10571

Современная философия запада на рубеже XX-XXI в

Реферат

Логика и философия

Современная философия запада на рубеже XX-XXI в. Философская герменевтика. Структурализм и постструктурализм. Философия постмодернизма. Философская герменевтика. Герменевтика греч.: hermeneutike толкование как способ систематического размышле

Русский

2013-03-29

42.5 KB

17 чел.

Современная философия запада на рубеже XX-XXI в.

  1.  Философская герменевтика.
  2.  Структурализм и постструктурализм.
  3.  Философия постмодернизма.

  1.  Философская герменевтика.

Герменевтика (греч.: hermeneutike - толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, является одним из философских направлений XX в.

Предыстория герменевтики

Герменевтическое искусство возникло еще в античности, где оно имело священный характер и представляло собой толкование высказываний оракула, не дававшего прямых указаний, но говорившего намеками.

Позднее в античной традиции поиск священного смысла уступил место ученому толкованию. Об этом свидетельствует название работы Аристотеля "Об истолковании". Движущей силой развития герменевтики в античности было исследование различных способов истолкования текста - грамматического и аллегорического. Грамматическое истолкование, переформулировав, сохраняло смысл старого текста. Аллегорическое придавало классическому тексту новый смысл в контексте иного мышления. В средневековой европейской культуре для обозначения истолкования применялось слово "экзегетика ".

Однако рассуждения о толковании ни в античности, ни в средние века, не носили систематического характера.

Употребление слова герменевтика в качестве понятия вошло в культурный обиход лишь в XVII веке, что было вызвано актуализацией проблемы понимания Библии. Немецкий протестантский теолог Иоганн Конрад Даннхауэр (1603-1666) в работе «Священная герменевтика» придал старому слову "герменевтика" понятийное значение. Искусство истолкования оформилось как самостоятельная дисциплина. В эпоху Протестантизма складывается "герменевтическое триединство" - относительно самостоятельные формы герменевтического знания: теологическая, юридическая и филологическая герменевтика. Все они существуют и в настоящее время.

  1.  Структурализм и постструктурализм.

Структурализм

Структурализм возник в литературе и искусстве в 30-е годы XX в. Предлагая альтернативные методы исследования и решения проблем социогуманитарного знания. Формирование структурализма как философского направления связано с обращением к концепциям следующих философов французского лингвиста Фердинанда де Соссюра, Клода Леви-Стросса, Жака Лакана, Мишелем Фуко и др. Самим своим существованием структурализм указывает на появление новых тенденций в развитии культуры, важнейшей из которых является «раздражение», которое испытывается современной западной цивилизацией по поводу языка. Раздражение, вызванное беспокойством культуры относительно самих своих оснований, проявляется в форме тревоги языка относительно самого себя. Структуры фундаментальны и детерминируют человеческое существование; примерами таких структур являются чистые структуры языка (Фердинанд де Соссюр), семантические структуры поэзии и волшебной сказки (Роман Якобсон, Владимир Пропп), структуры синтаксиса как конфликта "глубинных структур". Именно язык отчетливее всего обнажает природу тех структур, на изучение которых направлен современный структурализм. Это - структуры значений: "быть структуралистом -значит концентрировать свое внимание на организации и структуре значений" (Ф. де Соссюр). Соотношение структуры и значения объяснялось различным образом в разных направлениях структурализма.

Постструктурализм.

Структурализм достаточно быстро трансформируется в постструктурализм. Критика структурализма по таким направлениям, как отрицание субъекта, историзма, смысла, философии являются актуальными темами структурализма. Основные критики структурализма – Ж. Лакан, Деррида, Фуко, Барт,.

Развивая идеи оппозиции в различных областях человеческой жизни (господство-подчинение, природа-культура, означающее-означаемое, язык-речь), постструктуралисты заменяют их понятиями плюралъности, множественности.

Постструктурализм развил движение деконструктивизма это интеллектуальное движение, инициированное Жаком Деррида, основано на новом способе осмысления и прочтения текстов, исходящем из деконструкции, которая может рассматриваться как философская позиция, политическая стратегия, способ чтения, метод анализа, в изучении культуры и философии.

Деконструкция - это не отрицание и не разрушение, а исследовательская установка, которая помогает и расшатывает старые понятия, чтобы заново обосновать, осуществить акт реконструкции, при этом раскрывая, развязывая, распутывая всю логическую цепь.

  1.  Философия постмодернизма.

Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг. XX в. в широкую концепцию культуры. Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на весь остальной мир. Представители: Роланд Барт и Р. Рорти.

Большинство исследователей приходят к убеждению, что постмодернизм связан с ощущением растерянности, с которым столкнулся человек современного (постиндустриального) общества. В обществе стала нарастать угроза самому существованию человечества в век свободы и демократии, успехов науки и техники, усиления мощи средств массовой информации, утрачены иллюзии о всемерном процветании общества и, как следствие, нарастает фальшь и пустота в человеческих отношениях. Именно изменения форм жизни, строительство больших городов современности, господство СМИ, приводят к тому, что в философии все чаще ведутся разговоры о «смерти субъекта или автора». Действительно, современность отрицает старое, а это значит что новое продолжает существовать как след или призрак. В современном мире утрачивается традиционная ценность диалога, общения, так как они перестают быть подлинно человеческими феноменами. Реально, часто общение или диалог не нуждается в человеке, так как сводит все к простому пользователю информационной сети. Постмодернизм в качестве главного творческого принципа выдвигает радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. В рамках данного направления утверждается то, что идея прогресса это «мертвый» миф западной культуры, происходит констатация исчерпанности творческих потенций запада, тиражирование уже однажды сказанного.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75317. Понятие “феодализма” в западноевропейской историографии 39.5 KB
  Понятие феодализма в западноевропейской историографии. Понимание феодализма в историографии XVIII в. Главными чертами феодализма некоторые из них считали политическую раздробленность и как следствие ее господство в средние века папской теократии. в определении сущности феодализма недалеко ушли от историков эпохи Просвещения хотя в отличие от них оценивали феодализм как положительное историческое явление: реакционные романтики потому что видели в нем свой политический идеал...
75318. Проблема генезиса феодализма в отечественной и зарубежной историографии 46.5 KB
  Проблема генезиса феодализма в отечественной и зарубежной историографии. Проблема генезиса феодализма и связанный с нею вопрос о путях складывания феодально зависимого крестьянства представляет трудность и с источниковедческой и с теоретической точек зрения. В советской историографии становление феодализма рассматривалось в первую очередь в аспекте вскрытия сдвигов в производительных силах в отношениях собственности...
75319. Образование государства и возникновение писаного права у франков 38.5 KB
  Образование государства и возникновение писаного права у франков. В исторических памятниках имя франков появилось начиная с III в. Франки распадались на две большие ветви приморских или салических франков от латинского слова slum что значит море живших у устья Рейна и прибрежных или рипуарских франков от латинского слова rip что значит берег живших южнее по берегам Рейна и Мааса. Из вождей франков известен Меровей при котором франки сражались против Аттилы на Каталаунских полях 451 г.
75320. Рост крупного землевладения и ослабление центральной власти у франков при преемниках Хлодвига. Объединение страны майордомами Австразии 33.5 KB
  После смерти Хлодвига началось дробление королевства. намечается обособление самостоятельных политических единиц в составе Франкского королевства: Нейстрии СевероЗападной Галлии с центром в Париже; Австразии северовосточной части Франкского королевства включавшей исконные франкские области по обоим берегам Рейна и Мааса; Бургундии территории бывшего королевства бургундов. В Нейстрии которая к моменту франкского завоевания была сильно романизована галлоримляне составлявшие и после завоевания большинство населения раньше чем в...
75321. Франция в IX-XI веках 39.5 KB
  В начале этого периода в стране имелось еще много крестьян не находившихся в какойлибо зависимости от частных лиц и подчинявшихся непосредственно короне. Вместе с тем возрастало число крестьян находившихся в личнонаследственной зависимости сервов и колонов а также жителей иммунитетных территорий. В результате все жители округи будь они в личной либо поземельной зависимости от данного или какогонибудь другого феодала или нет становились его людьми в судебноадминистративном отношении. Для по земельно и лично зависимых крестьян...
75322. Англия в XI-XII вв. Завершение феодализации английского общества 47 KB
  в Англии в основном уже господствовали феодальные порядки но процесс феодализации еще не завершился. Вильгельм со своим войском на больших ладьях переплыл ЛаМанш и высадился на юге Англии в бухте Павенси. Во главе последнего выступил избранный советом мудрых новый король Англии Гарольд. Герцог Нормандский же двинулся к Лондону захватил его и стал королем Англии под именем Вильгельма I Завоевателя.
75323. Особенности социально-экономического развития Италии в конце V- сер. XI веков 51 KB
  Особенности социальноэкономического развития Италии в конце V сер. Подвластное лангобардам коренное население Италии оставалось в сфере действия римского права. империи но не принесло Италии политического единства. Карл Великий изменил территориальноадминистративное деление своих владений в Италии: вместо герцогств были образованы 20 графств отданных в управление представителям франкской знати.
75324. Основные черты феодального строя в Западной Европе к концу XI века 32 KB
  Господствует феодальная земельная собственность в вид вотчины в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хозяйством. Основная масса крестьян находится уже в той или иной форме зависимости. На раннем этапе развития феодализма господствовало натуральное хозяйство; обмен был незначителен торговые связи не развиты; У лично зависимых крестьян особенно в крупных поместьях преобладала отработочная рента. Широко распространяется также натуральный оброк с крестьян находившихся в более легкой зависимости.
75325. Население и внешний вид средневековых городов. Борьба городов с сеньорами 36 KB
  В Западной Европе средневековые города раньше всего появились в Италии Венеция Генуя Пиза Неаполь Амальфи и др. Крестьяне бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка становясь горожанами постепенно освобождались отличной зависимости феодалу. Лишь в дальнейшем в городах появились купцы новый общественный слой сферой деятельности которого являлось уже не производство а только обмен товаров. В отличие от странствующих купцов существовавших в феодальном обществе в предшествующий период и...