10565

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции

Реферат

Логика и философия

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции Периодизация античной философии. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал философия досократиков. Концепция атомизма и материалистические тен...

Русский

2013-03-29

66.5 KB

26 чел.

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции

  1.  Периодизация античной философии.
  2.  Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).
  3.  Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии.
  4.  Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

  1.  Периодизация античной философии.

Философия в Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, народа, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Факторы, которые способствовали реализации возможности возникновения античной философии: связь с производством, развитие товарно-денежных отношений, городская культура, классовая борьба, переход к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личности и личной инициативы.

Античная философия это попытка построить рационализированную картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззрения. Античная, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.). За это время она прошла цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода: 1) протофилософия — период зарождения и формирования (VI в. до н.э.); 2) зрелость и расцвет (VIV вв. до н.э.), 3) закат — греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (IIII вв. до н.э.) и 4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (IV н.э.).

  1.  Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).

Источником возникновения греческой философии послужила мифология, прежде всего, мифы, повествующие о происхождении богов. Из мифов первые греческие философы заимствовали представления о мире, идею эволюции мира в сторону большей упорядоченности, мотив периодической гибели и нового рождения мира. Для философских воззрений греков характерна уверенность в том, что окружающий мир - гармоничное целое, возникшее из хаоса благодаря естественному порядку, определенному принципу сотворения мира), что мир познается разумом, и разум должен быть главным "авторитетом" в решении человеческих проблем.

Возникновение философии в Древней Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия, а она предполагает принятие решений на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Навыки демократического обсуждения и принятия решений способствовали развитию рационалистического характера греческой философии. Ранних греческих философов обычно называют натурфилософами, так как важнейшим для них был вопрос о первоначалах мира.

Милетская школа

Первой философской школой Древней Греции считается милетская школа (г. Милет, VI в. до н. э.). Ее основатель Фалес (около 625 - около 547 гг. до н. э.) сформировал свою космологическую концепцию которая сводилась к трем положениям: 1) все произошло из воды, 2) земля плавает на воде; 3) все в мире одушевлено, или "полно богов". Фалес был первым греком, начавшим доказывать геометрические теоремы. У Фалеса и его последователей стала формироваться геометрическая картина мира.

Анаксимандр (около 610 - после 547 гг. до н.э.) - второй  представитель милетской школы. Свое учение он изложил в книге, которая считается первым в истории греческой мысли научным сочинением. Источником всего сущего Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, которое он называл "божественным", утверждая, что оно "всем управляет". Возникновение мира Анаксимандр представлял как борьбу тепла и холода. Последний крупный представитель милетской школы Анаксимен (VI в. до н. э.) считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем нагревания, либо же путем охлаждения и сгущения.

Пифагорейская школа

Видную роль в формировании греческой философии сыграло учение пифагорейцев. Пифагор (ок. 570 - 500 до н. э.) и члены пифагорейского союза занимались улучшением своих умственных способностей, памяти, учились умению слушать и наблюдать. Превыше всего они ценили созерцательный образ жизни мудреца, верили в переселение душ.

Философской основой пифагореизма является учение о числе. Пифагорейцы полагали, что "все есть число" Числа рассматривались пифагорейцами как принципы, причины и структуры вещей, как упорядоченные множества, как образы, по которым бог творил мир. Таким образом, числа у пифагорейцев понимались как принципы строения мира и вещей.

Философия Гераклита

Обособленно от школ философствовал Гераклит (конец VI -начало V в. до н. э.). В его учении важнейшим понятием является "логос". Категория логос - естественный порядок, закон, незримо правящий всем мирозданием.

Важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противоположностей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса. Противоположно направленные силы образуют напряженное состояние, которым и определяется внутренняя гармония вещей.

Вторая важнейшая идея Гераклита это идея становления, безостановочной изменчивости вещей, их текучести. В сознание последующих поколений Гераклит вошел как философ, учивший, что "всё течет", все изменяется.

Элейская философия

Еще одна школа ранней греческой философии - элейская. Она получила название от города Элея на юге Италии. Существовала в VI-V вв. до н. э. Главные ее представители - Парменид и Зенон.

Парменид (р. ок. 540 до н. э.) - основатель элейской школы. Он первым в истории философии провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью и, соответственно, между миром, каким он открывается рациональному мышлению, и миром, каким он выглядит в чувственном восприятии. Парменид впервые попытался доказывать философские тезисы, до него мудрецы только проповедовали"истину", используя аналогии и метафоры. Его философские рассуждения строятся вокруг понятия бытия и противостоящего ему понятия небытия.

Зенон (около 490-430 до н. э.), ближайший ученик Парменида, написал книгу, которая не содержала собственной концепции строения мира, но представляла собой ряд задач, цель которых состояла в защите учения Парменида. Зенон разбирал тезисы противников Парменида и показывал, что все эти тезисы приводят к логическим противоречиям.

Философия Эмпедокла (около 490 -около 430 гг. до н. э.). По его мнению, все вещи находятся в постоянном движении и развитии, однако элементы, из которых они состоят, неизменны. Эмпедокл учил, что основу всего сущего составляют четыре элемента, которые он называл "корнями всех вещей": огонь, воздух, вода и земля. Эмпедокл выдвинул идею эволюционного происхождения растений и животных, предвосхитившую дарвиновскую теорию естественного отбора.

  1.  Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии.

Основатели атомистического учения - Левкипп и Демокрит (около 460-370 гг. до н. э.). Атомисты выдвинули два принципиальных положения: 1) деление до бесконечности невозможно, существует предел делимости вещества, и его они называли словом "атом" (греч. atomos - неделимый), атомы и есть "подлинное" бытие, они существуют вечно и неизменно; 2) существует также и "небытие" - пустота, в которой движутся атомы.

Демокрит полагал, что атомы различаются формой, положением в пустоте, величиной. Невидимые из-за своих малых размеров, они, имея неровную поверхность, способны сцепляться друг с другом и образовывать видимые вещи. Из вихрей движущихся атомов возникает бесчисленное множество миров и подобных нашему, и совсем на него не похожих. В некоторых мирах нет ни солнца, ни луны, в других же их множество, некоторые не имеют влаги и жизни, одни миры только возникают, другие находятся в расцвете, третьи погибают, сталкиваясь друг с другом.

Утверждая, что существуют только атомы и пустота, атомисты тем самым отвергают существование какого-нибудь "мирового ума", управляющего миром, т.е. присутствие божественного в окружающем мире. Все события происходят путем взаимодействия атомов, их столкновения, сцепления или разъединения.

Демокрит первым охарактеризовал человека как "микрокосм" ввиду того, что он, как и большой мир, состоит из атомов.

Важное место в учении Демокрита отводится вопросам социальной жизни и этики. Он полагал, что люди возникли естественным путем "без всякого творца и разумной цели". Опыт борьбы за выживание научил людей собираться в стада. В целях общения им пришлось создать язык. Впоследствии Демокрита стали считать основателем "материалистической линии в философии".

  1.  Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

Философия Сократа

Сократ (около 470-399 гг. до н. э.), который утверждал, что степень обоснованности различных мнений выявляется в процессе обсуждения, диалога. Беседуя и споря, люди высказывают об одной и той же вещи различные мнения, которые каждому по отдельности кажутся истинными, но в диалоге относительность мнений становится явной. Однако выяснение относительности мнений не является окончательным итогом диалога. Следующий шаг состоит в том, чтобы собеседники, исходя из разнообразия своих взглядов, преодолели разногласия и пришли к наиболее приемлемому мнению.

Свой метод преодоления такого рода мнений, метод "порождения" все более обоснованных мнений Сократ называл словом «диалектика ". Своим девизом он избрал фразу "Познай себя". Его знаменитые слова "я знаю, что ничего не знаю", - не ирония признанного мудреца, а принципиальная позиция. Этой фразой он утверждал, что преодолел в себе наивную веру в непогрешимость собственного мнения и готов при помощи своих собеседников углублять свое понимание того или иного вопроса. Сократа просили многие быть его учениками, однако он всем отказывал, но никогда не отказывал в беседе или диалоге с кем-либо.

В этике Сократ занимал позицию, которую сегодня называют "этическим рационализмом", то есть разумным обоснованием этических норм. Счастлив может быть лишь тот человек, который соблюдает свое достоинство (добродетель), а для этого нужно верно понять, в чем оно состоит. Каждый человек стремится к благу, однако благо может пониматься по-разному. Это не означает, что все понимания блага равноценны. Когда человек ведет себя недостойно, он все равно делает это ради стремления к благу, однако его понимание блага, вероятно, не получило достаточного развития в общении с другими людьми. Мнения о благе различаются степенью их разумной обоснованности и согласованности с мнениями других людей, и степень эта выявляется в диалоге. Однако современники не понимали его ироничных рассуждений. Демократический суд, состоявший из пятисот человек, после долгого обсуждения, в котором участвовал и сам Сократ, решил казнить философа за неуважение к существующим богам. Сократа обязали выпить кубок отравы, приготовленной из ядовитого растения. В течение многих дней до исполнения приговора друзья уговаривали Сократа сбежать, однако он не сделал этого, посчитав такой поступок недостойным, ведь приговор был вынесен демократическим путем, в результате диалога, а значит, сбежав, Сократ изменил бы своим убеждениям.

Философия Платона

В числе тех, кто считал себя учеником Сократа, был Платон (428/427 до н. э. - 348/347) - один из крупнейших философов Древней Греции. В отличие от Сократа, он не только не отказывался учить других, но даже основал школу в Афинах, которую прозвали Академией.

Он разработал учение об идеях. Идеи это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении. Все вещи в мире изменчивы, текучи, пребывают в непрестанном становлении, ни одна вещь не повторяет другую и даже сама от себя отличается в разные моменты времени. Тем не менее мы способны распознавать вещи, относить их к определенным видам. Таким образом, идея выступает принципом осмысления вещи, благодаря которому текучая реальность не расплывается перед нашим взором в бесформенную массу, но представляется в виде множества определенных вещей.

Человек способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике. Диалектикой Платон называл умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать. Диалектика - это умение рассуждать, мыслить логически. Благодаря диалектике наши знания достигают предельно возможной для человеческого ума истинности.

Платон критиковал все реально существовавшие формы государственного устройства, видя в них лишь отдаленные подобия идеального государства. Государство возникает потому, что люди поодиночке не могут удовлетворить всех своих потребностей. По мнению Платона, в идеальном обществе должны быть три сословия: философы, воины и работники. Цель человеческой жизни Платон видел в нравственном воспитании и очищении, он ориентировал на достижение этой цели всю организацию общественной жизни.

Философия Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считал себя учеником Платона. Критикуя своего учителя, он возражал против вынесения идей в особый, высший мир и, значит, удвоения мира. У всякой вещи и всякого движения и изменения есть свои причины. Все многообразие причин Аристотель сводил к четырем: 1) форма, или сущность, 2) материя, или субстрат, 3) начало движения, 4) цель.

Аристотель классифицировал науки и выделил следующие знания: теоретические (философия, математика и физика), практические (этика и политика) и созидательные (искусства, ремесла, прикладные науки). Знания, по его убеждению, тем ценнее, чем более далеки они от утилитарных целей. Созерцательная жизнь, чуждая корыстолюбию, посвященная познанию, истине - наилучший образ жизни, ведущий к божественному блаженству. По сравнению с философией, познающей первоначала, "все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше - нет ни одной". Цель человеческих стремлений - блаженство. Причем Аристотель имел в виду блаженство в "земной" жизни

Государство, по Аристотелю, возникает в силу естественных причин: государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Она может употребляться на благо всего общества или только обладателей власти. Соответственно этим критериям Аристотель выделяет шесть форм политического устройства. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства: 1) монархия, 2) аристократия, 3) полития. Если властвующие стремятся только к своей корысти, то образуются формы, уклоняющиеся от правильных: 4) тирания, 5) олигархия, 6) демократия. В любом случае наилучшим видом государственного устройства будет "тот, в котором управление сосредоточено в руках наилучших".

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78931. Основные исследовательские программы СГН 29 KB
  Убежденность в том что опираясь на рационализм можно раскрыть глубинную устойчивую внутреннюю основу любого социального объекта лежала в основе поиска экономистами фундаментального экономического отношения историками основного фактора исторического развития юристами центральной идеи права философами социологами и психологами рациональной сущности общества и человека. Прежде культура понималась как деятельность как правило творческая направленная на реализацию природной сущности человека. Теперь культура стала рассматриваться...
78932. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук 28 KB
  Предмет науки это ограниченный исследовательскими целями и способами концептуализации фрагмент объективной или мысленной реальности. Социальногуманитарные науки исследуют закономерности социальной жизни ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. Социальные науки изучают общие социальные закономерности структуру общества и его законы тогда как предметом гуманитарных наук является человеческий мир. Социальные науки используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения разделением субъектобъектных отношений.
78933. Дисциплинарная структура СГН и ее эволюция 28 KB
  Одной из актуальных проблем современного социально-гуманитарного знания является его интеграция, которая выражается в развитии междисциплинарных научных исследований. Общими причинами их появления и развития были, прежде всего, наличие «стыковых» проблем, не укладывающихся в границы предмета существующих дисциплин
78934. Монархия как форма правления 133 KB
  Дать общую характеристику формы правления и рассмотреть её классификацию. Разобраться с понятием монархии как формы правления. Обозначить отличительные признаки данной разновидности формы правления. Рассмотреть существование монархии в России. Рассмотреть абсолютную монархию вместе с её признаками. Проанализировать конституционную монархию с её подвидами и признаками
78936. Ряд Фурье 2.11 MB
  Ввести понятия ряда Фурье с опорой на физический контекст лекций. Рассмотреть физические задачи, приводящие к понятию ряда Фурье. Изучить свойства четной и нечетной периодической функции, а также ряд Фурье в комплексной области. Дать характеристику приложению рядов Фурье
78937. Постпозитивизм. Тезисы Поппера 23.5 KB
  Постпозитивизм Постпозитивизммножество концепций на смену позитивизму; внимание уделяется рациональным методам познания. Постпозитивизм историческая школа течение: критический рационализм наиболее авторитетная часть постпозитивизма.
78938. Социологический и культурологический подходы к исследованию науки 25 KB
  Основные функции современного соц. сциентизма: социолог не определяет цели и их проблемы исследования, это результат руководства общества; так называемые руководители общества получают от социологов данные, рекомендации и прочие «орудия» технологического плана, которые они могут применять или нет в каждом нужном направлении; для выработки своих рекомендаций социологи должны полностью отказаться от фил. взглядов на общество.
78939. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития 25.5 KB
  Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества в котором господствует свобода равенство и братство. Традиционные цивилизации. Техногенные цивилизации. Особенности техногенной цивилизации: Ориентация на совершенствование техники производства.