10593

Немецкая классическая философия во второй половине XVIII века

Реферат

Логика и философия

Немецкая классическая философия В Германии во второй половине XVIII века сформировалось новое направление немецкая классическая философия. Ее представители: Кант –дуалист Фихте субъективный идеалист Шеллинг объективный идеалист Гегель – объективный идеали

Русский

2015-01-16

56 KB

3 чел.

Немецкая классическая философия

В Германии во второй половине XVIII века сформировалось новое направление – немецкая классическая философия. Ее представители:

Кант – дуалист

Фихте – субъективный идеалист

Шеллинг – объективный идеалист

Гегель – объективный идеалист

Фейербах - материалист

В отличие от французский материалистов, которые все принадлежали к одному направлению, немецкая классическая философия объединяла в своих рядах философов, принадлежавших к различным направлениям.

Родоначальником немецкой классической философии является

И.Кант (1724-1804)

 В его творчестве выделяют два периода:

  1.  «докритический» (до 1770 г.) и
  2.   «критический».

В «докритический» период Кант занимался естественнонаучными проблемами, написал книгу «Всеобщая естественная история и теория Неба» (1755), в которой выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманностей (гипотеза Канта-Лапласа).

В «критический» период занялся философскими проблемами, опубликовал три книги:

  1.  «Критика чистого разума» (1781),
  2.  «Критика практического разума» (1788),
  3.  «Критика способности суждения» (1790).

Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии. Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем.

В средневековой философии и  философии  эпохи Возрождения центральной частью философских систем является учение о бытии – онтологии. В философии Нового времени занимались вопросами теории познания – гносеологии. Однако в центральной проблеме гносеологии – взаимодействии объекта и субъекта – докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания.

Кант же делает предметом философии специфику познающего субъекта. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня:

а) эмпирический (опытный) – индивидуально-психологические особенности человека;

б) трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта) – надындивидуальное начало в человеке.

Кант пытается преодолеть с помощью своей трансцендентальной философии как эмпиризм (Локк, Юм), так рационализм (Декарт).

Кант признает существование материальных вещей – «вещей в себе», но считает, что они непознаваемы. Кант – агностик. От агностицизма Кант переходит к идеализму.

Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. ценностные, включая веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта:

  1.  «Что я могу знать?»
  2.  «На что я смогу надеяться?»
  3.  «Что я должен делать?»

На первый вопрос отвечает философия, на второй – религия, на третий – мораль.

Кантовское учение о морали является этикой моральной воли.

Кантовская этика моральной воли является этикой долга. Кант говорит, что моральные убеждения предполагают способность действовать вопреки удовольствию, из чувства долга.

Категорический императив Канта:

«Поступай согласно такому принципу, руководствуясь которым ты в то же время можешь пожелать, чтобы он стал всеобщим законом».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) –

вершина немецкой классической философии

Гегель – объективный идеалист. Основа всего у него – Абсолютная Идея, существующая объективно – Бог. 

Идея воплощается в природе, природа есть инобытие Идеи, та же  Идея, уходя из природы, воплощается в Духе.

                                      Идея – Природа – Дух

Учение об Идее – в книге «Наука логики»

Учение о природе – в книге «Философия природы»

Учение о духе – в книге «Феноменология духа»

 Рациональное зерно в учении Гегеля – его диалектика

Гегель сформулировал основные законы диалектики6

  1.  Закон единства и борьбы противоположностей,
  2.  Закон перехода количественных изменений в качественные,
  3.  Закон отрицания отрицания.

По Гегелю, всякое развитие протекает по трехстадийной схеме:

Тезис – базовое положение

Антитезис – первое отрицание

Синтез – второе отрицание(отрицание отрицания)

Стадия синтеза как бы примиряет между собой тезис и антитезис, преодолевая их противоположность и сохраняя в себе обе названные стадии в высшем, гармонизирующем единстве. Эту трехстадийную схему развития Гегель поясняет с помощью  примера: почка – цветок – плод.

Любое понятие, любое явление природы, общества, духовной жизни проходит, по мнению Гегеля, такой трехстадийный цикл развития.

Гегель не был до конца последовательным: у него было противоречие: метод Гегеля допускает всеобщее и бесконечное развитие, а его система дает предел этому бесконечному развитию.

Общий вывод гегелевской философии  состоит в признании разумности мира: «Все действительное разумно, все разумное действительно».

Исходя из своей концепции,  Гегель устанавливает вполне определенный критерий общественного прогресса, на основании которого он строит свою периодизацию всемирной истории. Человечество, развиваясь, постепенно приходит все к более глубокому пониманию свободы.

Людвиг Фейербах (1804-1872)- один из учеников Гегеля.

  1.  Он подверг резкой критике идеализм Гегеля.
  2.  Но, к сожалению, он не понял его диалектику.
  3.  Философская система Фейербаха – антропологический материализм.
  4.  Фейербах был метафизиком.
  5.  Он критиковал ортодоксальную традиционную религию, т.к. она дает слабое утешение человеку, но она должна дать осознание своих возможностей.

Диалектика Гегеля и материализм Фейербаха послужили

теоретическим источником марксизма.

Философия марксизма

Еще в 1962 году мексиканский философ Х.Гаос писал: «С марксизмом произойдет то же самое, что и с любым другим великим историческим учением. В начале презираемый и гонимы своими противниками, затем высоко возносимый своими сторонниками, справедливую оценку он получит лишь тогда, когда утратит свою актуальность»

Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX века.

Созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом диалектико-материалистическая философия опиралась на предпосылки философского, социологического и естественнонаучного характера.

  •  Философские: немецкая классическая философия (идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха). Эти учения были переосмыслены и переработаны Марксом и Энгельсом на новом фактическом материале.
  •  Социологические: английская политэкономия (Д.Рикардо, А.Смит); французский утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
  •  Естественнонаучные: а) открытие клетки;

        б) открытие закона сохранения и превращения вещества;  

        в) эволюционная теория Ч.Дарвина.

В 1844 году К.Маркс и Ф.Энгельс начали совместную разработку нового философского учения. В совместной работе «Манифест Коммунистической партии» и в  произведении К.Маркса «Нищета философии» (1847) впервые были последовательно  изложены  идеи диалектико-материалистического мировоззрения.

Они ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. (До Маркса господствовал идеалистический взгляд на развитие общества).

Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ – народных масс – в общественном развитии, и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ.

По Марксу, в производстве люди совершают наиболее важное и существенное – творят историю, изменяя окружающий мир и себя самих.

Для изложения свой концепции Маркс использовал такие категории, как «способ производства», «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «общественное бытие», «общественное сознание».

Излагая материалистическое понимание истории, Маркс представил развитие общества как объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей.

Излагая сущность материалистического понимания истории, К.Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.  Не сознание людей  определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Достоинства марксизма

Ценность марксизма – в его методологии, что выдержало проверку временем.

Из этого следуют следующие принципы:

  •  Значение форм собственности для стимулирования труда;
  •  Роль экономики в жизни общества;
  •  Взаимодействие экономики и политики;
  •  Связь идей и интересов;
  •  Наличие объективных законов, которые нельзя нарушать
  •  Новое соотношение теории и практики.

Идея практики была переворотом в материалистической картине мира.

Слабые места в марксизме, от которых мы должны отказаться:

  •  Самая главная нереалистическая компонента марксизма – надежда на создание общества без товарно-денежных отношений.
  •  Учение о классах гипертрофировано. Следствие этого:

а) упрощение природы и сущности эксплуатации;

б) схематизм в делении общества на угнетенные и господствующие классы;

в) преувеличение и апология социальных революций;

г) выделение классов в качестве основных признаков формации;

д) характеристика государства как тотально-классового института и т.д.

  •  Формационный подход является вполне  реальным, но нельзя его рассматривать как единственно возможный; вполне допустимо его дополнить цивилизационным, признающим вариативность исторического процесса, неповторимость.
  •  Понимание сущности человека как совокупности общественных отношений. Отсюда: обезличенность, бессубъектный анализ.
  •  Положение об общем кризисе капитализма не подтвердилось историческим опытом.
  •  Вывод Маркса и Энгельса об особой «мессианской» роли пролетариата;
  •  Вывод о научности идеологии, «если она стоит на позициях передового  класса» оказался также неверным;
  •  Мифологизм и утопизм. «Прошлое и настоящее не имеет цены, прекрасно только будущее».

Вступление общества в фазу эволюции и утрата пролетариатом ведущей роли является решающим фактором в кризисе марксистско-ленинской философии.

Марксистская концепция исторического процесса с предсказанием неминуемого краха капитализма не подтвердилась.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48250. Морфологічні особливості офіційно-ділового стилю 172.5 KB
  Морфологічні особливості офіційноділового стилю Морфологічні форми офіційноділового стилю як і наукового є суворо нормативними а відступи від норм вважаються порушенням стильової однорідності. Із морфологічних засобів офіційноділового стилю найхарактернішими є: перевага іменників над дієсловами; широке використання віддієслівних іменників у певних жанрах зумовлене прагненням до узагальнення; перевага наказового способу дієслова над іншими категоріями дієслова; широке використання відіменних прийменників у реалізації стандарту;...
48251. Університетська освіта. Опорний конспект лекцій 595.5 KB
  030505 Управління персоналом та економіка праці Дніпропетровськ – 2011 Університетська освіта: Опорний конспект лекцій для студентів всіх форми навчання які навчаються за галуззю знань 0305 Економіка та підприємництво за напрямами підготовки 6. ECTS базується на трьох ключових елементах: на інформації стосовно навчальних програм і здобутків студентів на взаємній угоді між закладамипартнерами і студентом і використанні кридитів ECTS визначають навчальне навантаження для студентів. Перелік оцінок з предметів який показує...
48252. СИСТЕМА УПРАВЛІННЯ ПЕРСОНАЛОМ 539 KB
  Поняття менеджменту персоналу та його особливості. Рівень розвитку персоналу визначає конкурентні переваги організацій за умов ринкових трансформацій. У зв’язку з цим особливої актуальності для організацій набуває управління персоналом менеджмент персоналу щоб забезпечити ефективне та своєчасне виконання організаційних цілей та завдань. Менеджмент персоналу як складова загальної теорії управління спирається на різні наукові теорії які умовно можна поділити на : економічні ринок праці міжнародні відносини економічна інформація...
48253. УСТАТКУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ 4.07 MB
  Основи інженерного устаткування будівель у готельному та ресторанному господарстві Устаткування підприємств ресторанного господарства і торгівлі у готельному комплексі Механічне устаткування
48254. Анатомія та фізіологія людини 9.73 MB
  Знання будови тіла людини і пізнання сутності життєвих процесів на різних рівнях організації організму здавна цікавили учених-біологів, філософів та широкі верстви населення. Основними стимулами для розвитку цих знань були практичні потреби життя людей, зокрема потреби медицини. Потрібно було багато століть для того, щоб людство прийшло до сучасного рівня знань у таких галузях науки, як анатомія, фізіологія та гігієна людини.
48255. Господарське право. Курс лекцій. О.М. Вінник 1.84 MB
  У пропонованому курсі лекцій на підставі аналізу нормативно-правових актів. висвітлюються основні теми та інститути господарського права - як загальної частини (поняття господарського права, господарські правовідносини, господарське законодавство, субєкти господарських правовідносин, майнова основа господарювання, господарські зобовязання, господарсько-правова відповідальність, антимонополь-но-конкурентне регулювання, правове регулювання банкрутства), так і спеціальної частини (особливості правового регулювання певних видів господарських відносин: у сфері капітального будівництва, інноваційної, фінансової та біржової діяльності, агентських відносин, комерційної концесії, зовнішньоекономічної діяльності, іноземного інвестування, спеціальних режимів господарювання).
48256. ПЕДАГОГІКА. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 1.93 MB
  Виховання у вузькому педагогічному значенні цілеспрямована виховна діяльність педагога з метою досягнення конкретної мети в колективі учнів. Навчання – процес керівництва пізнавальною діяльністю учнів засвоєнням ними знань умінь і навичок. Воно завжди має двосторонній характер включає в себе і діяльність педагога викладання пояснення інструктування і діяльність учнів учіння засвоєння. Педагог учитель викладач інструктор викладає учням навчальний матеріал спонукає їх до учіння спрямовує й організовує їх пізнавальну...
48257. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН 83 KB
  Мультиферментные комплексы примеры биологическая роль. Микросомальная система оксидоредуктаз ее биологическая роль. Понятие биологическая роль. Роль кислорода.
48258. ОСОБЛИВОСТІ ПОБУДОВИ ПЛАНУ РАХУНКІВ НБУ 1.51 MB
  Перший її рівень представляє Національний банк України який відіграє роль центрального банку з характерними лише для нього функціями та операціями. Виходячи з цього Національним банком України розроблено два Плани рахунків: один для установ Національного банку України другий для комерційних банків. Безперервність діяльності банку вважається що банк постійно функціонує і продовжуватиме свою діяльність у майбутньому. Якщо реальна вартість продажу менша ніж залишкова вартість первісна вартість за мінусом зносу банку необхідно врахувати...