10592

Философия Возрождения: антропоцентризм (XV –XVI вв.)

Реферат

Логика и философия

Философия Возрождения: антропоцентризм XV –XVI вв. С XV века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур техническими открытиями и нововведениями самопрялка ткацкий станок водяное к...

Русский

2013-03-29

50 KB

0 чел.

Философия Возрождения: антропоцентризм (XV –XVI вв.)

С XV  века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур, техническими открытиями  и нововведениями (самопрялка, ткацкий станок, водяное колесо, огнестрельное оружие, компас, книгопечатание). Это период первоначального накопления капитала.

Как следствие – изменения в умонастроениях, Процесс секуляризации – освобождение от религии.

Новая эпоха осознает себя как возрождение  античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идеи и само название – Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло себя средневекому христианству.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое, поскольку в центре его внимания оказывается человек.

Если в центре внимания:

античности – природно-космическая жизнь (космоцентризм),

средневековья – бог и связанная с ней идея спасения (теоцентризм),то  Возрождения – человек (антропоцентризм). Человек здесь не просто природное существо, он творец самого себя.

В античности –человек- существо природное, природа – владычица человека

В средние века – человек – божья тварь;

Возрождение – человек – творец самого себя, он господин над всей природой.

Отношение к труду:

В античности – созерцание выше деятельности;

В средние века – труд – искупление за грехи;

Возрождение – творческий характер деятельности.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, ориентация на искусство. Эта эпоха по  преимуществу художественно-эстетическая (Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль).

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.

Натурфилософия – учение о природе, освобожденное от подчинения теологическим умозрениям.

 Переходные формы к материализму:

Пантеизмфилософское учение о растворении бога в природе (Спиноза, Бруно).

Деизм – философское учение о божественном первотолчке (Ньютон, Галилей).

Лекция на тему:  Новое время: союз философии и науки

XVII век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства,  пришедшего на смену ремесленному труду. Развитие нового буржуазного общества порождает  изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика.

Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии этого периода  выходят проблемы теории познания – гносеологии, и в первую очередь – проблема метода научного познания.

Проблема метода научного познания в философии

Ф.Бэкона и Р.Декарта

Английский ученый Ф.Бэкон (1561-1626) был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте.

Эмпиризм (от греч. еmperia – опыт)  – философское направление, признающее чувственный опыт  главным или даже единственным источником знаний.

На пути к достижению истинного объективного знания стоят субъективные помехи – «идолы» - «призраки» - предрассудки в сознании человека.

«Идолы пещеры»  -  связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом.

«Идолы театра» - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения исследовать природу.

«Идолы площади» - общение людей, предполагающее использование языка.

«Идолы рода» - самые опасные, т.к. они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и, особенно в  разуме, и освободиться от них всегда труднее.

В своем труде «Новый органон»(1620) он разработал индуктивный метод, в котором мысль двигается от частного к общему. (До него со времен Аристотеля господствовал дедуктивный метод – «от общего – к частному»).

Истинная индукция позволяет на основе исследования отдельных случаев переходить к общим заключениям.

Другим путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел французский философ Р.Декарт (1598-1650). Он считается основоположником рационализма. Его труд – «Рассуждения о методе».

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, независимость разума от чувственных восприятий.

Его тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В процессе познания исключительную роль Декарт отвел дедукции.

Основная черта философского мировоззрения Р.Декарта – дуализм души и тела. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала:

  1.  Нематериальное (мышление)
  2.  Материальное (протяжение).

Эмпиризм Ф.Бэкона продолжил Т.Гоббс (1588-1679): источником всякого знания является опыт.

Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ, как и Декарт, был убежденным рационалистом. Но, в отличие от Декарта, он создает монистическую философскую систему.

В его системе существует только одна субстанция, которую Спиноза называет: «Бог, или природа, или субстанция» (пантеизм). Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), это значит, что причину существования субстанции нужно искать не вне субстанции, а в ней самой. Тем самым Спиноза отвергает то, что в средние века получило название «космологического доказательства бытия божьего».

Лейбниц (1646-1716). Учению Спинозы о единой субстанции немецкий философ Лейбниц противопоставил учение о множественности субстанций (плюрализм).  Самостоятельно существующие субстанции Лейбниц называл монадами (в переводе с греч. – «единое», «единица»).

Плюралистическая по форме, философская система Лейбница была идеалистической по существу.

Свою концепцию наиболее полно Лейбниц изложил в «Монадологии». Каждая монада – самостоятельная духовная сущность, обладающая активностью, самодвижением. Их бесконечное множество и связывает их  между собой предустановленная гармония, исходящая от Бога.

Философия Просвещения XVIII в

XVIIIв. – эпоха Просвещения, распространение научного знания вширь; значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой.

Одной из важнейших характеристик философии  этого периода является рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что источником познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму, придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место опыт.

Представители Просвещения:

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Юм (Англия);

Бойль, Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро (Франция);

Вольф, Лессинг, Кант (Германия);

Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский – (Россия);

Т.Джефферсон, Б.Франклин – (США).

 

Просвещение формируется как идеологическое движение, носящее в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от тупиков и нелепостей традиций, освобождение от оков невежества, суеверий, мифов, угнетения.

Культ разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира.

Отсюда –  сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности.

Просвещение – оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия, целиком посвятившая себя прогрессу.

В общем потоке Просвещения есть атеистическое и материалистическое течения. Однако Просвещение пронизано деизмом, иными словами, рациональной, естественной светской религиозностью, с которой соединяются светская, мирская мораль.

Французский материализм XVIIIв.

Представители: Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри.

Характерные черты материализма:

- механистический;

- метафизический;

- идеалистическое понимание общественной жизни;

-воинствующий атеизм.

  1.  Французские материалисты разработали учение о закономерном характере природы. Они утверждали неразрывную связь материи и движения.
  2.  Французские материалисты, хотя и остались механицистами, признавали и другие виды движения (химическое, биологическое).
  3.  Если в материализме XVIIв существовало противопоставление сенсуализма и рационализма, то французские материалисты попытались соединить чувственное познание и мышление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65953. Возникновение рыночной экономики и ее инфраструктуры. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны 42 KB
  Рынок это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами производителями и покупателями потребителями опосредуемых через спрос и предложение. Рынок выполняет многообразные функции в которых раскрываются его сущность и роль в экономической системе...
65954. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ 38.5 KB
  При всем многообразии национального и мирового кризиса главный кризис который переживает сегодня Россия это кризис национальной идентичности т. Довольно туманная деятельность государства в сфере миграции и в целом национальной политике содействовала тому что национальный вопрос...
65956. Потребности и производство 39 KB
  Почему люди трудятся для чего создают производство Потому что к этому их побуждают разнообразные потребности. Многообразные потребности могут быть классифицированы и объединены в отдельные группы по разным основаниям.
65957. Совершенствование кадровой политики ОАО «Ивановский хлебозавод № 4» 414.5 KB
  Кадровая политика предприятия является одним из эффективных способов преодоления дефицита кадров. Так, представители бизнеса и образования всё больше говорят о необходимости внедрения института наставничества, когда предприятия берут шефство над ВУЗами,
65959. Рынок земли. Спрос на землю, ее предложение, их динамика. Цена земли: факторы, влияющие на нее 32.5 KB
  Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала земля неподвижна. Возможности расширения сельскохозяйственных площадей весьма незначительны. В большинстве стран наблюдается тенденция к сокращению...