10570

Религиозная, экзистенциально-феноменологическая и аналитическая философия XX в

Реферат

Логика и философия

Религиозная экзистенциально-феноменологическая и аналитическая философия XX в. Религиозная философия: неотомизм. Философские концепции экзистенциализма. Аналитическая философия. Основные идеи феноменологии. Религиозная философия: неотомизм...

Русский

2013-03-29

35 KB

2 чел.

Религиозная, экзистенциально-феноменологическая и аналитическая философия XX в.

  1.  Религиозная философия: неотомизм.
  2.  Философские концепции экзистенциализма.
  3.  Аналитическая философия.
  4.  Основные идеи феноменологии.

  1.  Религиозная философия: неотомизм.

Неотомизм - течение в современной католической философии, в основе которого лежит учение средневекового философа ФомыАквинского (1227-1274). Представители неотомизма - Э. Жильсон, Ж. Маритен во Франции, И. Месснер в Австрии, Ю. Бохеньский в Швейцарии,. Представители неотомизма отстаивают принципы креационизма (божественного сотворения мира); к основным "ликам Божества" относят единство, истину, благо и красоту. Они утверждают то, что творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить о нем самом.

Человек в неотомизме трактуется как сложная субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Душа считается основой личности, формообразующей по отношению к телу. Универсальной целью личности и смыслом ее существования является созерцание божественного блага, творение добра и избегание зла. Общество понимается как совокупность отдельных индивидов. Приоритет отдается общечеловеческим ценностям, соблюдение и ориентация на которые призваны обеспечить примирение противоречий между социальными слоями. Любое общество должно ориентироваться в своем развитии на соблюдение прав и свобод граждан.

  1.  Философские концепции экзистенциализма.

Экзистенциализм – от позднелат. “exsistentia” философия существования. Э. возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мир. войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мир. войны во Франции (Марсель, Сартр, Камю). Э. отразил противоречия и болезни общества 20 века, представил описание духовного кризиса, в которых у обезличенного существа проявляется ощущение бессмысленности, недостаточности, неправильности своей жизни. Различают религиозный (Бердяев, Шестов, Ясперс) и атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер). В качестве изначального человеческого существования, экзистенции бытия, выделяется самопереживание. Описание структуры человеческого существования сводится к описанию ряда модусов – страх, вина, тревога, страдание, совесть. Именно в моменты глубочайших личностных потрясений, которые называются «пограничными ситуациями», человек переживает экзистенцию как основу своего существования. Экзистенциалисты утверждают то, что человек обречен быть свободным, т.е. обречен сделать выбор, за который понесет ответственность. Свобода рассматривается как тяжелое бремя.

  1.  Аналитическая философия.

Аналитико-рациональный стиль мышления в европейской философской традиции складывался, начиная с Аристотеля. Его совершенствованию способствовали идеи и концепции следующих философов: Уильяма Оккама, Френсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, Джорджа Беркли, Дэвида Юма, Джона Милля, Декарт, Лейбниц, Кант, Брентано, Пирс.

Первые формы современного аналитического мышления развивались Готтлобом Фреге, Бертраном Расселом. Аналитическая философия оформляется как своеобразная методологическая реакция на "классические" способы философствования. Аналитики видят в философии, прежде всего, не теорию, а метод "философского анализа" и пытаются переориентировать философию на исследование языковой проблематики и науки.


  1.  Основные идеи феноменологии.

Феноменология - одно из ведущих направлений философии XX в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Туссерля (1859-1938). Гуссерль разрабатывал феноменологию как "переворот" в философии, как открытие абсолютно нового необъятного поля исследований. Задачу создания принципиально новой, универсальной философии Гуссерль рассматривал как возрождение и действительное осуществление уже ставившихся до него философией, но пока не решенных ею задач. В статье "Философия как строгая наука" (1911) Гуссерль призывает приступить к абсолютно новому началу философии, которое было бы способно реализовать саму идею философии.

Идея философии как "строгой науки" это - не попытка построить философию по образцу естественных наук, так как Философия не должна и не может перенимать методы других наук. По самой своей сущности и в своем историческом возникновении философия является универсальной основой и "универсальной критикой" как науки, так и всей человеческой жизни. Поэтому именно она способна до конца прояснить методы и основания любых наук, дав им "новое измерение и тем самым последнее завершение".

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85034. Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми 32.05 KB
  Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями чтобы не доводить эти ситуации до критических. Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества.
85035. Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками 30.82 KB
  Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками Цель урока. Проанализировать причины возрастания потребности в общении со сверстниками; особенности общения в подростковом возрасте. Изучаемые вопросы Потребности в общении со сверстниками в подростковом возрасте. Изложение учебного материала Обратить внимание учащихся что подростковый возраст это период когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных.
85036. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола 30.74 KB
  Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола Цель урока. Сформировать убеждение что каждый человек должен рассматривать вопросы взаимоотношений с лицами противоположного пола с позиций норм нравственности и обеспечения сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Обратить внимание учащихся на особое место которое начинают занимать в их жизни взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Интерес к вопросам пола и первая влюбленность у многих возникают очень рано часто задолго до наступления полового...
85037. Взаимоотношения подростка и общества. Правовая ответственность несовершеннолетних 30.94 KB
  Проанализировать основные причины правонарушений совершаемых в подростковом возрасте; разобрать с учащимися отдельные положения Уголовного кодекса РФ предусматривающие уголовную ответственность несовершеннолетних. Основные причины правонарушений совершаемых подростками. Эти знания позволят каждому избежать правонарушений которые совершаются случайно за компанию и не стать преступником. Изучение совершенных подростками правонарушений показывает что в большинстве случаев эти поступки явились следствием притязаний молодых людей на...
85038. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности 31.03 KB
  Сформировать у учащихся целостное представление о том что здоровый образ жизни залог безопасности человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности. Подчеркнуть что общая культура населения нашей страны в области безопасности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности она отстает от стремительных темпов развития цивилизации.
85039. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение 31.59 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том что каждый человек должен владеть приемами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Общие правила оказания первой медицинской помощи. Средства используемые при оказании первой медицинской помощи.
85040. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (АХОВ) 25.42 KB
  Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами АХОВ Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами аммиаком и хлором. Если такой возможности нет повторить с учащимися какие химически опасные вещества относятся к АХОВ напомнить что наиболее распространенными АХОВ являются аммиак и хлор. Контрольные вопросы Какие вещества называются аварийно химически опасными Каковы признаки отравления...
85041. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении 27.1 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах вывихах растяжениях и разрывах связок. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при утоплении. Объяснить правила оказания первой медицинской помощи при травмах: при переломах; при вывихах растяжениях и разрывах связок; при растяжении мышц и сухожилий. При этом подчеркнуть что объем мероприятий первой медицинской помощи зависит от тяжести состояния пострадавшего.
85042. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия 31.81 KB
  Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Изучаемые вопросы Значение огня в жизнедеятельности человека. Используя материалы курса истории обсудить с учащимися значение огня в жизнедеятельности человека на разных этапах развития общества. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования.