10553

Социальные отклонения, их причины и пути преодоления

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема. Социальные отклонения их причины и пути преодоления 1. Норма и патология в социальном развитии человекапричины социальных отклонений 2. Основные направления социальнопедагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и под

Русский

2013-03-29

98.5 KB

236 чел.

Тема. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления

1. Норма и патология в социальном развитии человека,
причины социальных отклонений

2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков

ЛИТЕРАТУРА

  1.  . Беличева С А Основы превентивной психологии. М, 1993
  2.  . Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

               1. Норма и патология в социальном развитии человека,
причины социальных отклонений

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленная мера.

«Социальная норма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в условиях жизни общества.

Нормы определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.

В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности.

Норма, это обобщение эмпирического опыта взаимодействия людей.

Они закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а
также могут выступать в виде неписаных правил среды.

Нормы студентов?

Нормы группируют по основным нормообразующим факторам на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др.,

Нормы служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и деятельности.

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей —
гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр.

Социальное отклонение — это не соответствие поведения человека общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности).

Выделяют такие формы социального отклонения асоциальное поведение и антисоциальное

Асоциальное поведение (от греч а — отрицательная частица «не»,
«без» и лат
sociahs — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) — это такое поведение человека, которое не
соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий.

(Право – совокупность норм и правил отношений между людьми, опирающаяся на принудительную силу государства и нравственность. Словарь по социальной педагогике. С.216).

Антисоциальное (от греч anti — против и социальный) — это противоправное поведение человека

В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоответствующее нормам проявление человека в социальной среде, как
аномия.

Термин «аномия» предложен французским социологом
Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул теорию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «безправия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся
поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют определенные цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для аномии.

Мертон выделил типы реакции человека при аномии (логически возможных вариантов сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достижения) конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт

Конформизм (от позднелат conformns — подобный сходный) —
равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе

Инновативность (от лат mnovatio — возобновление, перемена) —
положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведет к новационному поведению, новационной
деятельности человека

Ритуализм — отрицательное отношение к целям, их забвение при
сохранении главного акцента на средствах составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм
ипр)

Ретризм — отрицание и целей, и любых средств их достижения.
Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т д )

Бунт — отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с
одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он
выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение —
отклоняющееся поведение. Это поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям

Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином
«девиантное» (от лат
deviatio — отклонение) или «делинквентное»
(от лат
delmquens — правонарушитель).

Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризуется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям.

В 1950-х гг американский социолог А. Коэн выдвинул теорию делинквентных субкультур.

Основная идея теории.

Существует особая субкультура людей делинквентного типа, определяющая ориентацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), по сравнению со стандартами   общества.

 

Нормы данной субкультуры – все, что выходит за рамки права, морали, нравственности, эстетики.

Средства достижения самоуважения и уважения со стороны других кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и определяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека.

Биологические — своеобразие внешнего вида
предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо.
Шелдон).

Психологические — особенности психики человека являются
той основой, которая определяет его склонность к конфликтам правонарушениям (Фрейд).

Социологические — девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др. )

Биологические, и психологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании.  

Инстинкт самосохранения проявляется в эмоциях страха и гнева (защита и нападение).

Человек, с рождения неся в себе агрессивное начало может иметь определенное предрасположение к девиации.

Любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и
воспитания.

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами
становления девиантного поведения являются

возникновение противоречия между социальными нормами (внешними требованиями)  и личными ощущениями по поводу принятия (не принятия) норм;

проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком на уровне эмоций и образов (разговоров с друзьями);

• проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство,
обман, кражи и т.д.). Это пробы на прочность своих образов в сравнении с внешними нормами. Не поздоровался со старшим. Ничего не случилось!;

рецидивы противозаконных действий. Повторение опыта. Хождение по известной тропинке.;

накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.). Появление репертуара использования своих образцов. Оправдание своего репертуара.;

включение в группу с асоциальным поведением. Поиск единомышленников, которые такие же. Человек всегда чей-то.;

нарушение законов. Поиск более острых ощущений. Переход к новым сценариям нарушений.;

совершение преступления

Чтобы эффективно воздействовать на людей социально негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование.

К таким группам факторов и их составляющих следует отнести (см. схему 1):

Развитие ребенка.

1. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

2. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная — ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;

г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом
возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;

е) стремление подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Ошибки школьного (профессионального) воспитания.

1. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их
учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание
или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных
возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.

Адаптация ребенка к школе.

2. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании
является подростковый, отроческий возраст (11—13, 14—16 лет) —
переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза — это
продолжение первичной социализации. Подростки — как правило,
школьники — находятся на иждивении родителей (или государства),
главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала «вырастания» из него

К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к
отклоняющемуся поведению, относятся:

а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющей  на физическое и  психическое самочувствие подростка, «гормональная буря эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости;

б) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших,
чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

в) стремления заменить отношения с позиции «морали подчинения» на «мораль равенства»;

г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения
взрослых;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие
порой к негативным формам и др.

Семья, как фактор негативного формирования личности.

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки,
грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее миро-
воззрение,

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др , что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

в) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации.

Социум.

а) научение ребенка, подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности.
Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

б) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правовнарушению. Ожидание референтной группы.;

в) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм.

Отсутствие взаимодействия выделенных сред.

а) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы,
семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

б) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.

2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков

Выделяются следующие направления.

Повышение роли семьи в профилактике воспитания социальноотклоняющегося поведения у детей.

а) подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию
своих детей.
Она включает изучение:

основ взаимоотношений в семье;

внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, возможностей предупреждения и путей преодоления;

основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи;

основ семейного воспитания на различных этапах возрастного
развития ребенка, подростка и др.;

основ семейного права, Декларации прав ребенка и других документов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их
заменяющих;

б) создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных   взаимоотношениях   —   морально-психологического климата семьи;

в) предупреждение ошибок в семейном воспитании;

г) формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;

д) воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества;

е) недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;

ж) недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;

з) побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

Б. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим
специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучения и воспитания. Приоритетным направлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.

Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:

повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры. Как обнаружить в школе наличие педагогического коллектива? (Общие нормы);

создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;

побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;

создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девнантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;

развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения;

приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.

В. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы,
семьи, школы и административных органов по месту жительства в
предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью, практикуется:

организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);

повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

создание попечительских организаций при образовательном
учреждении, в которые входят и родители;

приобщение к активному участию родителей в мероприятиях
класса, школы;

посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);

помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с
детьми со стороны непосредственно учителя, социального педагога школы.

Д. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.
В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. В них работают квалифицированные специалисты, которые готовы провести диагностику и дать| рекомендации для работы с детьми девиантного поведения в домашних условиях, либо посоветовать обратиться в специализированные центры по работе с ними.

    E. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков. В   специализированные   воспитательные   (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети туда приходят, либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними посещают семьи и приглашают к себе детей.

Ж. Развитие сети центров по решению социально-педагогических
проблем детей, подростков, юношества: педагогической коррекции,
педагогической реабилитации; медико-социально-педагогические —
преодоления детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а
также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии (поведение жертвы насилия).

3. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Известно о большой роли средств массовой информации (СМИ)
в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные
СМИ дают исключительно разнообразную, многоплановую информацию без учета аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее огромными информационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информации и видеопродукции, пропагандирующих насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Эта информация бесконтрольно и активно демонстрируется по всем каналам телевидения, широко представлена в виде видеокассет. Они (телевидение, видеофильмы) постепенно формируют образ действий у людей, не имеющих твердых нравственных основ, выступают, как уже отмечалось, своего рода учебными пособиями по криминальной деятельности.

И. Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

К. Всемерная активизация самовоспитания, самовоспитательной
деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и
привычек, помощь и поддержка молодого человека в работе над
собой.

Таким образом, в этой главе рассмотрены сущность, содержание
социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1.  Что понимается под отклоняющимся, а также социально-негативным (девиантным) поведением человека?
  2.  Дайте классификацию основных проявлений социально отклоняющегося поведения людей
  3.  Назовите и дайте характеристику основных групп факторов, обусловливающих формирование социально-негативного поведения детей к подростков.
  4.  Какова роль семьи в формировании социально отклоняющегося поведения детей и подростков?
  5.  Назовите основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
  6.  Раскройте содержание педагогической деятельности, направленной на повышение воспитательной роли семьи в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения детей


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23607. Различные наименования области прикладной лингвистики и их смысловые различия. Универсальные прикладные проблемы 15.5 KB
  Прикладная лингвистика это комплексная научная дисциплина изучающая язык в различных ситуациях его применения и разрабатывающая методы совершенствования языковых систем и языковых процессов. Термин прикладная лингвистика появился в конце 20 гг. За рубежом под ПЛ часто понимают совершенствование методов преподавания языка дидактическая лингвистика. Лингвистика входит в ядро складывающегося в настоящее время комплекса когнитивных наук объединяемых по их интересу к проблемам организации представления обработки и использования знаний.
23608. Понятие уровня в теоретической и прикладной лингвистике 13.5 KB
  Членение на уровни в рамках теоретической лингвистики: фонемный морфемный лексический уровень слова синтаксический уровень предложения Уровнеобразующими свойствами обладают только те единицы языка которые подчиняются правилам уровневой сочетаемости т. Уровень языка следует отличать от уровня анализа языка фаз или этапов рассмотрения языка. В лингвистической практике онтологический уровень языка и процедурный уровень анализа операционный нередко смешиваются хотя между ними нет прямого соответствия. Городецкий К проблеме...
23609. Мысль и язык 1.03 MB
  Потебня излагая взгляды Гумбольдта и его школы на отношение языкознания к психологии и логике выставил ряд своих собственных выводов как по этим общим так и по многим привходящим сюда частным вопросам выводов ставящих задачи русского и вообще славянского языкознания на широкую основу истории мысли. Это особенно может относиться к его Запискам по русской грамматике где рассыпая поражающие меткостью и новизной выводы при анализе отдельных явлений он мало заботится об общей связи между частными своими обобщениями полагая повидимому...
23610. ЯЗЫКОЗНАНИЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ФУНКЦИИ, ИСТОРИЯ ЯЗЫКА 1.82 MB
  В книге специально отражен вопрос о коммуникативной функции языка и его знаковой природе освещены основы психофизиологического механизма речи а также вопросы связанные с особенностями литературного языка и явлениями нормы. Прежде всего авторы поставили своей 5 основной задачей изложить основные сущностные характеристики языка в их целостной и общей совокупности. Понять сущность языка как особого явления это значит уяснить его главную функцию и те многочисленные следствия которые она вызывает понять особенности его внутренней...
23611. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ 3.98 MB
  Ушаков обессмертивший свое имя редактированием Толкового словаря русского языка в обиходе именуемого ушаковским был для А. дорожил и гордился своим научным родством но верность учителям никогда не становилась для него основанием чураться нового и в своих лекциях из которых вырос учебник он стремился сочетать классику российского и мирового язковедения с сегодняшним видением основных проблем языка в том числе и со своими собственными представлениями. Он стал легендарным лектором благодаря умению пленять слушателей отточенностью...
23612. Введение в языкознание 1.56 MB
  Общение в широком смысле слова существует не только в человеческом обществе но и в животном мире а в наши дни мы должны также учитывать общение человека с машиной. вопросительные предложения вопросительные слова апеллятивную отлат. метаязыковую ' функцию истолкования языковых фактов например объяснение значения слова непонятного для собеседника эстетическую функцию эстетическоговоздействия. Яркая экспрессия может быть и в побудительном предложении и в вопросе и в формуле приветствия и при констатации факта и при объяснении...
23613. ЯЗЫКОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ В ПОСТСОВЕТСКУЮ ЭПОХУ 2.43 MB
  Купина доктор филологических наук профессор Рецензенты: кафедра стилистики и русского языка факультета журналистики Уральского государственного университета им. Книга предназначена для широкого круга лингвистов культурологов социологов и всех кто интересуется проблемами языка общества культуры. Бурные социальнополитические процессы последнего десятилетия XX века коррелируют с активизацией социальной парадигмы языка. Если лингвистика середины XX века отражала соссюрианскую идею языка как самодовлеющей сущности изолированной от...