10593

Немецкая классическая философия во второй половине XVIII века

Реферат

Логика и философия

Немецкая классическая философия В Германии во второй половине XVIII века сформировалось новое направление немецкая классическая философия. Ее представители: Кант –дуалист Фихте субъективный идеалист Шеллинг объективный идеалист Гегель – объективный идеали

Русский

2015-01-16

56 KB

3 чел.

Немецкая классическая философия

В Германии во второй половине XVIII века сформировалось новое направление – немецкая классическая философия. Ее представители:

Кант – дуалист

Фихте – субъективный идеалист

Шеллинг – объективный идеалист

Гегель – объективный идеалист

Фейербах - материалист

В отличие от французский материалистов, которые все принадлежали к одному направлению, немецкая классическая философия объединяла в своих рядах философов, принадлежавших к различным направлениям.

Родоначальником немецкой классической философии является

И.Кант (1724-1804)

 В его творчестве выделяют два периода:

  1.  «докритический» (до 1770 г.) и
  2.   «критический».

В «докритический» период Кант занимался естественнонаучными проблемами, написал книгу «Всеобщая естественная история и теория Неба» (1755), в которой выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманностей (гипотеза Канта-Лапласа).

В «критический» период занялся философскими проблемами, опубликовал три книги:

  1.  «Критика чистого разума» (1781),
  2.  «Критика практического разума» (1788),
  3.  «Критика способности суждения» (1790).

Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии. Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем.

В средневековой философии и  философии  эпохи Возрождения центральной частью философских систем является учение о бытии – онтологии. В философии Нового времени занимались вопросами теории познания – гносеологии. Однако в центральной проблеме гносеологии – взаимодействии объекта и субъекта – докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания.

Кант же делает предметом философии специфику познающего субъекта. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня:

а) эмпирический (опытный) – индивидуально-психологические особенности человека;

б) трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта) – надындивидуальное начало в человеке.

Кант пытается преодолеть с помощью своей трансцендентальной философии как эмпиризм (Локк, Юм), так рационализм (Декарт).

Кант признает существование материальных вещей – «вещей в себе», но считает, что они непознаваемы. Кант – агностик. От агностицизма Кант переходит к идеализму.

Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. ценностные, включая веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта:

  1.  «Что я могу знать?»
  2.  «На что я смогу надеяться?»
  3.  «Что я должен делать?»

На первый вопрос отвечает философия, на второй – религия, на третий – мораль.

Кантовское учение о морали является этикой моральной воли.

Кантовская этика моральной воли является этикой долга. Кант говорит, что моральные убеждения предполагают способность действовать вопреки удовольствию, из чувства долга.

Категорический императив Канта:

«Поступай согласно такому принципу, руководствуясь которым ты в то же время можешь пожелать, чтобы он стал всеобщим законом».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) –

вершина немецкой классической философии

Гегель – объективный идеалист. Основа всего у него – Абсолютная Идея, существующая объективно – Бог. 

Идея воплощается в природе, природа есть инобытие Идеи, та же  Идея, уходя из природы, воплощается в Духе.

                                      Идея – Природа – Дух

Учение об Идее – в книге «Наука логики»

Учение о природе – в книге «Философия природы»

Учение о духе – в книге «Феноменология духа»

 Рациональное зерно в учении Гегеля – его диалектика

Гегель сформулировал основные законы диалектики6

  1.  Закон единства и борьбы противоположностей,
  2.  Закон перехода количественных изменений в качественные,
  3.  Закон отрицания отрицания.

По Гегелю, всякое развитие протекает по трехстадийной схеме:

Тезис – базовое положение

Антитезис – первое отрицание

Синтез – второе отрицание(отрицание отрицания)

Стадия синтеза как бы примиряет между собой тезис и антитезис, преодолевая их противоположность и сохраняя в себе обе названные стадии в высшем, гармонизирующем единстве. Эту трехстадийную схему развития Гегель поясняет с помощью  примера: почка – цветок – плод.

Любое понятие, любое явление природы, общества, духовной жизни проходит, по мнению Гегеля, такой трехстадийный цикл развития.

Гегель не был до конца последовательным: у него было противоречие: метод Гегеля допускает всеобщее и бесконечное развитие, а его система дает предел этому бесконечному развитию.

Общий вывод гегелевской философии  состоит в признании разумности мира: «Все действительное разумно, все разумное действительно».

Исходя из своей концепции,  Гегель устанавливает вполне определенный критерий общественного прогресса, на основании которого он строит свою периодизацию всемирной истории. Человечество, развиваясь, постепенно приходит все к более глубокому пониманию свободы.

Людвиг Фейербах (1804-1872)- один из учеников Гегеля.

  1.  Он подверг резкой критике идеализм Гегеля.
  2.  Но, к сожалению, он не понял его диалектику.
  3.  Философская система Фейербаха – антропологический материализм.
  4.  Фейербах был метафизиком.
  5.  Он критиковал ортодоксальную традиционную религию, т.к. она дает слабое утешение человеку, но она должна дать осознание своих возможностей.

Диалектика Гегеля и материализм Фейербаха послужили

теоретическим источником марксизма.

Философия марксизма

Еще в 1962 году мексиканский философ Х.Гаос писал: «С марксизмом произойдет то же самое, что и с любым другим великим историческим учением. В начале презираемый и гонимы своими противниками, затем высоко возносимый своими сторонниками, справедливую оценку он получит лишь тогда, когда утратит свою актуальность»

Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX века.

Созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом диалектико-материалистическая философия опиралась на предпосылки философского, социологического и естественнонаучного характера.

  •  Философские: немецкая классическая философия (идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха). Эти учения были переосмыслены и переработаны Марксом и Энгельсом на новом фактическом материале.
  •  Социологические: английская политэкономия (Д.Рикардо, А.Смит); французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
  •  Естественнонаучные: а) открытие клетки;

        б) открытие закона сохранения и превращения вещества;  

        в) эволюционная теория Ч.Дарвина.

В 1844 году К.Маркс и Ф.Энгельс начали совместную разработку нового философского учения. В совместной работе «Манифест Коммунистической партии» и в  произведении К.Маркса «Нищета философии» (1847) впервые были последовательно  изложены  идеи диалектико-материалистического мировоззрения.

Они ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. (До Маркса господствовал идеалистический взгляд на развитие общества).

Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ – народных масс – в общественном развитии, и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ.

По Марксу, в производстве люди совершают наиболее важное и существенное – творят историю, изменяя окружающий мир и себя самих.

Для изложения свой концепции Маркс использовал такие категории, как «способ производства», «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «общественное бытие», «общественное сознание».

Излагая материалистическое понимание истории, Маркс представил развитие общества как объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей.

Излагая сущность материалистического понимания истории, К.Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.  Не сознание людей  определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Достоинства марксизма

Ценность марксизма – в его методологии, что выдержало проверку временем.

Из этого следуют следующие принципы:

  •  Значение форм собственности для стимулирования труда;
  •  Роль экономики в жизни общества;
  •  Взаимодействие экономики и политики;
  •  Связь идей и интересов;
  •  Наличие объективных законов, которые нельзя нарушать
  •  Новое соотношение теории и практики.

Идея практики была переворотом в материалистической картине мира.

Слабые места в марксизме, от которых мы должны отказаться:

  •  Самая главная нереалистическая компонента марксизма – надежда на создание общества без товарно-денежных отношений.
  •  Учение о классах гипертрофировано. Следствие этого:

а) упрощение природы и сущности эксплуатации;

б) схематизм в делении общества на угнетенные и господствующие классы;

в) преувеличение и апология социальных революций;

г) выделение классов в качестве основных признаков формации;

д) характеристика государства как тотально-классового института и т.д.

  •  Формационный подход является вполне  реальным, но нельзя его рассматривать как единственно возможный; вполне допустимо его дополнить цивилизационным, признающим вариативность исторического процесса, неповторимость.
  •  Понимание сущности человека как совокупности общественных отношений. Отсюда: обезличенность, бессубъектный анализ.
  •  Положение об общем кризисе капитализма не подтвердилось историческим опытом.
  •  Вывод Маркса и Энгельса об особой «мессианской» роли пролетариата;
  •  Вывод о научности идеологии, «если она стоит на позициях передового  класса» оказался также неверным;
  •  Мифологизм и утопизм. «Прошлое и настоящее не имеет цены, прекрасно только будущее».

Вступление общества в фазу эволюции и утрата пролетариатом ведущей роли является решающим фактором в кризисе марксистско-ленинской философии.

Марксистская концепция исторического процесса с предсказанием неминуемого краха капитализма не подтвердилась.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77296. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ НАУЧНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ 3.19 MB
  Универсальные и специализированные системы визуализации. Примеры специализированных систем научной визуализации. Система визуализации модели анализа загрязнения окружающей среды
77297. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРА ПРИСУТСТВИЯ В СРЕДАХ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 719 KB
  Присутствие является одним из основных факторов при изучении и проектировании сред виртуальной реальности. Дело в том что полноценное присутствие переживаемое как ощущение своего пребывания там в созданной компьютером реальности кажется очень похожим на измененное состояние сознания ИСС. Данная система на базе среды виртуальной реальности была создана в Джорджийском Технологическом Институте Атланта США с целью изучения социального поведения горилл с помощью моделирования их поведения участниками экспериментов...
77298. ПСИХОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРАБОТКИ МАССОВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ 39 KB
  Теория деятельности связана прежде всего с именами Леонтьева и Рубинштейна. При анализе деятельности предшествующем проектированию интерфейса необходимы выявление целей деятельности способов достижения той или иной цели установление уровня понимания этой цели работником определение его мотивов. Согласно теории деятельности устанавливается иерархия: деятельность осознанные действия операции. Деятельностный подход к проектированию человеко-компьютерного взаимодействия предполагает анализ поставленной задачи и описание деятельности...
77299. К поиску психологических оснований изучения человеко-компьютерного взаимодействия 25 KB
  Рассмотрим в качестве примера проблемы возникающие в связи с использованием средств виртуальной реальности для создания специализированных систем научной визуализации. Зачастую понятие виртуальной реальности в СМИ и даже частично в научной литературе используется в смысле любого порождения современных компьютерных программ – игр интернета и пр. Наиболее изученным является применение виртуальной реальности в обучающих целях когда среда виртуальной реальности используется в качестве тренажера на котором отрабатываются необходимые в...
77300. Некоторые методы многомерной визуализации 835.5 KB
  Однако если результат есть многомерное множество то в настоящее время нет ответа на вопрос как в общем случае получать визуальное представление множества для понимания его структуры. Как правило в каждой конкретной задаче исследователя интересует вполне конкретная информация о структуре численно полученного им множества M. С другой стороны исследователь часто знает априорные данные о строении множества. Поэтому есть надежда что можно разработать конкретный метод представления многомерного множества с помощью которого исследователь был бы...
77301. О Создании Методов Многомерной Визуализации 622 KB
  Перевалов Институт Математики и Механики УрО РАН Екатеринбург АННОТАЦИЯ Работа посвящена теории и практике многомерной визуализации. Разработана классификация методов визуальных представлений изложены принципы создания сложных систем многомерной визуализации. Большое внимание уделено проблемам и рекомендациям по взаимодействию разработчика системы визуализации и конечным пользователем системы.
77303. RESEARCH OF VIRTUAL REALITY USERS 17.5 KB
  The min fctor distinguishing virtul relity from trditionl threedimensionl computer grphics is the stte of presence. First of ll there re questions bout the impct of presence on mentl ctivity. Will presence distrct the user from the ctul tsk We lso need to know if the presence could be chieved t ll when working with bstrct dt. Will the user be ble to interct with the environment.
77304. ACTIVITY THEORY IN PRACTICE OF DESIGN AND DEVELOPMENT OF HUMAN-COMPUTER INTERFACES 431 KB
  The paper is devoted to the design and development of “mass” and “professional” interfaces. The approach based on Activity Theory is considered. The example of the system with the interface based on Activity Theory approach is described.