10561

Социально-педагогические возможности СМИ

Реферат

Педагогика и дидактика

Тема. Социальнопедагогические возможности СМИ План СМИ: виды и основные функции; Основные методы воздействия СМИ на личность и группу. СМИ функции СМИ теории влияния СМИ действенность влияния результаты влияния методы воздействия. ЛИТЕРАТУРА .

Русский

2013-03-29

141 KB

77 чел.

Тема. Социально-педагогические возможности СМИ

План

  1.  СМИ: виды и основные функции;
  2.  Основные методы воздействия СМИ на личность и группу.

СМИ, функции СМИ, теории влияния СМИ, действенность влияния, результаты влияния, методы воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  . Богомолова Н Н Социальная психология печати, радио и телевидения. М , 1991.
  2.  . Голицын ГА., Петров В М Информация — поведение — творчество М , 1991.
  3.  . Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Ведомости Верховного Совета РФ 1992 № 7.
  4.  . Харрис Р. Психология массовых коммуникаций Изд 4-с. СПб, 2001.

1. СМИ: виды и основные функции

Средства массовой информации — все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.).

СМИ, это социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

К основным видам СМИ относятся:

радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;

печать — словесное и графическое воздействие;

кино — художественно-образное воздействие;

телевидение — интегрированное акустическое и художественно-
творческое воздействие;

компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными
потоками с использованием возможностей словесного, акустического,
художественно-творческого и другого воздействия.

Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение,
кино и компьютерные технологии.

Телевидение обеспечивает «доставку на дом» готовой программы, репортажа в момент свершения события. Иллюзия участия зрителя в событиях здесь и сейчас. Домашний просмотр не предполагает психологического настроя (как в кинотеатре) на определенный просмотр. Домашняя обстановка расслабляет психику зрителя, позволяет создать условия для непроизвольного и естественного поглощения предлагаемой информации.

Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием,
так как они ставят потребителя в положение активного соучастника
информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес и пр.

Основные функции СМИ:

общественно-политическое воздействие (решение определенных
политических задач);

воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).

информационная (от лат. informatio — разъяснение): осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;

• обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная
аудитория, расширение кругозора;

• художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные
признаки;

• художественно-продуктивная: распространение произведений
особого вида искусства — рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале;

• развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (музыка, кино и т.д.).

Существует выражение «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования
и использования педагогических (воспитательных) возможностей
СМИ для обеспечения направленного влияния на человека, группу
(определенную группу населения)

Теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группы и их последствия:

• Теория унифицированных последствий воздействия массовых
коммуникаций. Согласно этой теории, люди в современном обществе
воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них очень похожие
реакции. Предрасположенность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач.

Если какая-то телепрограмма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 млн. человек, то это влияние распространится на 4 тыс. зрителей!

• Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги).
Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его основе лежит утверждение того, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они
ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает
их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становятся источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо, чтобы имело место:

  1.  наличие примера;
  2.  запоминание модели поведения;
  3.  осмысление действий;
  4.  мотивация;
  5.  реализация модели поведения.

• Теория культивирования (постепенного формирования образа
мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги). Увеличивающееся, многократное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени способствует постепенному изменению у их потребителей представлений об информируемом явлении,
процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию способствует формированию (культивирует формирование) у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активное применение в процессе решения определенных политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр.

Теория социализации (теория социального развития). Благодаря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они становятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от 2 до
4 часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом социального развития. С помощью телевидения они узнают о мире
взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств,
ориентированных на их психологию (элементы развлекательности,
состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему
влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени
видна позитивная и негативная роль СМИ.

Теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из важнейших задач, стоящих перед ними, — создание своей аудитории.
Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в
большей степени обращается именно к тем из них, которые удовлетворяют их интересы, потребности, желания. Данный факт определяет направленность деятельности постановщиков информационных программ, старающихся создавать такие, которые максимально захватывали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой подачи, заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более
тесном взаимодействии и т.д. Таким образом, формируется своя аудитория, на которую ориентируется канал.

Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:

• актуальность информации и создание для потребителя эффекта
ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);

• настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От
этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации. Часто, учитывая важность этого фактора, информационные
программы предусматривают постепенное вовлечение зрителя в потребление информации, рост интереса к ней, формирование у него необходимого настроя на восприятие именно той информации, которую ему «заготовили». Особенно это учитывается при решении пропагандистских задач;

соответствие информации интересам, потребностям аудитории.
В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в
процесс ее потребления;

эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного
зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком
индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место
ярко  выраженные  негативные  последствия.  Групповой  просмотр
больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно наблюдать при просмотре фильмов ужасов или комедий. Он усиливает
и снижает фактор воздействия. За счет «взаимозаражения» люди в
группе переживают более глубокие эмоции, но после прекращения
информации в определенной степени легче вместе выходить из возникшего эмоционального состояния, особенно если в группе есть
люди более сильные, способные его преодолевать.

Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину
воздействия на него сюжета фильма (информации)
и способствует
усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя
фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрителем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт,
что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится
эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания
часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для
детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и поступки;

• создание эффекта достоверности предлагаемой информации.
Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее
именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью
предлагаемая информация максимально приближается к действительности. Чаще всего создается эффект реальности, используются
«достоверные» факты, либо на фоне действительно достоверных подаются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эффект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, желание принять ее. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторитету: «он не может врать»;

идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Человек часто готов поверить правдоподобной информации, предлагаемой
реально существующими людьми. Особенно это характерно для детей,
которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали. Используется для удерживания зрительского внимания.
С этой целью у героя, который выступает в роли идентифицирующей
личности, возникает проблема, решение которой откладывается до
следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее
полную интересующую его информацию, вновь обращается к источнику. В качестве информатора выступает наиболее авторитетная для
аудитории личность и пр.;

напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом ее представления, создает у аудитории возбуждение,
нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ.
Такое явление основано на эмоциональном сопереживании зрителей
вместе с героем фильма. Сюжет, основанный на сложном, исключительно трудном решении проблемы героя, вызывает у зрителей напряжение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение).
Таким образом формируется нетерпеливое ожидание последующей
встречи с героем, желание участвовать в решении его проблем. На
этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.

Так, телевизионные программы предусматривают использование
(создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способствуют достижению соответствующего результата воздействия на личность, группу (аудиторию) (См. табл. 1).

Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными.
Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:

поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный
СМИ, является руководством для зрителя.  Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ;

установочные последствия. При определенных условиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя
на отношения этого зрителя, его действия и поступки;

когнитивные последствия. Под воздействием информации, представляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это
находит отражение в их информированности, суждениях;

последствия, сказывающиеся на отношении человека к реальной
жизни, окружающим людям.
Увлечение телевидением и особенно интенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так называемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или
отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей,
образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями,
ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к
компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя
комфортно;

- психологические последствия. При просмотре различных психологических триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека под воздействием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх и пр. Он долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только
что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут
быть более сложные последствия;

физиологические последствия. Информация, которая воспринимается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменениям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить.
Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порнографии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохимические характеристики кожи, набухание пениса и пр. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие
физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения (см.
табл. 2).

2. Основные методы воздействия СМИ на личность
и группу

В СМИ используются определенные методы подготовки и реализации программ воздействия на личность, группы.

К таким методам относят:

информационный метод. Направления рекламной кампании и  информирование зрителей о том или ином событии, человеке, явлении;

эмоциональный метод. Формирование установок личности,  усиливая их влияние на аудиторию;

патриотический метод. В его основе лежит воздействие на
патриотические чувства аудитории. Большинство людей далеко не
безразличны к своему краю, дому, отечеству, используя данный
факт, СМИ активизируют внимание людей, формируют у них определенные установки, побуждают к определенным действиям. Метод
широко применяется в рекламных целях, при проведении политических акций, выполнении определенных социальных заказов, для
побуждения людей на определенные действия (вызвать протест к
чему-либо  либо  организовать  «всеобщую»  поддержку  чего-либо
и пр.);

метод пробуждения страха. Это один из наиболее эффективных
методов, основанный на интересе людей к своему здоровью, благополучию своему и своих близких. Он воздействует на эмоции человека.
Принимая во внимание то, что предлагаемая информация направлена
на сохранение благополучия, безопасности зрителя и его близких,
СМИ привлекают зрителя (потребителя) к информации, формируют
у него неравнодушное отношение к ней, включают в активное осмысление и побуждают к определенным действиям. Метод широко используется в рекламных целях, при проведении различных политических акций и кампаний;

метод создания достижений, ситуации успеха. Человек чувствует удовлетворение, когда он ощущает свою правоту, добивается каких-либо результатов в своей деятельности в настоящее время или в прошлом.  Сообщая информацию о чем-либо, стараясь показать, что человек этого может добиться достаточно легко, это ему необходимо и от него не потребуется большого труда, СМИ побуждают его включаться в предлагаемый процесс взаимодействия. Например, организуя различные игры, викторины, конкурсы и прочее, СМИ широко используют этот метод;

юмористический метод. Юмор достаточно легко и быстро захватывает аудиторию своей простотой, доступностью.  Он делает зрителя соучастником, активно внушая с помощью информации
точку зрения авторов. Информация представляется ненавязчиво, запоминается вместе с юмором намного легче. Этот метод широко используется при подготовке различных программ, в том числе развлекательных, политических, рекламных и пр. Одним из важных
требований при его применении является необходимость учитывать
особенности аудитории и соответствие юмора ее культуре, возрасту,
менталитету и пр.

На телевидении есть и специальные методы (приемы), основанные
на психологических эффектах. Они имеют особое назначение и порой
могут серьезно влиять на психику человека.

К наиболее типичным методам относятся:

А. Эффект процесса искаженного восприятия действительности.
В основе метода лежит представление о явлении, которым человек
мог бы восхищаться, но связанное с ужасными событиями, оно усиливает естественные страхи. Метод разработан Маей Дерен, с 1943 по
1959 г. снявшей в Голливуде семь короткометражных фильмов (в
частности, «Полуденные сети»). Например, красивейший крупный
мак вдруг превращается в некое окровавленное нечто, вызывающее
безотчетный страх. Или девушка, идущая по улице, открывает дверь,
поднимается по лестнице, входит в дом и подходит к окну. В нем она
видит, как она идет по улице, входит в дом, открывает дверь... и все
повторяется вновь и вновь, только финал становится каждый раз
страшнее и напряженнее. В итоге зритель, после череды повторов видящий перед собой убитую героиню, с облегчением вздыхает. Ведь с
ее кончиной рвется и череда пугающей его круговерти. Так, мирный
обыватель начинает склоняться к агрессии, к навязанному ему выбору, который он до показа фильма, несомненно, отверг бы.

Такие приемы используются в предвыборных рекламных роликах.

Б. Создание фона резкого эмоционального сопереживания,
вкрапливая в него кратковременные (в пределах двух секунд) определенные факты. Воздействие сюжета усиливается соответствующим музыкальным сопровождением. Таким образом обеспечивается
значительное направленное влияние на психику зрителя. Автор метода Стэн Брэкидж, создатель 23 фильмов. Его фильм «Окно. Вода.
Движение Младенца» (1959) — это череда сцен реальных мучений
рожающей женщины, ловко смонтированных с двухсекундными —
«эйзенштейновской» нарезкой — кадрами. На фоне возрастания
боли усиливается и многократность повторения начальных сцен.
Длинные схватки рожающей женщины перемежает мельтешение
«предыстории».

Подобные приемы в настоящее время активно используют создатели видеоклипов (нарезка планов с мельчайшей продолжительностью), рекламщики и авторы ужастиков.

В. Эффект постепенного ненавязчивого, но длительного восприятия, приводящий к психическому истощению зрителя, вследствие
чего он становится безоружным перед воздействием экрана. Автор метода Энди Уорхолл, знаменитый художник, король поп-арта. Известно, что нарушение психики начинается после полуторачасового такого «занудства». В его картине «Девушки из Челси» на протяжении
трех с лишним часов на двух экранах с разным звуком и сюжетом
(вернее, их отсутствием) идут почти житейские сцены. Парень расспрашивает девушку о ее первом сексуальном опыте: девушка стрижет челку; парень медленно раздевается и любуется собой... Периодически сцена с одного экрана перепрыгивает на соседний.

По этому принципу строятся многие лекции, проповеди или телевизионные публицистические передачи, ток-шоу, рекламные блоки
(одинаковые на разных каналах).

С помощью каждого метода решаются определенные задачи воздействия на аудиторию (см. табл. 3).


СМИ имеют и положительные, и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать социальному педагогу:


Изложенное требует учета особенностей информационных программ для использования в социально-педагогической работе с человеком, особенно растущим. Они могут обогащать человека, активизировать его позитивные возможности для созидательной деятельности, выполнения своего гражданского долга, но могут деформировать, вызывать низменные чувства и даже разрушать личность.

Получение информации есть естественный, единственный способ
социального развития личности. В процессе социального развития у
человека формируются
информационные потребности. Под ними понимаются его естественные потребности в различных видах, качестве
и объеме информации. Под их воздействием формируются характер
взаимодействия человека со СМИ. Они выступают одним из факто-
ров социальной активности и самореализации человека.

Педагогически целенаправленное использование возможностей
СМИ позволяет формировать у растущего человека
информационно -
педагогическую культуру
— один из показателей его воспитанности.
Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а также к их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании.

Такая культура формируется прежде всего в семье с раннего возраста ребенка. Данный факт требует от родителей внимательного отношения к различным информационным системам, предлагаемым ими информационным программам, и педагогически правильно использовать их в воспитании и обучении. Своей социально-педагогической деятельностью родители способствуют оптимизации информационных контактов растущего ребенка, управляют процессом формирования у него информационных потребностей, информационной культуры. По своей сущности такая деятельность родителей называется педагогнзацией информационной среды ребенка.

Педагогизацией информационной среды занимаются также социальные педагоги, воспитатели, классные руководители, работающие в образовательных учреждениях, специальных образовательных учреждениях, досуговых центрах. В их задачу входит целесообразное использование информационных программ в социальном воспитании детей и подростков.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1.  Что понимается под средствами массовой информации?

Назовите основные виды СМИ и дайте им социально-педагогическую характеристику.

3. Каковы основные функции СМИ?

4 Каковы основные концептуальные подходы, определяющие социально-педагогическое влияние СМИ на аудиторию.


  1.  Назовите и дайте характеристику основных факторов, обусловливающих влияние СМИ на аудиторию
  2.  Каковы наиболее типичные последствия влияния СМИ на человека?

  1.  Назовите и дайте характеристику основных методов, используемых при подготовке информационных программ.
  2.  Какова специфика специальных методов, приемов, используемых в СМИ для достижения психологического эффекта воздействия?
  3.  Что понимается под информационными потребностями человека, его информационно-педагогической культурой?

10. Место и роль семьи в педагогизации информационной среды ребенка?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21992. Западные славяне 61.5 KB
  начинается серия войн с Византией велись они с переменным успехом но в целом удачно для Болгарии. престиж Болгарии как международной державы был высок. Послов Болгарии за императорским столом сажали выше чем послов германского императора Оттона I. в Болгарии появилось богомильское движение дуализм.
21993. Индия в IV-VI-VII-XII вв. 50 KB
  Упадок империи Гуптов в Индии явился рубежом отделяющим древность от средневековья. Индии. вождем эфталитов стал Торомана который овладел Гандхарой – областью на северозападе Индии затем двинулся в пределы самой империи. Инд частью Центральной Индии совр.
21994. Индия в XII-XVII вв. 74.5 KB
  Завоеванные индийские земли были включены в состав гос. земель державы Гуридов и Мухаммед Гури как их верховный собственник стал раздавать эти земли в условное феодальное держание икта своим военачальникам поставив над ними в качестве наместника Кутбаддина Айбека. Военачальники которым он роздал индийские земли в феодальное держание отказались признать нового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индии собственное государство получившее название по имени своей столицы – Делийский султанат 12061526 гг....
21995. Иран в V-VII – X- XIII вв. 50.5 KB
  Сасанидский Иран – крупнейшее государство Передней Азии. Эти изделия вывозились в страны Средиземноморья Азии Китай. Азии. Азии.
21996. Средневековая культура 107 KB
  Не откажите прислать с подателем сего письма деньги а также туфли и чулки. появилось деление на семестры – большой ординарный учебный период – magnus ordinaries – с октября день св. Поскольку смех был изгнан из официальной жизни то поэтому появились праздники дураков которые проводились на Новый год день невинноубиенных младенцев Богоявление Иванов день. Здесь и страдающий Христос окруженный мальчикамиангелами; Тайная вечеря где присутствовал и Фома Аквинский борьба архангела Михаила с демонами источник бьющий вином гроб...
21997. Средневековый город 107.5 KB
  – речь идет о функциях и свойствах города его месте в средневековом обществе. В средние века официально городом считалось поселение получившее от властей статус города закрепленный особыми грамотами имеющее внешние атрибуты – стены ров укрепления много улиц жителей ратушу собор церкви большие здания порт рынки административные учреждения скопление властей уличную толпу. Существует свыше десятка теорий происхождения средневекового города: романистическая идея непрерывного развития города от римских времен до нового времени...
21998. Столетняя война (1137-1453) 60.5 KB
  Можно рассматривать и как феодальную войну за наследство земли но и как освободительную борьбу о стороны Франции и как первый общеевропейский международный конфликт. Но во Франции сославшись на LXIX титул Lex Salica лилии не прядут престол отдали представителю боковой линии французского дома Капетингов – племяннику Филиппа Красивого – Филиппу Валуа Филипп VI 13281350 и кузену Карла IV. Эдуард III начал войну в которую втянулись империя Фландрия Арагон Португалия – на стороне Англии Кастилия Шотландия папство – на стороне...
21999. Страны Северной Европы в XVI-первой половине XVII вв. 120.5 KB
  В Швеции в 1570е гг. Это было основным занятием населения в прибрежных областях Швеции и Финляндии особенно на севере. среди натуральных податей Северной Швеции до 60 составляла рыба. власти поощряли возделывание заброшенных земель но в Швеции начался конфликт изза королевских лесов которые были захвачены крестьянамилесокрадами.
22000. Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. 128.5 KB
  Интересы Габсбургов сталкивались также в Южной Германии. Рейне и угроза усиления католического лагеря в Германии таили предпосылки обострения конфликта Габсбургов с Францией. сохранения политической раздробленности Германии и всемерной поддержки внутренней борьбы происходившей в ней между протестантскими и католическими князьями. Французские политики стремились не допустить усиления Австрийских Габсбургов в Германии.