллизия в сети 87 KB
  Коллизия в сети Наибольшее распространение при проектировании и построении ЛВС получили два метода доступа зто: Множественный доступ с контролем несущей и обнаружением коллизии CSM CD CrrierSense Multiple ccess nd Collision Defection. Алгоритм работы рабочей станции а точнее ее сетевого адаптера при использовании первого метода доступа заключается в следующем: 1. Вдумайтесь в название этого доступа.
44579. Типы и компоненты беспроводных сетей 30 KB
  В зависимости от технологии беспроводные сети подразделяют на: локальные вычислительные сети; мобильные вычислительные сети. Их можно устанавливать как на автономно работающих компьютерах так и на компьютерах подключенных к сети. Трансивер - это устройство для подключения компьютера к сети т.
44580. Инфракрасные и лазерные беспроводные ЛВС 41.5 KB
  Инфракрасные сети нормально функционируют на скорости 10 Мбит с. Различают 4 типа инфракрасных сетей: Сети прямой видимости между приемником и передатчиком. Сети на рассеянном излучении.
44581. Беспроводные ЛВС с радиопередачей данных 42 KB
  Переключение всех компьютеров в сети происходит синхронно. Есть сети построенные по данной технологии работающие со скоростью до 2 Мбит с на расстояние до 32 км на открытом пространстве и до 120 м – внутри здания. Если компьютеры оснастить сетевыми адаптерами Xircom CreditCrd Netwre и ОС Windows 95 98 или Windows NT то они могут без кабеля функционировать как одноранговые сети. Беспроводные ЛВС с радиопередачей данных Если уже работает сеть на основе Windows NT Server то к ней можно подключить сегмент беспроводной сети если к одному...
44583. Мобильные сети 83.5 KB
  Скорость передачи от 8 до 34 Кбит с. Они передают данные по существующим для передачи речи сетям в те моменты когда эти сети не заняты. Это очень быстрая технология связи с задержкой в доли секунды что делает ее вполне приемлемой для передачи в реальном масштабе времени.
44584. Базовая эталонная модель архитектуры сети 82 KB
  Сверху вниз от прикладного уровня к физическому; в рамках физического уровня горизонтально по сетевому кабелю к компьютеру – приемнику данных; полученные данные затем двигаются вверх по уровням сетевой модели Сетевая модель ISO OSI определяет сеть в терминах нескольких функциональных уровней. Каждый сетевой уровень включает строго определенные функции и применяет для этого один или несколько протоколов: физический уровень передает данные по сетевым каналам и включает в себя аппаратные...