10551

Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема. Адаптация дезадаптация и реадаптация человека 1. Адаптация человека ее место и роль в социальном развитии социализации 2. Дезадаптация человека ее причины предупреждение и преодоление 3. Взаимосвязь адаптации и социализации дезадаптации и десоциализации их...

Русский

2013-03-29

77 KB

172 чел.

Тема. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека

1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление

3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками.

Социальное развитие человека от его активности в самопроявлении. Чем активнее самопроявление, тем эффективнее социальное развитие.

Активность проявления определяется ощущением, в какой степени чувствует комфортно себя  или некомфортно в среде.

Чем более комфортно чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, а значит к социальному развитию.

      1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном
развитии, социализации

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание.

Адаптация, это сохранение деятельности человека при изменившихся условиях жизни. Условия изменились – человек к ним приспособился – сохранил способность действовать в новых условиях. Не приспособился – не сохранил способность действовать.

Социальная адаптация — активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности).

Социальная адаптация создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. При адаптации усваиваются и принимаются цели, ценности, нормы и стили поведения, принятые в обществе. Усвоение и принятие ценностей – чувство комфорта для самопроявления.

Социальная адаптация ребенка:

- процесс и результат согласования норм ребенка с нормами окружающего мира (какие нормы у нас согласованы – одинаковы, какие не согласованы);

- приспособление его к изменившейся среде (выработка новых норм человека адекватных новым нормам среды).

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения социализации человека, для его социального самосовершенствования.

Показателями успешной социальной адаптации человека являются его:

- удовлетворенность этой средой (неудовлетворенность),

- активность самопроявления (не активен),

- принятие нового опыта (не принятие).

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс - развитие (изменение) адаптационных возможностей человека (знания, психические свойства: рефлексия, эмпатия, как средства понимания себя и окружающего мира). Развитие происходит в различных условиях среды его жизнедеятельности в: детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр..

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение (пользование социальными нормами). Стереотипы деятельности и поведения.

Адаптация как результат – степень (уровень) приспособления ребенка к среде жизнедеятельности, данным условиям. Результат, это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту.

Предрасположенность человека к адаптации зависят от его:

- индивидуального своеобразия,

- опыта приспособления к той или иной обстановке,

- временного перерыва в проявлении опыта,

- мотив (желания и устремленности),

- самоактивности.

Индивидуальное своеобразие человека — это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации.
С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или
утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости.

Опыт адаптации способствует формированию качеств личности,
которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним.

Опыт храниться в виде сценариев, которые человек усвоил, либо спроектировал сам. Чем богаче веер данных сценариев, тем успешнее будет адаптироваться человек к изменяющимся условиям.

Временный перерыв в проявлении опыта влияет на память. Чем больше перерыв, тем больше забывает человек свой опыт, тем труднее его использовать.

Мотив – диспозиция и ситуация.

Самоактивность – это способ обнаружения себя (своих возможностей) и свойств окружающего мира.

Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Существуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адаптации определенной категории людей.

Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста. Пример школы В.А.Сухомлинского.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут
снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей
характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение
и преодоление

Дезадаптация (от лат приставки de... или фр. des...) — означает
исчезновение, уничтожение, полное отсутствие или понижение, уменьшение.

Используется термин «дизадаптация» (от лат. dis — в первом значении — нарушение, искажение, деформация, значительно реже — исчезновение).

«Дезадапиация» и «дизадаптация» в отечественной литературе и на практике рассматриваются как синонимы.

  Дезадаптациея (дизадаптациея), это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности.

Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, проявление и результат.

Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности.

Самый опасный случай дезадаптации – латентный (скрытый). Незаметно вырастая такая дезадаптация может привести к трагическим последствиям.

Дезадаптация как проявление - внешняя характеристика
какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в
его нетипичном поведении. Формы ее проявления у каждого ребенка
свои.

Дезадаптация как результат - свидетельство качественно нового состояния и проявления, не соответствующего средовым условиям.

В специальной литературе и на практике встречается использование категории дезадаптированный по отношению к определенной категории людей: дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок,
дезадаптированная группа,
а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дезадаптация и др.

Дезадаптированные дети. Это дети, которые по различным причинам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.). Дезадаптация негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении.

Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги начальных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью.

Она характерна для детей 6—8-летнего возраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познавательной деятельности или его темпы снижены.

Основные причины дезадаптации человека: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие.

Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как
личности. К ним можно отнести:

длительную болезнь;

ограниченные возможности ребенка для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных   особенностей) общения с ним со стороны его окружения;
        • длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности.

Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с
тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт,
в той или иной степени сдерживающий личностное проявление.

К ним следует отнести:

нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»;
семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие над ребенком;

отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком
со стороны родителей, сверстников;

подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в
детский сад, школу, смена группы, класса);

подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — не-
приятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие
над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление
жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстникам — явление частое;

негативное проявление «рыночного воспитания», когда успешность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея
обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном
1
состоянии;

негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формирование интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов
социального  благополучия  и  легкости  их  достижения.   Реальная
жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию,
дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и боевики формируют у незрелого человека представление о смерти, как
чем-то туманном и идеализированном;

дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии
которой  ребенок испытывает  большое  напряжение,  дискомфорт.
Такая личность называется  
дезадаптирующей (дезадаптирующий
ребенок
группа) — это человек (группа), который (которая) в определенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдельной личности выступает фактором дезадаптации  (влияющим  на
самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, способность наиболее полно реализовать себя.

Дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:

• личностные деформации;

-  недостаточное физическое развитие;

• задержка психического развития;

• возможные мозговые дисфункции;

• типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность);

- одиночество — человек оказывается один на один со своими
проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением чело-
века либо с самоотчуждением;

проблемы   во  взаимоотношениях  со   сверстниками,  другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся
условиях, человек может пойти на крайние меры — суицид.

Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие качественного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка
девиантного поведения.

Задание.

К какой категории вы отнесете «детей улицы» адаптивным или дезадаптированным?

К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков, относятся:

создание оптимальных для ребенка средовых условий;

недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебного процесса;

поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;

побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в
среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;

создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения,
оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;

обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению дезадаптации и преодолению ее последствий;

подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации.

Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодоление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально- педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.

3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации
и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками

Преодоление дезадаптации представляет собой реадаптацию.

Термин «реадаптация» (от лат. ге... — приставка, обозначающая возобновление или повторность действия; противоположное действие или противодействие и adaptatio — приспособление, прилаживание) означает
восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов.

Реадаптация человека рассматривается как процесс,
проявление и результат.

Как процесс, это «реабилитационная деятельность». Это комплекс мер, направленный на стимулирование приспособления человека (группы) на том или ином уровне к определенным условиям внешней среды, восстановление его (ее) адаптационных возможностей.

Как проявление – восстановленные адаптационные возможности человека.

Как результат – степень восстановленности адаптационных возможностей.

Реадаптированный — человек, преодолевший дезадаптацию.

По отношению к группе наблюдается такое явление, которое
можно назвать «коадаптация» (от лат. со... — приставка — вместе и
adaptare — приспособлять) — общее и взаимное приспособление к из-
менившимся жизненным условиям.

Адаптация, дезадаптация и реадаптация свойственны каждому человеку.

Данные процессы не существуют «в чистом» виде. Они всегда связаны друг с другом.

Усваивая что-то новое, мы перестраиваем старый опыт, теряем его.

Адаптируясь к новому, дезадаптируемся к старому.

Адаптация может вести как к социализации, так и десоциализации. Точно также с дезадаптацией.

Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать
для них иную (новую) среду жизнедеятельности.

В этой среде каждый ребенок проявляет себя в соответствии с новыми условиями, выполняет другие нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения.

Ребенок адаптируется к новой среде и дезадаптируется к старой. Происходит одновременно социализация (к новому) и десоциализация (к старому). Приобретая человек должен отказываться! Рождаясь умирают.

По своей сущности иная обстановка способствует дезадаптации, стимулирующей снижение негативного опыта поведения, отношений, деятельности и постепенного приобретения нового, позитивного.

В практической деятельности воспитателей подобную ситуацию
специально создают для организации перевоспитательной работы с
детьми и подростками.

Однако сама среда не воспитывает, необходимо превратить ее в воспитательную среду. Это имеет место только
тогда, когда воспитанник принимает ее и становится активным
участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом воспитателя. Искусство воспитателя и заключается в том,
чтобы сделать воспитанника соучастником воспитательного процесса, выполняющим (в основном) все требования воспитательной
среды.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Приведите собственный пример адаптации и дезадаптации человека.

2. Предложите варианты адаптации выпускников школы к обучению в вузе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44974. Импульсные системы управления 820 KB
  Импульсные системы управления. и решетчатой функции определенную длительность Импульсные системы описываются разностными уравнениями: Δf[n] =f[n1] f[n] первая разность решетчатой функции. Передаточная функция разомкнутой цепи импульсной системы это отношение выходной величины к входной при нулевых начальных условиях. X1 = sinωt X2 = sin2ωt t=nT АФЧХ разомкнутой импульсной системы определяется аналогично обыкновенной линейной системе: WS→Wjω gt=sinωt Q=ST g[n]=sinώn...
44975. Нелинейные системы управления. Второй метод Ляпунова 266.5 KB
  Нелинейные системы управления. Нелинейность обусловлена нелинейностью статической характеристики одного из элементов системы. движением Ляпунов понимал любой интересующий нас в отношении устойчивости режим работы системы. Линейная система получается в результате линеаризации НЛ системы.
44976. Автоколебания нелинейных САУ. Определение параметров автоколебаний 420 KB
  эти параметры могут быть найдены если известны условия при которых система находится на границе устойчивости. Для определения границы устойчивости можно использовать существующие критерии устойчивости для линейных САУ. Критерий Найквиста: Если разомкнутая цепь системы устойчива то для устойчивости замкнутой системы н. Необходимым условием устойчивости явл.
44977. Методы линеаризации нелинейных САУ 1.05 MB
  Методы линеаризации нелинейных САУ. НСдинамика кх описывается нелинми диф урми это сисмы имеющие нелинейную стстю харку. Нелинейность обусловлена нелинейностью статической характеристики одного из элементов системы. Методы линеаризации нелинейных САУ.
44978. Случайные процессы 269.5 KB
  В ряде систем для изучения отдельных звеньев системы применяется специальный ввод в систему случайных воздействий. Среднее значение mft и myt являются не случайными значениями и они связаны между собой через передаточную функцию системы. Ry = M[ytyt] Чтобы получить искомое выражение для искомой функции выходные величины по искомой функции входные воздействия воспользуемся связью между входной и выходной величиной системы через её весовую функцию. Эту связь можно выразить через передаточную функцию системы.
44979. Оптимальное управление. Постановка задачи оптимального управления. Критерии оптимальности 269 KB
  Постановка задачи оптимального управления. К настоящему времени наибольшее развитие получили 2 направления в теории оптимальности систем: 1 Теория оптимального управления движением систем с полной информацией об объекте и возмущениях; Теории оптимального управления при случайных возмущениях. Для реализации оптимального управления необходимо: Определить цель управления. Изучить все состояния среды функционирования объекта влияющие на прошлое настоящее и будущее процесса управления.
44980. Аналитическое конструирование регуляторов. Постановка задачи 224 KB
  При исследовании качества переходных в линейных САУ вводились разлитые интегральные критерии качества с помощью которых оценивался переходной процесс на бесконечном интервале времени. При рассмотрении интегральных критериев качества мы убедились в том что эти критерии позволяют определить параметры регулятора если задана его структура. Можно поставить более общую задачу: найти закон регулирования аналитическую функцию связывающую управляющую координату и управляющее воздействие при этом доставляющее min интегральному критерию качества.
44981. Методы теории оптимального управления 26 KB
  Методы теории оптимального управления В тех=их задачах на управление накладывается ограничения по энергетическим ресурсам и ограничения на фазовые координаты из соображения прочности и безопасности. Можно выделить 4 основных метода вариц. Исчисления кые испся для решения задач оптимального управления: Применение урия Эйлера Принцип максимума Динамическое программирование Нелинейное программирование Прямой вариционный метод. Основное применение метода испго урие Эйлера это задачи где экстремалями явлся гладкие фии а...
44982. Адаптивные системы управления. Классификация адаптивных САУ 799 KB
  Адаптивные системы управления. АСАУ могут рассматриваться как сисмы с элементами искусственного интилекта. Назначение АСАУ состоит в том чтобы заменить человекаоператора при принятии решений об улучшении характеристик сис. Оптимальное уприе такими объектами возможно с помощью сис.