10558

Улица как среда воспитания. Дети улицы

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема. Улица как среда воспитания. Дети улицы План. Влияние улицы на ребенка. Организация социально-педагогической работы с детьми улицы. ЛИТЕРАТУРА. Семейный кодекс Российской Федерации Ст 11 13 18 20. Конвенция о правах ребенка // Справочник

Русский

2013-03-29

97.5 KB

156 чел.

Тема. Улица как среда воспитания. Дети улицы

План.

1. Влияние улицы на ребенка.      

2. Организация социально-педагогической работы с «детьми улицы».

ЛИТЕРАТУРА

  1.  . Семейный кодекс Российской Федерации Ст 11 — 13, 18, 20, 21
  2.  . Конвенция о правах ребенка // Справочник НИИ семьи и воспитания. И.ад. 2-е. М, 2001.
  3.  . Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. М , 1997, 2000

Улица, дети улицы, причины перехода детей на улицу, социальные сироты, классификация «детей улицы», факторы улицы, педагогизация среды, реабилитационное пространство (задачи, функции, принципы, этапы).


1. Влияние улицы на ребенка.

Улица – пространство, место вне жилых помещений, под открытым небом (словарь СП, с. 314).

Улица – среда, лишенная культурного воздействия общества, семьи (с. 721, Ожегов).

Дети улицы – дети, результат воспитания которых определен улицей. Дети, живущие на улице, для которых она является родным домом (с. 70, ССП).

В определении указан ближайший род понятия «дети улицы», это дети. Родовое отличие – обитание в среде лишенной культурного воздействия. Подойдем к понятию «культура», как к ценностям некоторой общности людей. На улице есть свои нормы (культура), но нет организованного, целенаправленного воздействия на ребенка. Улица, это стихия культурных норм.

  1.  

                                                                   

                                                                            УЛИЦА

Основные причины перехода детей на улицу можно отнести к трем выделенным на схеме объектам: родителям (среда семьи); ребенку; улице.

Родительские причины.

Общая причина – отделение от ребенка, что проявляется в разных вариантах:

потеря родителей в результате несчастного случая;

отказ от ребенка;

лишение родительских прав;

жестокое обращение с ребенком в семье;

материальное благополучие семьи, когда социальные интересы
ребенка остаются вне внимания родителей.

Причины, относящиеся к ребенку. Общая причина – отсутствие у ребенка рефлексивных способностей (не видит себя, не отвечает за себя), которое проявляется в:

ощущении одиночество ребенком, отсутствии внимания к нему, когда родители отстраняются по различным причинам от его воспитания;

ощущении незащищенности в семье;

творческой активности ребенка, постоянно ищущего новое, неординарное и не находящего возможности к самореализации;

психологических отклонениях, побуждающих ребенка к бродяжничеству.

Причины, относящиеся к улице. Общая причина – конкуренция двух сред, семьи и улицы. Конкуренция проявляется в привлекательности субкультуры улицы, в которой ребенок получает социальное удовлетворение и которая определяет его отношение к ней как
к доминирующей.

«Детей улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств
оказавшихся без их попечения, называют
социальными сиротами. Понятие «социальное» в данном сочетании слов, означает вину общества в данном виде сиротства (с. 263 – 264. ССП).

К социальным сиротам относят детей, оставшихся без единственного или обоих родителей в связи с:

лишением их родительских прав;

ограничением в родительских правах;

признанием их безвестно отсутствующими;

признанием  их   недееспособными   (ограниченно  дееспособными);

нахождением их в лечебных учреждениях;

объявлением их умершими;

отбыванием ими наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, нахождением под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.;

иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Для грамотной организации социально-педагогической работы с детьми улицы полезно их классифицировать по разным основаниям. Это даст возможность выделить наиболее типичные особенности данной категории детей.

Существует классификация «детей улицы» по основанию «время нахождения ребенка на улице».

  1.  Группа детей, которая домой, возвращаются переночевать.
  2.  Дети, периодически уходящие из семьи на короткое время и возвращающиеся домой.
  3.  Дети, ушедшие из семьи, но пребывающие на улице сравнительно недолгое время (от нескольких недель до полугода).
  4.  Дети, живущие на улице долгий срок (год и больше).

Учитывая данную формальную классификацию, необходимо определить на каком этапе проходит становление девиантного поведения (лекция «Социальные отклонения, их причины и пути преодоления»). Определив этап становления, опираясь на вышеприведенную классификацию, можно определить скорость формирования девиантного поведения. Скорость формирования является косвенным индикатором устойчивости (восприимчивости) психики ребенка. Учитывая скорость формирования девиантного поведения, можно проектировать пути коррекции поведения ребенка.

Существует классификация «детей улицы» по основанию «социального положения ребенка».

  1.  Бездомные — дети, которые не имеют постоянного места жительства или проживают в условиях, абсолютно не соответствующих социальным нормам, другими словами, те, которым по каким-либо причинам негде жить.
  2.  Безнадзорные — несовершеннолетние дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или)
    содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц. Суть этого общественного явления заключается в отсутствии должного наблюдения за детьми (ребенком) со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Такие дети могут приходить постоянно или периодически ночевать домой. К ним относят и тех, родители (или лица, их замещающие) которых (которые) используют их в интересах самообогащения: побуждают к нищенству, проституции, воровству и пр. Надзор в этом случае используется в интересах самообогащения. Крайнее проявление безнадзорности —
    беспризорность.
  3.  Беспризорные — безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания. В отличие от бездомных беспризорные могут иметь жилье, но не жить в нем по каким-либо причинам. Их нередко называют бомжами — это несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие определенного места жительства (регистрации). Такая категория детей может быть как при живых
    родителях или лицах, их замещающих, так и без них.

Данная классификация также позволяет, как и предыдущая, спроектировать адекватные ситуации меры воздействия. Либо помогать с условиями проживания, либо с организацией контроля.

Улица обладает определенным потенциалом, который позволяет ребенку реализовать свои особенности.

С.Т. Шацкий (1878—1934) выделял следующие природные особенности ребенка, которые могут быть успешно реализованы на улице:

  1.  у детей сильно развит инстинкт общительности;
  2.  они настойчивые исследователи по природе;
  3.  им свойственно созидание — делание;
  4.  они стремятся проявить себя, получить собственные впечатления;
  5.  огромную роль играет инстинкт подражательности.

Основные факторы улицы, существенно влияющими на реализацию особенностей ребенка.

1. Возможность свободы самопроявления. Ребенок (подросток)
нуждается в такой свободе. Улица предоставляет ему свободу
самопроявления и по содержанию, и по форме, какой он,
не имеет в домашних условиях.

2. Улица представляет собой субкультуру общения ребенка с себе подобными, отвечающая его интересам и потребностям. В ней ребенок чувствует себя «как все», на равных (ощущение комфортности), даже если имеет место его притеснение, давление, ограничение.

3. На улице существует многообразие, новизна и необычность явлений, обеспечивающие удовлетворение любознательности ребенка, его постоянно растущий интерес и естественные потребности. Именно на улице ребенок встречает значительное количество примеров, не имеющих ценностных ограничений и поэтому становящихся образцами, достаточно доступными для подражания.

Учитывая значительное негативное влияние   этих   примеров,   С.Т. Шацкий   назвал   улицу   основным   врагом воспитательного процесса (форма главной отрицательной силы, негативный образ окружающей ребенка среды). Она способствует беспорядочности  впечатлений,   неустойчивости  настроений,  возбуждает нервы и создает «дикие характеры», подавляет разумную волю, но «она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и сильно действует на детскую подражательность».

4. Совместная деятельность, усиливающая индивидуальные возможности каждого ребенка, делающая его более значимым как в своих
глазах, так и в глазах окружающих. От безделья дети включаются в
различные виды совместной деятельности в зависимости от поступков отдельных лиц, берущих на себя функции инициаторов и организаторов формирования (удовлетворения) новых, необычных (сложившихся) интересов и потребностей группы. Такие виды деятельности
могут быть самыми разнообразными, в том числе курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, совместные песни, издевательства над окружающими и пр..

5.  «Активный досуг», совместное времяпрепровождение для детей,
которым нечем заняться и которые благодаря улице получают такую возможность и др.

6. Общие интересы, объединяющие детей, делают их взаимоинтересными. Шацкий отмечал, что с педагогической точки зрения «дети связаны со средой, они тесно соприкасаются с нею, и понимать детей, разбираться в детской жизни, в детских характерах, вкусах, интересах вне среды, независимо от среды невозможно».

В социальной педагогике существует специальный раздел — педагогика среды. 

Педагогика среды – педагогическая организация социальной среды, окружающей воспитанника, когда она выступает объектом целенаправленного влияния общества, государства, их институтов и органов (с. 198, ССП). Понятие введено С.Т. Шацким.

С.Т. Шацкий, признавая огромную роль среды в формировании человеческого характера, рекомендовал ее изучать и педагогизировать.
Под
педагогизацией среды он понимал ее преобразование и организацию с целью создания наиболее благоприятных воспитательных воздействий с ее стороны на развитие ребенка. По своей сущности это —
превращение ее стихийного и зачастую негативного влияния в педагогически целесообразный фактор — целенаправленный, организованный, управляемый.

Цель педагогизации среды — создание социально-педагогических
условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка.
Сущность педагогизации среды, по мнению Шацкого, состоит в выявлении и развитии ее педагогического потенциала на основе:

а) культурно-образовательной работы с окружающим  населением;

б) кооперирования воспитательных усилий всех субъектов среды
с целью усиления ее воспитательного и образовательного воздействия
на детей и население района;

в) создания своеобразного социокультурного пространства, в котором наиболее эффективно будет происходить развитие ребенка.

Идеи Шацкого нашли отражение в его практической деятельности. Он создавал социально-педагогические центры по работе с детьми
по м
ecту жительства (педагогизация среды жизнедеятельности), отрывая их от улицы и организовывая их досуг, совместную деятельность, воспитывая их.

В современных условиях существуют несколько направлений по
работе с «детьми улицы» Среди них следует выделить:

создание социально-педагогических центров по месту жительства детей (например, «Форпост С.Т. Шацкого» — Москва);

специальные центры для трудных в воспитательном отношении
детей. В такие центры детей направляют комиссии по делам несовершеннолетних или органы МВД;

детские оздоровительные лагеря для трудновоспитуемых;

приюты для временной изоляции беспризорных детей с последующим их определением в семью или государственное учреждение;

интернатные учреждения и детские дома и др.

Значительная часть «детей улицы» нуждается в защите взрослых. Это проблема «ничьих детей». Их фактически некому искать,
некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на улице побуждает
их к преступному поведению. Защитить их — значит спасти от ее негативного влияния, жестокого обращения, насилия над ними,
предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспечить целесообразное воспитание и обучение, помочь в самоопределении в жизни. Этот комплекс проблем должен решать специалист.
В зарубежных странах защита прав детей улицы возложена на специально подготовленных социальных работников. Их задача заключается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его либо в семью, либо под опеку, либо в государственное или негосударственное учреждение.

2. Организация социально-педагогической работы с «детьми улицы».

В процессе социально-педагогической работы с детьми улицы
предусматривается создание так называемого «реабилитационного
пространства» (РП) для несовершеннолетних из группы риска.

Реабилитационное пространство создается как «территориальная система профилактической деятельности по защите прав
ребенка»
(ТСЗПР — территориальная система защиты прав ребенка).
Она может решать следующие задачи:

выявлять несовершеннолетних лиц группы риска;

обеспечивать защиту прав и свобод каждого ребенка группы
риска с момента его выявления;

координировать усилия всех заинтересованных ведомств и лиц
по обеспечению социальной защиты нуждающихся детей;

проводить профилактическую деятельность с несовершеннолетними группы риска по недопущению со стороны их правоправных действий;

направлять детей группы риска в приюты, центры социальной
реабилитации с учетом возраста и их социальных проблем.

Основные функции ТСЗПР:

объединение и координация усилий всех заинтересованных в
защите прав несовершеннолетних и социально-педагогической работе
с ними на территории ТСЗПР;

исследовательские, направленные на выявление безнадзорных
и социального сиротства, а также причин их возникновения, возможностей профилактической работы по месту жительства и др.;

содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав
ребенка

Основные принципы, деятельности социального работника в
ТСЗПР.

Принципы деятельности социального работника в ТСЗПР можно
разделить на группы в зависимости: от отношения к объекту деятельности специалиста — ребенку, юноше и от профессионализма и позиции специалиста в деятельности.

Принципы, обусловленные профессионализмом специалиста и его
деятельность.

Принцип компетентности. В работу с детьми и молодежью можно
включаться только компетентному человеку, знающему субкультуру
молодежи, умеющему ее понимать и уважать.

Принцип доверительности. С детьми и молодежью можно строить диалоговые отношения только тогда, когда между собеседниками складываются доверительные отношения. Это обязывает специалиста быть всегда искренним, говорить только то, что знает сам, в чем уверен. Не следует обещать детям то, во что он сам не верит или в чем сомневается. Если специалист не знает ответа на поставленный ему вопрос, лучше в этом честно признаться. От этого его авторитет не уменьшится, и в то же время возможности для дальнейшего диалога не будут утрачены. В основе деятельности специалиста — доверие к подростку. Оно подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с ним. Как правило, подросток, почувствовав полное доверие со стороны педагога, сам открывает ему секреты и представляет правильную информацию. В дальнейшем социальный педагог досконально проверяет ее и пользуется полученными данными исключительно аккуратно.

Принцип независимости и достаточности, как личности, способной
привлекать детей, быть для них интересной.
Дети тянутся к тому, кто
привлекает их внимание своей личностью, авторитетностью, независимостью и силой воли. Социальный работник, решивший работать с детьми улицы, должен чувствовать себя личностью и уметь ее проявлять.

Принципы, обусловленные отношением специалиста к объекту деятельности и самой деятельности.

Принцип уважения личного достоинства ребенка. Социальный работник должен подходить к ребенку с учетом того, каков он есть, с его
достоинствами и недостатками. Не следует выделять его как «типичного», «нормального». Он оказался в данной жизненной ситуации по
различным причинам. Специалист не должен опускаться до унижения
ребенка. Он, напротив, должен стремиться помочь ему в его жизненной ситуации. С каждым из них он строит свою деятельность, принимая во внимание его индивидуальность.

Принцип добровольности. Он основан на простой мысли: насильно
вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно.
Для этого нужно его
желание. Это значит: для того чтобы приступить к оказанию помощи и
коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий
участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон
процесса — социального работника и ребенка (подростка). Реализация
требований этого принципа — дело исключительно деликатное. Специалист может вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только
тогда, когда существует явная угроза его жизни и здоровью. В то же
время каждый день пребывания на улице формирует у него соответствующий социальный опыт, «благополучие», и далеко не всегда этот под-
росток заинтересован в помощи специалиста. Опасность для его жизни,
перспективы криминализации остаются очень большими.

Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. В основе социально-педагогической деятельности лежат интересы детей группы
риска, каждого ребенка, подростка. Во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, специалист встает на сторону несовершеннолетнего.
Проявление ребенка, не соответствующее общественным нормам, воспринимается не как преступление, а как социальная болезнь, не всегда
понятная ему самому, но ощущаемая им и окружающим миром в том
или ином виде.

Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы
предусматривает определенные этапы:

1-й этап — контакт и мотивирование. Этот этап подразумевает
контакт с несовершеннолетним и его мотивирование на ресоциализацию. В этот период:

при необходимости ребенку оказывается экстренная помощь и
предоставляется необходимая защита;

определяются травмирующие факторы и возможности их преодоления;

изучается сам ребенок, проводится его общая диагностика, определяются причины его попадания на улицу;

выявляется наличие у него родителей, возможности и целесообразность его возвращения в семью (если таковая имеется);

делается прогноз, где и в каких условиях этот ребенок мог бы
пройти следующий этап социально-педагогической работы — ресоциализацию;

пишется на него социально-педагогическая характеристика и
разрабатываются первичные рекомендации по социально-педагогической работе с ним;

решается проблема возможности организации правозащитной
и социально-педагогической работы с конкретным ребенком по месту
жительства;

ребенок направляется в центр (учреждение) социально-педагогической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).

Ориентировочное время первого этапа — 1—4 недели.

2-й этап — ресоциализация. На этом этапе необходимо обеспечить
первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего.
В зависимости от характера социально-педагогической проблемы
такая деятельность может осуществляться в специальном центре
(приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание
деятельности включает:

— разработку индивидуальной программы социально-педагогической работы с несовершеннолетним. Эта программа предусматривает
коррекцию последствий различных форм насилия над ребенком в семейной, школьной или иной среде, ставшей причиной его ухода на
улицу; определение содержания и способов реализации культурно-эстетического, интеллектуального развития и восстановительного образования ребенка; возможную коррекцию системы нравственных ценностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных
свойств и форм общения и другие социально-педагогические проблемы;

адаптацию ребенка в новых (изменяющихся) условиях. Это
особенно важно, когда ребенок попадает в специальное учреждение
(реабилитационный центр). В определенной степени он нуждается
в такой адаптации и помощи для снятия стрессовых явлений из-за
нахождения в новых, непривычных для него условиях, которые необходимы ему для смены стереотипов уличной жизни, установок на
выживание в агрессивных социальных средах на принятие социальных норм и стереотипов поведения в новых условиях жизни и воспитания;

реализацию индивидуальной и групповой программ социально-
педагогической работы с ребенком. В каждом центре, как правило, существуют программы социально-педагогической работы с группой.
Появление нового человека не требует ее изменения, однако могут
иметь место определенные корректировки, которые позволяют либо
включать его в воспитательный процесс как соучастника, либо предусматривать определенное влияние на него;

организацию работы с ближайшим окружением ребенка, с
целью создания для него наиболее благоприятной социально-педагогической среды;

вовлечение по возможности в социально-педагогическую деятельность ближайшего окружения ребенка лиц, наиболее заинтересованных в его исправлении (перевоспитании). К ним относятся: родители   либо   лица,   их   заменяющие,   родственники,   в   случае   их
заинтересованности в решении судьбы ребенка, учителя и др.;

консультационную деятельность. Она осуществляется с ребенком, родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, осуществляющими социально-педагогическую работу с ребенком;

проведение иной деятельности, связанной с индивидуальными
проблемами ребенка. К ним относятся в зависимости от необходимости: лечение, психологическая реабилитация, решение каких-либо проблем, где необходимо участие социального работника (закрепление
права на жилье, защита интересов ребенка в суде и пр.).

Ориентировочное время второго этапа — 2—4 месяца.

3-й этап завершающая реабилитация. Это этап завершения социально-педагогической (реабилитационной) работы с ребенком и его
окружением. Практически речь идет о реализации результатов первичной ресоциализации (приобретения ребенком нового социального
опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап,
можно судить о степени достижения социально-педагогической цели
в работе с ребенком и его окружением.

В процессе социально-педагогической работы с ребенком собирается информация о том, что сделано и какие получены результаты.

Полученная информация позволяет проследить ход выполнения программы индивидуальной работы, дать ей количественную и качественную оценку, фиксировать промежуточные результаты, выявить,
какое влияние она оказала на судьбу каждого воспитанника. База данных представляет статистический материал по проблеме социально-
педагогической работы с детьми улицы. Такой материал необходим
для осмысления опыта социально-педагогической работы и разработки рекомендаций для специалистов, работающих на разных этапах реабилитационной работы с несовершеннолетними.

Данные аналитической работы и деятельность по выполнению
программ служат основанием для изменения общественного мнения,
политики в области прав несовершеннолетних и нормативно-законодательной базы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1.  Каковы основные причины активного влияния улицы на формируемую личность ребенка.
  2.  С. Т. Шацкий о природных свойствах ребенка, обусловливающих влияние улицы на формируемую личность
  3.  Основные факторы улицы, существенно влияющие на социальное воспитание ребенка, и их характеристика
  4.  Что понимается под выражением «дети улицы».
  5.  Основные причины формирования «детей улицы».
  6.  Что понимается под социальным сиротством.
  7.  Типичные группы «детей улицы» и их характеристика
  8.  Дайте характеристику понятий «бездомные», «безнадзорные» и «беспризорные дети»
  9.  Сущность и содержание профилактики безнадзорности и беспризорности
  10.  . Основные этапы социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми улицы и их характеристика


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9047. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ 14.55 KB
  Пифагор и пифагорейцы. Основателем пифагорейства является Пифагор Самосский (580-500 гг.). Пифагор был учеником Анаксимандра, а также изучал математику и астрономию в Египте. Особенностью изучения пифагорейства является то, что письменных трудов Пиф...
9048. Философия Платона - образец классического объективного идеализма 14.72 KB
  Философия Платона. Платон (также Аристокл, 427-347 гг.), как ученик Сократа, продолжает изучать этические и политические проблемы, обращаясь, однако,, и к космологическим вопросам. Около 387 г. он основывает в Афинах специальную школу - Академи...
9049. Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества 14.08 KB
  Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества. Политика - специфическая сфера общественной жизни. Политика есть стремление к участию во власти или оказанию влияние на распределение власти между различными...
9050. Практика и познание. Гносеология - теория познания 15.72 KB
  Практика и познание. Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания. Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации...
9051. Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание 15.38 KB
  Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание. Еще одно свойство материи – отражение - способность тела в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности этого взаимодействия в сво...
9052. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА 13.75 KB
  Философия Сократа. Сократ (469-399) был философом, который, отойдя от натурфилософского истолкования мира, посвятил себя этическим проблемам. Он «спустил философию с неба на землю». Главной его целью был поиск истины. В центре внимания Сократа...
9053. СОФИСТЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 14.67 KB
  Софисты и их роль в развитии древнегреческой культуры. В V веке до н.э. заметное место в греческой философии заняла софистика. Первоначально слово софист означало мудрец, затем так стали называть тех, кто обучал молодых детей правильной речи и воз...
9054. Социальная дифференциация. Теория классов и теория стратификации 14.29 KB
  Социальная дифференциация. Теория классов и теория стратификации. В зависимости от конкретных исторических обстоятельств материально-производственной сферы общественной жизнедеятельности людей складываются определенные социальные отношения. В зависи...
9055. Субъекты истории 17.08 KB
  Субъекты истории. История - процесс и результат общественного развития - реализуется через деятельность преследующих свои цели людей. Люди выступают движущими силами, или субъектами в истории, поскольку они, по Гегелю, способны осознавать...