10569

Зарождение становление постклассической философии

Реферат

Логика и философия

Зарождение становление постклассической философии. Основные принципы классической философии. Проблемное поле неклассической философии. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше. Основные черты мар...

Русский

2013-03-29

66 KB

10 чел.

Зарождение становление постклассической философии.

  1.  Основные принципы классической философии.
  2.  Проблемное поле неклассической философии.
  3.  Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше.
  4.  Основные черты марксистской философии.
  5.  Основные исторические формы позитивистской философии.

  1.  Основные принципы классической философии.

В широком смысле слова под классической философией понимают традицию, восходящую к античному философскому рационализму Платона и Аристотеля. Классическая философия охватывает период с VI в. до н.э. и примерно до середины 19 века. Содержательная специфика классической философии определяется следующими положениями: 1. идея разума как объективного и основополагающего начала, определяющего порядок природы и устройство человеческого мышления. 2. это представление о человеке как ответственном и деятельном субъекте, свободной, творческой личности, опирающейся на свой интеллект и принципы морали. 3. идея гармонии человека и мироздания, вера в способность разума контролировать все доступные сферы бытия. 4. рассмотрение государственной жизни, общества и культуры как воплощения сознательной деятельности человека, что предполагало возможность их совершенствования на основе прогресса научных знаний. 5. представление о разуме философа как привилегированной части общества, так как мыслители классического периода считали себя «жрецами истины», миссионерами разума. Они чувствовали призвание нравственно исправлять человечество силой собственного слова.

Главной задачей философии являлось освобождение внутреннего опыта человека от давления страстей и личного произвола. В познании необходимо достигнуть объективности, обнаружить необходимое и общезначимое, контролируемое разумом содержание. Только оно может считаться истинным знанием.

В результате складывается наукообразная форма философского мышления. Т.е. она ориентируется на стандарты естественнонаучного познания, предполагает строгие нормы организации знания, четкие критерии. Свои идеи и положения философы классической эпохи оформляют преимущественно в виде научного трактата.

В методологии классическая философия ориентирована на прозрачность познавательных процедур, на ясность и точность рассуждения. Общество, экономическая реальность, сфера культуры, художественной деятельности, морального сознания – все это постигалось разумом. Социальные отношения рассматривались как рационально понятый интерес. Общественное устройство – как разумная конвенция, «общественный договор», в основе которого лежат естественные права человека, соответствующие разумному закону природы. Философия мыслилась как высший род умозрения; философы стремились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину. Сама философия мыслилась как наука всех наук.

  1.  Проблемное поле неклассической философии.

Формирование неклассической философии было социально подготовлено и обусловлено, вызвано потребностью отражения кризиса западной цивилизации и культуры, рассогласованием между рациональными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, то есть иррациональным, иным по своей природе. Кризис рационализма, переживаемый неклассической философией, приводит к расширению поля философии. Актуальными становятся альтернативные рационализму формы осмысления бытия и человека, т.е. оформляется иррационализм (лат. irrationalis - неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира, и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.). В рамках неклассической философии человек рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее природу и общество. Главное, что волнует неклассическую философию - это понимание того, что происходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за бремени ответственности. Неклассическая философия задается вопросом, как сохранить при этом совестливость, впечатлительность, духовно-психологическую независимость, индивидуальность сознания, что предпринять, чтобы остаться человеком в современном мире. Неклассическая философия переходит к диалогическому стилю мышления. Новый тип философствования основывается на понимании, интуиции, использовании при изложении любого текста художественно-образных форм, открытости, недосказанности, предполагающих возможность собственной интерпретации. Неклассическая философия переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. Такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря воле, интуиции, в бессознательных актах. Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку, который становится более гибким, художественным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания.

  1.  Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше.

Датский философ Сёрен Къеркегор (1813-1855) его произведения "Страх и трепет", "Стадии жизненного пути" и др. Он противопоставляет себя рационалистической философской традиции, которая, по его мнению, сосредоточена на общих отвлеченных сущностях, общих понятиях. На место рационального постижения мира Кьеркегор ставит переживание или существование, которые игнорировались прежней философией. Новое понимание философии связано с внутренней жизнью человека, его интимнейшими переживаниями, а потому только оно и может быть конкретным, "человеческим" знанием. Сложная, многогранная, противоречивая и динамичная жизнь не поддается усилиям рассудка. Кьеркегор фиксирует внимание на изменчивости, неустойчивости, текучести человеческого "существования", его обреченности на смерть, страх, сомнения, и страдания.

К основам человеческого существования, по Кьеркегору, можно прикоснуться только в ситуациях критического выбора, в моменты выбора, риска, когда человек встречается со своим "Я". Личностный выбор определяет путь индивидуальной жизни человека. Именно способность к свободному выбору, а значит и принятие ответственности за него, является отличительной чертой человека как свободного существа.

В существовании человека Кьеркегор выделяет следующие стадии: эстетическую, этическую и религиозную стадии. 1. Эстетическая стадия где человек стремится испытать все виды наслаждения: от непосредственно чувственного до интеллектуального. На этой стадии человек живет в основном чувственными удовольствиями, не задумываясь о смысле существования; 2. На этической стадии человек добровольно подчиняется нравственному закону, осознавая различие между добром и злом, становясь личностью. На этой стадии человек понимает, что в мире господствует необходимость, всеобщий закон, долг, которому он обязан повиноваться. 3. Религиозная стадия: на религиозном уровне человек не подчиняется всеобщему закону, а вступает в прямое общение с Богом Истинная вера не является прямым результатом усвоения религиозных догм и церковных предписаний. Она возможна исключительно благодаря свободному и ответственному выбору Вера является одновременно и высшим наслаждением, и мучением.

Философия жизни Фридриха Ницше

Влияние Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900) в определенной степени присутствует во всех значимых философских концепциях и культурных течениях XX века. Однако в течение всей своей жизни Ницше не создает ни одной философской школы, так как иронически утверждает, что для его философии тесны рамки всякой школы.

Поэтому Ницше принципиально отказался от систематического изложения своей философии и говорил о том, что всякое начинание начинается с критики. Воспитанный на почве западных традиций, Ницше заявляет свой критицизм как требование "переоценки всех ценностей", чем ставит под вопрос прежние ценности, идеалы и нормы всей западной культуры, которые выступают для него как ценности упадка, как "ложь тысячелетий", как нигилистические ценности.

"Воля к власти" - центральное понятие философии жизни Фридриха Ницше. Воля к власти - это "самая внутренняя сущность человека. Воля к власти является основной характеристикой всего, что тянется к жизни. Саму жизнь Ницше постигает в образе "жизненного потока" благодаря понятию становления, которое выступает как основная черта всего сущего. Становление всегда требует усилия. Это усилие есть неразрывное единство "сохранения и возрастания" жизни. Именно тяга к росту является условием сохранения жизни. Жизнь в философии Ницше не есть живая предпосылка, но и не результат; она есть становление. Именно единство "сохранения и возрастания" как усилие становления задает вектор жизненного потока и составляет основную тягу, основную черту жизни.

  1.  Основные черты марксистской философии.

Марксизм возникает в середине 40-х г. 19 века. Его основоположники К.Маркс и Ф.Энгельс на новом уровне осмыслили закономерности развития общества, открыли материалистическое понимание истории. Они были убеждены в том, что создали действительную науку об обществе и получили истинное знание о капитализме и перспективах его гибели. Идеологически они защищали интересы пролетариата и беднейших слоев трудящихся и стремились указать пути их реального освобождения от любых форм эксплуатации.

 Важнейшая предпосылка формирования марксизма:

  1.  Классовая борьба пролетариата и буржуазии;

Теоретические источники марксизма:

  1.  Немецкая классическая философия (диалектика Гегеля и материализм Фейербаха);
  2.  Английская политическая экономия А. Смит и Д.Рикардо;
  3.  Теории социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье и Оуэн);
  4.  Большие успехи естествознания (открытие клеточного строения организмов, эволюционной теории происхождения видов);

Исходный принцип познания общественных процессов в марксизме стало материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Которое исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции. Общественное бытие – реальный процесс жизни людей, социальная материя, которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – отражение общественного бытия, т.е. это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие определяет общественное сознание – этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу. В общественном бытии Маркс и Энгельс выделяют производство и воспроизводство материальной жизни. Способ производства – единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства. Для того, чтобы производственный процесс начался и протекал, производитель должен соединиться со средствами и орудиями труда. Производительные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, т.е. определенный уровень развития производительных сил соответствует уровню развития производственных отношений. Наступает момент, когда производительные силы с необходимостью требуют изменения производственных отношений, данное изменение приводит к изменению прочих сфер жизнедеятельности общества. Общество состоит из базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Надстройка – включает общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Надстройка определяется базисом. Общественно-экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности. Исследователи выделяют 5: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Смена формаций это естественно-исторический процесс.

  1.  Основные исторические формы позитивистской философии.

Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки - совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и единственным предметом анализа выступает научное знание.

Начальной версией философии науки стал позитивизм, сложившийся на протяжении первой половины XIX в. во Франции ( Огюст Конт, 1798-1857) и Англии (Джон Миллъ, 1806-1873 и Герберт Спенсер, 1820-1903). Главный тезис позитивизма заключался в том, что подлинно научное, положительное ("позитивное") знание о мире может быть получено лишь специальными, т.е. естественными науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты. "Уступить место" такому позитивному знанию должны все прежние умозрительные, туманные и бесплодные рассуждения дисциплин, которые до этого пытались привести в систему богатый эмпирический материал естествознания и обнаружить в нем всеобщие начала, принципы и законы бытия. Лишь позитивное знание, которое может быть непосредственно дано в опыте и результатах его логической обработки, удобно для практического применения и в первую очередь необходимо человеку.

Огюст Конт обосновывает свою концепцию науки тремя основными законами.

1.Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира. На первой теологической стадии, человек объясняет мир с помощью сверхъестественных или божественных сил. На второй, метафизической стадии, характерно объяснение мира с помощью неких первоначал, и первосущностей
(субстанций, идей и т. д.), которые лежат в основе всех вещей и явлений, но не даны нам в непосредственном опыте. На третьей,
позитивной стадии развития познания наука фиксирует то, что открывается в опыте, формулирует законы как выражение связей между явлениями и старается дать ответ на вопрос "как?"

2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл и назначение заключаются в том, чтобы "обуздать" неуемную творческую фантазию ученого, отвлечь его от умозрительных, не опирающихся на опыт размышлений.

3.Энциклопедический закон, проявляющийся в классификации
основных наук. Конт выделяет наиболее совершенные науки: математику, астрономию, физику, химию, физиологию. В этой классификации просматривается ориентация на естественнонаучное знание.

Эмпириокритицизм

Основное содержание эмпириокритицизма (философии "критического опыта") составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаосом (1837-1885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843-1896), австрийским физиком Эрнстом Махом (1838-1916).

Они разработали главные принципы, которые должны быть положены в основание научного исследования:

1.Принцип «корреляции» или "координации" то есть соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании, от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.

2.Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.

3.Принцип экономии мышления, выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого "экономии сообщения и понимания".

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66962. Поговоримо про дружбу 404.5 KB
  Наприклад: Правдивий друг любить за всякого часу в недолі ж він робиться братом Є товариші на розбиття та є й приятель більше від брата прив’язаний. Не смійся коли хтось говорить за винятком якщо хтось жартує Завдання № 1 На початку уроку звучить запис пісні Справжній друг муз.
66964. Заняття з елементами СПТ «Чи знаєш ти про вплив тютюнового диму?» 52 KB
  Йдеться про проблему куріння. Під час куріння кожен три чотири рази затягувався випускаючи дим через ніздрі. куріння проникло до Іспанії Португалії Франції Англії Голландії. Проте Холтер Ролі фаворит двора королеви Єлизавети популяризував куріння тютюну.
66965. Прощавай наш дитсадок! 77.5 KB
  Ведуча: Шановні мами і тата, дорогі бабусі і дідусі! Сьогодні ми всі трохи сумуємо, тому що настав час розставання. Незабаром для наших випускників продзвенить перший шкільний дзвінок. Позаду залишилися дні, наповнені цікавими подорожами у світ непізнаного, нерозгаданого...
66967. Свято 1 Дзвоника 61.5 KB
  І сьогодні радісний і світлий Він відкриє двері знань для нас. Увага Сьогодні 1 вересня 2010 року починається новий відлік часу для наших первачків В1. Зустрічайте наші першокласники Таке велике сьогодні свято Радіють мами бабусі й тата Усмішки всюди і гарні квіти Сьогодні в школу говорять діти.
66968. ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЛИНЕЙКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ПРАЗДНИКУ ПЕРВОГО ЗВОНОКА 51.5 KB
  Школа, здравствуй! Учеба, здравствуй! Идем за знаньями в поход. Сегодня праздник! Школьный праздник! Встречаем мы учебный год! ВЕДУЩИЙ 1. Настал поистине чудесный день, Которого мы долго ждали, Ведь в школе нашей – юбилей Поэтому мы здесь собрались!
66969. Spring. Easter 51.5 KB
  Teaching goals: engagement into intercultural communication acquiring knowledge about cultural traditions of other peoples mastering basic skills in listening, speaking Developing goals: development of speaking, intellectual and cognitive abilities...
66970. Осень – лету конец, всей работе венец 44 KB
  Цель: познакомить учащихся с результатами работы на учебно-опытном участке, с явлениями, происходящими в природе осенью, с народными обычаями и традициями, связанными с этим временем года. Показать необходимость проведения опытнической и исследовательской работы в природе и на участке.