10594

Отечественная философия XIX - начала XX веков

Реферат

Логика и философия

Отечественная философия XIX начала XX веков Русская философия начинает свое существование с XIX века. Основная тема которая на протяжении почти целого столетия занимала умы русской интеллигенции – историческая судьба России ее прошлое настоящее и будущее ее историче...

Русский

2013-03-29

82.5 KB

45 чел.

Отечественная философия XIX - начала XX веков

Русская философия начинает свое существование с XIX века.

Основная тема, которая на протяжении почти целого столетия занимала умы русской интеллигенции – историческая судьба России, ее прошлое, настоящее и будущее, ее историческая миссия.

В 40-50 годах XIX века русская общественная и философская мысль разделилась на два направления: западничество и славянофильство.

Западники (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен) утверждали, что Россия должна использовать западноевропейский опыт для совершенствования материальной и духовной жизни российского общества.

Славянофилы (А.С.Хомяков, М.В.Киреевский, К.Аксаков) выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, отличного и в чем-то противоположного западноевропейскому.

В основе славянофильства лежит идея мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации, ибо именно православие сформировало те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме.

Во второй половине XIX века четко оформились два направления в русской философии:

  1.  Радикальное, или революционно-демократическое (Чернышевский, Плеханов);
  2.  Религиозно-идеалистическое (Соловьев, Бердяев).

  1.  Революционно-демократическое направление

Наиболее видными представителями первого направления были Чернышевский и Плеханов.

Н.Г.Чернышевский (1828-1889) был одним из идеологов русского крестьянского социализма. Он считал возможным минование Россией капитализма и переход непосредственно к социализму. Однако общинный социализм Чернышевского предполагал отбрасывание цивилизации и удержание России в первобытном состоянии.

Философия Чернышевского – антропологический материализм.

Г.В.Плеханов (1856-1918) – основоположник русского марксизма, сторонник монистического понимания истории. Идею Маркса об определяющей роли экономических отношений он корректировал путем выделения основания этих отношений в виде географической среды. Географическая среда, по его мнению, определяет характер производительных сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной надстройки.

В диалектическом материализме Плеханов принимал в качестве исходного начала материю, наделенную таким атрибутом, как протяженность (объект) и мышление (субъект). В теории  познания он совершал деление материи на «вещь в себе» и «чувственные впечатления» или «иероглифы». Диамат Плеханов сводил до уровня простого сенсуализма. Созданная Плехановым модель исторического материализма существенно отличалась от марксистского учения. Он не допускал мысли, что в России свершится революция, пока капитализм не наберет полной силы и пролетариат не составит большинство населения. Плеханов не внес ничего нового в методологию марксизма. В дальнейшем русский марксизм стал все больше сближаться с  народничеством и получил свое окончательное завершение в большевизме.

2) Религиозно-идеалистическое направление

Его особенности:

 

1) преимущественно религиозный, а порой религиозно-мистический, религиозно-символический характер.

 

В.С.Соловьев (1853-1900). Основные труды: «Чтения о Богочеловечестве», «Критика отвлеченных начал», «История и будущность теократии», «Оправдание добра», «Три разговора», «Жизненная драма Платона».

В его  работах в сложном сочетании представлены элементы эмпиризма, рационализма и мистицизма, философия превращается, по существу, в функцию религии.

Основная идея философии Соловьева – идея «всеединства», утверждающая единство различных форм бытия. Основа этого единства – в Боге. Замысел философии всеединства Соловьева заключается в том, чтобы подготовить человечество  к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет «Богочеловечество» (всемогущий человек).

Философия Соловьева по своему характеру является антропоцентрической. Человек – вершина творения.

2) Другая особенность русской философии начала ХХ века – ориентация на гуманитарное знание, литературу и искусство, на проблемы человека.

Н.А.Бердяев (1874-1948)  Основные труды: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Смысл истории», «Самопознание», «Истоки и смысл русского коммунизма».

 Один из видных последователей В.Соловьева. Как и  у других русских религиозных философов, у Бердяева преобладает ориентация на человека. Отсюда и своеобразный антропоцентризм и персонализм его философии. Человек поставлен им в центр бытия.

3) Третья особенность русской философии – русский космизм – учение, возникшее под влиянием нового естествознания(Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский).

Представители этого  течения на первое место выдвигали проблему единства человека с космосом, космической природы человека и соответствующего масштаба его деятельности.

В русском космизме представлены 2 тенденции:

 

1) религиозно-философская (Федоров, Соловьев)

2) естественнонаучный космизм (Умов, Циолковский)

 

Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении В.И.Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной.

Термин «ноосфера» предложен в 20-е годы ХХ века французскими учеными Э.Леруа и П.Тейяр де Шарденом для обозначения новой оболочки Земли, возникшей над биосферой и состоящей из духовной, мыслительной энергии, принадлежащей человечеству.

Западная философия второй половины XIX – начала  XX вв.

Г.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс явились представителями рационалистического направления европейской философии  XIX века. Противоположным ему направлением явился иррационализм, видными представителями которого были А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор и Ф.Ницше, противопоставившие тезису рационалистов о разумности мира противоположный тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля, инстинкты, страх и отчаяние.

Философский иррационализм – (от лат. – неразумный, бессознательный) – учение, умаляющее разумное начало, и признающее ведущую роль инстинкта, интуиции, слепой веры и т.п.

А.Шопенгауэр как основоположник современного европейского иррационализма

Первым философом, выступившим против философии Гегеля – оптимистического рационализма и диалектики, -  был А.Шопенгауэр (1788-1860). Он объявляет разум фикцией и на его место ставит волю. Свои взгляды он систематизировано  изложил в произведении «Мир как воля и представление». Он отбрасывает идею разумности мирового устройства.

В основе мира, по мнению Шопенгауэра, лежит не разум, а воля, которая, во-первых, независима от контроля со стороны разума; во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, Вселенную. Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют. Волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

Шопенгауэр – философ-пессимист. Вся жизнь, согласно Шопенгауэру, - сплошные разочарования и страдания. Счастье – это освобождение от страданий.

У каждого человека есть три высших блага жизни – здоровье, молодость и свобода. Пока они у нас есть, мы их не осознаем и не проникаемся их ценностью, а осознаем только тогда, когда их уже утратим, ибо, по Шопенгауэру, только отрицательные величины.

Философия Ф.Ницше

Ф.Ницше (1844-1900) – последователь А.Шопенгауэра. Выделяют три этапа в его творчестве:

1 этап – проходил в рамках осмысления идей античной культуры, творчества Р.Вагнера и философии А.Шопенгауэра. В этот период он написал: «Рождение трагедии из духа музыки», «Философия в трагическую эпоху Греции», «Несвоевременные» размышления».

2 этап – знаменует разрыв с предыдущей философской традицией (1878-1882). Написаны: «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Утренняя заря».

3 этап  начинается с 1883 года. В это период создаются: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и др.

Ницше не совсем философ. Он философ-поэт. Его философия воплощена не в логике и строгой системе, а в художественных образах. Он пытается соединить философию и жизнь, сбросить с нее покрывало академизма и профессорской учености, делающей философию для многих недоступной.

Ницше считают основателем нового направления – философии жизни.

Философия жизни – попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Мир – не дух и не материя. В его основе – активная жизненная сила. С точки зрения Шопенгауэра и Ницше – это воля. Она неразумна, нерациональна, представляет собой слепую, стихийную активность.

Разум – марионетка воли, хотя часто считает себя ее хозяином. Глубинная жизненная сила – стремление к господству, воля к власти, которая является определяющим стимулом деятельности.

В целом мировоззрение Ницше определяют как аристократический анархизм.

В его философии можно выделить 2 основные идеи:

1) идею «сверхчеловека»,

2) идею «переоценки всех ценностей».

Идея «сверхчеловека» - попытка создать культурно-нравственный идеал совершенного человека. Сверхчеловек должен соединить в себе доселе несоединимые качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание и в то же время творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить, жертвовать собой. Это как соединение в одном лице мудреца-философа и завоевателя-аристократа, Сократа и Александра Македонского.

Идеал сверхчеловека противопоставляется  современному человеку, массовому индивиду, которого Ницше характеризовал крайне отрицательно – «жалкий, ничтожный».

Сверхчеловек должен стать целью, но путь к нему предполагает разрушение всех прежних ценностей – представлений о добре и зле, поскольку они противоречат самой жизни:

1) развенчание образа Бога. Бог оказался призраком.

2) надо отбросить чувство жалости и «любви к ближнему». Они были любовью к слабости, ко всему низкому и недостойному в человеке.

Какие новые ценности утверждает Ницше?

1) не может быть всеобщего блага, блага для всех. Люди изначально неравны, поэтому благо у каждого свое. Бог умер.

2) новый человек. Человек, преодолевающий собственную слабость, все самое недостойное, низкое, болезненное в себе и других. Новый человек – это здоровое, сильное, прекрасное тело и свободный дух. Он творец и созидатель нового, разрушитель старого. Жизнь есть игра, творчество, созидание, но одновременно разрушение, зло и страдание. В ней есть все: благо и зло. Тем она и прекрасна.

Основные направления современной западной философии

Под современной западной философией понимается западноевропейская философия и философия США конца XIX – XX веков. Эта эпоха – эпоха неклассической философии. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Ведущими направлениями среди них являются феноменология, позитивизм, критический рационализм, прагматизм, постпозитивизм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм.  Еще одним существенным направлением  современной западной философии является    структурализм – методологическое направление в ряде гуманитарных наук, таких как языкознание, этнография, психология, история, выдвигающее на первый план анализ структуры исследуемого объекта.

1. Феноменология

Феноменология – это философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры.

Родоначальником этого направления является немецкий философ Э.Гуссерль (1859-1938). Он понимал феноменологию как новую, строгую научную философию о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания во всей его частной конкретике.

2. Позитивизм

Позитивизм – это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующее на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его основателем был французский философ О.Конт (1798-1857). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопросы: «Почему?», она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: «Как?». Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

Вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм – возникла на рубеже XIX – XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э.Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р.Авенариус (1843-1896). В отличие от «первого позитивизма», который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, «второй позитивизм» сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал «критику опыта» и предполагал «очищение» опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются «элементами мира».

Третьей исторической формой позитивизма является неопозитивизм – направление в философии  XX века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки: роли знаково-символических средств научного мышления, отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Неопозитивизм зародился почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы XIX века. Его основными представителями являются: М.Шлик, Р.Карнап,  Г.Рейхенбах,  Л.Витгенштейн.

Представители «третьего позитивизма» утверждают, что философия не является ни наукой о какой-то реальности, ни теорией познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Поэтому первый вариант неопозитивизма получил название логического позитивизма.

3. Прагматизм

Прагматизм – это течение в современной философии, представители которого считают практическую полезность знания источником опасности и подчеркивают, что философия есть способ решения человеческих проблем.

Основными представителями этого направления являются американские философы Ч.Пирс (1839-1914), Ч.Джемс (1862-1910), Дж. Дьюи (1859-1952).

Принципы прагматизма оказали существенное влияние на общий стиль американского мышления и практики, в том числе и политики.

4. Постпозитивизм

С конца 50 – начала 60-х годов ЧЧ века неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять свое влияние. Ему на смену пришел «четвертый позитивизм», или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику  философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу его виднейших представителей относятся К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, Дж.Агацци.

Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания.

Позитивисты:

  •  Заявляют о взаимопроникновении эмпирического и теоретического знания;
  •  Стремятся опереться на историю науки;
  •  Отказываются от куммулятивизма в понимании развития научного знания;
  •  Отказываются проводить жесткие границы между научным знанием и философией;
  •  Признают обусловленность науки внешними факторами, социальными и культурными.

5. Критический рационализм

Критический рационализм – это направление в современной философии, занимающееся выработкой некой «чистой» модели рациональности, верной для всех и во все времена. Он является одним из ведущих течений в постпозитивизме и наиболее ярко представляет эту стадию в разработке проблем методологии научного познания. Его основателем считается английский философ К.Поппер (1902-1988).

С точки зрения критического рационализма, предметом изучения являются не высказывания, а наука как целостная, динамичная развивающаяся система. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на отдельные высказывания или на независимые друг от друга уровни. В научном знании философские концепции тесно «переплетаются» и взаимосвязаны с собственно научными концепциями.

Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Науке нужен принцип фальсификации, т.е. опровержения неистинности.

Фальсификация – принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке.

К.Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто опытом.

Для Поппера принцип фальсификации – это способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Наука – это постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения.

Существенный вклад в разработку идей критического рационализма внесли также Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабанд.

6. Экзистенциализм

Экзистенциализм – это иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале ХХ века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта

Предшественниками экзистенциализма считаются датский философ и теолог XIX века Кьеркегор («бытие дает страх и отчаяние») и немецкий философ Ф.Ницше («освободить жизнь от подавляющего гнета разума»).

Экзистенциализм возник в начале ХХ века в России (Бердяев, Шестов), после первой мировой войны получил распространение в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер), а во время второй мировой войны перешел во Францию (Сартр, Камю, Марсель). Известно два направления экзистенциализма – религиозное (К.Ясперс, Г.Марсель) и атеистическое (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю).

Среда распространения экзистенциализма – творческая интеллигенция: поэты, писатели, художники, приверженцы экспрессионизма в искусстве.

Экзистенция в переводе с латинского означает «существование». Само это существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе.

В атеистическом варианте иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Перед человеком открывается бездна последствий, и он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед собой, совсем нелегко постоянно нести это бремя ответственности, сознавая, что «созидая» себя, ты тем же самым творишь других людей и мир в целом.

Экзистенция человека – это нечто вроде его души. Экзистенция неуловима и не может быть познана: чем больше ее изучаешь, тем труднее ее понять. В силу своей иррациональности человек никогда не знает, чего он хочет; он не может понять себя и других и вследствие этого всегда одинок. Жизнь человека полна трагизма.

Экзистенциалистская концепция человека имеет субъективно-идеалистический характер: мир таков, каков человек, каковы его субъективные переживания. Различают «неподлинное» существование человека, когда он находится в зависимости от внешних условий природы и общества, и «подлинное» существование человека, когда он освобождается от внешних условий и ему открывается его экзистенция. Это так называемые «пограничные ситуации»: перед лицом смерти, страдания, чувство глубокой вины и раскаяния, религиозного экстаза, душевное заболевание. Лишь в пограничной ситуации человек обретает истинную свободу, выбирает сам свои поступки и действия.

Одиночество человека в мире ощущается им как страх перед лицом Ничто, которое только и может открыть человеку бытие, привести его к свободе.

Понятия «здесь-бытие», «бытие-В-мире», «бытие-К-смерти» и др., введенные немецким экзистенциалистом М.Хайдеггером для характеристики бытия человека, позволили сблизить позиции онтологии, гносеологии и философской антропологии.

7. Персонализм

Персонализм – это теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением творческой активности верховной личности, Бога. Персонализм существует в двух вариантах – французском, где его основателями выступили Э.Мунье и Ж.Лекруа и американском (Б.П.Боун, Р.Флюэллинг и Э.Брайтмен).

В центре внимания философии персонализма находится религиозно-этическая проблематика. Чтобы не нанести ущерба всемогуществу, мудрости и благости Бога, персоналисты заявляют о самоограничении воли Бога, предоставляющего своим творениям свободу выбора как дар, дающий им возможность быть соучастниками в осуществлении в мире богоугодного добра. Божественное самоограничение претворяется в персоналистской этике в ограничение божьей воли посредством свободы людей как кардинального этического принципа.

С другой стороны, самоограничение выполняет функцию теодицеи,

т.е. богооправдания от царящего в мире зла, обуславливаемого дарованной Богом человеку свободой выбора.

Основными проблемами персонализма являются  вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Согласно персонализму, если личность стремится к Богу, или, что то же самое, к добру и совершенству, она находится на правильном пути. Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных личностей. Личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми.  Отсюда вытекает важность коммуникации как вовлечения людей в преобразование мира.

8. Структурализм

Структурализм – это методологическое направление в ряде гуманитарных наук (языкознании, этнографии, психологии, истории), выдвигающее на передний план анализ структуры исследуемого объекта. Он возник во Франции в первой половине ХХ века. Основными представителями структурализма являются антрополог Клод Леви Спороге, психоаналитик Жак Лакан, философ Мишель Поль Фуко и Луи Альтюсер.

Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных (неизменных) при некоторых преобразованиях. В таком понимании понятие структуры характеризует не просто устойчивый «скелет» какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и так далее путем перестановки его элементов и некоторых других симметричных преобразований. Выявление структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается путем выведения различий между этими объектами в качестве превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта.

Структурный метод первоначально был разработан в лингвистике, а затем взят на вооружение в «науках о человеке»: антропологии, этнологии, психологии, социологии и других применительно к мышлению как в норме, так и в патологии. В частности, К.Леви-Стросс, создатель концепции структурной антропологии, наибольшее внимание уделил исследованиям мифологического мышления, стремясь показать наличие общей структуры в мифах различных племен и народностей. Он пришел к выводу, что одни и те же мифы воспроизводятся с буквальной точностью в разных регионах мира. По его мнению, и мифологическое, и научное мышление подчинены одной и той же логике.

Структурализм, наряду с критическим рационализмом, представляет собой одну из форм проявления позитивизма.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27793. Этапы развития детского коллектива 19.76 KB
  Макаренко подчеркивал что движение – форма жизни коллектива остановка – форма его смерти. В педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектива. Макаренко об использовании принципа перспективных линий в развитии коллектива.
27794. 3 этапа работы по реабилитации подростка 11.91 KB
  Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его физического и психического здоровья, степени образовательной подготовки и др. Приюты- первый путь реабилитации.
27795. Патронаж 36.5 KB
  Цель патронажа семей – социальнопедагогическая адаптация и реабилитация детейинвалидов. Социальнопедагогический патронаж проводится по нескольким направлениям. Социальнопедагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
27798. Характеристика семей «группы риска» 16.74 KB
  В зависимости от состава семьи от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно формирует свои взгляды строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок в благополучной или неблагополучной [26 с. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств:...
27799. КТД 133.94 KB
  Предполагает следующие этапы: принятие идеи выделение совета дела творческое коллективное выполнение коллективный анализ и оценка принятие идеи нового дела. Структура коллективнотворческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД намечают свои исходные направляющие действия необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям проводя нацеливающие воспитательные занятия с детьми беседы экскурсии готовят...
27800. Технологии профилактики наркомании и алкоголизма 20.21 KB
  Привлекают внимание информационные технологии профилактики наркомании и алкоголизма разработанные в г.Первый постулат профилактики наркомании заполнение информационного вакуума. Необходимо создать постоянно действующий и стабильно финансируемый конвейер публикаций и рекламы в СМИ по профилактике наркомании.
27801. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В МОУ СОШ № 3 с. КИТАЕВСКОГО ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 40.19 KB
  Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования. Деятельность научного общества учащихся Олимп в которое входят предметные секции. Материальная поддержка талантливых и одарённых детей поездка в Москву на Всероссийский конкурс творческих работ учащихся посвящённый 75летию Д. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся уделять внимание развитию их способностей.