10567

Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Реферат

Логика и философия

Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Гуманизм философской мысли Возрождения. Социальнополитические идеи Возрождения. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Социально-политические идеи Возр

Русский

2013-03-29

54.5 KB

10 чел.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

  1.  Гуманизм философской мысли Возрождения.
  2.  Социально-политические идеи Возрождения.
  3.  Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.

  1.  Социально-политические идеи Возрождения.

С начала XIV в. в различных областях культуры Западной Европы - в литературе, в религиозных настроениях, в художественном творчестве, в социальных и политических представлениях, а также в области философской мысли, стали происходить существенные изменения. Ряд исследователей выделил период с XIV по XVI вв. как самостоятельный этап истории западноевропейских народов. Он получил название "Возрождение" (с франц. Кештзапсе). Одна из главных особенностей мышления данного периода состоит в том, что происходит возрождение интереса к античной культуре в целом и к античной философии в частности (отсюда и название периода - "Возрождение").

Возрождение античного наследия сыграло решающую роль в формировании идей таких мыслителей эпохи Возрождения, как Франческа Петрарка (1304-1374), Марсилио Фичино (1433-1499), Никколо Макиавелли (1469-1527), Мишель Монтень (1533-1592), Томас Мор, Николай Кузанский (1401-1464), Леонардо да Винчи (1452-1519), Николай Коперник (1473-1543).

Вместе с тем, говоря о возрождении античной культуры усилиями данных мыслителей, следует иметь в виду, что это было не простое усвоение культурных ценностей и перенос их в новый контекст, но, прежде всего, оригинальная переплавка их в духовном тигле трансформирующегося позднего Средневековья.

Еще одна особенность обращения к античной мысли в эпоху Возрождения - это интерес к магии и мистике. Возвращаются к жизни не только философские идеи, но и древние греческие и восточные оккультные учения. Мыслители Возрождения обращаются к магии видя в ней возможность постижения божественных истин. Религиозная философская мысль Возрождения создает новую пантеистическую (от греч. раn - все и theos - Бог) картину мира, которой характерно отождествление Бога и мира, обожествление природы и человека. Одним из первых подошел к пантеизму Николай Кузанский. он сформулировал идею бесконечности Вселенной.

Однако главной особенностью мышления ренессансной культуры был переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. На первый план здесь выдвигаются гуманистические мотивы. Человек не только становится важным объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Мыслители эпохи Возрождения формируют убеждение, что земной человек и его проблемы должны стать центром и целью мировоззрения. Человек в эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности: внимание обращалось не только на его духовные качества, но и на его телесность. Образно говоря, человек спускался с небес и обращался к реальной земной жизни, с ее радостями и житейскими проблемами. Наиболее выразительно проблемы человеческой телесности были осмыслены в художественном творчестве таких мастеров эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан.

Спецификой чертой Возрождения является "индивидуализм". В классическом В эпоху Возрождения человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную индивидуальность, уникальность. Для реализации и развития индивидуалистических проявлений природы человека появились с XIV в., следующие дисциплины, занимающиеся познанием человека: история, литература, философия и риторика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (humanista).


  1.  Социально-политические идеи Возрождения.

Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV-XVI вв., нашло свое отражение в создании новых социально-политических учений. Наиболее яркие и своеобразные идеи в области общественной жизни высказали итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли и английский политический и государственный деятель Томас Мор.

В эпоху Возрождения начал оформляться и такой феномен как политическая философия (или философия политики). Причина формирования этого направления философской мысли заключается в том, что объяснение многих проблем человеческой жизни гуманисты искали исходя из природы и сути реального человека и его места в общественных отношениях.

Политическая философия Никколо Макиавелли, изложенная в произведении "Государь" (1513), основана на собственном политическом опыте. Итальянский гуманист размышляет о власти: как она завоевывается, как удерживается и как теряется. Он вскрывает причины политической бесчестности, которые коренятся в самой природе человека: себялюбие, хитрость и свирепость, скрытость, лицемерие, религиозная фальшь. По мнению Макиавелли, все это следствия подлинной сути человека - его разумного эгоизма. Поэтому власть должна принадлежать тому, кто сможет ее захватить в свободном соревновании среди равных себе.

Общественно-политические рассуждения Томаса Мора в его произведении "Утопия" (Утопия - место, которого нет), (1516) также явились выводами из его трактовки сути реального человека, для которого частный интерес превыше всего. Поэтому Мор, рисуя идеальное государство, предлагает устройство, которое избавило бы человека от его главного порока - эгоизма. В Утопии все находится в общей собственности, так как благополучие общества невозможно там, где существует собственность частная. Т. Мор описал социальное устройство, основанное на коллективной собственности не только в сфере потребления, но и в сфере производства. В его сообществе индивидуальное подчинено общему. Утопийцы получают все необходимое от общины, однако то, что есть "необходимое" и "лишнее", "нужное" и "ненужное", определяет не сам индивид, а община.

Общим итогом осмысления эпохи Возрождения может быть вывод о том, что это была переходная фаза, оказавшаяся необходимой для начала иной интеллектуальной эпохи в жизни Европы, получившей название Новое время.

  1.   Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.

В XVI в. государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начинается бурное развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит становление гражданского общества и новых форм публичной власти. Европейские державы превращаются из феодальных княжеств в централизованные буржуазные государства. Стремясь к экономическому и военному могуществу, они начинают все больше уделять внимания развитию науки и техники. Знаменитые ученые и философы XVIXVII вв. – Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Паскаль, Б. Спиноза, И. Ньютон, Г. Лейбниц – заложили основы нового понимания предмета философии, ее статуса и роли в системе наук. Мыслители Нового времени поставили перед философией светские, практические задачи. Она должна была способствовать росту научных знаний, открытию новых истин. При этом ее целью является систематизация разрозненных и беспорядочно накопленных знаний; создание методологии опытного исследования природы; определение будущих путей развития науки. Для философов Нового времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект – творец техники, культуры и государственности. Таким образом, основной задачей новоевропейской философии было создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой, способствуя утверждению подлинного царства человека.

Новое понимание философии поставило перед европейскими мыслителями вопрос о том, каким должен быть метод объективного познания природы? Решение этой проблемы привело к формированию трех основных методов, определивших векторы развития европейской науки XVIXVII вв. 1. Опытно-индуктивный метод: Ф. Бэкон разработал принципы опытно-индуктивной методологии познания. Самое главное в нем – правильный способ анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в сущность исследуемых явлений. Таким способом должна была стать индукция. Бэкон утверждал, что достоверное знание проистекает из целенаправленного научного опыта. Поэтому основой индуктивной методологии выступает научный эксперимент.

2. Математический метод Г. Галилея: он рассматривал научный опыт как ключевое звено исследования природы. Однако в определении статуса эксперимента в структуре научного познания Г. Галилей обнаруживает более глубокое понимание роли математики и теоретических гипотез. Гипотеза предваряет эксперимент и лежит в основе его рациональной организации, поскольку задает серию вопросов, ответы на которые ученый ищет в процессе проведения опыта. Рациональный анализ составляет суть эксперимента.

3. Рационалистический метод Р. Декарта. Его метод начинался с наиболее общих положений и от них он продвигался к более частным выводам конкретных наук. Декарт был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной силой. Р. Декарт формулирует четыре правила рационалистического метода. Согласно первому, истинным может быть признано только то, что познается с предельной отчетливостью и очевидностью (принцип интеллектуальной интуиции). Второе правило требует мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы выстроить иерархию между ними, установив тем самым внутренние связи частей объекта. Третье правило предполагает последовательное движение мысли при осуществлении вывода научных положений из первичных и самоочевидных принципов.

Проблема метода истинного познания повлекла за собой ряд вопросов, касающихся природы, источника и структуры познавательного процесса. В решении этих вопросов в новоевропейской философии сложились два основных направления: эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм оформился в конце XVII – начале XVIII в., его основоположником считается Ф. Бэкон. Эмпиризм исходил из признания чувственного опыта единственным и определяющим источником наших знаний о действительности. В рамках эмпиризма оформилось два направления: материалистический эмпиризм утверждал, что опыт отражает в познании объективно существующие вещи, воздействующие на органы чувств человека (Ф. Бэкон, Д. Локк, Э. Б. де Кондильяк, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. О. де Ламетри); идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью опыт человека, в результате данное направление столкнулось с парадоксами.

Рационализм в противоположность эмпиризму признавал интеллект, а не чувства, основой знаний и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Его представители утверждали, что достоверное научное познание достижимо лишь посредством разума – единственного источника и критерия истины. Основоположником новоевропейского рационализма стал Р. Декарт, который сформулировал его важнейшую идею – cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую»), положив в основу философии принцип очевидности и автономии рационально мыслящего и самосознающего субъекта.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21658. Гидрология болот 114 KB
  Вместо высоких камышей и тростников развиваются мелководные растения хвощи осоки и многие другие водолюбивые растения отложения которых хотя и поднимаются над поверхностью воды в озере но затопляются весенними и летними высокими водами отлагающими принесенные или взмученные частицы ила. В климатических условиях северной половины России осадков выпадает больше чем расходуется влаги на испарение поэтому излишек воды скапливается на поверхности болота сначала в форме мочажин а затем в виде вторичных озер и русел...
21659. Гидрология подземных вод 318 KB
  Долгое время существовали две теории отрицавшие одна другую: теория инфильтрации в которой утверждалось что скопление подземной воды есть результат просачивания атмосферных осадков в почву и грунт теория конденсации доказывающая что источником происхождения подземных вод является водяной пар атмосферы который вместе с воздухом попадает в холодные слои земной коры и там конденсируется. Воды возникают на больших глубинах из диссоциированных ионов Н и О2 или паров воды поднимающихся из магматической или метаморфической зоны....
21660. Гидрология рек 346.5 KB
  Главные реки и их притоки. Речная система включает в себя одну главную реку ряд притоков главной реки притоки этих притоков и т. Реки непосредственно впадающие в главную реку называются притоками первого порядка. Притоки второго порядка по отношению к главной реке реки впадающие в притоки первого порядка и т.
21661. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОКЕАНОВ И МОРЕЙ 78.5 KB
  Приливноотливные движения периодические поднятия и опускания уровня воды в океанах и морях возникают в результате того что Земля испытывает притяжение Луны и Солнца. РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРЯ Разрушительная деятельность моря называется абразией. К тому же между подводной абразионной террасой и клиффом возникает пляж представляющий гряды или насыпи гальки гравия иногда песка полого спускающиеся в сторону моря. При поперечном подходе волн к берегу в зоне прибоя в пределах пляжа часто формируются валы из...
21662. Химические и физические свойства природных вод 117 KB
  Основные физические свойства воды снега и льда Общие сведения. При анализе гидрологических явлений принимается что количество свободной воды на Земле сохраняется постоянным. Вода в результате некоторых процессов вступает в прочные соединения с другими веществами и перестает существовать как свободное образование однако в глубоких слоях земной коры имеют место и обратные процессы: при высоких давлениях и температурах вновь образуется некоторое количество воды. Температура замерзания дистиллированной воды принята за 0 С а температура...
21663. Гидрология озер 174 KB
  Гидрология озер Происхождение типы и морфология озерных котловин Озерами называются котловины или впадины земной поверхности заполненные водой и не имеющие прямого соединения с морем. Согласно приведенному определению к озерам могут быть отнесены и такие крупные водоемы как Каспийское и Аральское моря а также сравнительно небольшие временные скопления воды в понижениях местности образующиеся например в период весеннего снеготаяния. Иногда в отличие от текущих вод рек озера определяют как водоемы с замедленным стоком или с...
21664. Гидрология водохранилищ 70.5 KB
  Водохранилища в зависимости от их морфологических и гидрологических особенностей можно разделить на несколько групп. Течения в этих водохранилищах связаны больше всего с ветрами. Поэтому озерные водохранилища не имеют четко выраженной русловой формы и многократного превышения длины над максимальной шириной. Основными параметрами водохранилища являются объём площадь зеркала и амплитуда колебания уровней воды в условиях его эксплуатации.
21665. Гидрология ледников 62 KB
  Благодаря режеляции происходит слияние двух ледниковых потоков в один фирновые зерна смерзаются в плотную ледяную массу заплывают трещины в ледниках и т. Таким образом ледник может быть разделен на две части: верхнюю где преобладает накопление снега и льда фирновый бассейн или бассейн питания нижнюю где происходит стаивание ледника область стока область абляции язык ледника. Многочисленные наблюдения и специально поставленные опыты показали что течение ледника сходно с течением водного потока. Скорость движения льда в...
21666. Аналіз стратегічних зон господарювання 456 KB
  Матриця МакКінсіДженерал Електрик Матриця привабливості ринку. Портера матрицю Бостонської консультативної групи матриця росту матрицю Дженерал Електрик Мак Кінсі матриця привабливості ринку. Стратегічні господарські підрозділи які займають ліву верхню позицію моделі охоплюють вузький сегмент ринку і мають на ньому велику рентабельність оскільки їхні товари спеціалізовані. Небезпечним їхнє становище є тому що вони не мають конкурентних переваг на ринку і тому таке становище Портер назвав болотом .