10591

Космоцентризм. Античная философия

Реферат

Логика и философия

Античная философия: космоцентризм Античная философия возникла в греческих городах-государствах полисах на рубеже VII-VI вв. до н.э. Первая стадия – досократовская – VIIV вв. до н.э.. Представители: Милетская школа Гераклит Эфесский элейская школа Пифагор и его послед...

Русский

2013-03-29

60.5 KB

84 чел.

Античная философия: космоцентризм

Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VII-VI вв. до н.э.

Первая стадия – досократовская – (VII-V вв. до н.э.). Представители:

Милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и его последователи, Эмпедокл, Анаксагор, представители древнегреческой атомистики Левкипп и Демокрит. Завершают эту стадию софисты.

 Вторая стадия – классическая (сер.V – до конца IVв. до н.э.).

Представители: Сократ, Платон, Аристотель.

 Третья стадия – эллинистическая (конец IV – II вв. до н.э.). Представители: философские школы перипатетиков, платоновская Академия, стоики, эпикурейцы, скептики. Наиболее крупные философы того времени – Теофраст, Эпикур, Пиррон.

 Четвертая стадия – римская философияI в. до н.э. по  V-VI вв.н.э.). Наиболее значимыми направлениями римской философии были:

  •   стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий);
  •  эпикуреизм (Тит Лукреций Кар);
  •  скептицизм (Секст Эмпирик);
  •  эклектицизм (Марк Тулий Цицерон);
  •  неоплатонизм (Плотин).

I СТАДИЯ – ДОСОКРАТОВСКАЯ

Специфика древнегреческой философии – стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.

Первой философской школой античности была милетская. Центральной проблемой, волновавшей милетцев, был вопрос: откуда все возникает и во что превращается?

Так, Фалес началом всего считал воду. Анаксимен утверждал, что все причины вещей заключены в беспредельном воздухе.  Анаксимандр говорил, что основой всего служит неопределенное вещество апейрон.

Другой древнегреческий философ – Гераклит (VI-V в. до н.э.) основой всего существующего считал огонь. Гераклит – основатель античной диалектики.

Основателем элейской школы был Парменид ( VI-V вв. до н.э.). Он выступал против диалектики Гераклита.

Элеаты (Парменид, Зенон) создали учение о бытии. По Пармениду,   бытие – а) вечно, неуничтожимо, едино;

   б) мышление и бытие – одно и то же;

   в) бытие есть, а небытия нет.

Одной из видных фигур досократовской стадии был Пифагор (VI в.до н.э.). Особое внимание Пифагор и его школа придавали развитию математики. Абсолютизируя числа, пифагорейцы пришли к мистике чисел.

Они стали считать числа реальной сущностью всех вещей.

В сократовской античной философии особое место занимают сторонники атомистических учений, крупнейшими представителями которых были Левкипп и  Демокрит (V - IVв. до н.э.). Они говорили, что все тела состоят из атомов, которые бесчисленны числом и бесконечны по форме. Атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Двигаясь в пустоте, атому соединяются между собой, образуя тела. Распад атомов ведет к гибели тел.

Завершают эту стадию софисты – «учителя мудрости». Основные темы софистики – этика, политика, язык, религия, воспитание.

Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

II СТАДИЯ - КЛАССИЧЕСКАЯ

Сократ (470-399 гг.до н.э.),

Платон (427-347 гг.до н.э.),

Аристотель 384-322 гг. до н.э.) – вершина древнегреческой философии.

Сократ – учитель нравственности. Его девиз: «Познай самого себя».

Философия – познание того, что такое добро и зло. Нравственное зло идеи от незнания. Знание – источник  нравственного совершенства.

 Платон – ученик Сократа.

Основал свою школу – Академию. В его лице древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения.

Если Демокрит под бытием понимал материальный, физический атом, то Платон рассматривает бытие как идеальное бестелесное образование – Идею, поэтому он родоначальник идеалистической линии в философии.

Мир (по Платону) двойственен по своей природе: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи – только копии идей. Идеи, по Платону, вечны, неизменны, божественны, сущность вещей. Высшая идея – это Мировой Разум. Мир сотворен этим разумом, который вносит в него порядок и меру.

Платон: Идеи существуют до вещей!

 Платон – сторонник теории переселения душ.

Теория познания – теория воспоминания.  До своего вселения в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно  сущее. Соединившись на Земле с телом, душа забывает то, что знала до своего падения на Землю. Задача учителя – помочь ученику вспомнить то, что душа знала до вселения в тело.

Учение Платона о знании как воспоминании послужило исходным пунктом позднейшего идеалистического априоризмаучения, согласно которому нашему уму присущи некоторые формы и некоторые знания, прирожденные душе и не зависящие от опыта.

Аристотель был учеником Платона, но по ряду принципиальных вопросов расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Аристотель: Идеи находятся в самих вещах!

Признавая объективное существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя инертна, пассивна, она содержит лишь возможность возникновения действительного разнообразия вещей. Чтобы превратить эту возможность в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма – это активный творческий фактор, это причина становления вещей, из однообразной материи. Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Бог также есть первая причина, начало всех начал. Он сообщает миру цель и заданность. Наряду с этим, в основании вещей лежат причины – материальная, формальная и движущая. Фактически, целевая причина в противостоянии материальной охватывает и движущую, и целевую. Однако Бог у Аристотеля не вездесущ и не предопределяет событий. Человеку дан разум и, познавая мир, человек должен сам найти разумную меру своей жизни.

На основании взглядов Аристотеля, развиваемых его учениками и последователями, позднее возник аристотелизм: в узком смысле – учение, в широком – истолкование, распространение и влияние сочинений Аристотеля, а также усвоение его учения в различных средневековых, теологических традициях.

III СТАДИЯ – ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ

В период эллинизма (IV в. до н.э. –V в.н.э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредотачивается на жизни отдельного человека. Социальная этика Платона и Аристотеля  уступает место индивидуальной этике эпикурейцев – последователей учения Эпикура и стоиков – представителей стоицизма.

Эпикур (342-271 гг. до н.э.)

Учение Эпикура состоит из трех частей: логики, физики и этики.

Логика необходима, чтобы отличить истину от лжи, правильно судить обо всем.

Физика – учение о мире. В физике Эпикур – последователь атомистического учения Демокрита.

Логика и физика Эпикура не являются самостоятельными науками. Они – часть философии. Философия же – путь к счастливой жизни.

Критерий счастья – чувство удовольствия. Высшее удовольствие - в атараксии (невозмутимости духа), душевном покое и безмятежности, что возможно при подчинении своих страстей разуму.

Эпикур: «Смерти не надо бояться, ибо пока мы есть, смерти еще          нет, а когда приходит смерть, нас уже нет»

IV СТАДИЯ – РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

I в. до н.э. по  V-VI вв.н.э.).

Наиболее значимыми направлениями римской философии были:

стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Стоическая философия включала в себя 3 основные части: логику, физику и этику.

Главное место в стоицизме занимает этика: Что есть высшее благо и как его достичь?

Как и Сократ, стоики свою этику строят на знании. Но, в отличие от него, они ищут добродетели не ради  счастья,  а ради покоя и безмятежности , безразличия ко всему внешнему.(апатии, бесстрастии).

Этический идеал стоиков – бесстрастие (апатия), а это – пессимизм.

Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом.

Итоги:

  1.  Для античной философии характерен поиск первоначала существующего. (В мифологии – кто породил все сущее? В античной философии – из чего оно произошло?, т.е. попытки рационального объяснения происхождения и сущности мира).
  2.  Противоборство материализма и идеализма, диалектики и антидиалектики (метафизики).
  3.  Своеобразие античной философии – она развивалась в натурфилософской форме (Натурфилософия, слившаяся с естествознанием, называлась в древнегреческой философии физикой).
  4.  Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов.
  5.  Космоцентризм - важнейшая черта древнегреческой натурфилософии. Древнегреческая философия, обнаружив во Вселенной (космосе) человека, точно также и в человеке увидела Вселенную. Космос представлялся как бы макрочеловеком, а человек – микрокосмосом. Такая

точка зрения приводила к выводу о слиянии человека и Вселенной.

  1.  Натурфилософии античности свойственно стихийное и наивно-диалектическое истолкование природы.
  2.  В период античности огромную роль в осмыслении природного мира играл метод аналогии.

Лекция на тему: Средневековая философия: теоцентризм

Это эпоха феодализма – в Западной Европе это V- XVвв.

Средневековая европейская философия V-XV вв. связана, прежде всего, с христианством.

В средневековой философии выделяются этапы:

  1.   Патристика VI – Х вв.  – А.Августин
  2.   Схоластика XI - XV вв. – Ф.Аквинский

На этапе патристики происходит интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, в которой философские элементы платонизма играют определяющую роль.

На этапе схоластики – систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля.

 

А.Августин (354-430 гг.) – основоположник философской теологии христианства. Написал ряд богословских сочинений, в которых доказывал, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшее благо.

В своих произведениях («О троице», «О граде Божьем», «Исповедь») опирался на наследие Платона. Большое место в философии Августина заняли проблемы личности человека, его свободы, воли и разума.

Ф.Аквинский (1221-1274) .Основные труды: «Сумма теологии», «О вечности мира», «Сумма против язычников», «О троице».

В своих произведениях опирался на наследие Аристотеля.

Исходным принципом в его учении является божественное откровение, через которое человек для своего спасения узнает нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются истины разума, предметом теологии – истины откровения. Конечным объектом и источником всякой истины является Бог, поэтому нет принципиального различия между философией и теологией.

Фома Аквинский  в своих работах сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Схоластика

Главным направлением в развитии средневековой философии феодального общества была схоластика.

  1.  Центральным вопросом, которым занимались схоластики, был вопрос об отношении знания к вере.

Схоластики исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над разумом (Ф.Аквинский).

  1.  Другой (философский) вопрос – отношение общего к единичному (реализм и номинализм).

Полемика реализма и номинализма

Реализм (Ф.Аквинский) - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.

 Универсалии существуют до вещей!  (Платон)

Противоположное реализму направление носило название номинализма.

 Номинализм (И.Росцеллин, Д.Скотт, В.Оккам) – философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия – это только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичным вещей.

 Универсалии существуют после вещей! (материализм)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58049. Узагальнення і систематизація знань учнів по темі «Нерівності» 297.5 KB
  Розвивати логічне мислення. Розвивати почуття краси в математиці. Я думаю що на цьому уроці ми розкриємо красу математичних закономірностей покажемо творчість і досконалість математичної мови при повторенні питань даної теми: Розв’язування нерівностей...
58050. Графічний метод розв’язування рівнянь, нерівностей та їх систем 1.09 MB
  Мета: удосконалення вмінь та навичок учнів при розв’язуванні рівнянь, нерівностей та їх систем графічним методом; розвиток творчих здібностей засобами розв’язування нестандартних завдань; виховання культури математичного мовлення, графічної культури; стимулювання творчої активності, формування комунікативної компетентності...
58051. Построение сечений многогранников 24.86 MB
  Образовательные: ввести понятие сечения многогранника; рассмотреть способы решения задач на построение сечений многогранников на основе аксиоматики. Развивающие: развивать пространственное воображение обучающихся; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли; совершенствовать графическую культуру.
58052. У світі синусоїдів. Урок дослідження. (Методом проектів) 724 KB
  Доведено що будьяке періодичне коливання можна зобразити як суму синусоїдальних коливань. Частоти цих синусоїдальних коливань називають спектром складного коливання. Розкладання складного коливання на суму синусоїдальних коливань називають спектральним аналізом коливання. Спектральним аналізом коливань користуються для розрахунку різних конструкцій.
58053. Урок навчання грамоти. Читання 80 KB
  МЕТА: повторити вивчені букви, формувати навички читання слів і речень з вивченими буквами; вдосконалювати навички побудови звуко-складових моделей; розвивати мовлення учнів, мислення; виховувати інтерес до уроку читання.
58054. Види трикутників. Рівнобедрений трикутник 88 KB
  Навчальна мета: ознайомити з видами трикутників, їх властивостями, ознайомити з історією розвитку поняття «трикутника» та розглянути використання властивостей трикутників в житті; закріплювати основні поняття теми «Трикутники»...
58055. Сучасний урок – це дзеркало загальної і педагогічної культури вчителя 251 KB
  Чітке формулювання освітніх завдань у цілому та його складових, їх звязок із розвивальними та виховними завданнями; Визначення місця в загальній системі уроків; Визначення оптимального змісту уроку відповідно до вимог навчальної програми та мети уроку...
58056. Урок – гра. «Математика і навколишній світ». Дії з натуральними числами 70.5 KB
  Мета: Систематизувати знання, уміння та навички учнів по темі «Дії з натуральними числами» В процесі розв’язання цікавих нестандартних; Сприяти розвитку та формуванню інтелектуальних і творчих здібностей учнів...
58057. Уроку позакласного читання для учнів 3-х класів 144 KB
  Мета: Поглибити знання дітей про породи собак; пробуджувати інтерес до прочитаного; розвивати навички правильного, свідомого читання, уміння самостійно працювати з текстом, порівнювати, узагальнювати, робити висновки...