10568

Философия Просвещения и немецкая классическая философия

Реферат

Логика и философия

Философия Просвещения и немецкая классическая философия. Философия и идеология в эпоху Просвещения. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции. Вопрос 1. Философия и идеология в эпоху Просвещения. Во второй по

Русский

2013-03-29

39 KB

63 чел.

Философия Просвещения и немецкая классическая философия.

  1.  Философия и идеология в эпоху Просвещения.
  2.  Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.

Вопрос 1. Философия и идеология в эпоху Просвещения.

Во второй половине XVIIXVIII вв. наступает новый период в развитии новоевропейской философии. Философскую мысль этого периода принято называть философией Просвещения. В широком смысле слова Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии общества, расстающегося с феодальным образом жизни. Опираясь на демократические идеалы, просветители вели борьбу против суеверий и религиозного фанатизма, всех форм дискриминации, за веротерпимость, свободу слова и формально-юридическое равенство. Наука и философия рассматривались просветителями как основа благоденствия общества. Они видели свою главную задачу в распространении знаний, в искоренении невежества, воспитании и образовании людей, пропагандируется идеал свободной и универсально развитой личности. Философия Просвещения связана с идейно-политическим течением общественной мысли конца XVII – первой половины XVIII в., которое занималось теоретическим и ценностно-мировоззренческим осмыслением революционных событий в Европе и идеологической подготовкой Великой французской революции. В таких условиях философия была тесно связана с реальной жизнью. Она превращается в орудие социальной критики, направленной на радикальное изменение сознания людей.

В философии эпохи Просвещения преобладает социально-политическая и морально-педагогическая проблематика. Философствование приобрело характер диалога, тесно взаимодействуя с политикой и идеологией. Став частью политического сознания передовых слоев европейской интеллигенции, она выражала интересы восходящего класса буржуазии, претендовала на универсальное понимание свободы, равенства и справедливости.

Английское просвещение его представители: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк. Важнейшим достижением их социально-философских учений явилась идея «естественных прав человека» (право на свободу, жизнь и т.д. т.е. это комплекс прав, которыми каждый человек обладает с рождения) и теория «общественного договора» (который заключается между человеком и государством и в результате чего человек передает часть своих «естественных прав» государству, а оно в свою очередь, обеспечивает безопасность и соблюдение его прав и свобод). Социальные порядки и гражданское законодательство оценивались с точки зрения их соответствия «законам природы», согласно которым стремление людей к счастью есть основание всякой свободы, а потому права на достойную жизнь, свободу и собственность должны рассматриваться как неотъемлемые, естественные права человека. Мыслители Просвещения отстаивали приоритет закона над всеми ветвями государственной власти.

Французское просвещение: представители Ф. М. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Ж.- Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. де Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах. Особенностью французского Просвещения было бурное развитие материалистических учений. Исходным пунктом французского материализма XVIII в. явилось представление о материи как единственной, самодостаточной, качественно разнородной субстанции, обладающей внутренней способностью к самодвижению и развитию, легло в основание материалистической концепции природы.

Немецкое просвещение: в Германии философия Просвещения была представлена такими мыслителями, как К. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. Гете, И. Г. Гердер. Основная заслуга данных философов в том, что они исследовали и пытались объяснить критерии общественного развития, занимались становлением светской философии истории. Гердер впервые стал рассматривать историю как область философского знания и как специальную дисциплину. Ключевым вопросом философии истории он считал проблему закономерностей исторического процесса, его движущих сил, единства и многообразия форм. Развитие общества понималось как прогрессивное движение к свободным и разумным принципам социального бытия. Достижение гуманности и счастья оценивалось как конечная цель всемирной истории.

  1.  Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.

Философская мысль в Германии охватывает период конца XVIII – начала XIX в. Ее представителями были И.Кант, И.Г.Фихте, Г.Ф. В.Гегель и Л.Фейербах.

Родоначальником немецкой классической философии считается И. Кант. Пытаясь обосновать научность философии, он всесторонне осмыслил возможности и пределы знания, выявил всеобщие, субъективные предпосылки его существования. Особое значение для его учения имела проблема опыта, при анализе которой И. Кант стремился найти четкие критерии для обоснования объективности знания. Существенным вкладом И. Канта стал анализ механизмов познания. Кант выявил категориальную структуру человеческого мышления и впервые в истории разработал представление о родовой сущности человека, который включает в себя  весь предшествующий исторический опыт познания мира. Новым взглядом на проблему человека являлось гуманистическое учение И. Канта о человеческой личности. Кант был в числе первых европейских мыслителей, провозгласивших безотносительную ценность человека независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Гуманистическое понимание личности он основывал на принципе автономии нравственности, идее долга и свободы.

Идеи И. Г. Фихте. Фихте пытается обосновать возможность философии как науки, а также как фундамента всего научного знания. Он считает это возможным при соблюдении двух правил: 1. философия, как наука в целом, должна представлять собой систему; 2. Она должна основываться на одном единственном принципе, абсолютно достоверном, невыводимом из какого-либо другого положения. Подлинным предметом философии является свободная деятельность человека, творимый им природный, социально-исторический и нравственный мир.

Г. В. Ф. Гегель, разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного идеализма. Впервые в истории философской традиции представил всю область действительности в беспрерывном движении, изменении и развитии. В своей концепции Гегель раскрывает внутреннюю связь развития, понимая его как переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. Гегелевская диалектика, начиная с чисто логических категорий, переходила далее к природе и духу и заканчивалась категориальной диалектикой исторического процесса

Материалистическое учение Л. Фейербаха. Л. Фейербах ввел в философскую традицию принцип антропологизма, согласно которому человека следует рассматривать как единственный, универсальный и высший предмет философии. Под человеком он понимал абстрактного природно-биологического индивида, движущей силой которого является стремление к счастью. Его социальную сущность он сводил к понятию рода и межличностному общению. Под влиянием Великой французской революции немецкие мыслители большое внимание уделяли проблемам социальной жизни, что привело к созданию концепции правового государства И. Кант, И. Г. Фихте, и Г. В. Ф. Гегель рассматривали достижение всеобщего правового состояния как конечную цель исторического прогресса. Торжество правопорядка, а не произвола и тирании обеспечивает справедливый, рационально организованный общественный строй.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35432. Психодиагностика. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОМЕТРИИ И ОБЛАСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ 332.5 KB
  Под ВЫБОРКОЙ понимается случайным образом формируемое из генеральной или выборочной совокупности множество заданий или испытуемых. В совокупности сведений характеризующих валидность теста содержится информация об адекватности применяемой модели деятельности с точки зрения отражения в ней изучаемой психологической особенности о степени однородности заданий субтестов включенных в тест их сопоставимости при количественной оценке результатов теста в целом. для проверки нет ли упущений: преобразуйте этот список в перечень заданий...
35433. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ 378.5 KB
  Понятие о природных особенностях человека Свойства нервной системы находят свое отражение в темпераменте человека. Дальнейшее изучение темперамента развивалось в двух направлениях: изучение индивидуальных свойств и закономерностей работы нервной системы а не телесной организации; применение факторного анализа. В отечественной психологии изучение свойств нервной системы под руководством И.Павлова завершилось выделением типов нервной системы или типов высшей нервной деятельности.
35434. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 305.5 KB
  Общая характеристика группы в социальной психологии 6 Классификация групп 7 Основные социальнопсихологические характеристики малой группы 10 Структура группы 12 2. Генезис и динамика малой группы 16 Группа как развивающаяся система 16 Механизмы и этапы развития малой группы 16 Проблема коллектива в отечественной социальной психологии . Группа как субъект совместной деятельности 34 Признаки и структура групповой деятельности 34 Социальнопсихологические...
35435. Социальная психология личности 71 KB
  Социально-психологические теории личности в социальной психологии. Парыгина о социальной психологии личности. Содержание социально-психологического исследования личности.
35436. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 330.5 KB
  ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Юнита 1. История развития социальной психологии. Проблема личности в социальной психологии. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.
35437. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ 654.5 KB
  Проблема межличностных отношений и общения в социальной психологии 6 Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена 6 Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей 10 Структура содержание и формы общения 12 Основные функции и стороны процесса общения: коммуникативная интерактивная перцептивная 19 2. Коммуникативные средства общения и экспрессивный репертуар человека 27 Психологические условия эффективной коммуникации...
35438. Потоковість будівельних процесів 26 KB
  Техніка безпеки у будівництві вирішує питання запобігання травматизму і виключення нещасних випадків на виробництві.
35439. Організація робочого місця і праці мулярів 62.5 KB
  Виходячи з цього висоту ярусу кладки за товщини стіни до двох цеглин вибирають близько 12 м а за товщини у три цеглини 09 м. У разі кладки стін з великим числом прорізів або архітектурних деталей стовпів і стін завтовшки в одну і півтори цеглини а також перегородок у півцеглини роботи виконує ланка двійка див. Кладку суцільних стін завтовшки у дві цеглини з однорядним перевязуванням та завтовшки півтори цеглини з багаторядним перевязуванням доцільно проводити ланкою трійка див. Ефективною є кладка стін простої та середньої...
35440. Монтаж елементів залізобетонних конструкцій 29 KB
  На бічних гранях фундаменту по осях наносять фарбою риски які під час монтажу суміщують із забитими кілками. Після монтажу за допомогою теодоліта й нівеліра перевіряють правильність їхнього положення. Підготовку основи та розбивання осей виконують так як і під час монтажу фундаментів стаканного типу. Плити перекриття монтують паралельно з іншими конструкціями комплексний метод або після закінчення монтажу колон ригелів і прогонів у межах поверху чи захватки на поверсі.