10592

Философия Возрождения: антропоцентризм (XV –XVI вв.)

Реферат

Логика и философия

Философия Возрождения: антропоцентризм XV XVI вв. С XV века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур техническими открытиями и нововведениями самопрялка ткацкий станок водяное к...

Русский

2013-03-29

50 KB

1 чел.

Философия Возрождения: антропоцентризм (XV –XVI вв.)

С XV  века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур, техническими открытиями  и нововведениями (самопрялка, ткацкий станок, водяное колесо, огнестрельное оружие, компас, книгопечатание). Это период первоначального накопления капитала.

Как следствие – изменения в умонастроениях, Процесс секуляризации – освобождение от религии.

Новая эпоха осознает себя как возрождение  античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идеи и само название – Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло себя средневекому христианству.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое, поскольку в центре его внимания оказывается человек.

Если в центре внимания:

античности – природно-космическая жизнь (космоцентризм),

средневековья – бог и связанная с ней идея спасения (теоцентризм),то  Возрождения – человек (антропоцентризм). Человек здесь не просто природное существо, он творец самого себя.

В античности –человек- существо природное, природа – владычица человека

В средние века – человек – божья тварь;

Возрождение – человек – творец самого себя, он господин над всей природой.

Отношение к труду:

В античности – созерцание выше деятельности;

В средние века – труд – искупление за грехи;

Возрождение – творческий характер деятельности.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, ориентация на искусство. Эта эпоха по  преимуществу художественно-эстетическая (Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль).

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.

Натурфилософия – учение о природе, освобожденное от подчинения теологическим умозрениям.

 Переходные формы к материализму:

Пантеизмфилософское учение о растворении бога в природе (Спиноза, Бруно).

Деизм – философское учение о божественном первотолчке (Ньютон, Галилей).

Лекция на тему:  Новое время: союз философии и науки

XVII век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства,  пришедшего на смену ремесленному труду. Развитие нового буржуазного общества порождает  изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика.

Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии этого периода  выходят проблемы теории познания – гносеологии, и в первую очередь – проблема метода научного познания.

Проблема метода научного познания в философии

Ф.Бэкона и Р.Декарта

Английский ученый Ф.Бэкон (1561-1626) был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте.

Эмпиризм (от греч. еmperia – опыт)  – философское направление, признающее чувственный опыт  главным или даже единственным источником знаний.

На пути к достижению истинного объективного знания стоят субъективные помехи – «идолы» - «призраки» - предрассудки в сознании человека.

«Идолы пещеры»  -  связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом.

«Идолы театра» - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения исследовать природу.

«Идолы площади» - общение людей, предполагающее использование языка.

«Идолы рода» - самые опасные, т.к. они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и, особенно в  разуме, и освободиться от них всегда труднее.

В своем труде «Новый органон»(1620) он разработал индуктивный метод, в котором мысль двигается от частного к общему. (До него со времен Аристотеля господствовал дедуктивный метод – «от общего – к частному»).

Истинная индукция позволяет на основе исследования отдельных случаев переходить к общим заключениям.

Другим путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел французский философ Р.Декарт (1598-1650). Он считается основоположником рационализма. Его труд – «Рассуждения о методе».

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, независимость разума от чувственных восприятий.

Его тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В процессе познания исключительную роль Декарт отвел дедукции.

Основная черта философского мировоззрения Р.Декарта – дуализм души и тела. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала:

  1.  Нематериальное (мышление)
  2.  Материальное (протяжение).

Эмпиризм Ф.Бэкона продолжил Т.Гоббс (1588-1679): источником всякого знания является опыт.

Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ, как и Декарт, был убежденным рационалистом. Но, в отличие от Декарта, он создает монистическую философскую систему.

В его системе существует только одна субстанция, которую Спиноза называет: «Бог, или природа, или субстанция» (пантеизм). Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), это значит, что причину существования субстанции нужно искать не вне субстанции, а в ней самой. Тем самым Спиноза отвергает то, что в средние века получило название «космологического доказательства бытия божьего».

Лейбниц (1646-1716). Учению Спинозы о единой субстанции немецкий философ Лейбниц противопоставил учение о множественности субстанций (плюрализм).  Самостоятельно существующие субстанции Лейбниц называл монадами (в переводе с греч. – «единое», «единица»).

Плюралистическая по форме, философская система Лейбница была идеалистической по существу.

Свою концепцию наиболее полно Лейбниц изложил в «Монадологии». Каждая монада – самостоятельная духовная сущность, обладающая активностью, самодвижением. Их бесконечное множество и связывает их  между собой предустановленная гармония, исходящая от Бога.

Философия Просвещения XVIII в

XVIIIв. – эпоха Просвещения, распространение научного знания вширь; значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой.

Одной из важнейших характеристик философии  этого периода является рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что источником познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму, придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место опыт.

Представители Просвещения:

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Юм (Англия);

Бойль, Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро (Франция);

Вольф, Лессинг, Кант (Германия);

Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский – (Россия);

Т.Джефферсон, Б.Франклин – (США).

 

Просвещение формируется как идеологическое движение, носящее в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от тупиков и нелепостей традиций, освобождение от оков невежества, суеверий, мифов, угнетения.

Культ разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира.

Отсюда –  сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности.

Просвещение – оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия, целиком посвятившая себя прогрессу.

В общем потоке Просвещения есть атеистическое и материалистическое течения. Однако Просвещение пронизано деизмом, иными словами, рациональной, естественной светской религиозностью, с которой соединяются светская, мирская мораль.

Французский материализм XVIIIв.

Представители: Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри.

Характерные черты материализма:

- механистический;

- метафизический;

- идеалистическое понимание общественной жизни;

-воинствующий атеизм.

  1.  Французские материалисты разработали учение о закономерном характере природы. Они утверждали неразрывную связь материи и движения.
  2.  Французские материалисты, хотя и остались механицистами, признавали и другие виды движения (химическое, биологическое).
  3.  Если в материализме XVIIв существовало противопоставление сенсуализма и рационализма, то французские материалисты попытались соединить чувственное познание и мышление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31059. Воспалительные поражения (сиалоадениты) слюнных желез 22.43 KB
  Сиалоаденит может быть самостоятельным первичным но чаще является осложнением или существенным проявлением какоголибо другого заболевания вторичный сиалоаденит. По течению выделяют острый и хронический сиалоаденит. По этиологии выделяют вирусный бактериальный грибковый сиалоаденит.
31060. Эпидемический паротит (свинка) 14.68 KB
  Входными воротами являются слизистые оболочки полости рта носа глотки с развитием последующей вирусемии и фиксацией вируса в слюнных и других железах. В слюнных железах вирус размножается и отсюда выделяется со слюной.
31061. Поздние осложнения диабета 17.57 KB
  Наличием диабета обусловлена высокая частота инфарктов миокарда инсультов и случаев гангрены пальцев ног или стопы. Установлено что рядом с геном кодирующим синтез инсулина расположен участок ДНК Uаллель постоянный генетический маркер предрасположенности к атеросклерозу не только у больных диабетом I и II типов но также и у лиц без диабета. Однако у больных диабетом наследственная предрасположенность к атеросклерозу реализуется чаще чем у лиц без диабета.
31062. Цитомегаловирусный сиалоаденит 14.33 KB
  При локализованной форме чаще поражаются околоушные железы где вирус фиксируется в ацинарных и протоковых клетках и может существовать в виде латентной инфекции. Макроскопически слюнные железы увеличены. В исходе локализованной формы цитомегаловирусного сиалоаденита как правило в той или иной степени развивается склероз слюнной железы.
31063. Атоиммунные поражения при ревматических болезнях, активном хроническом вирусном гепатите и струме Хашимото, синдроме Шегрена и синдроме Микулича (сухой синдром) 15.9 KB
  Особую группу заболеваний слюнных желез составляют аутоиммунные поражения при ревматических болезнях активном хроническом вирусном гепатите и струме Хашимото синдроме Шегрена и синдроме Микулича сухой синдром. Для сухого синдрома Шегрена характерно поражение всех слюнных желез что сопровождается ксеростомией сухость слизистой оболочки рта слезных желез с развитием ксерофтальмии и суставов с формированием полиартрита. Для синдрома Микулича характерно поражение больших и малых слюнных желез и слезных желез которые увеличиваются и...
31064. Кисты слюнных желез 14.87 KB
  Кисты слюнных желез. Кисты чаще развиваются в малых слюнных железах. Различают ретенционные и слизистые кисты. Микроскопически стенка кисты представлена соединительной тканью выстлана уплощенным эпителием.
31065. Реактивные опухолеподобные поражения слюнных желез 14.91 KB
  К реактивным опухолеподобным поражениям слюнных желез относят: доброкачественное лимфоэпителиальное поражение сиалоз онкоцитоз некротизирующую сиалометаплазию. Эти поражения проявляются увеличением в размерах слюнных желез чаще околоушных и имеют сходную клиническую картину с опухолями. Функциональная роль онкоцитов в слюнных железах а также в некоторых других органах щитовидная и околощитовидная железы окончательно не определена.
31066. АДЕНОМЫ 21.28 KB
  Значительное присутствие разбросанных миоэпителиальных клеток анастомозирующих между собой можно отметить только среди миксоидноro компонента опухоли не имеющего никакого отношения к строме. В этих двух разновидностях плеоморфной аденомы можно выделить три типа эпителиальных клеток. Первая группа клеток мелкими клетками с гиперхромными ядрами. Второй тип клеток светлыми клетками овальной или округлой формы они образуют мелкие и крупные комплексы или альвеолярные структуры.
31067. КАРЦИНОМЫ (раки) 28.86 KB
  Эпителиально-миоэпителиальная карцинома ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ОПУХОЛИ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ КАРЦИНОМЫ ИЛИ РАКИ Мукоэпидермоидный рак. Чаще всего в ткани опухоли хорошо заметны множественные кисты. И при этом малоподвижные опухоли плотной консистенции обычно оказываются низкодифференцированными при микроскопическом исследовании. Встречаются также многоузелковые опухоли узлы обычно спаяны между собой и имеют плотную консистенцию.