10573

Метафизика и диалектика. Онтология и философия природы

Реферат

Логика и философия

Метафизика и диалектика. Онтология и философия природы. Понятие метафизика. Изменение статуса метафизики в истории философии. Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия. Категория материи. Эволюция представлений о ма

Русский

2013-03-29

51.5 KB

5 чел.

Метафизика и диалектика. Онтология и философия природы.

  1.  Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии.
  2.  Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
  3.  Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
  4.  Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.
  5.  Основные структурные уровни организации бытия.

  1.  Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии.

Одним из первых философов, определивших понятие метафизики был Аристотель, который писал следующее: метафизика является первой философией, т.к. в ее задачи входит поиск начал и высших причин по ту сторону физической реальности. Таким образом, с I в. до н.э. синонимом «первой философии» становится метафизика. Со временем понятие метафизика стало применяться и как метод философского исследования. В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на созерцание интеллектуальное, когда ум «видит» в вещи ее сущность. Умозрительные науки предпочтительнее практических, производящих знание ради достижения морального совершенствования, и продуктивных, направленных на создание определенных объектов, т. к. позволяют человеческой мысли выйти за пределы эмпирического мира, т.е. мира опыта, чтобы постигнуть его неподвижную и вечную сущность. Поэтому метафизика, по Аристотелю, наиболее возвышенная из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с материальными нуждами. Неподчиненность этим целям делает ее самоценной и единственно свободной наукой, существующей ради самой себя, т. е. ради знания и понимания. В этот период основным законом метафизики выступал принцип тождества бытия и мышления, который обозначал то, что среди множества мыслей, представляющих человеческие способности, есть такие, которые выводят человека за пределы субъективности, что в конечном итоге обеспечивает не только достоверность разума, но и процесс его самообоснования. Идеал построения метафизики – создание универсальной теории, претендующей на всеобъемлющее описание и объяснение мира в целом и отдельных его частей, а также на абсолютную истинность собственных положений. В качестве черт метафизического типа философствования можно выделить следующие понятия как противопоставления: например, единое-многое, действительность-возможность, идеальное-материальное, рациональное-чувственное и т. д. Основными способами философского объяснения мира являются познавание, вопрошание, вслушивание. В период своего формирования метафизика отождествлялась с учением о бытии, получившем в XVII в. название онтология, т. к. их предметы совпадали в силу фундаментальности вопросов о том, что такое мир? в чем смысл его бытия? что такое сущее? какова его природа? В истории можно проследить два этапа в развитии метафизики: 1. метафизика субстанций и 2. метафизика субъекта. 1)Метафизика субстанций ориентирована на выявление следующих мировых начал – космических, сверхсущих (Бог) оснований универсума. 2)Метафизика субъекта, формирующаяся в период становления естественнонаучных программ, связана с проблемами познания как приоритетными для обоснования нового знания. В этот период философское мышление связывает свои интересы с практическим разумом, и поэтому в центре внимания оказывается деятельность познающего человека, разумная, чувствующая природа которого кладется в основу метафизического знания. Человек предстает как творец истины, бытия и человеческой культуры.

Вопрос 2. Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.

Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано  Р. Гоклениусом в 1613 г. Но в качестве термина, в философский язык его ввел Х. Вольф, определив онтологию как науку о бытии вообще. Данное понятие исследовали еще в античности поэтому «отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона. Онтология осуществляет анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее проявления – природной, духовной, социальной, человеческой. Специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы. Онтология позволяет ответить на следующие вопросы: что есть реальность? в чем ее смысл? Онтологический подход реализуется с помощью определенного набора философских категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, время), но историческим и логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия как бытие и небытие. 

Категория бытия указывает на то, что нечто есть, и может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Данная категория фиксирует основу существования мира в целом и любой разновидности существующего. Бытие в различных философских системах представлялось по-разному: как число (Пифагор), логос (Гераклит), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. В современном мире активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий, это иллюзорное бытие в интернет-сети.

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие?: В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух основных философских взглядах: первый исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего»; второй признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным. Выделяют два основных вида бытия –  материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материя, а идеального – понятие сознание.

3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира, 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем миром в целом. Эволюция категории материя включает три основных этапа ее развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап (античная философия) был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). На втором этапе (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие свойства вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости. На третьем этапе (XX в.) материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Данное понятие может быть определено только через отношение материи к сознанию (В.И. Ленин).

4. Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.

Происхождение данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога.

Структуру диалектики образуют принципы, законы и категории. Основных два принципа: – развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности) и всеобщей связи (характеризует отношения, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на основные (раскрывают сущность развития) и неосновные (дополняющие картину развития). К основным законам относят: закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития), закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неосновные законы диалектики выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой, частью и

  1.  Основные структурные уровни организации материального бытия.

Структурная организация всего мира означает, что любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации мира. В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум, элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела  – планеты – звезды – галактики – Метагалактика. В живой природе: протоплазма  – клетка –  организм– вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз. В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы –  нации и др.

Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия.

Еще Аристотель утверждал, что «всякое движение есть некоторое изменение». Специфика этой динамики раскрывается с помощью категорий движения, развития и покоя.

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. Направленность изменений зависит от выбора общего принципа: круговорота, восхождения от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единства восходящей эволюции и нисхождения.

Категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, – прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.

Категория покой фиксирует относительную устойчивость всякой вещи. Поэтому способ бытия вещи проявляется не только в ее движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.

Пространственно-временная структура бытия.

Понятие пространство обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22820. Проголошення ЗУНР та її злука з УНР 30 KB
  у Львові відбулося загальне собранне укр. політичних діячів Галичини і Буковини що обрало керівний орган Національний Рада що заявив про прагнення об'єднати усе західноукр. Национальный Рад увів війська у Львів і в Східну Галицню проголосив 18 листопада 1918 р утворення Западноукрдинской Народної республіки ЗУНР Президент Е. Було зроблене таке: для захисту республіки утворив власну Укр.
22821. Ассортимент товаров. Определения. Характеристика товарного ассортимента. Структура ассортимента. Формирование ассортимента. Ассортиментная политика 21.33 KB
  Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека.
22822. Качество товара, определения. Требования к качеству товара. Классификация свойств и показателей качества. Потребительская ценность продукции: базовая и дополнительная и их влияние на 16.84 KB
  Качество — одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.
22823. Органічна хімія, конспект лекцій 887 KB
  Значення органічної хімії. Вивчення основних теоретичних положень органічної хімії сприяє формуванню, розширенню і поглибленню фундаментальних, загальнопрофесійних, спеціальних знань, а також активному формуванню предметних і професійних компетенцій, спрямованих на виконання виробничих функцій.
22824. Обязательная сертификация в законе «О техническом регулировании». Ее сущность, объекты, участники. Организация обязательной сертификации 19.03 KB
  Порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов устанавливается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию...
22825. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов 16.81 KB
  Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
22826. Релаксаційні коливання у схемі з неоновою лампою 86 KB
  Якщо напруга досягне певної величини яка називається напругою запалювання U3 лампа спалахне і струм стрибком досягне скінченої величини I3. Коли напруга спаде до величини U3 лампа не погасне. За другим правилом Кірхгофа для цього кола маємо 1 де Uk напруга на конденсаторі та неоновій лампі яка підключена до нього паралельно.15 видно що напруга на конденсаторі монотонно зростає із швидкістю яка залежить від величини добутку RC.
22827. КАТЕГОРІЙНО-ПОНЯТІЙНИЙ АПАРАТ З БЕЗПЕКИ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ, ТАКСОНОМІЯ НЕБЕЗПЕК 92 KB
  Виходячи з сучасних уявлень безпека життєдіяльності є багатогранним обєктом розуміння і сприйняття дійсності, який потребує інтеграції різних стратегій, сфер, аспектів, форм і рівнів пізнання. Складовими цієї галузі є різноманітні науки про безпеку. У всьому світі велика увага приділяється вивченню дисциплін
22828. ВИМІРЮВАННЯ НАПРУЖЕННОСТІ МАГНІТНОГО ПОЛЯ ВЗДОВЖ ОСІ СОЛЕНОЇДА ІНДУКЦІЙНАМ МЕТОДОМ 141 KB
  ВИМІРЮВАННЯ НАПРУЖЕННОСТІ МАГНІТНОГО ПОЛЯ ВЗДОВЖ ОСІ СОЛЕНОЇДА ІНДУКЦІЙНАМ МЕТОДОМ Явище електромагнітної індукції полягає у виникненні е. Напруженість магнітного поля в будьякій точці А що лежить на осі ОО’ соленоїда чисельно дорівнює алгебраїчній сумі напруженостей магнітних полів створених у точці А всіма витками спрямована вздовж осі за правилом свердлика 3 Де n’ – число витків за одиницю довжини соленоїда І величина струму; кути що утворює радіусвектор проведений з точки А до крайніх витків соленоїда мал....