10592

Философия Возрождения: антропоцентризм (XV –XVI вв.)

Реферат

Логика и философия

Философия Возрождения: антропоцентризм XV –XVI вв. С XV века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур техническими открытиями и нововведениями самопрялка ткацкий станок водяное к...

Русский

2013-03-29

50 KB

1 чел.

Философия Возрождения: антропоцентризм (XV –XVI вв.)

С XV  века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур, техническими открытиями  и нововведениями (самопрялка, ткацкий станок, водяное колесо, огнестрельное оружие, компас, книгопечатание). Это период первоначального накопления капитала.

Как следствие – изменения в умонастроениях, Процесс секуляризации – освобождение от религии.

Новая эпоха осознает себя как возрождение  античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идеи и само название – Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло себя средневекому христианству.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое, поскольку в центре его внимания оказывается человек.

Если в центре внимания:

античности – природно-космическая жизнь (космоцентризм),

средневековья – бог и связанная с ней идея спасения (теоцентризм),то  Возрождения – человек (антропоцентризм). Человек здесь не просто природное существо, он творец самого себя.

В античности –человек- существо природное, природа – владычица человека

В средние века – человек – божья тварь;

Возрождение – человек – творец самого себя, он господин над всей природой.

Отношение к труду:

В античности – созерцание выше деятельности;

В средние века – труд – искупление за грехи;

Возрождение – творческий характер деятельности.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, ориентация на искусство. Эта эпоха по  преимуществу художественно-эстетическая (Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль).

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.

Натурфилософия – учение о природе, освобожденное от подчинения теологическим умозрениям.

 Переходные формы к материализму:

Пантеизмфилософское учение о растворении бога в природе (Спиноза, Бруно).

Деизм – философское учение о божественном первотолчке (Ньютон, Галилей).

Лекция на тему:  Новое время: союз философии и науки

XVII век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства,  пришедшего на смену ремесленному труду. Развитие нового буржуазного общества порождает  изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика.

Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии этого периода  выходят проблемы теории познания – гносеологии, и в первую очередь – проблема метода научного познания.

Проблема метода научного познания в философии

Ф.Бэкона и Р.Декарта

Английский ученый Ф.Бэкон (1561-1626) был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте.

Эмпиризм (от греч. еmperia – опыт)  – философское направление, признающее чувственный опыт  главным или даже единственным источником знаний.

На пути к достижению истинного объективного знания стоят субъективные помехи – «идолы» - «призраки» - предрассудки в сознании человека.

«Идолы пещеры»  -  связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом.

«Идолы театра» - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения исследовать природу.

«Идолы площади» - общение людей, предполагающее использование языка.

«Идолы рода» - самые опасные, т.к. они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и, особенно в  разуме, и освободиться от них всегда труднее.

В своем труде «Новый органон»(1620) он разработал индуктивный метод, в котором мысль двигается от частного к общему. (До него со времен Аристотеля господствовал дедуктивный метод – «от общего – к частному»).

Истинная индукция позволяет на основе исследования отдельных случаев переходить к общим заключениям.

Другим путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел французский философ Р.Декарт (1598-1650). Он считается основоположником рационализма. Его труд – «Рассуждения о методе».

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, независимость разума от чувственных восприятий.

Его тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В процессе познания исключительную роль Декарт отвел дедукции.

Основная черта философского мировоззрения Р.Декарта – дуализм души и тела. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала:

  1.  Нематериальное (мышление)
  2.  Материальное (протяжение).

Эмпиризм Ф.Бэкона продолжил Т.Гоббс (1588-1679): источником всякого знания является опыт.

Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ, как и Декарт, был убежденным рационалистом. Но, в отличие от Декарта, он создает монистическую философскую систему.

В его системе существует только одна субстанция, которую Спиноза называет: «Бог, или природа, или субстанция» (пантеизм). Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), это значит, что причину существования субстанции нужно искать не вне субстанции, а в ней самой. Тем самым Спиноза отвергает то, что в средние века получило название «космологического доказательства бытия божьего».

Лейбниц (1646-1716). Учению Спинозы о единой субстанции немецкий философ Лейбниц противопоставил учение о множественности субстанций (плюрализм).  Самостоятельно существующие субстанции Лейбниц называл монадами (в переводе с греч. – «единое», «единица»).

Плюралистическая по форме, философская система Лейбница была идеалистической по существу.

Свою концепцию наиболее полно Лейбниц изложил в «Монадологии». Каждая монада – самостоятельная духовная сущность, обладающая активностью, самодвижением. Их бесконечное множество и связывает их  между собой предустановленная гармония, исходящая от Бога.

Философия Просвещения XVIII в

XVIIIв. – эпоха Просвещения, распространение научного знания вширь; значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой.

Одной из важнейших характеристик философии  этого периода является рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что источником познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму, придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место опыт.

Представители Просвещения:

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Юм (Англия);

Бойль, Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро (Франция);

Вольф, Лессинг, Кант (Германия);

Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский – (Россия);

Т.Джефферсон, Б.Франклин – (США).

 

Просвещение формируется как идеологическое движение, носящее в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от тупиков и нелепостей традиций, освобождение от оков невежества, суеверий, мифов, угнетения.

Культ разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира.

Отсюда –  сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности.

Просвещение – оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия, целиком посвятившая себя прогрессу.

В общем потоке Просвещения есть атеистическое и материалистическое течения. Однако Просвещение пронизано деизмом, иными словами, рациональной, естественной светской религиозностью, с которой соединяются светская, мирская мораль.

Французский материализм XVIIIв.

Представители: Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри.

Характерные черты материализма:

- механистический;

- метафизический;

- идеалистическое понимание общественной жизни;

-воинствующий атеизм.

  1.  Французские материалисты разработали учение о закономерном характере природы. Они утверждали неразрывную связь материи и движения.
  2.  Французские материалисты, хотя и остались механицистами, признавали и другие виды движения (химическое, биологическое).
  3.  Если в материализме XVIIв существовало противопоставление сенсуализма и рационализма, то французские материалисты попытались соединить чувственное познание и мышление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60156. Біологічна інтелектуальна гра «Зоряний час» 77 KB
  Перші 3 тури складаються з запитань завдань на які пропонується 4 варіанти відповідей із яких ви вибираєте правильну і відповідь на запитання даєте за допомогою карточки з відповідною цифрою. Право на відповідь мають і основний учасник та його помічник.
60158. Конкурс «Кмітливих, веселих та розумних математиків» 141.5 KB
  Отже розпочинаємо наш конкурс Кмітливих веселих та розумних математиків 1 завдання конкурсу: Математичні розвідники 10 хвилин В далеку давнину люди складали прислів’я та приказки які дойшли і нині до нас. 2 завдання конкурсу...
60159. «Усе в твоїх руках…» Проект з основ здоров’я 100.5 KB
  Навчальний план проекту з основ здоров’я для учнів 4 класу Тема проекту: Усе в твоїх руках Ключове питання: Чи впливає характер людини на її здоров’я Тематичні питання: Чи справді наше здоров’я у наших руках Для здоров’я краще...
60160. День книги 208 KB
  Посещение библиотеки в день книги Учащиеся заранее готовились к этому дню: учили стихотворения готовили рассказы о своей любимой книге и произведении помогали в подготовке книжной выставки а также выставки книжек-самоделок подготовили загадки о природе природных явлениях.
60161. Прощавай, початкова школо 1012.33 KB
  На вулиці зеленіє розкішним, буйним цвітом весна. Сонце голубить нас своїм золотим промінням. Новий день обіцяє незнайоме життя. Час змінює все, що оточує нас, це довгий шлях нелегкий та мінливий.
60162. Твоє життя – твій вибір 108.5 KB
  МЕТА: поглиблення знань учнів про шкідливість тютюнопаління, алкоголю, наркотиків; формування у них об’єктивних поглядів на це соціальне зло; виховання здорового способу життя.
60163. Література бароко, класицизму, просвітництва 39.5 KB
  Мета: узагальнити вивчений матеріал, повторити найважливіші літературні твори зазначених напрямів, розвивати логічне мислення, навички роботи у групі, вміння чітко аргументувати свій вибір, сприяти підвищенню інтересу до вивчення літератури.
60164. Сценарий к 8 марта «Самой любимой и родной мамочке» 3.82 MB
  Милых мам и бабушек в этот светлый день Поздравлять и радовать никому не лень. Все вокруг стараются им цветы дарить, Поздравленья разные чаще говорить. (2 раза) Все преображается в этот день кругом, Женскими улыбками полон каждый дом.