10574

Онтология и философия природы

Реферат

Логика и философия

Онтология и философия природы. Природа как объект философского и научного анализа. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания. Биосфера ее структура закономерности функционирования и развития. Понятие ноосферы. Коэволюция...

Русский

2013-03-29

44 KB

9 чел.

Онтология и философия природы.

  1.  Природа как объект философского и научного анализа.
  2.  Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания.
  3.  Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы».
  4.  Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

  1.  Природа как объект философского и научного анализа.

В широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понимание природы в различные эпохи:

Античность: В философии истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином φύσις (фюсис), имеющим целый спектр значений: органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста; процесс, рассматриваемый в целом; и т. п. Анализ Аристотелем исходного понятия привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет до всякой сущности вообще, включая и сущность искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип, придавший им определенность. Новое время: природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется и в таких смыслах, как  мир, миропорядок, Вселенная. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Современное понятие природа содержит многочисленные смыслы и оттенки. Например: «Природа – это дом Человечества». В современной культуре наряду с понятием природа используется категория образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения. В естествознании ее аналогом выступает понятие картина природы - система представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке). Развитие образов природы в классической и неклассической науке. Научная картина природы строилась на принципах объективности, когда мир виделся как совокупность объектов; и представлялся как закрытый, линейный и конечный; преобладал дискурсивный, логический, линейный тип мышления. Наука второй половины XX в. разработала методы исследования сложных систем, отличающихся уровневой организацией относительно самостоятельных и вариабельных подсистем, наличием у них обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Вселенная предстала как иерархически организованное сложное динамическое единство. Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход (И. Пригожин), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей; признанию конструктивной роли времени, что позволило рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся. Видение природы в аспекте присущей ей множественности и сложности потребовало умения ориентироваться во времени, различать прошлое и будущее, без чего немыслимо научное исследование природного мира. Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.

  1.  Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания.

Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство – основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа». В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.

3. Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы».

Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. Сегодня это понятие имеет несколько толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого. Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. И. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей (М. М. Камшилов, В. Я. Шипунов, М. И. Будыко, Н. Н. Моисеев, Дж. Андерсон, П. Дювиньо и др.). Биосферу рассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют такие структурные уровни ее организации, как: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический.

Философский смысл понятие биосфера получило у В. Вернадского, который ввел термин живое вещество, охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванным живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее развитии: так как деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосфера (греч. noоs –  разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г. Данный термин встречается и в концепции французского естествоиспытателя П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных  – вне биосферы и над ней. В. Вернадский тоже исследовал понятие ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.

4. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23967. Еврипид (180-70гг до н.э.) 12.59 KB
  и Софокл жили в одно время но младший его современник Софокл отразил ярко афине общ в период расцвета а Еврипид в период его кризиса. Эти особ афинго общ в период кризиса им нашли отраж в твве Еврипида. Еврипид не был популярен среди соврем его взгляды не сходились с согражданами соврем часто не понимали его. Еврипид происх очевидно из сред по достатку семьи.
23968. Римская литература, влияние греческой 22 KB
  Римская литература влияние греческой Первая традиционная литература. Этрусков свергли = республика сумрачные века Усиливается влияние сельского элемента замедляется развитие письменности литература была только деловая не было развитой мифологической системы. Литература развивается быстрее и более интенсивно. Римская литература с самого начала уже эллинистична.
23969. Рим. Три специфические особенности римской литературы 11.86 KB
  Три специфические особенности римской литературы. а Первой отличительной чертой литературы в сравнении с греческой является то что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.
23970. Римская литература, периодизация 21.5 KB
  расцвет комедии длится до начала деятельности Цицерона. III Классический Золотой век а время Цицерона расцвет прозы 8143 гг. б время Августа расцвет поэзии 43 г.
23971. Римский фольклор 21 KB
  песни: свадебные застольные погребальные фесценнины песни шуточного содержания связанные с обрядами плодородия.
23972. Римская комедия. Плавт 35.5 KB
  Писал паллиаты комедии на греческий сюжет. Комедии греческого плаща. Брал сюжеты из греческой новоаттической комедии действие в греческих городах персонажи с греческими именами но использует римские реалии. Выбирает комедии которые будут интересны римлянам.
23973. Архаический период римской литературы. Первые авторы 23 KB
  Трагедии Впервые ввел драму на римский сюжет претекстата. Ромул мифологический сюжет Кластидит исторический сюжет Больше всего прославился в комедии.
23974. Комедии Теренция 32.5 KB
  Комедии Теренция Публий Теренций Афр 195159 гг. Попал в Рим в качестве раба сенатора Теренция Лукана который входил в кружок Сципиона Младшего. Гуманизм Теренция спас его комедии от исчезновения. СВЕКРОВЬ Как видно из дидаскалии и из двух прологов комедия была поставлена при жизни Теренция трижды.