10563

Философия как социокультурный феномен

Реферат

Логика и философия

Философия как социокультурный феномен. Понятие мировоззрения его структура и основные функции. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Философия и основные формообразования культуры: наука искусство мораль религи...

Русский

2013-03-29

67.5 KB

32 чел.

Философия как социокультурный феномен.

  1.  Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
  2.  Предмет философии и его историческая динамика.
  3.  Структура философского знания.
  4.  Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия.

  1.  Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним. В этих представлениях отражались попытки определенным образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, фиксировалась система нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей.

Таким образом, мировоззрение это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Мировоззрение выступает как способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; чувства и эмоции.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и объяснения смыслообразующих связей и отношений реальности.

Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, а также важнейшие законы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Следует отметить, что мировоззрение всегда связано с конкретно-историческим типом культуры и в своих структурах воспроизводит целостный образ пространства определенной эпохи, основные ее смысловые и ценностные характеристики.

Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения.  В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его реализации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:

а) о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) о философско-теоретическом мировоззрении;

в) о научном мировоззрении.


Наиболее разработанной и существенно важной с точки зрения развития философии классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие его типы: мифологическое, религиозное, философское.

Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические объяснения природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: например, человеческие и божественные. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

С развитием человеческого общества мифология как мировоззрение утрачивает свои позиции в культуре. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения: религию и философию. Их многогранное и постоянное взаимодействие прослеживается на протяжении многих веков человеческой истории. Вместе с тем между религиозным и философским мировоззрением существуют важные и принципиальные различия.

Религиозное мировоззрение, главным признаком которого является вера в сверхъестественное. Ядром религиозного мировоззрения является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Религиозное мировоззрение также предполагает соответствующее поведение, определенные культовые действия, которые основываются на вере в существование богов.

Становление философии означало утверждение качественно нового  в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий и логических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам мира, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится, прежде всего, не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на веру в сверхъестественное, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Первые успехи философии были основаны на великом открытии древних мудрецов, суть которого состояла в том, что только с помощью разума или рационального мышления можно постичь предельные основания и причины мира, выяснить принципы, которыми должен руководствоваться человек в делах познания и жизни. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Таким образом, философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться  и развиваться теоретическое мышление. Главным инструментом философии является язык теоретических понятий и категорий. Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий или универсалий культуры.

Таким образом, исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. Философия выражает глубинные фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества.

Нескончаемый спор между мыслителями о том, что представляет собой философия, какова ее ценность в культуре и в чем состоит ее предмет, ведется фактически с момента ее возникновения. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии

  1.  Предмет философии и его историческая динамика.

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки можно выделить предметную область философии, которая состоит из следующих проблем:

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь - что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различный вид. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего.

Вторая философская тема - проблема человека, смысла существования человека в мире. Еще древнегреческий философ Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей». Данная проблема связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека, т.е. в чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем.

Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Идеализм, принимает за первичное сознание, дух, идею, мышление. Тема отношения человека и мира на протяжении всей истории философской мысли инициировала постановку и специфическое решение проблемы познаваемости человеком мира, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, проникая в механизмы и тайны познавательной деятельности человека, поиска критерия истинности наших знаний.

Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей". Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема понимания человека человеком, Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой, так как они взаимодополняют друг друга.

Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования. Обобщая различные подходы к определению философии и проблемного поля ее исследования, отдельные мыслители по-разному трактовали этот вопрос. Аристотель делит философию на теоретическую (умозрительную), цель которой - знание ради знания, практическую, цель которой - знания ради деятельности, и творческую (поэтическую), цель которой знание ради творчества.

Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, значении, считает И. Кант, имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

В рамках рационалистического взгляда на мир, в частности марксисты основной вопрос философии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Ф. Энгельс, акцентируя внимание на научный, рациональный момент нашего взгляда на мир. Поэтому основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". Основной вопрос философии, согласно этой позиции, имеет две стороны. Его первая сторона - это вопрос о том, что является первичным - дух или материя, материя или сознание. Философы разделились на два больших лагеря. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составляют идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, сторонники материализма.

  1.  Структура философского знания.

В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;

аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология - философское учение о человеке;

социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Функции философии

Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

2. Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира.

3. Регулятивная функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры.

4. Логическая функция философии состоит в разработке категорий и понятий аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены исследовательских программ в науке для осмысления ее предмета, средств и методологического потенциала.

5. Социально-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных изменениями условий и образа жизни людей, остается неразрешенным. В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях. Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. Во-вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. В-третьих, в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые  системы норм

  1.  
    Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религия.

Для того, чтобы предметно и обосновано зафиксировать место и роль философии в системе культуры, целесообразно рассмотреть ее соотношение с другими формообразованиями культурного универсума. Выделим в качестве таких формообразований науку, искусство и религию.

Философия и наука. Исторически формирование научного сознания и выделение его из протонауки происходило в процессе оформления философии как определенной формы знания, содержащей  в себе  и научный опыт. Исходя из этого, можно указать на ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой.

1. Категориально-теоретический тип знания, при котором философия, как и наука, опирается на особые специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

2. В классических версиях и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный идеал познания. Именно они, в отличие от  обыденного мышления, мифологии, религии, искусства, провозглашали истину высшей и самодостаточной познавательной ценностью. Видимо, этот смысл и составляет сущность известного изречения Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

Философия и искусство. Широкий анализ исторической динамики философии и искусства подтверждает то, что во многом они едины и взаимосвязаны.

1. Как в философии, так и в искусстве одним из главных предметов изучения является человек, его духовный мир и образно-эмоциональная сфера сознания. Познавательный интерес и философа и художника всегда был направлен на ценностный пласт культуры, формирование  определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном и др.

2. Поскольку одной из важнейших задач философского познания является раскрытие не только сферы значений тех или иных явлений культуры, но и их личностных смыслов, то философия в этой своей цели взаимосвязана с искусством. Из разнообразных видов искусства ближе  всего к философии литература и поэзия. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. В. Гете, Ф. Ницше, Ф. Достоевский. Т. Манн, Г. Гессе, Ж.-П. Сартр, А. Камю и многие другие вошли в историю культуры и как великие писатели, и как глубокие оригинальные философы.

Философия и религия. Зафиксировать отличительные признаки  философии как уникальной формы культуры позволяет и анализ ее взаимосвязей с религией. Известно, что и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога и его присутствия  в мире. В вероучениях различных религий идея Бога трактуется как вариант абсолютного начала мира, сущность которой недоступна пониманию человека. Отношения к Богу  всегда базируются на безграничной вере, любви и священном почитании. Религия, являясь в целом авторитарной и догматичной формой культуры, все же содержит в себе значительный  элемент рациональности, что сближает ее с философией. Особенно ярко это обнаруживается  в теологии  или теоретическом богословии.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66314. Let’s become closely acquainted with Foggy Albion 74.5 KB
  Hello everybody! Glad to see you! Ladies and gentlemen! Welcome to Albion, where according to Bernard Shaw the mist is considered to be good weather, the rain is considered to be the fog, and the shower is said to be the rain. The Sun there looks like the Moon, and the Moon looks like cheese.
66315. Слова протилежні за значенням (антоніми) 1.25 MB
  Слова протилежні за значенням антоніми. Обладнання: картинки дня і ночі картки з тестами завдання для роботи в парах малюнок равлика та коня таблички зі словами девізу уроку. Багатозначними є слова: а сміливий золотий; б гребінець ключ лінійка; в шарф злий.
66316. Колективне виконання аплікації із тканини. Декоративна композиція із плодів та листя калини 41 KB
  Предмети декоративно ужиткового мистецтва; мультимедійна презентація Калина; калина на картинах художників; ілюстрації із зображенням калини; орнамент; тлумачний словник; алгоритм. Калина над плетеним тином Усе це моя Україна Повідомлення...
66317. ПРАЗДНИК УРОЖАЯ 123.5 KB
  О том что фрукты и в том числе яблоки полезны знает каждый. Ей не хотелось быть невежливой но яблоки были такие кислые Летели с юга осы попробовали яблочки разжужжались расплевались Яблонька горько заплакала. Очень ее яблоки кислые.
66318. Мій вибір – здорове життя 102 KB
  Проблема здоров’я людини – одна із найактуальніших проблем сьогодення. В Україні внаслідок несприятливих умов життя збільшується кількість захворювань серед підростаючого покоління, тому збереження здоров’я учнів виходить за межі медичної проблеми, стає соціальною.
66319. На балу у Осени 55 KB
  Ведущая Давайте ребята к нам на праздник приведем Осень Зима красавица суровая Ты подожди ты не спеши Деревья желтые багровые Так праздничны Так хороши И о тебе зиме сверкающей...
66320. Три мушкетёра. 10 лет спустя 155 KB
  Школа Равнение на выпускников школы 2009-2010 Звучит Муз 3; выпускники по одному выходят через арку на сцене спускаются в зал девочкам помогает спуститься со сцены юноша и рассаживаются на свои места.: Все стало так как вы хотели И вот настал...
66321. Сказка о попе и работнике его Балде 237.5 KB
  Пушкиным Сказки Пушкина мы читаем в детстве и с уверенностью считаем что до конца разобрались в этом вопросе что никаких загадок в нем больше нет. Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино.
66322. БАСКЕТБОЛЬНОЕ ШОУ 31 KB
  В нашей программе вы увидите выступление баскетболистов – профессионалов нашей школы конечно это не профессионалы НБА но тем не менее вы сможете увидеть виртуозное ведение мяча точные броски молниеносные передачи