10552

Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка подростка 1. Истоки формирования понятий детскаясубкультура и социокультурный мир ребенка 2. Особенности проявления и необходимость учетасоциокультурного мира ребенка подростка ЛИТЕРАТУРА 1. Корча

Русский

2013-03-29

92.5 KB

91 чел.

Тема. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка,

подростка

1. Истоки формирования понятий «детская
субкультура» и «социокультурный мир ребенка»

2. Особенности проявления и необходимость учета
социокультурного мира ребенка, подростка

ЛИТЕРАТУРА

1. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Избр. пед произв. М , 1979 г.
2.
Сухомлшюсий В.А. Трудные дети // Избр произв.: В 5 т Киев, 1980. Т 4.

Ребенок — это человек, своеобразно воспринимающий мир. Имеющий собственные представления о мире, свой мир понимания. Рассмотрим особенности такого понимания.

     1. Истоки формирования понятий «детская
субкультура» и «социокультурный мир ребенка»

Устойчивое заблуждение, в педагогике до середины XVIII в, - сравнение ребенка с «маленьким взрослым». Ребенка, это взрослый человек, только маленького роста. Он так изображен на рисунках, и в скульптурах того времени.

Это означает, что ребенок мыслит и чувствует как взрослый человек, он просто маленького роста.

Понимая себя, мы понимаем ребенка.

Представители гуманистического направления указывали на ошибочность такого мнения.

Например, Иоанн Златоуст (347—407) писал, что высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его.

Ж.Ж. Руссо в романе «Эмиль, или о воспитании» (1762) писал «Детства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем дальше идут, тем больше заблуждаются. Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно, - знать, не принимая в расчет того, в состоянии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, кем он бывает, прежде чем стать взрослым». И далее советовал: «Прежде всего хорошо изучите ваших воспитанников, ибо вы решительно их не знаете».

«Я не сомневаюсь, — писал Пирогов в статье «Быть и казаться», — что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего., он живет в собственном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законов нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей. А мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши сведения, наши понятия, наши взгляды, приобретенные вековыми усилиями уже взрослого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая,
что ребенок нас понимает, а сами не хотим понимать, что он понимает нас по-своему». В работе с детьми важно «не переносить ребенка из его сферы в нашу, а самим переселиться в их духовный мир»

В XX в. известный польский педагог-гуманист Януш Корчак
(1878—1942) также обращает внимание на то, что мы недостаточно
знаем мир детей «Ребенок не глуп, дураков среди них не больше, чем среди взрослых... Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам, трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание».

На каждом возрастном этапе ребенок представляет своеобразную субкультуру.

КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфич. для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие К.- в отличие от понятия природы - характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и гос-во), язык и иск-во, технику и технологию и т.д. Разл. типы К. характеризуют определ. ист. эпохи (антич. К.), конкретные об-ва, народности и нации (К. майя), а также специфич. сферы деятельности (К. труда, полит. К., худ. К.). Большой Российский энциклопедический словарь.

Культура народа (от лат. – возделывание, развитие, образование, почитание)  - понятия, установки, традиции, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению. (Словарь по социальной педагогике. С. 137).

Задание: Какие специфические проявления в ОмГУ? (Семье, группе).

Термин «субкультура» (от лат. sub — под... — приставка и культура) определяет культуру какой-либо социальной или демографической группы. Например, детская субкультура, национальная субкультура, профессиональная субкультура и пр.

Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что
создано человеческим обществом для детей.

В узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах. Субкультура проявляется в детских играх, фольклоре, художественном творчестве, традициях.

Понятие «детская субкультура» предполагает, что для каждого возраста характерна своеобразная культура.  

Своеобразность обусловлена тем, что:

- у ребенка разные возможности по усвоению внешних образцов на разных возрастных отрезках;

- у детей разное освоенное социальное содержание, которое влияет на понимание явлений объективной действительности.

Формы проявления детской субкультуры:

- тайные языки и шифры,

- шалости,

- детской «магии» и т.д, например в играх, считалках, загадках, дразнилках у дошкольников и младших школьников;

- фольклорном репертуаре и детских традициях у детей 8—13 лет;

- стремлениях к последней моде (супер), к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков и пр.

Социально-педагогические качественные характеристики социокультуры ребенка:

• восприятие окружающей среды (соотношение реальности и мифа);
     • речь (для кого понятна из окружения);

• самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения;

     • поведение, действия и поступки (реакции на окружающий мир);

• душевное состояние и переживания (степень комфортности по поводу своих проявлений).

 Восприятие окружающей среды и реакция на нее. Восприятие ребенком меняется с возрастом. Оно зависит от его развития, социализации. Психическое развитие ребенка обусловливает его интеллектуальное и социальное изменение. Особенности психического развития на различных возрастных этапах изучаются возрастной психологией.

Задание: Что будет картиной и фоном для детей (мальчики) 7 и 14 лет? Молодые люди целуются в шикарном автомобиле.

Речь. Дети имеют природную предрасположенность к овладению
языком.

Культ родного языка в школе В.А.Сухомлинского.

Большое образовательное значение изучению родного языка придавал Ушинский, так как, «усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения».

Язык является результатом многовековой духовной
жизни конкретного народа.

Язык, это органическое сочетание народной мысли и чувства. По этой причине язык может быть освоен лишь в той обстановке, среди того народа, где он выработался.

Языковая среда формирует социокультурный мир ребенка.

Это можно наблюдать по языковому проявлению у детей. Существует выражение «маленький старичок» или «маленький дед». Так называют ребенка, преимущественно воспитываемого пожилым человеком. Он перенимает очень многое: манеру поведения, язык, суждения и пр. Учителя особенно младших классов легко узнают родителей своих воспитанников по манерам поведения, языку и другим проявлениям.

Задание: Чьи речевые обороты внедрены в вашей речи?

Самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения ребенка. Образ жизни ребенка формирует в нем особенности самопроявления, отношения к явлениям окружающей его реальности, взаимодействия в типичных ситуациях среды жизнедеятельности.

Самопроявление выражается в отношениях к самому себе, матери (отцу), бабушке (дедушке), старшим, младшим, к сверстникам и т.д.

Задание: В чем проявляется ваше Я в отношениях к другим?

Поведение, действия, поступки. Эго проявление собственно социокультурного мира ребенка.

Задание: В чем ваше поведение проявляется как взрослого (ребенка)? Взрослый руководствуется принципом реальности, а не удовольствия.

Душевное состояние ребенка определяет его личную (субъективную) эмоциональную оценку своего внутреннего состояния и отношения к себе окружающих его людей.

Эмоциональное реагирование ребенка по своей сути определяет социальное благополучие или неблагополучие ребенка и влияет на его реакцию, поведение и проявление.

Задание: Предложите варианты привлекательной эмоциональной оценки своего сегодняшнего состояния.

Душевные переживания ребенка — это его чувственное состояние в данной конкретной среде, отношение к близкому человеку, к добру и злу, правде и неправде, чувствительность к несправедливости. Они во многом формируют устойчивость, уравновешенность или раздражительность психики, капризность ребенка в отношениях и проявлениях.

     Они естественным образом формируют такое явление, как детский страх, который является своего рода реакцией ребенка, отражающей его стремление к самосохранению. При определенных условиях страх может превратиться в патологию.

Задание: Предложите варианты борьбы со страхами. (Отделить).

Качественные характеристики социокультуры ребенка: восприятие; речь; самопроявление; поведение; душевное состояние.

     2. Особенности проявления и необходимость учета
социокультурного мира ребенка, подростка

Ребенок в развитии может опережать сверстников или отставать. В каждом случае требуется свой подход к социокультурному развитию. Чтобы организовать своеобразие подхода надо знать какие факторы влияют на социокультурный мир ребенка.

Основные факторы, существенно влияющие на со-
циокультурный мир ребенка:

«возрастная» (усвоенная) культура;

родители, воспитатели, старшие, сверстники;

среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимодействует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр.;

целенаправленная деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка;

личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах
его интеллектуально-творческой деятельности.

«Возрастная» (усвоенная) культура ребенка результат
воздействия детской субкультуры, традиции в которой жил и развивался ребенок.

Для каждого возраста имеет место своеобразие в формировании и
проявлении субкультуры.

Например, для подросткового возраста американский психолог Г.Э. Эриксон выделил типичные конфликты в формировании самосознания,  характеризующие соответствующую субкультуру, как результат социального формирования личности:

  1.  временная перспектива или расплывчатое чувство времени;
  2.  уверенность в себе или застенчивость;

3) экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли;

  1.  ученичество или паралич трудовой деятельности;
  2.  сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
  3.  отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;

7) идеологическая убежденность или размытость системы ценностей.

Родители, воспитатели, старшие, сверстники — это носители и
трансформаторы культуры, во взаимоотношениях с которыми происходит становление и развитие социокультурного мира ребенка.

Задание: Какие нормы сохраняют современные родители? (Отношение к своим родителям. Нормы праздников. Отношение к труду. Отношение к государству.)

Взаимодействие ребенка с ребенком фактор (источником) для подражания и социального развития.

Матео Вежио (1406—1458), итальянский гуманист, писал, что дети больше всего воспитываются примерами, надо предохранить их от дурных товарищей и дурного общества. Народная мудрость гласит: «с кем поведешься, от того и наберешься».

Общение, взаимоотношения ребенка с другими людьми являются естественной формой его самопроявления.

Начальное взаимодействие — «ребенок — родитель». Именно здесь в большей мере наблюдается взаимосвязь культуры взрослого человека с социокультурным миром ребенка. При этом в отношениях с матерью создаются наиболее благоприятные условия для социального развития, усвоения культуры. Она выступает главным защитником, опорой, удовлетворяет все потребности ребенка, что и определяет его связь с ней как с источником социокультуры.

С возрастом он начинает выстраивать отношения
и с другими людьми, которые вызывают его социальный интерес.
Приоритетом чаще всего пользуются дети, сверстники. В детской
среде быстрее формируются общие интересы, достигается взаимопонимание, проявляются увлечения. В дальнейшем интерес ребенка ко взрослым чаще всего снижается. Это объясняется многими причинами, и прежде всего нарушением взаимопонимания — «конфликт поколений», формированием извечной проблемы «отцы и дети». Одновременно усиливается интерес и стремление к взаимодействию со сверстниками, включение в сообщества, что характерно для подростков и юношества.

Задание: Как в вашем поведении проявляются ваши родители?

Среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимодействует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр. Человек развивается в определенной средовой обстановке.

Среда — это своего рода фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды имеет свои социально-педагогические возможности — это семья; квартира, убранство квартиры; место расположения квартиры, дома, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимодействует ребенок, окружающие его, представляющие своего рода пример старшего или сверстника, и многое другое.

Задание: Приведите примеры влияния среды.

Целенаправленная деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка. Она может иметь и
(или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что все
дети вырастают, вырастут и их, в большей степени предпочитают стихийное воспитание. По данным специальных исследований, должна иметь место и целенаправленность в воспитании.

Например, для стимулирования развития речи у детей родителям рекомендуется (Г. Крайг):

показывать и передвигать привлекательные, ярко окрашенные
предметы;

размещать интересующие малыша предметы поблизости от него,
чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше;

разговаривать с ребенком, называть его по имени;

обеспечить ребенка достаточным количеством предметов для
хватания и манипулирования ими;

начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди
спрятанное»;

организовать безопасное место для исследовательско-ориентировочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекательных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать и т.д.;

проговаривать свои действия («Я кладу мяч за спину, попробуй
достать его»);

пытаться постепенно усложнять игры «найди спрятанное»;

играть с куклами и др.;

имитировать действия ребенка и стимулировать его к подража-
нию;

объяснять происходящее («Мяч закатился под стол, потому что
ты ударил по нему»);

играть с ребенком во время купания, используя различные пла-
вающие игрушки,
в которые можно наливать воду, сжимать их и т.д.;

ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому;

обеспечивать ребенка игрушками для его символических игр

Основной задачей социально-педагогической деятельности взрослых по отношению к детям выступает обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия с ними и стимулирование развития их активности, инициативы, самодеятельности.

Личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах
его интеллектуально-творческой деятельности.
Источником развития ребенка выступает его природная активность. В зависимости от возраста она может проявляться в общении, деятельности, отношениях.

Особое место в формировании социокультурного мира ребенка
принадлежит игре, которая является основной формой жизнедеятельности.

Детские игры представляют собой один из видов социальной
деятельности детского организма, средство развития ребенка как личности и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и действие, и наслаждение.

В социально-педагогическом плане, в детских играх интегративно заложены в доступной форме социальные нормы и требования, национальный характер народа.

Они отражают многовековой опыт проявления и развития душевных и физических сил ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой он родился. Национальные игры помогают формировать у ребенка то особое, что характерно для его народа, тип личности с особенностями национальной ментальности

Семейные игры обусловлены национальными и семейными традициями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят копировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослужащих и пр. С помощью игр можно решать определенные социально педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего социокультурного мира ребенка.

Предметом игры являются ролевое поведение, направленная активность, средством — разнообразные игрушки. В изобретении игрушек принимали участие многие народы и отдельные мыслители.
Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для
детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме
дельные вещи.

И.К Лафатер (1741 — 1801) — швейцарский писатель
придумал игру в деревянные кирпичики для построек и т.д.

Платон писал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направление, которое поможет им приспособиться к будущим своим занятиям.

Локк советовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью
формирование благих и полезных привычек. Та же мысль нашла отражение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.В. Фребеля (1782—1852) Он называл игру «высшей ступенью детского развития», разработал теорию игры

В раскопках стоянок древних славян находят большое количество игрушек, что свидетельствует о любви и заботе родителей о детях, понимании важности для них игрушек и игр В играх ребенок упражняет все части своего тела, самостоятельно познает их назначение и способы пользования ими Они помогают развитию у него разного рода наблюдений, способности понимать, что хуже и что лучше.

Посредством игры приобретаются навыки определения расстояния, величины веса, прочности предметов, развивается сообразительность практичность, критика суждений, воспитывается внимание. В целом они выступают важнейшим средством разностороннего развития ребенка.

Выделяют уединенные и совместные игры. Каждая из них имеет свое социальное назначение.

Уединенные шры позволяют ребенку проявлять самостоятельность, полностью уходить в процесс игры и получать от этого истинное наслаждение.

Они способствуют социальному развитию, формированию навыка самостоятельного решения простейших задач самореализации Отсутствие такой возможности негативно сказывается на развитии ребенка. Закономерность его психического развития как социального существа определяется двумя противоположными процессами (тенденциями) стремлением к общению и обособлению.

Нарушение условий, сказывающееся на проявлении данной закономерности, отражается на социальном развитии ребенка.

Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в государственных учреждениях, в домах, где отсутствует возможность для самостоятельной игры.

Для них имеет большое значение сам процесс игры. Именно он
способствует наиболее полному развитию. Например, можно наблюдать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в песочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти домой, и мама начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить игру, она помогает ему наполнить ведро песком. Ребенок возмущен, он плачет, высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен именно процесс, а не результат.

Изложенное представляет только некоторые наиболее существенные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его учета в процессе взаимодействия с ним, формирования его личности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1.  Каковы истоки формирования понимания детской субкультуры.
  2.  Раскройте понятия «субкультура», «детская субкультура», «социокультура», «социокультурный мир ребенка»
  3.  В чем сущность и особенности типичного и индивидуального социокультурного мира ребенка?
  4.  Назовите и дайте характеристику основных компонентов социокультуры ребенка
  5.  Каковы особенности проявления соцнокулътуры ребенка.
  6.  Каковы основные факторы, существенно влияющие на социокультурный мир ребенка.
  7.  Каково влияние «возрастной» субкультуры на развитие ребенка.
  8.  В чем проявляется влияние родителей, воспитателей, старших, сверстников на социокультурный мир ребенка.
  9.  Каково влияние среды жизнедеятельности на социокультурный мир ребенка?
  10.   Раскройте особенности влияния целенаправленной деятельности но стимулированию формирования и развития социокультурною мира ребенка.

11 Каково влияние личных усилий самого ребенка в культурном самосовершенствовании?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78413. ИСПЫТАНИЯ ТЕПЛОВОЗА ПОСЛЕ РЕМОНТА 43.28 KB
  Полные испытания выполняются при ТР3 и ТР2 а контрольные при ТР1 и в случае замены наиболее ответственных узлов дизеля или электрической передачи при внеплановом ремонте. Контрольные испытания проводят при необходимости проверки тепловых параметров дизеля настройки внешней характеристики генератора регулировки реле перехода. Перед пуском дизеля при открытых индикаторных кранах проворачивают вручную на несколько оборотов коленчатый вал проверяют соответствие рабочим положениям вентилей и кранов систем дизеля производят осмотр дизеля и...
78414. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 40.49 KB
  Электрические машины по назначению подразделяют на следующие виды. Электрические двигатели преобразуют электрическую энергию в механическую; они приводят во вращение различные машины механизмы и устройства применяемые в промышленности сельском хозяйстве связи на транспорте в военном деле и быту. Электрические машины небольшой мощности до 600 Вт называют микромашинами.
78416. Строение генератора, схема соединения обмоток 254.13 KB
  Продольный и поперечный разрезы тягового асинхронного генератора ГС501А Генератор ГС является синхронной электрической машиной защищенного исполнения с явно выраженными полюсами на роторе с независимым возбуждением с принудительной вентиляцией. Вращения генератора по часовой стрелке если смотреть со стороны контактных колец. К корпусу статора параллельно его оси с двух сторон приварены опорные лапы для установки генератора на поддизельные раму.
78417. Конструкция и принцип действия ТЭД 988.75 KB
  Две ступени возбуждения и гиперболическая зависимость напряжения от тока на зажимах тягового генератора обеспечивают изменение частоты вращения тягового электродвигателя в широком диапазоне. Работа тягового электродвигателя в диапазоне от максимально допустимого к длительному тока возможна кратковременно и есть пусковой зоной для локомотива. Остов выполняет роль магнитопровода как для главных так и дополнительных полюсов а также горловину для установки подшипниковых щитов моторноосевую часть и носики для крепления электродвигателя на...
78418. Строение вспомогательных электрических машин 324.26 KB
  Стартергенератор ПСГУ2 2ТЭ четырехполюсных электрическая машина постоянного тока которая предназначена для работы в двух режимах: стартерные как электродвигатель последовательно возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи при пуске дизеля и в генераторном как вспомогательный генератор с независимым возбуждением осуществляет питание электрических цепей управления и электродвигателей постоянного тока собственных нужд освещение и заряда аккумуляторной батареи тепловоза при напряжении 110 3 В. Этим достигается увеличение маховой...
78419. Способы управления электроприводами. Схемы ручного управления электроприводами. Контакторные, контроллерные и командно-контроллерные схемы управления 927.72 KB
  Контроллерные системы управления применяют преимущественно в ЭП мощностью до 20 кВт (в отдельных случаях и большей мощности). Управление ЭП при данной системе осуществляется силовым кулачковым контроллером серии КВ, контакты которого включены в силовую цепь ЭД
78420. Элементы и схемы автоматизированных систем управления судовыми электроприводами 317.94 KB
  Системы релейно-контакторного управления состоят из двигателя постоянного или переменного тока магнитного пускателя или контроллера командоконтроллера и ящиков сопротивлений в схемах на постоянном токе. Систему генератор двигатель Г Д применяют в электродвигателях большой и средней мощности с плавным регулированием скорости в широких пределах. Систему частотного регулирования асинхронного двигателя с использованием машинного преобразователя частоты система Д СГ АД применяют в многодвига тельных приводах с одинаковым режимом работы...
78421. Электроприводы по системе генератор – двигатель 192.88 KB
  Здесь ДПТ двигатель переменного тока обычно асинхронный; Г генератор постоянного тока независимого возбуждения получающий ток возбуждения от небольшого генератора с параллельным возбуждением В; Д регулируемый двигатель и РМ рабочий механизм например рулевая машина. Регулирование скорости вращения двигателя получается достаточно экономичным так как здесь изменение напряжения U на зажимах двигателя достигается путем изменения относительно небольшого тока в обмотке возбуждения генератора. В этом случае изменяют направление тока в...